- В современных условиях в большей мере, чем когда бы то ни было поступательное развитие страны, повышение ее конкурентоспособности в глобализирующемся мире, обеспечение безопасности от внешних и внутренних угроз зависят от состояния, уровня развития образовательного потенциала.
- Образовательный потенциал представляет собой систему, составными частями которой выступают: знания, накопленные обществом и закрепленные в материальных носителях; знания, умения, навыки, опыт деятельности и компетенции населения; сеть образовательных учреждений, научно-педагогическое сообщество, образовательная инфраструктура, система финансирования образовательной деятельности, политико-правовые установления и нормы, регламентирующие образовательную деятельность и отношения в сфере образования.
- Сопряжение образовательного потенциала и национальной безопасности страны имеет многоплановый характер: национальная безопасность является необходимым условием формирования, развития и функционирования сферы образования; образовательный потенциал выступает как ресурс, объект и инструмент политики обеспечения национальной безопасности; упадок образования создает угрозы безопасности.
- Система образования имеет стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности. Она вооружает каждого человека знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для обеспечения личной безопасности; формирует культуру безопасности готовит работников, профессионально занятых обеспечением конкретных видов и направлений безопасности, а также специалистов по организации и обеспечению безопасного функционирования объектов.
- На развитие образовательного потенциала в интересах безопасности должны быть ориентированы все виды и уровни общего образования и профессионального обучения. Особое значение приобретает создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, задействованных в отраслях и структурах обеспечения национальной безопасности.
- Современное состояние образовательного потенциала, его снижение в последнее десятилетие обусловливает необходимость всесторонней модернизации системы отечественного образования, что является политической по своему содержанию и характеру задачей. В ее решении участвуют государство, гражданское общество, бизнес-структуры и научно-педагогическое сообщество. Необходимо расширять масштабы и интенсивность государственно-частного партнерства в развитии образования для сферы безопасности.
- Стратегическая цель образовательной политики государства - повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина, требованиям инновационного развития экономических и всех общественных отношений. Ее реализация предполагает увеличение инвестиций в сферу образования, совершенствование законодательства, регулирующего образовательные отношения и образовательную деятельность, модернизацию институтов системы образования, повышение статуса работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки, обеспечение инновационного характера базового образования.
- Образовательная политика государства проводится в жизнь с помощью различного рода инструментов. Такими инструментами являются (даются в алфавитном порядке): институциональные, инфраструктурные, кадровые, медийные (информационные) и коммуникативные, научные, нормативно-правовые, организационные, ресурсные, правовые, политико-административные, секьюритологические, статусно-ролевые, финансовые и экономические.
1.Фельдман О.А.Критерии и показатели профессиональной компетентности управленческих работников//Акмеология.- №2.- Москва, 2003.- (1,45/1,0).
2.Фельдман О.А.Динамика организационных отношений в сфере высшего образования// Прикладная психология.- № 6.- Москва, 2004 (1,0 ).
3.Фельдман О.А.Типология организационных отношений в государственной службе сферы образования// Акмеология. - №1.- Москва, 2005 (1,00/0,55) (Михайлов Г.С.).
4.Фельдман О.А.Инновационные проблемы подготовки кадров для социальной сферы как направление феноменологического анализа образовательного потенциала// Социальная политика и социология.- №2.- М.: РГСУ, 2006 ( 0,50).
5.Фельдман О.А.Подготовка кадров для социальной сферы как образовательный ресурс в системе потенциалов безопасности// Там же.- М.: РГСУ, 2006 (1,25/0,50) (Калинин А.А.).
6.Фельдман О.А.Развитие политической культуры современных руководителей как фактор защиты образовательного пространства страны// Там же.- М.: РГСУ, 2006 (24,75/ 1,00).
7.Фельдман О.А.Мониторинг развития профессионального потенциала высшей школы. Аналитический материал// Социальная политика и социология.- №5. - М.: РГСУ, 2008 (0,75).
8.Фельдман О.А.Подготовка конкурентоспособных кадров как приоритет государственной образовательной политики. Научная статья// Социальная политика и социология.- №5.- М.: РГСУ, 2008 (0,55).
9.Фельдман О.А.Факторы эффективного и безопасного партнерства на рынке образовательных услуг. Тезисы выступления// Социальная политика и социология.- №5.- М.: РГСУ.- 2008 (0,4).
