- Для эффективного социального развития детей с ОВЗ необходима особая среда многофункционального полисубъектного взаимодействия со значимыми взрослыми и сверстниками в педагогическом пространстве дошкольного инклюзивного образования.
- Сущность концепции построения содержания психологического сопровождения дошкольного инклюзивного образования старших дошкольников с ОВЗ и их сверстников с нормальным психическим развитием (НПР) заключается в системном постепенно усложняющемся обучении детей социально-ролевому поведению с целью развития у них жизненных и социальных компетенций.
- Психологическая готовность старших дошкольников в ОВЗ к интеграции в массовую образовательную среду заключается в появлении и развитии у них содержательного внеситуативно-личностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Уровни социальной готовности к интеграции в образовательную среду старших дошкольников с ОВЗ связаны с общим уровнем психического развития детей, в частности, дети с более серьезными нарушениями интеллектуального развития чаще оказываются не включенными в интегрированный коррекционно- образовательный процесс вследствие сниженной способности к адаптации в детско-взрослом сообществе.
- Формирование социально-адаптивного ролевого поведения у старших дошкольников с ОВЗ на основе партнерских субъект-субъектных отношений возможно при наличии у педагогов, работающих с этими детьми особой психолого-дидактической профессиональной компетентности.
1.Сорокоумова, С.Н. Информационно-консультативные материалы для педагогов и психологов образовательных учреждений по проблеме формирования конструктивных детско-родительских отношений / С.Н.Сорокоумова, Л.В.Филиппова, М.А.Замураева. – М.: Российская академия образования; Н. Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2007. – 119 с. (0,7 п.л.)
2.Сорокоумова, С.Н. Формирование сотрудничества у дошкольников с проблемным и нормальным психическим развитием в инклюзивном образовании / С.Н.Сорокоумова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Н. Новгород: Издательство «Пламя», 2011. – 320 с. – (Серия «Педагогические технологии»). (13 п.л.)
Статьи в изданиях, рекомендованных Решением Президиума ВАК Минобрнауки РФ от 20.10.06. №39/88 для публикации основных результатов диссертаций на соискание учёной степени доктора наук
3.Сорокоумова, С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения / С.Н.Сорокоумова // Известия Самарского научного центра РАН, 2010. – Т.12. – С.132-134. (0,4 п.л.)
4.Сорокоумова, С.Н. Изучение эмпатии у старших дошкольников в условиях инклюзивного обучения / С.Н.Сорокоумова // Вестник Московского областного государственного университета. 2010. – №3. – С. 98-103. (0,6 п.л.)
5.Сорокоумова, С.Н. Формирование нравственной позиции современных подростков / С.Н.Сорокоумова, Е.Г. Кашкарова // Приволжский научный журнал, 2010. – № 1. – С. 219-223. (0,3 п.л./ 0,6 п.л.) (авт.вклад – 50%)
6.Сорокоумова, С.Н., Столбов, П.В. Компетентностный подход к профессиональной подготовке студентов строительных специальностей / С.Н.Сорокоумова, П.В.Столбов // Приволжский научный журнал, 2010. – №1. – С. 230-234. (0,3 п.л.) (авт.вклад – 50%) (0,15 п.л.)
7.Сорокоумова, С.Н. Подготовка педагогов к психолого-педагогическому сопровождению детей в инклюзивном обучении // Приволжский научный журнал, 2010. – №4. – С.268-272 (0,4 п.л.)
8.Сорокоумова, С.Н. Изучение субъективной картины мира студентов высшей школы / С.Н.Сорокоумова, Д.Ю.Тарасов // Приволжский научный журнал, 2010. – №4. – С.259-263. (авт.вклад – 50%) (0,2 п.л./ 0,4 п.л.)
9.Сорокоумова, С.Н. Организация инклюзивного обучения в условиях модернизации образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Т. 13. - №2 (3). – 2011. – С. 618-620. (0,3 п.л.)
10.Сорокоумова, С.Н. Психологические особенности эмпатии дошкольников в условиях инклюзивного образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Т. 13. – №2 (4). – 2011. – С. 889-893. (0,4 п.л.)
