- Осуществить системный анализ состояния проблемы развития творческой личности в современной педагогической психологии и разработать эстетико-семиотический подход к изучению и музыкально-творческому развитию личности обучающегося.
- Обосновать сущность и выделить структурно-содержательные компоненты вторичной музыкальной личности в качестве результата музыкального образования.
- Разработать, апробировать музыкально-семантическую модель психологического сопровождения творческого развития личности средствами музыкального искусства и оценить ее эффективность.
- В рамках музыкально-семантической модели разработать оценочные критерии и уровни музыкально-творческого развития личности применительно к дошкольному, школьному и вузовскому образованию.
- Выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические факторы, условия и механизмы творческого развития личности в процессе музыкального образования; определить структуру музыкальной творческой развивающей среды.
- Разработать и апробировать программу психологического сопровождения музыкально-творческого развития личности в условиях дошкольного образовательного учреждения, школы, вуза.
1.Курышева, И.В. Психологические условия развития творческого потенциала старшеклассников средствами музыкального искусства (Монография) [Текст] / И.В. Курышева. - Нижний Новгород: НФ ИБП, 2008. – 259 с. (15 п.л.)
2.Курышева, И.В. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности (Монография) [Текст] / И.В. Курышева, С.И. Зинин. - Нижний Новгород: НФ ИБП, 2010. – 253 с. (15,7 п.л.) (авторский вклад – 80%)
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
3.Курышева, И.В. Психологические условия оптимизации творческих способностей в коллективе средствами музыки [Текст] / И.В. Курышева // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2008. - № 8 (46). – С. 89-91. (0,4 п.л.)
4.Курышева, И.В. Механизмы воздействия музыки на развитие креативности и творческого потенциала личности [Текст] / И.В. Курышева // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2008. - № 9 (47). – С. 69-72. (0,46 п.л.)
5.Курышева, И.В. Психотерапевтические возможности восприятия «живой классической музыки» [Текст] / И.В. Курышева // Ученые записки. Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова. – 2009. – Т. XVI. - № 4. – С. 71-73. (0,4 п.л.)
6.Курышева, И.В. Музыкальность в психологической модели невербальной коммуникации [Текст] / И.В. Курышева // Вестник университета (Государственный университет управления).– 2009. - № 34. – С. 56-60. (0,58 п.л.)
7.Курышева, И.В. Музыкальность как фактор развития творческого потенциала личности [Текст] / И.В. Курышева // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2010. - № 5. – С. 43-46. (0,46 п.л.)
8.Курышева, И.В. Музыкально-творческая среда как фактор развития творческой личности студента гуманитарного вуза [Текст] / И.В. Курышева // Высшее образование сегодня. – 2010. - № 8. – с. 85-87. (0,4 п.л.)
9.Курышева, И.В. Психологическое сопровождение развития творческой личности студента гуманитарного вуза средствами музыкального искусства [Текст] / И.В. Курышева // Высшее образование сегодня. – 2010. - № 9. – с. 92-95. (0,46 п.л.)
10.Курышева, И.В. Психологическое сопровождение развития творческого потенциала личности средствами музыкального искусства [Текст] / И.В. Курышева, В.В. Рыжов // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2010. - № 11. – С. 103-108. (0,69 п.л.) (авт. вклад – 70%)
11.Курышева, И.В. Психологические механизмы развития творческой личности средствами музыкального искусства [Текст] / И.В. Курышева // Мир науки, культуры, образования. – 2010. - № 6 (25). Ч.2. – С. 103-107. (0,58 п.л.)
12.Курышева, И.В. Методологические основы исследования формирующих потенциалов музыкального искусства [Текст] / И.В. Курышева // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. - № 1. – С. 125-132. (0,6 п.л.)
13.Курышева, И.В. Музыкально-творческое развитие личности: эстетико-семиотический подход [Текст] / И.В. Курышева // Мир науки, культуры, образования. – 2011. - № 3 (28). – С. 93-98. (0,7 п.л.)
14.Курышева, И.В. Психолого-педагогические основы развития творческой личности [Текст] / И.В. Курышева // Мир науки, культуры, образования. – 2011. - № 4 (29). Ч.1. – С. 243-246. (0,52 п.л.)
