- Итальянский петраркизм представляет собою долговременную традицию усвоения лирического языка и стиля Петрарки, которая на протяжении XV-XVI вв. проходит через разные стадии развития. Она зарождается при дворах итальянских князей в 1430-х гг. (Конти, Галли); в 1470-е гг. ее развитию способствует переориентация гуманистов с латыни на народный язык и расцвет философии неоплатонизма; она активно развивается в творчестве придворных поэтов рубежа XV-XVI вв. В первой трети XVI в. эта традиция переходит в каноническую фазу, становится литературным движением, получает массовое распространение и, начиная с конца 1560-х гг., постепенно угасает к концу столетия. Для ее формирования нужны были определенные условия (интерес к народному языку и к внутреннему миру человека) и среда. С этой точки зрение представляется неправомерным называть петраркизмом любое подражание лирической поэзии Петрарки.
- Формирование петраркистской традиции происходит при дворах итальянских князей и обусловлено их стремлением создать собственную идеологию и культуру. Именно в придворной среде народный язык, а не латынь, выступает в качестве языка формирующейся культуры, любовь как центральная тема лирики Петрарки соотносится с системой куртуазных отношений и рыцарским идеалом служения даме. Основные приметы стиля поэта: метафоричность, игра оксюморонами и антитезами, - соответствуют требованиям придворного вкуса с его установкой на игру и развлечение.
- Переход традиции в каноническую фазу на рубеже XV-XVI вв. был обусловлен рядом причин. Историческим фоном для формирования петраркистского канона являются процессы и события, внешне с ним не связанные, но в силу своей эпохальности затронувшие основы ренессансной картины мира (Великие Географические открытия, развитие науки, военно-политический кризис в Италии). Первые приметы мировоззренческого кризиса, обнаружившиеся в смене мироощущения, совпали с кризисом национальным, вызванным началом Итальянских войн. Им сопутствовала переориентация общественных ценностей, проявившаяся, например, в спаде гуманистического движения и изменении общественного статуса гуманиста. В этих условиях канон Бембо оказывается средством сохранения фундаментальных ценностей гуманистической культуры и консолидации общества. Его функция - обеспечить сохранность традиции в период кризиса.
- Деятельность Бембо по разработке петраркистского канона - новый этап в развитии петраркистской традиции. Эта деятельность не ограничивается утверждением языка и стиля Петрарки в качестве образца для современной литературы в трактате «Рассуждения в прозе о народном языке». Она включает в себя также разработку идейно-эстетической программы петраркизма в «Азоланских беседах» и обоснование принципа подражания лучшему как творческого соперничества с ним в эпистоле «О подражании». Эти три произведения составили теоретическое основание петраркистского канона - условие, важное и необходимое для его формирования, но недостаточное для его широкого усвоения и массового распространения. Решающим фактором в этом отношении стало появление поэтического сборника Бембо «Стихотворения» (1530). В истории петраркистского канона он взял на себя функцию модели, образца, демонстрирующего выдвинутые эстетические принципы в конкретной литературной практике.
- Следование канону Бембо предполагало не только подражание автору «Книги песен» в области языка и стиля, но и выбор определенных ценностей, осмысление мира и человека в рамках определенной мировоззренческой парадигмы. Основным свойством петраркистского мира является его структурированность в соответствии со строгой иерархией: лирический герой занимает низшую ступень, на вершине - Бог, Донна, являясь живым воплощением божества, поставлена в центр мира. Движущей силой и связующим началом всех элементов мира является любовь, что позволяет петраркистам совместить идею христианского спасения с оправданием человеческих слабостей и наслаждения как извечного свойства человеческой природы. Миросозерцательная основа, имманентно присущая канону и выявляемая в поэзии петраркистов, позволяет предложить ее в качестве критерия разграничения понятий «петраркизм» и «лирика XVI в.».
- Петраркизм XVI в., возникая в новых исторических и социокультурных условиях, переплавляет элементы и черты традиции (неоплатонизм, опору на античность, христианские традиции, куртуазность) в новую художественную систему. Ее отличительными признаками становятся: поиски визуального образа красоты в литературе и попытки соединить поэзию и живопись, акцент на декоративность и драгоценность в описаниях внешности, социальные приметы в характеристике возлюбленной/ возлюбленного, особое внимание к мотивам, связанным с литературным трудом и их новая трактовка, появление признаков маньеристичного стиля.
