Научная тема: «КОНФЛИКТЫ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ В ПОСТТРАДИЦИОННОЙ РОССИИ»
Специальность: 09.00.13
Год: 2011
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Конфликты идентичностей представляют собой социокультурные конфликты посттрадиционности, фундаментом которых являются ценностно-мировоззренческие различия и противоречия, обусловленные кризисами и трансформациями культурных идентичностей; эти конфликты детерминированы дихотомией традиционалистских и посттрадиционных ценностных систем и являются атрибутивной частью рефлексивно-модернизационных процессов в российской культуре. Понятие «конфликты идентичностей» отражает системный характер ценностно-мировоззренческих противоречий как модернизационных рисков глобального мира: интеракция и сближение ранее «чужих» культурных общностей и их идентичностей является неисчерпаемым источником интеграции и конфликтов. Посттрадиционные социокультурные трансформации как основания конфликтов идентичностей связаны с рефлексивной (рационально-секулярной) модернизацией, которая делает российскую культуру децентрированной и в этом аспекте постметафизической, постнациональной, посттрадиционной.
  2. Посттрадиционные трансформации как основания конфликтов идентичностей изменяют ранее гомогенное ценностно-мировоззренческое содержание и традиционалистский статус коллективных идентичностей в иерархической оппозиции «мы - они» посредством универсализации интеграционно-гражданских ценностей. Изменения в иерархии традиционалистских ценностей и посттрадиционный призыв к интеграции и унификации культурных идентичностей в процессе модернизации и глобализации становятся факторами традиционалистского сопротивления. Сосуществование в посттрадиционной российской культуре разных мировоззрений и ценностей не приводит к неизбежным конфликтам идентичностей, формируя предпосылки к культурному диалогу и гражданской интеграции; однако когда модернизационные риски и ценностные противоречия в процессе унификации и стирания культурных различий воспринимаются как угрозы безопасности и автономности традиционалистских идентичностей - возникают затяжные конфликты идентичностей.
  3. Лежащая в основании социокультурных конфликтов амбивалентность антропологических моделей коллективных идентичностей в российской культуре характеризуется противоречием, с одной стороны, традиционалистской (изоляционистской) модели, с другой - посттрадиционной (интеграционной) модели на основе гражданской идентичности и рационально-секулярных ценностей. Конфликтность традиционалистских идентичностей обусловлена конструированием их носителями жестких культурных границ в отношениях с «другими» сообществами: идентичность как коллективное тождество (позитивные автостереотипы) формируется посредством конфронтации и отталкивания от культурной идентичности «чужих» (негативные гетеростереотипы). В культурно-антропологической модели посттрадиционной идентичности обнаруживается возможность интеграции на основе межэтнического сотрудничества и надэтнического диалога, согласования общих целей и ценностей, установления оптимальных связей между автономными социокультурными общностями и их идентичностями. В посттрадиционной ценностной системе формируется целостное понимание общественной безопасности, осознается необходимость выработки антиконфликтогенных механизмов социокультурной идентификации, ведется поиск путей и способов преодоления конфликтности и негативной стереотипизации. Имеющие исторические корни противоречия между модернизационным потенциалом гражданской интеграции и слабой восприимчивостью носителей традиционалистских идентичностей к культурному диалогу являются основанием конфликтов идентичностей в посттрадиционной России.
  4. При внешней модернизационной ориентации (консервативная модернизация) традиционализм советскости как идеологизированной культурно-антропологической модели надэтнической идентичности заключался в доминировании авторитарно-патерналистских ориентаций, сакрализации власти и идеологии, инструментальной «интернационализации» при отсутствии демократических ценностей консолидированного гражданского общества с устойчивыми неформальными связями между автономными социокультурными общностями и коллективными идентичностями. Противоречивость советской идентичности отражает традиционалистскую амбивалентность российского общественного сознания в абсолютизации «крайностей»: бинарные оппозиции «противоборство - единение», «традиция - обновление» составляют онтологический фундамент и базовые антропологические свойства отечественной культуры, обусловившие специфику постсоветских конфликтов идентичностей.
  5. Социокультурное содержание постсоветских конфликтов идентичностей заключается в глубинном культурно-мировоззренческом противоречии между рефлексивно-модернизационным конструированием российской гражданской идентичности, с одной стороны, и мобилизацией этнического и религиозного традиционализма - с другой. Конфликты идентичностей в трансформирующейся российской культуре характеризуются помимо острого противоречия традиционализации и модернизации также отсутствием культурного метанарратива, интегрирующего традицию и инновацию в структурное единство. Пространство формирования гражданской идентичности оказывается конфликтогенным: совокупность интересов и ценностей социокультурных общностей «институционализируется» в форме противоборствующих стереотипов, генерирующих конфликты идентичностей и разрушающих системную целостность российской культуры.
  6. В модернизирующейся на основе посттрадиционных ценностей России, связанных с плюрализацией и демократизацией, сохраняются традиционалистские черты советскости (авторитарные ориентации) и политизированной этничности (культурный партикуляризм), вызывая конфликты идентичностей и указывая на продолжающийся кризис в конструировании безопасного гражданского проекта идентичности. Преодоление затяжных конфликтов идентичностей и формирование системы общественной безопасности возможны при условии целенаправленного конструирования и устойчивой трансляции интеграционной гражданской идентичности. Формирование культурного метанарратива - интеграционной гражданской идентичности - необходимое условие рефлексивной (инновационной) модернизации посткоммунистической России, завершившей конфликтогенные традиционалистские проекты советскости и этнического возрождения.
  7. В посттрадиционной России формирование интеграционной гражданской идентичности, консолидирующей общество и формирующей устойчивые социокультурные связи между автономными общностями и группами, имеет безусловное значение для преодоления конфликтов идентичностей. Интеграционная идентичность создает условия для редукции трудноразрешимых «нереалистических» конфликтов идентичностей и их трансформации в управляемые «реалистические» конфликты интересов. В процессе трансляции интеграционной гражданской идентичности может значительно снизиться уровень ценностного противостояния носителей различных идентичностей на региональном и общегосударственном уровне. Вероятность преодоления конфликтов идентичностей в посттрадиционной России зависит от добровольно принятой и осознанной гражданской позиции, причём значимым оказывается не только правовой статус человека, но и способность к социокультурной интеграции на основе гражданского сотрудничества и культурного диалога.
  8. Специфика конфликтов идентичностей на Северном Кавказе обусловлена острым мировоззренческим противоречием между статичным (этнорелигиозная традиционализация) и динамичным (рационально-светская модернизация) социокультурным воспроизводством и заключается в конструировании и мобилизации радикальных коллективных идентичностей. Этническая иерархия как фактор конфликтов идентичностей на Северном Кавказе становится источником формирования традиционалистских проектов фундаментализма и этнонационализма. Трансформационные процессы в регионе развиваются асимметрично, реакция различных этнических общностей на модернизацию и культурную унификацию бывает враждебной, что усиливает конфликты идентичностей. Также в качестве факторов, определяющих специфику конфликтов на Северном Кавказе, выступают фрагментация и дезинтеграция социокультурного пространства региона. Традиционализация и регионализация на Северном Кавказе приобретают выраженный конфликтогенный характер, препятствуя формированию общероссийской системы социальной безопасности и развитию устойчивой гражданской идентичности.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Попов М.Е. Российская идентичность: векторы развития в контексте национальной безопасности. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. – 318 с.

