- Как антропологический феномен удовольствие принадлежит не только биологическому, но и социально-психологическому, духовному порядку бытия. Способность испытывать удовольствие от определённых объектов формируется в процессе сложного и многогранного взаимодействия с Другим, аккумулируя психологический опыт индивидуальной истории и исторический опыт культуры. Поскольку «понимающее бытие» не может осуществиться вне сферы смыслов, а обретение себя в мире предполагает, среди прочего, определённую чувственно-телесную ориентацию, практики удовольствия должны стать объектом исследования, нацеленного на выявление их семиотического потенциала и позволяющего усмотреть в самом опыте удовольствия экзистенциально значимый феномен, существенно отличный от механического удовлетворения естественных потребностей.
- Феномены удовольствия связаны с трансформацией телесного опыта индивида в ходе передачи культурной традиции и должны рассматриваться в контексте философско-антропологической проблематики в качестве одной из важнейших форм разделённого (совместного) опыта. Благодаря коммуникативной природе практик удовольствия, наследуя традицию и разделяя её с другими, субъект обретает соответствующий опыт осмысленного бытия-в-теле. Анализируя значение этого принципа применительно к индивиду, можно говорить о том, что индивидуальное бытие усваивает определённую культурную форму (в отличие от «нормы», «правила»); описывая те же механизмы применительно к социуму, мы получаем возможность исследовать практики удовольствия в качестве практик согласования эмоционально-поведенческих паттернов. Таким образом, совместный опыт удовольствия представляет собой актуальную для современной «цивилизации досуга» форму «сборки общества».
- Формирование культурно обусловленной способности или неспособности к отдельным видам удовольствия является важным аспектом интеграции телесной самости в процессе становления индивида. С этой точки зрения, культурные стратегии удовольствия могут быть рассмотрены и как дисциплинарные (цивили-зационные) техники, и как «практики себя».
- Практики удовольствия предполагают возможность формирования различных культурных стратегий удовольствия, обусловленных механизмами культурно-антропологической идентификации. Соответственно, культурный регламент практик удовольствия может быть предметом исследования не только в аспекте реализации или блокирования «принципа удовольствия», но и в аспекте выработки дифференцированных стратегий, способов артикуляции идентичности в непосредственном чувственном выборе. Стратегии удовольствия также представляют собой важную форму актуализации единства социума, задействующую механизмы непонятийной коммуникации.
- По отношению к любому историческому типу культуры можно говорить о наличии своеобразного императива заботы об удовольствии (отличного от гедонистической установки). Посредством данного императива разграничиваются приемлемые и неприемлемые практики и получают закрепление в повседневном опыте тела значимые социальные дистинкции. Предлагаемый подход позволяет увидеть, что повседневный опыт поляризуется не по оси «удовольствие - страдание», но по оси «удовольствие - неприятие», каковая имеет определяющее значение для исключения идентификационно не соответствующих практик. Таким образом, заботу об удовольствии можно рассматривать как эффективный механизм инкультурации и социализации.
- Культурно-исторические процессы могут стать предметом философско--культурологического исследования в аспекте вытеснения/инсталляции стратегий удовольствия, являющихся маркерами определённых идентичностей. В частности, как показало исследование, осуществлённое в рамках диссертационной работы, исторически значимый пример семиотизации телесного опыта в контексте становления новых идентичностей представляет собой культура наслаждения вкусом, сложившаяся в период Нового времени. С этой точки зрения, «вкус» представляет собой общезначимую форму индивидуального опыта, усваиваемую в процессе формирования субъекта культуры.
- Специфика гедонистической парадигмы современности (в её отличии от других культурных эпох в истории Запада и России) определяется установкой на мультипликацию и диверсификацию стратегий удовольствия. Это коррелирует с доминирующим идентификационным принципом, позволяющим субъекту культуры соотносить себя одновременно с целым рядом сообществ, исповедующих анто-нимичные системы ценностей.
- Гедонистические императивы современной «цивилизации наслаждения» нельзя трактовать как триумфальное осуществление «принципа удовольствия», поскольку они имеют своей основой историческое отчуждение субъекта от телесности, происходившее в культуре Нового времени (правила этикета, медикализа-ция, дискурс нормы в контексте идеологии рационального потребления и т. д.), и выстраиваются путём перевода феноменов удовольствия из плана означаемого в план означающего (дискурс рекламы).
