- Понятие «природа» не только прямо обозначает совокупность сущего и объект естествознания, выступая в этом значении как научно-философская категория, но также косвенным образом репрезентирует универсальную социокультурную целостность, выступая, таким образом, как символ единства, вокруг которого формируется натуралистическая модель символической репрезентации соответствующей социокультурной целостности. Эта модель включает в себя ряд положений: природный мир един и системен, также едино и системно знание о мире природы, человечество естественным образом едино, существуют «естественные» (универсальные) структуры культуры.
- Господство в средневековой европейской философии плюралистического понятия «природы» («природы» как сущности вещи или класса вещей) объясняется тем, что источник единства всего сущего усматривался в трансцендентном - в Боге, а имманентное («природа») полагалось как множественное по существу. Это воззрение, в свою очередь, изоморфно господствовавшему представлению об обществе, где церковь мыслилась как ведущий фактор интеграции в мире феодальных распрей. Этот комплекс воззрений образует теоцентрическую модель символической репрезентации социокультурной целостности.
- Монистическое понятие природы («природа» как совокупность сущего) рождается в контексте поисков новой модели символической репрезентации социокультурной целостности, вызванных кризисом средневекового католического мира, симптомами которого были церковные расколы XIV - XV веков, а также раскол западнохристианского мира времен Реформации.
- Введение Николаем Кузанским в европейскую философию монистического понятия «природы» связано с разработкой им такого описания реальности, которое могло бы способствовать преодолению существовавших в то время религиозно-политических конфликтов.
- Трансформация понятия «природа» в европейской философии раннего Нового времени происходит во взаимосвязи со становлением натуралистических концептов, образов в других областях духовной культуры: в науке, литературе, изобразительном искусстве.
- Перелом в соотношении плюралистической и монистической трактовок понятия «природа» в пользу последней происходит в философии XVII века; однако в философском обороте оставались оба понятия, что указывает на незавершенность процесса оформления натуралистической модели символической репрезентации социокультурной целостности.
- В философии Просвещения трактовка «природы» как совокупности сущего одерживает верх над трактовкой «природы» как сущности и обогащается идеей ее системности (К. Линней, П.А. Гольбах, Ж.О. Ламетри, Ж.-Б. Р. Робине). В этой ситуации понятие «природы» получает социокультурное осмысление в таких выражениях, как «естественное право», «естественная религия», «естественная мораль» и т.п., что сближает понятие «природа» с понятием «всеобщее».
- Британская философия Нового времени, хотя и находится в русле общей для новоевропейской философской традиции разработки натуралистической модели символической репрезентации социокультурной целостности, однако выдвигает альтернативные «природе» символы единства: «здравый смысл» и «рынок».
- В критической трансцендентальной философии И. Канта и Г. Фихте намечается деконструкция новоевропейского понятия природы и натуралистической модели символической репрезентации социокультурной целостности. Эта деконструкция осуществляется за счет перенесения «природы» из сферы «бытия» в сферу «сознания». Однако Ф.В.Й. Шеллинг и Г.В.Ф. Гегель приостановили критику понятия природы, затенив его социокультурное содержание и переместив последнее под рубрику философии духа.
- Деконструкция понятия «природы» и натуралистической модели символической репрезентации социокультурной целостности осуществляется в рамках философии культуры и культурной антропологии ХХ века. В современной социокультурной ситуации натурализм, не выдержавший вызовов истории, уступает место новым символическим моделям, опирающимся на идеи мультикультурализма, экономической, информационной глобализации.
1. Яворский Д.Р. «Природа» как символ единства: становление натуралистической парадигмы социокультурного универсализма в западноевропейской философии. — Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2007.— 164 с. 8,2 п.л.
2. Яворский Д.Р. Глава 4. Природа как символ социокультурного единства // Среды: очерки по теории солидарности: / А.И. Пигалев, Д.Ю. Сивков, А.И. Макаров и др. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. — 120 с. 6,5 п.л./ 1 п.л.
3. Яворский Д.Р. Николай Кузанский как картограф и принцип coincidentia oppositorum // Принцип coincidentia oppositorum: от Николая Кузанского к Николаю Бердяеву: Монография / Базулева Т., Бандуровский К.,. и др. – СПб: Алетейя, 2010. – 432 с. 20 п.л./ 0,5 п.л.
б) статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ
4. Яворский Д.Р. Символическая репрезентация социокультурной целостности в средневековом теоцентризме // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Социально-экономические науки и искусство. – 2007. – № 3 (21). – С. 51 – 55. 0,5 п.л.
5. Яворский Д.Р. Понятие природы и проблема социокультурной интеграции // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2008. – № 1 (7). – С. 140 – 143. 0,5 п.л.
6. Яворский Д.Р. Природа, здравый смысл, рынок: британский эмпиризм XVII – XVIII веков в поисках социокультурных универсалий. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. – 2008. – № 2 (8). С. 26 – 30. 0,5 п.л.
7. Яворский Д.Р. Социокультурный подтекст проблемы универсалий в средневековой схоластике // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Социально-экономические науки и искусство. – 2009. – № 3 (37). – С. 44 – 48. 0,5 п.л.
8. Яворский Д.Р., Ветютнев Ю.Ю. Социальное время: природные ритмы и правовые формы // Философия права. – 2009. – № 4. – С. 70 – 74. 0,5 п.л.