2. Попов М.Е. Конфликты идентичностей в посттрадиционной России: общероссийский и региональный аспекты. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. – 312 с.

3. Попов М.Е. Взаимодействие макросоциальных идентичностей в современном мире: теоретические аспекты // Проблемы гражданской и этнокультурной идентичности: коллективная монография / Под ред. А.Б. Багдасаровой, В.Р. Чагилова. – Гл. 1.3. – Невинномысск: Изд-во НГГТИ, 2007. – С. 36-57.

4. Попов М.Е., Авксентьев В.А. Modus Vivendi российской идентичности: региональная безопасность как деконструкция конфликтов идентичностей // Региональные конфликты и проблемы безопасности Северного Кавказа: кол. монография / Под ред. Г.Г. Матишова, В.А. Авксентьева. – Гл. 4.1. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. – С. 180-189.

Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией

5. Попов М.Е., Авксентьев В.А. Макросоциальные идентичности в России XXI века: конфликтность и векторы развития // Обозреватель – Observer. – 2006. – № 8. – С. 17-25.

6. Попов М.Е., Авксентьев В.А. Конфликтные идентичности в современной России: от советскости и далее // Социально-гуманитарные знании. – 2007. – № 3. – С. 195-209.

7. Попов М.Е. Иденфикационная безопасность России – способ предотвращения межэтнических конфликтов // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 4. – С. 182-197.

