- Социологическое образование в России является неотъемлемой частью мирового социологического образования.
- В диссертации впервые осуществлено фундаментальное исследование всей истории социологического образования в России, которая охватывает период с середины XIX века по настоящее время.
- Российское социологическое образование прошло долгий, противоречивый путь развития, специфика которого, в первую очередь, определялась конфликтом интересов государственной власти и общества в его распространении. Социологическому образованию пришлось «пробивать себе дорогу», отстаивая право на существование, как в царской России, так и в СССР.
- На современном этапе развития социологическое образование в России носит противоречивый, а в ряде случаев парадоксальный характер.
- Одним из важнейших факторов распространения социологического образования является его легитимность. В диссертации показано, что степень легитимности отечественного социологического образования определялась и определяется отношением действующей власти к социологии как науке.
- На протяжении всего существования социологического образования, ему не раз пришлось прибегать к мимикрии. И в условиях царской России, и в СССР социологическое образование развивалось «под прикрытием» других общественных наук.
- В диссертации осуществлен концептуальный анализ истории социологического образования в России, предложена новая периодизация. Автор представляет путь развития социологического образования через смену нескольких моделей, в которых одновременно трансформировались и транслировались традиции отечественной социологии.
- На основе конструктивистской методологии в диссертационном исследовании разработаны модели социологического образования, в которых объединены объективные и субъективные компоненты через модус времени (прошлое-настоящее-будущее).
- В диссертации установлено, что эволюция социологического образования происходила циклично, через смену моделей - просветительской и профессиональной.
- Теоретической основой первых моделей социологического образования был позитивизм, современные модели являются полипарадигмальными.
- Найдены специфические характеристики каждого этапа развития социологического образования: мобилизация общественного мнения, борьба с ограничениями и запретами со стороны власти, поиск новых форм реализации и их апробация на практике.
- В диссертации осуществлен качественный анализ времени, форм, содержания начального этапа социологического образования в России. При этом впервые определена роль социологического просвещения как ключевого элемента становления социологического образования.
- Процесс становления и развития социологического образования в России разворачивался в определенных условиях, связанных с состоянием общественной среды, происходящих в обществе изменений, задающих общий фон (благоприятный или неблагоприятный) для реализации его целей.
- В диссертации установлено, что общественная потребность в социологическом образовании в России, как и на Западе, появилась с середины XIX века и существует по настоящее время.
- На исторические процессы формирования социологического образования в России влияли теоретические концепции, разделяющиеся большинством мирового научного сообщества социологов. На первых порах, в середине-конце XIX века - это была концепция позитивизма, которая сменилась в начале ХХ века неопозитивизмом, а затем в 20-х годах XX века марксизмом и неомарксизмом. Для России была характерна интерпретация данных концепций в духе субъективной школы, с ее вниманием к проблемам человека, гуманистической ориентацией - обращением к человеку как творцу, активному участнику преобразований в обществе. Лишь с середины 20-х годов XX века концепция ортодоксального марксизма, с ее объективистской ориентацией, ослабляет гуманистическую традицию русской социологической школы. Возвращение к гуманистической традиции постепенно происходит с 1990-х годов, однако единой концептуальной платформы социологического образования до настоящего времени не существует. Сегодня в концептуальном отношении научное сообщество российских социологов характеризует полипарадигмальность.
- Среди участников, активно влияющих на процессы социологического образования, следует выделить государство, отношение с которым определяли степень легитимности социологического образования в России. За всю историю социологического образования это влияние было больше негативным, чем позитивным, что, в конечном счете, оказалось сдерживающим фактором для его развития.
- Участниками и творцами реальности социологического образования были сами социологи. Вначале это была небольшая группа в лице Н. И. Кареева, М. М. Ковалевского, К. М. Тахтарева, П. А. Сорокина, В. М. Хвостова, Е. В. де Роберти, разработавшая первые программы и учебные пособия по социологии. Для них социологическое образование было ценностью, способной помочь людям разрешить внутренние проблемы российского общества в контексте общего мирового развития. К настоящему времени социологическое сообщество в России многочисленно и разобщено, однако, представляется, объединяющей ценностью для него являются перспективы социологического образования в тесной связи с актуальными проблемами социально-экономического, политического и культурного развития российского общества.
- В диссертации отмечается, что латентное развитие социологического образования в 1930-1950-е г. происходило в форме ортодоксальной марксистской модели. В силу того, что данная модель наследовала такую сторону марксизма, как экономизм, технологизм и индустриализм, она менее всего востребовала наследие русской социологической школы, обращенной к человеку, развитию его личности и духовного мира.
- В диссертации подчеркивается, что в зарубежье была реализована «русская» модель социологического образования, впитавшая в себя наработки неопозитивизма, с его верностью факту, реальным взаимодействиям людей и соединившей с ним этическую компоненту - ответственность ученых за судьбу своей страны.
- Переориентация современного социологического образования на потребности российского рынка труда породила проблему искусственной подстройки образовательных программ (особенно в негосударственных вузах) под интересы рынка, нередко за счет качества подготовки специалистов - социологов.
