Устойчивость семейной фермы обеспечивается двумя группами факторов: внутренними факторами являются - трудолюбие, прилежание, бережливость хозяина-собственника и его семьи как непосредственных участников процесса производства, минимизирующих издержки за счет «секвестирования» своих потребностей. Внешними факторами являются: присущие развитым постиндустриальным обществам системные программы государственной поддержки сельского хозяйства; развитые формы кооперативного движения, создающие эффект масштаба и организованности крупного производства с укреплением конкурентных позиций на рынке; «встраивание» семейных ферм в аграрно-торговые, агропромышленно-торговые организационно-хозяйственные конструкции (аграрные холдинги) в виде исходных производственно-технологических ячеек; наконец, научно-технологический, биотехнологический прогресс и развитый консалтинговый и финансовый сервис, которые позволяют вести успешный бизнес малым формам хозяйственной деятельности.
2. Аграрный уклад есть совокупность однотипных хозяйствующих субъектов, вносящих значимый вклад в валовой продукт сельского хозяйства страны, близких по основным системным параметрам: содержанию и формам собственности на объекты и интересам их субъектов; объемам обрабатываемой земли, производимой продукции и дохода; уровню и масштабу использования человеческих, технических и материальных факторов производства; институциональному положению, организационным формам и способу ведения хозяйства; причинам противоречий и характеру проблем воспроизводства.
Фермерский уклад современной России сложился стихийно, в процессе трансформационных изменений социально-экономической системы на основе базовых экономических предпосылок, а именно: приватизации земли и основных фондов, сопровождаемых роспуском колхозов и совхозов; развития института свободного предпринимательства, в том числе и в сфере сельского хозяйства; становления рыночных отношений.
3. Исторически процесс развития фермерского уклада России включает два этапа: до 1917 г. и с 1991 г. (начало аграрной реформы). Связующими элементами двух этапов явились: земледельческая культура как таковая, земледельческая наука и образование, наконец, ЛПХ, сохранившие в значительной степени дух, психологию и культуру семейного крестьянского хозяйства, сельский быт. Это и стало во многом «точками роста» фермерства новой России, в современной эволюции которого можно выделить следующие периоды: 1991-1995 гг. - зарождение фермерских форм хозяйствования; 1995-2000 гг. - развитие фермерства «вширь», превращение в массовое экономическое явление с выраженными признаками специфических интересов, проблем, противоречий и потребностей; с 2000 г. - по настоящее время - переход к решению задач качественного роста уклада, что требует, прежде всего, знания опыта фермерства развитых стран, где не было революционного нарушения процесса его эволюции.
4. Объектами передового опыта развития современного фермерства были выбраны аграрные экономики США, Германии, Швеции и Финляндии. Критериями отбора стран стали, во-первых, общеэкономические показатели уровня их развития, что включает их в список развитых, постиндустриальных обществ с высоким уровнем продовольственного самообеспечения; во-вторых, ряд специфических особенностей фермерского уклада, существенных для понимания закономерностей его развития. В США, начиная с принятия Гомстед-акта 1862 г., сохраняется семейная направленность организационно-правовой формы уклада и система господдержки и регулирования его развития; в Германии - фермерство в самой крупной экспортно-ориентированной континентальной экономике подчинено директивам единой аграрной политики ЕС; в Швеции и Финляндии - природно-климатические условия, очень схожие с условиями Северо-Европейской части нашей страны, и сильно выраженные социал-демократические акценты в осуществлении аграрной политики.
