- Акмеологическая концепция становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования является междисциплинарной и включает современные акмеологические, психологические, педагогические, социальные и профессиональные концепции, определяющие гармоничное развитие субъектов образования с реализацией этнического потенциала.
- Авторская система деятельности направленная на субъектов образования включает следующие этапы: 1) теоретическое обоснование акмеологического конструкта полиэтнической компетентности; 2) определение необходимого/достаточного уровня развития полиэтнической компетентности специалистов образования; 3) разработку методологического аппарата для исследования полиэтнической компетентности субъектов образования; 4) эмпирическое исследование уровня развития полиэтнической компетентности специалистов и студентов, будущих специалистов образования разных национальностей; 5) разработку и апробацию акмеологических программ, тренингов, учебной дисциплины, семинаров направленных на развитие полиэтнической компетентности субъектов образования; 6) оценку эффективности разработанных акмеологических программ и тренингов.
- Полиэтническая компетентность специалистов образования является динамично развивающейся характеристикой, интегрирующей личностные качества, профессиональную компетентность и компетенции, позволяющие осуществлять профессиональную деятельность на высокопродуктивном уровне. Полиэтническая компетентность включает в себя высокий/достаточный уровень развития этнотолерантности, этническую идентичность, этническое самосознание, этнокультуру, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение работать в многонациональном коллективе.
- Выраженность этнопотенциала (этнической идентичности, этнотолерантности, этносознания) родителей находится на среднем и ниже среднего уровня развития. Динамика развития характеристик этнопотенциала учащихся средней школы будет неравномерной: в младшем школьном возрасте развито эмоционально-оценочное отношение к этнической общности, предубеждение будет предшествовать знанию; этнические знания становятся дифференцированными к старшему школьному возрасту.
- Полиэтническая компетентность специалистов образования и студентов, будущих специалистов будет иметь неравномерный характер становления и развития: полиэтническая компетентность будет меняться в зависимости от этнокультурной среды проживания (Псковская область, Эстония, Латвия и Республика Белорусь). Ситуация полиэтнического взаимодействия, в которой перманентно находятся специалисты и студенты Республики Беларусь и стран Балтии, дает больше возможностей для развития полиэтнической компетентности.
- Авторская система оптимизации развития полиэтнической компетентности субъектов образования являются необходимым условием и фактором становления и развития целостной полиэтнической образовательной среды. Авторская система деятельности включающая научно-практическую площадку в начальной школе, акмеологические программы для всех субъектов образования, акмеологические тренинги и учебную дисциплину для студентов, семинары и круглые столы для специалистов, успешно внедрена в средние и высшие образовательные учреждения г.Пскова, эффективность доказана математико-статистическими методами.
1.Манойлова, М.А. Акмеология этнической толерантности субъектов фундаментального образования. Монография /М.А. Манойлова. – Псков: ПГПУ, 2010. – 300 с. (18,75 п.л.). ISBN 978-5-87854-570-9
2.Манойлова, М.А. Стратегии совладания как механизм саморегуляции и адаптации в ТЖС. /М.А. Манойлова// Психологическая устойчивость молодежи к негативному социальному влиянию. Коллективная монография (в соавторстве с Е.И. Середа и др.). - Псков: Гименей, 2010. - 406с. – С. 150-174. (25,4/1,5 п.л.). ISBN 978-5-903177-52-3
3.Манойлова, М.А. Полиэтническая компетентность субъектов образования. Монография /М.А. Манойлова. – Псков: Издательство ООО «ЛОГОС Плюс», 2011. – 272с. (17 п.л.) ISBN 978-5-93066-052-2
Публикации в ведущих рецензируемых журналах и изданиях списка ВАК:
4.Манойлова, М.А. Акмеологические факторы продуктивности авторской системы деятельности учителя /М.А. Манойлова// Акмеология. – Выпуск 10. 2005. - С.164-166. (0,18 п.л.).
5.Манойлова, М.А. Особенности развития эмоционального интеллекта, темперамента и общего интеллекта у будущих педагогов /М.А. Манойлова// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - Том 12. № 3, 2006. - С. 80-84. (0,25п.л.).
6.Манойлова, М.А. Методика диагностики эмоционального интеллекта /М.А. Манойлова// Акмеология. - Выпуск 11. – 2006. - С. 99-104. (0,37п.л.).
7.Манойлова, М.А. Акмеологический подход к изучению эмоционального интеллекта в этнокультурном образовании /М.А. Манойлова// Акмеология. - Выпуск 12 . 2007. - С. 58-60. (0,18п.л.).
