- Драма - последняя родовая форма, подвергшаяся «субъективизации», активной структурно-семантической трансформации в ХХ в., что нашло свое выражение в активизации в ней авторского присутствия. Традиционный взгляд на драму только как на литературное произведение, противостояние литературной и театральной жизни драматургического произведения уже преодолены. Стало очевидно, что законы рода, его теория, воспринятые со времен Аристотеля и до ХIХ в. включительно, уже не соответствуют тем новым процессам, которые произошли в мировой драматургии ХХ в. и продолжают происходить в XXI в. Происходит нарастание эпических и лирических элементов, кризис языка и вообще коммуникации в драме, активизация хронотопа как смыслообразующего начала. Все эти процессы требуют особого, дифференцированного подхода к ряду проблем эстетики драмы и, в первую очередь, к формам выражения авторского сознания в драматургии от Чехова и Горького до наших дней.
- «Лирическая драма» как одна из форм активизации авторского присутствия становится ведущей в те исторические периоды, когда место частного драматургического конфликта занимает конфликт субстанциональный, непреодолимый и неразрешимый без личностного авторского вмешательства.
- Авторская активность проявляется на таких уровнях поэтики, как сюжет, конфликт, надтекст и подтекст, орнаментовка пьесы приемами из других родов литературы и видов искусства. «Лирическая драма» прошла исторический путь от «новой драмы» рубежа ХIХ-ХХ вв. до «новой новой драмы» рубежа ХХ-ХХI вв. и стала магистральной жанровой формой русской драмы ХХ в. Целесообразно выделить 4 этапа развития «лирической драмы»: - «драма поэтов», осмысляющая опыт лирики рубежа ХIХ-ХХ вв.; - «камерная драма» времен «оттепели», связанная с переменами в духовной жизни общества 1960-х гг. и придающая частному конфликту экзистенциальный характер (А.Володин, А.Арбузов); - драматургия «новой волны» 1980-х гг. (Л.Петрушевская, В.Славкин, В.Арро), предполагающая иллюзорное разрешение экзистенциального конфликта, освоенного «камерной драмой», с помощью непосредственного вмешательства автора; - драматургия «промежутка» 1990-х гг. (Н.Коляда) и так называемая «новая новая драма» 2000-х гг., которую можно обозначить как исследование феноменологии современного человека.
- Через образы времени и пространства происходит активизация авторского сознания на разных уровнях текста: в паратексте, в драматургическом конфликте, в мифопоэтике, в системе персонажей и др. Подобная форма авторского присутствия наиболее полно разрабатывается в драматургии М.Горького, формируя главный драматургический и онтологический конфликт, который развивается как противостояние внешнего и внутреннего пространства, Дома и Пути, статики бездействия и динамики движения. В результате драматургию Горького можно рассматривать как единый авторский текст, своеобразное целостно-симфоническое образование.
- Активно разрабатываются опосредованные формы авторского присутствия в отечественной комедии 1920-х гг., представленной прежде всего пьесами Н.Эрдмана «Мандат» и «Самоубийца». Драматургом блестяще используется традиция народного театра во всем многообразии его жанров и традиция народной смеховой культуры русского средневековья. Одновременно с этим рождаются авангардные драматургические формы за счет эпизации драматического слова, разрушения причинно-следственного развертывания действия, использования структуры анекдота в качестве сюжетообразующего начала, что дает возможность появления несвойственной драматургическим произведениям ситуации «сказа», т.е. «чужой речи», своеобразной авторской маски.
- Драматургия и театр ХХ в. в целом развиваются с учетом новаторских тенденций, связанных с нарастающей авторской активностью драмы. Переосмысливаются формальные жанровые каноны; происходит усиление интуитивного лирического начала, которое воплощается в развитии условности, свободных сценических форм, конструирующих драматургическое событие через сложную систему метафор и личных ассоциаций автора; на ряду с этим происходит усиление эпического авторского слова, связанного с ориентацией на технику необработанной чужой речи. Принципиальный субъективизм и обилие формальных экспериментов приводят к диффузности жанровой системы, что проявляется в том факте, что подавляющее большинство пьес ХХ и ХХI вв. не имеет классических жанровых обозначений. Современная драма все больше превращается в свободное авторское высказывание, в котором традиционные элементы драмы выступают лишь как своеобразные опоры рецепции и интерпретации.
1. Журчева, О.В. Образы времени и пространства как средство выражения авторского сознания в драматургии М.Горького. Монография. – Самара: Изд-во СГПУ, 2003. – 16,0 п.л.
2. Журчева, О.В. Автор в драме: Формы выражения авторского сознания в русской драме ХХ века. Монография. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 26,25 п.л.
