- обоснован гипотетический характер экономических преимуществ российского транспорта, формирующих его большой потенциал в обеспечении интеграционных процессов, происходящих в Европе и Азии, и развитии экономических связей между странами Европы и Азиатско-Тихоокеанском регионом (АТР);
- доказано, что предполагаемая интеграция транспортных систем РФ и КНР существенного вклада в развитие российского транзитного потенциала не принесет, а определенный уровень такой интеграции может заметно подорвать конкурентоспособность указанного потенциала. И что для Дальнего Востока РФ полезность интеграции транспортных систем РФ и КНР может быть выражена лишь в эффективной реализации транзитного потенциала региональных МТК;
- определена необъяснимая противоречивость общественных национальных и региональных императивов формирования транзитного потенциала транспорта РФ и фактических федеральных приоритетов модернизации и развития российского транспорта;
- сформулированы определения понятий "транзитный потенциал страны", экспортный транзитный потенциал региона", "транзитный потенциал общероссийского МТК" и "экспортный транзитный потенциал регионального МТК"; установлены соотношение (соподчиненность) и взаимосвязи соответствующих этим понятиям объектов и их (объектов) конкурентоспособностей;
- сформулированы принципы отбора (выявления) общероссийских и региональных МТК и конкурирующих с ними зарубежных коридоров в зависимости от сроков их освоения и материализации и от разных потребностей осуществления тех или иных видов исследования экспортного транзитного потенциала;
- доказано, что для успешного освоения рынков транзитных перевозок как направления развития экономики Дальнего Востока РФ и всей страны повышение конкурентоспособности экспортного транзитного потенциала необходимо трактовать как общенациональный экономический императив, а интеграцию транспорта Дальнего Востока РФ в систему транзита СВА - как региональный экономический императив;
- обоснована необходимость обязательного сопоставления императивов федеральных ведомств относительно принятия решения о повышении экспортного транзитного потенциала страны и сравнительной оценки ценности для российской экономики данных альтернативных императивов на основе серьезных научных исследований и широкой общественной апробации результатов этих исследований;
- предложены базовый признак классификации разнообразных преимуществ и недостатков рассматриваемого МТК в сравнении с конкурирующими МТК - "по соотношению объективности и субъективности" - и соответствующие определения понятий "объективные", "объективно-субъективные" и "субъективные", обозначающие соответствующие разряды (классы) указанного признака;
- определены факторы снижения ценности экспортного транзитного потенциала СМП: недостаточная конкурентоспособность отечественных морских перевозчиков; относительно небольшая экономическая эффективность обслуживания иностранных перевозчиков; долгосрочная тенденция сокращения рынка услуг по проводке иностранных судов по СМП из-за потепления в Арктике;
- обоснована особая значимость для освоения РФ глобального рынка международных транзитных перевозок и для социально-экономического развития Дальнего Востока РФ осуществления проектов сооружения трансконтинентальных железнодорожных магистралей "Европа - Япония" и Европа - Азия -Америка";
- выявлена противоречивость интересов (императивов) различных российских регионов и стран АТР в области интенсификации использования существующих и проектирования новых трансконтинентальных железнодорожных магистралей; сформулированы главные экономические и геополитические проблемы, препятствующие осуществлению проектов сооружения этих магистралей;
- выявлены негативные тенденции неоправданного, с точки зрения мировой практики, пренебрежения транзитными перевозками зарубежных контейнерных грузов со стороны российских морских и железнодорожных компаний-перевозчиков, и необъяснимого отсутствия должной мотивации в реализации экспортного потенциала страны и ее регионов со стороны некоторых причастных транспортных и других федеральных ведомств;
- обоснована необходимость первоочередной реализации основополагающего для стратегий развития общероссийских и региональных МТК, и стратегии развития экспортного транзитного потенциала РФ императива формирование законодательной базы для эффективного осуществления экспортных транзитных перевозок (законов РФ "О транзите" и "О комбинированных (смешанных) перевозках");
- сформулировано определение такого базового понятия, используемого в сфере автомобильного транспорта, как "автомобилизация населения"; предложены признаки, разряды (классы) и подразряды (подклассы) позитивных и негативных факторов автомобилизации населения, предназначенных для обоснования дальнейшей необходимости ее осуществления; определены критерии рациональности различных способов насыщения автомобильного рынка;
- представлена совокупность факторов неэффективности современной протекционистской политики российского государства по отношению к отечественным автостроительным корпорациям; определены цель и основные этапы процедуры формулирования оптимальной для автомобильного рынка окраинного региона комбинированной ценовой стратегии автостроительных корпораций.