15.Курышева, И.В. Психологическое сопровождение музыкально-творческого развития детей с проявлениями асоциального поведения: эстетико-семиотический подход [Текст] / И.В. Курышева // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова. – 2011 –- №4. – С. 35-36 (0,45 п.л.)
Учебные и учебно-методические издания
16.Курышева, И.В. Система психопрофилактической работы педагога-психолога в ДОУ [Текст] / И.В. Курышева, Н.В. Туманова // Учебно-методическое пособие Н. Новгород: ООО Типография «Поволжье». – 2008. – 62 с. (3,6 п.л.) (авт. вклад – 70%)
17.Курышева, И.В. Программно-методическое обеспечение курса «Имиджелогия» [Текст] / И.В. Курышева // Учебно-методическое пособие) Нижний Новгород: НФ ИБП, 2007. – 73 с. (4,2 п.л.)
18.Курышева И.В. Методические рекомендации по подготовке к Государственному экзамену [Текст] / И.В. Курышева, Е.Г. Виноградова, Н.И. Дунаева, О.В. Суворова, В.Р. Попова // Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: НФ ИБП, 2008. – С. 56. (3,25 п.л.) (авт. вклад 50%)
19.Курышева, И.В. Любимая психология «дошкольника» [Текст] / И.В. Курышева // Методические рекомендации по формированию психологической готовности к школе детей с проявлениями асоциального поведения. - Ч. 1. - Н.Новгород: Типография «Поволжье», 2008. – 88 с. (5,5 п.л.)
20.Курышева, И.В. Любимая психология «дошкольника» [Текст] / И.В. Курышева // Методические рекомендации по формированию психологической готовности к школе детей с проявлениями асоциального поведения. - Ч. 2. - Н. Новгород: Типография «Поволжье», 2008. – 72 с. (4,5 п.л.)
21.Курышева, И.В. Программно-методическое обеспечение курса «Психология имиджа» [Текст] / И.В. Курышева // Учебно-методическое пособие. - Н. Новгород: Типография «Поволжье». – 2008. - 72 с. (3,9 п.л.)
Статьи в научно-методических сборниках, периодических изданиях, тезисы докладов
22.Курышева, И.В. Развитие творческого потенциала личности будущего педагога через восприятие шедевров музыкального искусства [Текст] / И.В. Курышева // Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Второй Международной научно-практической конференции. – Н.Новгород. – 2000. – С.107-111 (0,3 п.л.).
23.Курышева, И.В. Развитие творческого потенциала личности через восприятие музыки [Текст] / И.В. Курышева // Проблемы интеграции в современном образовании: Научные труды Международной научно-практической конференции. – Самара. – 2001. – С.223-230 (0,5 п.л.).
24.Курышева, И.В. Воспитательное воздействие музыкального искусства [Текст] / И.В. Курышева // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Сб. научн. трудов. Вып. 1. – Н.Новгород: УРАО – 2002. – С.81-83 (0,2 п.л.).
25.Курышева, И.В. Возможности социальной реабилитации пенсионеров средствами музыкального искусства [Текст] / И.В. Курышева // Вестник социальной работы. – Ярославль. – 2002. - №4. – С.15-21 (0,4 п.л.).
26.Курышева, И.В. Социальная реабилитация пенсионеров средствами музыкального искусства как часть социальной политики [Текст] / И.В. Курышева // Вопросы современной социальной политики: региональный аспект: Сб. научн. трудов. – Ярославль. – 2002. – С.36-42 (0,4 п.л.).
27.Курышева, И.В. Диагностика и формирование креативности у старшеклассников в процессе восприятия классической музыки и музыкально-творческой деятельности [Текст] / И.В. Курышева // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Сб. научн. трудов. Вып. 2. – Н.Новгород: УРАО – 2002. – С.97-128 (2,0 п.л.).
28.Курышева, И.В. Психологические условия развития творческого потенциала старшеклассников средствами музыкального искусства [Текст] / И.В. Курышева //Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Сб. научн. трудов. Вып. 4.– СПб: Изд-во "Мирт", 2004. – С. 100-111 (1,2 п.л.).
