2. Главной целью деятельности государственных органов управления является общий социальный эффект, под которым понимаются благоприятные условия жизни социума. Общая социальная эффективность государственного управления представляет собой в общем виде качество жизни населения, включающее в себя различные компоненты его социально-экономического благополучия. Данное понятие обладает более высоким уровнем обобщения и связано с предыдущими понятиями (экономическая эффективность, техническая эффективность, производственная эффективность, социальная эффективность). Общая социальная эффективность государственного управления позволяет учитывать интересы и потребности общества и выражается в гуманизации системы управления, ориентированной на удовлетворение конкретных потребностей людей; в оценке управленческих решений с позиций социальной, а не только управленческой или экономической эффективности; в предоставлении гарантий определения приоритетности гражданского общества перед интересами государства, интересов человека перед интересами власти.
3. Нами предлагается ввести в состав интегрального индикатора «условия жизни» новый индикатор «уровень информатизации» в связи с переходом к новому технологическому укладу, связанному с всеобщей информатизацией, компьютеризацией, позволяющей получить большое количество услуг в электронной и цифровой формах, развитием системы сотовой связи. Существующие методики расчета интегрального индикатора качества жизни населения характеризуются значительной ограниченностью в анализе факторов, влияющих на качество жизни, не учитывающих особенности современного научно-технического развития. Таким образом, интегральный индикатор качества жизни населения вычисляется на основе предлагаемой диссертантом системы индикаторов, отражающей наиболее существенные стороны жизнедеятельности населения: «благосостояние населения» (экономические условия и материальное благосостояние); «качество населения» («система здравоохранения» и «система образования»); «условия жизни населения» (жилищные условия», «уровень информатизации»); «безопасность жизнедеятельности» («социальная безопасность» и «экологическая безопасность»); «условия для развития личности» («состояние культуры», «физическая культура и спорт», «система управления и власть»).
4. По сравнению с традиционными моделями оценки эффективности государственного управления (затратной и результативной) наиболее продуктивной является социологическая модель, позволяющая измерить общую социальную эффективность государственного управления на основе изучения мнения основных потребителей государственных услуг - населения. Управляемые объекты (муниципальные образования, субъекты Федерации) могут дифференцироваться по различным критериям: структурным элементам, территориальной величине, количеству населения и др. Предлагаемая нами социологическая модель индикативного управления позволяет учитывать дифференциацию по различным критериям управляемого объекта и тем самым обеспечивать надежность и обоснованность межрегиональных сравнений, а применение методов районирования и картографии наглядно демонстрирует рейтинговые позиции регионов как по отдельным индикаторам, так и по интегральному индикатору качества жизни населения.
5. Оценка эффективности государственного управления качеством жизни населения представляет собой сложную научную и прикладную задачу в силу многокомпонентности проблемы качества жизни населения, а также необходимости измерения интегрального индикатора качества регионального социума не только на уровне субъекта Федерации в целом, но и в территориальном разрезе. Разработка адекватной и эффективной стратегии управления качеством жизни населения региона возможна лишь при наличии статистически достаточного объема эмпирической информации, позволяющей провести межмуниципальные сравнения не только по интегральному индикатору, но и по основным компонентам качества жизни населения. Разработанная автором методика сбора и анализа эмпирических данных учитывает вышеуказанные особенности исследования качества жизни населения региона, а модель оценки эффективности государственного управления качеством жизни населения региона позволяет установить обратную связь между республиканскими органами управления, органами местного самоуправления и населением, выявить проблемные места и принять адекватные управленческие решения по разработке стратегии повышения качества жизни населения не только на уровне субъекта Федерации, но и в территориальном разрезе.
6. Результаты эмпирического исследования позволили выявить следующие проблемы управления качеством жизни населения региона:
- на фоне положительных тенденций роста экономики и повышения денежных доходов падает уровень удовлетворенности населения в силу сокращения реальных доходов как следствия высокой инфляции и роста тарифов, в том числе и на услуги ЖКХ;
- реализация национальных проектов в сферах образования и здравоохранения позволила улучшить материально-техническую базу, но обнаружила острую нехватку высококвалифицированных врачей и учителей. Выявлена резкая дифференциация в культурном потреблении сельского и городского населения: для сельских жителей услуги культуры становятся недоступными в силу их низкой платежеспособности. На фоне высоких инвестиций в спорт активность населения в данной сфере незначительна, и в целом отсутствует культура здорового образа жизни;
- переход к Болонской системе в образовательном процессе, формирование в здравоохранении системы врача общей практики в первичном звене оказания медицинской помощи населению, распространение поп-культуры и доминирование в культурном потреблении населения телевидения как мощного средства воздействия на общественное сознание и «заменителя» основных культурных ценностей и др. - все это свидетельствует о превалировании в социальных отношениях нового типа рациональности в виде макдональдизированности социальных практик;
- интенсивный рост экономики региона сопровождается такими побочными эффектами как загрязнение окружающей среды вредными выбросами промышленных предприятий, загазованностью городской среды, а связанные с интенсификацией процессы урбанизации способствуют расширению социального поля таких девиаций, как алкоголизм, наркомания и преступность.
