- Музыкальные произведения, создаваемые народом, а также практика их хранения, исполнения, приемы музыкального воспитания молодежи в совокупности составляют музыкальную культуру. Музыкальная культура формирует в обществе информационно-семантическое музыкальное пространство, в рамках которого развивается этнонациональная модель, присущая данному народу и заключающая в себе музыкально-звуковой код, характеризующий его мировосприятие. Этнонациональная модель такой культуры связана с манерой интонирования, разновидностью ладовой и ритмической организации, с уровнем интервального мышления и т.п. Помимо этнонациональной модели автор обращается к более масштабной цивилизационной. Цивилизационная интегрированность в музыке проявляется в том, что в ходе исторической самоорганизации вырабатываются надэтнические и наднациональные характеристики музыкально-семантического языка, звуковой экспрессии, информационной определенности.
- Под содержательными, т.е. информационно-семантическими механизмами музыкального взаимодействия понимаются спонтанно вырабатываемые на основе контактов между представителями разных культур и цивилизаций устойчивые формы отношений и их результаты, относящиеся к содержательным аспектам музыки ее тематики, смысловых и эстетических компонентов, родовидового и жанрового строения и т.п. В результате взаимодействия содержание музыкальных культур меняется. Характер этих процессов и их результатов можно анализировать и прогнозировать в вероятностных терминах, но далеко не в полной мере, т.к. они реализуются, в спонтанном режиме исторической самоорганизации, и потому неочевидны.
- Изучение исторических особенностей формирования и развития западноевропейской, арабо-мусульманской, евразийской, латиноамериканской цивилизационной музыкальной модели, а также национальной модели США, позволяет утверждать, что эти процессы, имея ряд общих качеств, характеризуются множеством отличительных особенностей. Общее состоит в том, что этнические и цивилизационные музыкальные модели образуют определенную целостность, стимулируя в культуре действие адаптационных механизмов. Музыкальная модель любой цивилизации формируется при наличии ряда интегративных факторов- этноса-донора, общих принципов (религиозных, художественно- эстетических и др.), сходного образа жизни народов, их психологической предрасположенности по отношению друг к другу. Различия в процессах формирования цивилизационной музыкальной модели весьма многочисленны и помогают сохранять самобытность музыки каждого цивилизационного сообщества.
- Цивилизационное музыкальное единство (информационно- семантическое пространство цивилизации) образуется в течение длительных периодов времени, через формирование надэтнических качеств, в результате чего возникает новая семантическая целостность музыки. В ходе исторического процесса между народами с большей или меньшей степенью интенсивности осуществлялся внутрицивилизационный музыкальный обмен, в то время как межцивилизационные связи были затруднены. Однако они никогда не прерывались полностью, чему способствовало наличие пограничных культур, выполняющих функцию связующего звена в музыкальном обмене между цивилизациями.
- В современных условиях глобальные тенденции и мощная технологическая база трансляции музыки усиливают межцивилизационные связи, делают их более многообразными, противоречивыми. При этом в качестве мировых лидеров обмена выступают американская и некоторые западноевропейские культуры, предлагающие музыкальную продукцию, усредненную по форме, внутренней семантике, жанровой определенности. Это сообщает современным процессам музыкально обмена множество новых качеств. Так, с одной стороны, глобальные связи ведут к внутреннему обогащению этнонациональных и цивилизационных моделей, с другой, - затрудняют их семантическое развитие. Особенно это касается тех музыкальных культур, которые не претендуют на лидерские позиции или переживают фазу кризиса, спада активности.
- Если на современном этапе развития глобальных взаимодействий создать более равноправные для всех народов и цивилизационных сообществ условия музыкального обмена, то следующий этап музыкального взаимодействия будет более сбалансированным по уровню активности и широте участия в нем разных народов и цивилизационных сообществ. Кроме того, в режиме самоорганизации будет формироваться новый наднациональный и надцивилизационный уровень музыкального пространства с отличной от современной семантикой.
Каяк А.Б Методология исследования культурных обменов в музыкальном пространстве. М., 2006. 13,5 п.л.
II. Научные статьи, опубликованные в журналах рекомендованных ВАК.
1. Каяк А.Б Конструктивный подход к анализу процессов формообразования в культуре (на примере музыки). Личность. Культура. Общество М., 2000. Т. II. Спец. вып. С 212-215. 0,7 п.л.
2. Каяк А.Б. Исторические механизмы взаимодействия музыкальных культур // Наука о культуре: итоги и перспективы. Научно-информ. сб.- Вып. 4- М.., изд РГБ, 2001.С. 2-17. 1,0 п.л.