29.Курышева, И.В. Воздействие классической музыки в процессе её восприятия на духовно-нравственную сферу личности как средство активизации творческого потенциала старшеклассников [Текст] / И.В. Курышева // Гуманизм и духовность в образовании: научные труды Третьей Международной научной конференции. – Нижний Новгород, 2005. - С. 108-111. (0,3 п.л.)
30.Курышева, И.В. Возможности художественного воздействия музыки на познавательное и личностное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / И.В. Курышева // Развитие личности в процессе непрерывного художественного образования: материалы региональной научно-практической конференции. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005. – С. 77-81. (0,2 п.л.)
31.Курышева, И.В. Психологические основы развития способностей ребёнка – дошкольника в процессе приобщения к музыкальному искусству. Модернизация музыкального образования дошкольников: проблемы, поиски, перспективы. Педагогическая технология музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э.П. Костиной [Текст] / И.В. Курышева // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. – С. 30-37. (0,4 п.л.)
32.Курышева, И.В. Любовь к себе как проявление духовности личности [Текст] / И.В. Курышева // Интеграция образования и науки на основе научно-образовательного центра: сб. тр. участников Всероссийской научно-практической конференции в 2 ч. Ч.1 (I –III разд.) – М. - Чебоксары – Ульяновск: УлГУ, 2005. – С. 226-232. (0,4 п.л.)
33.Курышева, И.В. Развитие творческого потенциала сотрудников как средство оптимизации инновационных процессов в трудовом коллективе [Текст] / И.В. Курышева // Современная психология в экономике, политике и социальной сфере: материалы I региональной научно-практической конференции преподавателей, практических психологов и студентов. – Н.Новгород: НФИБП, 2006. – С. 70-75. (0,3 п.л.)
34.Курышева, И.В. Развитие духовности как фактор формирования личности профессионала-психолога [Текст] / И.В. Курышева // Актуальные проблемы психологии образования: материалы 4-й региональной научно-практической конференции, посвящённой 85-летию кафедры общей психологии НГПУ. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. - С. 92-96. (0,2 п.л.)
35.Курышева, И.В. Психическое, физическое и личностное развитие ребёнка в раннем возрасте средствами музыкального искусства [Текст] / И.В. Курышева // Воспитание и развитие детей раннего возраста: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Н. Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2006. – С. 61-64. (0,1 п.л.)
36.Курышева, И.В. Классическая музыка как средство психотерапии в практике психолога-консультанта [Текст] / И.В. Курышева // Современная психология в экономике, политике и социальной сфере: материалы ІІ межрегиональной научно-практической конференции. Нижний Новгород: НФ ИБП, 2007. – С. 29-37. (0,4 п.л.)
37.Курышева, И.В. Профилактика агрессивного поведения сотрудников как условие оптимизации СПК образовательного учреждения [Текст] / И.В. Курышева, Е.В. Махалова // Современная психология в экономике, политике и социальной сфере: материалы ІІ межрегиональной научно-практической конференции. – Нижний Новгород: НФ ИБП, 2007. – С. 273-278. (0,3 п.л.) (авт. вклад – 50%)
38.Курышева, И.В. Психопрофилактика как форма социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей [Текст] / И.В. Курышева, И.В. Мулюкина // Современная психология в экономике, политике и социальной сфере: материалы ІІ межрегиональной научно-практической конференции. – Нижний Новгород: НФ ИБП, 2007. – С. 278-284. (0,3 п.л.) (авт. вклад - 50%)
39.Курышева, И.В. Психотерапевтические упражнения с использованием цветомузыкального воздействия как средство оптимизации психосоциальной адаптации сотрудников в условиях инновационной политики организации [Текст] / И.В. Курышева // Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: проблемы и перспективы: материалы II Международной научной конференции. – Минск: Изд. центр БГУ, 2007. - С. 137-138. ( 0,1 п.л.)
