- Выявленная административно-территориальная структура организации миссионерской деятельности на юге Западной Сибири отражает не только целенаправленную христианизацию, но и последовательный процесс культурно-цивилизационных преобразований кочевых народов региона.
- Базовыми составляющими исторического административного деления и управления на территории Юго-Западной Сибири в границах деятельности Алтайской миссии явились миссионерские отделения, миссионерские станы и миссионерские селения, монастырские комплексы.
- Система храмовых сооружений, созданная в регионе миссионерской деятельностью Русской православной церкви на рубеже ХIХ - нач. ХХ вв. имела существенные отличительные черты, а именно: вписанность в живописный природный ландшафт (берег реки, возвышенность, удаленность от селитебной зоны), использование природных строительных материалов (кедра, лиственницы, сосны и пихты), учет опыта местного крестьянского строительства.
- Архитектурно-художественный образ объемных композиций храмов на территории деятельности Алтайской духовной миссии формировался на основе обращения к опыту народной жилой архитектуры и образцовым проектам церковного зодчества второй половины ХIХ - начала ХХ вв., а также под влиянием местных художественных вкусов и пространственного мышления мастеров-строителей.
- Строительство храмов на территории Горного Алтая, Шории, Хака сии, включая главные центры Бийск, Улала (совр. Горно-Алтайск), Чемал и другие селения, осуществлялось в соответствии с единой технической и сти левой основой.
- Выявленная уникальная для церковной истории специфика комбинированного использования зданий для различных функциональных предназначений (молитвенный дом - миссионерская школа, жилой дом священнослужителя - приют, больница - приют и т.п.) является характерной чертой миссионерской строительной деятельности в регионе Юго-Западной Сибири.
- Авторская методика получения геометрических характеристик, количественных и качественных характеристик архитектурного объекта по одиночному фотоизображению, рисунку, чертежу или материальному фрагменту (фундамента, балки, карниза, декоративного элемента), а также трехмерные компьютерные модели первоначального облика зданий позволяют выдвинуть концепцию музеефикации, учета и сохранения уникального историко-культурного наследия региона.
- Храмовая архитектура народов Юго-Западной Сибири XIX - нач. XX вв. является социально-художественным наследием, приобретенным в процессе христианизации и перехода от кочевого к оседлому образу жизни. Поэтому важно восстановить первоначальный образ и общую панораму материальных памятников деятельности православной духовной миссии.
- Традиционный характер церковного зодчества коренных народов Юго-Западной Сибири XIX - начала XX вв. подтверждается сохранением канонических и образных основ храмостроительства. Преемственность и сохранение традиций зодчества реализуется в сложном процессе взаимодействия представителей различных культур и этносов.
- Выявленные и изученные памятники характеризуются универсальностью, так как содержат, кроме искусствоведческого знания, информацию историко-археологического, этнического, культурологического, этнографического, религиозного и т.п. характера.
1. Вергунов Е.Г., Крейдун Ю.А., Постнов А.В. Информационное обеспечение полевых археологических и этнографических исследований методами археологической геодезии // Ползуновский вестник. – Барнаул, 2004. – №3. – С.42-51 (авторский вклад 35%).
2.Крейдун Ю.А., Жилин С.И., Васильев А.А. Построение пространственных моделей утраченных архитектурных памятников по одиночным изображениям // Ползуновский вестник. – Барнаул, 2004. – №3. – С.83-88 (авторский вклад 35%).
3.Крейдун Ю.А. Иконостасы первых миссионерских храмов Алтайской духовной миссии // Мир науки, культуры, образования. – №1(13). – 2009. – С.87-89.
4.Крейдун Ю.А. Комплекс Бийского архиерейского дома и катехизаторского училища // Мир науки, культуры, образования. – №3(15). – 2009. – С.39-42.
5. Крейдун Ю.А., Шарова Е.В. Архитектура и история строительства храма Всемилостивого Спаса в Улале // Мир науки, культуры, образования. – № 5 (17 ). – 2009. – С.71-74 (авторский вклад 50%).
6.Крейдун Ю.А. К теоретической реконструкции планировочной структуры центрального миссионерского стана в с. Улале (совр. г. Горно-Алтайск) // Мир науки, культуры, образования. 2009. – № 7(19), – Ч.2. – С. 71-75.
7.Крейдун Ю.А. Майминский Духосошественский храм – первое каменное миссионерское строение на Алтае // Мир науки, культуры, образования. – № 6(25). – 2010. – С.45-49.
