- Правописные навыки (как орфографические, так и пунктуационные) - это сложные многокомпонентные и многоуровневые интеллектуально-моторные действия учащихся, так как они формируются на основе мыслительных операций обучаемых, сочетают в себе разные виды орфографических действий (умений), одни - осмысленные и развернутые, другие - изменившие свое качество: «свернутые», автоматизированные.
- Коррекция правописных (орфографических, пунктуационных) умений и навыков представляет собой одно из направлений работы над ошибками, основу которого составляет исправление навыка неправильного написания (ННН) как многокомпонентного и многоуровневого автоматизированного орфографического / пунктуационного действия (умения), имеющего в себе некие дефекты структуры, представляющие собой результат ошибочных интеллектуальных действий учащихся по решению орфографических и пунктуационных задач в процессе свободного письма.
- В практике школы при изучении орфографии и пунктуации необходимо разграничивать два явления: автоматизированный навык правильного написания и автоматизированный навык неправильного написания, поскольку при обучении правописанию имеют место и те, и другие. Первый образуется в процессе сознательной, осмысленной работы учащихся над орфографическим (или пунктуационным) правилом (управляемый путь), закрепляется в процессе сознательной работы по формированию и закреплению, затем переходит в долговременную память и может быть актуализирован по мере необходимости. Второй же (результат «стихийного пути») возникает как следствие пробелов в знаниях, недостаточной работы по их осознанию, в результате образования и закрепления в сознании учащегося ложной аналогии, а также как следствие дефекта в орфографическом (пунктуационном) действии, допущенном на стадии практической работы по формированию навыка.
- Принимая во внимание сложную структуру правописных умений и навыков, следует на завершающем этапе обучения русскому правописанию проводить специальную коррекционную работу, направленную на исправление навыков неправильного написания (ННН) как сложных, многокомпонентных интеллектуальных действий.
- Коррекционная работа - это система работы педагога, направленная на исправление интеллектуальных действий учащихся в процессе свободного письма, а именно: на коррекцию и самокоррекцию орфографических и пунктуационных умений и навыков.
- Коррекция правописных умений и навыков старшеклассников должна проводиться с опорой на обобщение и систематизацию теоретических знаний из области орфографии и пунктуации, полученных ими на основном этапе обучения правописанию (5 - 9 классы) в условиях реализации текстоориентированного подхода и активной самостоятельной деятельности обучаемых.
1.Малявина Т. П. О понятии «коррекция орфографического навыка» // Русский язык в школе. – 2008. – № 9. – С. 3 – 7. (0,62 п.л.)
2.Малявина, Т. П. Приемы коррекции правописных умений и навыков старшеклассников // Русский язык в школе. – 2009. – № 5. – С. 8 – 13. (0,7 п.л.)
3.Малявина Т. П. Система упражнений в коррекционной работе по орфографии и пунктуации в 10 – 11 классах // Наука и школа. – 2010. – № 6. – С. 63 – 66. (0,6 п.л.)
4.Малявина Т. П. Работа с текстом на занятиях по коррекции правописных умений и навыков // Русский язык в школе. – 2010. – № 11. – С. 8 – 11. (0,5 п.л.)
5.Малявина Т. П. Основные этапы методики коррекции правописных умений и навыков старшеклассников // Интеграция образования. – № 3. – 2010. – С. 118 – 121. (0,4 п.л.)
6.Дейкина А. Д., Малявина Т. П. Вопросы реализации текстоориенти-рованного подхода на занятиях по коррекции правописных умений и навыков в 10 – 11 классах // Русский язык в школе. – 2011. – № 5. – С. 8 – 11. (0,5 п.л. / авт. 0,25).
7.Белова Н. А., Малявина Т. П. Материалы к уроку «Знаки препинания в союзных сложных предложениях» (Текстоориентированный подход) // Русский язык в школе. – 2006. – № 6. – С. 30 – 33. (0,5 п.л. / авт. 0,3).
8.Малявина, Т. П. Подготовка к сочинению на уроке синтаксиса // Русская словесность. – 2001. – № 5. – С. 39-43. (0,6 п.л.)
