- Идентифицированная нами группа основных принципов концептуальной маркетинговой критериальности потребительских предпочтений на рынке последипломного образовательного продукта позволила не только конкретизировать параметры современной маркетинговой матрицы рыночной оценки потребителями и производителями (одномоментно) социальной востребованности и качества этого продукта, произведенного в рамках плановой переподготовки работников высшей школы и среднего профессионального образования, но и сформировать (в качестве концептуального управленческого вектора) пошаговую этапность внедрения в процесс рыночного позиционирования баз исследования мероприятий экономической профилактики мега-реактивной (как огульно-негативистской, так и неоправданно-ажиотажной) деформации условий маркетинговой среды, сложившихся вокруг конкурентоспособности услуг при профессиональной переподготовке работников отечественного образования.
- Определенные (в рамках представленного исследования) маркетинговые составляющие процесса оценки клиентоориентированости учреждений профессиональной переподготовки работников образования позволяют существенно снизить уровень социальной напряженности среди родителей, стремящихся выбрать для своих детей престижные в мегаполисах детские сады и школы, поскольку предложенные нами маркетинговые инновации делают доступными для населения технологии организационной преемственности (включая экстратерриториальность наших маркетинговых программ) профессиональной переподготовки специалистов средних школ, гимназий и педагогического персонала детских дошкольных организаций.
- Существенность отличий (от результатов, полученных другими авторами) предложенной нами частной методики интерактивного маркетингового мониторинга рыночной перспективы различных видов услуг по профессиональной переподготовке специалистов дополнительного образования для взрослых и детей, заключается в том, что в ходе исследования разрабатывались и активно внедрялись ранее не описанные в профильных литературных источниках научные методы, объединенные нами под аббревиатурой CMA - «Customer (клиент) Marketing Approach (метод)». Подобный термин являлся маркетинговым противовесом существующей сбытовой системы CRM (Customer Relationship Management), что создавало возможность реального обучения маркетологов и иных категорий слушателей факультетов повышения квалификации работников средней и высшей школы профессиональным приемам не только сбора информации о конкурентах (т.е. принципам системы CRM), но и технологиям добросовестной конкуренции на рынке последипломного образовательного продукта.
- Представленное научное обоснование рыночной инновационности авторского термина «маркетинговая аппроксимация» выступает в качестве нового сбытового приема продвижения последипломного образовательного продукта на соответствующем сегменте рынка, что базируется на впервые выделенной нами способности названного методологического инструментария осуществлять маркетинговый прогноз (максимально приближенный к значениям статистической достоверности) при выражении сбытовой сущности сложных экономических величин через другие, более простые рыночные характеристики, лежащие в основе конечного продукта учреждений профессиональной переподготовки работников образования.
- Базирующееся на вышеизложенной трактовке процесса маркетинговой аппроксимации научное толкование экономической сути и педагогико-конструктивной содержательности этих маркетинговых инноваций стало основным условием совершенствования самого механизма реализации конечного продукта институтов профессиональной переподготовки специалистов высшей и средней школы, т.к. в отличии от существующих методик наша обновленная конструктивно-содержательная составляющая сбытового процесса включала в себя четыре этапа объединенного единым маркетинговым смыслом следующего управленческого решения: а) этап критической аналитики традиционных функций сбыта изучаемого продукта; б) этап ситуационного (т.е. текущего), отсроченного (по результатам через год) и среднесрочного (до 3-х лет) прогноза изменяющихся условий маркетинговой среды; в) этап маркетингового проектирования качественных изменений последипломного продукта на основании данных потребительского тестирования, позволяющего определить максимально приближенную к величине статистической достоверности текущую и будущую социальную востребованность того или иного вида последипломного образовательного продукта; г) этап сравнительного анализа рыночной успешности баз исследования в контексте маркетингового изучения рыночной позиции конкурентов.
- Выделенные нами принципы кластерификации и ранжирования концептуальных векторов алгоритма управления маркетинговой политикой баз исследования позволили научно переосмыслить процесс эволюционного рыночного взаимосочетания 3-х ведущих факторов маркетинговой среды вокруг учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки различных категорий работников отечественного образования. Подобными факторами были: 1) уровень экономически активного населения в изучаемых субъектах РФ (Ростовская область и Краснодарский край) на фоне критериев имущественной стратификации социальных и этнических групп, проживающих на этой территории; 2) ежегодные объемы и регулярность получения заработной платы различными категориями работников в названном регионе Южного федерального округа; 3) динамика показателей прожиточного минимума населения Юга России и платежеспособный спрос на образовательный продукт.