3. Каяк А.Б. Процессы взаимодействия музыкальных культур в арабо-мусульманском мире // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Научно-информ. сб.- Вып. 2- М.: изд. РГБ, 2003. С. 48-65. 2 п.л.
4. Каяк А.Б. Взаимодействие музыкальных культур: механизмы функционирования // Обсерватория культуры. №3. 2006. С. 10-19. 1,7 п.л.
5. Каяк А.Б. Истоки своеобразия музыкальных культур //Обсерватория культуры. № 5.2007. С. 9-17. 1,5 п.л.
6. Каяк А.Б. Русско-евразийская цивилизация: взаимодействие музыкальных культур // Полигнозис. № 1-4. 2007. С. 76-96. 2 п.л.
7. Каяк А.Б. Ислам, музыка и идентичность //Международный научный общественно-политический ж. «Азия и Африка сегодня». № 3. 2008. С. 77-79. 0,5 п.л.
8. Каяк А.Б. Взаимодействие музыкальных культур народов России // Обсерватория культуры. № 1.2008. С. 26-35. 1,5 п.л.
9. Каяк А.Б. Становление цивилизационной музыкальной модели в странах Латинской Америки (с конца XV века до нашего времени) // Музыковедение. №5. 2008. С. 36-42. 1 п.л.
10. Каяк А.Б. Межкультурные и межцивилизационные закономерности и механизмы развития музыкального взаимодействия // Полигнозис. № 2. 2008. С. 105-124. 2,2 п.л.
11. Каяк А.Б. Процессы музыкального взаимодействия в условиях глобализации // Полигнозис. № 3. 2008. С. 144-150. 1 п.л.
12. Каяк А.Б. Временные эффекты и устойчивые последствия процессов музыкального взаимодействия и их критерии // Вестник славянских культур. № 2. 2009. М.: ГАСК, 2009. С. 25- 30. 1 п.л.
13. Каяк А.Б. Особенности взаимодействия музыкальных культур российской цивилизации (1Х- нач. ХХ вв.) // Вестник славянских культр. № 1-2. 2008. М.: ГАСК, 2008. С. 64-86. 2 п.л.
III. Научные статьи, учебно-методическая литература, тезисы докладов и выступлений, брошюры.
1.Каяк А.Б. Временные эффекты и устойчивые последствия процессов музыкального взаимодействия и их критерии //Вестник славянских культур. №2. 2009. М.: ГАСК, 2009. С. 25-30. 1 п.л.
2.Каяк А.Б. Особенности взаимодействия музыкальных культур в российской цивилизации (IX- нач. ХХ вв.) //Вестник славянских культур. № 1-2. 2008. М.: ГАСК, 2008. С. 64-86. 2 п.л.
3.Каяк А.Б. Музыкальный взаимообмен: эффекты и последствия //Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве России. Материалы Международной научно-практической конференции (26-27 мая 2009.) /32 ч. ч. I. /Отв. Л.А. Рапацкая. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. С. 96-101. 0,7 п.л.
4.Каяк А.Б, Процессы музыкального взаимодействия в США (инфор-мационно-семантические аспекты анализа) //Университетские чтения. М.: Макс-Пресс, 2004.-Вып. 7. С. 21-31. 1,5 п.л.
5.Каяк А.Б. Особенности развития музыкальной практики коренных народов Сибири и Дальнего Востока //Университетские чтения. Вып. 4. М.: Макс-Пресс, 2003. С. 22-28. 1 п.л.
6.Каяк А.Б. О процессах межкультурного музыкального взаимодействия в арабо-мусульманском мире //Университетские чтения. Сб. ст. /Под ред. Воронковой Л.П., Аванесовой Г.А., Далецкого Ч.Б. М.: Макс-Пресс, 2003.- Вып. 3. С. 28-37. 1,5 п.л.
7.Каяк А.Б. К вопросу анализа этнонациональных и цивилизационных особенностей музыкальных культур //Университетские чтения. Сб. ст. /Под ред. Воронковой Л.П. М.: Макс-Пресс, 2002.- Вып. 2. С. 12-18. 1,3 п.л.
8.Каяк А.Б. Семантические аспекты процессов музыкального взаимодействия народов мира //Материалы научн. конф. «Тенденции развития наук об обществе». Апрель 2002. Под общ. ред. проф. Панковой Л.Н. М.: Изд-во «Университет и школа», 2002. С. 144-146. 0,4 п.л.
