Научная тема: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ МЧС РОССИИ»
Специальность: 05.26.03
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Психологическая концепция профессиональной подготовки психологов МЧС России по специализации «Безопасность в ЧС»  представляет собой систему научных взглядов на понимание сущности, содержания, структуры, технологии и организации подготовки психологов, ориентирована на особые условия работы и включает принципы подготовки психологов МЧС России, структурно-функциональную модель подготовки психологов МЧС России, программы подготовки психологов МЧС России.

2. Теоретической основой подготовки психологов МЧС России к профессиональной деятельности в условиях ЧС являются экзистенциально-гуманистический и субъектоцентристкий подходы в психологии, исходящих из того, что человек - центр Вселенной, он своим сознанием формирует пространство вокруг себя и оказывается в соответствующих  жизненных обстоятельствах, суть природы человека - быть в процессе становления, становиться все более активным, автономным, ориентированным на личный выбор, способным к творческой адаптации и к самоизменению, т.к. сущность человека обретается им в процессе индивидуального поиска собственной уникальной идентичности, когда все зависит от личных выборов самого человека, за которые он и несет персональную ответственность. Исходя из этого, определены принципы концепции профессиональной подготовки психологов МЧС России:

  • обусловленность профессиональной подготовки психологов МЧС России воздействием большого комплекса психотравмирующих факторов в условиях работы в ЧС (в том числе непосредственной витальной угрозы), в процессе психологического обеспечения деятельности пожарных и спасателей в условиях ЧС и после ликвидации ЧС и его последствий, в работе с такими психотравмирующими ситуациями сотрудников, как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), горе, суицид и т.д.;
  • своевременность психологической помощи принимавшим участие в ликвидации последствий ЧС (психодиагностика, мониторинг психологического статуса, психокоррекция, психосаморегуляция) и обеспечение психологической адаптации лиц, побывавших в экстремальных условиях деятельности;
  • необходимость психологического сопровождения освоения профессии психолога МЧС (диагностика, тренинги, консультации);
  • актуальность психологической составляющей процесса профессиональной подготовки, включающей  формирование ценностно-смысловой ориентации, образа профессии, создание образа «Я-психолог», коммуникативные способности, владение риторикой, умение работать с целями и управлять ими, навыки рефлексии, применение методов психогигиены и психосаморегуляции;
  • профилактика эмоционального выгорания, ранней профессиональной деформации, возникновения психосоматических заболеваний с помощью личной психологической подготовки будущих психологов МЧС России;
  • интеграция в процессе профессиональной подготовки будущих психологов работы педагогов, командиров и начальников всех степеней,  психологов и специалистов кадровых органов.

3. Анализ особенностей деятельности психолога МЧС России и требований к их индивидуальной и профессионально-психологической подготовленности показал, что у специалиста должны быть сформированы теоретические знания и практические навыки оказания психологической помощи, осуществления психологического сопровождения повседневной деятельности, консультирования, умения корректировать психическое состояние  сотрудников МЧС России в экстремальной ситуации, а также приемы психической саморегуляции и правила личной психогигиены, необходимые для эффективного использования творческого потенциала специалистов психологической службы МЧС России.

4. Рассмотрение и анализ теоретических и практических проблем совершенствования системы профессиональной подготовки психологов выявил психологические трудности, возникающие при решении задач психологами МЧС в повседневной деятельности по психологическому сопровождению сотрудников МЧС и группами психологов, сформированными для работы в условиях ЧС. Поэтому основополагающим компонентом представляемой концепции является психологическое сопровождение освоения профессии психолога для работы в МЧС, характеризующееся следующими особенностями:

  • моделирование в процессе обучения и в полевых условиях обстановки, приближенной к экстремальным ситуациям, создание условий для принятия на себя повышенной ответственности за результаты своих действий;
  • создание условий для формирования и развития рефлексии, самоконтроля, навыков психогигиены, применения методов психологической разгрузки.