- Определенные нами научные приемы изучения степени рыночной привлекательности сферы услуг институтов профессиональной переподготовки работников образования позволили осуществить пошаговое управление их легальной внутриотраслевой конкурентной борьбой средствами маркетинга. Последнее, оптимизировав алгоритм управления маркетинговой политикой названных учреждений, позитивно сказалось на своевременности профессиональной переподготовки маркетологов и педагогов, преподающих на курсах первичного обучения специалистов сферы бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства и строительства.
- Маркетинговый анализ закономерностей процесса интеллектуализации образовательного продукта в маркетинговых программах профессиональной переподготовки работников учреждений образования (особенно из зон этнического туризма на Юге России), показал позитивные возможности практического использования обновленных научных приемов коммерческой разведки учреждений профессиональной переподготовки специалистов как креативного, т.е. рыночно успешного маркетингового ингредиента законодательно разрешенных способов расширения собственного сбытового поля на рынке услуг последипломного образования.
- Разработанные нами маркетинговые методы стимулирования уровня продаж конечного продукта институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования позволили (в рамках авторских схем бенчмаркинга как эталонного сравнения передовых отечественных и мировых научных технологий в названной сфере услуг) добиться в среднесрочном и долговременном (более 5 лет) периоде научного наблюдения двукратного роста в 2010 году (по сравнению с 2004 годом) объема рыночной востребованности предлагаемых базами исследования различных видов последипломного образовательного продукта.
- Объективизированные в рамках исследования обязательные этапы научного моделирования и внедрения авторских приемов маркетингового изучения конкурентов предстают в качестве самостоятельных технологий эффективного управления внутриотраслевой конкуренцией учреждений профессиональной переподготовки работников образования на фоне завершенного нами в период 2005-2010 годов процесса совершенствования качества оценочных шкал потребителей названных услуг.
1. Рафикова Э.Р. Концептуальная маркетинговая критериальность потребительских предпочтений и рыночной конкурентоспособности услуг в сфере профессиональной переподготовки различных категорий работников отечественного образования.- Сочи: Изд-во «Темп», 2010.- 118 с.- 6,5 п.л. (тираж – 1000 экз.).
2. Рафикова Э.Р. Научные принципы кластерификации и ранжирования концептуальных векторов алгоритма управления маркетинговой политикой учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки различных категорий работников отечественного образования.- Сочи: Изд-во Ин-та маркетинг. исследов., 2010.- 112 с.- 6,2 п.л. (тираж – 1000 экз.).
II. Публикации в научных журналах, утвержденных в Перечне ВАК Минобрнауки РФ:
3. Рафикова Э.Р. Технология оценки деятельности конкурентов и потребителей на рынке образовательных услуг./ Э.Р. Рафикова// Гуманизация образования.- научн.-практ. журн., утв. в Перечне ВАК.- 2010.- №4.- С.46-51. (0,3 п.л.).
4. Рафикова Э.Р. Концептуальные векторы алгоритма управления маркетинговой политикой факультетов последипломной подготовки работников образования./ Э.Р. Рафикова// Гуманизация образования.- научн.-практ. журн., утв. в Перечне ВАК.- 2010.- №5.- С.78-83. (0,3 п.л.).
5. Рафикова Э.Р. Кластерный экономический анализ маркетинговых характеристик качества последипломной профессиональной переподготовки работников образования./ Э.Р. Рафикова// Гуманизация образования.- научн.-практ. журн., утв. в Перечне ВАК.- 2010.- №6.- С.41-46. (0,3 п.л.).
6. Рафикова Э.Р. Алгоритм управления маркетинговой политикой учреждений профессиональной переподготовки работников образования, преподающих на курсах первичного обучения специалистов сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и строительства./ Э.Р. Рафикова, А.З. Языджан// Гуманизация образования.- научн.-практ. журн., утв. в Перечне ВАК.- 2010.- №7.- С.85-90. (личн. вклад 0,2 п.л.).
7. Рафикова Э.Р. Интеллектуализация образовательного продукта в маркетинговых программах профессиональной переподготовки работников учреждений образования из зон этнического туризма на Юге России./ Э.Р. Рафикова, А.Ш. Сиюхова// Гуманизация образования.- научн.-практ. журн., утв. в Перечне ВАК.- 2010.- №8.- С.53-59. (личн. вклад 0,2 п.л.).