8. Попов М.Е., Багдасарова А.Б. Гражданская и этнокультурная идентичность в образовательном пространстве современной России // Обсерватория культуры. – 2007. – № 5. – С. 110-114.

9. Попов М.Е. Конфликты идентичностей и общественная безопасность в посттрадиционном мире // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2009. – Вып. 61. – Ч. 2. – С. 82-88.

10. Попов М.Е. Этнокультурная специфика конфликтов идентичностей в современном мире // Культурная жизнь Юга России. – 2009. – № 3. – С. 26-29.

11. Попов М.Е. Безопасность российской культуры и конфликты идентичностей // Обсерватория культуры. – 2009. – №4. – С. 28-32.

12. Попов М.Е., Авксентьев В.А. Конфликты идентичностей как вызовы безопасности: к концептуализации «парадигмального конфликта» // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2009. – Вып. 64 – Ч. 2. – С. 137-142.

13. Попов М.Е. Конфликты идентичностей и общественная безопасность // Конфликтология. – 2010. – № 1. – С. 29-40.

Статьи и брошюры

14. Попов М.Е. Надэтническая общность: особенности советской идентичности // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов. – Вып. X. – Ч. III. – М.: Прометей, 2002. – С. 226-331.

15. Попов М.Е. Социокультурная идентичность советского человека: опыт формирования надэтнической общности // Толерантность и проблема идентичности: материалы ежегодник Российского психологического общества. – Т. 9. – Вып. 4. – Москва-Ижевск: Изд-во Российского психологического общества, 2002. – С. 26-32.

16. Попов М.Е. Постсоветская идентичность: перспективы российской национальной политики // Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти и гражданского общества: сборник научных трудов. – Москва-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – С. 491-499.

17. Попов М.Е. Советская идентичность: опыт и проблемы наднациональной общности // Социально-экономическая реальность и политическая власть: сборник статей. – Москва-Ставрополь: Изд-во ИСПИ РАН, 2004. – С. 233-239.

18. Попов М.Е. Макросоциальная идентичность и российский контекст: сущность, содержание, типология // Научные труды Пятигорского филиала Российского торгово-экономического университета. Социокультурные исследования. – Ч. 1. – Пятигорск: Изд-во ПФ РТЭУ, 2004. – С. 57-76.

19. Попов М.Е. Надэтническая идентичность в условиях политической трансформации российского общества // Проблемы политической самоорганизации и стабильности в российском обществе: материалы Всероссийской научной конференции. – Краснодар: Изд-во КубГУ, 2004. – С. 246-252.

20. Попов М.Е. Проблема надэтнической идентичности: история и современность // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов. – Вып. XIII. – М.: «Век книги – 3», 2004. – С. 115-116.

21. Попов М.Е. Формирование надэтнических идентичностей как путь снижения этнической конфликтности в посткоммунистическом социуме // Региональные конфликты в контексте глобализации и становления культуры мира: сборник научных материалов. – Москва – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. –С. 261-274.

22. Попов М.Е. Векторы развития макросоциальных идентичностей в полиэтничных обществах // Этнические проблемы современности: материалы 51 научно-методической конференции «Университетская наука – региону». – Вып. 11. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – С. 55-58.

23. Попов М.Е. Социокультурная идентичность в глобализирующемся российском социуме: основные векторы развития // Проблемы адаптации к процессам глобализации: страновый, общенациональный и локальный уровни: сборник статей и докладов межрегиональной научно-практической конференции. – Невинномысск: Изд-во НГГТИ, 2006. – С. 232-243.

24. Попов М.Е. Советская идентичность в национальном и этническом измерениях // Философское осмысление социально-экономических проблем: междунар: сборник научных материалов. – Вып. 10. – Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2006. – С. 435-441.

25. Попов М.Е. Будущее российской идентичности – национализм, ксенофобия или путь к снижению этнической конфликтности? // Бюллетень отдела социально-политических проблем Кавказа Южного научного центра РАН. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – С. 140-142.

26. Попов М.Е. Российская цивилизация в поисках идентичности: новый идентификационный проект и российская полиэтничная специфика // Проблема субъектов российского развития: материалы Международного форума «Проекты будущего: междисциплинарный подход». – М.: Когито-Центр, 2006. – С. 225-231.

27. Попов М.Е. Метаморфозы надэтнической идентичности: советскость, этничность и российская гражданская нация // Национальная идентичность России и демографический кризис: материалы Всероссийской научной конференции. – М.: Научный институт, 2007. – С. 607-617.

