Являясь компонентом целостного образовательного процесса, подготовка педагогов к РЛРД выступает как совместная деятельность, сотрудничество, сотворчество обучающих и обучающихся, направленные на развитие и самореализацию личности педагога, формирование его профессиональной компетентности в соответствии с государственными образовательными стандартами и опосредованные содержанием образовательной программы; методами освоения программы; организационными формами подготовки; средствами обучения, воспитания, самообразования, среди которых сам родной язык как важнейшее средство. Результатом названной подготовки является профессиональная компетентность педагогов в области РЛРД.
2. Необходимость разработки проблем теории и практики профессиональной подготовки педагогов к РЛРД, повышения ее качества на современном этапе определяют следующие факторы: наличие негативных обстоятельств в речевом окружении подрастающего поколения, необходимость улучшения речевой среды; распространение проявлений небрежного отношения к языку в педагогической среде, невнимания к речи воспитанников; осознание в обществе важности сохранения и развития национальной культуры, ценностей родного языка как великого достояния народа; обогащение научных представлений об онтогенезе речи, совершенствование межпредметных отраслей знаний о языке, речи, способах обучения родному языку, требующих обновления содержания обучения в профессиональной школе; активный поиск путей достижения плавности образовательной траектории личности, в том числе, речевого и лингвистического развития как ребенка, так и педагога.
Определение концептуальных и научно-методических основ подготовки педагогов к РЛРД дошкольного возраста, являющегося сензитивным периодом в усвоении родного языка, будет способствовать повышению качества работы по речевому воспитанию детей и молодежи в современных условиях.
3. Содержание подготовки педагогов представляется набором общепедагогических и специальных компетенций, которые являются одинаковыми для всехуровней НПО. Изменяются и могут варьироваться только степень осмысления,глубина понимания проблем РЛРД. К общепедагогическим компетенциям относятся: ценностно-смысловые, коммуникативные и культуроведческие. Содержание их составляют: ценностные ориентиры в отношении родного языка как формы выражения национальной культуры, речи детей как самоценного образования,собственной роли в речевом развитии воспитанников; умения и навыки речевойдеятельности и культуры устной и письменной речи, использования языка в различных видах профессиональной деятельности и ситуациях педагогического общения; знания норм, правил, традиций жизни в поликультурном обществе, основкультуры межнационального общения.
К специальным компетенциям педагогов, непосредственно занимающихся речевым и лингвистическим развитием воспитанников с использованием особых средств и методов, относятся лингвистические, научно-методические и практи-ческо-методические.
В результате подготовки к РЛРД у педагогов формируется профессиональная компетентность в области РЛРД как уровень образованности и сформирован-ности профессионально-личностных качеств, позволяющий находить оптимальные средства педагогического воздействия на речь воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей овладения родным языком, обеспечивать РЛРД в соответствии с требованиями образовательных стандартов и условиями социальной среды.
4. Предвидеть, проектировать, осуществлять, корректировать подготовку педагогов в соответствии с поставленными целями необходимо, основываясь на базовых концептуальных установках как результатах осмысления исследований и богатого исторического опыта обучения детей родному языку в России и других странах, с учетом закономерностей: самого процесса развития речи ребенка, профессионально-педагогической подготовки и педагогической деятельности педагога по РЛРД; принципов подготовки педагогов, определяющих цели, построение образовательного процесса и ориентирующих на оценку эффективности его протекания.
5. Подготовка педагогов к РЛРД в системе НПО строится на основе комплексной модели, включающей в себя нормативно-функциональную модель педагога, подготовленного к работе по РЛРД дошкольного возраста (кого готовить?); структурно-содержательную модель подготовки педагогов к работе по РЛРД в системе НПО (что формировать?); модель процесса подготовки педагогов к РЛРД в системе НПО (как готовить?).
