Научная тема: «СТАНОВЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ РУС-СКОГО ГЛАГОЛА В ДЕТСКОЙ РЕЧИ»
Специальность: 10.02.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Развитие грамматической системы в речи ребенка происходит на протяжении четырех периодов. Схема периодизации строится на основе анализа уровня развития глагольного формообразования и лексики. Основные этапы совпадают с изменениями в развитии значений и форм грамматических категорий глагола: 1) доглагольный период; 2) период аналогий (формовоспроизводство); 3) период развития продуктивности (формопроизводство); 4) период усвоения грамматической нормы  и периферийных правил.
  2. Развитие личных форм глагола и становление грамматических категорий глагола) происходит ступенчатым путем - от начала их восприятия и до формирования их конвенциональных эквивалентов. Это ступенчатое построение может быть представлено следующим образом:   единичные формы; группы форм; ряды форм; группы рядов; объединенная система форм и их значений (то есть грамматическая категория).
  3. Усвоение глагольного вида тесно связано со становлением когнитивных представлений «процесс-результат», развитием лексикона, уточнением лексического значения глаголов и появлением способов действия. План содержания категории вида усваивается на самых ранних этапах, о чем, кроме всего прочего, свидетельствует почти полное отсутствие ошибок в выборе форм вида. План выражения формируется месяцами и даже годами «ступенчатым образом» (piece-meal manner) на основе постепенного овладения употреблением видовых пар и становления общей языковой компетенции (усвоения нормы).
  4. У категории времени наблюдается несколько другое направление развития. План выражения усваивается очень рано (этому способствует «легкий» для усвоения тип маркировки временных различий), а становление плана содержания длится месяцы. Вначале дети обозначают только локализованные во времени ситуации речи действия, постепенно связь с моментом говорения ослабляется и разрывается. К концу анализируемого периода дети уже могут оперировать всеми временными значениями и их подтипами.
  5. Усвоение категории лица (сюда же примыкает и число) характеризуется двухступенчатостью. Ребенок вначале осваивает формы 3-го и 1-го лица и далее строит из них оппозитивный ряд форм, которые можно назвать продуктивными и организованными в детской грамматике. Позже к этому ряду достраиваются формы 2-го лица, которые постепенно «выводят» категорию лица к конвенциональному наполнению формами всех трех лиц. Категория числа в глагольных формах настоящего и будущего времени неразрывно связана с категорией лица. Так как при формировании глагольных оппозиций лицо является «ведущим», а число - «ведомым» членом в этой связке, категория числа не может рассматриваться как самостоятельно усваиваемая категория в формах лица.
  6. Ошибки в спонтанной детской речи подразделяются на две группы в зависимости от того, какую часть морфологической системы они затрагивают: флексия (или маркер глагольной категории) и основа, выбранная для образования какой-либо формы. Исследование стратегии исправлений (или реформуляций) взрослыми ошибок детей выявило изменения, связанные с возрастом детей и с типом этих ошибок. На первых, самых ранних, стадиях онтогенеза взрослые не поправляют детские неверные формы, а переспрашивают ребенка о пропозиции высказывания, используя наводящие вопросы. Позже, когда дети начинают употреблять личные формы, взрослые последовательно дополняют их (в случае использования инфинитива вместо конструкции «инфинитив + вспомогательный глагол») или исправляют неверные формы. При этом ошибки в координации подлежащего и сказуемого чаще всего не корректируются. Взрослые по-разному реагируют на неверные употребления глагольных форм (ошибки в выборе флексий) и неверные образования внутри глагольной основы, выбранной для образования какой-либо формы. 
  7. Употребление детьми инфинитивов (так называемых опциональных инфинитивов) вместо личных форм глагола связано с периодом, когда ребенок лишь извлекает личные формы глагола из своего «инфлектикона» (так же, как он извлекает слова из лексикона). Опциональные инфинитивы употребляются в расширенной сфере неконвенциональных для нормативной речи контекстов. Изменения в употреблении опциональных инфинитивов могут служить одним из критериев полноты усвоения глагольных категорий и уровня развития всей грамматической системы ребенка в целом. Как только дети начинают продуктивную деятельность по конструированию (глагольной и именной) парадигмы, количество опциональных инфинитивов сокращатся до минимума и исчезает. 
  8. Ошибки в употреблении личных форм глагола и инновации можно поставить в зависимость от стадии развития морфологических категорий глагола и, соответственно, от уровня развития грамматической системы глагола. На ранних этапах онтогенеза, в период формовоспроизводства и в начале периода формопроизводства, дети употребляют личные формы глагола в неверных контекстах. Инновации формообразования появляются позже, свидетельствуют о продуктивной деятельности детей, об их «формотворчестве» и являются показателем степени усвоения правил глагольного формообразования.
  9. Результаты эксперимента, направленного на выявление восприятия нерезультативных и результативных ситуаций, обозначаемых глаголами несовершенного и совершенного вида, показали, что (а) в комбинациях «глагол СВ и результативное действие» (конкретно-фактическое значение) и «глагол НСВ и результативное действие» (обобщенно-фактическое значение) дети с самого раннего возраста правильно демонстрируют конвенциональную (взрослую) реакцию, (б) большая часть детей в возрасте от четырех до шести лет ошибочно отвечает на вопрос, относящийся к нерезультативной (не доведенной до результата, но окончившейся) ситуации и содержащий глагол НСВ. Понятие предела и обозначение его глаголами СВ на самых ранних этапах онтогенеза может быть ограничено (или специфицировано) так называемым внешним пределом.
  10. Рассмотренные характеристики инпута (количество высказываний с глаголами, распределение инфинитива, императива и личных форм глагола среди общего количества учтенных высказываний с глаголами, распределение форм 1, 2 и 3-го лица среди всех личных форм глагола и местоимений 1, 2 и 3-го лица среди всех учтенных местоимений) остаются относительно неизменными на трех выделенных нами стадиях онтогенеза - формопроизводства, формовоспроизводства и усвоения нормы (развития продуктивности). Дети, в целом перенимая основные пропорциональные соотношения глагольных высказываний и глагольных форм инпута, тем не менее выстраивают свою собственную стратегию в употреблении глагольных высказываний, глагольных форм и личных местоимений, не всегда зеркально отражающих их инпут.
Список опубликованных работ
Монография:

