- Художественный синтез интенсивно проявил свои эстетические ресурсы в эпоху «внутренней трансформации» главного жанра ХIХ века - романа; трансформация обнаруживается в эволюции жанра и метода в сторону «сжатия» их важнейших принципов и линий, образуя новые дефиниции - романизированный рассказ, романизированная повесть, что весьма характерно для начального этапа соцреализма в младописьменных литературах Северного Кавказа.
- Романизация средней и малой эпической формы (повести, рассказа, новеллы, очерка) произвела в русской литературе второй половины, особенно на рубеже веков, фактическую переориентацию в сфере жанровых и методологических поисков прозы (И.С. Тургенев, М. Вовчок, Г.И. Недетовский, А.Н. Луканина, Л.И. Веселитская), что послужило резкому спаду количества произведений крупной жанровой формы и интенсивному росту «малой» прозы.
- Идея синтеза обрела новое расширенное истолкование и применение в философии, эстетике и художественно-творческой практике русского символизма (модерна в целом). Русский модернизм значительно повлиял на философию и эстетику, на художественную практику реалистов нового поколения (А.И. Куприн, И.А. Бунин, Б.К. Зайцев, Л. Андреев, А.Н. Толстой и др.).
- Принципы художественного синтеза многое определили в художественных и философских исканиях М. Горького, А.С. Серафимовича, И.С. Шмелева, В.Г. Короленко, особенно в тех их произведениях, которые ориентированы на поэтику романтизма и фольклора.Романтизм, мотивы фольклора, эпос, лирика, драма в их сложном смещении и взаимопроникновении заметны в ранних произведениях М. Горького, в рассказах В.М. Гаршина, Л. Андреева, В.Г. Короленко и др.; это был сложнейший период зарождения и формирования новых принципов художественного творчества, нового художественного метода, теоретически вобравшего в себя возможности реализма на всем протяжении его развития, а потом ставшего основой нового типа реализма - социалистического; он и определил сущностные качества реализма в младописьменной литературе Северного Кавказа.
- Формулу неповторимости художественного образа, яркости и выразительной точности упростил до крайности Пролеткульт. Пролеткультовское движение, уравняв художественный образ, идею прекрасного с декларацией, лозунгом, предложив вместо психологии личности схематичных героев (в основном по профессиям), с пафосом высказывало идеи о Свободе, Справедливости, Равенстве.
- Литературный процесс на Северном Кавказе и своеобразие его в адыгской литературе: сказочный стиль и романтико-утопический пафос; молодые авторы - прежде всего участники гигантского движения по переустройству жизни, по пересозданию общества. Писатели младописьменной литературы создавали художественную публицистику на основе утопического реализма, сказово-романтической поэтики и т.д., подражая произведениям русских писателей.
- Наличие духовного и творческого противостояния различных методологических (эстетических) платформ сдерживало, но не могло остановить энергию партийно-государственного руководства литературным процессом., не помешало ВКП(б) выработать единую линию развития творческой жизни и назвать ее социалистическим реализмом (постановление ЦК ВКП(б) 1925, 1932, материалы дискуссий о методе, устав первого съезда писателей СССР и т. д.).
2.Кондрашова И.И. Поиски художественного синтеза. Размышления об особенностях художественного синтеза в символизме и «неореализме» русской литературы рубежа веков. – Майкоп: изд-во МГТИ, 2003. – 55 с.
3.Кондрашова И.И. Художественный синтез в литературе второй половины XIX – начала XX веков. – Майкоп: изд-во МГТИ, 2007. – 150 с.
4.Кондрашова И.И. Художественный синтез как важнейший жанрово-методологический фактор в русской прозе конца XIX – начала XX века и роль фольклора в этом процессе. – Майкоп: изд-во МГТИ, 2007. – 194 с.
5.Кондрашова И.И. Проблемы художественного метода и идея синтеза в русском литературном процессе конца ХIХ – первой половины ХХ веков и их особенности в формировании младописьменной литературы Северного Кавказа (Опыт критического анализа). – Майкоп: изд-во МГТИ, 2008. – 270 с.
6.Кондрашова И.И. Драматизация жанров эпической прозы второй половины XIX века: Поэтика художественного синтеза // Актуальные проблемы социо-гуманитарного знания. Сб. научн. трудов кафедры философии МПГУ. Вып. X. Часть 1. – М.: 2001. – С. 97-100.
7.Кондрашова И.И. Концепция личности в прозе русского символизма, роль в ней фольклора и идея художественного синтеза // Филологический вестник. Научный и образовательный журнал. – Майкоп, 2003, № 5. – С. 90-101.
8.Кондрашова И.И. Тип героя как компонент жанровой парадигмы «студии» // Вестник СГУ. Вып. 24. Филологические науки. – Ставрополь, 2000. – С. 69-72.
9.Кондрашова И.И. «Студия» в русской литературе второй половины XIX века: концепции жанрового синтеза // Конкурентный потенциал вуза в условиях рынка образовательных услуг: Теория и практика отечественного опыта. Материалы научно-практич. конф. (24-26 мая 2002 г.). – Армавир: АФЭИ, 2002. – С.323-327.
10.Кондрашова И.И. Жанрообразующая функция героя в литературной «студии» (вторая половина XIX века) // Конкурентный потенциал вуза в условиях рынка образовательных услуг: Теория и практика отечественного опыта. Материалы научно-практич. конф. (24-26 мая 2002 г.). – Армавир: АФЭИ, 2002. – С.327-332.
