Научная тема: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТА ТРУДА»
Специальность: 19.00.03
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Разработанный интегративный субъектно-деятельностный подход заключается в признании человека в качестве активного субъекта труда, в котором он  учитывает требования всех сторон этого труда, представленных в трудовых модусах, и обусловливающих его самодетерминацию, самоопределение, саморазвитие и самореализацию, а также привлечение актуальных востребованных внутренних и внешних ресурсов в составе единой  целостной архитектоники развития и трудовой активности для достижения общей цели.

Развитие профессиональной культуры будущего специалиста в вузе раскрывается,  с позиции интегративного субъектно-деятельностного подхода,  как целенаправленный процесс достижения личностной зрелости и профессиональной компетентности его, как индивида, личности, субъекта труда и индивидуальности на основе развития и задействования собственных способностей и возможностей образовательной среды. Этот процесс, с одной стороны, синтезирует целенаправленную познавательную деятельность обучаемого, а с другой стороны, - образовательную деятельность вуза. Его целью выступает повышение уровня фундаментальной теоретической подготовки, овладение системой практических умений, навыков и профессиональных позиций, расширяющих сферу "Я-профессиональное" будущего субъекта труда  в соответствии с требованиями трудовых модусов и особенностями его творческого потенциала.

Профессиональная культура как результат личностно-профессионального развития человека на различных этапах жизненного пути в вузе проявляется как интегративный феномен психологической структуры выпускника вуза, объединяющий научно-познавательный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, деятельностно-коммуникативный компоненты, сформированность которых раскрывает характерологическую сущность  его готовности и подготовленности успешно выполнять  все функции труда.

Логика развития профессиональной культуры будущего специалиста в период обучения в вузе отражает закономерности и особенности развития творческого потенциала в соответствии с требованиями труда и возможностями обучаемого. Сформированность профессиональной культуры будущих специалистов проявляется  в их индивидуальном мотивационно-ценностном, общекультурном и профессиональном соответствии социально-ценностным ожиданиям социума и требованиям труда по всем его модусам.

2. Выявленные основные закономерности продуктивного развития профессиональной культуры руководителей проявляются в следующих устойчиво выраженных зависимостях: утверждение социально-ценностного восприятия профессиональной культуры субъекта труда в сравнении с фрагментарными компонентами его профессионализма определяется уровнем социокультурного развития общества, направленностью и характером модернизации системы непрерывного профессионального образования; внедрение интегративного субъектно-деятельностного подхода в развитие профессиональной культуры субъектов труда обусловлено потребностью в этом всех заинтересованных субъектов (ценностью, мотивацией и творческой активностью обучающих и обучаемых) и характером образовательного процесса в вузе (инновационной направленностью, содержанием, организацией и всесторонним обеспечением); мотивация обучаемого в развитии профессиональной культуры как личностной ценности актуализируется его активной включенностью во все стороны труда и разрешение в них имеющихся противоречий; креативность развития профессиональной культуры будущего субъекта труда в вузе определяется уровнем мотивации и активности всех субъектов учебно-познавательной и практической деятельности в рамках инновационных моделей и технологий; продуктивность развития профессиональной культуры субъектов труда в вузе определяется уровнем интег­рации учебно-познавательной деятельности со всеми компонентами труда и устойчивой позитивной направленностью этого процесса в вузе.

Принципы, как детерминанты закономерного проявления продуктивного развития профессиональной культуры субъектов труда в вузе, охватывают: принцип прогностической кластерности (ориентация цели, содержания и организации развития профессиональной культуры субъекта труда на актуальные и перспективные многопрофильные потребности рынка труда в специалистах в соответствии с динамично меняющимися профилями и специализациями); принцип модусной конгруэнтности (соответствие цели, содержания и организации развития профессиональной культуры интересам общества, требованиям трудовых модусов, возможностям образовательной среды и потребностям будущего субъекта труда); принцип творческой активности (приоритетность инновационных модели, алгоритма, технологии личностно профессионального развития субъектов труда в образовательной среде, раскрывающие возможности для инициативы, активности,  рефлексивности всех субъектов образовательного процесса); принцип интегративности (синтез в процессе развития профессиональной культуры потенциальных возможностей, творческой активности и достижений науки, образования и труда); принцип аутоперсонификации (психическая организация самоактуализации, восприятия, переживаний и саморазвития своей профессиональной культуры как субъекта труда); принцип социально-психологической поддержки (эффективный социально-психологического мониторинга субъектов и процесса развития профессиональной культуры).

