Научная тема: «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»
Специальность: 13.00.01; 13.00.08
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Историю отечественной системы дополнительного высшего образования следует рассматривать как феномен, изучение которого позволяет сформулировать концептуальные положения совершенствования современной системы дополнительного высшего образования, ориентированные на создание ассоциаций и объединений, обеспечивающих преемственность дополнительных образовательных программ всех уровней и расширяющих спектр предоставляемых ими образовательных услуг.
  2. Процесс исторического становления и развития системы дополнительного высшего образования сопряжен с систематическим возникновением качественно новых предпосылок, тенденций и социально-экономических, политических и общепедагогических условий, обогащающих структурные компоненты системы дополнительного высшего образования, что характеризует ее открытость и мобильность.
  3. Авторская концепция способна обеспечить совершенствование содержания и технологии дополнительного высшего образования с целью удовлетворения потребности граждан, общества и рынка труда в непрерывном образовании путем создания условий обновления структуры, технологи и содержания образования на принципах развития преемственности, фундаментальности и практической направленности дополнительных образовательных программ.
  4. Авторская структурно-функциональная модель системы дополнительного высшего образования, позволяет раскрыть структуру, содержание и взаимосвязи структурных элементов, переосмыслить функции дополнительного высшего образования в современных условиях и конкретизировать содержание педагогических условий совершенствования системы.
  5. Педагогические условия должны быть ориентированы на обеспечение разных направлений интеграции в системе дополнительного высшего образования (институционального, содержательного, организационно-технологического, личностно-деятельностного и др.): соотнесение государственных требований к повышению квалификации и профессиональной переподготовке с требованиями стандартов основного профессионального образования нового поколения и международными требованиями подготовки высококвалифицированных работников; использование современных подходов к проектированию дополнительных образовательных программ в высшей школе; применение структурно-функционального подхода к системному анализу и описанию содержания, проектированию, организации обучения субъектов образовательного процесса; введение практико-ориентированных технологий обучения; разработку информационно-просветительских проектов (включая тьюторское сопровождение).
Список опубликованных работ
Публикации в изданиях, входящих в Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендованных ВАК

1.Мухина, Т.Г. Реализация компетентностного подхода к процессу подготовки студентов психолого-педагогического профиля / Т.Г. Мухина // Приволжский научный журнал. – 2009. – №1. – С. 185 – 188.

2.Мухина, Т.Г. Содержательные характеристики дополнительной образовательной программы / Т.Г. Мухина // Приволжский научный журнал. – 2010. – №1(13). – С. 221 – 226.

3.Мухина, Т.Г. Современные образовательные технологии и их назначение при реализации дополнительной профессиональной образовательной программы / Т.Г. Мухина // Приволжский научный журнал. – Н.Новгород. – 2010. – №2(14). – С. 216 – 220.

4.Мухина, Т.Г. Становление высшего дополнительного профессионального образования в Нижегородской губернии в начале XX столетия / Т.Г. Мухина, С.Г. Антипин // Приволжский научный журнал. – Н.Новгород. – 2010. – №4(16). – С. 245 – 248.

5.Мухина, Т.Г. Дополнительное профессиональное образование в зарубежных странах в условиях единого образовательного пространства / Т.Г. Мухина // Приволжский научный журнал. – 2011. – №1(17). – С. 153 – 157.

6.Мухина, Т.Г. Деятельностно-компетентностная модель преподавателя как цель и результат дополнительной профессиональной подготовки / Т.Г. Мухина // Приволжский научный журнал. – 2011. – №2(18).– С. 165 – 168.

7.Мухина, Т.Г. Современные подходы к определению специфики и сущности дополнительного высшего профессионального образования / Т.Г.Мухина // Известия Сам НЦ РАН. – 2011. – Т.13. – №2(4). – С. 823 – 827.

8.Мухина, Т.Г. Практико-ориентированная модель подготовки слушателей в условиях дополнительного высшего образования / Т.Г. Мухина // Приволжский научный журнал. – 2011. – №3(19). – С.215 – 222.

9.Мухина, Т.Г. История становления и развития дополнительного высшего профессионального образования в России / Т.Г. Мухина // Известия Сам НЦ РАН. – 2011. – Т.13. – №2(5). – С. 1137 – 1140.

