Особенности формирования языковой культуры специалистов в учебных заведениях зарубежных государств: формирование профессиональной компетентности в процессе профессионально-творческой направленности обучения; интеллектуализация обучающегося в ходе развития его интеллектуально-творческих способностей путём формирования и закрепления устойчивых интеллектуальных качеств; обеспечение гуманистического и светского характера образования, формирующего ценностный потенциал личности специалиста на основе коммуникативных умений и навыков.
Специфика современного состояния отечественной практики формирования языковой культуры специалистов различного профиля: отсутствие целостной педагогической системы, обеспечивающей требуемый уровень владения родным языком и адаптированной к условиям непрерывного образования.
2. Сформулированные научные и прикладные положения феномена языковой культуры специалиста, рассматриваемой как педагогическое явление, представляющее собой упорядоченную совокупность языковых общих и профессионально-ориентированных знаний и умений, универсальных и гуманистических способов познания и деятельности, являющуюся отражением зрелости и развитости всей системы социально значимых качеств личности, реализуемой в индивидуальной речевой и коммуникативной деятельности, а также показателем качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и речевого поведения, функциональной грамотности, социальных чувств и эмоций, - что в совокупности позволяет осуществлять непрерывное самообразование и самосовершенствование.
Обоснованная педагогическая система как сложное, целостное и иерархическое образование, предполагающее интегрирование различных составляющих и их согласованное функционирование, позволяющее моделировать различные системные образования применительно к различным уровням профессиональной подготовки специалистов (ориентировочному - обучение в школе и подготовка к профессиональному обучению; профессионального погружения - среднее и высшее профессиональное образование; собственно профессионального роста - повышение квалификации; научного становления - становление специалиста как учёного и исследователя); структура педагогической системы: её компоненты (системообразующий, системоопределяющий, структурообразующий), структурные элементы (модели деятельностного, предметного и функционального содержания обучения, частные модели инновирования процесса обучения как составляющие комплексной стохастической технологии; субъекты и объекты воспитательной системы, её функционирование и совершенствование; и т.д.) применительно к условиям непрерывного образования.
Обоснованная сущность процесса формирования языковой культуры специалистов, под которой понимается целенаправленная и специфическая педагогическая деятельность, обеспечивающая достижение требуемого уровня владения русским языком, потребность к непрерывному образованию и самосовершенствованию на основе спонтанного изменения личности в результате самостоятельной деятельности в условиях активизирующей образовательной среды, опирающейся на ценностное - общекультурное и профессионально-ориентированное - содержание, в ходе использования комплексной стохастической технологии, основанной на интеграции различных подходов и выступающей как обоснованная совокупность технологий, система определённых методов, форм, средств и приёмов обучения, составляющих инновационную модель обучения.
Систематизированное содержание рассматриваемого процесса как совокупность целеполагания, проецируемая на различные уровни профессиональной подготовки специалистов в условиях непрерывного образования, предполагающая решение фундаментальных, стратегических, тактических, промежуточных и оперативных задач, направленных в целом на формирование теоретико-нормативных, коммуникативно-деятельностных знаний и умений, мотивационно-целевых убеждений и личностно-творческих качеств специалистов различного профиля.
Обоснованная структура процесса формирования языковой культуры специалистов, включающая в себя комплексную стохастическую технологию как целесообразную совокупность технологий, реализуемых в модели деятельностного, предметного и функционального содержания обучения и частных моделях инновирования учебного процесса.
3. Разработанные и проверенные опытно-экспериментальным путём и внедрённые целевые программы формирования языковой культуры специалистов различных уровней профессиональной подготовки, предполагающие системную совокупность целевых установок и организационно-методических мероприятий, направленных на организацию и осуществление целенаправленного процесса формирования языковой культуры специалистов различного профиля; разработку путей оптимизации и мотивационного обеспечения данного процесса; подготовку учителей, преподавателей и администрации образовательных учреждений к эффективной педагогической деятельности, направленной на достижение обучающимися высоких результатов в усвоении языковой общей и профессионально-ориентированной культуры.
Экспериментально обоснованные критерии и показатели эффективности разработанной педагогической системы (деятельностно-структурно-функциональный критерий, критерии инновирования, целеполагания, интегральный критерий) и сформированности языковой культуры специалистов (теоретико-нормативный и коммуникативно-деятельностный, мотивационно-целевой, личностно-результативный, интегральный), а также уровни сформированности языковой культуры - высокий, адекватный, средний, низкий.