- Действенную альтернативу императивным дискурсам «цивилизации наслаждения» представляет герменевтика субъекта удовольствия, построенная с учётом символического потенциала соответствующих феноменов. Анализ произведений популярной культуры показывает, что на уровне художественной рефлексии насущным становится вопрос о формах разделённого (совместного) опыта, способствующих научению удовольствию, то есть о соприсутствии в практиках удовольствия значимого Другого, который обеспечивает символическую насыщенность данных практик, благодаря чему субъект может использовать их как «практики себя».
1.Рассадина С. А. Герменевтика удовольствия: Наслаждение вкусом / С. А. Рассадина. СПб.: ИД «Петрополис», 2010. 254 с. 16,3 п. л.
Коллективные монографии
2.Философская антропология: Очерк истории / А. Н. Исаков, Б. В. Марков, В. Ю. Сухачёв и др., в т. ч. С. А. Кириленко (Рассадина) / под ред. Б. В. Марко¬ва, А. Н. Исакова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 384 с. 22,3 п. л., авт. – 0,5 п. л.
3.Новые традиции / А. М. Алексеев-Апраксин, О. А. Довгополова, В. Ю. Тро¬фимов и др., в т. ч. С. А. Рассадина. СПб.: Центр изуч. культуры, ИД «Пет¬рополис», 2009. 372 с. 21 п. л., авт. – 2 п. л.
4.Языки философии / Ю. Н. Солонин, Е. Я. Режабек, Б. В. Марков и др., в т. ч. С. А. Рассадина / под ред. Е. Я. Режабека, Б. В. Маркова, Ю. М. Шилко-ва. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. 446 с. 28 п. л., авт. – 1 п. л.
Статьи в периодических издания, включённых в перечень ВАК
5.Кириленко (Рассадина) С. А. Герменевтика удовольствия // Вестник СПб-ГУ. Сер. 6. Вып. 1. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. С. 70-76. 0,6 п. л.
6.Рассадина С. А. Методология философско-культурологического анализа практик удовольствия // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. Сер. «Философия». № 3 (14). СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008. С. 132-140. 0,5 п. л.
7.Рассадина С. А. Удовольствие как феномен культуры: от этики воздержа¬ния к антропологии идентичности // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Вып. 3. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С. 24-30. 0,6 п. л.
8.Рассадина С. А. Табуированное удовольствие: концепты «грех» и «стыд» в контексте исторической антропологии детства // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Вып. 4. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С. 218-225. 0,7 п. л.
9.Рассадина С. А. Практики удовольствия: «собственное» и «чуждое» в струк¬турах повседневности // Этносоциум и межнациональная культура. № 6 (14). М.: Междунар. изд. центр «Этносоциум», 2008. С. 45-56. 0,6 п. л.
10.Рассадина С. А. Практики удовольствия как основание для трансформа¬ции культурной идентичности в обществе потребления // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Вып. 2. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. С. 384-390. 0,6 п. л.
11.Рассадина С. А. Онтогенез способности к удовольствию как предмет междисциплинарного исследования // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Вып. 1. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. С. 230-236. 0,6 п. л.
12.Рассадина С. А. К вопросу о символических основаниях способности к удовольствию: философско-антропологический ракурс проблемы // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Вып. 4. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. С. 213-220. 0,7 п. л.
13.Рассадина С. А. Самость, тело, Другой: модусы взаимодействия в практи¬ках удовольствия // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. Сер. «Философия». № 2. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. С. 151-159. 0,5 п. л.
Избранные статьи в других изданиях
14.Кириленко (Рассадина) С. А. Наслаждение вкусом // Studia culturж. Альма¬нах каф. филос. культуры и культурологии и Центра изуч. культуры. филос. фак-та СПбГУ. Вып. 1. СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2001. С. 93-107. 0,8 п. л.
15.Кириленко (Рассадина) С. А. Культурная унификация в сфере питания как отражение функционализации телесного опыта // Studia culturж. Альманах каф. филос. культуры и культурологии и Центра изуч. культуры филос. фак-та СПб-ГУ. Вып. 3. СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2002. С. 111-125. 0,8 п. л.