1.Нагимова А.М. Эффективность деятельности государственных органов управления как фактор повышения качества жизни в регионе: проблемы оценки и измерения. – Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2009. – 11 п.л.
2.Нагимова А.М. Социологический анализ качества жизни населения: региональный аспект. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2010. – 19,1 п.л.
3.Нагимова А.М. Удовлетворенность населения Республики Татарстан основными составляющими качества жизни и проводимыми социальными и экономическими реформами. - Казань, 2005. – 3,9 п.л.
4.Нагимова А.М. Удовлетворенность населения Республики Татарстан основными составляющими качества жизни и проводимыми социальными и экономическими реформами (сравнительный анализ за 2005-2007 гг.). - Казань, 2008. – 2,3 п.л.
5.Нагимова А.М. Удовлетворенность населения Республики Татарстан основными составляющими качества жизни и проводимыми социальными и экономическими реформами (сравнительный анализ за 2005, 2007, 2008 гг.). - Казань, 2009. – 2,3 п.л.
6.Нагимова А.М. Удовлетворенность населения Республики Татарстан основными составляющими качества жизни и проводимыми социальными и экономическими реформами (сравнительный анализ за 2005, 2007, 2008, 2009 гг.). - Казань, 2010. – 2,4 п.л.
7.Нагимова А.М. Удовлетворенность населения Республики Татарстан основными составляющими качества жизни и проводимыми социальными и экономическими реформами (сравнительный анализ за 2005, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.). - Казань, 2011. – 6,7 п.л.
8.Нагимова А.М., Ельшин Л.А., Давлетшина Л.М. и др. Доклад о тенденциях социально-экономического развития Республики Татарстан в 2006 году. – Казань: Art&Fakt, 2007. – 3 п.л./0,4 п.л.
9.Нагимова А.М., Ельшин Л.А., Мингазова Ю.Г. и др. Доклад об основных тенденциях социально-экономического развития Республики Татарстан в 2007 году. – Казань: Art&Fakt, 2007. – 3,6 п.л./0,3 п.л.
10.Нагимова А.М., Ельшин Л.А., Мингазова Ю.Г. и др. Доклад об основных тенденциях социально-экономического развития республики Татарстан в 2008 году. – Казань: Центр перспективных экономических исследований АН РТ, 2009. – 4,1 п.л./0,4 п.л.
11.Нагимова А.М., Ельшин Л.А., Здунов А.А. и др. Доклад об основных тенденциях социально-экономического развития республики Татарстан в 2009 году. – Казань: Центр перспективных экономических исследований АН РТ, 2010. – 2,0 п.л./0,3 п.л.
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, реко
12.Нагимова А.М. Социально-экономические условия жизнедеятельности и благосостояние населения Республики Татарстан в системе обеспечения качества жизни: социологический анализ // Ученые записки Казанского государственного университета. 2009. Том 151, Серия «Гуманитарные науки», Книга 5, часть 2. – 0,56 п.л.
13.Нагимова А.М. Качество жизни населения региона: проблемы измерения и интерпретации // Регионология. 2010. - № 3 - 0,37 п.л.
14.Нагимова А.М. Экологическая безопасность в системе обеспечения качества жизни населения региона // Социологические исследования. 20110. - № 1- 0,25 п.л.
15.Нагимова А.М., Нугаев М.А. Роль и место здравоохранения в обеспечении высокого качества жизни населения региона // Вестник экономики, права, социологии. 2010.- № 2 . – 0,5/0,25 п.л.
16.Нагимова А.М. Современное школьное образование: может ли оно способствовать повышению качества жизни населения? // Вестник экономики, права, социологии. 2010.- № 3 . – 0,5 п.л.
17.Нагимова А.М. Индикативная модель управления социально-экономическими системами как механизм обеспечения качества жизни населения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2010. - № 2(4). – 0,6 п.л.
18.Нагимова А.М. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в контексте формирования качества жизни населения // Ученые записки Казанского государственного университета. 2009. Том 151, Серия «Гуманитарные науки», Книга 5, часть 2 - 0,56 п.л.
19.Нагимова А.М. Жилищные условия как фактор качества жизни населения региона (социологический анализ по результатам исследования) // Вестник экономики, права, социологии. 2010.- № 4 . – 0,6 п.л.
20.Нагимова А.М. Методология социологического анализа качества жизни: индикативный подход// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология, выпуск 1., 2011. Том.11 - 0,5 п.л.