10.Фельдман О.А.Актуальные проблемы развития образовательного потенциала как приоритетная политическая задача и политический процесс// Социальная политика и социология.-№9 - М.: РГСУ, 2009 (0,75).
11.Фельдман О.А.Взаимосвязи состояния образования и национальной безопасности// Социальная политика и социология.-№9.-М.: РГСУ, 2009 (0,55).
12.Фельдман О.А.Инновационное развитие высшего профессионального образования как фактор подготовки специалистов-исследователей новой формации// Человеческий капитал №8.- М.: Оптима-проект, 2010 ( 1,15/ 0,50) (Нестерчук О.А.).
13.Фельдман О.А.Удовлетворение образовательных потребностей в условиях современной модернизации// Человеческий капитал № 9.- М.: Оптима-проект, 2010 (0,75).
14.Фельдман О.А.Социально-психологические критерии оценки эффективности деятельности по подбору персонала// Человеческий капитал № 9.- М.: Оптима-проект, 2010 ( 1,00/ 0,50) (Федяева А.Ф.).
15.Фельдман О.А.Проблемы модернизации отечественного образования как общественного и государственного института// Человеческий капитал № 9.- М.: Оптима-проект, 2010 (0,55).
16.Фельдман О.А.Стратегия формирования специалистов новой формации как творческих субъектов инновационной деятельности // Человеческий капитал № 10.- М.: Оптима-проект, 2010 ( 1,00/ 0,45).
17.Фельдман О.А.Стратегия эффективного и безопасного социального партнерства в сфере профессионального образования// Социальная политика и социология.- №10. - М.: РГСУ, 2010 ( 1,15/ 0,55) (Михайлов Г.С.).
18.Фельдман О.А.Проблемы безопасности и развития образовательного потенциала в условиях модернизации и инновационного развития России// Ученые записки РГСУ.- № 11.- М.: РГСУ, 2010 ( 1,15/ 0,75).
19.Фельдман О.А. Образовательный ресурс государственной политики национальной безопасности России// Ученые записки РГСУ № 1.- М.: Оптима-проект, 2011 ( 1,25/ 0,60) (Бельков О.А.).
20.Фельдман О.А.Проблемы безопасности и развития образовательного потенциала в условиях модернизации и инновационного развития России// Ученые записки РГСУ.- 2010.- № 11.- М.: РГСУ, 2010 (1,00).
б) монографии:
21.Фельдман О.А. Политическая имиджелогия: научно-прикладные основы. Монография под общей редакцией А.А.Бодалева, Л.Г.Лаптева, Е.А.Петровой.- М.: Изд. РГСУ, 2005 (20,50/ 5,10) (Бодалев А.А., Перелыгина Е,Б., Петрова Е.А.).
22.Фельдман О.А. Профессионализация и деятельность - основа развития образовательного потенциала системы национальной безопасности России. Монография.- М.:, НИБ, 2006 (7,75 ).
23.Фельдман О.А. Стратегия и практика укрепления профессионального потенциала будущих субъектов труда. Монография.- М.: ИПК РГСУ «Союз», 2007 (13,25).
24.Фельдман О.А. Инновационная педагогическая деятельность как фактор эффективного развития образовательного потенциала. Монография. - М.: РГСУ, 2009 (13,25/7,75) (Лаптев Л.Г.).
25.Фельдман О.А. Актуальные проблемы социальной политики в современной России. Монография под общей редакцией академика РАН В.И.Жукова.- Москва: Изд РГСУ, 2010 (21,75/5,00) (Г.И.Авцинова, В.И.Патрушев, Е.Н.Тарасов и др.).
26.Фельдман О.А. Образовательный потенциал оборонно-промышленного комплекса. Монография.- Москва: Изд РГСУ, 2011 (13,25).
27.Фельдман О.А. Образование и национальная безопасность России. Монография.- Москва: ИПК РГСУ «Союз», 2011 (9,75/4,75) (Бельков. О.А.)
28.Фельдман О.А. Образовательный потенциал системы национальной безопасности России. – Монография.- М.: «Перспектива, 2011 (20,25 п.л.).
в) другие публикации по теме исследования:
29.Фельдман О.А. Политическая субъектность молодежи как актуальная проблема социальной общества в условиях глобальных трансформаций/ Научн. статья в Вестнике гуманитарного университета. Екатеринбург: ГУ, 2003 (20,,46/0,75).
30.Фельдман О.А. Повышение социально-психологической безопасности в условиях усиления экстремизма и агрессии/Научн. статья в Вестнике гуманитарного университета. - Екатеринбург: ГУ, 2003 (20,46/0,5).