1. Гагарина Н.В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи. – СПб.: Наука, 2008. – 275 с. (17,2 п.л.).

Научные статьи, опубликованные в ведущих периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

2.Гагарина Н.В. Категория инфинитива в детской речи (на мате-риале русского языка) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 10 (59) [март]. – С. 94-98 (0,38 п.л.).

3.Гагарина Н.В. Личные формы русского глагола, развитие гла-гольной парадигмы и продуктивность в детской речи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 10 (59) [март]. – С. 99-106 (0,62 п.л.).

4.Гагарина Н.В. Этапы развития глагольных форм в детской речи // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2008. – № 2 (12) [апрель]. – С. 155-165 (0,64 п.л).

5.Гагарина Н.В. Ошибки в употреблении глагольных форм при усвоении детьми русского языка // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2008. – № 4 (16) [сентябрь]. – С. 152-167 (0,78 п.л.).

6.Гагарина Н.В. Восприятие видов глагола в русском языке: экспериментальное исследование // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2008. – № 4 (16) [сентябрь]. – С. 167-171 (0,19 п.л.).

7.Гагарина Н.В. К вопросу о принципах анализа грамматических категорий и глагольных форм в детской речи // Сибирский филологический журнал. – 2008. – № 4 [сентябрь]. – С. 173-181 (0,59 п.л.).

8.Гагарина Н.В. Формирование грамматических категорий вида и времени, лица и числа на ранних этапах речевого онтогенеза // Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований. – 2008. – Том III. (3) [октябрь]. – С. 7-64 (2,9 п.л.).

Разделы в коллективных монографиях и статьи, опубликованные в сбор-никах научных трудов и периодических изданиях:

9.Dressler, U., Kilani-Schoch, M., Gagarina, N., Pesta,l L., and Pöchtrager, M. On the Typology of Inflection Class Systems // Folia Linguistica. – 2006. – XL/1-2 – P. 51-74 (1,5 п.л. / 0,36 п.л.).

10.Гагарина Н. В. Начальные стадии формирования глагольной парадигмы в речи ребенка // Речь ребенка: ранние этапы. Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике / Отв. ред. С. Н. Цейтлин. – СПб.: ИПК «Бионт». – 2000. – С. 94-105 (0,85 п.л.).

