- выявлены основные концепции управления затратами с позиции финансового механизма и возможность их использования предприятиями автомобильной промышленности на основе следующих критериев: функциональность; учет качества выпускаемой продукции; системность анализа; точность временного использования; учет полного цикла финансово-хозяйственной деятельности предприятия; достаточность и рациональность информации для формирования финансового механизма управления затратами; универсальность; выявление причин возникновения затрат; учет фактора риска;
- предложена матрица соответствия концепций управления затратами и стадий жизненного цикла предприятия для формирования финансового механизма управления затратами на предприятиях автомобильной промышленности;
- обоснована правомерность использования критерия "увеличение стоимости предприятия" в качестве оценки эффективности формирования и реализации финансового механизма управления затратами;
- разработаны методологические положения формирования системы ключевых показателей финансового механизма управления затратами, способствующей положительной динамике роста стоимости предприятия, достижению базовых целей всех направлений развития предприятия и устранению межфункциональных противоречий между финансовыми и иными службами.
2. Определены концептуальные основы финансового механизма управления затратами для предприятий автомобильной промышленности на основе риск-менеджмента и теории активных систем:
- сформирован прогноз развития мировой автомобильной промышленности и проведена группировка стран-производителей автомобилей на основе матрицы БКГ по доминирующим признакам для определения позиции российского авто-прома, перспектив его развития и направлений формирования финансового механизма управления затратами на предприятиях автомобильной промышленности;
- сформулированы стратегические приоритеты отечественных предприятий автомобильной промышленности для формирования финансового механизма управления затратами на основе комплексного подхода к выявлению внешних и внутренних возможностей и угроз, оценки рисков и анализу финансового потенциала предприятий автомобильной промышленности;
- разработана модель риск-ориентированного финансового механизма управления затратами на предприятиях автомобильной промышленности на основе системного подхода с целью достижения поставленных целей, основной из которых является увеличение стоимости предприятия;
- выявлены основные принципы формирования и реализации финансового механизма управления затратами на основе теории активных систем, позволяющие осуществить согласованное управление и обеспечить рост стоимости предприятий автомобильной промышленности.
3. Разработаны методические положения формирования финансового механизма управления затратами с позиций риск-менеджмента, обеспечи вающие создание и использование инструментов финансового инжинирин га с целью снижения затрат и роста стоимости предприятий автомобиль ной промышленности:
- обоснована методика управления финансовыми рисками для предприятий автомобильной промышленности на основе системы ключевых показателей и комплексной системы управления рисками, позволяющая учитывать как прямые финансовые потери, так и влияние на нефинансовые показатели, определяющие конкурентоспособность и стоимость предприятий автомобильной промышленности;
- разработана методика определения стоимостной оценки валютных рисков и рисков увеличения стоимости сырья на основе определения нетто-позиции предприятий автомобильной промышленности путем анализа экспортно-импортных контрактов. Предложена модель выбора стратегий хеджирования в зависимости от динамики рынка, позволяющая снизить затраты и финансовые риски, а также принимать решения о хеджировании рисков в зависимости от существующей тенденции на рынке;
- разработан алгоритм выбора инструментов финансового инжиниринга предприятиями автомобильной промышленности с целью снижения затрат и уровня риска, а также повышения ликвидности и доходности предприятия;
- - создана модель оценки целесообразности заключения опционных контрактов на основе теории активных систем, позволяющая снизить валютные риски, а также риски роста стоимости сырья, используемого в производстве автомобилей.
4. Обосновано применение финансового планирования как инструмента финансового механизма управления затратами при оценке риска предприятий автомобильной промышленности:
- определены критерии использования и представлен алгоритм процессно-ориентированного финансового планирования, позволяющего выделить бизнес-процессы, обеспечивающие рост стоимости предприятий автомобильной промышленности.
- разработана модель оценки риска при формировании бюджетов предприятия, позволяющая осуществлять планирование финансовых результатов деятельности предприятия автомобильной промышленности в зависимости от риска и вероятности исполнения бюджета;
- разработана методика совершенствования системы финансового планирования на предприятиях автомобильной промышленности на примере группы предприятий ОАО "АВТОВАЗ" с целью повышения эффективности управления денежными потоками предприятия, снижения рисков и затрат;
- на основе теории активных систем предложен алгоритм согласования финансовых планов предприятия, позволяющий оптимизировать процесс планирования и снизить затраты предприятий автомобильной промышленности.
1.Курилова, А.А. Концепции управления затратами на предприятиях автомобильной промышленности: Монография. - Тольятти: ООО "Первая типография", 2008. - 388 с. - 19,5 п.л.
2.Курилова, А.А. Финансовый механизм управления предприятиями автомобильной промышленности (на примере сервисно-сбытовой сети ОАО "АВТОВАЗ"): Монография / А.А.Курилова, К.Ю.Курилов. - Тольятти: ООО "Первая типография", 2008. - 143 с. - 8,8 п.л. (вклад автора -6,0 п.л.).
3.Курилова, А.А. Разработка методологии финансового механизма управления дочерними обществами: Монография / А.А.Курилова, К.Ю.Курилов. -Тольятти: Типография "Слон", 2009. - 310 с. - 16,8 п.л. (вклад автора -12,0 п.л.).