31.Фельдман О.А. Социально-политический аспект развития культуры безопасности человека и общества // Материалы исследований МГСУ «Управленческо-технологические проблемы политического менеджмента».- М.: РИЦ «Москва-Санкт-Петербург», 2003 (16,25/0,55).
32.Фельдман О.А. Проблемы безопасности человека и общества в современном информационном пространстве/ Там же М.: РИЦ «Москва-Санкт-Петербург», 2003.- (16,25/0,50).
33.Фельдман О.А. Социально-психологический анализ механизмов безопасной реализации социальной политики. Выступление на Третьем всероссийском конгрессе политологов «Выборы в России и российский выбор» 28 апреля 2003 г.- М.:ИНИОН РАН,2003 (0,45).
34.Фельдман О.А. Политический менеджмент и модернизация государственного управления в России. Доклад на Международной научно-практической конференции «Новая концепция общественного управления – «good governance» и социальная политика в России и странах ЕС» 30 апреля 2003.- М.: МГСУ, 2003 (1,0).
35.Фельдман О.А. Политическое лоббирование в ситуации разработки и реализации стратегии социального развития. В материалах 3 Международного социального конгресса «Глобальная стратегия социального развития: социологический анализ и прогноз» 25-26 ноября 2003 года.- М.: МГСУ «Союз», 2003 (17,25/0,45).
36.Фельдман О.А. Глобализация и новые требования к политическому менеджменту. Там же.- М.: МГСУ «Союз», 2003 (17,25/0,40).
37.Фельдман О.А. Теоретические основы исследования организационных отношений в образования. Научная статья в сборнике материалов молодых ученых.- М., МАИ, 2003. (1,6 ).
38.Фельдман О.А. Управленческое консультирование в избирательном процессе на опыте использования возможностей политического брэнда/ Материалы исследований выпускников, аспирантов и соискателей отделения политологии МГСУ 2004 г. «Политический менеджмент в проблемном поле ХХ1 века».-М.: РИЦ «Москва-Санкт-Петербург», 2004 (13,00/0,45).
39.Фельдман О.А. Актуальные инновационные решения проблемы гармоничного развития личности ХХ1 века/ Сборник трудов участников Международной научно-практической конференции 12-14 мая 2004 г. г. Ульяновск. «Проблемы творческого развития личности».-М.-,Ульяновск: УлГУ, 2004 (26,00/0,50 ( Лаптев Л.Г.).
40.Фельдман О.А. Социально-политические факторы оптимизации организационных отношений в сфере образования. -М., МАИ, 2004. (2,25 ).
41.Фельдман О.А. Развитие коммуникативной культуры субъектов образовательной политики как научная и практическая проблема. Научная статья в сборнике научных статей и материалов «Актуальные проблемы отечественной политической теории и практики. Часть 2. -М.: РИЦ «Москва-Санкт-Петербург», 2005 (18,00/0,75).
42.Фельдман О.А. Проблемы развития политической культуры общества и личности. Там же.- М.: РИЦ «Москва-Санкт-Петербург», 2005 (18,00/0,45)
43.Фельдман О.А. Об особенностях проявления терроризма в современных условиях и актуальности антитеррористической деятельности// В материалах Первой Всероссийской конференции «Актуальные проблемы антитеррористической деятельности в современных условиях» 26-27 ноября 2005 г. - М.: Изд. РГСУ,2005 (12,50/0,75)
44.Фельдман О.А. Актуализация толерантности и антитеррористической активности личности в системе развития социального потенциала общества// В Материалах Четвертых годичных научных чтений РГСУ 29-30 января 2005 года «Социальное партнерство: проблемы взаимодействия человека, общества, государства».- М.: РИЦ «Москва-Санкт-Петербург», 2005 (12,00/0,70)
45.Фельдман О.А. Гуманитарно-технологические аспекты современной модернизации и развития человека и общества. Тезисы доклада на 5-м Всероссийском социально-педагогическом конгрессе «Модернизация Российского общества и социальное образование» 6-7 июня 2005 г. Ч. 1.-М.: РИЦ «Эрика», 2005 (48,00/ 0,45) (Деркач А.А., Карпенко А.С.)
