2. Технологически обоснованное образовательное пространство колледжа обладает потенциалом для личностного и профессионального развития студента и представляет собой единое психолого-педагогическое пространство его существования, в котором отдельная личность может построить образовательную траекторию сообразно своим возможностям, желаниям и способностям. Исходя из этого, педагогическая технология представляет собой скорректированную с учетом современных требований к образовательному процессу учебного заведения учебно-воспитательную программу, направленную на овладение учащимися базовыми и профессиональными компетенциями, высокими нравственными и морально-волевыми качествами и обеспечивающую эффективность процесса их подготовки к деятельности в современных условиях.
3. Педагогическая технология в рамках учебного заведения представляет собой уровневую организацию. Первый этап построения педагогической технологии в колледже - представление планируемых результатов обучения - соответствует общепедагогическому уровню, на котором технология характеризует целостный образовательный процесс колледжа: совокупность целей, содержания, форм, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов образовательного процесса. В результате построение образовательного процесса колледжа должно включать в себя: дифференциацию обучаемых по уровню личностного развития и сформированности профессиональной компетентности, создание индивидуальных личностноразвивающих программ; проектирование образовательных целей и определение конечного результата (развитие гармоничной личности) с участием студентов, исходя из их мотивации и запросов; вариативность традиционных и инновационных методов обучения, активизирующих познавательную деятельность студентов; организацию творческого образовательного пространства. Последующие два уровня - предметный и модульный - предполагают реализацию таких этапов как: подбор средств диагностики текущего состояния обучаемых, подбор моделей обучения и критериев выбора оптимальной модели для конкретных условий учебного процесса.
4. Модель личностноразвивающей образовательной системы современного колледжа - интеграция общепедагогического, предметного и модульного уровней педагогической технологии в рамках профессионального образования, интегрированных личностноразвивающими целями, содержанием и формами учебно-воспитательной работы колледжа. Данная образовательная система колледжа, реализуемая в модели, обеспечивает возможность реализации образовательных траекторий, исключающих информационные, структурные, технологические повторы и наслоения. Модель личностноразвивающей образовательной системы современного колледжа состоит из двух блоков: совокупности взаимосвязанных компонентов (составляющих) модели (целевой, методологический, функциональный, содержательный, организационный (организационная структура), кадровый и технологический, определяемые внешними условиями) и блока управления, основой которого является контроль, рефлексия и коррекция личностноразвивающего потенциала колледжа.
5. Педагогические условия реализации модели личностноразвивающей образовательной системы современного колледжа включают в себя несколько уровней.
Методологический уровень предполагает соблюдение следующих требований: опора на принципы, регламентирующие построение образовательного процесса и управление им с позиций личностно-ориентированного подхода (социально-обусловленные; психолого-обусловленные; дидактико-обусловленные; регуляторно-управляющие); учет закономерностей перехода от традиционной «мономодели» к полифункциональной модели профессионального образования.
Структурно-содержательный уровень предполагает: необходимость использования четырех групп интенсивных технологий с целью реализации задач опережающего профессионального образования (технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся; технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения; технологии развивающего обучения; технологии организации самостоятельной работы студентов); учет компонентов внешней структурной организации учебной деятельности студентов в системе среднего профессионального образования, причем мотивация выделяется как главный компонент этой деятельности; развитие условий и факторов микросреды студентов колледжа, оказывающих влияние на формирование профессиональной мотивации их личности; нацеленность на комплекс умений и навыков, которые должны формироваться у обучающихся в процессе организации своей учебной деятельности, планирования учебной деятельности, восприятия информации, мыслительной деятельности, оценки и осмысления результатов своих действий.
Организационно-обеспечивающий уровень представлен двумя блоками. Организационный уровень педагогических условий в рамках образовательного процесса в колледже приведен в соответствие с новой образовательной парадигмой, предусматривающей личностную направленность процесса обучения и регламентацию деятельности педагогического совета, методических и научно-методических советов и предметно-цикловых комиссий колледжа, а также соблюдение номенклатуры деятельности методического совета колледжа. Обеспечивающий уровень состоит из четырех условий: мотивация личностной самоактуализации педагога в профессиональной деятельности, процесс подготовки педагогов к реализации модели личностноразвивающей образовательной системы современного колледжа осуществляется на основе акмеологически ориентированных программ дополнительного профессионального образования; развитие рефлексивной позиции у педагогов колледжа; активизация макросоциальных, микросоциальных и субъективных факторов образовательного процесса колледжа.