8.Манойлова, М.А. Культурологические основы акмеологии воспитания / М.А. Манойлова // Образование и саморазвитие. 2009. №5 (15). - С.152-156. (0,5п.л.).
9.Манойлова, М.А. Поликультурная компетентность субъектов современной образовательной среды /М.А. Манойлова// Акмеология. - Выпуск 14. 2010. - С.102-109. (0,5п.л.).
10. Манойлова, М.А. Полипрофессионализм в созидании духовных продуктов сферы этноакмеологии образования /М.А. Манойлова// Акмеология. - Выпуск 15. 2010. С. 53-58. (0,4п.л.).
11. Манойлова, М.А. Этническая толерантность: понятие и проявления /М.А. Манойлова// Вестник Университета (Государственный университет управления). 2010. №21. С. 65-69. (1 п.л.).
12. Манойлова, М.А. Психолого-педагогические исследования этнической толерантности – интолерантности в межличностном общении /М.А. Манойлова// Вестник Университета (Государственный университет управления). 2010. №25. С.73-76. (1 п.л.).
13.Манойлова, М.А. Этноакмеология образования – новое направление акмеологии /М.А. Манойлова// Акмеология. - Выпуск 16. 2011. С. 103-113. (1 п.л.)
14.Манойлова, М.А. Акмеологическое развитие учащихся и их родителей как субъектов полиэтнического образования /М.А. Манойлова// Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. №4. С. 68-71 (1 п.л.)
15.Манойлова, М.А. Модель полиэтнической компетентности специалистов образования /М.А. Манойлова// Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. №10. С. 91-94. (1 п.л.)
16.Манойлова, М.А. Этническая толерантность в сфере полиэтнического образования /М.А. Манойлова// Образование и саморазвитие. 2011. №2. С. 195-203. (1 п.л.)
17.Манойлова, М.А. Полиэтническая компетентность учителей /М.А. Манойлова// Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. №8. С. 66-70. (1 п.л.)
Учебные и методические пособия, публикации в других сборниках:
18.Манойлова, М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов /М.А. Манойлова// Учебно-методическое пособие. Псков: ПГПИ, 2004. - 60 с. (3,75п.л.).
19.Манойлова, М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся /М.А. Манойлова// Учебно-методическое пособие. Псков: ПГПИ, 2004. – 140 с. (8,75п.л.).
20.Манойлова, М.А. Психология малой группы /М.А. Манойлова// Учебно-методические материалы. Псков: ПГПУ, 2007. – 68 с. (4,25п.л.).
21.Манойлова, М.А. Эмоциональный интеллект будущего педагога: акмеологическая диагностика и методы развития /М.А. Манойлова// Учебно-методическое пособие. – М.: «POLEOGRAFF PRESS», 2008. – 128 с. (8,2 п.л.). ISBN 5-89526-019-5
22.Манойлова, М.А. Коррекционно-развивающие программы для работы психолога с младшими школьниками /М.А. Манойлова// Учебно-методическое пособие. Часть 11. – Псков: ПГПУ, 2009. - 324с. (доля участия 50 %) (в соавторстве с Ивановой С.П.). (20,25/ 10 п.л.). ISBN 978-5-87854-493-8
23.Манойлова, М.А. Коррекционно-развивающие программы для работы психолога с подростками /М.А. Манойлова// Учебно-методическое пособие. Часть 111. – Псков: ПГПУ, 2010. - 356с. (доля участия 50 %) (в соавторстве с Ивановой С.П.). (22,25/ 11 п.л.). ISBN 978-5-87854-514-3
24.Манойлова, М.А. Коррекционно-развивающие программы для работы психолога со старшими школьниками /М.А. Манойлова// Учебно-методическое пособие. Часть 1У. – Псков: ПГПУ, 2010. - 216с. (доля участия 50 %) (в соавторстве с Ивановой С.П.). (13,5/ 7 п.л.). ISBN 978-5-87854-516-7
25.Манойлова, М.А. Акмеология полиэтнической компетентности /М.А. Манойлова// Учебно-методическое пособие. – Псков: «ЛОГОС Плюс», 2011. – 284 с. (17,75 п.л.). ISBN 978-5-93066-039-3
26.Манойлова, М.А. Структура основных компонентов эмоционального интеллекта педагогов /М.А. Манойлова// Психол. основы обучения и педагогической деятельности: Матер. 6 межвуз. конф. – СПб: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - Вып. 4. - С. 41-45. (0,25 п.л.).
27.Манойлова, М.А. Особенности акмеологического становления личности продуктивного педагога /М.А. Манойлова// 8 Царскосельские чтения. Материалы Международной научно – практической конференции - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2004. - Том 111. - С. 163-165. (0, 2 п.л.).
