Научная тема: «БАНКОВСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2011
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. В условиях трансформационных преобразований в экономике и глобализации мирохозяйственных связей устойчивое развитие государства напрямую зависит не только от его регулирующего воздействия, обеспечивающего процессы производства и воспроизводства, но и от превентивной, в первую очередь нормотворческой, деятельности государства в области банковской безопасности, особенно в условиях резкого возрастания вероятности финансовых кризисов. По мнению автора, это направление деятельности государства - определяющее в системе защиты и стабилизации финансовой системы государства. В работе делается вывод о том, что банковскую безопасность следует рассматривать как неотъемлемую функцию государства, как стратегическое направление государства, облекаемое в правовую форму и позволяющее минимизировать экономические (финансовые) потери, а в ряде случаев - сохранить экономический суверенитет государства и даже саму государственность.

2. Впервые проведенное исследование банковской безопасности как функции государства позволяет сделать следующие выводы:

  • в современных условиях банковская безопасность как направление деятельности государства и его функция должна обеспечивать безопасное функционирование национальной банковской системы в целях не только погашения всех внешних и внутренних негативных воздействий на банковскую систему, но и гибкого реагирования на них с тем, чтобы предотвращать внутренние и внешние угрозы, а также умело использовать новые условия банковской деятельности, обусловленные воздействием инноваций на финансовых рынках и интернационализацией финансовых потоков, для устойчивого, поступательного развития как собственно банковской системы в целом, так и отдельных банков в частности;
  • банковская безопасность как функция государства представляет собой публичную деятельность государства, осуществляемую, в первую очередь, посредством финансово-правового регулятивного воздействия в области банковской деятельности в целях обеспечения функционирования финансово устойчивой, конкурентоспособной национальной банковской системы вне зависимости от существующих и потенциальных рисков.

3. Авторская оценка банковской безопасности как функции государства позволила обосновать: направления деятельности государства в области банковской безопасности, которые выражаются, прежде всего, в выработке, реализации и мониторинге государством стратегических направлений развития правового регулирования банковской системы страны; правовую природу банковской безопасности и совокупность норм различных отраслей права, регулирующих отношения, охватываемые содержанием банковской безопасности, как комплексный правовой институт. При этом, в данном комплексном правовом образовании наибольший удельный вес в урегулировании отношений, охватываемых содержанием банковской безопасности, имеют нормы финансового права, входящие в институт финансового права - институт финансово-правового регулирования банковской деятельности.

4. Авторская оценка обеспечения устойчивости национальной банковской системы как стратегической составляющей банковской безопасности позволила обосновать следующие выводы о роли права в регулировании финансовой устойчивости банков:

  • именно публичное право, прежде всего финансово-правовое обеспечение банковской деятельности занимает первое место в стратегии развития и обеспечения финансовой устойчивости национальной банковской системы как базиса в развитии российского государства и сохранении его экономического суверенитета;
  • главным условием эффективности применения государством, его уполномоченными органами правовых механизмов воздействия для регулирования финансовой устойчивости банковского сектора экономики является учет современных явлений и тенденций, характерных для финансовых рынков. В противном случае право из средства регулирования и обеспечения финансовой устойчивости банковского сектора - стратегического сектора экономики - может стать негативным фактором, создающим дополнительные риски и проблемы в банковской деятельности;
  • финансово-правовое регулирование банковской деятельности, его современный уровень, учитывающий макро- и микроэкономические факторы воздействия на финансовую устойчивость банков, имеет общественное и социальное значение и определяет уровень (меру) доверия общества как к отдельным банкам, так и к национальной банковской системе в целом;
  • либерализация и глобализация экономики, включенность национальной банковской системы в мировую финансовую систему и финансовые инновации в банковском деле должны сопровождаться интегрированным подходом к развитию финансово-правового регулирования деятельности банков, их финансовой устойчивости, прежде всего, исходя из характера (профиля) банковских рисков, так как несовершенство правового регулирования усиливает риски, имманентно присущие финансовым операциям;
  • принципиальный подход к регулированию банковских рисков заключается не в преодолении негативных последствий, а в структурировании финансово-правового регулирования банковской деятельности в превентивном направлении для предотвращения негативных последствий в деятельности банков.