6. Личностноразвивающий потенциал уровневой педагогической технологии в современном колледже проявляется: в высоком уровне адаптации студентов к процессу обучения и взаимодействия в колледже; относительной устойчивости профессионального выбора; выраженной направленности на высокие карьерные достижения; преобладании позитивного отношения к профессиональному будущему; удовлетворенности выбором колледжа, высокой значимости досуга в колледже; доминированию опоры на собственные силы и своих психических вкладов на профессиональное будущее; тенденции повышения самооценки в процессе профессионального обучения; снижению критичности самооценки и повышению реалистичности представлений о собственных возможностях в процессе обучения; преобладанию рефлексивной оценки процесса обучения в колледже и перспектив своего профессионального становления.
1.Кагосян, А. С. Личностноразвивающий потенциал педагогической технологии в современном колледже : Монография / [Текст] А.С. Кагосян. – Сочи: Изд-во ИП Кривлякин С.П., 2011. – 14,22 п.л.
2.Кагосян, А. С. Образовательная система современного колледжа: теоретико-методологический анализ : Монография / [Текст] А.С. Кагосян. - Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во. – 2011. – 11,46 п.л.
3.Кагосян, А. С. Реализация личностно-ориентированных технологий в условиях модернизации образования / [Текст] А.С. Кагосян, Ю.П. Ветров // Психолого-педагогические проблемы развития личности в системе многоуровневого профессионального образования : Монография. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. – 5,0 п.л.
4.Кагосян, А. С. Педагогические условия реализации модели личностноразвивающей образовательной системы современного колледжа: структурно-содержательный уровень / [Текст] А.С. Кагосян // Педагогика: Семья-Школа-Общество: Монография / под общ. Ред. проф. О.И.Кирикова. – Книга 24. – Воронеж: ВГПУ, 2011. – 4,1 п.л.
5.Кагосян, А. С. Качество профессиональной подготовки будущих специалистов как ориентир моделирования педагогических систем профессионального образования // Модернизация российского образования: тренды и перспективы. Часть 2. – Краснодар: АНО «Центр социально-политических исследований «Премьер», 2011. – 3,2 п.л.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ
6. Кагосян, А. С. Личностноразвивающая направленность современного профессионального образования: методологическое обоснование [Текст] / А.С. Кагосян // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2005. - № 4. – 0,5 п.л.
7. Кагосян, А. С. Теоретико-методологические аспекты разработки инновационных педагогических технологий [Текст] / А.С. Кагосян // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2005. - № 4. – 0,5 п.л.
8. Кагосян, А. С. Способы и средства разработки педагогической технологии в колледже [Текст] / А.С. Кагосян // Известия ТРТУ. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - № 13 (68). – 0,5 п.л.
9. Кагосян, А. С. Культурообразующие функции современного профессионального образования [Текст] / А.С. Кагосян // Известия ТРТУ. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - № 13 (68). – 0,5 п.л.
10. Кагосян, А. С. Модернизация современного образования средствами личностно-ориентированных технологий / [Текст] А.С. Кагосян // Гуманизация образования. Сочи. – 2009. - №1. – 0,5 п.л.
11.Кагосян, А. С. Педагогические условия реализации личностно-развивающего потенциала образовательных технологий в профессиональном образовании / [Текст] А.С. Кагосян // Гуманизация образования. Сочи. – 2009. - №5. – 0,6 п.л.
12. Кагосян, А. С. Индивидуализация обучения как наиболее эффективное направление воплощения теории гуманизации образования / [Текст] А.С. Кагосян // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2009. - №2. – 0,4 п.л.
13. Кагосян, А. С. Современные направления и тенденции развития идей личностноразвивающего обучения / [Текст] А.С. Кагосян // Вестник Университета РАО. Москва. – 2009. - №4. – 0,5 п.л.
