- На основе рассмотрения основных концепций сущности генезиса этнической культуры и этничности, предлагается концепция этноса, как целостной нелинейной системы, обладающей специфическими характеристиками, подсистемами, ресурсами, которая видоизменяется как под влиянием внутренних процессов, так и внешних, перманентно воздействующих на него. При этом генезис может выступать не только как линейное видоизменение: регресс, либо прогресс, но и как видоизменение внутренних подсистем этноса, соотношения внутри них порядка и хаоса, меняющихся под воздействием внутренних и внешних факторов.
- Говоря о пространственной и культурной локализации чукотского этноса, необходимо выделить два уровня исследований. Первый выделяет северное сообщество народов, так называемую, «арктическую семью культур», объединенную следующими основными признаками: их северный, полярный характер (севернее 66º широты), их реликтовость, их определенную степень замкнутости, изоляции, их специфику взаимоотношений с «внешним миром». Второй уровень - собственно, отдельные этносы Севера, специфика каждого из которых просматривается в разнообразии и уникальности культурных миров, мировоззрений, стереотипов поведения, уникальности опыта взаимодействия с цивилизацией, способах хозяйствования, бытии и состоянии современной культуры. В этом смысле чукотский этнос выступает одним из самых «молодых», открытых цивилизацией, одним из самых многочисленных этносов Северо-Востока Евразии. Демонстрируя открытость к процессам интеграции в современные процессы, чукчи сохранили свой специфический идеал культуры и стереотип поведения, что позволит поддерживать в стабильном состоянии основные элементы собственной культуры.
- Пребывая в собственном, привычном культурном ареале, человек является носителем своих специфических культурных идеалов, этнических кодов, формирующих критерии идентичности, мировоззренческие и ценностные парадигмы. Во «внешнем мире» такой человек чувствует себя представителем собственного этноса, испытывает то, что называется «национальным чувством». Вместе с тем, ведущим принципом взаимоотношений «цивилизация - этническая культура» является нарастание противоречий, которые заключаются в полной, либо частичной несовместимости унифицированных ценностей модерна и глобализации и этнической самобытностью. Законсервированный в своей традиции этнос, тяготеет к стабильному и статичному жизненному укладу, определенному аттрактором его развития. Это позволяет говорить о парадигме этнического бытия, находящегося в устойчивом противоречии с парадигмой прогресса, свойственной цивилизации.
- Специфический этнический способ производства чукчей, сохранившийся, в целом, до наших дней, сформировался в результате выбора бифуркационной ветви развития в XV-XVII веках. Его принцип определяет то, что делает, чем занимается этнос для достижения благополучного существования и удовлетворения своих потребностей. В связи с этим представляется уместным говорить об этническом принципе культуры обеспечения жизни, об этнической деятельностной доминанте. Под этническим способом производства мы понимаем сложившуюся специфическую систему отношений человек-социум-природа, сутью которых является воспроизводство основных продуктов жизнедеятельности. Отличием этнического способа производства всякий раз выступает его уникальность, наличие большого количества специфических особенностей деятельности, выраженных как в производственных отношениях, так и получении продукта производства и его распределения.
- Чукотская этническая культура находится под мощным влиянием цивилизации. Главным обстоятельством данного влияния служит его установленная дискретность, что является крайне неблагоприятным фактором взаимоотношений. Цивилизация выступает крайне неустойчивой системой, в отличие от этнической системы, стабильность которой определяется и цементируется этническим идеалом культуры, стереотипом поведения, культурной традицией. Столкновение идеалов, попеременно предлагаемых цивилизацией, с одной стороны, и этнической культуры, с другой, - трагический и длительный процесс. Деградация данного процесса привела к ослаблению влияния цивилизации, что позволило осуществить частичный переход (возврат) к этнической традиции.
- Шаманизм чукчей представляет собой особый феномен культуры, конституирующий в себе не только элементы нарождающегося мировоззрения, а также всю толщу этнической мифологии, но и являющийся формой накопления и трансляции этнического опыта. Шаманизм формирует этнический стереотип поведения, когда посредством мифологии о злых или добрых духах и взаимоотношениях с ними, человек, шаг за шагом, создает этические предпочтения, механизмы взаимодействия с окружающей природой, складывая, таким образом, свой культурный код. При этом знания человека о мире выражаются в мифологии, то есть в специфической системе и форме знания, предшествующей иным формам знания. Констатируя наличие громадного количества природных сил и таинств, шаманизм, признавая ничтожность человека, тем не менее, предлагает целую систему, компенсирующую неуправляемое воздействие на человека со стороны внешнего мира. Таким образом, практически все значимые явления и объекты природы одухотворяются и анимируются через признание обязательного наличия сверхъестественных существ, населяющих природу.