46.Фельдман О.А. Социальная акмеология как теория и практика продуктивного развития и саморазвития субъекта социальной сферы/ Материалы Пятых Межфакультетских научных чтений РГСУ 27-28 января 2006 г. «Актуальные проблемы конкурентоспособности и качества университетского образования в контексте современных тенденций»- М.: Изд. РГСУ, 2006 .- № 147. (17,25/ 1,00)
47.Фельдман О.А. Проблемное поле и миссия социальной акмеологии в развитии образовательного потенциала как приоритета политики национальной безопасности // Вестник УМО вузов России по образованию в области социальной работы №1.- М.: РГСУ,ИПК «Союз», 2006 (10,70/ 1,00)
48.Фельдман О.А. Система комплексной оценки качества образовательной деятельности на факультете социальной работы и психологии// Там же.-М.: Издательство РГСУ «Союз», 2006 (17,25/ 0,5)
49.Фельдман О.А. Инновационная миссия РГСУ в подготовке кадров для социальной сферы// Журнал «Учимся, учимся, учимся».-2006.-№3.- Москва: Изд. комплекс «Институт деловой карьеры», 2006 (12,00/ 1,0)
50.Фельдман О.А. Актуальные вопросы инновационного развития социального образования/ Доклад на международной конференции «Социальная работа: теория, подготовка кадров, практика» 2-3 ноября 2006, г. Минск.- Минск.: БГУ, Изд.комплекс «Университет», 2006 (18,75/ 0,5)
51.Фельдман О.А. Корпоративная солидарность РГСУ - основа устойчивого инновационного развития// Журнал «Учимся, учимся, учимся».-2007.-№3(8).- Москва: Изд. комплекс «Институт деловой карьеры», 2007 (15.50/0,75)
52.Фельдман О.А. Академический научно-педагогический институт в системе подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Научная статья в Издании «Путь к знаниям».- М: Изд «Миллениум», 2009 (24,25/0,75)
53.Фельдман О.А. Проблемы модернизации отечественного образования как общественного и государственного института. Научная статья в сборнике материалов всероссийской конференции с элементами научной школы для молодежи на тему «Эффективность государственной поддержки проведения научных исследований устойчивыми научными коллективами как условие улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров».- Москва: РГСУ, 2010», 2010 (11,81/0,55)
54.Фельдман О.А. Образование и «оборонка» (рассуждения по поводу проекта закона «Об образовании»// Безопасность Евразии, 2010. № 2. С. 393–395.
г) учебно-методические работы
55.Психолого-акмеологические основы профессиональной деятельности политолога. Учебное пособие.-М.: РИЦ «Москва-Санкт-Петербург», 2004 (21,00/4,50) (Авцинова Г.И.,Жуков В.И. и др.).
56.Общая теория управления и стиль политического руководства. Учебное пособие. -М.: РИЦ «Москва-Санкт-Петербург», 2005 (16,00/5,50) (Анохин М.Г., Жуков В.И., Чернавин Ю.А.).
57.Система социальной защиты населения в России: модели и технологии эффективной деятельности Учебное пособие под общей редакцией академика РАН В.И.Жукова. 2-е изд. доп. и перераб.- М.: Изд. РГСУ, 2007 (11,5/ 2,25).
58.Политическая имиджелогия.- Учебное пособие.- М.: Изд. «Аспект пресс», 2007 (25,00/4,25).
59.Социальное партнерство: проблемы, пути, технологии развития. Учебник под общей редакцией академика РАН В.И.Жукова. 2-е изд. доп. и перераб.- М.: Изд. РГСУ, 2007 (12,45/2,05).
60.Психология управления: Учебник для вузов/ под общ. редакцией засл.деят.науки РФ, акад.. РАО, д-ра психол.наук, проф. А.А.Деркача.-М.: Альтекс, 2008 (26,75/4,25) (Перелыгина Н.Б., Секач М.Ф. и др.).
61.Психология труда в социальной сфере: Учебник для вузов/ под общ. редакцией акад.. РАН В.И.Жукова и проф. Л.Г.Лаптева. 2-е изд. Доп. И перераб. М.: Изд. РГСУ, 2010 (23,75/ 3,5) (Ефремова Г.И., Лаптев И.Л., Савченко И.С. и др.).
62.Фельдман О.А. Государственная молодежная политика и инновационные технологии работы с молодежью. Учебное пособие под общей редакцией академика РАН В.И.Жукова. 2-е изд. доп. и перераб.- М.: Изд. РГСУ,2010. – 283 с. (39,25/3,25 п./л) (Соавт. Г.И.Климантова, И.С.Савченко и др.).