Источником личностно-профессионального развития является рассогласование Я-реального (наличного) и Я-идеального (модельного). Выход за пределы своей повседневной жизни, способность посмотреть на нее с позиций трудового модуса и с учетом наличия внутренних ресурсов для ее преобразования, обусловливают актуализацию Я-идеальное (модельное), которое определяет постоянное развитие личности в профессии.

3. Системное психологическое основание продуктивного развития профессиональной культуры руководителей в вузе, архитектоника которого включает во взаимосвязи модель, технологию, алгоритм и критериальное основание оценки продуктивности этого процесса. В модели в качестве основных субъектов выступают педагог и студент вуза, для которых объектом является творческий потенциал будущего субъекта труда, развиваемый на основе интегративного субъектно-деятельностного подхода.

Предложенная архитектоника развития профессиональной культуры руководителей в вузе эффективна, если она интегрируется в системное психологическое основание достижения этой цели, которое включает композицию: теоретико-методологических положений, основу которых составляет психологический подход исследования, категориальный аппарат (в который введен ряд новых понятий - развитие профессиональной культуры субъекта труда, взаимосвязанные стороны труда и др.); психологические основания, включающие концептуальные и формально-математические модели учебно-познавательной, практической деятельности и отношений, совокупность критериев, показателей и методик оценки продуктивности деятельности, условия и факторы продук­тивного развития профессиональной культуры субъекта труда и др.; организационных основ, включающих структуру оптимального развития профессиональной культуры, принципы, условия и факторы ее устойчивого функционирования и др.

Целостное основание развития профессиональной культуры субъектов труда в вузе детерминируется противоречивым единством системы «трудовой модус ↔ форма и механизмы психологической регуляции труда ↔ профессиональная культура труда». Разрешение противоречий между элементами выделенной триады способствует переходу с одного уровня развития профессиональной культуры на другой. Противоречия между ними могут разрешаться как исходя из требований трудовых модусов, так и ориентируясь на способы осуществления труда. Но при этом не всегда обеспечивается  развитие профессиональной культуры субъекта труда, а напротив наблюдается личностный регресс и снижение уже достигнутого ее уровня.

Критериальное оценочное основание включает систему критериев, показателей и уровней, которые используются для выявления и оценки продуктивности развития профессиональной культуры руководителей в вузе. Уровень ее сформированности оценивается на основе комплекса показателей профессиональной продуктивности, профессиональной идентичности и профессиональной зрелости. По соотношению связей между ними (прямые или обратные) можно выделить типологию путей развития профессиональной культуры руководителей.

Использование критериев и соответствующих им показателей позволяет проводить всестороннюю оценку реальных результатов развития профессиональной культуры будущих руководителей в вузе и выявлять уровни продуктивности данной деятельности.

4. Экспериментально выявленные характер и особенности развития профессиональной культуры будущих субъектов труда социальной сферы в вузах  в зависимости от трудовых модусов и индивидуально-стилевых особенностей руководителей, а также особенности и уровни его продуктивности  раскрывают устойчиво проявляющиеся признаки сформированности профессиональной культуры субъекта труда, а также позитивную направленность и характер ее развития, которые детерминируются трудовыми модусами и личностными особенностями руководителей.

В развитии профессиональной культуры будущих кадров управления в контексте модуса жизнедеятельности устойчиво проявляют себя  трудовые модусы, синтезирующие: модус личностно-профессионального развития; модус деятельности, объединяющий профессиональную и другие виды деятельности; модус социальных отношений; модус служения; модус совокупного результата  труда, включающий оптимизацию всех трудовых модусов, взаимосвязей между ними  и непосредственные продукты труда. Если модус жизнедеятельности определяет целостную характеристику взаимодействия человека с реальным миром, то его  базовый компонент - трудовые модусы обусловливают направленность и характер развития профессиональной культуры  будущего субъекта труда.

Трудовые модусы во взаимосвязи проявили себя, как системная детерминанта развития профессиональной культуры руководителя, определяя структурно-функциональные уровни ее организации и продуктивности развития в вузе. Они также определяют этапы и уровни  развития профессиональной культуры, а в соответствии с законом трансформации развития социальных явлений детерминируют структурные уровни их организации и отражают уровень сформированности профессиональной культуры руководителя.

