Научная тема: «СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ И УСЛОВИЙ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИХ УПРАВЛЕНИЕ ЛОЯЛЬНОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ»
Специальность: 22.00.08
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Расширено понятия «лояльность персонала» и сформулировано авторское определение данного понятия, в котором ключевым аспектом считается восприятие работником целей своей организации как собственных в силу того, что его заинтересованное стремление к достижению этих целей способствует его профессиональной самоактуализации. Вместе с тем даны ряд существенных характеристик этого понятия:

2. Систематизированы существующие подходы к исследованию лояльности - подходы различаются по направленности изучения на уровни, типы, стадии лояльности и установлено, что они имеют описательный характер, не раскрывающий социальной природы возникновения феномена лояльности персонала;

3. Классифицированы концепции лояльности (материального и нематериального стимулирования, концепции, опирающиеся на теорию «человеческих отношений» и идеи организационной культуры, концепции, опирающиеся на содержательные теории мотивации, концепция «гордости за родное предприятие»).

4. Систематизированы сформулированные в этих концепциях причины лояльности персонала: простые причины (материальные или нематериальные стимулы); сложные - комплекс причин, направленных на выстраивание отношений в трудовых коллективах, направленных на удовлетворение потребностей персонала; номинальные причины

5. Расширено представление и дана подробная характеристика традиционных способов формирования лояльности, включающие в себя: принудительные и согласительные формы:

6. Установлены сферы использования этих форм. Принудительные формы используются при применении неквалифицированного, преимущественного физического труда, согласительные - в тех условиях, где требуется постоянное повышение производительности труда

7. Сформулирован авторский подход к проблеме лояльности персонала, который раскрывается в следующем:

  • Разработана концепция качественного труда, согласно которой основная тенденция в развитии содержания труда, влияющая на специфику лояльности персонала, заключается в том, что процесс и результат качественного труда в меньшей мере зависит от принуждения и стимулирования, в большей мере зависит от системы социальных условий;
  • Доказано наличие системной связи между социальными условиями организаций, с одной стороны, и, с другой стороны, лояльностью персонала, проявляемой работниками в стремлении работать заинтересованно, качественно, эффективно. Такими условия обнаруживают себя, с одной стороны, в социологических параметрах трудовой жизни; с другой стороны, в наличии социального партнерства в организации; с третьей - в заинтересованности администрации в социальном развитии организации;
  • Определены основные показатели лояльности персонала организации (открытость и доступность информации о целях, миссии стратегических задачах и финансовых обязательствах организации, ее подразделений; наличие у сотрудников возможности контролировать ключевые процессы выполнения своих обязанностей; участие сотрудников в постановке целей и их вовлеченность в процесс согласования целей; подбор персонала и обеспечение работой адекватно профессиональным задачам и в соответствии со способностями и возможностями работников; управление организационной культурой для создания оптимального мотивационного климата; разработка и реализация мотивационной программы; открытые маршруты перспектив профессионального и должностного роста работников; удовлетворительный морально-психологический климат трудового коллектива; систематическое обучение персонала);

8. Разработана концепция роли управленческой команды как системного фактора лояльности персонала. При этом доказана парадоксальность функционирования этого фактора. Управленческая команда влияет на совершенствование лояльности образцом, характером своей деятельности, но не декларируемыми ею целями, т.е. команда как субъект оказывает влияние деятельностью (т.е. объективно), а не декларируемыми целями (т.е. субъективно).

9. Дана системная характеристика этих команд и определена их роль в процессе эволюции организации:

10. Выявлены, по меньшей мере, три типа таких управленческих команд, которые являются системным ядром лояльности - это, товарищеская, профессиональная, проектная команды:

  • «товарищеская» команда возникает вместе с рождением организации и формирует лояльность персонала примером своей самоотверженной деятельности и стойкости к преодолению трудностей
  • «профессиональная» команда складывается в период стабильности организации и обеспечивает ее функционирование в устойчивых условиях, обеспечивая лояльность персонала к организации, как гаранту профессиональных достижений работников;
  • «проектная» команда создается искусственно для разработки перспективных направлений и обеспечивает лояльность персонала как уверенность в реализации перспективных инноваций.