9.Малявина, Т. П., Белова Н. А. Диагностика уровня осознанности владения правописными умениями и навыками в рамках технологии коррекции правописных умений и навыков старшеклассников // Наука и школа. . – 2011. – № 2. – С. 32 – 35. (0,5 п.л. / авт. 0,3).
10.Малявина Т. П., Белова Н. А., Интегративная технология обучения русскому языку на уроках коррекции правописных умений и навыков в старших классах (статья) Наука и школа. . – 2010. – № 1. – С. 32 – 35.
11.Малявина Т. П. Русский язык: интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом // Русский язык в школе. – 2010. – № 1. – С. 77 – 78. (0,35 п.л.)
12.Малявина, Т. П. Булгаковские мотивы в творчестве современных писателей. Урок-семинар по литературе в XI классе // Русская словесность. – 2002. – № 4. – С. 27-31. (0,6 п.л.)
2. МОНОГРАФИИ
13.Малявина Т. П. Коррекция правописных умений и навыков старшеклассников: монография. – М.: Изд-во МПГУ, 2011. – 246 с. (15,5 п.л.).
14.Малявина Т. П. Коррекция орфографических умений и навыков старшеклассников в условиях самостоятельной работы: монография. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2006. – 121 с. (7 п.л.).
15.Малявина Т. П. Рассмотрение актуальных проблем изучения орфографии в школе в процессе подготовки учителя русского языка и литературы: глава в монографии // Белова Н. А., Кирдянова Л. В., Клякина Е. А. и др. Совершенствование методической компетенции учителя-филолога: инновационные подходы: коллективная монография. – Саранск: Изд-во Мордов. гос. ун-та, 2007. – 176 с. – Авт. С. 123 –143. (10,2 п.л. / авт. 2).
3. УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
16.Малявина Т. П. Практикум по орфографии: учебное пособие. – Саранск: Тип. «Красн. Окт.», 2005. – 68 с. (3,95 п.л.).
17.Малявина, Т. П. Смолькина Л.И.Сочинение в старших классах: Вопросы теории и практики: пособие для учителя. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2005. – 85 с. (4,88 п.л./ авт. 3,0 п.л.).
18.Малявина Т. П. Кирдянова Л.В., Романенкова О.А.Практикум по русскому языку: учебное пособие для студентов национальных отделений педагогических вузов: учебное пособие. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2007. – 144 с. (9 п.л. / авт. 3 п.л.).
19.Малявина Т. П. Кирдянова Л.В., Романенкова О.А.Практикум по русскому языку: учебное пособие для студентов национальных отделений педагогических вузов: электронное учебное пособие Саранск: Мордов. гос. ун-т, 2008. – 144 с. – «Электронные учебники МГУ им. Н. П. Огарева». – ФГУП НТЦ «Информрегистр»: № гос. регистрации 0320802675. (9 п.л. / авт. 3 п.л.).
20.Малявина Т. П. Приемы подготовки школьников к итоговой аттестации в 9 классе: глава в научно-методическом пособии // Организация поэтапной текстовой деятельности учащихся на уроках словесности: книга для учителя: научно-методич. пособие. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2009. – 216 с. – Авт. С. 73 – 93. (12,8 п.л. / авт. 1,2).
21.Малявина Т. П. Актуальные проблемы изучения орфографии в школе: программа спецкурса для студентов филологических факультетов. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2003. – 12 с. (0,75 п.л.).
22.Малявина Т. П. Актуальные вопросы преподавания орфографии: материалы к спецсеминару. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2001. – 24 с. (1,5 п.л.).
23.Малявина Т. П. Работа с текстом на уроках русского языка: программа спецкурса. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2003. – 10 с. (0,6 п.л.).
24.Малявина Т. П. Теория и практика русской пунктуации: программа и методические материалы к факультативному курсу. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2003. – 14 с. (0,8 п.л.).
25.Малявина, Т. П. Практикум по русскому языку: примерная программа курса. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2003. – 13 с. (0,8 п.л.).
26.Малявина Т. П. Практикум по орфографии: пособие для старшеклассников и абитуриентов. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 1997. – 48 с. (3,0 п.л.).