Роль связующего элемента в комплексной модели исполняет нормативно-функциональная модель педагога как идеального выпускника соответствующего уровня профессионального образования. Модель включает совокупность инте-гративных характеристик готовности педагога решать задачи РЛРД - компе-тентностей, являющихся результатом усвоения соответствующих компетенций.
Задачи РЛРД представлены через типовые профессиональные задачи, которые педагог решает в разных видах деятельности, выполняя при этом различные функции. На каждом уровне НПО определяется свой набор видов деятельности педагога, заданный в нормативно-методических документах.
Структурно-содержательная модель подготовки педагога к работе по РЛРД задает алгоритм работы по созданию или совершенствованию программы, направленной на достижение цели-результата с учетом специфики образовательного учреждения. Цель подготовки достигается в процессе совместной деятельности преподавателей и обучающихся по усвоению модулей - совокупности учебных дисциплин, имеющих определенную логическую завершенность по отношению к установленным результирующим единицам образования (компетенциям). Совокупность модулей, входящих в основную образовательную программу соответствующего уровня, обеспечивает усвоение компетенций в соответствии с конкретными видами предстоящей деятельности, заданными в первой модели.
Модель процесса подготовки педагогов к РЛРД в соответствии с логикой образовательного процесса включает целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты, а также факторы и условия.
Совокупность названных моделей позволяет проектировать, организовывать и осуществлять подготовку педагогов к РЛРД с четкой ориентацией на цель-результат, обоснованно отбирать и структурировать содержание подготовки, обеспечивать образовательный процесс во взаимосвязи всех его компонентов, ориентируясь на конкретные критерии и показатели успешности выполнения поставленных задач.
6. Эффективность реализации концепции и модели подготовки педагогов к РЛРД обеспечивает технология, включающая проектировочный, мотивационно-целевой, конструктивно-технологический, организационно-деятельностный, контрольно-систематизирующий и аналитико-рефлексивный этапы. Об эффективности подготовки специалистов к РЛРД свидетельствует степень близости конечного результата запланированному, о которой можно судить по уровню сформированности профессиональной компетентности педагогов, определяемому на каждом этапе НПО с помощью критериально-оценочного аппарата, на основе системы показателей.
Достижение запланированного результата обеспечивается комплексом условий: научно-педагогических, социально-педагогических, организационно-педагогических психолого-педагогических.
1.Макарова В.Н. Актуальные проблемы совершенствования подготовки педагогов к речевому развитию и лингвистическому образованию детей // Педагогическое образование и наука. – М., 2008. – №3. – С.94-97. (0,25 п.л.)
2.Макарова В.Н. Формирование профессиональной компетентности педагогов в области речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов // Образование и общество. – Орел, 2009. – №1. – С.29-34. (0,65 п.л.)
3.Макарова В.Н. Формирование профессиональной компетентности педагогов в области речевого развития детей // Педагогическое образование и наука. – М., 2009. – №6. – С.15-19. (0,26 п.л.)
4.Макарова В.Н. Педагогические умения в области речевого развития детей дошкольного возраста и условия их формирования у будущих воспитателей // Наука и школа. – М., 2010. – №1. – С.94-99. (0,5 п.л.)
5.Макарова В.Н. Концептуальные основы подготовки педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей дошкольного возраста // Образование и общество. – Орел, 2010. – №3. – С.32-37. (1 п.л)
6.Макарова В.Н. Моделирование подготовки педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – Орел, 2010. – №3 (37), часть 2. – С.239-246. (1 п.л.)
7.Макарова В.Н. Педагогические условия и технология реализации моделей подготовки педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – Орел, 2011. – №1 (39). – С.270-277. (0,85 п.л.)
8.Макарова В.Н. Факторы подготовки педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей // Наука и школа. – М., 2011. – №1. – С.4-8. (0,56 п.л.)
9.Макарова В.Н. Современное состояние подготовки педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей: проблемы и пути их решения // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов, 2011. – Вып. 6 (98). – С. 78-86. (0,8 п.л.)