11.Сорокоумова, С.Н. Организация психологической помощи в условиях инклюзивного образования // Приволжский научный журнал, 2011. – №3. – С.214-218 (0,4 п.л.)
12.Сорокоумова, С.Н. Организация психологической помощи дошкольникам в инклюзивном образовании // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Т. 13. – №2 (5). – 2011. – С.1232 - 1237. (0,6 п.л.)
Научные статьи в прочих изданиях
13.Сорокоумова, С.Н. Использование юмора в работе с детьми старшего дошкольного возраста / С.Н.Сорокоумова, Л.И.Дурандина // Вестник психолого-педагогического факультета НГПУ, Н. Новгород. – 2001. – №3. (0,3 п.л.) (авт.вклад – 50%)
14.Сорокоумова, С.Н. Развитие нравственного сознания в старшем дошкольном возрасте / С.Н.Сорокоумова // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 19. МГПИ, Саранск, 2002. С.91-93 (0,3 п.л.)
15.Сорокоумова, С.Н. Формирование эмоциональной культуры в детско-родительском взаимодействии / С.Н.Сорокоумова // Психология образования: профессионализм и культура: Докл. регион. научн.- практ. конференции. Н. Новгород, НИРО. 2005. – С.71-80 (0,7 п.л.)
16.Сорокоумова, С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений / С.Н.Сорокоумова // Психолог в детском саду, 2005. – №3. – С.93-103 (0,6 п.л.)
17.Сорокоумова, С.Н. Формирование эмпатии у старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений / С.Н.Сорокоумова // Психологические проблемы современной Российской семьи: Материалы II Всероссийской научн. конференции. М., 2005. – С.345-357 (0,8 п.л.)
18.Сорокоумова, С.Н. Развитие эмпатийных детско-родительских отношений в семье / С.Н.Сорокоумова // Студенческий гений – 2006. Сборник статей. Н.Новгород: Департамент образования Нижегородской области, МГЭИ, НФ МГЭИ, 2006. – С.196-204 (0,6 п.л.)
19.Сорокоумова, С.Н. Развитие эмпатийных детско-родительских отношений в семье / С.Н.Сорокоумова // VIII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии. Экология развития личности в образовании. г. Пятигорск, ПГЛУ, 2006. – С .69-74 (0,3 п.л.)
20.Сорокоумова, С.Н. Экспериментальное исследование эмпатии у детей в условиях инклюзивного обучения / С.Н.Сорокоумова // Современные проблемы социально-гуманитарных наук: Материалы международной конференции. К 15-летию Гуманитарного института. – Ч.II. – Москва, Гуманитарный институт, 2009. – С.87-92 (0,3 п.л.)
Материалы международных и всероссийских конференций
21.Сорокоумова, С.Н. Использование юмора в работе с детьми старшего дошкольного возраста / С.Н.Сорокоумова, Л.И.Дурандина // Вестник психолого-педагогического факультета НГПУ, Н. Новгород. – 2001. – №3. (0,3 п.л.) (авт.вклад – 50%)
22.Сорокоумова, С.Н. Развитие нравственного сознания в старшем дошкольном возрасте / С.Н.Сорокоумова // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 19. МГПИ, Саранск, 2002. С.91-93. (0,3 п.л.)
23.Сорокоумова, С.Н. Формирование эмоциональной культуры в детско-родительском взаимодействии / С.Н.Сорокоумова // Психология образования: профессионализм и культура: Докл. регион. научн.- практ. конференции. Н. Новгород, НИРО. 2005. – С.71-80. (0,7 п.л.)
24.Сорокоумова, С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений / С.Н.Сорокоумова // Психолог в детском саду, 2005. – №3. – С.93-103. (0,6 п.л.)
25.Сорокоумова, С.Н. Формирование эмпатии у старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений / С.Н.Сорокоумова // Психологические проблемы современной Российской семьи: Материалы II Всероссийской научн. конференции. М., 2005. – С.345-357. (0,8 п.л.)