8. Крейдун Ю.А. Архитектурно-строительные особенности современных православных храмов Горно-Алтайска // Известия Алтайского государственного университета. – Барнаул, 2010. – № 2/2 (66) – С. 138-144
9. Крейдун Ю.А. Походные храмы Алтайской духовной миссии / Антропологический форум. – Спб., 2011. - № 14 online. – С.116-121 / Режим доступа: http://anthropologie. kunstkamera.ru/07/14online/.
Монографии:
10.Крейдун Ю.А. Алтайская духовная миссия в 1830 – 1919 годы: структура и деятельность. – М.: ПСТГУ, 2008. – 200 с., ил. (13,5 п.л.)
11.Крейдун, Ю.А. Храмы Горно-Алтайска и его предместий в ХХ – начале XXI в. : монография. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2010. – 202 с. + 48 c.: цв. ил. (17,5 п.л.)
12.Крейдун Ю.А. Бийский Архиерейский дом. История и архитектура. – Бийск: Издательский дом «Бия»; Издательство Алт. гос. техн. ун-та, 2010. – 90 с., ил. (5,5 п.л.)
13.Крейдун, Ю.А. Материалы к жизнеописанию священномученика Никиты (Прибыткова) / Сост. Ю.А. Крейдун. – Барнаул: Миссионерский отдел Барнаульской епархии, 2003. – 64 с., ил. (3,5 п.л.)
Статьи в других изданиях:
14.Крейдун Ю.А., Скворцова Т.В. План миссионерских построек архимандрита Макария (Глухарева) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: Сб. науч. ст. Всероссийской научно-практической конференции. – Вып. XII. – Барнаул: Изд-во “Азбука”, 2001. – С.262-267 (авторский вклад 50%).
15.Крейдун Ю.А. Первый каменный храм в Горном Алтае // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: Сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. – Барнаул: Изд-во “Азбука”, 2001. – Вып. XII. – С. 267–270.
16.Крейдун Ю.А. «Патмос» в Горном Алтае (из истории первого миссионерского храма в Чемале) // Образование и социальное развитие региона. – Барнаул: изд-во АГУ, 2001. – № 3-4. – С.78-82.
17.Крейдун Ю.А. Деятельность архимандрита Макария на Алтае // История Православия на Алтае: Сб. науч. ст. / Ред.-сост. Ю.А. Крейдун, К.Н.Метельницкий. – Барнаул, 2001. – С.11-21.
18.Крейдун Ю.А. Бийский Архиерейский дом и Катехизаторское училище. – Барнаул: Изд-во Азбука, 2001. – 40 с.
19.Крейдун Ю.А. Часовня св. Александра Невского в Барнауле // Актуальные вопросы истории Сибири / Третьи научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина: Сб. науч. ст. Всероссийской конференуии, 5-6 октября 2001г. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – С. 338-340.
20.Крейдун Ю.А. Первый миссионерский стан на Алтае // Алтайский архивист. – Барнаул, 2002. – № 2(4). – С.189-194.
21.Крейдун Ю.А., Шарова Е.В. 135 лет со дня закладки часовни Александра Невского на Московском (ныне Ленинском) проспекте / Барнаульский хронограф, 2003 год: Календарь знаменат. и памят. дат. – Барнаул: ГИПП «Алтай», 2002. – С. 19-21 (авторский вклад 50%).
22.Крейдун Ю.А. Деятельность архимандрита Макария (Глухарева) по обустройству первых миссионерских станов на Алтае // Макарьевские чтения: Сб. науч. ст. / Отв. ред. В.Г. Бабин, С.К. Носов. – Горно-Алтайск, 2002. – С.10-14.
23. Крейдун Ю.А., Шарова Е.В. К вопросу о воссоздании точного облика часовни св. Александра Невского в Барнауле // Проблемы и перспективы развития градостроительства, архитектуры и архитектурного образования в Сибири. Всероссийская научно-техническая конференция, 11 февраля 2002 г. - Новосибирск: Изд-во Новосибирской Архитектурно- Художественной академии, 2002. - С. 97-99 (авторский вклад 50%).
24.Крейдун Ю.А. Возникновение Алтайской духовной миссии // «К Свету»: Православный Алтай: небесный покров и земной подвиг: Альманах. – Вып. XX. – М., 2002. – С. 42-43.
25.Крейдун Ю.А., Волков П.В. О месте могилы писателя и священника М.В.Чевалкова // Горный Алтай: Исторический сборник. – Вып.6. – Горно-Алтайск – Бийск: «Универ-принт», 2002. – С.15-19 (авторский вклад 50%).
26.Крейдун Ю.А. 120 лет со времени первого набора учащихся в Бийское миссионерское катехизаторское училище // Страницы истории Алтая. 2003 г.: Календарь памятных дат. – Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2003. – С.117-123.