2. Статьи, опубликованные в реферируемых научных журналах, входящих в перечень ВАК.
1. Журчева, О.В. Формы выражения авторского сознания в «новой драме» Х1Х-ХХ веков // Вестник Самарского государственного университета. – № 1 (19). – 2001. – 1,0 п.л.
2. Журчева, О.В. Образы времени и пространства как средство выражения авторского сознания в драматургии М.Горького // Актуальные проблемы гуманитарных наук. Известия самарского научного центра РАН. – Самара, 2002. – 0,8 п.л.
3. Журчева, О.В. Традиции русского балагурства в комедии Н.Эрдмана «Самоубийца» // Актуальные проблемы гуманитарных наук. Известия самарского научного центра РАН. – Самара, 2006. – 1,5 п.л.
4. Журчева, О.В. Жанровая структура анекдота в пьесе Н.Эрдмана «Мандат» // Вестник Ленинградского госуниверситета им. А.С.Пушкина. Научный журнал. Серия филология. – 2008. – № 2 (12). – 1,0 п.л.
5. Журчева, О.В. Антиномия концептов «дом» и «путь» в пьесе М.Горького «Мещане» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». – № 3. – 2008. – 0,8 п.л.
6. Журчева, О.В. Проблемы становления жанра «лирическая драма» в русской драматургии ХХ века // Известия СамНЦ РАН. «Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение». – № 1. – Июль-Сентябрь. – Самара, 2008. – 0,8 п.л.
7. Журчева, О.В. Онтологическое значение порога в пьесе М.Горького «На дне» Известия СамНЦ РАН. «Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение». – № 2. – Октябрь-Декабрь. – Самара, 2008. – 0,8 п.л.
3. Учебное пособие.
1. Журчева, О.В. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии ХХ века. Учебное пособие. – Самара: Изд-во СГПУ, 2001. – 11,5 п.л.
4. Публикации в других изданиях.
1. Журчева, О.В. Художественные особенности драматургии А.Володина // Содержательность художественных форм. Сб. научных трудов. – Куйбышев, 1987. – 1,0 п.л.
2. Журчева, О.В. Сказочные мотивы в структуре пьес А.Володина // Содержательность форм в художественной литературе. Сб. научных трудов. – Куйбышев, 1990. – 0,7 п.л.
3. Журчева, О.В. Притчи А.Володина // Содержательность форм в художественной литературе. Сб. научных трудов. – Самара, 1993. – 1,2. п.л.
4. Журчева, О.В. «Надтекст» в драме ХХ века // Культура и текст. Материалы международной научной конференции. – Барнаул, 1997. – 0,5 п.л.
5. Журчева, О.В. Драматургия М.Горького в контексте «новой драмы» рубежа ХIХ-ХХ веков (к постановке проблемы) // Содержание образования и становление ноосферы. Материалы сессии Академии педагогических и социальных наук. – Москва-Самара, 1998. – 0,5 п.л.
6. Журчева, О.В. Образ времени в драматургии М.Горького // Максим Горький и ХХ век. Горьковские чтения 1997. Материалы международной конференции. – Нижний Новгород, 1998. – 0,5 п.л.
7. Журчева, О.В. Жанр анекдота в поэтике М.Зощенко // Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы. Материалы XXVI Зональной конференции литературоведов Поволжья 1998. – Пенза-Самара, 1999. – 0,5 п.л.
8. Журчева, О.В. Творчество А.Володина и драматургия «новой волны» // Проблемы изучения литературного процесса ХIХ-ХХ вв. Сб. научных трудов. – Самара, 2000. – 0,5 п.л.
9. Журчева, О.В. Понятие «надтекст» в драме ХХ века // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Материалы международной научной конференции. – Гродно, 2000. – 0,4 п.л.
10. Журчева, О.В. Спецсеминар «Русская драматургия и театральное искусство ХХ века». Методологическое обоснование // Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы. Материалы научной конференции. – Самара, 2000. – 0,5 п.л.
11. Журчева, О.В. Жанр анекдота в литературе ХХ века (рассказы М.Зощенко 20-х годов и пьеса Н.Эрдмана «Мандат») // Художественный язык литературы 20-х годов ХХ века. Сб. научных трудов. К 70-летию проф. В.П.Скобелева. – Самара, 2001. – 1,1 п.л.
12. Журчева, О.В. Формы выражения авторского сознания в «новой драме» ХIХ-ХХ веков // Культура и текст. Славянский мир: прошлое и современность. Сб. научных трудов. СПб. – Самара-Барнаул, 2001. – 0,8 п.л.