26.Сорокоумова, С.Н. Развитие эмпатийного детско-родительского взаимодействия / С.Н.Сорокоумова // Студенческий гений – 2006. Сборник статей. Н.Новгород: Департамент образования Нижегородской области, МГЭИ, НФ МГЭИ, 2006. – С.196-204. (0,6 п.л.)
27.Сорокоумова, С.Н. Развитие эмпатийных детско-родительских отношений в семье / С.Н.Сорокоумова // VIII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии. Экология развития личности в образовании. г. Пятигорск, ПГЛУ, 2006. – С .69-74. (0,3 п.л.)
28.Сорокоумова, С.Н. Экспериментальное исследование эмпатии у детей в условиях инклюзивного обучения / С.Н.Сорокоумова // Современные проблемы социально-гуманитарных наук: Материалы международной конференции. К 15-летию Гуманитарного института. – Ч.II. – Москва, Гуманитарный институт, 2009. – С.87-92. (0,3 п.л.)
29.Сорокоумова, С.Н. Понимание юмора как одно из условий становления нравственного сознания старших дошкольников / С.Н.Сорокоумова // Развитие образования в современных условиях: Тез. докл. научно-практ. конференции. Н.Новгород, 2001. – С.53-54. (0,1 п.л.)
30.Сорокоумова, С.Н. К проблеме развития нравственного сознания дошкольников / С.Н.Сорокоумова //Актуальные проблемы психологии образования: Тез. докл. второй регион. научно-практ. конференции Н.Новгород, НГПУ, НИРО. 2001. – С.173-176. (0,25 п.л.)
31.Сорокоумова, С.Н. Зависимость эмпатийного поведения детей от стиля педагогического общения / С.Н.Сорокоумова // Проблемы и задачи эколого-экономического образования: Тез. докл. IX Международной научно-методической конференции Н.Новгород, ННГАСУ, 2002. С.74-76. (0,06 п.л.)
32.Сорокоумова, С.Н. Изучение влияния детско-родительских отношений на развитие эмпатии у старших дошкольников с нормальным и задержанным психическим развитием / С.Н.Сорокоумова //Актуальные проблемы психологии образования: Тез. докл. III регион. научн.- практ. конференции. Н. Новгород. НГПУ, НИРО. 2004. – С.266-270. (0,3 п.л.)
33.Сорокоумова, С.Н. Особенности развития и проявления эмпатии у старших дошкольников в зависимости от детско-родительских отношений // Международный научно-промышленный форум «Великие реки – 2004»: Генеральные доклады, тезисы докладов. Н. Новгород, ННГАСУ, 2004. – С.569-570. (0,25 п.л.)
34.Сорокоумова, С.Н. Проявления эмпатии к сверстнику старших дошкольников //Ананьевские чтения – 2004: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2004» СПб, СпбГУ, 2004. – С.439-440. (0,12 п.л.)
35.Сорокоумова, С.Н. Профессиональный стиль общения психолога в формировании эмпатии у детей дошкольного возраста // Психология образования: проблемы и перспективы: Тез. докл. I международной научно-практической конференции. М., Изд-во Смысл, 2004. – С.97-98. (0,12 п.л.)
36.Сорокоумова, С.Н. Влияние детско-родительских отношений на формирование эмпатии старших дошкольников // Законы экологической сферы общества: Тез. докл. VIII международной ярмарки идей. XXXIII академический симпозиум. Н.Новгород, ННГАСУ, 2005. – С.322-323. (0,12 п.л.)
37.Сорокоумова, С.Н. Формирование эмпатийного потенциала старших дошкольников //Ананьевские чтения – 2006: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2006» СПб, СпбГУ, 2006. – С.546-548. (0,18 п.л.)
38.Сорокоумова, С.Н. Игрушка в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста / С.Н.Сорокоумова, Л.М.Семенюк //Ананьевские чтения – 2006: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2006». СПб, СпбГУ, 2006. – С.542-544. (0,09 п.л. / 0,18 п.л.) (авт.вклад – 50%)
39.Сорокоумова, С.Н. Особенности формирования образовательных программ подготовки магистров по направлению «Педагогика» (540608М «Организационная психология в образовании») / С.Н.Сорокоумова, О.В.Суворова // Проблемы многоуровневого образования: Тез. докл. XII Международной научно-методической конференции. Н.Новгород, ННГАСУ, 2007. – С. 50-52 (0,06 п.л./0,12 п.л.).