9.Каяк А.Б. Диалог как механизм культурных взаимодействий //Тезисы Международной научно-практической конференции. «Культурология и культурная политика–развитие» (июль 2001). М.: РИК 2001. С. 197-200. 0,5 п.л.
10.Kayak A.B., Bochkarev I.I. Musical art and emotions //Art and emotions. Proceedings of the International Symposium-Perm, 1991. P. 107-117. 1,5 п.л.
11.Каяк А.Б., Бочкарев Л.Л. майевтична природа межкультичного сприняття //Тези Мiжнародноï науковоï конференцiï» «Майэвтика у системi психологiчних знань» (Киïв, 1993). Киïв: Iнститут психологiï АПН Украïни, 1993. С. 196-197. 0,4 п.л.
12.Каяк А.Б. Проблемы взаимодействия музыкальных культур разных народов в контексте динамики мировой культуры //Культура, человек, образование. Материалы Международной научно-практической конференции М.: Изд-во «Диалог-МГУ», 1996. С. 26-28. 0,4 п.л.
13.Каяк А.Б., Аванесова Г.А. Практика музыкального взаимодействия народов Сибири и Дальнего Востока //Наука о культуре: итоги и перспективы. Научно-информац. сб. Вып. 4 М.: Изд-во РГБ, 2001 С.18-48 2,0 п.л.
14.Каяк А.Б. Программа дисциплины. Этнология. М.: ГАСК, 2001 -22 с. 1,2 п.л.
15.Каяк А.Б. Теория и история культуры повседневности (на примере российской культуры). Программа дисциплины по специальности «Культурология». М.: ГАСК, 2001 – 22 с. 1,2 п.л.
16.Каяк А.Б.Культурная антропология. Программа дисциплины по специальности «Культурология». М.: ГАСК, 2001–72 с. 3,5 п.л.
17.Каяк А.Б. Механизмы развития и трансляции традиционной музыки малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока //Вестник МГИУ. Серия Гуманитарные науки № 1. 2002. С.98-105. 1п.л
18.Каяк А.Б. Особенности музыкальной практики и музыкальных связей в современной России //Вестник МГИУ. Серия Гуманитарные науки, №2. 2002 С. 185-196. 1,5 п.л.
19.Каяк А.Б. Анализ этнонациональных и цивилизационных особенностей музыкальных культур //Актуальные проблемы гуманитарных, социальных и экономических наук. Межвуз. сб. научных тр. Вып. 1. 2002. М.: Изд-во МГИУ, 2002 – С. 188-195. 1 п.л.
20.Каяк А.Б. Практическое использование социально-научного и гуманитарного знания кА механизм формирования социокультурной политики //Наука о культуре: итоги и перспективы. Научно-информ. сб. Вып. 4. М.: Изд-во РГБ, 2002. С. 35-40. 0,7 п.л.
21.Каяк А.Б. К вопросу культурно-музыкального развития молодежи в современной России //Сб. научн. трудов. Вып. 3. М.: Изд-во МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007. С. 96-101. 0,7 п. л.
22.Каяк А.Б. Этнонациональные и цивилизационные характеристики музыкальной культуры. /Сб. науч. ст. М.: Изд-во ГАСК, Инст. Славяноведения РАН, 2007. С. 85-92. 0,7 п.л.
23.Каяк А.Б. Временные эффекты и устойчивые последствия музыкального взаимообмена //Материалы II Российского культурологического конгресса «Культурное многообразие: от прошлого к будущему». СПб., 2008. С. 408-409. 2 п.л.
24.Каяк А.Б. Психофизиологические и акустические факторы воспитания интонационного мышления как стимулы индивидуально-личностного и профессионального развития музыкантов //Сб. докладов и тезисов I Международной научно-практической конференции «Музыка и здоровье 2009» М., 2009. С 44-5. 1 п.л.
25.Каяк А.Б. Динамика процессов трансляции традиционной музыки малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока //Культура на рубеже эпох. Сб. науч. тр. Вып. 5. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. С. 15-23. 0,8 п.л.
26.Каяк А.Б. Музыка как информационно-семантическое явление //Культура на рубеже эпох. Сб. науч. тр. Вып. 6. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. С. 12 22. 1 п.л.
27. Каяк А.Б, Аванесова Г.А., Демченко А.И. Наука о культуре: итоги и перспективы. Отв. ред. Лаптева Т.И., Ветлицина И.М.. Научно-информ. сб.-Вып. 4. М.: изд. РГБ, 2001. 3,5 п.л.