9. Яворский Д.Р. Понятие природы в философии Канта: социокультурный подтекст // Философия науки. 2009. – № 3 (42). – С. 3 – 10. 0,5 п.л.
10. Природные ритмы и культурная синхронизация // Вопросы культурологии. – 2010. – № 2. – С. 32 – 37. 0,5 п.л.
11. Яворский Д.Р. Натурфилософия Ф. Бэкона на политическом фоне Европы конца XVI – начала XVII вв. // Философия науки. – 2010. – № 4. – С. 3 - 14. 0,75 п.л.
12. Яворский Д.Р. От «природы» к «культуре»: судьба натурализма в немецкой классической философии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. – 2011. – № 1 (13). – С. 5 – 11. 0,6 п.л.
13. Яворский Д.Р. Идея природы в контексте социокультурной истории Европы // Философия науки. – 2011. – № 2 (49). – С. 21 - 29. 0,5 п.л.
в) статьи в других изданиях
14. Яворский Д.Р. Символы единства (символическое моделирование социокультурной целостности) // ХХI век: На пути к единому человечеству? М.: Современные тетради, 2003. – С. 152 – 154. 0,2 п.л.
15. Яворский Д.Р. Истина и социокультурные модели единства // Истина и заблуждение. Диалог мировоззрений. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2003. – С. 134 – 135. 0,2 п.л.
16. Яворский Д.Р. Социально-культурный контекст концепта «homo sapiens» // Человек в современных философских концепциях. В 2 т. Т. 1. – Волгоград: ПРИНТ, 2004. – С. 414 – 418. 0,3 п.л.
17. Яворский Д.Р. Теоцентризм и натуроцентризм в средневековой западной философии: к вопросу о социокультурном подтексте противостояния // Философия и будущее цивилизации. В 5 т. Т. 2. – М.: Современные тетради, 2005. – С. 49 – 50. 0,2 п.л.
18. Яворский Д.Р. От Адама к homo sapiens: проблемы символической репрезентации единства человечества // Природа человека и общество. Диалог мировоззрений. Нижний Новгород.: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2005. – С. 197 – 198. 0,2 п.л.
19. Яворский Д.Р. Понятие природы в философии Николая Кузанского: идейно-исторический контекст и социокультурный подтекст // Материалы Научной сессии. Вып. 2. Философские и социальные науки. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – С. 103 – 105. 1 п.л.
20. Javorsky D.R. Economical Globalism and Christian Universalism: Contradiction or Concordance? // Globale Wirtshcaft und humane Gesellschaft. Ost-, West- und Südprobleme. – Münster: Agenda Verlag, 2006. – Р. 25 – 31. 0,5 п.л.
21. Яворский Д.Р. Проблема целостности в ренессансном герметизме (социокультурные аспекты) // Человек в современных философских концепциях. В 4 т. Т. 2. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. – С. 607 – 610. 0,3 п.л.
22. Яворский Д.Р. От «de rerum natura» к «systema naturea»: Трансформация понятия природы в контексте социокультурной символики // Философский век. Альманах. Вып. 33. Карл Линней в России / Отв. редакторы Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2007. — С. 157 – 162. 0,5 п.л.
23. Яворский Д.Р. Поле битвы и карта мира: репрезентация социально-культурной целостности в картографической символике // Мир Клио. Сборник статей в честь Лорины Петровны Репиной. Т. 2. – Москва: ИВИ РАН, 2007. – С. 360 – 374. 1 п.л.
24. Яворский Д.Р. Понятие природы в философии Николая Кузанского: опыт социально-символической интерпретации // Наследие Николая Кузанского и традиция европейского философствования (Verbum. Вып. 9). – СПб., 2007. – С. 185 – 203. 1 п.л.
25. Javorsky D.R. “Nature” in the Philosophy of Nicholas of Cusa: the Social and Cultural Background of the Notion // Nicolaus Cusanus: ein bewundernswerter historischer Brennpunkt. Pilosophische Tradition und wissenschaftliche Rezeption. Akten des Cusanus-Kongresses vom 20. bis 22. September 2006 in St. Peterburg. – S. Roderer-Verlag, Regensburg 2008. – P. 195 – 203. 0,5 п.л.
26. Яворский Д.Р. Видовое единство человечества в структуре ценностей модерна // Фундаментальные проблемы культурологи: В 4 т. Т. IV: Культурная политика. – СПб.: Алетейя,2008. – С. 409 – 416. 0,5 п.л.
27. Яворский Д.Р. Социокультурный универсализм в теологическом и научном дискурсах // Ценностный дискурс в науках и теологии. М.: ИФРАН, 2009. С. 285 – 299. 1 п.л.
28. Яворский Д.Р. Понятие природы и глобализм // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия Политология и социология. – 2009. – Выпуск 2. – С.63 – 67. 0,5 п.л.
29. Яворский Д.Р. Значение одного умолчания у Готфрида Лейбница (к интерпретации «Рассуждения о метафизике») // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия "Философия. Филология". – 2010. – № 2(8). – С. 147 - 159. 0,75 п.л.
30. Яворский Д.Р. Универсалии в эпоху «культурных войн» // Credo New. Теоретический журнал. – 2010. – № 4. 0,5 п.л.