1. Транспортная политика и транзитный потенциал РФ: восточный вектор: монография. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2011. - 6,2 п. л.
2. Предпосылки интеграции рынков транспортных услуг Дальнего Востока РФ и КНР (в соавторстве): монография / Под ред. Р.Г. Леонтьева – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2010. - 23,2 п. л. (авт. – 8,1 п. л.).
3. Проектные транспортные коридоры – транзитный резерв РФ (в соавторстве): монография / Под ред. Р.Г. Леонтьева – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2010. - 12,3 п. л. (авт. – 5,2 п. л.).
4. Генезис транзитного потенциала транспорта регионов России: восточный вектор: монография (в соавторстве) / Под ред. Р.Г. Леонтьева – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2010. - 21,6 п. л. (авт. – 7,4 п. л.).
5. Отраслевые корпорации и региональный бизнес: интеграция интересов (в соавторстве). – М.: ВИНИТИ РАН, 2009. - 38,5 п. л. (авт. – 12,3 п. л.).
6. Стратегии поведения автостроительных корпораций на российских региональных рынках (в соавторстве): Научное издание. – Хабаровск: ДВГУПС, 2004. - 18,1 п. л. (авт. – 12,7 п. л.).
Статьи в журналах и изданиях, определенных перечнем ВАК
7. Программные трансформации региональной сети автодорог (в соавторстве) // ВИНИТИ. Транспорт: наука, техника, управление. - 2004. - № 2. - 1,1 п. л. (авт. 0,5 п. л.).
8. Сеть автомобильных дорог Дальнего Востока РФ: характеристики, факторы развития (в соавторстве) // Бюллетень транспортной информации. – 2009. - № 1. – С. 4-10. - 0,85 п. л. (авт. 0,65 п. л.).
9. Рациональная маршрутизация доставки грузов в арктическую зону (в соавторстве) // Бюллетень транспортной информации. – 2009. - № 2. - 1,5 п. л. (авт. 0,6 п. л.).
10. Транспортный комплекс республики Саха (Якутия): предпосылки, факторы и особенности развития (в соавторстве) // Бюллетень транспортной информации. – 2009. - № 3. - 1,2 п. л. (авт. 0,4 п. л.).
11. Транспортный комплекс республики Саха (Якутия): предпосылки, факторы и особенности развития (окончание) (в соавторстве) // Бюллетень транспортной информации. – 2009. - № 4. - 0,9 п. л. (авт. 0,4 п. л.).
12. Автомобилизация всей страны – плюсы и минусы. Преимущества и недостатки автомобилизации населения и способы ее осуществления // Российское предпринимательство. – 2009. - № 9 (выпуск 1). – 0,4 п. л.
13. Международные коридоры - конкуренты Транссибирского контейнерного моста (в соавторстве) // Транспорт: наука, техника, управление. – 2009. - № 12. - 1,3 п. л. (авт. 0,8 п. л.).
14. Современные предпосылки транзита по транссибирскому контейнерному мосту (в соавторстве) // Бюллетень транспортной информации. – 2010. - № 1. - 1,0 п. л. (авт. 0,6 п. л.).
15. Существующие условия транзита по "ТСКМ "Западная Европа – Восточная Азия" (в соавторстве) // Транспорт: наука, техника, управление. – 2010. - № 2. - 1,5 п. л. (авт. 0,75 п. л.).
16. Сравнительные преимущества и недостатки Транссибирского контейнерного моста "Западная Европа – Восточная Азия" (в соавторстве) // Бюллетень транспортной информации. – 2010. - № 2. - 1,6 п. л. (авт. 0,7 п. л.).
17. Российский транзит контейнеров между Западной Европой и Восточной Азией (в соавторстве) // Бюллетень транспортной информации. – 2010. - № 3. - 1,0 п. л. (авт. 0,4 п. л.).