- Перспективы социологического образования представлены возможностью сопоставления различных образовательных программ, которые в процессе реализации в вузах выявят свою необходимость и эффективность для российского общества.
1.Буланова М. Б. Социологическое образование в России: история и современность. – М.: РГГУ, 2011. – 343 с.
2.Буланова М. Б. Социологическое образование в России (1960-е годы – настоящее время) // Вехи российской социологии. 1950-2000-е годы /отв. ред. Ж. Т. Тощенко, Н. В. Романовский. – СПб.: Алетейя, 2010. – 664 с. / - C. 79-96.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК
3.Буланова М. Б. Социологическое образование в Объединенной высшей школе-университете г. Касселя (Германия)// Социологические исследования. – 1997. - № 9. – С. 133-138.
4.Буланова М. Б. Методика проведения семинарских занятий по социологии // Социально-политический журнал. – 1998. - № 4. – С. 106-110.
5.Буланова М. Б. Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: иллюзии и реальность. // Социологические исследования. – 2004. - № 8. – С. 58-68 (в соавторстве).
6.Буланова М. Б. Рецензия на книгу Ильинского И. М. «Образовательная революция»// Социологические исследования. – 2004. - № 8. – С. 152-154.
7.Буланова М. Б. Первая кафедра социологии в Ярославском госуниверситете //Социологические исследования. – 2006. - № 11. – С.
8.Буланова М. Б. Российское социологическое образование: от истории к современности // Вестник РГГУ. Сер. Философия. Социология. – 2007. - № 2-3. – С. 245-256.
9.Буланова М. Б. От социологического образования к социологическому просвещению // Свободная мысль. – 2008. - № 5. – С. 107-116.
10.Буланова М. Б. Социологическое образование в России (1960-е годы - настоящее время) // Социологические исследования.- 2008. - № 12. – С. 14-26.
11.Буланова М. Б. П. Сорокин – ученый, политик, просветитель // Свободная мысль. – 2008. - № 9. – С.
12.Буланова М. Б. Социологическое образование в русской высшей школе общественных наук в Париже // Вестник РУДН. – Сер. Социология. – М., 2008. – С. 5-10.
13.Буланова М. Б. В. М. Хвостов и социологическое образование в 1-м Московском университете. // Социологические исследования. – 2009. - № 11. – С. 134-138.
14.Буланова М. Б. Модель социологического образования, разработанная Н. И. Кареевым и М. М. Ковалевским // Вестник РГГУ. – Сер. Социология. – 2009. - № 2. – С. 113-123.
15.Буланова М. Б. Новые информационные технологии в социологическом образовании // Социологические исследования. – 2010. - № 5.
16.Буланова М. Б. Высшее образование в русском зарубежье // Вестник РГГУ. – Сер. Социология. – 2011. - № 3.
17.Буланова М. Б. Социологическое образование в региональных вузах России // Социологические исследования. – 2011. - № 10. (в соавторстве).
Статьи и материалы научных конференций
18.Буланова М. Б. Становление социологического образования в России // Россия в новое время: личность и мир в историческом пространстве: Материалы межвузовской научной конференции. – М.: Изд-во РГГУ. – 1997.
19.Буланова М. Б. Социологическое образование в Германии // Философско-социологические аспекты образования и культуры: Сб. науч. статей. – М.: Сфера. – 1997. – С. 51-56.
20.Буланова М. Б. Социологическое образование в России XXI века: поиск оптимальной модели // Будущее России и новейшие социологические подходы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Socio-Logos. – Ч. 1. – 1997. – С. 36-37.
21.Буланова М. Б. К вопросу об изучении наследия П. Сорокина в области социологического образования // Социокультурная динамика России: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции. – Иваново. – 1998. – С. 15-16.
22.Буланова М. Б. Социология в системе профессиональной подготовки гуманитариев // Социологическое образование в России: итоги, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 275-летию Санкт- Петербургского государственного университета. – Санкт - Петербург: Изд-во СПбГУ. – 1998. – С. 43-44.
23.Буланова М. Б. Особенности социологического образования // Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии: Сборник научных статей. – Саратов: Изд-во СПГУ. – 1999. – С. 121-123.
24.Буланова М. Б. Российская интеллигенция и социологическое образование в начале ХХ века // 90-летие «Вех»: российская интеллигенция в ХХ веке»: Сборник научных статей. – Кн. 2. – Пенза. – 1999. – С. 32-36.
25.Буланова М. Б. Обновленное социологическое знание в системе социологического образования в высшей школе // Обновление социально-гуманитарного образования в высшей школе: Материалы межвузовского семинара-совещания. – М.: Изд-во МГУП.- 2000. – С. 79-83.
26.Буланова М. Б. О традициях российского социологического образования // Актуальные проблемы социологической теории и практики: Сборник научных статей. – Ч. 1. – М.: Изд-во МГУ. – 2000. – С. 117-124.
27.Буланова М. Б. Социологическое образование в российских вузах: современная ситуация // Социология и общество: Материалы первого всероссийского социологического конгресса. – Санкт – Петербург: Изд-во СПбГУ. – 2000. – С. 611-613.