Монографии и учебные пособия
10.Макарова В.Н. Подготовка педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей дошкольного возраста в системе непрерывного профессионального образования: теоретико-методологическое обоснование концепции: Монография – Орел: изд. ОГУ, 2010. – 286 с. (17,88 п.л.)
11.Макарова В.Н. Научно-методические основы функционирования региональной системы профессионального и дополнительного профессионального образования педагогических кадров: Монография / В.Н. Макарова, авторский коллектив / под ред. П.И. Образцова, В.Н. Макаровой, Т.В. Сущенко – Орел: «Картуш», 2005. – 278 с. (автор. 3 п.л.)
12.Макарова В.Н. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования: Монография / В.Н. Макарова, авторский коллектив / под ред. П.И. Образцова. – Орел: ОГУ, 2011. – 338 с. (автор. 0,84 п.л.)
13.Макарова В.Н. Планирование работы по развитию речи детей в детском саду // Речевое развитие дошкольников / Алексеева М.М., Яшина В.И.: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с. (автор. 0,5 п.л.)
14.Макарова В.Н. Планирование работы по развитию речи детей в детском саду // Речевое развитие дошкольников / Алексеева М.М., Яшина В.И.: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2 изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. –– 160 с. (Гриф МО) (автор.0,5 п.л.)
15.Макарова В.Н. Учебно-методические материалы по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» по специальности «Дошкольная педагогика и психология»: Учебное пособие для студентов заочного отделения. – Орел: ОГУ 2002. – 54 с. (3,4 п.л.)
16.Макарова В.Н. Контрольно-тестовые задания по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»: Сборник контрольно-тестовых заданий по специальности 030800 Дошкольная педагогика и психология / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева. – Орел, 2003. – С. 141-158. (автор. 0,8 п.л.)
17.Макарова В.Н. Комплекс контрольно-тестовых заданий по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»: Учебное пособие для студентов вузов / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, В.И. Яшина – Орел: «Картуш», 2004. – 90 с. (Гриф УМО) (автор. 3 п.л.)
18.Макарова В.Н. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И Яшина, М.М Алексеева, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева – М.: Издательский центр «Академия», 2005, 2007, 2009. – 192 с. (Гриф МО) (автор. 2,5 п.л.)
Учебно-методические и методические пособия, программы
19.Макарова В.Н. Общение со взрослыми и сверстниками как условие развития речи детей дошкольного возраста: Методическое пособие для студентов-заочников – Орел: Орловское отд. Педобщества РСФСР, 1992. – 13 с. (0,5 п.л.)
20.Макарова В.Н. Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева // Диагностика развития дошкольников: Методическое пособие для педагогов дошкольного образования и студентов вуза / под ред. Н.И. Бочаровой. – Орел: ОГУ, 1999. – С. 4-14. (автор. 0,6 п.л.)
21.Макарова В.Н. К вопросу о готовности воспитателей дошкольных учреждений к речевому общению с детьми // Методические материалы по развитию речи детей / под ред. Л.М. Семеновой. – Орел: ОГУ, 2001. – С. 6-11. (0,3 п.л.)
22.Макарова В.Н. Методика развития детской речи. Теория и методика развития речи детей: Программы учебных курсов в системе «педагогический колледж – вуз» / О.В. Воробьева, В.Н. Макарова. – Орел: ОГУ, 2003. – С.198-230. (автор. 2 п.л.)
23.Макарова В.Н. Изучаем речь детей (обследование особенностей употребления детьми образных средств языка): Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина. – Орел: Издатель А. Воробьев, 2006. – 72 с. (автор. 2 п.л.)
24.Макарова В.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина. – М.: Пед. общество России, 2007,2008. – 80 с. (автор. 2 п.л.)