11.Гагарина Н. В. Современные теории онтолингвистики о виде и времени глагола: противоречия и пути их разрешения // Исследования по языкознанию. Сборник статей к 70-летию чл.-кор. РАН А.В. Бондарко / Отв. ред. С. А. Шубик. – СПб.: Изд-во СПГУ. – 2000. – С. 337-347 (0,83 п.л.).

12.Гагарина Н. В. Становление функционально-семанического поля аспектуальности в детской речи // Семантические категории в детской речи / Отв. ред. С. Н. Цейтлин. – СПб.: Нестор-История. – 2007. – С. 18-40 (1,39 п.л.).

13.Gagarina, N. The acquisition of aspectuality by Russian children: the early stages // ZAS Papers in Linguistics. – 2000. – № 15. – P. 232-246 (1,09 п.л.).

14.Gagarina, N. Early verb development in one Russian-speaking child // ZAS Papers in Linguistics. – 2000. – № 18. – P. 143-162 (1,21 п.л.).

15.Gagarina, N. Productivity of the verbal inflectional classes (the case of Russian) // Future Challenges for Natural Linguistics / Edited by K. Dziubalska-Kolaczyk and J. Weckwerth. – München: Lincom, 2002.  P. 153-164 (0,82 п.л.).

16.Gagarina, N. Thoughts on optional infinitives [in Russian] // Linguistics by heart: Web-fest for Horst-Dieter Gasde / Edited by D. Hole, P. Law and N. Zhang. – Berlin: Zentrum für Allgemeine Sprachwissenschaft (ZAS). – 2002.  P. 1-23 (1,42 п.л.).

17.Gagarina, N., Voeikova, M. and Gruzincev, S. New version of morphological coding for the speech production of Russian children (in the framework of CHILDES) // Investigations into Formal Slavic Linguistics. Contributions of the Fourth European Conference on Formal Description of Slavic Languages / Edited by P. Kosta, J. Blaszczak, J. Frazek, L. Geist and M. Zygis. – Frankfurt am Main: Peter Lang. – 2002.  P. 243-258 (0,88 п.л. / 0,44 п.л.).

18.Gagarina, N. The early verb development and demarcation of stages in three Russian-speaking children // Development of Verb Inflection in First Language Acquisition: A Cross-Linguistic Perspective / Edited by D. Bittner, W. U. Dressler and M. Kilani-Schoch. – Berlin: de Gruyter. – 2003.  P. 131-169 (1,83 п.л.).

19.Gagarina, N. Does the acquisition of aspect have anything to do with the acquisition of aspectual pairs? // ZAS Papers in Linguistics. – 2004. – № 33. – P. 39-61 (1,56 п.л.).

20.Gagarina, N. and Bittner, D. On correlation between the emergence of finite verbs and the development of utterances in Russian and German // ZAS Papers in Linguistics. – 2004. – № 33. – P. 13-38 (1,77 п.л. / 0,88 п.л.).

21.Dressler, U., Dziubalska-Kolaczyk, K., Gagarina, N. and Kilani-Schoch, M. Reduplication in language acquisition // Studies on Reduplication / Edited by B. Hurch. – 2005. – Berlin: de Gruyter. – P. 455-474 (1,20 п.л. / 0,30 п.л.).

22.Gagarina, N. and Guelzow, I. Introduction // The acquisition of verbs and their grammar. The effect of particular languages / Edited by N. Gagarina and I. Guelzow. – Dordrecht: Springer. – 2006. – P. 1-11 (0,74 п.л. / 0,37 п.л.).

23.Guelzow, I. and Gagarina, N. Analytical and synthetical verb constructions in Russian and English child language // The acquisition of verbs and their grammar. The effect of particular languages / Edited by I. Guelzow and N. Gagarina. – Dordrecht: Springer. – 2006. – P. 229-259 (1,78 п.л. / 0,89 п.л.).

24.Gagarina, N., Armon-Lotem, S. and Gupol, O. Developmental variation in the acquisition of L1 Russian verb inflection by monolinguals and bilinguals // BUCLD 31 Proceedings Supplement / Edited by H. Caunt-Nulton, S. Kulatilake and I.-H. Woo. – Boston: Boston University Press. – 2007. – P. 1-11 (0,80 п.л. / 0,27 п.л.).