5. Впервые в науке финансового права комплексно проанализированы и исследованы проблемы, связанные с применением в национальном банковском законодательстве лишь фрагментарно исследованных ранее международных норм-принципов, разработанных организациями международного сотрудничества в аспекте повышения качества финансово-правового регулирования финансовой устойчивости банков - базиса банковской безопасности в условиях концентрации риск-факторов их деятельности. Достижение международного консенсуса по ключевым элементам правового регулирования общественных отношений в банковском секторе экономики при участии как можно более широкого круга стран-участниц - фундаментальная основа для достижения устойчивости мировой финансовой системы и внедрения международных норм-принципов и процедур в область банковской безопасности национальных экономик.

В результате установлено, что в международных нормах-принципах регулирования банковской деятельности именно регулирование рисков имеет превалирующее значение применительно к надзорным процедурам. Это позволило обосновать следующие выводы:

  • новаторский поход к банковскому надзору означает решение задачи пруденциальной (осмотрительной, благоразумной) деятельности банка с точки зрения допустимых рисков, при котором разумная мера принимаемых им рисков не превышена и риски надлежащим образом управляются;
  • международные нормы-принципы ориентированы на максимально точную, реальную оценку рисков в каждом конкретном банке с позиций их потенциального влияния на финансовую устойчивость банка;
  • выбор адекватного режима банковского надзора и применения мер банковского регулирования определяется прежде всего из характером рисков, принятых банком, и качеством управления рисками банком;
  • надзор за международными банками и международными банковскими группами вследствие различия норм права стран должен осуществляться национальными банковскими органами принимающей страны и страны происхождения на консолидированной основе;
  • международные нормы-принципы регулирования деятельности банков на финансовых рынках определяют современные тенденции защиты мировой финансовой системы от проникновения преступных капиталов и лежат в основе правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма как одного из неотъемлемых составляющих элементов банковской безопасности.

6. Международные нормы-принципы "Сердцевидные (основополагающие) принципы эффективного банковского надзора" ("Базель-II","Базель-III") определяют новый нормативистский подход к адекватному уровню капитализации банков, в основе которого находится ориентация на максимально точную экономическую оценку всех рисков с учетом изменения их профиля вследствие изменения деятельности банков на финансовых рынках, что позволит обеспечить эффективное позиционирование российских банков на международных финансовых рынках и интегрирование национальной банковской системы в мировую финансовую систему без ущерба собственной банковской безопасности.

Автором подчеркивается, что в этих условиях задача органа банковского регулирования и надзора - не исключение рисков из деятельности банков (нет банков без рисков в их деятельности, как и любой предпринимательской деятельности вообще), а понимание природы рисков и обеспечение такого правового режима, при котором банки адекватно оценивают и управляют рисками для того, чтобы обеспечить безопасность своей деятельности в условиях концентрации риск-факторов их деятельности.

При этом выявлено, что главная тенденция развития банковского регулирования и надзора - это оценка деятельности банков и применение мер надзорного реагирования, исходя прежде всего из содержания и реальной оценки рисков всех профилей ("зонтичный" принцип (umbrella principle)) банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на финансовую устойчивость банков, "риск-ориентированный", "содержательный", дифференцированный подход к установлению требований по управлению рисками в банках разного уровня развития.

7. Исследуя особенности правового регулирования банковских рисков различных профилей, автор в работе делает вывод, что в этом аспекте специфика их правового регулирования определяется применением Базельских норм-принципов. Реализация идей Базельского процесса требует правового обеспечения интегративного риск- менеджмента всех уровней и типов рисков в масштабах интересов всех участников банковских операций. Именно использование Базельских норм-принципов (как фундамента теоретических основ правового регулирования рисков) позволяет оптимизировать элементы правового регулирования банковских рисков и создать методологическую основу управления рисками в условиях диверсификации и усложнения финансовых инструментов банковской деятельности как главной составляющей управления банковской безопасностью.