Реализованная коррекционно-развивающая программа целевой направленности развития профессиональной культуры будущих субъектов труда в вузе положительно повлияла на повышение продуктивности этого процесса. Она объединяет четыре взаимосвязанные подсистемы - обучение, развитие, самосовершенствование, контроль и оптимизацию. Эта программа базируется на: междисциплинарном подходе к исследованию процесса развития профессиональной культуры в вузе; моделировании коррекционно-развивающей программы целевой направленности, обеспечивающей развитие ценностных ориентаций, установок, знаний, умений, навыков и личностно-профессиональных качеств субъекта труда; подборе продуктивных исследовательско-развивающих психотехнологий и их системном использовании для самопознания, развития мотивации личностно-профессионального роста, гармоничного развития, психокоррекции и самосовершенствования личности; выявлении условий и факторов, обеспечивающих оптимизацию процесса развития профессиональной культуры будущих субъектов труда в вузе.

Экспериментально выявлены уровни продуктивности развития профессиональной культуры будущих субъектов труда. Они по своей сущности  выражают степень соответствия сформированных его характеристик заданным критериям и показателям. В частности, с использованием разработанной критериальной оценочной базы нами выявлены 4 уровня продуктивности  развития профессиональной культуры руководителей социального профиля:  высокий или системно-моделирующий; средний или локально-моделирующий; удовлетворительный или адаптивный; неудовлетворительный - репродуктивный.

Установлено, что высокий уровень продуктивности развития профессиональной культуры  будущих субъектов труда ориентирован на оптимальное привлечение к участию в этой деятельности всех субъектов образовательного процесса и  самосовершенствования. При этом устойчивая познавательная мотивация будущего субъекта труда определяет его профессиональную направленность, высокую активность  и оптимальный стиль учебно-познавательной деятельности. Средний уровень обеспечивает стабильное и устойчивое повышение уровня общей и профессиональной культуры руководителя  в вузе, а также формирование явно выраженной мотивации в достижении вершин  во всех сторонах труда. Удовлетворительный - обеспечение развития профессиональной компетентности, соответствующей требованиям одного из модусов и обеспечивающей успешность самореализации в одной из сторон труда. Низкий уровень позволяет только частично решать задачи развития профессиональной культуры, но не дает возможности развивать  устойчивую познавательную мотивацию учебной деятельности и самосовершенствования и не побуждает к преодолению несоответствия уровня профессиональной культуры требованиям совокупного труда.

5. Продуктивность процесса развития профессиональной культуры будущих субъектов труда в вузе зависит от  создания и учета таких основных психологических условий, как: социальная востребованность развития профессиональной культуры будущих субъектов труда в вузе; актуализация  гармоничности трудовых модусов, определяющих высокий статус и престижность эффективного труда; наличие психологической архитектоники развитии профессиональной культуры и оптимизации всех ее компонентов с учетом требований концепции их продуктивного развития; психологическое сопровождение процесса целенаправленного развития профессиональной культуры будущих специалистов в вузе.  В частности, психологическое сопровождение развития профессиональной культуры обучаемых в вузе  способствует повышению его продуктивности, благодаря активному проведению психодиагностических, коррекционно-развивающих и консультационных групповых и индивидуальных мер и действий.

6. Основные требования по реализации потенциала психологической концепции развития профессиональной культуры руководителей в вузах социальной сферы реализованы в виде программ, планов, моделей, алгоритмов и технологий их подготовки. Важнейший компонент системы развития профессиональной культуры руководителя - его психологическое сопровожде­ние и элементная база, объединяющая инструментарий исследовательско-развивающей технологии, нормативные и методические реко­мендации, банки данных и другие компоненты выступают приоритетным психологическим условием для обеспечения продуктивности данного процесса. Разработанные методические рекомендации позволяют внедрять в практику развития профессиональной культуры руководителей в вузах  полученные теоретические и прикладные результаты и  направлены на: совершенствование исследовательско-развивающей технологии в системе развития профессиональной культуры будущих субъектов труда в вузе; повышение роли вуза в гармоничном развитии обучаемых на основе оптимизации образовательной деятельности и ее психологического сопровождения; создание условий для продуктивной организации развития профессиональной культуры руководителей и прогнозирование перспектив в их личностно-профессиональном росте для обеспечения дальнейшей индивидуальной карьеры в труде.