8. Рафикова Э.Р. Авторское научное толкование экономической сути и педагогико-конструктивной содержательности маркетинговых инноваций при совершенствовании механизма рыночного продвижения конечного продукта институтов профессиональной переподготовки специалистов высшей и средней школы./ Э.Р. Рафикова// Гуманизация образования.- научн.-практ. журн., утв. в Перечне ВАК.- 2011.- №1.- С.113-118. (0,3 п.л.).
9. Рафикова Э.Р. Маркетинговая матрица рыночной оценки потребителями и производителями (одномоментно) социальной востребованности и качества образовательного продукта, произведенного в рамках плановой переподготовки работников высшей школы и среднего профессионального образования./ Э.Р. Рафикова// Вектор науки Тольяттинского государственного университета.- научн.-практ. журн., утв. в Перечне ВАК.- 2011.- №2.- С.71-75. (0,3 п.л.).
10. Рафикова Э.Р. Маркетинговые составляющие процесса оценки клиен-тоориентированности учреждений профессиональной переподготовки работников средних школ, гимназий и педагогического персонала детских дошкольных организаций./ Э.Р. Рафикова// Вестник Поволжского государственного университета сервиса.- научн.-практ. журн., утв. в Перечне ВАК.- 2011.- №3.- С.59-63. (0,3 п.л.).
11. Рафикова Э.Р. Существенность отличий предложенной частной методики интер-активного маркетингового мониторинга рыночной перспективы различных видов услуг по профессиональной переподготовке специалистов дополнительного образования для взрослых и детей./ Э.Р. Рафикова// Вестник Самарской государственной академии путей сообщения.- научн.-практ. журн., утв. в Перечне ВАК.- 2011.- №3.- С.62-67. (0,3 п.л.).
12. Рафикова Э.Р. Инновационность маркетинговых программ как фактор-превалент в повышении конкурентоспособности продукта учреждений профессиональной переподготовки работников российского образования./ Э.Р. Рафикова// Вестник Университета Российской академии образования.- научн.-практ. журн., утв. в Перечне ВАК.- 2011.- №2.- С.176-181. (0,3 п.л.).
13. Рафикова Э.Р. Научная идентификация степени рыночной привлекательности сферы услуг институтов профессиональной переподготовки работников образования и пошаговое управление их легальной внутриотраслевой конкурентной борьбой средствами маркетинга./ Э.Р. Рафикова// Вестник Самарского муниципального института управления.- научн.-практ. журн., утв. в Перечне ВАК.- 2011.- №3.- С.45-49. (0,3 п.л.).
14. Рафикова Э.Р. Интеллектуализация образовательного продукта в маркетинговых программах профессиональной переподготовки работников учреждений образования из зон этнического туризма на Юге России./ Э.Р. Рафикова// Гуманизация образования.- научн.-практ. журн., утв. в Перечне ВАК.- 2011.- №2.- С.48-53. (0,3 п.л.).
15. Рафикова Э.Р. Инновационный механизм маркетинга последипломной подготовки работников образования из российских зон компактного этнос-проживания в Южном федеральном округе./ Э.Р. Рафикова// Гуманизация образования.- научн.-практ. журн., утв. в Перечне ВАК.- 2011.- №3.- С.68-73. (0,3 п.л.).
16. Рафикова Э.Р. Маркетинговые методы стимулирования уровня продаж конечного продукта институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в рамках авторских схем бенчмаркинга как эталонного сравнения передовых отечественных и мировых научных технологий в названной сфере услуг./ Э.Р. Рафикова// Гуманизация образования.- научн.-практ. журн., утв. в Перечне ВАК.- 2011.- №4.- С.57-61. (0,3 п.л.).
17. Рафикова Э.Р. Научное моделирование и результаты внедрения авторских приемов маркетингового изучения конкурентов и технологий управления внутриотраслевой конкуренцией учреждений профессиональной переподготовки работников образования на фоне совершенствования качества оценочных шкал потребителей их услуг./ Э.Р. Рафикова// Гуманизация образования.- научн.-практ. журн., утв. в Перечне ВАК.- 2011.- №5.- С.70-75. (0,3 п.л.).