28.Манойлова, М.А. Психологическая продуктивность деятельности учителя /М.А. Манойлова// Психологические основы педагогической деятельности: Материалы 31-й научной конференции - Вып. 8: - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. - С. 18 – 20. (0,2 п.л.).
29.Манойлова, М.А. Психологическая продуктивность авторской системы деятельности учителя /М.А. Манойлова// Повышение квалификации педагогов в контексте модернизации образования. Материалы Х11 областной научно-практической конференции 27 апреля 2005 года. – Псков: ПОИПКРО, 2005. - С. 200-203. (0,25 п.л.).
30.Манойлова, М.А. Акмеологическое развитие личности будущего педагога /М.А. Манойлова// Использование современных образовательных технологий в подготовке специалистов. Материалы третьей научно – практической конференции. - Псков: ПОИПКРО, 2005. - С. 81-83. (0,2п.л.).
31.Манойлова, М.А. Эмоциональный интеллект как фактор продуктивности педагогической деятельности /М.А. Манойлова// Повышение квалификации педагогов в контексте модернизации образования. Материалы Х11 областной научно-практической конференции 27 апреля 2005 года. – Псков: ПОИПКРО, 2005. - С. 207-209. (0,2п.л.).
32.Манойлова, М.А. Отношение учащихся и их родителей к педагогам и к организации учебной деятельности в школе /М.А. Манойлова// Психологические основы педагогической деятельности: Материалы 32 научной конференции Санкт-Петербург, 29 ноября 2005г. - СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2005. - Вып. 9. - С. 70-74. (0,25 п.л.).
33.Манойлова, М.А. Проблема продуктивности педагогической деятельности в современной акмеологической литературе /М.А. Манойлова// Психологические основы педагогической деятельности: Материалы 32 научной конференции. - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2005. - Вып. 9. - С. 24-27. (0,18 п.л.).
34.Манойлова, М.А. Емоцioнальний iнтелект як фактор пiдвищення якостi педагогiчноi освiти /М.А. Манойлова// Акмеология развития. - СПб.: Научный учебный центр «Социальная синергетика», 2006. - С. 323-328. (0,3 п.л.).
35.Манойлова, М.А. Личностные факторы продуктивности деятельности педагогов /М.А. Манойлова// Профессиональная компетентность психолога: становление и развитие. Межвузовский сборник статей. – Псков: ПГПУ, 2006. - С. 42-46. (0,25п.л.).
36.Манойлова, М.А. Развитие эмоционального интеллекта студентов педагогических вузов в процессе их обучения /М.А. Манойлова// Психологические основы педагогической деятельности. Материалы 9-й межвузовской научной конференции. – СПб.: ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - С. 34-37. (0,25п.л.).
37.Манойлова, М.А. Этнокультурное воспитание – актуальная проблема современного образования /М.А. Манойлова// Психологическая служба в учреждении образования: проблемы и перспективы: Материалы 1 региональной научно – практической конференции. – Псков: ПОИПКРО, 2006. - С. 20-23. (0,25п.л.).
38.Манойлова, М.А. Межэтническая толерантность: обучение в духе демократии и мира /М.А. Манойлова// Социально-психологическая технология «Толерантное общение и взаимодействие». Пособие для психологов, специалистов социальной работы и воспитателей школ интернатов. - Псков: ПГПУ, 2007. - С. 89-101. (0,25п.л.).
39.Манойлова, М.А. Особенности межэтнической толерантности - интолерантности в сфере поликультурного образования /М.А. Манойлова// Актуальные проблемы психологического обеспечения детства и юношества. Межвузовский сборник научных статей ПГПУ – Псков: ПГПУ, 2007. - С.49-53. (в соавторстве с Вербицкой Т.В.) (доля участия 70 %). (0,25/ 0,2 п.л.).
40.Манойлова, М.А. Психолого – акмеологические составляющие профессионального мастерства учителя /М.А. Манойлова// Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия «Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки». - Выпуск 1. – Псков: ПГПУ, 2007. - С. 191-195. (0,25п.л.).
41.Манойлова, М.А. Повышение качества образования в высшей школе /М.А. Манойлова// Ученые записки МГПУ. Психологические науки. - Выпуск 7. Мурманск: МПГУ, 2007. - С. 49-52. (0,25п.л.).
42.Манойлова, М.А. Поликультурное образование в современном обществе /М.А. Манойлова// Психологические основы педагогической деятельности. Матер. 34-й научн. конференции. - СПб.: СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2007. - С. 28-31. (0,25п.л.).