16.Кириленко (Рассадина) С. А. Доклад в рамках круглого стола «Стратегии удо-вольствия» (СПбГУ, 4 декабря 2002 г.) // Studia culturж. Альманах каф. филос. культуры и культурологии и Центра изуч. культуры филос. ф-та СПбГУ. Вып. 4. СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2002. С. 208-212. 0,4 п. л.
17.Кириленко (Рассадина) С. А. Гастрономия туризма // Культурное простран¬ство путешествий. Мат-лы науч. форума. СПб.: Центр изуч. культуры филос. ф-та СПбГУ, 2003. С. 351-352. 0,2 п. л.
18.Кириленко (Рассадина) С. А. Забота об удовольствии // Феномен удоволь¬ствия в культуре. Мат-лы междунар. форума. СПб.: Центр изуч. культуры филос. ф-та СПбГУ, 2004. С. 155-157. 0,4 п. л.
19.Кириленко (Рассадина) С. А. Самоопределение субъекта культуры в эпоху глобализации // Глобальное пространство культуры. Мат-алы междунар. форума. СПб.: Центр изуч. культуры филос. ф-та СПбГУ, 2005. С. 184-186. 0,4 п. л.
20.Рассадина С. А. К вопросу об эмоциональном восприятии музыкального текста // Музыкальное образование в России – 1918-2008. Тезисы межвуз. науч.-практ. конф. М.: МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2008 С. 16-19. 0,3 п. л.
21.Рассадина С. А. Повседневная культура в эпоху массового потребления // Инновационные аспекты культурной политики в России. Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. СПБ.: Астерион, 2008. С. 178-181. 0,4 п. л.
22.Рассадина С. А. Знаки удовольствия: заметки к истории рекламы // Знаковое пространство культуры XX-XXI в. в комплексных гуманитарных исследованиях. Мат-лы междунар. науч. конф. Вып. 6. Киров: Изд-во ВятГУ, 2008. С. 33-38. 0,4 п. л.
23.Рассадина С. А. «О вкусной и здоровой пище»: гастрономия советской эпохи // Советская культура: Проблемы теоретического осмысления. Мат-лы междунар. науч. конф. СПб.: ИД «Петрополис», 2008. С. 161-164. 0,4 п. л.
24.Рассадина С. А. «Небытие есть…», или Радость прощания. Эмоциональ¬ный подтекст поминальных практик // Парадигма. Филос.-культуролог. аль¬манах. Вып. 10. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С. 141-149. 0,4 п. л.
25.Рассадина С. А. Герменевтика чувственного опыта в зеркале художественного авангарда. Проблема интерсубъективности // Альманах современной науки и об¬разования. Сер. «Историч. науки, филос. науки, искусствоведение, культурология, полит. науки, юрид. науки и методика их преподавания». № 6 (13). Ч. 2. Тамбов: Изд-во «Грамота», 2008. С. 159-162. 0,4 п. л.
26.Рассадина С. А. Практики удовольствия как форма со-бытия с Другим // Личность и бытие: Субъектный подход. Мат-лы науч. конф. М.: Изд-во «Ин-т психол. РАН», 2008. С. 547-550. 0,3 п. л.
27.Рассадина С. А. Ритуализация практик удовольствия в обществе потребления // Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве совре-менного мира. Мат-лы Всерос. науч. конф. В. Новг.: НовГУ, 2008. С. 290-292. 0,3 п. л.
28.Рассадина С. А. Власть и удовольствие: семиозис повседневности в советской живописи // Образы и символы власти в русском искусстве: история и современ¬ность. Мат-лы междунар. науч. конф. Киров: Изд-во ВятГУ, 2008. С. 149-157. 0,6 п. л.
29.Рассадина С. А. Голод и наслаждение // Парадигма. Филос.-культуролог. альманах. Вып. 11. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С. 138-150. 0,7 п. л.
30.Рассадина С. А. Буддийская антропология и развитие западных психотерапев-тических практик // XIII-XIV Всерос. конф. «Философии Вост.-Азиатск. рег. и со¬временная цивилизация»: мат-лы. Ч. 2. М.: Ин-т ДВ РАН, 2008. С. 66-70. 0,3 п. л.