5. Господствующими тенденциями современного развития фермерства постиндустриальных стран следует признать следующие направления. Первое - существование целостной, системной, адресной аграрной политики государства с четко обозначенными стратегическими целями, органической связью с доктринами национальной безопасности (в части продовольственной безопасности), социальной ориентированностью решаемых отраслью задач (не только рыночных!) и неоспоримым правом государства на осуществление регулирования отношений аграрно-продовольственного рынка. Второе - развитое аграрное законодательство, учитывающее специфику отношений землепользования, семейной формы организации хозяйства, нарастающей важности экологических аспектов природопользования и все время развивающейся системы господдержки сельского хозяйства в условиях глобализации продовольственных рынков и прессинга требований ВТО. Третье - атрибутивным признаком развитого постиндустриального государства является органически присущая ему и развитая система государственной поддержки сельского хозяйства, акцентированная на содействие малым формам бизнеса, т.е. семейным фермам. В последние десятилетия под воздействием ВТО и давлением Кернской группы поставщиков продовольствия происходит модификация форм и методов господдержки, переход от субсидирования производства к выплатам социального характера, поддержке территориальных муниципальных образований, платежам, мотивированным экологическими аспектами природопользования и сохранения ландшафта. Четвертое - система господдержки сельского хозяйства органически дополняется социальными программами продовольственных талонов для бедных слоев населения, что ведет к расширению спроса, стабилизации цен и сбыту продукции ферм. В определенной степени этот опыт является эталонным для социального государства и может быть адаптирован во всех странах СНГ.
6. Фермерский уклад показывает высокую степень адаптивности к рыночным сигналам, гибко реагируя на конъюнктуру изменениями производственных программ, специализацией и диверсификацией хозяйственной деятельности. Эта гибкость и вариативность выгодно отличает фермерство как явление малого бизнеса от крупных и сверхкрупных специализированных аграрных образований. По структуре валовой продукции сегодня уже четко прослеживается характер специализации фермерских хозяйств по территории страны: Юг и Черноземье - зерно, свиноводство, птицеводство; Центр и часть Нечерноземья - зерно и животноводство (КРС), Сибирь - животноводство, в районах вокруг крупных городов - овощеводство и молочное животноводство. При общем сокращении поголовья скота в сельском хозяйстве России фермерский уклад только его наращивает во всех сегментах и даже в неурожайные годы.
Условиями интенсификации производства фермерского хозяйства является получение стабильного дохода, что позволяет каждому хозяйству осуществить свою маленькую «семейную» программу модернизации: купить новую технику, более продуктивные породы скота и т.д. Как показывает опыт передовых фермерских стран - это сегодня достигается только при активном государственном регулировании.
7. Система интересов и противоречий фермерского уклада включает: в сфере земельных отношений - потенциально, наличие в России богатейших земельных ресурсов, реально, ограниченные возможности фондов перераспределения, сдерживающих на местах образование новых и расширенное воспроизводство старых фермерских хозяйств, что на практике проявляется в малоземелье и безземелии; в сфере рыночных отношений - с одной стороны, принципы свободы предпринимательства, а с другой - проблема входа на рынок не столько по причине местного монополизма, сколько криминала, коррупции и слаборазвитой кооперации; в отношениях ценообразования и доходах действует эффект «ножницы цен», особенно рельефно проявляющий себя в динамике роста цен на продовольствие и роста цен на продукцию топливно-энергетического комплекса. В сфере налогообложения недостаточно учтены рентные отношения, что в условиях территориальных масштабов России и разнообразия почвенно-климатических зон имеет особую значимость и не только экономическую, но и социально-демографическую. Проявлением этого является и большая концентрация фермерства в центре и на юге страны и «бегство» сельского населения из Сибири и Дальнего Востока; в социальной сфере на фермерство, как жителей села, распространяется действие исторического противоречия качества и темпов развития города и села, которое значительно усилилось и обострилось в современных, пореформенных условиях. Все эти противоречия объединяет одно обстоятельство - они решаются только при активном регулирующем воздействии государства.
8. Механизм государственной поддержки фермерского уклада является адресной частью общей системы государственной поддержки сельского хозяйства и частью программ поддержки малого бизнеса. Основным направлением совершенствования практики господдержки является в настоящее время усиление адресности потока мер и средств, направляемых фермерскому укладу, учитывая многоукладность, присущую сельскому хозяйству и противоречивость интересов. Прежде всего, адресность государственной поддержки фермерства должна быть усилена в регулирующих программных документах аграрной политики и аграрного бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровнях власти. Вслед за этим более строгая и четкая адресность должна найти отражение в бюджетном процессе в определении назначений и получателей. Значительно масштабней и эффективней может быть использован институт госзаказа и закупок, а так же инструмент продовольственных талонов для бедных слоев населения. Важными элементами системы господдержки являются агролизинг, страхование рисков и субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам без чего трудно будет осуществить модернизацию материальной базы фермерских хозяйств.