Эта составляющая обучения направлена на преодоление будущими психологами страха в условиях, приближенных к реальной профессиональной деятельности, связанной с риском, опасностью для жизни, на осуществление самоконтроля в экстремальных условиях, повышение ответственности за результаты своих действий, жизнь пострадавших в ЧС, выработку психологической устойчивости; отработку навыков мобилизации, выполнения профессиональных действий, проявление в чрезвычайных условиях профессионально важных, особенно интеллектуальных качеств.

5. Разработана структурно-функциональная модель специальной психологической подготовки психолога МЧС, включающая  последовательные и взаимосвязанные этапы, направленные на формирование образа профессионала, возникновение качественно новых форм и типов коммуникативных отношений будущих психологов с клиентами, освоение целенаправленной работы по планированию своей жизни и профессионального становления, работу с конфликтами и в завершение - становление личности специалиста, создание модели образа «Я-психолог» по сопровождению специалистов экстремального профиля. В результате обучения специалист  приобретает знания и умения в области психологического сопровождения повседневной профессиональной деятельности сотрудников МЧС России, в области психологии чрезвычайных ситуаций и готов решать задачи, стоящие перед психологической службой в работе с пострадавшими в результате ЧС  различного характера и профессиональным контингентом МЧС России.

Помимо обычных профессионально важных качеств, которыми должны обладать психологи (глубокие профессиональные знания и умения, логичность мышления, адекватность и точность восприятия, понимание целей психологической помощи, эмпатия, личностная и социальная зрелость, коммуникативная компетентность, отсутствие предубеждений, толерантность, терпимость, способность к рефлексии, устойчивость к стрессу, выдержка и самообладание и т.д.), модель специальной психологической подготовленности психолога МЧС включает профессионально важные качества, знания, умения, навыки, адекватные особенностям его профессиональной деятельности с учетом специфики системы МЧС. К таким профессионально важными качествам относятся: оптимальная работоспособность в чрезвычайных ситуациях, способность к многовариантным быстрым действиям, адекватным экстремальным условиям. Специальными психологическими по своей природе и главным образом востребованными в экстремальных условиях являются профессиональные умения оценивать вербальные и невербальные поведенческие проявления пострадавших в ЧС, воздействовать на них психологическими способами, разрешать конфликты, в том числе при работе в толпе, соблюдать правила личной безопасности сотрудников и группы психологов, сформированной для работы в условиях ЧС, участвовать в обеспечении работ по ликвидации ЧС и последствий ЧС осуществляемых пожарными и спасателями, обеспечивать взаимопонимание, взаимодействие, взаимозаменяемость, регулировать свое собственное состояние и состояние членов группы.

6. На основе и с учетом  экзистенциально-гуманистического и субъектоцентристкого психологических подходов разработан комплекс специальных программ и методов повышения профессионально-психологической подготовки психологов МЧС России. Рабочими учебными программами дисциплин предусмотрены практические занятия, в рамках которых реализуются цели каждого этапа модели профессионально-психологической подготовки психологов ГПС МЧС России. Основополагающим компонентом представляемой модели является психологическое сопровождение освоения профессии психолога для работы в МЧС, характеризующееся следующими особенностями: моделирование в процессе обучения и в полевых условиях обстановки, приближенной к опасным ситуациям: выезд на полигон, на газодымозащитные сооружения, в пожарные части и отряды спасателей. Создание условий для принятия студентом на себя повышенной ответственности за результаты своих действий (проведение диагностики личного состава с обязательной последующей консультацией по результатам тестирования); использование тренинговых условий для формирования и развития рефлексии, самоконтроля, навыков психогигиены, применения методов психологической разгрузки. Студенты старших курсов участвуют в проведении тренингов с курсантами в качестве тренеров. Психологическая концепция профессиональной подготовки психологов МЧС внедрена в учебный процесс кафедры «Психологии риска, экстремальных и кризисных ситуаций» СПб УГПС МЧС России.