18. Российский транзит контейнеров между Западной Европой и Восточной Азией (продолжение) (в соавторстве) // Бюллетень транспортной информации. – 2010. - № 4. - 1,0 п. л. (авт. 0,45 п. л.).
19. Трансформации официальных моделей рынка услуг железнодорожного транспорта (в соавторстве) // Транспорт: наука, техника, управление. – 2010. - № 9. - 1,6 п. л. (авт. 0,5 п. л.).
20. Анализ состояния транспортной системы КНР (в соавторстве) // Бюллетень транспортной информации. – 2011. - № 3. - 1,9 п. л. (авт. 0,6 п. л.).
21. Место транспорта на рынке логистических услуг КНР // Бюллетень транспортной информации. (в соавторстве) – 2011. - № 4. - 1,2 п. л. (авт. 0,4 п. л.).
22. Проектная модель рынка грузовых перевозок на завершающем этапе железнодорожной реформы (в соавторстве) // Транспорт: наука, техника, управление. – 2011. - № 4. – 1,3 п. л. (авт. – 0,6 п. л.).
23. Перспективы и факторы развития транспорта КНР (в соавторстве) // Транспорт: наука, техника, управление. – 2011. - № 5. - 1,3 п. л. (авт. 0,45 п. л.).
24. Некоторые подходы к анализу рынков транспортных услуг (в соавторстве) // Транспорт: наука, техника, управление. – 2011. - № 6. - 2,2 п. л. (авт. 0,65 п. л.).
Статьи в других центральных журналах
25. Значение морского маршрута для перевозок между Японией и Европой: взгляд из Японии (в соавторстве) // Вестник транспорта. 2006. - № 6. – 1,8 п. л. (авт. 1,3 п. л.).
26. Оценка рациональности маршрутов доставки грузов в арктическую зону (в соавторстве) // Вестник транспорта. – 2009. - № 2. – 1,5 п. л. (авт. 0,5 п. л.).
27. Обоснование моделирования в сфере экономики транспорта (в соавторстве) // Вестник транспорта. – 2009. - № 4. – 0,75 п. л. (авт. 0,4 п. л.).
28. Трансформации грузовой базы транспортного рынка КНР (начало) (в соавторстве) // Вестник транспорта. – 2011. - № 4. – 1,4 п. л. (авт. 0,45 п. л.).
29. Трансформации грузовой базы транспортного рынка КНР (окончание) (в соавторстве) // Вестник транспорта. – 2011. - № 5. – 1,25 п. л. (авт. 0,5 п. л.).
Работы, опубликованные в материалах международных и всероссийских конференций и симпозиумов
30. Пограничные переходы Дальнего Востока РФ: международные перевозки, развитие территории // Проблемы устойчивого развития регионов в ХХI веке: Материалы VI международного симпозиума. - Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 2002. - 0,1 п. л.
31. Федеральные дороги Дальнего Востока РФ: особенности, проблемы, автомобилизация населения // Дальний Восток и Еврейская автономная область: история, современность и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции. – Биробиджан: Правительство ЕАО: ИКАРП ДВО РАН: БГПИ, 2004. - 0,2 п. л.
32. Конкурентоспособность российских автокорпораций на Дальнем Востоке // Социально-экономическое развитие Российского Дальнего Востока: конкурентные преимущества и проблемы безопасности: Материалы международной научной конференции. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. - 0,35 п. л.
33. Маркетинг российских автостроительных корпораций на Дальнем Востоке РФ // Проблемы современной экономики: Материалы 10-ой международной научно-практической конференции. – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2004. - 0,1 п. л.
34. Ценностные ориентиры в развитии автодорог Дальнего Востока РФ // Дальний Восток: динамика ценностных ориентаций: Материалы международной научно-практической конференции. – Комсомольск-на-Амуре: ГОУ ВПО "КнАГТУ", 2008. - 0,25 п. л.
35. Маркетинговые стратегии на рынках транспортных средств // Проблемы транспорта Дальнего Востока (в соавторстве): Материалы восьмой международной научно-практической конференции. – Владивосток: ДВО Российской Академии транспорта, 2009. - 0,1 п. л.