8. Автором обосновывается вывод, что в банковской практике большинства экономически развитых стран в регулировании банковских рисков сочетаются: предписывающий подход, как правило, накладывающий ограничения на деятельность банков и часто выражающийся в попытках охватить регулированием все известные риски, и рыночно ориентированный подход (со сдвигом в сторону последнего), позволяющий осуществлять регулирование рисков без принятия излишне детализированных нормативных требований к банкам. При таком подходе в основном разрабатываются нормы-принципы регулирования рисков, что позволяет банкам, органам регулирования и надзора быстро адаптироваться к новым финансовым инновациям, рождающимся в результате изменения рыночных условий.

9. Делается вывод, что в условиях транзитивной экономики России правовое регулирование банковских рисков характеризуется определенной спецификой, проявляющейся в значительном ограничении самостоятельности банков по сравнению с банками в странах с более развитой экономикой - в необходимости выполнения установленных Банком России детально прописанных нормативных требований.

10. На основе проведенного исследования сформулирован вывод о том, что необходимыми условиями банковской безопасности на рынке банковских услуг являются:

  • надлежащее публичное, прежде всего финансово- правовое обеспечение банковских операций и сделок;
  • установленная законодательством, прежде всего, финансово-правовая ответственность кредитных организаций за нарушения в области банковской деятельности;
  • контрольно-надзорные полномочия Банка России за правомерностью деятельности кредитных организаций;
  • публичная, опосредованная нормами, прежде всего, нормами финансового права, деятельность иных уполномоченных регуляторов финансового рынка.

11. Выявлено, что банковское законодательство содержит значительное число пробелов и коллизионных норм, отрицательно влияющих на банковскую безопасность и не позволяющих кредитным организациям осуществлять свою деятельность легитимно. В частности, отсутствует: четкое определение банковской деятельности, разграничение банковских операций и сделок, надлежащее финансово- правовое регулирование по целому ряду важнейших видов банковской деятельности: дистанционное банковское обслуживание, расчеты с применением банковских карт, факторинговые операции, секьюризитация активов, сделки с применением различных финансовых инструментов, таких, как банковские гарантии, документарные аккредитивы, форфейтинг и иные.

12. Впервые проведенный комплексный анализ реальной банковский инфраструктуры и ее влияния на банковскую безопасность позволяет сделать выводы:

1) о значительном расширении банковской инфраструктуры за счет деятельности бюро кредитных историй, микрофинансовых организаций, коллекторских агентств, кредитных брокеров, факторинговых компаний, бюро факторинговой информации, различных союзов и ассоциаций, с помощью которых банки могут осуществлять свою уставную деятельность наиболее эффективно, а также о создании в стране "параллельной платежной системы", никому не подчиняющейся, не контролируемой государством, не соблюдающей требования действующего законодательства. Таким образом, в стране создался сегмент банковской деятельности, где государство не осуществляет свою функцию в области банковской безопасности;

2) интеграция систем денежных переводов в сферу электронных платежей вследствие востребованности среди населения и разветвленная сеть терминалов представляют собой одну из наиболее ярких тенденций развития современного рынка банковских услуг, что выдвигает особые требования к финансовому законодательству, регулирующему деятельность операторов по приему платежей, в частности, необходимо:

  • законодательно закрепить различие между банковскими операциями и деятельностью по приему платежей (поскольку в существующем понимании эта деятельность приводит к "размыванию" категории "банковская операция"), разграничить полномочия банков и операторов в указанной области, установив для операторов только определенный, регламентированный законодательством перечень операций, чтобы не допустить осуществления ими незаконной банковской деятельностью в целях обеспечения безопасности осуществления платежей как составной части банковской безопасности;
  • законодательно установить требования к финансовой устойчивости операторов по приему платежей, разработать систему лицензирования их деятельности и возложить функции по лицензированию, а также контролю за их деятельностью на уполномоченный государственный орган.

13. Авторская оценка правовых основ мониторинга финансовой устойчивости банков, проводимого органами банковского регулирования и надзора, позволяет обосновать необходимость отхода последних от традиционного мониторинга соблюдения банковского законодательства в рамках пруденциального регулирования. Переход от ограничений и регламентации традиционного банковского регулирования и надзора к максимальному учету самим банком в своей деятельности существенности рисков способствует адекватности суждений о реальном уровне рисков банковской деятельности, уровне банковской безопасности. Именно превентивное, осуществляемое в ходе мониторинга как составной части управления банковской безопасностью выявление проблем, являющихся результатом банковских рисков, и принятие в связи с этим управленческих решений способствует стабильности функционирования как отдельных банков, так и банковского сектора экономики в целом.