13. Журчева, О.В. Своеобразие русской лирической драмы ХХ века (Психология жанра) // Психология литературного творчества и восприятие искусства. Межвузовский сб. научных трудов. – Самара, 2001. – 0,8 п.л.
14. Журчева, О.В. Русская лирическая драма ХХ века (к постановке проблемы) // Художественный язык эпохи. Межвузовский сб. научных трудов. – Самара: Изд-во СГУ, 2002. – 1,0 п.л.
15. Журчева, О.В. Хронотоп как способ выражения авторского сознания в драматургии М.Горького // Пространство и время в художественном произведении. Проблемы изучения художественного произведения в вузе и школе. Сб. научных трудов. – Вып.2. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. – 0,8 п.л.
16. Журчева, О.В. Русская драматургия и театральное искусство ХХ века. Программа курса // Цикл дисциплин специализации «Русская литература». – Самара: Изд-во СГПУ, 2003 – 1,0 п.л.
17. Журчева, О.В. Концепт провинциального города в драматургии М.Горького // Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы. Материалы научной конференции. – Самара, 2004. – 0,7 п.л.
18. Журчева, О.В. Лирические драмы Николая Коляды // Мир России в зеркале новейшей художественной литературы. Сб. научных трудов. – Саратов, 2004. – 0,6 п.л.
19. Журчева, О.В. Образы времени и пространства как способ выражения авторского сознания в драматургии М.Горького (постановка проблемы) // Максим Горький и литературные искания ХХ столетия. Горьковские чтения, 2002. Материалы Международной конференции. – Нижний Новгород, 2004. – 0,7 п.л.
20. Журчева, О.В. Жанр анекдота в пьесе Н.Эрдмана «Мандат» // Актуальные вопросы изучения и преподавания русской литературы в вузе и школе. Материалы межрегиональной научной конференции. – Ярославль, 2004 – 0,7 п.л.
21. Журчева, О.В. Чеховский текст в драматургии второй половины ХХ в. (А.Вампилов, Н.Коляда) // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики. Материалы Х Международной научной конференции. – Гродно, 2005. – 0,6 п.л.
22. Журчева, О.В. Хронотоп в драме: опыт анализа пьесы М.Горького «Мещане» // Вестник СГПУ, посвященный 60-летию Победы. – Самара, 2005. – 0,8 п.л.
23. Журчева, О.В. Жанровые тенденции в современной драматургии: лирический театр Николая Коляды // Движение художественных форм и художественного сознания ХХ и ХХI веков. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Самара, 2005. – 0,7 п.л.
24. Журчева, О.В. Авторские стратегии в новейшей драматургии // Литература и театр. Материалы научной конференции, посвященной 90-летию Л.А.Финка. – Самара, 2006. – 0,6 п.л.
25. Журчева, О.В. Антиномия «здесь» и «там» в пьесе М.Горького «Дачники» (опыт анализа хронотопа в драме) // Бочкаревские чтения. Материалы ХХХ Зональной конференции литературоведов Поволжья. – Т. 2. – Самара, 2006. – 0,8 п.л.
26. Журчева, О.В. Пьеса М.Горького «На дне»: ситуация порога как миропонимание // Поэтика рамы и порога: функциональные формы границы в художественных языках. – Вып. 4. – Самара, 2006. – 0,8 п.л.
27. Журчева, О.В. Традиции народного театра в пьесе Н.Эрдмана «Самоубийца» // Системы и модели: границы интерпретаций. Сб. трудов Всероссийской научной конференции с международным участием. – Томск, 2007. – 0,6 п.л.
28. Журчева, О.В. Стилевые и жанровые стратегии в новейшей драматургии // Драма и театр. Сб. научных трудов. – Вып VI. – Тверь, 2007. – 0,7 п.л.
29. Журчева, О.В. Стилевые и жанровые стратегии в «новой новой драме» // Изменяющаяся Россия – изменяющаяся литература: Художественный опыт XX – начала XXI веков. Сб. научных трудов. – Саратов, 2008. – Вып. 2. – 0,7 п.л.
30. Журчева, О.В. Онтологический смысл мотива смерти в пьесах М.Горького (к проблеме форм выражения авторского сознания в драме) // Материалы XXXI Зональной конференции. Литературоведов Поволжья. – Елабуга, 16-17 мая 2008. – Елабуга, 2008. – 0,6 п.л.
31. Журчева, О.В. Особенности авторского и драматургического слова в пьесе Н.Эрдмана «Самоубийца» // Вестник Воронежского госуниверситета. Серия: Филология. Журналистика. – 2008. – № 1. – 0,8 п.л.
32. Журчева, О.В. Деформация драматургической поэтики в новейшей драме XXI века // Литература и театр. Сб. научных трудов. – Самара, 2008. – 0,7 п.л.