27.Крейдун Ю.А. Пребывание архимандрита Макария (Глухарева) на Алтае // Горный Алтай. Исторический сборник. Вып.7. – Горно-Алтайск – Бийск: «Универ-принт», 2003. с.37-45
28.Крейдун Ю.А. О создании Улалинской женской общины на Алтае // Этнография Алтая и сопредельных территорий: Сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. Вып.5. / Под ред. М.А.Демина, Т.К.Щегловой. – Барнаул: Изд-во Барнаульского гос. пед. ун-та, 2003. – С.15-17.
29.Крейдун Ю.А. Остатки миссионерских храмовых построек сер. XIX – нач. XX в. на территории Горного Алтая // Макарьевские чтения: Сб. науч. ст. второй междунар. конф. (21-22 ноября 2003 года) / Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2004. – С. 67–77.
30.Крейдун Ю.А. К вопросу о периодизации деятельности Алтайской духовной миссии // Избранные страницы: Клубу любителей алтайской старины 15 лет. – Барнаул: РИО АКУНБ, 2004. – С.133-141.
31.Кочубей К.С., Крейдун Ю.А. Алтайская духовная миссия и первая мировая война // "...За род свой, за Отечество...": Материалы науч. конф. – Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 2004. – С.39-43 (авторский вклад 50%).
32.Крейдун Ю.А. К истории миссионерской деятельности на юге Алтая // Ефремовские чтения-I: Сб. науч. ст. региональной научно-практической конференции. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. – С. 49-53
33.Крейдун Ю.А. Улалинские миссионерские школы // Макарьевские чтения: Сб. науч. ст. третьей международной конференции (21-22 ноября 2004 года) / Отв. ред. В.Г.Бабин. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2004. – С. 15-22.
34.Крейдун Ю.А. Алесандро-Невский скит Алтайской духовной миссии // Залесовское причумышье: Очерки истории и культуры. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. – С. 90-97.
35.Крейдун Ю.А. Православная миссия на Алтае: история и современность / Церковное предание и святоотеческое наследие: XII Международные Рождественские образовательные чтения. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ, 2004. – С.151-172.
36.Крейдун Ю.А. «Командировка» сиблага у бома Коркечу на строительстве Чуйского тракта – место мученического подвига иеромонаха Киприана (Нелидова) / Невинно убиенные. О сталинских репрессиях духовенства на Алтае. – Барнаул-Бийск, 2004. – С.221-230.
37. Крейдун Ю.А., Расова Н.В. Организация миссионерских учреждений в Сибири // Вестник алтайской науки: Культура. – Барнаул, 2005. – Вып.1. – С.56-61 (авторский вклад 50%).
38. Крейдун Ю.А. Монастыри Алтая // История Алтайского края. XVIII-XX вв.: Науч. и документ. материалы / Редкол. Т.К.Щеглова (отв. ред.), А.В. Контев. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. – С.108-154.
39.Крейдун Ю.А. Улалинский миссионерский стан как центр духовного просвещения в Горном Алтае XIX – нач. XX веков // Макарьевские чтения: Сб. науч. ст. четвертой междунар. конф. (21-22 ноября 2005 г.) / Отв. ред. В.Г.Бабин. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005. – С.13-23.
40.Крейдун Ю.А., Шарова Е.В. Никольский Собор Улалинского женского монастыря. История строительства и архитектура // Архитектура. Градостроительство. Дизайн: Сб. науч. ст. междунар. науч.-метод. конф. / под науч. ред. С.Б. Поморова, М.Ю. Шишина. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2005. – С.44-46 (авторский вклад 50%).
41.Крейдун Ю.А. Бийский Тихвинский женский миссионерский монастырь // Бийский район: История и современность / Отв. ред. Т.К. Щеглова: В 2 т. – Т.1. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. – С.42-49.
42.Крейдун Ю.А. 175 лет со дня основания Алтайской духовной миссии и приезда архимандрита Макария (М.Я.Глухарева) на Алтай // Алтайский край, 2005 г.: календарь знаменат. и памят. дат. – Барнаул: ОАО «Алтайский дом печати», 2005. – С.98-102.
43. Крейдун Ю.А. Источники по истории Алтайской духовной миссии // Материалы XV ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т.2. – М.: ПСТГУ, 2005. – С. 21-32.
44. Крейдун Ю.А. Становление структуры миссионерских учреждений на Алтае // Материалы XV ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т.2. – М.: ПСТГУ, 2005. – С. 40-47.