14. Проведенное впервые в науке финансового права исследование правовых основ системного мониторинга банковских рисков позволило автору детерминировать систему банковского мониторинга, создаваемую Банком России, и включающую в себя непрерывное наблюдение комплексного, репрезентативного характера за состоянием и динамикой развития банковского сектора экономики, как совокупность подсистем мониторинга банковских рисков различного профиля по каждому отдельно взятому банку и мониторинга управления банковским сектором в целом. При этом делаются выводы:

  • мониторинг банковского сектора национальной экономики и финансовой устойчивости отдельных банков в современных условиях приобретает значение, подчас превышающее узкие рамки традиционного мониторинга выявления соответствия деятельности банков национальному законодательству и нормам международного права;
  • о возможности использования принципа обратной связи, исследованного в науке финансового права, для корректирующего воздействия при управлении банковскими рисками с целью повышения финансовой устойчивости банков, и как следствие, обеспечение банковской безопасности.

15. Предложенный новый концептуальный подход к деятельности банков по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма рассматривает эту деятельность как одну из форм управления риском потери деловой репутации - составной части управления банковской безопасностью в целях предотвращения лавинообразного возникновения убытков, и как неминуемого следствия - потери банком финансовой устойчивости, вызывающей проблемы в области банковской безопасности.

16. Выявлено, что на банки в соответствии законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма возложена не свойственная им правоохранительная функция в борьбе с преступлениями данного вида.

В соответствии с законодательством банки наделены не только специфическими правами, обязанностями и компетенцией в сфере выявления и предупреждения преступлений в данной сфере, но и обязанностью принимать постоянное участие в правоохранительной деятельности. Сложилась уникальная ситуация, состоящая в том, что банк, не являясь государственной организацией, тем не менее, должен участвовать в реализации мер, которые выходят за пределы целей его собственно банковской деятельности, регулируемой непосредственно финансовым и банковским законодательством.

На основании исследования проблем правового регулирования риска потери деловой репутации в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма как составной части банковской безопасности делается вывод о необходимости осуществления банками на постоянной основе мониторинга изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации и стран местонахождения зарубежных филиалов, дочерних и аффилированных организаций банка; своевременности учета и отражения этих изменений во внутренних документах банков, обязательности их соблюдения, включая "критерии выявления" и "признаки" сделок, характерных для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

17. Впервые в правовой науке комплексно проанализированы системы и принципы правового регулирования в области банковской безопасности за рубежом, что позволило обосновать следующие выводы:

1) деятельность в области банковской безопасности изначально регламентируется государством, так как она направлена, прежде всего, на обеспечение публичных интересов;

2) рассматривая банковскую безопасность как функцию государства, ее осуществление происходит в зарубежных странах посредством публично-правового регулятивного воздействия со стороны государства на:

  • - обязательную авторизацию банковской деятельности;
  • - консолидированный надзор за деятельностью банков со стороны центральных банков;
  • - публично-правовое регулирование информационной составляющей банковской безопасности;

3) мировые тенденции (на примере Евросоюза) совершенствования законодательства в области банковской безопасности направлены, в первую очередь, на унификацию правовых норм, регулирующих: финансовую устойчивость кредитных организаций и управления банковскими рисками; информационную составляющую банковской безопасности осуществления отдельных видов банковских операций и сделок, либо банковской деятельности в целом, включая правовой режим банковской тайны; деятельность кредитных организаций по противодействию (легализации) отмыванию денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Делается вывод о необходимости и возможности использования зарубежного опыта публично-правового регулятивного воздействия в области банковской безопасности со стороны государства .