28.Буланова М. Б. Самоидентификация интеллигенции в системе образования // Ценностная и социальная идентичность российской гуманитарной интеллигенции: Сборник научных статей. – М.: Изд-во РГГУ. – 2000. – С. 70-72.
29.Буланова М. Б. Спецкурс «Социологическое образование в России» в учебном плане подготовки социологов-профессионалов // Проблемы и опыт преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин: Материалы межвузовской научно-практической конференции. – М.: Изд-во МГУП. – 2001. – С. 102-105.
30.Буланова М. Б. Проблема воспроизводства профессионального сообщества социологов // Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: Сборник статей. – М.: Изд-во РГГУ. – 2001. – С. 172-178.
31.Буланова М. Б. Образовательные практики гуманитарной интеллигенции конца XIX – начала ХХ веков // Жизненные стили и социальные практики интеллигенции: Сборник научных статей. – М.: Изд-во РГГУ. – 2002. – С. 43-50.
32.Буланова М. Б. Институционализация социологического образования в России: современный этап // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: Материалы второго Всероссийского социологического конгресса. – Т. 3. – М.: Изд-во МГУ. – 2003. – С. 615-616.
33.Буланова М. Б. Проблемы социологического образования в России // Социологическое образование в России: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ. – 2003. – С. 32-38.
34.Буланова М. Б. Социологическое образование в России // Опыт и проблемы преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузе: Сборник научных статей. – М.: Изд-во МГУП. – 2005. – С. 124-128.
35.Буланова М. Б. К вопросу о престиже современного социологического образования в России // Интеллектуальная собственность в гуманитарном измерении: Сборник научных статей. – М.: Изд-во РГГУ. – 2005. – С. 121-125.
36.Буланова М. Б. К вопросу о ценности социологического образования в условиях трансформирующегося российского общества // Ценности общества и ценности интеллигенции: Сборник научных статей. – М.: Изд-во РГГУ. – 2006. – С. 227-230.
37.Буланова М. Б. К вопросу о преимуществах социологии в изучении образования // Глобализация и социальные изменения в современной России: Материалы Всероссийского социологического конгресса. – Т. 9. – М.: Изд-во МГУ. – 2006. – С. 22-24.
38.Буланова М. Б. Социология образования как учебная дисциплина в гуманитарном вузе //Опыт и проблемы преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузах. – М.: Изд-во МГУП. – 2006. – С. 67-71.
39.Буланова М. Б. От социологического просвещения к социологическому образованию: традиция взаимосвязи и взаимовлияния // Интеллигенция в диалоге культур: Сборник научных статей. – М.: Изд-во РГГУ. – 2007. – С. 231-243.
40.Буланова М. Б. П. Сорокин и власть: грани взаимодействия и противостояния // Интеллигенция и власть: Сборник научных статей. – М.: Изд-во РГГУ. – 2008. – С. 107-114.
41.Буланова М. Б. Новые информационные технологии в социологическом образовании (по материалам Всероссийского социологического конгресса 2008 г.) // Интеллигенция в мире современных коммуникаций: Сборник научных статей. – М.: Изд-во РГГУ. – 2009. – С. 70-77.
42.Буланова М. Б. Концепция социологического образования М. М. Ковалевского // П. А. Сорокин и современные проблемы социологии: Материалы научной конференции – Первые Санкт – Петербургские социологические чтения. – Т. 2. – СПб.: Изд-во СПбГУ. – 2009. – С. 478-480.
43.Буланова М. Б. К вопросу о качестве поствузовского социологического образования // Дни аспирантуры РГГУ: Материалы научной конференции. – Вып. 4. – М.: Изд-во РГГУ. – 2010. - С. 65-70.
44.Буланова М. Б. Образование для молодежи: идеалы и реальность // Интеллигенция и идеалы российского общества: Сборник научных статей. – М.: Изд-во РГГУ. – 2010. – С. 646-655.
45.Буланова М. Б. Новые явления в социальном поведении учащейся молодежи современной России // Интеллигенция и идеалы российского общества: Сборник научных статей. – М.: Изд-во РГГУ. – 2010. – С. 504-513 (в соавт.).
46.Буланова М. Б. Методологические подходы к изучению социальной реальности Н. С. Тимашева // Российское общество в современных цивилизационных процессах: Материалы международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во СПбГУ. – 2010. – С. 22-25.
47.Буланова М. Б. Парадоксальные явления в российском социологическом образовании // Социальная стратегия российской системы образования: Материалы международной конференции - Третьи Санкт – Петербургские социологические чтения. – Санкт – Петербург: Изд-во СПбГУ. – 2011. – С. 152-154.
48.Буланова М. Б. П. А. Сорокин о религиозно-нравственном возрождении человечества // Интеллигенция в этноконфессиональном мире: пути выбора: Сборник научных статей. – М.: Изд-во РГГУ. – 2011. – С. 457-465.
49.Буланова М. Б. О качестве поствузовского социологического образования //Социологический альманах «Социологическая культура в современной России». – Орел: Издательство ОРАГС, 2011. – С. 201-203.