11. Предложено авторское видение понятие «профессионализма»: как сочетание компетенции (сферы должностной ответственности) и компетентности (знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления трудовых функций, заданных компетенцией)

12. Разработана методика исследования системы факторов и условий организации, включающая в себя стандартизированный опросник (анкета для опроса персонала организации), формализованный вопросник (для сбора информации, содержащейся в документах службы персонала), алгоритм анализа данных, систему показателей, характеризующих лояльность персонала организаций;

13. Определены эмпирические параметры, послужившие основанием для построения моделей лояльности. Модель описывается в виде шкалограммы, которая демонстрирует соотношение показателей организаций относительно «идеала».

Список опубликованных работ
Монографии

1.Перфильева М.Б. Управление лояльностью персонала: монография. - Прага: ЧТУ, 2008. - 190 с. (12. п.л.).

2.Перфильева М.Б. Управление лояльностью персонала (2-е издание, переработанное и дополненное: монография. - СПб: ИБП, 2010. - 183 с. (11,9 п.л.)

3.Перфильева М.Б., Захаров Н.Л., Савин И.В., Тумалев В.В., Чечулин А.В. Социальные регуляторы развития малого бизнеса российских регионов в контексте социологии управления (историко-социологический анализ): монография. - СПб: ИБП, 2008. - 93 с.( 6 п.л.; лично автора 1 п.л.)

4.Перфильева М.Б., Захаров Н.Л., Савин И.В., Тумалев В.В., Чечулин А.В. Россия: факторы и регуляторы социального действия (очерки по социологии управления): монография. - СПб: ИБП, 2008. - 90 с. (5,6 п.л. лично автора 1 п.л.).

Статьи в рецензируемых журналах

5.Перфильева М.Б. Предпосылки управления качеством трудовой жизни. // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2010. - №2, т.13. - С.116-125. (0, 7 п.л.)

6.Перфильева М.Б. Социологические исследования устойчивых моделей отношения персонала к своей организации. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. -№134. - С. 167-176. (0,5 п.л.).

7.Перфильева М.Б. Методика оценки мотивационных факторов организаций, влияющих на профессиональную самоактуализацию работника. // Известия Российского педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - №136. - С.5-13. (0,6 п.л.).

8.Перфильева М.Б. Социологический подход к оценке стиля руководства. // Известия Российского педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - №137. - С.162-170. (0,7 п.л.).

9.Перфильева М.Б. Формирование концепции управления человеческими ресурсами. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - Выпуск 4, том 10. - 2010. - С.36-43. (1 п.л.).

10.Перфильева М.Б. Социологическое обоснование экономической эффективности регулирования социальных факторов организации. //Известия Российского педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. - №140. - С.153-162. (0,7 п.л.).

11.Перфильева М.Б. Гуманизация труда как условие эффективной деятельности организации//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - Выпуск 1, том 1. - 2011. (1 п.л.).

Статьи в других изданиях

12.Перфильева М.Б. Концепция базисных человеческих потребностей как основа управления персоналом // Концептуальные аспекты управления персоналом: материалы конференции. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - С.193-196 (0,3 п.л.).

13.Перфильева М.Б. Критерии эффективности функционирования государственного управления // Организмы и механизмы: проблемы управления в технических и социальных системах: материалы междисциплинарного научного семинара. / Под. ред. О.Я. Гелиха. – СПб: Изд-во «Книжный Дом», 2003. (0,2 п.л.)

14.Перфильева М.Б. Становление инвариант социального управления в традиционном обществе России // Социальная безопасность в ХХ1 веке: тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. - СПб.: Институт управления и экономики, 2003. – С. 39-41. (0,3 п.л.).

15.Перфильева М.Б. Модель государственного управления российским обществом в советский период // Acta academica trenchiniensis. Trenčhin: redakcie Trenčhinskej university Alexandra Dubčeka, 2003. – С. 109-112 (0,4 п.л.).

16.Перфильева М.Б. Деловая этика в системе управления качеством // Менеджмент XXI века: проблемы качества: материалы IV международной научно-практической конференции, 15-16 апреля 2004 года. - СПб: Изд-во «Книжный дом», 2004. – С. 38-40. (0, 2 п.л.)

17.Перфильева М.Б. Деловая этика как важнейший элемент управления системы управления качеством. // Acta academica trenchiniensis. – Trenčhin: redakcie Trenčhinskej university Alexandra Dubčeka, 2004. – С. 175-176. (0,3 п.л.)

18.Перфильева М.Б., Захаров Н.Л. Социологический подход как методология // Актуальные проблемы философии в системе университета: сборник научных работ. - Красноярск: СГТУ, 2004. - С. 108-119. (0,6 п.л., личный вклад автора 0,3 п.л.).