9. На основе выявленных тенденций развития фермерского уклада построен сценарный прогноз возможной динамики на 2020 г. в трех вариантах: инерционный, умеренного роста и модернизационный. Вариации построены на различиях допускаемых рациональных изменений шести основных факторов: уровня бюджетной поддержки сельского хозяйства, адресной доли поддержки для фермерского уклада; уровня охвата кооперацией фермерских хозяйств; уровня развития рынка земли; уровня доступа на рынки продукции фермерских хозяйств; уровня регулирования цен и доходов.
10. Социально-экономическая и структурно-функциональная идентичность уклада обнаруживает себя в организационном самоопределении и развитии способности общественного представления своих интересов, их защиты, построения коммуникаций социальной солидарности и ответственности, вплоть до участия в работе международных фермерских организаций. Российское фермерство представляет себя обществу через Ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), активно взаимодействующую с законодательными и исполнительными органами власти на федеральном уровне и партией парламентского большинства. Между Министерством сельского хозяйства России и АККОР действует Соглашение о сотрудничестве, практическая реализация которого позволила поднять вопрос о передаче части компетенций от Министерства АККОРу в соответствии с правовыми возможностями ФЗ «О саморегулируемых организациях России».
Обеспечение эффективного функционирования АККОР предполагает радикальное изменение порядка ответственности участников в финансировании деятельности и переход от решений этапа становления организации к решениям стадии «зрелости», когда уже существует обширный слой стабильно работающих хозяйств с суммарными миллиардными доходами.
1. Плотников В.Н. Российское фермерство: состояние и перспективы развития / В.Н. Плотников // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2011. – № 3. – С. 16–20. [0,5 п.л.].
2. Плотников В.Н. Фермерство: состояние и перспективы / В.Н. Плотников // Экономист. – 2011. - №6. - С. 77-82. [0,8 п.л.].
3. Плотников В.Н. ВТО и пути совершенствования господдержки фермерского хозяйства Росси / В.Н. Плотников // Аграрная наука. – 2011. - № 2. - С. 2-4. [0,5 п.л.].
4. Плотников В.Н. ЛПХ: большие проблемы малых хозяйств / В.Н. Плотников // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. - 2010. - № 2 (17). - С. 89-95. [0,5 п.л.].
5. Плотников В.Н. Фермерское хозяйство крепнет / В.Н. Плотников // Экономика сельского хозяйства России. - 2010. - № 3. [0,5 п.л.].
6. Плотников В.Н. Аграрная реформа в России: столыпинский опыт и современные проблемы фермерства / В.Н. Плотников // АПК: экономика, управление. - 2010. - № 12. [1 п.л.].
7. Плотников В.Н. Консалтинговые услуги фермерским хозяйствам ФРГ / В.Н. Плотников // Экономика сельского хозяйства России. - 2010. - № 11. [0,8 п.л.].
Монографии
8. Плотников В.Н. Фермерский уклад России / В.Н. Плотников. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011. - 247 с. [11,7 п.л.].
9. Плотников В.Н. Фермеры и государство / В.Н. Плотников. - М.: Брейн Принт, 2010. – 107 с. [5,1 п.л.].
10. Плотников В.Н. Крестьянская борозда на политическом поле / В.Н. Плотников. – М.: БрейнПринт, 2008. – 336 с. [16,0 п.л.].
11. Плотников В.Н. Без деревни нет России / В.Н. Плотников. – М.: Алмаз, 2007. – 352 с. [16,8 п.л.].
12. Плотников В.Н. Нам жить одной судьбой / В.Н. Плотников. – Волгоград: ГУ «Издатель», 2003. – 384 с. [18,3 п.л.].