4. Выявленные и обоснованные основные направления совершенствования педагогической системы формирования языковой культуры специалистов в условиях непрерывного образования: 1) психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования языковой культуры специалистов, осуществляемое следующими путями: адекватным отражением целей в содержании языкового образования; использованием обоснованных и проверенных критериев и показателей сформированности языковой культуры специалистов; внедрением наиболее эффективных и оптимальных организационных форм учебного процесса; обеспечением практической направленности содержания образования, формирующего и корректирующего языковую культуру специалистов и проч.; 2) усиление профессионально-педагогической подготовки руководящего и профессорско-преподавательского состава различных ступеней системы образования к формированию языковой культуры специалистов, которое осуществляется в результате: определения динамичного содержания, выбора оптимальных форм и методов; проведения научных исследований по вопросам методики формирования языковой культуры специалистов и воспитания у них ценностного отношения к русскому языку; создания условий для самостоятельной работы преподавательского и руководящего состава по повышению собственной языковой культуры, педагогического мастерства и развитию инновационного потенциала; 3) совершенствование системного организационно-методического обеспечения формирования языковой культуры специалистов различных уровней профессиональной подготовки, предусматривающее такие пути, как: инновирование процесса обучения; создание учебно-исследовательской и развивающей среды, активизирующей коммуникативную деятельность обучающихся; воспитание ценностного отношения к родному языку и личной языковой культуре и т.д.; 4) обеспечение непрерывности процесса формирования языковой культуры как условия совершенствования педагогической системы формирования языковой культуры специалиста, основными путями реализации которого являются: обеспечение поступательности, взаимосвязанности и взаимообусловленности целей всех этапов и ступеней образовательной системы; реализация единой модели обучения по формированию языковой культуры как составляющей комплексной стохастической технологии; опора на осознанное отношение к формированию, развитию и коррекции собственной языковой культуры обучающегося как деятельности самоорганизующейся и саморазвивающейся системы.
2. Соловьёва Н.Н. Актуальные проблемы формирования языковой культуры специалиста: исторический и теоретико-методологический аспекты: Монография. - М.: МОСА, 2009. – 181 с. (11,3 п.л.)
3. Соловьёва Н.Н. Педагогическая система формирования языковой культуры специалистов в условиях непрерывного образования: Монография. - М.: МОСА, 2009. – 304 с. (19 п.л.)
4. Соловьёва Н.Н. Ценностно-деятельностная технология в формировании языковой и базовой культуры личности // Среднее профессиональное образование (перечень ВАК). - 2004. - № 9. – С. 19-22 (0,5 п.л.)
5. Соловьёва Н.Н. Развитие общей и языковой культуры в контексте учебно-исследовательской деятельности // Среднее профессиональное образование. Приложение (перечень ВАК). - 2005. - № 2. – С. 81-84 (0,5 п.л.)
6. Соловьёва Н.Н. К вопросу о преподавании дисциплины “Русский язык и культура речи” // Среднее профессиональное образование (перечень ВАК). - 2005. - № 9. – С. 8-11 (0,5 п.л.)
7. Соловьёва Н.Н. Учебная деятельность студентов в контексте модернизации образования // Среднее профессиональное образование (перечень ВАК). - 2005. - № 12. - С. 2-4 (0,5 п.л.)
8. Соловьёва Н.Н. Состояние современного языкового образования: от школы к ссузу // Среднее профессиональное образование (перечень ВАК). - 2006. - № 7. – С. 46-49 (0,5 п.л.)
9. Соловьёва Н.Н. Проектирование педагогической системы формирования языковой культуры специалистов в условиях непрерывного образования // Мир образования – образование в мире (перечень ВАК). - 2009. - № 1. – С. 17-24 (0,7 п.л.)
10. Соловьёва Н.Н. Непрерывность формирования языковой культуры специалиста как условие совершенствования педагогической системы её формирования // Мир образования – образование в мире (перечень ВАК). - 2009. - № 2. – С. 209-215 (0,7 п.л.)
11. Соловьёва Н.Н. Усиление профессионально-педагогической подготовки к формированию языковой культуры специалистов // Вестник университета. Гос. университет управления (перечень ВАК). - 2010. - № 23. – С. 100-103 (0,5 п.л.)
12. Соловьёва Н.Н. Формирование языковой культуры специалистов в истории общецивилизационного развития образовательных систем //Вестник университета. Гос. университет управления (перечень ВАК). - 2011. - № 6. – С. 93-96 (0,5 п.л.)
13. Соловьёва Н.Н. Система формирования языковой культуры специалистов различных уровней профессиональной подготовки // Мир образования – образование в мире (перечень ВАК). - 2011. - № 1. – С. 3-9 (0,7 п.л.)
14. Соловьёва Н.Н. Комплексная профессионально-ориентированная технология как основа формирования языковой культуры специалиста // Вестник университета. Гос. университет управления (перечень ВАК). - 2011. - № 13. – С. 125-128 (0,5 п.л.)
15. Соловьёва Н.Н. Базовая культура личности в системе обучения в евроконтексте: теоретические и методические проблемы // Культуроведческие аспекты языкового образования: сб. научных трудов / Под ред. В.В. Сафоновой. - М., 1998. – С. 36-42 (0,5 п.л.)