25.Макарова В.Н. Учим дошкольников образной речи: Методическое пособие / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина. – Орел: «Картуш», 2008. – 188 с. (автор. 5,5 п.л.)
26.Макарова В.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников: Учебно-методическое пособие. Часть 1 / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 96 с. (автор. 3,5 п.л.)
27.Макарова В.Н. Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников: Методическое пособие / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина. Часть 2. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 112 с. (автор. 2 п.л.)
Статьи в журналах, сборниках научных трудов, материалы конференций
28.Макарова В.Н. Вузовская подготовка воспитателей к речевому общению с детьми дошкольного возраста в курсе теории и методики развития речи // Проблемы дошкольного образования: Материалы науч. конф. – М., 1994. – С. 59-61. (0,1 п.л.)
29.Макарова В.Н. Пути совершенствования вузовской подготовки будущих воспитателей к речевому общению // Повышение эффективности, воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении и подготовки специалистов дошкольного профиля: Межвузовский сборник науч. трудов. – Ульяновск: Ул-ГПУ, 1995. – С. 99-107. (0,4 п.л.)
30.Макарова В.Н. Вузовская подготовка педагогов к практической деятельности по руководству речевым развитием детей дошкольного возраста // Современные проблемы дошкольного образования: Материалы междун. конф. – М.: МПГУ, 1996. – С. 205-207. (0,1 п.л.)
31.Макарова В.Н. Овладение специальными умениями как условие успешной профессиональной деятельности педагога по развитию речи детей // Подготовка детей к школе: поиски, решения. Научно-метод. рекомендации для студ. и восп. дошк. учреждений. – Орел: ОГПУ, 1996. – С. 85-93. (0,25 п.л.)
32.Макарова В.Н. Проблемы речевого развития ребенка в современной науке // Взаимодействие дефектолога, учителя, воспитателя и семьи в развитии личности ребенка: Сборник научн. статей. – Орел: ОГУ, 1999. – С. 88-103.(0,75 п.л.)
33.Макарова В.Н. Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Проблемы детской речи: Материалы Всерос. конф. – С-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – С. 120-123. (0,1 п.л.)
34.Макарова В.Н. Подготовка учителя и преподавателя в университете: опыт, перспективы // Проблемы многоуровневого высшего образования: Тезисы докладов VIII Междун. науч.-метод. конф. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2000. – Ч.2. – С. 158-160. (0,1 п.л.)
35.Макарова В.Н. Развитие системы дополнительного профессионального образования в Орловском государственном университете и регионального взаимодействия субъектов социокультурной сферы // Образование в регионе: история, современность и перспективы: Материалы юбилейной Всерос. конф. – Орел: ОГУ, 2001. – Ч.1. – С. 65-68. (0,2 п.л.)
36.Макарова В.Н. К проблеме интеграции учебных дисциплин в содержании вузовской подготовки специалистов по речевому развитию детей // Развитие детской речи: традиции и перспективы: Материалы конф., посвященной 30-летию лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО / под ред. О.С. Ушаковой. – М.:, Изд. РАО, 2002. – С. 42-44. (0,1 п.л.)
37.Макарова В.Н. К проблеме проектной разработки организационно-содержательной модели региональной системы непрерывного профессионального образования // Качество образования: проблемы, проекты, достижения и перспективы: Сборник науч. докладов межвуз. науч.-практ. конф. – Орел: ОГУ, 2002. – С. 41-44. (0,2 п.л.)
38.Макарова В.Н. Развитие системы дополнительного образования студентов в Орловском государственном университете в контексте удовлетворения потребностей регионального рынка труда // Дополнительное профессиональное образование студентов как механизм реализации непрерывности и преемственности высшего и дополнительного профессионального образования: Материалы Все-рос. совещания. – Курск: Изд-во Курск. гос. пед. у-та, 2002. – С. 80-82. (0,1 п.л.)