4.Курилова, А.А. Риск-менеджмент и его роль в финансовом механизме управления затратами на предприятиях автомобильной промышленности: Монография. - Тольятти: ООО "Первая типография", 2010. - 140 с. - 7,5 п.л.
5.Курилова, А.А. Теория и методология финансового механизма управления затратами на предприятиях автомобильной промышленности: Монография. -Тольятти: ООО "Первая типография", 2010. - 225 с. - 14,0 п.л.
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК
6.Курилова, А.А. Цикличность развития мировой автомобильной промыш ленности [Текст] /А.А.Курилова, К.Ю.Курилов // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 35 (200). - C. 33-44. - 1,5 п.л. (вклад автора -1,0 п.л.).
7.Курилова, А.А. Финансовый механизм управления затратами и принципы его формирования и реализации на предприятиях автомобилестроения на основе теории активных систем [Текст] / А.А.Курилова // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - № 6. - C. 310-319. - 1,5 п.л.
8.Курилова, А.А. Финансовый инжиниринг и использование его инструментов на предприятиях автомобильной промышленности [Текст] / А.А.Курилова, К.Ю.Курилов // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - № 6. - C. 392-398. - 1,5 п.л. (вклад автора - 1,0 п.л.)
9.Курилова, А.А. Хеджирование валютных рисков с использованием опционов предприятиями автомобильной промышленности [Текст] / А.А.Курилова // Аналитический журнал "РИСК": Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2010. - № 4(2). - C. 87-92. - 1,0 п.л.
10.Курилова, А.А. Бюджетирование как элемент финансового механизма управления затратами на предприятиях автомобилестроения [Текст] / А.А.Курилова // Вектор науки. - 2010. - № 4. - C. 144-147. - 0,7 п.л.
11.Курилова, А.А. Цикличность развития автомобильной отрасли как основа для формирования финансового механизма управления автомобилестроительным предприятием [Текст] / А.А.Курилова, К.Ю.Курилов // Аудит и финансовый анализ. - 2011. - № 1. - C. 139-145. - 1,5 п.л. (вклад автора - 1,0 п.л.).
12.Курилова, А.А. Применение инструментов финансового инжиниринга в финансовом механизме управления затратами на предприятиях автомобильной промышленности [Текст] / А.А.Курилова // Вектор науки. - 2011. - №1. - C. 239-243. - 1,0 п.л.
13.Курилова, А.А. Определение инструментов управления компанией в зависимости от конкретной фазы долгосрочного экономического цикла [Текст] / А.А.Курилова, А.А.Аюпов, К.Ю.Курилов // Вектор науки. - 2011. - №1. - C. 185-191. - 1,0 п.л. (вклад автора - 0,6 п.л.).
14.Курилова, А.А. Построение сбалансированной системы показателей как эффективного средства финансового механизма управления на предприятиях автомобильной промышленности [электронный ресурс] / А.А.Курилова // Электронный журнал "Корпоративные финансы". ФГУП "НТЦ Информрегистр" регистрации 0421000107 от 28.09.2009, ISSN 2073-0438, 2011. - №1 (17). http:// ecsocman.edu.ru/. - 1,0 п.л.
15.Курилова, А.А. Хеджирование валютных и товарных рисков с использованием опционов предприятиями автомобильной промышленности [Текст] / А.А.Курилова, К.Ю.Курилов // Аудит и финансовый анализ. - 2011. - № 2. - C. 132-137. - 1,0 п.л. (вклад автора.- 0,7 п.л.).
16.Курилова, А.А. Принципы формирования и реализации риск- ориентированного финансового механизма управления затратами на основе теории активных систем [Текст] / А.А.Курилова // Финансовая аналитика. - 2011. - № 16(58). - C. 27-37. - 1,0 п.л.
17.Курилова, А.А. Анализ влияния факторов на продажи и производство транспортных средств [электронный ресурс] / А.А.Курилова // Электронный жур нал "Международный технико-экономический журнал". ФГУП "НТЦ Информре- гистр" регистрации ПИ №ФС77-25595, ISSN 1995-4646, 2011. - № 2.- 0,5 п.л.
18.Курилова, А.А. Методология выбора инструментов хеджирования предприятиями автомобильной промышленности [Текст] / А.А.Курилова // Финансовая аналитика. - 2011. - № 17(59). - C. 29-38. - 1,0 п.л.
19.Курилова, А.А. Определение стратегических целевых ориентиров предприятиями автомобильной промышленности [Текст] / А.А.Курилова // Финансовая аналитика. - 2011. - № 20 (62). - C. 52-63. - 1,0 п.л.
20.Курилова, А.А. Использование теории активных систем в принятие решений по хеджированию рисков предприятиями автопрома [Текст] / А.А.Курилова // Вектор науки. - 2011. - №1. - C. 320-326. - 1,0 п.л.
21.Курилова, А.А. Тенденции и прогнозы развития отечественных и зарубежных предприятий автомобильной промышленности [Текст] /А.А.Курилова // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - № 24 (231). - C. 21-29. - 1 п.л..