- Фактором, сыгравшим значительную роль в развитии петраркизма, является книгопечатание, которое, сделав книгу доступной, кардинально изменило характер общения с нею. В XV в. книгопечатание содействует интересу к литературе на народном языке, отражая и формируя читательские предпочтения среди авторов и текстов, стереотипизируя их восприятие. В XVI в., начиная с проекта Альдо Мануция и Бембо, издания Петрарки используются для пропаганды идей, выражения языковых и эстетических позиций. Беспрецедентное количество изданий Петрарки, активная общественная полемика вокруг questione della lingua, расцвет книги стихов как наиболее популярной жанровой формы петраркизма, появление коллективных петраркистских сборников - все это свидетельствует о том, что массовое распространение петраркизма в XVI в. было невозможно без книгопечатания.
- Издания Петрарки - важный источник для изучения истории петраркизма XVI в. Количество изданий (168), содержание и идейная направленность комментариев и редакторских материалов, структура книги и принципы ее оформления фиксируют общественные колебания в отношении к поэту и его творчеству в разные периоды столетия и поэтому могут рассматриваться как материал для изучения эволюции петраркизма. С этой точки зрения в истории петраркизма XVI в. просматриваются следующие этапы: 1500 - 1510-е гг., 1520-е гг., 1530 - 1540-е гг., 1550 - конец 1560-х гг., конец 1560-х - 1590-е гг.
- Парадокс петраркизма - поэтизация целомудренной любви в литературе и «узаконенность» внебрачных связей в быту - объясняется присущим ему игровым характером.
2.Авторская книга стихов итальянских петраркистов XVI века : от фрагментарности к целостности // Художественный текст как целостная система : межвузов. сб. / под ред. проф. Л. В. Сидорченко. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008. – С. 295–304.
3.Портрет куртизанки Никколо Маккиавелли в свете петраркистского канона красоты // Образы любви и красоты в культуре Возрождения / отв. ред. Л. М. Брагина; Науч. совет РАН «История мировой культуры». – М. : Наука, 2008. – С. 83–94.
4.Эволюция петраркизма в изданиях Петрарки XVI века // Вестник Ленинградского государственного университете им. А. С. Пушкина. – Серия филология. – Выпуск 4 (16). – СПб., 2008. – С. 119–128.
5.Проблемы изучения итальянского петраркизма // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. – № 11 (75). – СПб., 2008. – С. 103–109.
6.Зарождение петраркистской традиции в Италии XV века // Вестник Ленинградского государственного университете им. А. С. Пушкина. – Серия филология. – Выпуск 4 (16). – СПб., 2008. – С. 110–128.
7.Формирование петраркистской концепции любви в изданиях Петрарки первой трети XVI века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. – № 11 (71). – СПб., 2008. – С. 130–136.
8.Принципы изображения женской красоты в поэзии итальянских петраркистов XVI в. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 9. Вып. 1 (Ч. II). – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008. – С. 61–69.
9.Время и пространство в поэтическом мире итальянских петраркистов XVI века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. – № 10 (57). – СПб., 2008. – С. 154– 160.
10.Петраркистский канон в контексте проблемы национальной идентичности // Итальянский сборник : от древности до XXI века. № 10 / под ред. Т. В. Сониной. – СПб. : Акционер и Кº, 2007. – С. 76–104.
11.Придворная поэзия в Италии XV века и петраркистская традиция // История поэтики жанра : сб. докладов научной заочной конференции. – Биробиджан : Изд-во ДВГСГА, 2007. – С. 110–123.
12.Цветовое решение женского портрета в поэзии итальянских петраркистов XVI века // Материалы XXXVI Международной филологической конференции 12–17 марта 2007 г. Вып. 8: История зарубежных литератур / под ред. И. В. Лукьянец, А. Ю. Миролюбовой. – СПб. : Филологический факультет, 2007. – С.199–202.