40.Сорокоумова, С.Н. Методика преподавания специальной психологии // Проблемы многоуровневого образования: Тез. докл. XII Международной научно-методической конференции. Н.Новгород, ННГАСУ, 2007. – С. 102-103 (0,06 п.л.).
41.Сорокоумова, С.Н. Роль методологических категорий в освоении психологических курсов студентами / С.Н.Сорокоумова, О.В.Суворова // Проблемы многоуровневого образования: Тез. докл. XII Международной научно-методической конференции. Н.Новгород, ННГАСУ, 2007. – С. 103-104. (0,03 п.л. / 0,06 п.л.)
42.Сорокоумова, С.Н. Влияние неблагоприятных эмоциональных отношений родителей на развитие эмпатии у детей // Право на детство: Материалы конференции. Н.Новгород, НГПУ, 2007. – С.37-39. (18 п.л.)
43.Сорокоумова, С.Н. Психологическая помощь семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / С.Н.Сорокоумова, О.В.Суворова //Ананьевские чтения – 2008: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2008». «Психология кризисных и экстремальных ситуаций: Междисциплинарный подход». СПб, СпбГУ, 2008. – С.155-157. (0,09 п.л. / 0,18 п.л.)
44.Сорокоумова, С.Н. Исследование эмпатийных достижений у дошкольников в условиях образовательных учреждений: инклюзивный подход // V Региональная научно-практическая конференция «Психологическая наука в образовательном пространстве» Н.Новгород, НГПУ, 2008. – С.79-82. (0,18 п.л.).
45.Сорокоумова, С.Н. Инновационные психолого-педагогические технологии в образовательном процессе / С.Н.Сорокоумова, Е.Г.Кашкарова // V Региональная научно-практическая конференция «Психологическая наука в образовательном пространстве» Н.Новгород, НГПУ, 2008. – С. 52-53. (0,06 п.л./0,12 п.л.).
46.Сорокоумова, С.Н. Основные направления деятельности психолога в ДОУ / С.Н.Сорокоумова, Д.Д. Чернобровцева // V Региональная научно-практическая конференция «Психологическая наука в образовательном пространстве» Н.Новгород, НГПУ, 2008. – С.128-132. (0,12 п.л./0,24 п.л.)
47.Сорокоумова, С.Н. Развитие профессиональных и личностных компетенций у преподавателей вуза / С.Н.Сорокоумова, О.В.Суворова // Проблемы многоуровневого образования: Тез. докл. XIII Международной научно-методической конференции. Н.Новгород, ННГАСУ, 2009. – С.146-147 (0,06 п.л. / 0,12 п.л.).
48.Сорокоумова, С.Н. Организация инклюзивного обучения в образовательных учреждениях // Международный научно-промышленный форум «Великие реки – 2008»: Генеральные доклады, тезисы докладов. Н. Новгород, ННГАСУ, 2009. – С. 698-701. (0,19 п.л.)
49.Сорокоумова, С.Н. Эмпатия как профессиональная характеристика преподавателя высшей школы / С.Н.Сорокоумова, О.В.Суворова // Международный научно-промышленный форум «Великие реки – 2008»: Генеральные доклады, тезисы докладов. Н. Новгород, ННГАСУ, 2009. – С. 701-703. (0,06 п.л. / 0,12 п.л.)
50.Сорокоумова, С.Н. Содержательные и организационные подходы к научно-исследовательской работе со студентами психолого-педагогических специальностей // Международный научно-промышленный форум «Великие реки – 2008»: Генеральные доклады, тезисы докладов. Н. Новгород, ННГАСУ, 2009. – С. 706-708. (0,06 п.л. / 0,12 п.л.)
51.Сорокоумова, С.Н. Особенности инклюзивного подхода в высшей школе // Международная научно-практическая конференция, посвященная юбилею доктора психол. наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ У.В. Ульенковой «Проблемный ребенок в современном социокультурном пространстве образования и семьи»: Материалы международной научно-практической конференции. Н.Новгород, НГПУ, 2009. – С. 166-169. (0,25 п.л.).