39.Макарова В.Н. Профессиональная подготовка педагога к речевому развитию и лингвистическому образованию детей: проблемы, поиски, решения // Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей: Материалы Междун. науч.-практ. конф. – Орел: ОГУ, 2002. – С. 316-321. (0,3 п.л.)
40.Макарова В.Н. Проблемы разработки и освоения сопряженных образовательных программ подготовки специалистов по речевому развитию дошкольников в системе «колледж-вуз» // Проблемы развития речи дошкольников и подготовка специалистов в условиях модернизации образования: Материалы междун. науч. конф. – М.: Изд-во РАО, 2004. – С. 8-11. (0,2 п.л.)
41.Макарова В.Н. Разработка научных основ эффективного функционирования региональной системы профессионального и дополнительного образования в условиях его модернизации // Актуальные проблемы профессионального образования в условиях модернизации высшей школы: Сборник науч. докладов и тезисов межвуз. науч.-практ. конф. – Орел: Академия спецсвязи России, 2004. – С. 42-45. (0,2 п.л.)
42.Макарова В.Н. Региональные особенности взаимодействия учреждений в системе непрерывного педагогического образования // Актуальные вопросы теоретической и методической подготовки выпускников средних специальных учебных заведений к обучению в вузе: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Орел: ОГУ, 2004. – С. 22-26. (0,4 п.л.)
43.Макарова В.Н. Подготовка специалистов к речевому и лингвистическому развитию детей в системе непрерывного педагогического образования: проблемы, пути их решения // Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей: Материалы II Междун. науч.-практ. конф. – Орел: ОГУ, «Картуш», 2006. – С. 336-339. (0,3 п.л.)
44.Макарова В.Н. О мерах повышения качества подготовки и переподготовки специалистов дошкольного образования для работы с детьми старшего дошкольного возраста // Актуальные вопросы подготовки специалиста в контексте современных преобразований: Материалы Всерос. науч.-практ. семинара. – Орел: ОГУ, 2008. – Т.1. – С. 95-97. (0,2 п.л.)
45.Макарова В.Н. Подготовка педагогов к развитию художественно-речевой активности и словесного творчества дошкольников и младших школьников // Развитие речи и творчества дошкольников: традиции и перспективы: Материалы междун. конф. – Рязань: Изд-во Рязанского института развития образования, 2008. – С. 193-199. (0,4 п.л.)
46.Макарова В.Н. Подготовка педагогов к речевому развитию детей в рамках компетентностного подхода // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: Сборник науч. статей. – Минск: БГПУ, 2008. – С. 160-162. (0,28 п.л.)
47.Макарова В.Н. Подготовка будущих педагогов к речевому развитию детей: особенности, проблемы, результат // Теория и методика дошкольного образования: Сборник науч. статей – М.: Фак-т дошк. педагогики и психологии МПГУ, 2008. – С. 89-94. (0,31 п.л.)
48.Макарова В.Н. Сущность и структура подготовки педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей (компетентностный подход) // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: Материалы VI Междун. науч. конф. – Римини (Италия)-М.: МАНПО, 2009. – С. 184-186. (0,13 п.л.)
49.Макарова В.Н. Компетентностный подход в образовании: ключевые понятия // Подготовка детей к школе в условиях вариативного дошкольного образования: актуальные проблемы и тенденции: Сборник науч. статей. – Орел: ОГУ, 2009. – С. 281-287. (0,38 п.л.)
50.Макарова В.Н. Подготовка к речевому и лингвистическому развитию детей как важная составляющая профессионального становления педагогов // Науч. труды фак-та ДПОиПК. Выпуск 1. / под ред. П.И. Образцова. – Орел: ОГУ, «Оперативная полиграфия», 2009. – С. 22-26. (0,31 п.л.)
51.Макарова В.Н. Профессиональная компетентность в области речевого и лингвистического развития детей как обязательный результативный компонент педагогического образования // Педагогика как наука и учебный предмет: методология, теория, практика: Материалы Всерос. научн.-практ. конф.: В 2 ч. / отв. ред. И.Ф. Исаев. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. – Ч.2 – С. 74-78. (0,23 п.л.)
