Научная тема: «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИМПЛИКАЦИИ ПОНЯТИЯ «ПРИРОДА» В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ»
Специальность: 09.00.13
Год: 2013
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Понятие «природа» не только прямо обозначает совокупность сущего и объект естествознания, выступая в этом значении как научно-философская категория, но также косвенным образом репрезентирует универсальную социокультурную целостность, выступая, таким образом, как символ единства, вокруг которого формируется натуралистическая модель символической репрезентации соответствующей социокультурной целостности. Эта модель включает в себя ряд положений: природный мир един и системен, также едино и системно знание о мире природы, человечество естественным образом едино, существуют «естественные» (универсальные) структуры культуры.
  2. Господство в средневековой европейской философии плюралистического понятия «природы» («природы» как сущности вещи или класса вещей) объясняется тем, что источник единства всего сущего усматривался в трансцендентном - в Боге, а имманентное («природа») полагалось как множественное по существу. Это воззрение, в свою очередь, изоморфно господствовавшему представлению об обществе, где церковь мыслилась как ведущий фактор интеграции в мире феодальных распрей. Этот комплекс воззрений образует теоцентрическую модель символической репрезентации социокультурной целостности.
  3. Монистическое понятие природы («природа» как совокупность сущего) рождается в контексте поисков новой модели символической репрезентации социокультурной целостности, вызванных кризисом средневекового католического мира, симптомами которого были церковные расколы XIV - XV веков, а также раскол западнохристианского мира времен Реформации.
  4. Введение Николаем Кузанским в европейскую философию монистического понятия «природы» связано с разработкой им такого описания реальности, которое могло бы способствовать преодолению существовавших в то время религиозно-политических конфликтов.
  5. Трансформация понятия «природа» в европейской философии раннего Нового времени происходит во взаимосвязи со становлением натуралистических концептов, образов в других областях духовной культуры: в науке, литературе, изобразительном искусстве.
  6. Перелом в соотношении плюралистической и монистической трактовок понятия «природа» в пользу последней происходит в философии XVII века; однако в философском обороте оставались оба понятия, что указывает на незавершенность процесса оформления натуралистической модели символической репрезентации социокультурной целостности.
  7. В философии Просвещения трактовка «природы» как совокупности сущего одерживает верх над трактовкой «природы» как сущности и обогащается идеей ее системности (К. Линней, П.А. Гольбах, Ж.О. Ламетри, Ж.-Б. Р. Робине). В этой ситуации понятие «природы» получает социокультурное осмысление в таких выражениях, как «естественное право», «естественная религия», «естественная мораль» и т.п., что сближает понятие «природа» с понятием «всеобщее».
  8. Британская философия Нового времени, хотя и находится в русле общей для новоевропейской философской традиции разработки натуралистической модели символической репрезентации социокультурной целостности, однако выдвигает альтернативные «природе» символы единства: «здравый смысл» и «рынок».
  9. В критической трансцендентальной философии И. Канта и Г. Фихте намечается деконструкция новоевропейского понятия природы и натуралистической модели символической репрезентации социокультурной целостности. Эта деконструкция осуществляется за счет перенесения «природы» из сферы «бытия» в сферу «сознания». Однако Ф.В.Й. Шеллинг и Г.В.Ф. Гегель приостановили критику понятия природы, затенив его социокультурное содержание и переместив последнее под рубрику философии духа.
  10. Деконструкция понятия «природы» и натуралистической модели символической репрезентации социокультурной целостности осуществляется в рамках философии культуры и культурной антропологии ХХ века. В современной социокультурной ситуации натурализм, не выдержавший вызовов истории, уступает место новым символическим моделям, опирающимся на идеи мультикультурализма, экономической, информационной глобализации.
Список опубликованных работ
а) монографии

1. Яворский Д.Р. «Природа» как символ единства: становление натуралистической парадигмы социокультурного универсализма в западноевропейской философии. — Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2007.— 164 с. 8,2 п.л.

2. Яворский Д.Р. Глава 4. Природа как символ социокультурного единства // Среды: очерки по теории солидарности: / А.И. Пигалев, Д.Ю. Сивков, А.И. Макаров и др. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. — 120 с. 6,5 п.л./ 1 п.л.

3. Яворский Д.Р. Николай Кузанский как картограф и принцип coincidentia oppositorum // Принцип coincidentia oppositorum: от Николая Кузанского к Николаю Бердяеву: Монография / Базулева Т., Бандуровский К.,. и др. – СПб: Алетейя, 2010. – 432 с. 20 п.л./ 0,5 п.л.

б) статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ

4. Яворский Д.Р. Символическая репрезентация социокультурной целостности в средневековом теоцентризме // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Социально-экономические науки и искусство. – 2007. – № 3 (21). – С. 51 – 55. 0,5 п.л.

5. Яворский Д.Р. Понятие природы и проблема социокультурной интеграции // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2008. – № 1 (7). – С. 140 – 143. 0,5 п.л.

6. Яворский Д.Р. Природа, здравый смысл, рынок: британский эмпиризм XVII – XVIII веков в поисках социокультурных универсалий. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. – 2008. – № 2 (8). С. 26 – 30. 0,5 п.л.

7. Яворский Д.Р. Социокультурный подтекст проблемы универсалий в средневековой схоластике // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Социально-экономические науки и искусство. – 2009. – № 3 (37). – С. 44 – 48. 0,5 п.л.