7. Совокупные результаты, полученные на основе выполненных исследований, свидетельствуют о том, что решена крупная научная проблема - разработана психологическая концепция развития профессиональной культуры субъектов труда социальной сферы.

Список опубликованных работ
а) публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России

1.Лаптева И.Л. Инновационные проблемы подготовки кадров для социальной сферы как направление феноменологического анализа образовательного потенциала// Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал - М.: РГСУ, 2006.- №2. - С. 141-153. – 0,50 п.л.

2.Лаптева И.Л. Подготовка кадров для социальной сферы как образовательный ресурс в системе потенциалов безопасности// Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал - М.: РГСУ, 2006.- №2. С. 153-162. – 0,5 п.л.

3.Лаптева И.Л. Мониторинг развития профессионального потенциала высшей школы. Аналитический материал// Социальная политика и социология. – 2008. - № 5.- С. 169-176.-0,55 п.л.).

4.Лаптева И.Л. Подготовка конкурентоспособных кадров как приоритет государственной образовательной политики// Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал.- М.: РГСУ, 2008 . - № 5.- С. 21-29. -0,55 п.л.

5.Лаптева И.Л. Социально-психологический мониторинг развития мотивации профессиональной деятельности преподавателей высшей школы// Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал.- М.: РГСУ, 2008.- №5 (41).- С. 21-39.– 0,9/0,45 п.л. (Соавт. Улубекова Т.А.).

6.Лаптева И.Л. Мотивационно-ценностные детерминанты активности личностно-профессионального развития и деятельности субъектов социальной работы// Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал.- М.: РГСУ, 2008.- №9 (41).- С.94-107.– (0,8//0,5 п.л.).

7.Лаптева И.Л. Профессиогенез как системная характеристика развития субъекта деятельности// Ученые записки Российского государственного социального университета, 2008.-№7.-С.31-46 – 1,0/0,60 п.л.

8.Лаптева И.Л. Социально-психологическая характеристика развивающего потенциала образовательной среды// Ученые записки Российского государственного социального университета . – 2008 . - № 7.- С. 60-69.-0,75 п.л.

9.Лаптева И.Л. Проблемы эффективного воспитания профессиональной культуры в вузе // Человеческий капитал . – 2009 . - № 1.- С. 35-41.

10.Лаптева И.Л. Воспитание в системе становления личности в вузе// Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал.- М.: РГСУ, 2009.- №5 (45).- С.54-63–0,75 п.л.

11. Лаптева И.Л. Инновационная система воспитания студентов// Социальная политика и социология . – 2009 . - № 5.- С. 85-97. -0,80 п.л.

12.Лаптева И.Л. Воспитательная среда вуза как психолого-педагогическое условие становления современного специалиста// Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал.- М.: РГСУ, 2009.- №5 (45).- С.97-107– 0,8 п.л./0,5 п.л. (Соавт. Л.И.Быстрова).

13. Лаптева И.Л. Инновационные подходы и технологии социально-педагогического сопровождения опекунских семей в условиях центра социальной помощи семье и// Человеческий капитал . – 2010 . - № 8.- С. 175-183.-0,75 п.л.

14.Лаптева И.Л. Удовлетворение образовательных потребностей в условиях современной модернизации. – 2010 . - № 9.- С. 204-209.- 0,75 п.л.

15.Лаптева И.Л. Дефицитарные потребности девиантно-формирующейся личности: сущность, подходы и технологии решения// Человеческий капитал . – 2010. - № 8. - С. 135-139.- 0,45 п.л.

16.Лаптева И.Л. Формирование готовности к инновационной деятельности будущих профессионалов// Социальная политика и социология . – 2010 . - №10.- С. 61-85.- 1,2/0,75 п.л. (Соавт. Аверьянова Е.А.)

17.Лаптева И.Л. Стратегия формирования специалистов новой формации как творческих субъектов инновационной деятельности // Человеческий капитал . – 2010 . - № 10.- С. 86-94.- 1,0 п.л.

18.Лаптева И.Л. Психолого-педагогический мониторинг личности в кризисной ситуации// Человеческий капитал . – 2011. - № 4. - С. 96-100.- 0,75 п.л.