16. Соловьёва Н.Н. Языковая культура студентов как основа построения образовательной модели профессионального вузовского образования // 10 лет в системе высшего негосударственного образования: опыт, проблемы и перспективы развития: материалы научно-практ. конф. - М.: МОСУ, 2002. – С. 364-371 (0,5 п.л.)
17. Кулюкин А.М., Соловьёва Н.Н. Методические и лингводидактические основы переподготовки методистов по специализации «русский язык и литература» // Методическая работа: опыт науч. исследования: сб. научно-метод. трудов. - М.: АПК и ПРО, 2002. – С. 30-38 (личный вклад 0,5 п.л.)
18. Соловьёва Н.Н. Формирование базовой культуры личности // Школа. - 2002. - № 5. – С. 25-28 (0,4 п.л.)
19. Соловьёва Н.Н. Структура языковой культуры в контексте филологического образования // Русский язык и литература в современной школе: материалы научно-практич. конференции. - М.: АПК и ПРО, 2002. – С. 58-63 (0,5 п.л.)
20. Соловьёва Н.Н. Проблемы формирования человека культуры в условиях вузовского образования // Система обеспечения качества образования: становление, функционирование, перспективы: сб. научных трудов. - М.: МОСУ, 2003. – С. 146-151 (0,6 п.л.)
21. Соловьёва Н.Н. Тренинговые занятия как средство повышения профессионально-ориентированной культуры общения студентов и аспирантов //Качество подготовки специалистов в вузе: содержательный, методический и воспитательный аспекты: сборник научных трудов. - М.: МОСУ, 2004. – С. 9-18 (0,7 п.л.)
22. Соловьёва Н.Н. Языковая культура: прагматический, нормативный и этико-этический аспекты // Пушкинские чтения: Филология в XXI веке: проблемы и методы исследования: материалы конференции. - СПб., 2004. – С. 312-319 (0,5 п.л.)
23. Соловьёва Н.Н. Концептуальные основы модернизации общего и профессионально-ориентированного образования студентов: психолого-педагогический и языковой аспекты // Теоретико-методические проблемы качества подготовки специалиста в вузе: материалы межвуз. научно-практ. конференции - М.: МОСУ, 2005. – С. 84-88 (0,4 п.л.)
24. Соловьёва Н.Н. Формирование языковой культуры как основы общей культуры личности в системе среднего специального образования: научные труды МОСУ. - М.: МОСУ, 2005. - Вып. 1. – С. 168-182 (0,8 п.л.)
25. Соловьёва Н.Н. Развитие языковой культуры студентов как фактора формирования общей культуры и профессиональной компетентности специалиста: научные труды МОСУ. - М.: МОСУ, 2006. - Вып. 2. – С. 227-238 (0,8 п.л.)
26. Соловьёва Н.Н. Организация самостоятельной работы студентов и её контроля по дисциплине “Русский язык и культура речи” // Современные проблемы высшего профессионального образования в научных исследованиях МОСУ: сб. научно-методических статей МОСУ. - М.: МОСУ, 2006. – С. 68-74 (0,6 п.л.)
27. Соловьёва Н.Н. Проектная деятельность как нетрадиционная форма учебной работы по воспитанию у студентов ценностного отношения к русскому языку: сб. научно-методических статей МОСА. - М.: МОСА, 2009. – С. 128-132 (0,4 п.л.)
28. Соловьёва Н.Н. Система непрерывного формирования языковой культуры специалистов различных уровней профессиональной подготовки // Инновационные процессы в гуманитарных, экономических, юридических, математических областях научного знания: сб. научных трудов МОСА. - М.: МОСА, 2011. - Вып. 6. – С. 334-386 (1, 0 п.л.)
29. Потёмкина Т.В., Соловьёва Н.Н. Русский язык и культура речи: учебник. - М.: Гардарики, 2004. – 256 с. (в том числе автора 9 п.л.)
30. Граудина Л.К., Мищерина М.А., Соловьёва Н.Н. Риторика и стилистика: Элективный курс: уч. пос. для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2008. – 352 с. (в том числе автора12 п.л.)
31. Соловьёва Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов (для студентов и аспирантов). 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АПК и ППРО, 2005. – 104 с. (6,5 п.л.)
33. Потёмкина Т.В., Соловьёва Н.Н. Методы и формы контроля на уроках русского языка: Книга для учителя / Под ред. Н.Н. Соловьёвой. - М.: Материк-Альфа, 2005. – 136 с. (личный вклад 6 п.л.)
34. Соловьёва Н.Н. Речевое общение, или Искусство понимания: Элективный курс: уч. пос. для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2008. – 172 с. (11 п.л.)
35. Соловьёва Н.Н. Полный справочник по русскому языку. - М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009. – 464 с. (24, 4 п.л.)