Статьи в научных журналах, сборниках и других изданиях, брошюры
13. Плотников В.Н. Мировой продовольственный кризис. Уроки для России / В.Н. Плотников, А.Г. Пузановский. - М.: ООО «Брейн Принт», 2011. - 72 с. [3,4 п.л./1,7 п.л.].
14. Плотников В.Н. Российский фермер: социально-экономический портрет / В.Н. Плотников. - М.: ООО «Брейн Принт», 2009. - 48 с. [2,3 п.л.].
15. Плотников В.Н. Закон о торговле / В.Н. Плотников // Агрокредит. - 2009. – № 9. [1 п.л.].
16. Плотников В.Н. Как поднять село / В.Н. Плотников // Деловой крестьянин. – 2005. - № 12. [0,6 п.л.].
17. Плотников В.Н. Экономические основы правового регулирования рыночного оборота сельскохозяйственных земель / В.Н. Плотников, В.Р. Беленький // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы. Ежегодник. Выпуск 3. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2003. - С. 405-417. [1 п.л./0,5 п.л.].
18. Плотников В.Н. Законодательное обеспечение продовольственной безопасности / В.Н. Плотников // Продовольственная безопасность России - М.: Издательство ФГНУ «Росинформагротех», 2002. [0,8 п.л.].
19. Плотников В.Н. Земля России - национальное богатство / В.Н. Плотников // Имущественные отношения в Российской Федерации. - М., 2002. - № 2. - [0,5 п.л.].
20. Плотников В.Н. Земля России – национальное богатство / В.Н. Плотников //Экономика сельского хозяйства. - 2002. - № 2. [0,5 п.л.].
21. Плотников В.Н. Земля России. Выступление. / В.Н. Плотников // Материалы I Всероссийского земельного конгресса "Земля России: экономика, право, собственность". - М., 2001. [0,2 п.л.].
22. Плотников В.Н. В спорах о купле-продаже земли опасны крайности / В.Н. Плотников // Деревня – это совесть России. – М.: Издательский дом «Галерия», 2001. [0,4 п.л.].
23. Плотников В.Н. Сельхозтоваропроизводителям - единый налог / В.Н. Плотников // Агро-информ. - М., 2001. - № 33. [0,5 п.л.].
24. Плотников В.Н. О качестве импортного продовольствия. Доклад. / В.Н. Плотников // Материалы парламентских слушаний. – М.: Издание Государственной Думы, 2001. – 64 с. [3,0 п.л.].
25. Плотников В.Н. Основные положения программы исследования региональной специфики многоукладного аграрного землепользования / В.Н. Плотников // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. Выпуск 6. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. - С. 92-96. [0,3 п.л.].
26. Плотников В.Н. Государство самоустранилось от регулирования рыночных процессов / В.Н. Плотников // Агро-информ. - М., 2001. - № 28. [0,3 п.л.].
27. Плотников В.Н. Дебаты о земле в Государственной Думе 1994-2000 гг. / В.Н. Плотников, В.И. Черноиванов // Документы и материалы (в двух книгах). Кн. 1. – М.: Издание ГОСНИТИ, 2000. [0,5п.л./0,25 п.л.].
28. Плотников В.Н. Уроки земельных преобразований в России / В.Н. Плотников // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. – М.: Институт экономики и управления в промышленности, 2000. [0,3 п.л.].
29. Плотников В.Н. Аграрная политика государства и ее законодательное обеспечение / В.Н. Плотников // Материалы семинара представителей законодательных органов и органов исполнительной власти субъектов РФ. – М.: Издание Государственной Думы, 2000. – 64 с. [3,0 п.л.].
30. Плотников В.Н. Регулирование земельных отношений в России / В.Н. Плотников // Природные ресурсы -национальное богатство России. – М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2000. [0,7 п.л.].
31. Плотников В.Н. Направления регулирования земельных отношений в России / В.Н. Плотников // Природные ресурсы – национальное богатство России. – М.: Издание Государственной Думы, 1999. [0,5 п.л.].
32. Плотников В.Н. Кто будет кормить Россию завтра? / В.Н. Плотников // Диалог. - М., 1996. - № 5-6. [0,2 п.л.].