14. Кагосян, А. С. Культура и образование: интеграционная модель / [Текст] А.С. Кагосян // Гуманизация образования. Сочи.– 2010. – №2. – 0,5 п.л.
15. Кагосян, А. С. Целевые ориентиры образовательной системы современного колледжа с позиции личностноразвивающего подхода / [Текст] А.С. Кагосян // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. - №2. – 0,5 п.л.
16. Кагосян, А. С. Построение модели личностноразвивающей образовательной системы современного колледжа / [Текст] А.С. Кагосян // Перспективы науки. - №8.- Тамбов, 2011. – 0,5 п.л.
17. Кагосян, А. С. Подготовка педагогов колледжа к реализации личтностноразвивающей образовательной системы / [Текст] А.С. Кагосян // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Выпуск № 8. – Пятигорск, 2011. – 0,6 п.л.
Статьи и тезисы:
18. Кагосян, А. С. Анализ основных концепций обучения в свете новой образовательной парадигмы / [Текст] А.С. Кагосян // Индивидуализация обучения как необходимое условие гуманизации учебно-воспитательного процесса. - Сочи: НОЦ РАО, 1998. – 0,6 п.л.
19. Кагосян, А. С. К проблеме разработки теоретических основ гуманизации образования / [Текст] А.С. Кагосян // Проблемы индивидуализации обучения. Сочи: НОЦ РАО, 1999. – 0,4 п.л.
20. Кагосян, А. С. Разработка современной образовательной системы колледжа / [Текст] А.С. Кагосян // Россия на рубеже тысячелетий: Итоги и проблемы развития: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Армавир, 2000. – 0,3 п.л.
21. Кагосян, А. С. Научные подходы к исследованию межпредметных образовательных технологий / [Текст] А.С. Кагосян // Теория и практика межпредметных связей в системе образования: Межвузовский сборник научных трудов. – Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ. 2003. – 0,25 п.л.
22. Кагосян, А. С. Управление образовательным процессом колледжа: личностноразвивающий подход / [Текст] А.С. Кагосян // Современные технологии обучения «СТО-2004» / Сборник материалов X Международной конференции. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. электротехнического ун-та, 2004. – 0,2 п.л.
23. Кагосян, А. С. Уровневый анализ педагогической технологии в колледже / [Текст] А.С. Кагосян // Актуальные проблемы науки в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Выпуск 3. Том 1. – Пенза – Кузнецк, 2005. – 0,36 п.л.
24. Кагосян, А. С. Перспективы среднего профессионального образования в России / [Текст] А.С. Кагосян // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. Ч.4 / Отв. ред. Н.Н. Болдырев. – Тамбов: Першина, 2005. – 0,22 п.л.
25.Кагосян, А. С. Колледж в структуре регионального профессионального образования / [Текст] А.С. Кагосян // Экономические и социально-экономические преобразования в системе устойчивого развития Северо-Кавказского региона: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Майкоп, 2006. – 0,4 п.л.
26. Кагосян, А. С. Ретроспекция, современное состояние и перспективы среднего профессионального образования в России / [Текст] А.С. Кагосян // Педагогика и жизнь: Международный сборник научных трудов / под общ. ред. О.И. Кирикова. – Вып.3. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 0,5 п.л.
27. Кагосян, А. С. Специфика разработки педагогических технологий в условиях среднего профессионального образования / [Текст] А.С. Кагосян // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века» 8-10 октября 2008 г. – Кисловодск: Изд-во «Тьютор», 2008. – 0,3 п.л.
28. Кагосян, А. С. Потенциал педагогических технологий в условиях реализации модели личностноразвивающей образовательной системы колледжа / [Текст] А.С. Кагосян // Человек и общество: на рубеже тысячелетий : международный сборник научных трудов / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск XLI. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – 0,5 п.л.
29. Кагосян, А. С. Гуманизация образования как условие развития гармоничной личности будущего специалиста / [Текст] А.С. Кагосян // Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы гуманитарных, технических и естественных наук». - Георгиевск: ГТИ СевКавГТУ, 2009. – 0,2 п.л.