36. Защита рыночных позиций корпораций транспортного машиностроения (в соавторстве) // Вестник морского государственного университета. Специальный выпуск: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Актуальные проблемы экономики и управления на транспорте. – Владивосток: Морской гос. ун-т, 2009. – 0,4 п. л. (авт. 0,2 п. л.).
37. Предпосылки осуществления транзита контейнеров по Транссибу // Научно-технические проблемы транспорта, промышленности и образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – В 6 т. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2010. – Т. 4. – 0,4 п. л.
38. Проблемные предпосылки осуществления транзита контейнеров через Россию // Экономика, управление, общество: история и современность: Материалы Восьмой Всероссийской научно-практической конференции. – Ч. 2. - Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2010. – 0,4 п. л.
39. Экономические предпосылки создания Транскорейской магистрали (в соавторстве) // Актуальные проблемы экономики и управления на транспорте: сб. материалов 8-й Всероссийской научно-практической конференции. - Владивосток: МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2010. – 0,2 п. л. (авт. 0,1 п. л.).
40. Факторы развития транзита контейнеров по Транссибирскому маршруту (в соавторстве) // Финансовые аспекты структурных преобразований экономики: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2010. – 0,25 п. л. (авт. 0,2 п. л.).
41. Предпосылки развития транзита контейнеров по Транссибирскому маршруту // Современные проблемы регионального развития: материалы III-й международной научной конференции. - Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН – ГОУ ВПО "ДВГСГА", 2010. – 0,15 п. л.
42. Предпосылки и факторы и факторы развития транспорта Республики Саха (Якутия) // Экономические аспекты структурного реформирования экономики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2011. – 0,3 п. л.
43. Стратегические императивы развития грузового транспорта КНР (кит.) (в соавторстве) // Collections of the Fourth International Forum on Regional Cooperation and Development of Northeast Asia - Harbin, China: Xeilongjiang Academy of Social Sciences, 2010. – 0,6 п. л. (авт. 0,2 п. л.).
Статьи в международных и университетских сборниках трудов
44. Russian Far East International Integration Prerequisites (в соавторстве) // Contemporary Issues in the Pacific Rim: Collection of Scientific Works. – Khabarovsk: Pacific National University Press, 2006. - 0,4 п. л. (авт. - 0,3).
45. Основные положения концепции инфраструктурного обустройства пограничных пунктов пропуска // Труды Дальневосточного государственного технического университета. - Вып. 131. - Владивосток: ДВГТУ, 2002. - 0,18 п. л.
Работы, опубликованные в материалах межрегиональных и региональных конференций
46. Транспортная ситуация в Северо-Восточной Азии // 60-я региональная научно-практическая конференция творческой молодежи: Труды конференции: в 2-х т. - Т. 2. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2002. - 0,2 п. л.
47. Автостроительные корпорации и протекционистская политика государства // Научно-технические проблемы транспорта, промышленности и образования: Труды 62-й межвузовской научно-технической конференции. - В 5-и т. - Т. 4. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. - 0,2 п. л.
48. Таможенная политика РФ как фактор повышения цен российскими автостроительными корпорациями // Научно-технические проблемы транспорта, промышленности и образования: Труды 62-й межвузовской научно-технической конференции. - В 5-и т. - Т. 4. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. - 0,3 п. л.
49. Императивы развития дорожной сети и обеспеченности населения легковыми автомобилями // Научно-технические проблемы транспорта, промышленности и образования: Труды 62-й межвузовской научно-технической конференции. - В 5-и т. - Т. 4. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. - 0,25 п. л.
50. Трансформации дорожной сети регионов РФ и конъюнктуры автомобильного рынка (в соавторстве) // Экономика, управление, общество: история и современность: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Часть 1. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2004. – 0,4 п. л. (авт. 0,2 п. л.).
51. Иностранные автостроительные корпорации на региональных рынках РФ // Экономика, управление, общество: история и современность: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Часть 2. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2004. – 0,4 п. л.
52. Антикризисная защита рыночных позиций корпораций транспортного машиностроения // Россия в постреформенный период: региональные аспекты: Материалы региональной научно-практической конференции. – Биробиджан: Изд-во БФ АмГУ, 2009. - 0,25 п. л.