- Космогония чукотского шаманизма, выраженная в этнической мифологии, признает наличие, как минимум, двух миров. Один из них осязаем и видим, реален и представлен в явлениях и предметах. Этот внешний мир есть также обиталище человеческих тел, в нем протекает жизнь человека. Этот мир грандиозен, и, в целом, враждебен, хотя со многими трудностями человек способен справиться самостоятельно, в процессе своей деятельности. Но считать, что это и есть тот самый, единственный, объективный мир, представляется ошибочным и не верным. Существует иной, тонкий, еще более грандиозный мир, где проживают духовные субстанции. Это «мир духов». Он настолько велик, что вмещает в себя и «первый» мир, со всеми его явлениями и объектами. Шаманизм чукчей стал вместилищем интеллектуальной, духовной и хозяйственной культуры. В нем произрастали первые знания о человеке и мире, формировались практические навыки рационального природопользования, медицинские навыки и знания, знания явлений природы, откладывалась и накапливалась информация культурно-исторического характера и распространялась в виде мифов. В этом громадное культурное значение шаманизма.
- Природа, ее ресурсы и возможности, оказывает решающее влияние на жизнь автохтонного этноса Северо-Востока России. Именно «в своем ареале», климате, ландшафтах, в условиях естественно предлагаемых природой ресурсах флоры и фауны, в течение столетий складывается целостная система природа - социум. Механизмы функционирования этой системы замкнуты на идее гармонии, когда культура понимается не как антиномия природы, а как абсолютные технологические умения и духовные предпочтения, гарантирующие равновесие бытия двух подсистем целостной системы.
- Переход к технологии кочевого оленеводства, осуществленный в результате бифуркационного выбора в XV-XVII веках, потребовал пересмотра этнических представлений о пространстве. Мифология северных этносов рассматривает мир как нечто, не имеющее границ, кроме границ естественных, природных. Такой миропорядок существовал тысячелетия, пока потребности первобытности, скудные в своей сущности, удовлетворялись охотой. Переход же к кочевому оленеводству кардинально изменил идеал культуры, мировоззрение и стереотип поведения этноса. Таким образом, богатая военная культура чукчей свидетельствует не об их «пустой» ничем не оправданной агрессивности, не какой-то надуманной этногенетической особенностью, объясняющей их склонность к войне, а спецификой трансформации хозяйственной культуры, перекраивающей не только социум, но и мировоззрение и стереотип поведения. Совершенствование хозяйственной культуры способствовало усложнению этнической системы, социального уклада и социальных связей.
- Культура чукотского этноса, во многом, как и культуры палеоазиатских народов и других народов крайнего Северо-Востока России, являет свою оригинальность принципами взаимоотношений с природой, представляющей собой крайне неблагоприятные условия бытия. Сформировав в этих условиях свой уникальный идеал культуры, где природа занимает ведущее место, а человек в ней воспринимается как ее неотъемлемая часть и стереотип поведения, человек не только выжил, но нашел позитивное равновесие с природой. Эти «смыслы культуры», возможно, не совсем понятны жителю мегаполиса, привыкшему к комфорту, но они существенно дополняют знания о самом человеке. Именно эти «смыслы культуры» являются содержанием межкультурного диалога. Кризис этнической культуры и тенденции к ее аннигиляции и «растворению» в более мощных культурных мирах был вызван, в целом, позитивным стремлением цивилизации интегрировать этнос в общегосударственную культурно-хозяйственную систему. Включившись в этот процесс, этнос пожертвовал, казалось бы, наименьшим - соседской общиной, некоей хозяйственной единицей, представляющей собой воплощенный архаизм. Но именно на этой хозяйственной единице основывалась этническая культура, с ее традицией, мифологией, верой, обычаем, психологией, ценностями.