18. Как отражение правоприменительной составляющей исследования обоснована целесообразность внесения изменений в банковское законодательство, направленных на совершенствование и закрепление публично-правовых основ банковской безопасности, включая:

  • Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральный закон "О банках и банковской деятельности": соответствующие изменения и дополнения направлены на обеспечение финансовой устойчивости банковской системы, легального закрепления пруденциального регулирования банковской деятельности;
  • особые требования к законодательству, регулирующему деятельность операторов по приему платежей: законодательно установить требования к финансовой устойчивости операторов по приему платежей, разработать систему лицензирования их деятельности и возложить функции по лицензированию, а также контролю за их деятельности на уполномоченный государственный орган;
  • принятие федерального закона о создании уполномоченного органа, на который была бы возложена функция по координации деятельности кредитных организаций, а также иных участников финансового рынка (факторинговых компаний, коллекторских агентств, страховых компаний, кредитных брокеров, микрофинансовых организаций, ломбардов и т.д.), и их взаимодействию - "мегарегулятора" финансового рынка.

19. На основании проведенного исследования и полученных результатов разработана концепция главы "Банковская безопасность (публично-правовой аспект)", позволяющая уточнить Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537,четко сформулировав меры, направленные на своевременное выявление и предотвращение внешних и внутренних рисков банковской деятельности, минимизацию их негативных последствий для банковского сектора национальной экономики.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты позволяют обогатить содержание теоретических положений разделов науки финансового права, посвященных финансово-правовому регулированию банковской деятельности, в связи с развитием риск-ориентированного подхода к правовому регулированию финансовой устойчивости банков - главной составляющей управления банковской безопасностью в условиях диверсификации и усложнения финансовых инструментов банковской деятельности; содержание концептуальных положений теории права - эволюции функций государства в их прикладном аспекте в преломлении к вопросам банковской безопасности, ее правовым проблемам, обусловленным на современном этапе развития общества и государства трансформационными преобразованиями национальных банковских систем вследствие влияния глобализации, вызывающей интеграцию национальных финансовых рынков в единый мировой финансовый рынок.

Список опубликованных работ
Монографии:

1.Алексеева Д.Г. Безопасность банковского рынка: правовые проблемы. (Монография). – Спб.: Изд-во Юрид. Ин-та (Санкт-Петербург), 2010. 250с. (14,4 п.л.).

2.Алексеева Д.Г. Теоретические основы банковской безопасности (российский и зарубежный опыт). (Монография). – М.: АНКИЛ. 2010. 279с. (14,5 п/л).

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных изданиях и журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации

3.Алексеева Д.Г. Банковская безопасность по законодательству России и Беларуси // Евразийский юридический журнал. 2011. № 6. С. 16 – 20. (0,6 п.л.).

4.Алексеева Д.Г. Правовое регулирование мониторинга финансовой устойчивости банков в целях обеспечения банковской безопасности // Политика и общество. 2011. № 6. С. 45 – 52. (0, 5 п.л.).

5.Алексеева Д.Г. Банковская безопасность как составляющая национальной безопасности в современных условиях: правовые аспекты // Политика и общество. 2011. № 5. С. 84 – 91. (0,6 п.л.).

6.Алексеева Д.Г. Правовое регулирование рисков банковской деятельности как показатель банковской безопасности // Право и политика. 2011. № 5. С. 780 – 785. (0,5 п.л.).

7.Алексеева Д.Г. Обеспечение банковской безопасности в исламских государствах // Национальная безопасность. 2011. № 3-4. С. 122 – 131. (0,8 п.л.).

8.Алексеева Д.Г. Деловая репутация банка в свете неисполнения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Банковское право. 2011. № 3. С. 28 – 32. (0,5 п.л.).

9.Алексеева Д.Г. Финансово-правовая составляющая банковской безопасности // Вестник СГАП. 2011. № 3. С. 149 – 154. (0,6 п.л.).

10.Алексеева Д.Г. Понятие и основные составляющие банковской безопасности // Национальная безопасность. 2011. № 2. С. 4 – 9. (0,5 п.л.).

11.Алексеева Д.Г. Банковская безопасность – составляющая экономического суверенитета государства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 2. С. 91 – 98. (0,7 п.л.).

12.Алексеева Д.Г. Безопасное осуществление банковской деятельности: правовые проблемы // Банковское право. 2011. № 1. С. 35 – 40. (0,7 п.л.).