40.Курышева, И.В. Психолого-педагогические условия обеспечения преемственности дошкольного и начального звена образования для детей с проявлениями асоциального поведения [Текст] / И.В. Курышева, И.А. Обрядчикова, В.А. Вилкова // Нижегородская инновационная школа. Выпуск 5: Эксперимент в образовательном комплексе региона: дошкольное образование. - Нижний Новгород: ООО «Типография Поволжье», 2007. – С. 147-153. (0,3 п.л.) (авт. вклад – 80%)
41.Курышева, И.В. Формирование психологической готовности к школе детей с проявлениями асоциального поведения [Текст] / И.В. Курышева, И.А. Обрядчикова, В.А. Вилкова // Научные труды Нижегородского филиала Института бизнеса и политики. Вып. 1: история, право, психология, экономика. – Нижний Новгород: НФИБП, 2008. – С. 135-156. (1,3 п.л.) (авт. вклад – 80%)
42.Курышева, И.В. Духовность как критерий элитарности личности [Текст] / И.В. Курышева // Современная психология в экономике, политике и социальной сфере: материалы ІІІ межрегиональной научно-практической конференции. – Нижний Новгород: НФ ИБП, 2008. – С. 71-78. (0,4 п.л.)
43.Курышева, И.В. Развитие духовной личности будущего профессионала – важнейшая составляющая образовательной программы элитарного учебного заведения [Текст] / И.В. Курышева // Бизнес и политика в России: национальные интересы в контексте глобализации: материалы VIII Межрегиональной научной конференции ИБП. – М.: Институт бизнеса и политики, 2008. - С. 74-88. (0,8 п.л.)
44.Курышева, И.В. Взаимосвязь уровня субъективного контроля и доминирующих защитных механизмов личности у руководителей ДОУ [Текст] / И.В. Курышева, Э.С. Зайцева // Проблемы современной практической психологии: материалы студенческой секции ІІІ межрегиональной научно-практической конференции «Современная психология в экономике, политике и социальной сфере». – Нижний Новгород: НФ ИБП, 2008. – С. 58-62. (0,3 п.л.) (авт. вклад – 50%)
45.Курышева, И.В. Особенности синдрома «эмоционального выгорания» работников образовательных учреждений [Текст] / И.В. Курышева, А.Ю. Никитин // Проблемы современной практической психологии: материалы студенческой секции ІІІ межрегиональной научно-практической конференции «Современная психология в экономике, политике и социальной сфере». – Нижний Новгород: НФ ИБП, 2008. – С. 86-90. (0,3 п.л.) (авт.вклад – 70%)
46.Курышева, И.В. Механизмы воздействия музыки на развитие креативности и творческого потенциала личности[Текст] / И.В. Курышева // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвузовский сборник научных трудов. - Выпуск 12. – М.: Изд-во Русско-Американского института, 2008. – С. 129 – 141. (0,75 п.л.)
47.Курышева, И.В. Проблема подготовки к школе детей с проявлениями асоциального поведения [Текст] / И.В. Курышева // Нижегородское образование. – 2008. - № 1. – С. 73-78. (0,3 п.л.)
48.Kurisheva, I.V. Fundamental psychophysiology of music therapy of neurological diseases / I.V. Kurisheva // Abstracts of the 14-th World Congress of Psychophysiology the Olympic of the Brain of the International Organization of Psychophysiology (I.O.P.) Associated with the United Nations St. Petersburg, Russia, September 8-13, 2008 // International Journal of Psychophysiology, 2008. – Volume 69, № 3. – P. 302. (0,1 п.л.)
49.Курышева, И.В. Функциональная музыка: актуальные проблемы, новые решения / И.В. Курышева // Современная психология в экономике, политике и социальной сфере: материалы ІV Международной научно-практической конференции. – Нижний Новгород: НФ ИБП, 2009. – С. 311-316. (0,3 п.л.)
50.Курышева, И.В. Цветомузыкальное воздействие как средство оптимизации социально-психологического климата трудового коллектива / И.В. Курышева // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 13. – М.: Изд-во Русско-Американского института, 2009. – С. 108 –120. (0,7 п.л.)