10.Мухина, Т.Г. Направления интеграции дополнительного высшего профессионального образования в единое образовательное пространство / Т.Г. Мухина // Известия Сам НЦ РАН. – 2011. – Т.13. – №2(6). – С. 1463 – 1466.

Монографии

11.Мухина, Т.Г. Становление и развитие дополнительного высшего профессионального образования (на материале Нижегородского региона) / Т.Г. Мухина. – Н.Новгород.: Изд-во ООО «Принт ЕС», 2011. – 184 с.

12.Мухина, Т.Г. Дополнительное высшее образование в условиях единого образовательного пространства / Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: Изд-во ООО «Принт ЕС», 2011. – 164 с.

Научные статьи:

13.Мухина, Т.Г. Технология организации самостоятельной работы студентов / Т.Г. Мухина // Проблемы многоуровневого образования: Тез. докл. XII Международной научно-практической конференции. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2007. – С. 90 – 91.

14.Мухина, Т.Г. Использование компьютерных технологий в деятельности педагога-психолога / Т.Г. Мухина // Педагогика и психология детства: Материалы региональной научно-практической конференции. – Н.Новгород, НГПУ, 2007. – С. 158 – 159.

15.Мухина, Т.Г. Технологии и методы организации квазипрофессиональной деятельности студентов в процессе изучения гуманитарных наук / Т.Г. Мухина // Великие реки – 2007 :Труды конгресса. – Н.Новгород, ННГАСУ, 2008. – С. 484 – 486.

16.Мухина, Т.Г. Технология модульного обучения как средство развития профессиональных компетенций у студентов / Т.Г. Мухина // Актуальные проблемы химического образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 22-24октября 2008года. – Н.Новгород: НГПУ, 2008. – С. 23 – 26.

17.Мухина, Т.Г. Современные педагогические технологии в высшей школе / Т.Г. Мухина // Проблемы многоуровневого образования: Тез. докл. 13 Международной научно-практической конференции. – Н.Новгород, ННГАСУ. – 2009. – С. 122 – 123.

18.Мухина, Т.Г. Формирование ключевых компетенций у студентов психолого-педагогического профиля / Т.Г. Мухина // Великие реки – 2008: Труды конгресса. – Н.Новгород, ННГАСУ, 2009. – С. 684 – 686.

19.Мухина, Т.Г. Повышение эффективности подготовки преподавателей высшей школы в условиях контекстного обучения / Т.Г.Мухина // Актуальные проблемы социальной коммуникации: материалы первой международной научно-практической конференции. – Н.Новгород, НГТУ, 2010. – С. 436 – 439.

20.Мухина, Т.Г. Технологии и методы организации квазипрофессиональной деятельности студентов в процессе изучения гуманитарных наук / Т.Г. Мухина // Великие реки – 2009: Труды конгресса. 11-й Международный научно промышленный форум / Нижегородск. госуд. арх.-строит. ун-т. – Н.Новгород, ННГАСУ, 2010. – Т1. – С. 456 – 460.

21.Мухина, Т.Г. Методы активного обучения и их значение в подготовке специалистов / Т.Г. Мухина // Будущее технической науки. – Н.Новгород, НГТУ, 2010. – С. 74.

22.Мухина, Т.Г. Развитие социальных эмоций у студентов в условиях контекстного обучения / Т.Г. Мухина, А.В. Виноградова // Психолого-педагогические проблемы развития личности в образовательном пространстве высшей школы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию кафедр общей педагогики и психологии. – Н.Новгород: НГПУ, 2010. – С. 249 – 253.

23.Мухина, Т.Г. Сущность и специфика дополнительного профессионального образования в высшей школе / Т.Г. Мухина // Проблемы многоуровневого образования: Материалы ХIV Международной научно-методической конференции: межвуз. темат.сб. – Н.Новгород, ННГАСУ, 2011. – С. 197 – 199.

24.Мухина, Т.Г. Инновационные подходы к системе повышения квалификации преподавателей вуза (анализ зарубежного опыта)/ Т.Г.Мухина// Инновационные технологии современного учебного процесса: стратегия, задачи, внедрение: материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Н.Новгород: НГТУ, 2011. – С. 20 – 22.