43.Манойлова, М.А. Эмоциональный интеллект как фактор развития межэтнической толерантности в образовании /М.А. Манойлова// ACTA et commentationes collegii Narovensis. Tartu Ulikooli Narva Kolledzi toimetised. – Narva, 2008. - С. 245 -250. (0,25п.л.).
44.Манойлова, М.А. Этнопсихологические особенности родительства в образовательной среде /М.А. Манойлова// Психологическое сопровождение семьи в образовательном учреждении. Материалы 111 региональной научно-практической конференции. - Псков: ПОИПКРО, 2009. - С. 9-13. (0,25п.л.).
45.Манойлова, М.А. Роль семьи в формировании у детей стратегий совладающего поведения /М.А. Манойлова// Семья-культура-образование в изменяющейся России: матер. Всерос. Науч.-практич.конф. с междунар.участием. г.Балашов, 17-18 ноября 2009г./ Под ред. О.В. Бессчестновой. – Саратов: Научная книга, 2009. - С. 287-291. (0,3п.л.).
46.Манойлова, М.А. Эмоциональный интеллект – копинг-ресурс стратегий совладающего поведения /М.А. Манойлова// Формирование человеческого и инновационного потенциала как фактор регионального развития // Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. 1 – 31 октября 2009 года./ Отв. редактор О.А.Игумнов. – Старый Оскол: Издательство «Оскол-информ», 2009. – С. 356-359. (0,25п.л.).
47.Манойлова, М.А. Акмеологические основы культурного менталитета /М.А. Манойлова// Психология ХХ1 столетия: Теория. Эксперимент. Социальная практика. Материалы международного конгресса. Кострома, 2009. 13 сентября. Том 1. – Кострома. С.245-248. (0,25п.л.).
48.Манойлова, М.А. Психологические особенности современной поликультурной образовательной среды /М.А. Манойлова// Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия «Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки». Вестник Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова. Серия «Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки» Вып.9. Псков: ПГПУ, 2009. – С. 118-124. (0,5 п.л.).
49.Манойлова, М.А. Эмоционально-волевой компонент полиэтнической компетентности специалистов образования /М.А. Манойлова// Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Второй Международной научной конференции 26-27 мая 2010г. В 2-т./ Отв.ред. В.В. Гриценко. – Смоленск: Изд-во «Универсум», 2010. – Т.2. - С.181-184. (0,25п.л.).
50.Манойлова, М.А. Культурно-когнитивный компонент полиэтнической компетентности специалистов образования /М.А. Манойлова// Ученые записки МГПУ. Психологические науки: Сборник научных статей. Вып. 10. – Мурманск: МГПУ, 2010. С. 118-120. (0,2 п.л.).
51.Манойлова, М.А. Полиэтническая компетентность специалистов образования и ее структурные компоненты /М.А. Манойлова// Социальное взаимодействие Человек-Культура. Старорусские университетские чтения. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 14 мая 2010г. Том 1. – Старая Русса, 2010. - С. 22-24. (0,2 п.л.).
52.Манойлова, М.А. Этническая толерантность в современном образовании /М.А. Манойлова// Психолого-педагогическая деятельность специалиста в сфере образования. Материалы международной научно-практической конференции. – ПГПУ им. С.М. Кирова. - СПб: «Айсинг», 2010. – С. 96-99. (0,25п.л.).
53.Манойлова, М.А. Мастерство профессиональной деятельности педагога /М.А. Манойлова// Учитель: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научно-практической конференции (24-25 июня 2010г.). Ч.2. – Псков: ПГПУ, 2010. – С. 190-192. (0,25п.л.).
54.Манойлова, М.А. Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости современной молодежи /М.А. Манойлова// Молодежь в современном обществе: проблемы и решения. Сборник материалов Международной научно-практической конференции 30 сентября – 2 октября 2010г. – Псков: ПГПУ, 2010. С.69-70. (0,25п.л.).
55.Манойлова, М.А. Полиэтническая компетентность педагогов и будущих специалистов образования /М.А. Манойлова// Психологическое сопровождение педагогической деятельности: материалы Y областной научно-практической конференции. – Псков: ПОИПКРО, 2010. С. 10-15. (0,25п.л.).
56.Манойлова, М.А. Новшества и противоречия современного вузовского образования /М.А. Манойлова// Психолого-педагогические проблемы развития и воспитания детей: 115-летию Л.С. Выготского посвящается. Материалы международной научно-практической конференции. – Псков - СПб: «Айсинг», 2011. С. 216-227. (1 п.л.).