28. Попов М.Е. Российский идентификационный проект: гражданская идентичность как путь к снижению этнической конфликтности // Конфликтология. – 2006. – № 4. – С. 170-181.

29. Попов М.Е. Гражданский идентификационный проект в современной России // Гражданская идентичность и патриотическое воспитание в полиэтническом регионе: материалы 52-й ежегодной научно-методической конференции. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2007. – С. 160-164.

30. Попов М.Е. В поисках позитивной идентичности: проблемы надэтнической идентификации и российская полиэтничность // Вектор идентичности на постсоветском пространстве: материалы Международного «круглого стола». – Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН, 2007. – С. 183-202.

31. Попов М.Е. Российская идентичность в современном политическом процессе: консолидация и конфликт // Политический процесс в условиях подготовки к избирательным кампаниям 2007-2008 гг. в Российской Федерации: сборник научных материалов. – Казань: Изд-во «Слово», 2007. – С. 130-136.

32. Попов М.Е. Надэтническая идентичность: опыт формирования гражданского общества и российская полиэтничная специфика // Публичное пространство, гражданское общество и власть: опыт развития и взаимодействия: сборник научных материалов. – М.: Изд-во РОССПЭН, 2008. – С. 82-93.

33. Попов М.Е. Конфликты идентичностей и российский идентификационный проект // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Региональные конфликты: моделирование, мониторинг, менеджмент: сборник научных статей. – Вып. 22. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. – С. 98-108.

34. Попов М.Е. Конфликты идентичностей в контексте региональной и национальной безопасности России // Взаимодействие народов и культур на Юге России: история и современность: сборник научных статей. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. – С. 60-66.

35. Попов М.Е., Авксентьев В.А. Трансформация российской идентичности в контексте национальной и региональной безопасности // Национальная идентичность России и демографический кризис: материалы II Всероссийской конференции. – М.: Научный эксперт, 2008. – С. 358-366.

36. Попов М.Е. Российская идентичность в сфере безопасности: к деэскалации парадигмальных конфликтов // Этнические проблемы современности. – 2008. – Вып. 13. – С. 53-66.

37. Попов М.Е. Этнофедерализм и конфликты идентичностей на Северном Кавказе в контексте национальной и региональной безопасности России // Современный федерализм: российские проблемы в сравнительной перспективе: труды Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. – С. 169-171.

38. Попов М.Е. Конфликты идентичностей в сфере социальной стабильности и региональной безопасности на Северном Кавказе // Проблемы консолидации народов Северного Кавказа: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные этнополитические и этноконфессиональные процессы на Северном Кавказе: проблемы и пути решения». – Пятигорск: Изд-во РИА-КМВ, 2008. – С. 121-130.

39. Попов М.Е. Макросоциальная идентичность в системе национальной безопасности России // Национальная идентичность России и демографический кризис: материалы Третьей Всероссийской научной конференции. – Москва: Научный эксперт, 2009. – С. 1564-1579.

40. Попов М.Е. Конфликты идентичностей в контексте региональной и национальной безопасности на Северном Кавказе // Южный федеральный округ: динамика межэтнических отношений в меняющемся этнополитическом пространстве: материалы научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону. – Пятигорск: Изд-во СКАГС, 2009. – С. 259 – 268.

41. Попов М.Е. Посттрадиционный мир, конфликты идентичностей и безопасность России // Национальные элиты и проблемы социально-политической и этнополитической стабильности: материалы Всероссийской научной конференции. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. – С. 257-259.

42. Попов М.Е. Конфликты идентичностей и социальная память // Диалог мировоззрений: Коллективная социально-историческая память и вызовы современности: программные и рабочие материалы Х Международного симпозиума. – Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 2009. – С. 105-107.

43. Попов М.Е. Региональные конфликты и проблема безопасности на Северном Кавказе // Формирование компетенций специалиста, работающего в инновационном режиме в полиэтничном регионе: материалы 54-й научно-практической конференции «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. – С. 126-145.

44. Попов М.Е. Конфликты идентичностей и цивилизационные столкновения в сфере безопасности Юга России // Этнические проблемы современности. – 2009. – Вып. 14. – С. 149-156.

45. Попов М.Е. Посттрадиционность vs традиционализм: конфликты идентичностей и гражданская безопасность // Этнические проблемы современности. – 2009. – Вып. 14. – С. 237-250.