11.Кондрашова И.И. Один из аспектов изучения жанрового синтеза в курсе истории литературы // Научный потенциал вуза производству и образованию. Сб. науч. материалов межвуз. научно-практич. конф. (16-18 апреля 2003 г.). – Армавир: АФЭИ, 2003. – С. 342-345.
12.Кондрашова И.И. Проблема личности и ее художественное решение в повести И. Шмелева «Человек из ресторана» // Сб. науч.-метод. работ профессорско-преподавательского состава… АЛУ. – Армавир: АЛУ, 2006. – С.64-68.
13.Кондрашова И.И. Концепция личности в «новом реализме» и идея синтеза в художественных исканиях ХХ века // Наследие как система ценностей: язык, культура, история: сб. статей под ред. акад. Г.Г. Гамзатова. – Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2007. – С. 358-372.
14.Кондрашова И.И. Проблема художественного метода в творчестве В. Короленко // Материалы IV Межд. научно-практич. конф. «Концепции преподавания и исследования иностранных языков, литератур и культур». – Армавир: АЛУ, 2007. – С. 108-112.
15.Кондрашова И.И. Особенности русской литературы переходного периода // Сб. науч.-метод. работ профессорско-преподавательского состава… АЛУ. – Армавир: АЛУ, 2007. – С. 203-207.
16.Кондрашова И.И. Природа художественного синтетизма в творчестве В. Вересаева // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: изд-во АГУ, 2007. – С. 186-190.
17.Кондрашова И.И. Идея художественного синтеза и традиции фольклора в русской литературе конца XIX – начала ХХ века // Творчество В.В. Кожинова в контексте научной мысли рубежа ХХ-ХХ веков: Сб. ст. 6-й Межд. научно-практич. конф. – Армавир, 2007. – С. 52-54.
18.Кондрашова И.И. Проблема социалистического реализма в русской и национальной литературе ХХ века // Научный вестник Южного Федерального округа. – Пятигорск, 2007, № 2. – С. 4-10.
19.Кондрашова И.И. Л. Толстой и М. Горький: путь к «новому реализму» // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: изд-во АГУ, 2008, Выпуск 1. – С. 33-36.
20.Кондрашова И.И. Идея художественного синтеза в русском и западноевропейском символизме // Россия-Запад: прошлое, настоящее, перспективы развития: сб. материалов II Межд. научно-практич. конф. (12-13 декабря 2007г.). – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2007. – С. 263-270.
21.Кондрашова И.И. Роль Пролеткульта в формировании нового художественного метода в русской литературе и искусстве // Материалы Межд. научно-практич. конф. «Актуальные проблемы науки в контексте православной традиции» (28-29 февраля 2008г.) – Армавир, 2008. – С. 121-126.
22.Кондрашова И.И. Проблема преемственности в становлении социалистической литературы // Синергетика образования. 14-е Межд. Кирилло-Мефодиевские чтения. Южное отд. РАО. Выпуск 12. – М.-Ростов-н/Д, 2008. – С. 323-329. (http://www.sinobr.ru.)
23.Кондрашова И.И. Вопросы художественной трансформации идей в произведениях А.И. Куприна конца ХIХ – начала ХХ веков // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. «Филология» – Майкоп: изд-во АГУ, 2008. – Вып. 6. – С. 165-169.
24.Кондрашова И.И. РАПП и пролетарская культура: дискуссии о классовости искусства и литературы // Культурная жизнь юга России. № 2 (27). – Краснодар, 2008. – С. 102-104.
25.Кондрашова И.И. Проблема демократизации русской литературы конца ХIХ – начала ХХ веков (на материале творчества Л. Толстого) // Культурная жизнь юга России. № 4 (29). – Краснодар, 2008. – С. 86-89.
26.Кондрашова И.И. Идеи Пролеткульта в русском литературном процессе первой трети ХХ века // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. № 2. – Пятигорск, 2008. – С. 136-140.
27.Кондрашова И.И. Некоторые вопросы идеологии и эстетики русского символизма конца ХХ – начала ХХ веков // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. № 3. – Пятигорск, 2008. – с. 179-184.
28.Кондрашова И.И. Проблема художественного метода в становлении и развитии новописьменных литератур Северного Кавказа // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. «Филология» – Майкоп: изд-во АГУ, 2008. – Вып. 7. – С.
29.Кондрашова И.И. Формирование нового художественного метода в советской литературе 20-30-х годов ХХ века (тезисы) // Россия-Запад: прошлое, настоящее, перспективы развития: сб. материалов III Межд. научно-практич. конф. (18-19 декабря 2008г.). – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2008. – С. 136-137.
30.Кондрашова И.И. «Новый реализм»: поиски художественного синтеза и новой «концепции личности» // Вестник Армавирского гос. пед. ун-та. – Армавир, 2008. – № 5. – С. 42-45
31.Кондрашова И.И. Проблемы художественного метода и идея синтеза в русском литературном процессе конца ХХ – первой трети ХХ веков // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Сер. «Общественные науки». – Ростов-на/Д., 2009. – № 1. – С. 141-145.
32.Кондрашова И.И. Социалистический реализм: проблема художественного метода в советской литературе // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета.- №1.- 2009.-С.132-135
33.Кондрашова И.И. Пролетарская культура и проблема литературного героя // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Сер. «Общественные науки». – Ростов-на/Д., 2009. – №1. –
С.145- 147