21.Нагимова А.М. Теоретические подходы к исследованию качества жизни// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология, выпуск 4, 2010. Том. 10 – 0,5 п.л.
Публикации по теме диссертационного исследования в иных изданиях
22.Нагимова А.М. Благосостояние населения как наиболее важный показатель качества жизни в современных условиях развития общества/ Тезисы докладов и выступлений II Всероссий¬ского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России» Том 14. -М.: Альфа- М.,2006. - 0,3 п.л.
23. Нагимова А.М. Качество деятельности государственных учреждений: социологический анализ/ Управление качеством: методология и социально-экономические проблемы//Сборник научных статей II международной научно-практической конференции. – Тамбов, Изд-во ТГТУ,2007. - 0,3 п.л.
24.Нагимова А.М. Инновационное государственное управление как предпосылка улучшения качества жизни населения региона/ Материалы VII Международной научно-практической конференции, Пенза, 2010. - 0,25 п.л.
25.Нагимова А.М. Демографические проблемы в индикативном управлении регионом: социологический анализ/ Особенности Российского менеджмента //Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Казань, 2007. - 0,3 п.л.
26.Нагимова А.М. Обеспечение экологический безопасности как фактор повышения качества жизни населения / Материалы Всероссийской научной конференции «Россия: общество, власть, государство»// II Казанские социологические чтения. – Казань, 2008. - 0,3 п.л.
27.Нагимова А.М. Инновационная модель управления социально-экономическими системами как механизм обеспечения качества жизни населения / Материалы научно-практической конференции и выставки «Инновации РАН 2010». – Казань, 2010. - 0,25 п.л.
28.Нагимова А.М. Качество образования как важнейшее составляющее качества жизни населения региона / Сборник статей научно-практической конференции «Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики»//Материалы Приволжской региональной научно-практической конференции. - Казань: Изд-во КГУ, 2005. - 0,8 п.л.
29.Нагимова А.М., Балтанова Г.Р. Качество высшего профессионального образования в условиях глобализации / Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Математические и инструментальные методы экономического анализа: управление качеством»// Под ред. Б.И.Герасимова, Тамбов: изд-во ТГТУ, 2005. - 0,4/0,2 п.л.
30.Нагимова А.М. Показатель смертности как индикатор качества жизни населения/ Тезисы докладов научно-практической конференции «Приоритеты социально-экономического развития: перспективы и проблемы выбора» - Казань, Издательский дом №13, 2006. – 0,4 п.л.
31.Нагимова А.М. Качество жизни населения как показатель конкурентоспособности региона в условиях глобализации / Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Современные тенденции конкурентоспособности Республики Татарстан: инновации, инвестиции, кластерный подход» Казань, 2010. – 0,3 п.л.
32.Нагимова А.М., Гильманов А.З. Качество жизни: реальность и ожидания // Лидер Татарстана, № 3-4, 2005. – 1 п.л./ 0,5 п.л.
33.Нагимова А.М., Гильманов А.З. Качество жизни татарстанцев – главный показатель социально-экономического развития республики // Медный всадник, журнал Петровской академии наук и искусств, СПб, 2005 – 1 п.л./ 0,5 п.л.
34.Нагимова А.М. Экономические условия жизнедеятельности как определяющий компонент качества жизни населения региона: социологический анализ // Экономический вестник Республики Татарстан, 2007, №4. – 0,7 п.л.
35.Нагимова А.М. Обеспечение безопасности жизнедеятельности как фактор качества жизни населения/Сборник научных трудов сотрудников и аспирантов Центра перспективных экономических исследований. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 0,3 п.л.
36.Нагимова А.М. Коррупция как социально-экономическое явление современного общества // Экономический вестник Республики Татарстан, 2008, №1. – 0,7 п.л.
37.Нагимова А.М. Состояние здравоохранения как составляющее качества жизни населения региона: социологический анализ (по материалам исследования) / Научные труды Центра перспективных экономических исследований. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 0,3 п.л.
38.Нагимова А.М. Социально-экономическая ситуация в Республике Татарстан и материальное положение населения: динамика общественного мнения / Научные труды Центра перспективных экономических исследований. – Казань: Центр инновационных технологий, 2009. – 0,3 п.л.
39.Нагимова А.М. Обеспечение экологической безопасности как фактор повышения качества жизни населения / Научные труды Центра перспективных экономических исследований. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010 Вып.3. – 0,25 п.л.
40.Нагимова А.М., Баймашева А.А. Социально-экономические проблемы семей социального риска / Научные труды Центра перспективных экономических исследований. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010 Вып.3. – 0,5 п.л./ 0,25 п.л.
41.Нагимова А.М. Качество жизни населения как показатель общей социальной эффективности деятельности государственного органа управления / Сборник научных трудов КГФЭИ. – Казань, 2010. – 0,25 п.л.