25.Gagarina, N. What happens when adults frequently use infinitives? // Frequency effects in language acquisition / Edited by I. Guelzow and N. Gagarina. – Berlin: de Gruyter. – 2007. – P. 205-233 (1,48 п.л.).

26.Gagarina, N. Gestufte nature of aspectual pairs // Aspekte, Kategorien und Kontakte slavischer Sprachen. Festschrift für Volkmar Lehmann zum 65. Geburtstag / Edited by B. Brehmer, K. B. Fischer and G. Krumbholz. –2008. – P. 161-172 (0,62 п.л.).

Материалы докладов, опубликованные в сборниках международных и всероссийских научных и научно-практических конференций, кон-грессов, симпозиумов:

27.Гагарина Н. В. Этапы развития грамматической системы языка в зеркале освоения грамматики глагола (опыт предварительного анализа) // Теоретические проблемы функциональной грамматики: Материалы Всероссийской научной конференции (Санкт-Петербург, 26-28 сентября 2001 г.).  СПб.: Наука. – 2001. – С. 260-271 (0,80 п.л.).

28.Гагарина Н. В. Опциональные инфинитивы в детской речи // Языковые средства в системе, тексте и дискурсе. Материалы международной научной конференции, посвященной памяти А.Н. Гвоздева (Самара, 25-27 ноября 2002 г.).  Самара: Изд-во СамГПУ.  С. 176-179 (0,29 п.л.).

29.Гагарина Н. В. Видо-временные формы и их значение в детской речи (на материале русского языка) // Детская речь как предмет лингвистического исследования: Материалы межвузовской научной конференции (Санкт-Петербург, 31 мая – 2 июня 2004 г.). – СПб.: Наука. – 2004.  С. 40-41 (0,06 п.л.).

30.Гагарина Н. В. Мяч или Ball? Выбор первых слов русско-немецким билингвом // Детское двуязычие: Материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 3-5 октября 2005 г.). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена.  2005.  С. 13-15 (0,14 п.л.).

31.Гагарина Н. В. Частотные формы в речи взрослых и детей: случайная связь? // Онтолингвистика: некоторые итоги и перспективы: Материалы конференция по детской речи, посвященной 15-летию основания кафедры детской речи / Отв. ред. С. Н. Цейтлин. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, 27-28 марта 2006 г.).  СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена.  2006.  С. 33-39 (0,37 п.л.).

32.Гагарина Н. В. Первые местоимения в детской речи (на материале данных русской речи двух детей: билингва и монолингва) // Акту-альные проблемы развития речи и лингвистического образования детей: Материалы II-ой международной научно-практической конференции (Орел, 27-28 апреля 2006 г.).  Орел: Картуш.  2006.  С. 126-129 (0,24 п.л.).

33.Gagarina, N. The acquisition of inflectional verb morphology by German and Russian children. IXth Congress of the International Association for the Study of Child Language Conference, 16-21 July 2002.  Madison.  P. 129 (0,08 п.л.).

34.Dressler, U., Kilani-Schoch, M., Gagarina, N., Pestal, L. and Pöch-trager M. On the typology of inflection class systems. 11th international Morphology meeting, 14-17 February 2004. – Vienna. – P. 44 (0,07 п.л.).

35.Gagarina, N. Frequency effects in language acquisition. DGfS Confer-ence, 25-26 February 2005. – Köln. – P. 62 (0,07 п.л.).

36.Gagarina, N., Armon-Lotem, S. and Gupol, O. A story of errors: Inflections in the Russian verbal system of Russian-Hebrew sequential bilinguals and Russian monolinguals. Xth Congress of the International Association for the Study of Child Language Conference, 25-29 July 2005. – Berlin. – P. 204 (0,08 п.л. / 0,03 п.л.).

37.Gagarina, N. Salience as a factor in models of language acquisition. Xth Congress of the International Association for the Study of Child Lan-guage Conference, 25-29 July 2005. – Berlin. – P. 121 (0,08 п.л.).

38.Gagarina, N. Adult’s reformulations of errors in child Russian. 12th international Morphology meeting, 25-28 Mai 2006. – Budapest. – P. 161 (0,08 п.л.).

39.Gagarina, N. An aspect brainteaser in Russian: how do children and adults solve it? Second International “Perspectives on Slavistics” Conference, 21-24 September 2006. – Regensburg. – P. 28-30 (0,10 п.л.).