13.Алексеева Д.Г. Обеспечение безопасности факторинговых операций // Банковское право. 2010. № 6. С. 15 – 19. (0,6 п.л.).

14.Алексеева Д.Г. Теоретические основы банковского мониторинга // Вестник РУДН. 2010. № 4. С. 49 – 60. (0,7 п.л.).

15.Алексеева Д.Г. Финансовая устойчивость банковской системы как базисный элемент банковской безопасности // Правоведение. 2010. № 3. С. 99 – 105. (0,5 п.л.).

16.Алексеева Д.Г. Международно-правовые основы регулирования финансовой устойчивости банков // Вестник РУДН. 2009. № 5. С. 70 – 81. (0,8 п.л.).

17.Алексеева Д.Г. Применение систем удаленного доступа в банковских расчетах // Закон. 2006. № 1. С. 37 – 44. (1,0 п.л.).

Опубликованные выступления на международных научно-практических конференциях:

18.Алексеева Д.Г. Влияние законодательства о банковском рынке на банковскую безопасность // Aktualne problemy nowoczesnych nauk – 2011: сб. MATERIALY YII Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji: 07 – 15 czerwca 2011 roku. Volume 13. Prawo. Przemysl.: Nauka I studia. 2011. С. 52 – 59 (0,5 п.л.).

19.Алексеева Д.Г. Правовые проблемы информационной безопасности // Найновите постижения на европейската наука-2011: сб. Maтериали за 7-а международна научна практична конференция: 17 – 25-ти юни. 2011. Том 12. Закон. София: «Бял ГРАД-БГ» ООД. С. 42 – 50. (0,5 п.л.)

20.Алексеева Д.Г. Правовые проблемы обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций // Финансовая система: экономические и правовые проблемы ее функционирования (в кризисных и посткризисных условиях: сб. научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: 2 июня 2010 г. Саратов.: Издательство ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». 2011. С. 241 – 245. (0,3 п.л.).

21.Алексеева Д.Г. Риски в банковской деятельности: правовой аспект // Институциональные проблемы современного финансового права: сб. материалов Международной научно-практической конференции: 2 июня 2011 г. Саратов. 2011. С. 213 – 215. (0,2 п.л.).

Научные статьи, опубликованные в иных открытых источниках

22.Алексеева Д.Г. Правовые проблемы обеспечения безопасности банковской системы в условиях глобализации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 6. С. 122 – 126. (0,6 п.л.).

23.Алексеева Д.Г. Финансово-экономический кризис – показатель банковской безопасности: правовые проблемы // Федерация. 2011. № 5-6. С. 14 – 20. (0,5 п.л.).

24.Алексеева Д.Г. Значение банковской системы для обеспечения банковской безопасности: финансово-правовые аспекты // Право: теория и практика. 2011. № 5-6. С. 17 – 24. (0,6 п.л.).

25. Алексеева Д.Г. Влияние глобализации на безопасность национальной банковской системы: правовые аспекты // Федерация. 2011. № 5-6. С. 7 – 14. (0,5 п.л.).

26.Алексеева Д.Г. Банковская безопасность как функция государства // Юридические науки. 2011. № 3. С. 44 – 49. (0,5 п.л.).

27.Алексеева Д.Г. Правовой режим гарантии возврата НДС // Юридическая работа в кредитной организации. 2010. № 3. С. 15 – 28. (0,9 п.л.).

28.Алексеева Д.Г. Правовые проблемы деятельности кредитных организаций по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Современные проблемы публичного права в России и в зарубежных странах: сб. научных трудов к 50-летию основания РУДН. М.: РУДН. 2010. С. 227 – 246. (0,5 п.л.).

29.Алексеева Д.Г. Правовые риски работы с гарантиями // Банковское обозрение. 2010. № 5. С. 66 – 68. (0,4 п.л.).

30.Алексеева Д.Г. Инфраструктура безопасности на финансовом рынке: накопленный опыт и дальнейшее развитие // Регламентация банковских операций: документы и комментарии. 2009. № 5. С. 39 – 54. (1,4 п.л.).