25.Мухина, Т.Г. Интеграция дополнительного профессионального педагогического образования в единое образовательное пространство / Т.Г.Мухина // Теоретические и прикладные проблемы развития личности в образовательном пространстве: сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов (декабрь 2010г). – Нижний Новгород: ВГИПУ, 2011. – С. 65 – 66.

26.Мухина, Т.Г. Дополнительное высшее профессиональное образование» как педагогическая категория / Т.Г. Мухина // Актуальные проблемы социальной коммуникации / Материалы второй Международной научно-практичской конференции. – Нижний Новгород: НГТУ, 2011. – С. 448 – 451.

27.Мухина, Т.Г. Развитие педагогической креативности преподавателей в системе дополнительного высшего образования / Т.Г.Мухина // Актуальные проблемы социальной коммуникации / Материалы второй Международной научно-практичской конференции. – Нижний Новгород: НГТУ, 2011. – С. 455 – 457.

28.Мухина, Т.Г. Технология проектирования и конструирования лекции проблемного изложения знаний / Т.Г. Мухина // 12-й Международный научно-практический форум «Великие реки-2010: труды конгресса. В 2т. Т.1. – Н.Новгород: НГАСУ, 2011. – С. 436 – 439.

29.Мухина, Т.Г. Сущность и специфика дополнительного профессионального образования в высшей школе / Т.Г. Мухина // Проблемы многоуровневого образования. Материалы XIV Международной научно-практической конференции: межвуз. темат. сб. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2011. – 242 с.

Учебно-методические пособия, методические рекомендации

30.Мухина, Т.Г. Практикум по дисциплине «Основы профориентологии»: учеб.- метод. пособие для преподавателей / Т.Г.Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2006 – 83 с.

31.Мухина, Т.Г. Практикум по дисциплине «Общие основы педагогики»: учеб. - метод. пособие / Т.Г. Мухина. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2006. – 97 с.

32.Мухина, Т.Г. Методы активного социально-психологического обучения: учеб. - метод. пособие / Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2007. – 60 с.

33.Мухина, Т.Г. Современные педагогические технологии в высшей школе: учеб. - метод. пособие / Т.Г.Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2008. – 32 с.

34.Мухина, Т.Г. Технологии воспитательной работы в высшей школе: учеб.-метод. пособие / Т.Г. Мухина. – Н.Новгород, 2008. – 24 с.

35.Мухина, Т.Г. Программа и содержание педагогической практики студентов, обучающихся по направлению: «Педагогика»: учеб.-метод.пособие / Т.Г.Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2008. – 32 с.

36.Мухина, Т.Г. Рекомендации по выполнению, структуре, содержанию, оформлению, и порядку защиты выпускной квалификационной работы слушателя курсов повышения квалификации «Преподаватель высшей школы»: метод. указания / Т.Г.Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2008. – 24 с.

37.Мухина, Т.Г. Задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогические технологии»: метод. пособие / Т.Г.Мухина. – Н.Новгород, ННГАСУ, 2009. – 24 с.

38.Мухина, Т.Г. Технология организации педагогической практики слушателей дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы»: метод. рекомендации / Т.Г.Мухина. – Н.Новгород, 2009. – 25 с.

39.Мухина, Т.Г. Современные проблемы науки и производства в области педагогики: учебное пособие для обучающихся в магистратуре по направлению 050700.68. «Педагогика» / Т.Г. Мухина. – Новгород: ННГАСУ, 2009. – 59 с.

40.Мухина, Т.Г. Современные проблемы теоретической и прикладной педагогики: учебное пособие для обучающихся в магистратуре по направлению 050700.68. «Педагогика» / Т.Г. Мухина. – Новгород: ННГАСУ, 2009. – 34 с.

41.Мухина, Т.Г. Информационные материалы по педагогике для подготовки студентов к участию в олимпиаде. Часть 1.:метод. рекомендации / Т.Г. Мухина. – Н.Новгород, 2010. – 38 с.

42.Мухина, Т.Г. Информационные материалы по педагогике для подготовки студентов к участию в олимпиаде. Часть 2.:метод. рекомендации / Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2010. – 62 с.

43.Мухина, Т.Г. Профессиональная педагогика: учеб.-метод. пособие / Т.Г. Мухина, Е.Е. Щербакова. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2011. – 32с.

44.Мухина, Т.Г. Инновационные образовательные технологии в высшей школе / Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2011. – 40 с.