27.Русский язык: пособие для самостоятельной работы слушателей подготовительного отделения и подготовительных курсов // Сост. Малявина Т. П. Черкасова Т.Б., Морозова Е.Н. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 1997.– 52 с. (3,25 п.л.).
28.Малявина Т. П. Организация самостоятельной работы по орфографии в старших классах: методические разработки к спецкурсу. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2000. – 20 с. (1,25 п.л.).
4. СТАТЬИ В НАУЧНЫХ ЖУРНАЛАХ, СБОРНИКАХ НАУЧНЫХ ТРУДОВ, МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ И ДОКЛАДОВ
29.Малявина Т. П. Обучающее изложение как основа для написания аттестационной работы // Народное образование Республики Мордовия: научно-методический и информационный журнал. – 2002. – № 3–4. – С. 60 – 66. (0,6 п.л.).
30.Малявина Т. П. Сочинение в жанре литературно-критической статьи на основе текста-образца // Народное образование Республики Мордовия: научно-методический и информационный журнал. – 2002. – № 3–4. – С. 60 – 66. (0,5 п.л.).
31.Малявина Т. П. Рецензия как один из трудных жанров школьного сочинения // Народное образование Республики Мордовия: научно-методический и информационный журнал. – 2002. – № 1–2. – С. 54 – 60. (0,5 п.л.).
32.Малявина Т. П. Художественный текст на занятиях по орфографии в старших классах // По волне моей памяти: методические рекомендации учителю русского языка к проведению сочинений по впечатлениям. – М.: МПГУ, 2000. – С. 20-26. (0,5 п.л.).
33.Малявина Т. П. Частные задачи решаются лучше, если они интегрированы в общие задачи: Организация и осуществление специальной работы по коррекции правописных умений и навыков школьников // Русская словесность в школах Украины. – Киев, 2009. – № 5. – С. 2 – 5. (0,8 п.л.).
34.Малявина Т. П. Коррекция правописных умений и навыков старшеклассников // Лучшая вузовская лекция. – Вып. 6. – М.: МПГУ, 2010. – С. 104 – 118. (0,9 п.л.).
35.Малявина Т. П. Особенности структуры орфографического навыка // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – М., 2009. – № 2. – С. 237-241. (0,7 п.л.).
36.Малявина Т. П. Орфография в опорных схемах и таблицах и схемах // В помощь учителю-словеснику: межвуз. сб. научно-методических статей и материалов.– Вып. 3. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – С. 52– 56. (0,4 п.л.).
37.Малявина Т. П. , Романенкова О. А.Организация работы по коррекции правописных и речевых умений и навыков студентов-билингвов на основе учебного пособия «Практикум по русскому языку» // Актуальные вопросы мордовской филологии: межвуз. сб. науч. тр. – Вып. 5. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2008. – С. 80 – 87. (0,6 п.л. / авт. 0,3 п.л.).
38.Малявина Т. П. Изучение состояния правописной (пунктуационной) грамотности старшеклассников современной школы // Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиций отечественной методики: Материалы Всероссиийской науч.-практ. конф. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2008. – С. 138 – 140. (0,3 п.л.).
39.Малявина Т. П. Коррекция правописных и речевых умений и навыков студентов-билингвов на основе учебного пособия «Практикум по русскому языку» // Совершенствование современных средств обучения и развития учащихся: научные концепции учебников и учебных пособий русского языка для общеобразовательных учреждений: Материалы Всероссиийской. науч.-практ. конф. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2007. – С. 265 – 267. (0,3 п.л.).
40.Малявина Т. П. Коррекция правописных умений студентов-билингвов в условиях текстоориентированного обучения // Состояние национально-русского двуязычия в финно-угорских регионах Российской Федерации: Материалы Межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. Дню славянской письменности и культуры. – Саранск: Тип. «Крас. Окт», 2006. – С. 153-158. (0,6 п.л.).
41.Малявина Т. П., Исаева И .А. Художественный текст как основа для коррекционных упражнений по пунктуации // Язык. Культура. Личность: Межвуз. сб.науч. тр.(Материалы всероссийск. науч.-практ. конф. «Язык и литература в контексте культуры»). – Ч. 2. – М.: МАНПО, 2004. – С.106-110. (0,25 п.л./ авт. 0,15 п.л.).