31.Алексеева Д.Г. Правовое регулирование и проблемы деятельности бюро кредитных историй // Цивилист. 2005. № 4. С. 46 – 58. (1 п.л.).

Учебники, учебные пособия, комментарии к законодательству

32.Алексеева Д.Г. Банковское право: схемы и комментарии: учебное пособие. – М.: Юриспруденция. 2003. -175 с. (11 п.л.).

33.Банковское право. Вопросы и ответы: учебное пособие / Алексеева Д.Г., Хоменко Е.Г. - М.: Юриспруденция. 2002. 208 с. (13/6,5 п.л.); Банковское право. Вопросы и ответы: учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное / Алексеева Д.Г., Хоменко Е.Г. - М.: Юриспруденция. 2004. 224 с. (11 п.л./5,6 п.л.).

34.Банковское право: учебник / Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. – М.: Юристъ. 2003 г. – 480 с. (30/10 п.л.).

35.Банковское право: учебное пособие. 2-е изд., переработанное и дополненное / Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. – М.: Юристъ. 2005 г. - 525 с. (33/11 п.л.); Банковское право: учебное пособие. 3-е изд., переработанное и дополненное / Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. – М.: Юристъ. 2007 г. – 591 с. (37/12,3 п.л.); Банковское право: учебное пособие. 4-е изд., переработанное и дополненное / Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. – М.: НОРМА, Инфра-М, 2010 г. – 736 с. (46/15,3 п.л.).

36.Банковское право: учебник / Алексеева Д.Г., Андронова Т.А., Ефименко Е.Н., Загиров Р.З., Пыхтин С.В., Тарасенко О.А., Фальковская Я.М. (под ред. Д.Г.Алексеевой, С.В. Пыхтина). – М.:Высшее образование. 2008. – 829с. (Алексеева Д.Г.- С. 310 – 372, 437 – 486, 492 – 504, 577 – 601, 605 – 683). (45/10,7 п.л.).; Банковское право: учебник. 2-е изд., переработанное и дополненное / Алексеева Д.Г., Андронова Т.А., Ефименко Е.Н., Загиров Р.З., Пыхтин С.В., Тарасенко О.А., Фальковская Я.М., Филиппова Т.В. (под ред. Д.Г.Алексеевой, С.В. Пыхтина). – М.: Издательство «Юрайт». 2010. – 929 с. (Алексеева Д.Г.- С. 346 – 409, 480 – 534, 540 – 555, 630 – 659, 660 – 712, 744 – 776). (48/12,2 п.л.).

37.Валютное право: учебное пособие / Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Сапожников Н.В., Фальковская Я.М. – М.: Норма. 2007. – 352 с. (Алексеева Д.Г.– С. 178 – 236). (22/2 п.л.).; Валютное право: учебное пособие / Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Сапожников Н.В., Фальковская Я.М. 2-е издание, дополненное. – М.: Норма. 2008. – 368 с. (Алексеева Д.Г. - С. 188 – 246). (23/2 п.л.).

38.Комментарий к Федеральному закону «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ / Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. – М.: Юриспруденция. 2005. – 304 с. (19/6,3 п.л.).

39.Комментарий к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» (постатейный) / Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Макарова Я.М., Сапожников Н.В. – М.: Волтерс Клувер. 2004. – 336 с. (Алексеева Д.Г. - С. 32 – 45, 86 – 149, 180 – 204). (21/4,2 п.л.).

40.Комментарий к Федеральному закону «О кредитных историях» (постатейный) / Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Фальковская Я.М.– М.: Волтерс Клувер. 2006. – 344 с. (Алексеева Д.Г.- С. 62 – 86, 181 – 228). (21,5/2,4 п.л.).

Учебно-методические материалы

41. Учебно-методический комплекс по курсу «Банковское право» для студентов всех форм обучения на 2008/09, 2009/10, 2010/11 учебные годы / Алексеева Д.Г., Ефименко Е.Н., Ефимова Л.Г., Загиров Р.З., Пыхтин С.В., Тарасенко О.А., Хоменко Е.Г. (отв.ред. Л.Г.Ефимова, Е.Г.Хоменко). – М.: МГЮА. 2008. – 88 с. (5,5 п.л./1 п.л.).