30. Кагосян, А. С. Становление и развитие личностно-ориентированной парадигмы отечественного образования / [Текст] А.С. Кагосян // Материалы международной заочной конференции «Актуальные проблемы науки и образования». Серия «Гуманитарные науки». Выпуск 1. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. - 0,3 п.л.
31. Кагосян, А. С. Использование инфокоммуникационных технологий в учебном процессе колледжа / [Текст] А.С. Кагосян // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании : сборник статей XVII Международной научно-методической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. - 0,3 п.л.
32. Кагосян, А. С. Концептуализация построения учебно-воспитательного процесса в академическом колледже / [Текст] А.С. Кагосян // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2010. - №1. – 0,5 п.л.
33. Кагосян, А. С. Компетентностный подход в современном образовании / [Текст] А.С. Кагосян // Материалы II Международной научно-практической конференции «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России». Часть 1. – Кисловодск – Ставрополь-Москва, 2009. – 0,4 п.л.
34. Кагосян, А. С. Функциональные возможности гуманизации образования / [Текст] А.С. Кагосян // Материалы XXXIX научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2009 г. Том 2. Общественные науки. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. – 0,2 п.л.
35. Кагосян, А. С. Индивидуализация обучения в свете гуманистических тенденций образовательного процесса / [Текст] А.С. Кагосян // Материалы международной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития современного гуманитарного образования в изменяющейся России» - Невинномысск: НГГТИ, 2010. – 0,2 п.л.
36. Кагосян, А. С. Гуманистические стратегии профессионального образования / [Текст] А.С. Кагосян // Материалы ХX международной научно-методической конференции «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании». - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. – 0,2 п.л.
37. Кагосян, А. С. Специфика учебно-воспитательного процесса в академическом колледже / [Текст] А.С. Кагосян // Материалы III международной научной конференции «Актуальные проблемы современного научного знания». Часть II. – Пятигорск: ПГЛУ, 2010. – 0,3 п.л.
38. Кагосян, А. С. Функциональные возможности гуманизации образования / [Текст] А.С. Кагосян, Ю.П. Ветров // Материалы XXXXIX научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2009 г. Том 3. Общественные науки.- Ставрополь: СевКавГТУ,2010. – 0,1 п.л.
39. Кагосян, А. С. Категориальная база компетентностного подхода в образовании / [Текст] А.С. Кагосян // Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». – Новосибирск: ЦРНС. – 2011. – 0,3 п.л.
40. Кагосян, А. С. Личностноразвивающий потенциал образовательных технологий: теоретические предпосылки / [Текст] А.С. Кагосян // Материалы I Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире». – Краснодар: Изд-во АНО «ЦСПИ «Премьер», 2011. – 0,4 п.л.
41. Кагосян, А. С. Роль образовательного пространства колледжа в формировании гуманистической направленности личности студента / [Текст] А.С. Кагосян // Альянс наук: вчений вченому: матерiали VI Мiждунар. Наук-практ.конф. (25-26 лютого 2011 р.). Т. 6. – Днiпропетровськ: Видавець Бiла К.О., 2011. – 0,4 п.л.
42. Кагосян, А. С. Целевые ориентиры образовательной системы современного колледжа / [Текст] А.С. Кагосян // Материалы III Международной науч.-практ. конфер. «Модернизация системы непрерывного образования». – Махачкала: Изд-во ДГПУ, 2011. – 0,3 п.л.
43. Кагосян, А. С. Концептуальное обоснование уровней педагогической технологии в колледже / [Текст] А.С. Кагосян // Педагогика и жизнь: Международный сборник научных трудов / под общ. ред. О.И. Кирикова. – Вып. XVI. – Воронеж: ВГПУ, 2011. – 0,5 п.л.
Учебно-методические работы:
44. Кагосян, А. С. Концепция организации учебно-воспитательного процесса в Академическом колледже: Учебно-методическое пособие / [Текст] А.С. Кагосян / Под ред. Берулава М.Н. - Сочи: Научно-образовательный центр Российской академии образования, 2002. – 1,92 п.л.