7. Реализация психологической концепции профессиональной подготовки сотрудников МЧС России позволяет обеспечить интериоризацию  будущими психологами рефлексии, применения методов психогигиены, способов психологической разгрузки, что позволяет осуществить повышение уровня работоспособности, профилактику эмоционального выгорания, сохранение здоровья и профессиональной работоспособности.

Список опубликованных работ
Монография

1.Иванова С.П.. Психологическое сопровождение профессиональной подготовки психологов МЧС России: Монография. - СПб.: Изд-во. Астерион, 2011. - 128 с. (8 п.л).

Статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

2.Иванова С.П., Кузьменкова Л.В. К вопросу о формировании развитой системы психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. - 2006. - № 12-13. (0,5/0,25 п.л.)

3.Иванова С.П., Кузьменкова Л.В., Меткин М. В. Психологические методы управления кризисными ситуациями в структурных подразделениях как составляющая часть подготовки психологов МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России (Приложение). - 2006. - № 14 (15). (0,6/0,2 п.л.)

4.Иванова С.П., Кузьменкова Л.В. Формирование программы обучения психологов МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России (Приложение). - 2006. - № 14 (15). (0,6/0,3 п.л.)

5.Иванова С.П., Кузьменкова Л.В. Профессиональная деятельность психологов МЧС России: теоретические основы // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России (Приложение). - 2006. - № 14 (15). (0,5/0,25 п.л.)

6.Иванова С.П. Системный подход к подготовке психологов МЧС в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России // «Психопедагогика в правоохранительных органах». – 2009. – № 2(37). С. 68 – 70. (0,5 п.л.)

7.Иванова С.П. Методика диагностики эмоционального выгорания у будущих психологов МЧС России // «Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта». – 2009. - № 7(53).(0,5 п.л.)

8.Иванова С.П. Исследование выраженности рефлексии у будущих психологов МЧС России//«Психопедагогика в правоохранительных органах». – 2010. – № 1 (40).с.31-36. (0,6 п.л.)

9.Иванова С.П. Психологическая оценка выраженности рефлексии у будущих психологов МЧС России// «Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта». - 2010 № 1 (59). (0,6 п.л.)

10.Иванова С.П., Броневицкий Г.Г., Иващенко В.И. Проблемы обеспечения психологической безопасности работающего населения в чрезвычайной ситуации // Научно-аналитический журнал. «Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России» - № гос.регистрации 0421100128, идентификационный номер статьи 0421100128026 - №2, 2011. (0,6 п.л./0,2)

11.Иванова С.П., Минина И.Н. Соотношение профессиональных ценностей личности и эмоционального выгорания у курсантов Санкт-петербургского университета ГПС МЧС России// Проблемы управления рисками в техносфере 2011 №4(20). (0,6 п.л./0,3)

12.Иванова С.П., Минина И.Н. Значение гуманистической направленности личности в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России // Научно-аналитический журнал. «Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России» №4, 2011. (0,5 п.л./0,25)

13.Иванова С.П. Экзистенциально-гуманистический подход в психологии как основа психологической подготовки к профессиональной деятельности психологов МЧС России// Научно-аналитический журнал. «Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России» № 3, 2011. (0,5 п.л.)

14.Иванова С.П Взаимосвязи отношений к профессиональной ответственности и профессии «Психолог МЧС» с личностными качествами// Научно-аналитический журнал. «Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России» № 3, 2011. (0,7 п.л.).

15.Иванова С.П Теоретико-эмпирическое изучение психологического феномена отношений к профессиональной ответственности и профессии «Психолог МЧС» и его взаимосвязи с личностными качествами// Проблемы управления рисками в техносфере №4(20), 2011. (0,6 п.л.).

16.Иванова С.П. Формирование образа профессии и портрета профессионала психолога МЧС России «Вестник психотерапии». – 2009. – № 29(34). С. 52 – 63. (0,7 п.л.).