19.Перфильева М.Б. Этическая оценка стиля управления. // Управление персоналом: теория и практика: материалы всероссийской научно-практической конференции. 25-26 июня 2004 года, Санкт-Петербург. – СПб: ООО «Книжный дом», 2004. - С. 41-43. (0, 3 п.л.)

20.Перфильева М.Б., Захаров Н.Л., Данилин А.М.Макросоциальные факторы развития организаций. // Менеджмент XXI века: управление развитием: материалы V международной научно-практической конференции, 14-15 апреля 2005 года, Санкт-Петербург. – СПб: ООО «Книжный дом», 2005. - С. 140-144. (0,6 п.л., личный вклад автора 0,3 п.л.).

21.Перфильева М.Б., Захаров Н.Л. Типология команд: первый тип – клиентела. // Менеджмент XXI: управление образованием: сб. научных статей. - СПб: Книжный дом, 2006. - С. 78-81. (0,4 п.л., личный вклад автора 0,2 п.л.)

22.Перфильева М.Б., Захаров Н.Л. Два типа управленческих команд. // Управление персоналом. Ученые записки: Книга IV. / под.ред. В.К. Потемкина. – СПб: СПбАУП, 2006. - С.23-29. (0,6 п.л., личный вклад автора 0,3 п.л.)

23.Перфильева М.Б., Захаров Д.Н. Факторы профессиональной самоактуализации (на английском языке) // Sustainable management and long – life education in 21 centery. Sbornik k meginarodnimu vedecko – praktickemu seminari.– Praga: ChTU, 2006. - С. 29-32. (0,4 п.л., личный вклад автора 0,3 п.л.)

24.Перфильева М.Б., Захаров Н.Л. Команды успеха. // Персонал-Микс. – 2007. - №1. - С. 26-27. (0,4 п.л., личный вклад автора 0,2 п.л.)

25.Перфильева М.Б. Консорция – команда выживания // Персонал-Микс. – 2007. - №2. - С. 37-40. (0,4 п.л.)

26.Перфильева М.Б., Захаров Н.Л. Команды успеха: коллегия и партнерство. // Управление персоналом. Ученые записки: Книга V / под.ред. В.К. Потемкина. – СПб: СПбАУП, 2007. - С.65-84. (0,8 п.л., личный вклад автора 0,4 п.л.)

27.Перфильева М.Б. Профессиональная команда (коллегия) // Персонал-Микс. – 2007. - №2. - С. 29-31. (0,4 п.л.)

28.Перфильева М.Б. Проектная команда. Найти новое и проложить к нему дорогу .// Персонал-Микс 2007. №5. С.30-33. (0,4 п.л).

29.Перфильева М.Б., Захаров Н.Л. От коллегии до клиентелы. //Персонал-Микс. - 2007. - №7/8. - С.40 - 45 (0,5 п.л., лично автора 0,2)

30.Перфильева М.Б. Условия самоактуализации в профессиональной деятельности. // Менеджмент XXI: образование и бизнес: Сб. научных статей. Материалы VI1 научно-. практической конференции, Санкт-Петербург 29-30 ноября 2007. - СПб: Книжный дом, 2007. - С. 117-118 (0,25п.л.)

31.Перфильева М.Б., Захаров Н.Л. Социология управления как методология исследования сложных современных процессов // Социально-экономическое положение России в новых геополитических и финансово-экономических условиях: реалии и перспективы развития: сборник научных статей. Выпуск 5. Материалы международной научно-. практической конференции. – СПб.: НОУ ВПО Институт бизнеса и права, 2008. - С. 217-225 (0, 6 п.л., лично автора 0,3)

32.Перфильева М.Б. Социальные факторы профессиональной самоактуализации // Вестник Балтийской педагогической академии. - Вып.98. - 2010. - С.80-83 (0,25 п.л.)

33.Перфильева М.Б. Партнерство как основа деятельности проектной команды. // Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты: сб. научных статей. Вып.9. Материалы международной научно-. практической конференции, Санкт-Петербург 2 декабря 2010. - СПб: ИБП, 2007. -С. 258-263. (0,45 п.л.).

34.Perfilijeva M. Polynational Teams During A Globalisation Epoch (Полинациональные команды в эпоху глобализации).//ZBORNÍK PRÍSPEVKOV Z MEDZINÁRODNEJ KONFERENCIE «VÝZNAM ĽUDSKÉHO POTENCIÁLU V REGIONÁLNOM ROZVOJI» 1. 2. december 2009, Podhájska. - С. 230-231. (0,2. п.л.)