19.Лаптева И.Л., Компетентностный подход в системе профессионального отбора персонала// Ученые записки Российского государственного социального университета . – 2010 . - № 11.- С. 144-149. 0,9/0,40 п.л. (Соавт. Фельдман А.О.)

20.Психология профессиональной культуры: системные научные и технологические основания// Человеческий капитал . – 2011. - № 5. - С. 79-88.- 0,90 п.л.

21.Лаптева И.Л. Девиантно-развивающаяся личность как актуальная социально-психологическая проблема// Человеческий капитал . – 2011 . - № 2.- С. 177-184.- 0,90/0,40 п.л. (Пискарева М.В.).

22.Лаптева И.Л. Социальная акмеология как инновационная стратегия и практика развития профессионализма кадрового потенциала// Ученые записки РГСУ.– 2011. - № 11. - С. 14-17.- 0,50 п.л.

23.Лаптева И.Л. Социально-психологические проблемы развития профессиональной культуры субъекта труда// Человеческий капитал . – 2011. - № 12. - С. 49-52.- 0,50 п.л.

24.Лаптева И.Л. Развитие профессиональной культуры субъекта труда: научные и технологические основания// Человеческий капитал . – 2012. - № 1. - С.49-52.- 0,45 п.л. (Оленкевич И.В.)

25.Лаптева И.Л. Воспитательная среда вуза как психолого-педагогическое условие личностно-профессионального развития современного специалиста// Человеческий капитал . – 2012. - № 5. - С.66-68.- 0,75/04 п.л. (Трусова Е.Е.)

26.Лаптева И.Л. Актуальные акмеологические проблемы развития профессиональной культуры современных кадров// Человеческий капитал . – 2012. - № 6. - С.139-144.- 1,1/0,50 п.л. (Деркач А.А.)

27.Лаптева И.Л. Труд практического психолога как системная детерминанта его профессиональной культуры// Человеческий капитал . – 2012. - № 7. - С.133-136.- 0,45 п.л.

28.Лаптева И.Л. Профессионализация и профессиональная культура как объект психологического познания// Человеческий капитал . – 2012. - № 7. - С.136-144.- 0,8/0,40 п.л. (Трусова Е.Е.).

29.Лаптева И.Л. Актуализация социально-психологического потенциала модернизации России// Человеческий капитал . – 2012. - № 9. - С.10-16.- 0,95/0,40 п.л. (Деркач А.А.).

30.Лаптева И.Л. Социально-психологические особенности ценностных ориентаций субъектов труда// Человеческий капитал . – 2012. - № 11. - С.132-136.- 0,85/0,45 п.л. (Клюкина О.А.).

б) монографии:

31.Лаптева И.Л. Профессиональная культура субъекта труда: научные и технологические основания развития. Монография.- Москва: Издательство «Перспектива», 2012 (23,75 п.л.).

32.Лаптева И.Л. Профессиональная культура руководителя как социально-психологический феномен. Монография. - М.: ИПК РГСУ «Союз», 2011 (12,15 п.л.).

33.Лаптева И.Л. Инновационные технологии здоровье сохраняющего развития человека. Монография под общей редакцией академика РАН В.И.Жукова - М. РГСУ 2010 (13,45 п.л./ 1,72 п.л.) (В соавторстве Батягина Н.Ж., Ефремова Г.И., Толстов С.Н., и др.).

34. Лаптева И.Л. Проблемы здорового образа жизни и инновационные здоровьесберегающие технологии. Монография под общей редакцией академика РАН В.И.Жукова. 2-е изд. доп. и перераб.- М.: Изд. РГСУ,2010. (21,25/4,55 п.л.) (Соавт. Ефремова Г.И., Петрова Е.А. и др.).

35.Лаптева И.Л. Психология труда в социальной сфере. Коллективная монография под общей редакцией академика РАН В.И.Жукова - М. РГСУ 2009 (23,75 п.л./ 7,0 п.л.) (В соавторстве Ефремова Г.И., Толочек В.А. и др.).

36.Лаптева И.Л. Модели и технологии социальной работы в кризисных ситуациях. Монография под общей редакцией академика РАН В.И.Жукова. 2-е изд. доп. и перераб.- М.: Изд. РГСУ,2009. (28,75/5,15 п.л.) (Соавт. Сизикова В.В., Ефремова и др.).