III. Публикации в материалах международных экономических научных форумов:
18. Рафикова Э.Р. Особенности региональной организации и маркетинга высшего профессионального образования в условиях глобализации российской экономики./ Э.Р. Рафикова// Ломоносовские чтения (Экономический факультет МГУ): Материалы VIII междунар. научн. конф.-М.: Изд-во «ТЕИС», 2005.- С. 146-147 (0,1 п.л.).
19. Рафикова Э.Р. Системные маркетинговые критерии качества последипломного образовательного продукта./ Э.Р. Рафикова// Стратегия и тактика образовательного маркетинга: Материалы V междунар. эконом. Форума.- Челябинск, 2006.- С. 82-83 (0,1 п.л.).
20. Рафикова Э.Р. Научные приемы разработки авторской технологии полицентричного образовательного маркетинга/ Э.Р. Рафикова// Маркетинг на образовательном поле России: Материалы IV междунар. конф. Гильдии маркетологов России.- Саратов, 2006.- С. 51-52 (0,1 п.л.)..
21. Рафикова Э.Р. Использование научного принципа маркетинговой каузальности при формировании инновационной культуры рыночного мышления./ Э.Р. Рафикова// Инновационные технологии в повышении качества образования: Материалы междунар. научн.-практ. конф.- Омск, 2006.- С. 39-40 (0,1 п.л.).
22. Рафикова Э.Р. Инфраструктурные маркетинговые составляющие мегауниверситета./ Э.Р. Рафикова// Полисистемный подход к проектированию и развитию постдипломного образования: Материалы II междунар. научн. конф. по итогам выполнения российско-швейцарской инновационной образовательно-исследовательской программы.- Ростов-на-Дону, 2008.- С. 31-32 (0,1 п.л.).
23. Рафикова Э.Р. Синтезация инновационно-маркетинговых составляющих процесса признания приоритета личности педагога./ Э.Р. Рафикова// Экспорт образовательных услуг: Материалы VIII междунар. конф. экономистов Ассоциации городов Юга России и Ближнего Зарубежья.- Астрахань, 2009.- С. 86-87 (0,1 п.л.).
24. Рафикова Э.Р. Маркетинговый синергизм программ подготовки и переподготовки специалистов инновационных секторов экономики, включая жилищно-коммунальное хозяйство и строительство./ Э.Р. Рафикова// Кубань как рынок инвестиций: Материалы IV междунар Кубанского экономич. Форума.- Сочи, 2010.- С. 101-102 (0,1 п.л.).
IV. Публикации в материалах всероссийских и региональных научно-практических экономических конференций, а также в сборниках трудов НИИ и ВУЗов.
25. Рафикова Э.Р. Система непрерывного образования как маркетинговый аспект подготовки кадров высшей квалификации в системе дополнительного образования./ Э.Р. Рафикова// Актуальные проблемы науки России: Материалы III ежегодн. всеросс. научн.-практ. конф.- Кузнецк, 2005.- С. 83-84 (0,1 п.л.).
26. Рафикова Э.Р. Принципы организации системы маркетинговых мероприятий в подготовке управленческих кадров сферы образования./ Э.Р. Рафикова// Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Доклады на XIII годичном собр. Южного отделен. РАО.- Ростов-на-Дону, 2006.- С. 66-67 (0,1 п.л.).
27. Рафикова Э.Р. Повышение квалификации как область образования взрослых в системе постдипломного образования управленческих кадров./ Э.Р. Рафикова// Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования на Юге России: Материалы VI традиц. регион. научн. конф.- Ростов-на-Дону, 2007.- С. 39-40 (0,1 п.л.).
28. Рафикова Э.Р. Принцип маркетинговой лапидарности в обучении педагогов, работающих на экономических кафедрах учреждений высшего и среднего профессионального образования./ Э.Р. Рафикова// Рыночные перспективы образовательного продукта: Материалы Всерос. научн.-практ. экон. конф.- Новосибирск, 2008.- С. 33-34 (0,1 п.л.).
29. Рафикова Э.Р. Методология маркетинговой метакритики как системный прием профилактики негативных отзывов потребителей на качество образовательного продукта./ Э.Р. Рафикова// Клиентоориентированность в сфере образования: Материалы VI регион. конф. экономистов Сибири.- Барнаул, 2008.- С 96-97 (0,1 п.л.).