46. Попов М.Е. Конфликты идентичностей в сфере национальной безопасности и геополитики Юга России // Геополитика и безопасность. – 2009. – № 2-3 (6-7).– С. 62-67.

47. Попов М.Е. Конфликты идентичностей и общественная безопасность // Конфликтология. – 2009. – №4. – С. 15-27.

48. Попов М.Е. Конфликты идентичностей и безопасность российской цивилизации // Российское общество в современных цивилизационных процессах: сборник научных трудов. – СПб.: Интерсоцис, 2010. – C. 125-133.

49. Попов М.Е. Конфликты идентичностей и региональная безопасность // Регулирование социально-этнических процессов в условиях региональных рисков экстремизма: сборник научных трудов. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2010. – С. 268-277.

50. Попов М.Е. Геополитические аспекты региональной безопасности и конфликты идентичностей // Формирование компетенций специалиста, работающего в инновационном режиме в полиэтничном регионе: материалы 55-й научно-практической конференции «Университетская наука – региону». – Ставрополь, Изд-во СГУ, 2010. – С. 138-143.

51. Попов М.Е. Конфлікти ідентичностей та посттрадиційні трансформації сучасності // Політичний менеджмент. – 2010. – № 6 (45). – С. 25-34.

52. Попов М.Е. Конфликты идентичностей и этнокультурная интеграция в посттрадиционном мире // Методологические проблемы этнофилософии: материалы научно-практической конференции. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2010. – С. 119-121.

53. Попов М.Е. Конфликты идентичностей и российская модернизация // Проблемы модернизации российской государственности: стратегии, институты, акторы: сборник научных трудов. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО СГАП, 2010. – С. 266-270.

54. Попов М.Е. Конфликты идентичностей и развитие гражданского общества на Северном Кавказе // Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона: материалы Всероссийской научной конференции. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2011. – С. 257-260.

Тезисы

55. Попов М.Е. Сущность постсовременных культурных идентичностей в полиэтничных обществах // Первый Российский культурологический конгресс: тезисы докладов. – СПб: Эйдос, 2006. – С. 272-273.

56. Попов М.Е. Конфликтующие идентичности в полиэтническом мире: идеология, этничность, гражданская идентичность // VII Конгресс этнографов и антропологов России: доклады и выступления. – Саранск: Изд-во Института этнологии и антропологии РАН, 2007. – С. 134-138.

57. Попов М.Е. Трансформации и конфликты идентичностей в посттрадиционном мире // Вторые Ковалевские чтения: материалы научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. – С. 163-168.

58. Попов М.Е. Конфликты идентичностей и безопасность макрорегиона // Безопасность Ставрополья: диалог власти и общества: сборник докладов и сообщений III научно-практической конференции. – Ставрополь: Аргус, 2007. – С. 184-187.

59. Попов М.Е. Трансформация и конфликты идентичностей в современной России // Россия – Азия: механизмы сохранения и модернизации этничности: материалы Международной научно-практической конференции. – Вып. 3. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2008. – С. 182-183.

60. Попов М.Е. Диалог и конфликты культурных идентичностей в посттрадиционном мире // Культурное многообразие: от прошлого к будущему: тезисы докладов и сообщений Второго Российского культурологического конгресса с международным участием. – СПб.: Эйдос, Астерион, 2008. – С. 302.

61. Попов М.Е. Конфликты идентичностей и локальные сообщества в системе региональной и национальной безопасности России // Третьи Ковалевские чтения: материалы научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. – С. 232-233.

62. Попов М.Е. Конфликты идентичностей и безопасность России в глобальном мире // Глобалистика – 2009: пути выхода их глобального кризиса и модели нового мироустройства: материалы Международного научного конгресса. – М.: МАКС Пресс, 2009. – С. 322-325.

63. Попов М.Е. Конфликты этнополитических идентичностей и региональная безопасность России // Изменение в политике и политика изменений: стратегии, институты, акторы: тезисы докладов V Всероссийского конгресса политологов. – М.: Изд-во РАПН, 2009. – С. 336-337.

64. Попов М.Е. Безопасность посттрадиционного мира и конфликты идентичностей // VIII Конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов. – Оренбург: Изд-во ОГАУ, 2009. – С. 287-288.

65. Попов М.Е. Конфликты идентичностей и культурный диалог в современной России: региональная специфика // Диалог культур в условиях глобализации: материалы XI Международных Лихачевских научных чтений. – Т. 1. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2011. – С. 382.