37.Лаптева И.Л. Научные статьи в издании «Современная энциклопедия социальной работы». Под общей редакцией академика РАН В.И.Жукова - М. РГСУ 2008 (16,9 п.л./ 1,25 п.л.) (В соавторстве Жуков В.И., Павленок П.Д., Панов А.М. и др.).

38.Лаптева И.Л. Стратегия и практика укрепления профессионального потенциала будущих субъектов труда. Монография.- М.: ИПК РГСУ «Союз», 2007 (10,25 п.л.).

39.Лаптева И.Л. Актуальные проблемы современной социальной работы. Коллективная монография под общей редакцией академика РАН В.И.Жукова - М. РГСУ 2007 (15,3 п.л./ 1,2 п.л.) (в соавторстве Кононова Т.Б., Старовойтова Л.И., Топчий Л.В.).

40.Лаптева И.Л. Профессионализация и деятельность - основа развития образовательного потенциала системы национальной безопасности России. Монография.- М.:, НИБ, 2006 (7,75 п.л.).

в) другие публикации по теме исследования:

41.Лаптева И.Л. Психологический анализ формирования профессиональной направленности личности студента// Тезисы доклада на научно-практической конференции «Проблемы личностно-профессионального становления субъекта деятельности» 27 января 2004.- Тамбов: ТГУ имени Г.Р. Державина, 2005 . (0,55 п.л.).

42.Лаптева И.Л. Психолого-акмеологическая модель развития профессионализма управленца// Научный доклад на научно-практической конференции «Проблемы личностно-профессионального становления субъекта деятельности» 27 января 2004.- Тамбов: ТГУ имени Г.Р. Державина, 2005 .(0,85 п.л.).

43.Лаптева И.Л. Психологические детерминанты профессионального становления руководителя. Статья в сборнике научных трудов молодых ученых.- С.-Пб.: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2005.- (18,00/0,85 п.л.).

44.Лаптева И.Л. Проблемы развития политической культуры общества и личности. Там же (18,00/0,45 п.л.).

45.Лаптева И.Л. Концепция личностно-профессионального становления специалиста в вузе //Становление сознания специалиста: Мат-лы Российско-Белорусской научно-теоретической конференции. – Киров: Изд-во Вятского ГГУ, 2005. (17,75/0,45 п.л.).

46.Лаптева И.Л. Система комплексной оценки качества образовательной деятельности на факультете социальной работы и психологии// Там же.-М.: Издательство РГСУ «Союз», 2006 (17,25/0,5 п.л.).

47.Лаптева И.Л. Инновационная миссия РГСУ в подготовке кадров для социальной сферы// Журнал «Учимся, учимся, учимся».-2006.-№3.- Москва: Изд. комплекс «Институт деловой карьеры», 2006 (12,00/ 1,0 п.л.).

48.Лаптева И.Л. Актуальные вопросы инновационного развития социального образования/ Доклад на международной конференции «Социальная работа: теория, подготовка кадров, практика» 2-3 ноября 2006, г. Минск.- Минск.: БГУ, Изд.комплекс «Университет», 2006 (18,75/ 0,5 п.л.).

49.Лаптева И.Л. Социальная акмеология как теория и практика продуктивного развития и саморазвития субъекта социальной сферы/ Материалы Пятых Межфакультетских научных чтений РГСУ 27-28 января 2006 г. «Актуальные проблемы конкурентоспособности и качества университетского образования в контексте современных тенденций»- М.: Изд. РГСУ, 2007 .- № 147. (17,25/ 1,00 п.л.).

50.Лаптева И.Л. Проблемное поле и миссия социальной акмеологии в развитии образовательного потенциала как приоритета политики национальной безопасности // Вестник УМО вузов России по образованию в области социальной работы №1.- М.: РГСУ,ИПК «Союз», 2008 (10,70/ 1,00 п.л.).

51.Лаптева И.Л. Формирование культуры управленческой деятельности будущего руководителя на основе компетентностного подхода // Научный доклад на научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов» 21 марта 2006.-.Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, 2009. (12,55/0,45 п.л.).

52.Лаптева И.Л. Проблемы модернизации отечественного образования как общественного и государственного института. Научная статья в сборнике материалов всероссийской конференции с элементами научной школы для молодежи на тему «Эффективность государственной поддержки проведения научных исследований устойчивыми научными коллективами как условие улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров».- Москва: РГСУ, 2010», 2010 (11,81/0,55 п.л.).