52.Сорокоумова, С.Н. Психология инклюзивного обучения в системе многоуровневого образования // Международный научно-промышленный форум «Великие реки – 2009»: Генеральные доклады, тезисы докладов. Н. Новгород, ННГАСУ, 2010. С. 460-462. (0,12 п.л.).
53.Сорокоумова, С.Н. Методические принципы социально-психологического тренинга и особенности их применения / С.Н.Сорокоумова, Т.В.Черток // Международный научно-промышленный форум «Великие реки – 2009»: Генеральные доклады, тезисы докладов. Н. Новгород, ННГАСУ, 2010. – С. 464-466. (0,06 п.л. / 0,12 п.л.)
54.Сорокоумова, С.Н. Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении младших школьников / С.Н.Сорокоумова, Д.Д. Чернобровцева // Международный научно-промышленный форум «Великие реки – 2009»: Генеральные доклады, тезисы докладов. Н. Новгород, ННГАСУ, 2010. – С. 503-506. (0,09 п.л. / 0,18 п.л.)
55.Сорокоумова, С.Н. Некоторые вопросы современного инклюзивного образования / С.Н.Сорокоумова, А.В.Аверкин // V Международная научно-практическая конференция «Современная психология в экономике, политике и социальной сфере»: материалы докл. научно-практической конференции. Н.Новгород: Нижегородский филиал ИБП, 2011. – С. 79-82. (0,15 п.л. / 0,3 п.л.)
56.Сорокоумова, С.Н. Психологические условия инклюзивного обучения в вузе //Актуальные проблемы социальной коммуникации: материалы первой международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева. – Нижний Новгород, 2010. – С.480-483. (0,3 п.л.)
57.Сорокоумова, С.Н. Инклюзивный подход к обучению в условиях вузовской подготовки// Проблемы многоуровневого образования: Материалы докл. XIV Международной научно-методической конференции. Н.Новгород, ННГАСУ, 2011. – С.64-66. (12 п.л.)
58.Сорокоумова, С.Н. Некоторые вопросы современного инклюзивного образования / С.Н.Сорокоумова, А.В.Аверкин // V Международная научно-практическая конференция «Современная психология в экономике, политике и социальной сфере»: материалы докл. научно-практической конференции. Н.Новгород: Нижегородский филиал ИБП, 2011. – С. 79-82. (0,15 п.л. / 0,3 п.л.)
59.Сорокоумова, С.Н. Инклюзивное образование в высшей школе: современное состояние и перспектива развития / С.Н.Сорокоумова, О.В.Суворова // V Международная научно-практическая конференция «Современная психология в экономике, политике и социальной сфере»: материалы докладов научно-практической конференции. Н.Новгород: Нижегородский филиал ИБП, 2011. – С. 82-87. (0,25 п.л. / 0,5 п.л.).
Учебные и учебно-методические пособия
60.Сорокоумова, С.Н. Эмпатия в исследованиях философов и психологов / Нижегородский гуманитарный центр, Н.Новгород, 2005. – 38 с. (2,4 п.л)
61.Сорокоумова, С.Н. Методы активного социально-психологического обучения // Методические рекомендации для студентов / Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. – Н.Новгород, 2005. – 58 с. (3,5 п.л.)
62.Сорокоумова, С.Н. Специальная педагогика и специальная психология // Методические рекомендации для преподавателей / Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. – Н.Новгород, 2006. – 82 с. (5,1 п.л.)
63.Сорокоумова, С.Н. Специальная педагогика и специальная психология // Методические рекомендации для студентов / Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. – Н.Новгород, 2006. – 32 с. (2,0 п.л.)
64.Сорокоумова, С.Н. Методы активного социально-психологического обучения // Методические рекомендации для преподавателей / Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. – Н.Новгород, 2007. – 60 с. (3,6 п.л.)
65.Сорокоумова, С.Н. Активное социально-психологическое обучение в вузе // Методические рекомендации для преподавателей / Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. – Н.Новгород, 2008. – 72 с. (4,3 п.л.)