13.Дорогами Петрарки : «Стихотворения» Пьетро Бембо // Итальянский сборник : от древности до XXI века. № 9 / под ред. Т. В. Сониной. – СПб. : Акционер и Кº, 2006. – С. 65–87.
14.Петрарка в русской литературе XVIII века // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 9. Вып. 1. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2005. – С. 25–34.
15.Портрет красавицы: переосмысление первоисточника в итальянском петраркизме XVI века // Материалы XXXIV Международной филологической конференции 14–19 марта 2005 г. Вып. 8: История зарубежных литератур / под ред. И. В. Лукьянец. – СПб. : Филологический факультет, 2005. – С.51–55.
16.Первые печатные издания Петрарки в истории итальянского петраркизма: от «Триумфов» к «Книге песен» // Итальянский сборник : от древности до XXI века. № 8. – СПб. : Акционер и Кº, 2005. – С. 36–52.
17.О петраркизме Конти и Галли // Материалы XXXIII Международной филологической конференции (15–20 марта 2004 г. Санкт-Петербург). Вып.23. История зарубежных литератур. Ч.5. – СПб. : Изд-во филол. ф-та СПбГУ, 2004. – С. 54–58.
18.Петраркизм в сознании итальянцев XVI века (трактат Джордано Бруно "О героическом энтузиазме") // Традиции в контексте русской культуры : межвузовский сборник научных работ. – Вып. XI. – Череповец : Изд-во ЧГУ, 2004. – С. 203–210.
19.Петрарка и Батюшков // Интерпретация литературного и культурного текста : традиция и современность : межвузовский сб. научных статей. – Биробиджан : Изд-во БГПИ, 2004. – С. 121–135.
20. «Язык Петрарки и любви» (о происхождении некоторых клише в русском восприятии Италии) : тезисы // XVI Пуришевские чтения : всемирная лит-ра в контексте культуры : сб. статей и материалов конференции «Образы иной культуры в национ. литературах» (6–9 апреля 2004 г.) / отв. ред. Н.И. Никола. – М.: МПГУ, 2004. – C. 235–236.
21.Петраркист – читатель Петрарки // Итальянский сборник. № 7 : от древности до XXI века. СПб. : Акционер и Кº, 2003. – С. 111–129.
22.Рецепция Петрарки в Италии XVI века. Трактат Готтифреди «Зерцало любви» // Итальянский сборник : от древности до XXI века. № 6. СПб. : ТЕССА, 2002. – С. 100–113.
23.Петрарка в изданиях Альдо Мануция // Материалы XXXI Всероссийской научно-метод. конференции преподавателей и аспирантов (11–16 марта 2002). – Вып. 19. История зар. лит-р. – Ч. 3. – СПб. : Изд-во филол. ф-та СПбГУ, 2002. – С.42–45.
24.Аллегория «челн в бурном море» в итальянской светской лирике XIII–XVI веков: от иносказания о человеческой жизни к бурному пейзажу // Материалы XXX межвузовской научно-метод. конференции преподавателей и аспирантов (1–17 марта 2001). – Вып. 15. Секция истории зар. лит-р. – Ч. 2. – СПб. : Изд-во филол. ф-та СПбГУ, 2001. – С. 56–60.
25.Философия в поэзии художника (О восприятии неоплатонизма Микеланджело-поэтом) / Литература в контексте культуры : межвузовский сб./ отв. ред. А. Г. Березина. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. – С. 53–64.
26.Поэзия Микеланджело в контексте лирики петраркистов : тезисы // Культура и текст : материалы междун. науч. конференции 10–11 сентября 1996. – Вып. 1. Литературоведение. Ч. II. – СПб.–Барнаул : Изд-во БГПУ, 1997. – С. 111–112.
27.Концепция жанра в итальянской литературе XVI века // Жанровое развитие искусства слова : сб. научных статей. – Омск : Изд-во ОмГУ, 1995. – С. 171–178.
NN 4, 5, 6, 7, 8, 9, 14 опубликованы в рецензируемых научных журналах, рекомендованных Высшей Аттестационной Комиссией Российской Федерации.