53.Социальная акмеология как научная основа и социальный ресурс инновационного развития общества. В Сборнике трудов научной школы ректора-основателя РГСУ академика Российской Академии Наук Василия Ивановича Жукова «Россия в глобальной системе социальных координат: историко-социологическая компаративистика». Выпуск №2. Под общей редакцией академика РАН В.И.Жукова.- М.: РГСУ ИПК «Союз», 2011 (22,75/0,75).

54.Научные и технологические основания психологии профессиональной культуры субъекта труда. В Сборнике трудов научной школы ректора-основателя РГСУ академика Российской Академии Наук Василия Ивановича Жукова «Россия в глобальной системе социальных координат: историко-социологическая компаративистика». Выпуск №2. Под общей редакцией академика РАН В.И.Жукова.- М.: РГСУ ИПК «Союз», 2011 (22,75/0,55 п.л.) (Соавт. Лаптев Л.Г.).

55.Инновационные аспекты психологии профессиональной культуры субъекта труда. Научный доклад на XI Международном социальном конгрессе «Стратегия инновационного развития России и социальная сплоченность общества» 25-26 ноября 2011.- М.: Изд. РГСУ, 2011 (32,50/ 1,05 п.л.).

г) учебно-методические работы

56.Лаптева И.Л. Основы социальной политики: учебник/ под. ред. В.И.Жукова.- М.: Изд. РГСУ, 2011 (34,62/1,5 п.л.) (Авцинова Г.И., Тарасов Е.Н. и др.).

57.Лаптева И.Л. Психология труда в социальной сфере: Учебник для вузов/ под общ. редакцией акад.. РАН В.И.Жукова и проф. Л.Г.Лаптева. 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Изд. РГСУ, 2010 (23,75/3,5 п.л.) (Соавт. Ефремова Г.И., Филонов Л.Б. и др.).

58.Лаптева И.Л. Государственная молодежная политика и инновационные технологии работы с молодежью. Учебное пособие под общ.ред. академика РАН В.И.Жукова. 2-е изд. доп. и перераб.- М.: Изд. РГСУ,2010 (29,25/3,25 п.л.) (Соавт. Г.И.Климантова, И.С.Савченко. и др.).

59.Лаптева И.Л. Научные основы и технологии психосоциальной работы. Учебное пособие под ред. академика РАН В.И. Жукова. 2-е изд. доп. и перераб.- М.: Изд. РГСУ,2008 (14,15/2,25 п.л.) (Соавт. Беличева С.А., Замараева З.П. и др.).

60.Лаптева И.Л. Психология управления: Учебник для вузов/ под общ. редакцией засл.деят.науки РФ, акад.. РАО, д-ра психол.наук, проф. А.А.Деркача -М.: Альтекс, 2008 (26,75/4,25 п.л.) (Перелыгина Н.Б., Секач М.Ф. и др.).

61.Лаптева И.Л. Социальное партнерство: проблемы, пути, технологии развития. Учебник под общей редакцией академика РАН В.И.Жукова. 2-е изд. доп. и перераб. -М.: Изд. РГСУ, 2007 (12,45/2,05 п.л.) (Соавт. Кязимов К.Г., Нестерчук О.А. и др.).

62.Лаптева И.Л. Политическая имиджелогия.- Учебное пособие.- М.: Изд. «Аспект пресс», 2007 (25,00/4,25 п.л.) (Соавт. Бодалев А.А.., Перелыгина Е.Б. и др.).

63.Лаптева И.Л. Система социальной защиты населения в России: модели и технологии эффективной деятельности Учебное пособие под общей редакцией академика РАН В.И.Жукова. 2-е изд. доп. и перераб.- М.: Изд. РГСУ, 2007 (11,5/ 2,25 п.л.) (Cоавт. Дубровская Т.А., Замараева З.П.).

64.Лаптева И.Л. Рабочая книга практического психолога.- Учебное пособие под ред. Академиков РАО А.А.Бодалева, А.А.Деркача.- М.: РИЦ «Институт психотера-пии», 2006 (38.70/2,25 п.л.) (Соавт. Бодалев А.А., Маркова А.К. и др.).

65.Лаптева И.Л.Психология и педагогика. Учебник для вузов.- М.: «Институт психотерапии», 2006 (37,00/2,50 п./л.) (Соавт. Абульханова К.А., Деркач А.А., Сластенин В.А. и др.).