42.Малявина Т. П. Коррекция правописного навыка как интеллектуальный процесс // Современные подходы к преподаванию русского языка в школе и вузе: методические традиции и новаторство: Сб. материалов всероссийского научно-практического семинара. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2010. – С. 16 – 19. (0,4 п.л.).
43.Малявина Т. П. Пунктуационные умения и навыки с точки зрения их структуры // Язык. Культура. Этнос (традиции и современность): Материалы всероссийск. науч. практ. конф. с международным участием «Надькинские чтения». – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2010. – С. 143 – 146. (0,3 п.л.).
44.Малявина Т. П. Система упражнений для организации коррекционной работы по орфографии и пунктуации в 10 –11 классах общеобразовательной школы // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка: Материалы междунар. науч.-практ. конференции. – М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР, 2009. – С. 284 – 290. (0,5 п.л.).
45.Малявина Т. П. О коррекции орфографических умений и навыков // Вопросы методики обучения в средней и высшей школе: межвуз. сб. науч. работ. – Вып. 6. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 1999. – С. 50-55. (0,3 п.л.).
46.Малявина Т. П. Текст как дидактическая основа коррекционных упражнений по орфографии и пунктуации // Преподавание русского языка в школе и вузе в контексте межкультурной коммуникации: Материалы междунар. науч.-практ. конф. – М.: МПГУ; Ярославль, РЕМДЕР, 2010. – С. 382 – 387. (0,45 п.л.).
47.Малявина Т. П. К вопросу о современном состоянии уровня орфографических умений и навыков учащихся 5-9 классов // Вопросы методики обучения в средней и высшей школе: межвуз. сб. науч. работ. – Вып. 4. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 1997. – С. 45-48. (0,25 п.л.).
48.Малявина Т. П. Обобщающие схемы по орфографии на уроках в старших классах // Вопросы методики обучения в средней и высшей школе: межвуз. сб. науч. работ. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 1995. – С.16 - 21. (0,36 п.л.).
49.Малявина Т. П. Реализация принципа интеграции в курсе «Практикум по русскому языку» для национальных отделений педвузов // Интеграция региональных систем образования: Материалы V междунар. конф.– Вып. 5. – Саранск: Изд-во Мордов. гос. ун-та 2006. – С. 110-115. (0,6 п.л.).
50.Малявина Т. П. Организация работы по орфографии и пунктуации с использованием художественного текста (на материале творчества А. С. Пушкина) // Пушкин и современность: Материалы межрегион. науч.-практич. конф. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 1999. – С.102 – 105. (0,2 п.л.).
51.Малявина Т. П. Отражение основных проблем обучения орфографии в психолого-педагогической литературе XIX – начала XX века // Филологический вестник: Межвуз. сб. науч. тр. – Вып. 3. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2002. – С. 296-301. (0,31 п.л.).
52.Малявина Т. П. Работа с художественным текстом в старших классах // Народное образование Республики Мордовия: научно-методический и информационный журнал. – 2001.– № 1. – С.72-80. (0,6 п.л.).
53.Малявина Т. П. Самостоятельная работа на уроке русского языка // Вопросы методики обучения в средней и высшей школе: межвуз. сб. науч. работ. – Вып. 3. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 1996.– С. 72-76. (0,31 п.л.).
54.Малявина Т. П. Об использовании тестовых заданий при организации самоконтроля учащихся на уроках русского языка // Филологические заметки: Материалы выступлений XXXII конференции преподавателей и студентов МГПИ им. М. Е. Евсевьева. – Вып. 4. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 1997.– С.77-80. (0,25 п.л.).
5. ТЕЗИСЫ В МАТЕРИАЛАХ НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ
55.Малявина Т. П. Работа со словарями на уроках русского языка в старших классах // Отечественная лексикография – школе: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. – Москва-Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2002. – С. 59-61. (0,1 п.л.).
56.Малявина Т. П. Система творческих работ на основе произведений искусства в курсе «Практикум по русскому языку» // Культуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка: Доклады Всероссийск. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения академика А. В. Текучева. – М.: МПГУ, 2003. – С. 142-144. (0,2 п.л.).