Публикации в иных изданиях

17.Иванова С.П. Психология риска в деятельности психологов МЧС (проблемы профессиональной подготовки) (тезисы к докладу)// Подготовка кадров в системе предупреждения чрезвычайных ситуаций: материалы V Международной научно-практической конференции. СПб.: СПб У ГПС МЧС России, 2006 (0,2 п.л.)

18.Иванова С.П. Применение тренинговых технологий, направленных на повышение стрессоустойчивости психологов МЧС // Подготовка кадров в системе предупреждения чрезвычайных ситуаций: материалы VI Международной научно-практической конференции. СПб.: СПб У ГПС МЧС России, 2007 (0,3 п.л.)

19.Иванова С.П. Об организации учебно-методического обеспечения учебного процесса по подготовке психологов для МЧС // Ученые записки СПб УГПС МЧС России, выпуск № 1, 2007. (0,4 п.л.)

20.Иванова С.П. Психологическое сопровождение как элемент системного подхода к формированию специалистов в УГПС МЧС России // Подготовка кадров в системе предупреждения чрезвычайных ситуаций: материалы VII Международной научно-практической конференции. СПб.: СПб У ГПС МЧС России, 2008 (0,3 п.л.)

21.Иванова С.П. Исследование соотношения выраженности рефлексии и эмоционального выгорания у будущих психологов МЧС России // Подготовка кадров в системе предупреждения чрезвычайных ситуаций: материалы VII Международной научно-практической конференции. СПб.: СПб У ГПС МЧС России, 2008 (0,25 п.л.)

22.Иванова С.П., Кузьменкова Л.В. Применение тренинговых технологий, направленных на развитие рефлексии у будущих психологов МЧС России// Подготовка кадров в системе предупреждения чрезвычайных ситуаций: материалы VIII Международной научно-практической конференции. СПб.: СПб У ГПС МЧС России, 2009 (0,3/0,15 п.л.)

23.Иванова С.П. Психокоррекция эмоционального выгорания как составная часть психологического обеспечения подготовки психологов для МЧС России // «Вестник психотерапии». – 2009. – № 31(36). (0,5 п.л.)

24.Иванова С.П., Кузьменкова Л.В. Системный подход к формированию специалистов психологов в УГПС МЧС России// Системные исследования: история и современность: Сборник научных докладов межкафедрального теоретического семинара по системным исследованиям 2008-2009 гг. / Сост. Г.Ф.Архипов, О.У. Евсеева, А.А.Луговой, Н.И. Уткин; Под ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009. – 136 с. С. 70-78. (0,8/0,4 п.л.)

25.Иванова С.П., Кузьменкова Л.В. Структурные элементы психологической концепции профессиональной подготовки психологов МЧС России //«Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества». –2009. – № 3. (0,7/0,35 п.л.)

26.Иванова С.П. Разработка опросника «Отношение к профессиональной ответственности» // Подготовка кадров в системе предупреждения чрезвычайных ситуаций: материалы IX Международной научно-практической конференции. СПб.: СПб У ГПС МЧС России, 2010 (0,3/0,15 п.л.)

27.Иванова С.П., Кузьменкова Л.В. Эмпирическое исследование рефлексии у будущих психологов МЧС России // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. – 2010. - № 2. (0,6/0,3 п.л.)

28.Иванова С.П., Кузьменкова Л.В. Психокоррекция эмоционального выгорания в процессе подготовки психологов для МЧС России // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. – 2010. - № 3. (0,6/0,3 п.л.)

29.Иванова С.П., Минина И.Н. «Соотношение личностных характеристик и успешности деятельности пожарных». Сборник трудов докторантов, адъюнктов, аспирантов факультета подготовки и переподготовки научных и научно-педагогических кадров Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Под общей редакцией В.С. Артамонова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. 2010 г. (0,5/0,25 п.л.)

30.Иванова С.П. Психолого-педагогическая оценка степени выраженности рефлексии у будущих психологов МЧС России // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы: материалы II Международной научно-практической конференции. СПб.: СПб У ГПС МЧС России, 2009 (0,3 п.л.)