31.Рассадина С. А. Гедонистический текст Петербурга // Санкт-Петербургкак эсте-тический феномен. Сб. ст. СПб.: С.-Петерб. филос. об-во, 2009. С. 283-291. 0,5 п. л.
32.Рассадина С. А. Экзистенциальная диалектика эротического и танатогра-фического дискурса в романе М. Арцыбашева «Санин» // Берестень: филос/-культурол. альманах. № 1 (3) 2009. В. Новг.:НовГУ, 2009. С. 238-244. 0,5 п. л.
33.Рассадина С. А. «Цивилизация наслаждения»: парадоксальный вызов современности // Человек в перспективах цивилизационного развития. Сб. науч. ст. Саратов: ИД «Марк», Изд-во «Кубик», 2009. С. 107-111. 0,4 п. л.
34.Рассадина С. А. Практики удовольствия как фактор культурной иденти¬фикации. Культура вкуса // Человек как творец и творение культуры. Сб. ст. СПб.: СПБГУ, ф-т филос. и политол., 2009. С. 337-345. 0,5 п. л.
35.Рассадина С. А. Музеефикация повседневных практик как отражение постмо-дернистского жизненного проекта // Культурное наследие в ситуации постмодерн. Мат-лы докл. и выступл. науч. конф. СПб.: СПбГУ, ВВМ, 2009. С. 161-166. 0,4 п. л.
36.Рассадина С. А. Практики удовольствия в контексте культуры: перспектива фи-лософско-культурологического исследования // Философия в контексте культуры. Сб. тр. Межрег. науч.-практ. конф. Брянск: БГУ; Курсив, 2009. С. 145-153. 0,4 п. л.
37.Рассадина С. А. Телесная идентичность и повседневные практики в кон-тексте глобализации // Трансформации культуры в глобальном информаци¬онном обществе. М.: Изд. Нац. ин-та бизнеса, 2009. С. 68-77. 0,6 п. л.
38.Рассадина С. А. Истина и удовольствие: от профилактики пресыщения к дискурсу соблазна // От пира к посту: трансформации культурных практик от Античности к Средним векам (Verbum. Вып. 11) / ред. О.Э. Душин, И.И. Евлам-пиев. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. С. 17-25. 0,5 п. л.
39.Рассадина С. А. Праздничность в обществе потребления: коммерческий рас¬чёт vs. новая традиционность // Праздник в пространстве современной городской культуры: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург: УрГУ. 0,5 п. л.
40.Рассадина С. А. «Сад наслаждений»: приватные страницы ориентализма // Studia culturae. Альманах каф. культурол. и Центра изуч. культуры филос. ф-та СПбГУ. Вып. 10. СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2010. С. 114-128. 0,9 п. л.
41.Рассадина С. А. Проблема «культурного наследия» в контексте трансфор¬мации структур повседневности // Искусство памяти: воспитание националь¬но-культурного сознания молодёжи: Сб. науч. ст. межрег. науч.-метод. конф. СПб.: о-во «Знание», 2011. С. 57-63. 0,4 п. л.
42.Рассадина С. А. Некоторые особенности гедонистического дискурса со-временности // Философия в контексте культуры: Сб. тр. II Межрег. науч.-практ. конф. Брянск: Курсив, 2011. С. 218-223. 0,4 п. л.
43.Рассадина С. А. Историческая трансформация практик удовольствия как предмет междисциплинарных исследований // Историческая наука сегодня: Тео¬рии, методы, перспективы / ред. Л. П. Репина. М. ЛКИ, 2011. С. 438-451. 0,8 п. л.
Редактируемые сборники
44.Феномен удовольствия в культуре. Мат-лы междунар. форума / отв. ред. С. А. Кириленко (Рассадина). СПб.: Центр изуч. культуры, 2004. 390 с. 22,8 п. л.
45.Глобальное пространство культуры. Мат-лы междунар. форума / отв. ред. С. А. Рассадина. СПб.: Центр изуч. культуры, 2005. 526 с. 30 п. л.