30. Рафикова Э.Р. Принцип определения порога маркетингового интеллектуализма образовательного продукта./ Э.Р. Рафикова// Образовательные услуги: Материалы Всерос. конф.- Томск., 2008.- С. 27-29 (0,1 п.л.).
31. Рафикова Э.Р. Принцип маркетингового нациолекта при профессиональной переподготовке работников школ и детских дошкольных учреждений./ Э.Р. Рафикова// Этнические аспекты образовательного продукта: Материалы IX регион. научн.-практ. конф.- Казань, 2008.- С 57-58 (0,1 п.л.).
32. Рафикова Э.Р. Использование принципа маркетинговой асегетальности как магистрального ингредиента коммерческой разведки на образовательном поле./ Э.Р. Рафикова// Мировое образовательное пространство: Материалы VI научн.-практ. конф.- Петрозаводск, 2009.- С. 93-94 (0,1 п.л.).
33. Рафикова Э.Р. Маркетинговые программы отечественных учреждений профессиональной переподготовки работников высшей школы./ Э.Р. Рафикова// Проблемы высшей школы: Материалы VII конф. экономистов Северо-Западного федерального округа.- Санкт-Петербург, 2009.- С. 107 (0,1 п.л.).
34. Рафикова Э.Р. Алгоритм экономической профилактики мега-реактивной деформации маркетинговой среды вокруг новых видов последипломного образовательного продукта./ Э.Р. Рафикова// Маркетинговые инновации: Материалы научн.-практ. конф. экономистов Подмосковья.- Серпухов, 2009.- С. 25-26 (0,1 п.л.).
35. Рафикова Э.Р. Векторная концептуальность алгоритма управления клиентоориентированностью учреждений профессиональной переподготовки работников образования./ Э.Р. Рафикова// Образовательное поле современной России: Материалы VI научн. конф. ВУЗов Урала.- Екатеринбург, 2010.- С. 50-51 (0,1 п.л.).
36. Рафикова Э.Р. Маркетинговая матрица рыночной оценки потребителями и производителями социальной востребованности и качества образовательного продукта./ ЭР. Рафикова// Методики сбыта образовательных услуг: Материалы III межвузовской экономическ. конф. Пермского края.- Пермь, 2010.- С 37-38 (0,1 п.л.).
37. Рафикова Э.Р. Маркёры клиентоориентированности последипломных образовательных услуг./ Э.Р. Рафикова// Перспективы экономического развития Кубани: Материалы регион. научн.-практ. конф.- Краснодар, 2010.- С. 41-42 (0,1 п.л.).
38. Рафикова Э.Р. Маркетинговое сопоставление рыночных оценок потребителя и производителя по проблеме качества последипломного образовательного продукта./ Э.Р. Рафикова// Перспективы образовательного маркетинга: Материалы XIV регион. экономич. Форума.- Геленджик, 2010.- С. 56-57 (0,1 п.л.).
39. Рафикова Э.Р. Интенсивность внедрения модульно-рейтинговой системы реализации образовательных программ как инновационного методологического маркетингового подхода к совершенствованию существующих образовательных стандартов./ Э.Р. Рафикова// Проблемы социально-экономического развития сферы образовательных услуг: Материалы XII регион. научн.-практ. конф.- Воронеж, 2010.- С. 68-69 (0,1 п.л.).
V. Методические рекомендации.
40. Рафикова Э.Р. Повышение уровня социального партнерства в системе переподготовки специалистов высшего и среднего профессионального образования при идентификации прогност - маркетинговой ценности клиентоориентированного личностно-развивающего подхода к слушателю курсов последипломной подготовки. Методические рекомендации, утвержденные Ученым Советом Учреждения Российской Академии образования «Институт образовательных технологий».- Сочи, 2009.- 18с.
41. Рафикова Э.Р. Использование экстратерриториальных рыночно - перспективных моделей одномоментного (диалогового) маркетингового тестирования производителя и потребителя услуг по профессиональной переподготовке работников образования. Методические рекомендации, утвержденные Ученым Советом Учреждения Российской Академии образования «Институт образовательных технологий».- Сочи, 2010.- 22с.
42. Рафикова Э.Р. Этапное интегрирование специалиста, обучающегося на курсах профессиональной переподготовки, в процесс позитивного разрешения проблем маркетинговой среды на рынке образовательного продукта. Методические рекомендации, утвержденные Ученым Советом Института маркетинговых исследований Черноморской гуманитарной академии.- Сочи, 2010.- 22с.