51.Курышева, И.В. Подготовка к школе ребёнка с проявлениями асоциального поведения / И.В. Курышева // Проблемный ребёнок в современном социокультурном пространстве образования и семьи: материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой юбилею д.псих.н., проф., Ульенковой У.В. - Нижний Новгород. – Нижний Новгород: «Издательский салон» ИП Гладкова О.В., 2009. – С. 254-257. (0,2 п.л.)
52.Курышева, И.В. Сохранение и укрепление психологического здоровья ребёнка средствами музыкального искусства / И.В. Курышева // Психологическое здоровье подрастающего поколения: проблемы и пути решения: материалы Международной научно-практической конференции. – Астрахань: Изд. Дом «Астраханский университет», 2009. – С. 156-158. (0,4 п.л.)
53.Курышева, И.В. Метафора в контексте психологической помощи / И.В. Курышева, О.В. Вовденко // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвузовский сборник научных и научно-методических трудов. Выпуск 14. – М.: Изд-во Русско-Американского института, 2009. – С. 32-34. (0,2 п.л.) (авт. вклад – 50%)
54.Курышева, И.В. Развитие творческой индивидуальности школьников при восприятии классической музыки на уроках музыки, МХК и во внеклассной работе / И.В. Курышева // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвузовский сборник научных и научно-методических трудов. Выпуск 14. – М.: Изд-во Русско-Американского института, 2009. – С. 52-59. (0,4 п.л.)
55.Курышева, И.В. Развитие творческого потенциала младшего школьника средствами оздоровительного плавания / И.В. Курышева, Е.А. Шмарева // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 13. – М.: Изд-во Русско-Американского института, 2009. – С. 60-62. ( 0,2 п.л.) (авт. вклад – 50%)
56.Курышева, И.В. Психологическое сопровождение творческого развития личности средствами музыки / И.В. Курышева, В.В. Рыжов // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 15. – М.: Изд-во Русско-Американского института, 2010. – С. 150-161. (0,78 п.л.) (авт. вклад – 70%)
57.Курышева, И.В. Основные подходы к использованию метафоры в психотерапевтических целях / И.В. Курышева // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 15. – М.: Изд-во Русско-Американского института, 2010. – С. 48-52. (0,3 п.л.) (авт. вклад – 50%)
58.Курышева, И.В. Развитие творческой личности педагога в процессе духовного общения средствами музыкального искусства / И.В. Курышева, С.И. Зинин // Научные труды Нижегородского филиала Института бизнеса и политики. Вып. 2: право, психология, экономика. – Нижний Новгород: НФИБП, 2010. – С. 123-144. (1,27 п.л.) (авт. вклад – 80%)
59.Курышева, И.В. Рисунок как средство анализа внемузыкальных явлений вторичной музыкальной личности / И.В. Курышева // Тело как проявление свободы и культуры личности: материалы областного научно-практического семинара, 8 апреля 2010 года / Нижний Новгород: НФ ИБП, 2010. – С. 22-26. (0,23 п.л.)
60.Курышева, И.В. Анализ подходов к вопросу конкурентоспособности личности / И.В. Курышева, И.В. Терелянская // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 17. – М.: Изд-во Русско-Американского института, 2011. – С. 266-270. (0,3 п.л.) (авт. вклад – 50%)
61.Курышева, И.В. Теоретико-методологическое обоснование эстетико-семиотического подхода к развитию творческой личности средствами музыкального искусства / И.В. Курышева // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 17. – М.: Изд-во Русско-Американского института, 2011. – С. 204-222. (1 п.л.)
62.Курышева, И.В. Духовно-ориентированный диалог как условие профессионализма педагогического общения / И.В. Курышева, С.И. Зинин // Современная психология в экономике, политике и социальной сфере: материалы V Международной научно-практической конференции. – Нижний Новгород: НФ ИБП, 2011. – С. 157-162. (0,3 п.л.) (авт. вклад – 80%)
63.Курышева, И.В. Творческий потенциал старшеклассника и его развитие средствами музыкального искусства / И.В. Курышева // Современная психология в экономике, политике и социальной сфере: материалы V Международной научно-практической конференции. – Нижний Новгород: НФ ИБП, 2011. – С. 112-117. (0,3 п.л.)