8. Яворский Д.Р., Ветютнев Ю.Ю. Социальное время: природные ритмы и правовые формы // Философия права. – 2009. – № 4. – С. 70 – 74. 0,5 п.л.

9. Яворский Д.Р. Понятие природы в философии Канта: социокультурный подтекст // Философия науки. 2009. – № 3 (42). – С. 3 – 10. 0,5 п.л.

10. Природные ритмы и культурная синхронизация // Вопросы культурологии. – 2010. – № 2. – С. 32 – 37. 0,5 п.л.

11. Яворский Д.Р. Натурфилософия Ф. Бэкона на политическом фоне Европы конца XVI – начала XVII вв. // Философия науки. – 2010. – № 4. – С. 3 - 14. 0,75 п.л.

12. Яворский Д.Р. От «природы» к «культуре»: судьба натурализма в немецкой классической философии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. – 2011. – № 1 (13). – С. 5 – 11. 0,6 п.л.

13. Яворский Д.Р. Идея природы в контексте социокультурной истории Европы // Философия науки. – 2011. – № 2 (49). – С. 21 - 29. 0,5 п.л.

в) статьи в других изданиях

14. Яворский Д.Р. Символы единства (символическое моделирование социокультурной целостности) // ХХI век: На пути к единому человечеству? М.: Современные тетради, 2003. – С. 152 – 154. 0,2 п.л.

15. Яворский Д.Р. Истина и социокультурные модели единства // Истина и заблуждение. Диалог мировоззрений. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2003. – С. 134 – 135. 0,2 п.л.

16. Яворский Д.Р. Социально-культурный контекст концепта «homo sapiens» // Человек в современных философских концепциях. В 2 т. Т. 1. – Волгоград: ПРИНТ, 2004. – С. 414 – 418. 0,3 п.л.

17. Яворский Д.Р. Теоцентризм и натуроцентризм в средневековой западной философии: к вопросу о социокультурном подтексте противостояния // Философия и будущее цивилизации. В 5 т. Т. 2. – М.: Современные тетради, 2005. – С. 49 – 50. 0,2 п.л.

18. Яворский Д.Р. От Адама к homo sapiens: проблемы символической репрезентации единства человечества // Природа человека и общество. Диалог мировоззрений. Нижний Новгород.: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2005. – С. 197 – 198. 0,2 п.л.

19. Яворский Д.Р. Понятие природы в философии Николая Кузанского: идейно-исторический контекст и социокультурный подтекст // Материалы Научной сессии. Вып. 2. Философские и социальные науки. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – С. 103 – 105. 1 п.л.

20. Javorsky D.R. Economical Globalism and Christian Universalism: Contradiction or Concordance? // Globale Wirtshcaft und humane Gesellschaft. Ost-, West- und Südprobleme. – Münster: Agenda Verlag, 2006. – Р. 25 – 31. 0,5 п.л.

21. Яворский Д.Р. Проблема целостности в ренессансном герметизме (социокультурные аспекты) // Человек в современных философских концепциях. В 4 т. Т. 2. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. – С. 607 – 610. 0,3 п.л.

22. Яворский Д.Р. От «de rerum natura» к «systema naturea»: Трансформация понятия природы в контексте социокультурной символики // Философский век. Альманах. Вып. 33. Карл Линней в России / Отв. редакторы Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2007. — С. 157 – 162. 0,5 п.л.

23. Яворский Д.Р. Поле битвы и карта мира: репрезентация социально-культурной целостности в картографической символике // Мир Клио. Сборник статей в честь Лорины Петровны Репиной. Т. 2. – Москва: ИВИ РАН, 2007. – С. 360 – 374. 1 п.л.

24. Яворский Д.Р. Понятие природы в философии Николая Кузанского: опыт социально-символической интерпретации // Наследие Николая Кузанского и традиция европейского философствования (Verbum. Вып. 9). – СПб., 2007. – С. 185 – 203. 1 п.л.

25. Javorsky D.R. “Nature” in the Philosophy of Nicholas of Cusa: the Social and Cultural Background of the Notion // Nicolaus Cusanus: ein bewundernswerter historischer Brennpunkt. Pilosophische Tradition und wissenschaftliche Rezeption. Akten des Cusanus-Kongresses vom 20. bis 22. September 2006 in St. Peterburg. – S. Roderer-Verlag, Regensburg 2008. – P. 195 – 203. 0,5 п.л.

26. Яворский Д.Р. Видовое единство человечества в структуре ценностей модерна // Фундаментальные проблемы культурологи: В 4 т. Т. IV: Культурная политика. – СПб.: Алетейя,2008. – С. 409 – 416. 0,5 п.л.

27. Яворский Д.Р. Социокультурный универсализм в теологическом и научном дискурсах // Ценностный дискурс в науках и теологии. М.: ИФРАН, 2009. С. 285 – 299. 1 п.л.

28. Яворский Д.Р. Понятие природы и глобализм // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия Политология и социология. – 2009. – Выпуск 2. – С.63 – 67. 0,5 п.л.

29. Яворский Д.Р. Значение одного умолчания у Готфрида Лейбница (к интерпретации «Рассуждения о метафизике») // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия "Философия. Филология". – 2010. – № 2(8). – С. 147 - 159. 0,75 п.л.

30. Яворский Д.Р. Универсалии в эпоху «культурных войн» // Credo New. Теоретический журнал. – 2010. – № 4. 0,5 п.л.