2.Брачун Т.А., Сахибгоряев В.Х. Чукотский этнос в мире глобальной культуры // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2009. № 4, Том 2. С. 172-180
3.Брачун Т.А. Источники этнической толерантности Коренных малочисленных народов Севера (на примере чукчей) // Электронный журнал «Гуманитарные и социальные науки». 2009. № 6 . [URL: http://hses-online.ru]
4.Брачун Т.А., Сахибгоряев В.Х. Чукотский этнос: генезис и кризис. Магадан: Ноосфера, 2009. 117 с
5.Брачун Т.А. Первая природа» чукотского этноса // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 2. С. 73-77
6.Брачун Т.А., Сахибгоряев В.Х. Глобализация и реликтовый этнос: к вопросу о генезисе чукотской культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 3 (52). С.73-77
7.Брачун Т.А.Чукотский этнос: интеграция или ассимиляция? // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 4. С.102-106
8.Брачун Т.А. Этнический способ производства, или «первая природа» чукотского этноса // Судьбы национальных культур в условиях глобализации: сборник материалов международной научной конференции (Челябинск, 18-19 марта 2010 г.): в 2 т. Т1./под ред. М.Г. Смирнова. Челябинск: ООО «Энциклопедия». 2010. С. 162-165
9.Брачун Т.А. Принцип «циркумполярности» и проблема идентичности чукотского этноса // Северо-Восточный научный журнал. 2010. № 1. C. 9-14
10.Брачун Т.А. Чукотский шаманизм как социокультурный феномен // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2010. № 1. Т.1. С. 163-170
11.Брачун Т.А. Этническая культура в глобализирующемся мире (на материале чукотского этноса) Магадан: Ноосфера, 2010. 261 с.
12.Брачун Т.А. Чукотский шаманизм: религиозная и социально-культурная функции // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2010. № 3. С. 34 - 44
13.Брачун Т.А. Чукотский этнос: диалог с цивилизацией // Колымский гуманитарный альманах. 2010. выпуск 5. С. 17-23
14.Брачун Т.А.Чукотский шаманизм: проблема генезиса религиозных воззрений Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография / [А.М. Аматов, О.Н. Апанасенко, А.Н. Асташова и др.]; под. общей. ред. проф. О. И. Кирикова. Книга 22. Воронеж: ВГПУ, 2010. С. 328-343
15.Брачун Т.А., Сахибгоряев В.Х. Глобальный мир и этническая культура // Северо-Восточный научный журнал. 2010. № 2. C.27-30
16.Брачун Т.А. Социокультурная и пространственная локализация этноса чукчей и особенности их социального уклад // Северо-Восточный научный журнал. 2010. № 2. C.16-22
17.Брачун Т.А. К вопросу об общей концепции исследований коренных малочисленных народов Севера // VI Диковские чтения: Материалы научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения Н.Н. Дикова и 50-летию образования СВКНИИ ДВО РАН/ Рос. акад.наук., Дальневост. отд-ние, Сев.-Вост. Науч. центр, Сев.-Вост. комплекс. НИИ . Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2010. С. 212-214
18.Брачун Т.А. Этническая система чукчей: идеал культуры и стереотип поведения // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 2. С. 64-68
19.Брачун Т.А. Чукотский этнос: социокультурная динамика и идентичность. Опыт синергетического анализа. Магадан: Ноосфера, 2011. 151 с.
20.Брачун Т.А. Трагическая история идеала культуры чукчей сквозь призму синергетической системы координат // Северо-Восточный научный журнал. 2011. № 1 (7). C. 31-36
21.Брачун Т.А. Синергетический подход в этнологических исследованиях: принципы и перспективы / Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2011. № 1. С. 3-9
22.Брачун Т.А. Выбор бифуркационной ветви и становление нового идеала культуры (на материале чукотского этноса) / Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография / [О.Н. Апанасенко, Г.Г. Балахонов, С.Н. Бережко и др.]; под. общей. ред. проф. О. И. Кирикова. Книга 24. Воронеж: ВГПУ, 2011. С. 268-300
23.Брачун Т.А. Этническая система под воздействием внешних факторов (на материале чукотского этноса) // Философия в XXI веке: международный сборник научных трудов. Выпуск XXIV. Воронеж: ВГПУ, 2011. С. 161-171
24. Брачун Т.А. Анекдоты о чукчах как специфическое явление современной культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 3. С. 64-68
25.Брачун Т.А. Этническая система чукчей: идеал культуры и стереотип поведения // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 4 (в печати)
26.Брачун Т.А. Анализ идей и концепций этнической идентичности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2011. № 3 (в печати)
27.Идентичность и этническое пространство // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2011. № 4 (в печати)
28.Брачун Т.А. Применение философской категории «пространство» в исследованиях этнических культур (на материале чукотского этноса) // Электронный журнал «Гуманитарные и социальные науки». 2011. № 3. [URL: http://hses-online.ru]
29.Брачун Т.А. Ценностные основания и особенности культуры чукотского этноса Электронный журнал «Гуманитарные и социальные науки». 2011. № 4. [URL: http://hses-online.ru]