52.Макарова В.Н. К проблеме обеспечения непрерывности процесса речевого и лингвистического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста // Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях: Материалы III Междун. науч.-практ. конф. – М.: ИРОТ, 2010. – С. 154-158. (0,25 п.л.)
53.Макарова В.Н. Условия подготовки педагогов к работе по речевому и лингвистическому развитию детей дошкольного возраста // Науч. труды фак-та ДПОиПК. Выпуск 2. / под ред. П.И. Образцова. – Орел: ОГУ, «Оперативная полиграфия», 2010. – С. 50-54. (0,3 п.л.)
54.Макарова В.Н. Непрерывное профессиональное образование педагогов и подготовка к речевому развитию детей как важная составляющая их профессионального становления / В.Н. Макарова, П.И. Образцов // Психолого-педагогический поиск: Научно-методический журнал. – Рязань, 2010. – № 3. – С. 70-78. (автор. 0,75 п.л.)
55.Макарова В.Н. Базовые положения концепции подготовки педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей дошкольного возраста // Современное состояние и перспективы речевого развития дошкольников: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Уфа: Издательство ИРО РБ. – С. 22-28. (0,26 п.л.)
56.Макарова В.Н. Развитие профессиональной самостоятельности у будущего специалиста в процессе его подготовки в вузе // Самостоятельная деятельность в образовательном пространстве современного вуза: Материалы заочной Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. М.А. Федоровой – Орел: ОГУ, 2010. – С. 63-69. (0,4 п.л.)
57.Макарова В.Н. Подготовка к речевому общению с детьми как необходимая составляющая профессионального образования педагогов // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: Материалы Междун. науч.-практ. Internet-конф. 24-31 мая 2010 г. / отв. ред. Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов. – Тамбов: Издат. дом Тамб. гос. ун-та. им. Г.Р.Державина, ООО «Центр-Пресс», 2010. – С. 99-103. (0,25 п.л.)
58.Макарова В.Н. Компетенция и компетентность как ключевые понятия компе-тентностного подхода в профессиональном образовании // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: Материалы Всерос. заочной науч.-практ. конф. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. – С.135-138. (0,35 п.л.)
59.Макарова В.Н. Системный подход к изучению педагогических процессов // Науч. труды фак-та ДПОиПК. Выпуск 3. / под ред. П.И. Образцова. – Орел: ОГУ, «Горизонт», 2010. – С. 110-117 (0,44 п.л.)
60.Макарова В.Н. Структурно-содержательная модель формирования профессиональной компетентности педагогов в области речевого и лингвистического развития детей // Компетентностно-модульный подход в системе среднего и высшего профессионального образования: Материалы Междун. науч.-практ. конф. – Брянск: «Курсив», 2010. – С. 153-157. (0,25 п.л.)
61.Макарова В.Н. Обучение речи дошкольников и их речевое и лингвистическое развитие // Традиции, задачи и перспективы развития дошкольного образования: Материалы Междун. науч.-практ. конф. / под ред. М.Н. Дементьевой, О.С. Ушаковой, Е.В. Савушкиной. – Рязань: Ряз. гос. ун-т. им. С.А. Есенина, 2011. – С. 253-257. (0,2 п.л.)
62.Макарова В.Н. Непрерывное образование: к определению понятия // Науч. труды фак-та ДПОиПК. Выпуск 6. / под ред. П.И. Образцова. – Орел: ООО «Горизонт», 2011. – С. 87-91. (0,3 п.л.)
63.Макарова В.Н. О цели и содержании подготовки педагогов к работе по речевому и лингвистическому развитию детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: Сборник науч. статей. – Минск: БГПУ, 2011. – С. 178-181. (0,3 п.л.)