45. Крейдун Ю.А. Дневник миссионера Иоанна Штыгашева как источник по изучению взаимоотношений православных миссионеров с населением Урянхайского края в начале ХХ века // Актуальные проблемы этнической, культурной и религиозной толерантности коренных народов Русского и Монгольского Алтая: Сб. науч. ст. международной научной конференции (23-24 ноября 2006 г.) / Отв. ред. В.Г.Бабин. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006. – С.164-166.
46. Крейдун, Ю. А. История первого миссионерского прихода на Алтае. Духосошественский храм с. Майма // Материалы XVI ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т.2. – М.: ПСТГУ, 2006. – С. 13-18.
47. Крейдун Ю.А. О принципах территориального обустройства Алтайской духовной миссии // Макарьевские чтения: Сб. науч. ст. пятой междунар. конф. (21-22 ноября 2006 г.) / Отв. ред. В.Г.Бабин. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006. – С.15-23.
48.Крейдун Ю.А. Храмы в честь святителя Иннокентия Иркутского в Алтайской духовной миссии // Известия Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» / Отв. ред. Ю.П.Лыхин. – Иркутск, 2006. – Вып.5. – С.93-95.
49.Крейдун Ю.А. Завидов Д.С. О личности святителя Макария // Бийск православный. К истории Православия в городе Бийске (приложение к альманаху «Бийский вестник». № 1. 2006 г.). – Бийск: Издательский Дом «Бия», 2006. – С.90-97 (авторский вклад 50%).
50.Крейдун Ю.А. Чемальский миссионерский стан // Макарьевские чтения: Сб. науч. ст. шестой междунар. конф. (21-22 ноября 2007 года) / Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. – С.28-37.
51. Крейдун Ю.А., Замолоцких Г.Д. Реконструкция иконостаса архимандрита Макария (Глухарева) для майминского Духосошественского храма // Макарьевские чтения: Сб. науч. ст. седьмой междунар. конф. (21-22 ноября 2008 года) / Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2008. – С.9-13 (авторский вклад 50%).
52.Крейдун Ю.А. Проблемы музеефикации памятников православной миссии на Алтае //Музеология, музеи в меняющемся мире: сборник материалов международного симпозиума Комитета музеологии ЮНЕСКО, пров.Чангша, КНР / под ред. О.Н. Труевцевой. - Барнаул: БГПУ, 2008. – С. 15-19. (на рус. и англ. языках)
53.Крейдун Ю.А. Матурская Иверская женская община Алтайской духовной миссии // Макарьевские чтения: Сб. науч. ст. восьмой междунар. конф. (21-22 ноября 2009 года) / Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. – С. 4-9.
54.Крейдун Ю.А., Орехов А.С. История закрытия православных приходов города Горно-Алтайска в первой половине ХХ века // Макарьевские чтения: Сб. науч. ст. восьмой междунар. конф. (21-22 ноября 2009 года) / Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. – С. 10-18 (авторский вклад 50%).
55.Республика Алтай. Краткая энциклопедия. – Новосибирск: Арта, 2010. – 363 с. (авторский вклад 2,5 п.л.).
56. Крейдун Ю.А., Скворцова Т.В. Паломничество на Алтай // Туристские ресурсы Сибири - основа модернизации экскурсионного дела: сборник материалов круглого стола "Экскурсоведение: практика и перспективные направления", организованного в рамках Первой специализированной выставки внутреннего и въездного туризма "АлтайТур. АлтайКурорт". Барнаул, 7 апреля 2011. – Барнаул: АлтГПА, 2011. – С. 89-98 (на рус. и англ. яз), (авторский вклад 50%).
57. Крейдун Ю.А. Финансирование Алтайской миссии при протоиерее Стефане Ландышеве с 1844 по 1865 годы // Макарьевские чтения: Сб. науч. ст. IX междунар. конф. (21-22 ноября 2010 года) / Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011. – С. 9-14.
Проекты, реализованные автором по теме диссертации:
58. Крейдун Ю.А.: Проект планировки погоста храма Святой Троицы в с. Онгудай, Республика Алтай. (В соавторстве с П.В. Волковым.) – 2002.
59.Крейдун Ю.А.: Проект храма Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, г. Барнаул. (В соавторстве с К.Храбрых и И.Тимофеевой.) – 2003-2006.
60.Крейдун Ю.А.: Экспозиция «Алтайская духовная миссия». Музей «Истории Православия на Алтае» при Барнаульском епархиальном управлении. Автор экспозиции. – 2005.
61.Крейдун Ю.А.: Проект храма Святой Троицы в с. Черный Ануй, Республика Алтай. (Проект в соавторстве с К.Храбрых.) – 2006.
62. Крейдун Ю.А.: Проект планировки погоста храма Архангела Михаила в с. Мыюта, Республика Алтай. – 2010-2011.