- конструктивно-критический анализ отечественных и зарубежных парадигм и концепций корпоративной социальной политики предприятий позволил сделать вывод о том, что к базовым принципам построения модели корпоративной социальной политики можно отнести: рассмотрение корпоративной социальной политики как основной части общей системы управления организацией, относящейся к социальной сфере; признание хозяйственной деятельности индивида социальным действием только в случае, если при распоряжении экономическими благами во внимание принимаются другие индивиды; учет проблем взаимодействия предприятия и внешней среды, в качестве которой могут выступать общество, государство, общественные и предпринимательские объединения; учет норм корпоративной культуры при разработке основных направлений социальной политики предприятия;
- структура корпоративной социальной политики включает в себя следующие элементы: нормы и принципы отношений между сотрудниками предприятия и его руководством, а также между предприятием, государством и обществом; установки и образцы поведения, определяющие действия руководства предприятия по решению социальных проблем как внутри предприятия, так и вне его; корпоративная культура и другие. К функциям корпоративной социальной политики можно отнести воспроизводство общественных отношений; интеграцию общественных систем; регуляцию экономических и социальных отношений; упорядочение социальных отношений. Было выделено две группы показателей, с помощью которых можно измерять эффективность корпоративной социальной политики предприятия: объективные и субъективные показатели. К объективным показателям относятся следующие: участие предприятия в решении социальных проблем; социальные гарантии работникам; эффективность кадрового менеджмента; корпоративная культура предприятия; социальная репутация компании. К субъективным показателям относятся: удовлетворенность сотрудников предприятия реализацией корпоративной социальной политики в целом; оценка работы профсоюзной организации; удовлетворенность возможностями социального страхования на предприятии; оценка возможностей получения путевок в санатории и дома отдыха; оценка сотрудниками возможностей повышения квалификации на предприятии, возможностей карьерного роста; удовлетворенность климатом в коллективе, системой менеджмента предприятия; оценка социальной деятельности предприятий в СМИ;
- анализ зарубежных моделей реализации корпоративной социальной политики показал наличие в современной международной предпринимательской среде трех основных моделей такой деятельности. Первая модель - «традиционного конфликта» - характеризуется присутствием неразрешимых противоречий между отношением компании к прибыли и соблюдением ею экологических норм. Принимаемые решения создают отрицательный облик предприятия и требуют, чтобы государственная политика или другие корректирующие рынок вмешательства восстановили социально-оптимальное равновесие. Вторая модель - «социально-ответственных инвестиций» - представляет идеологию большинства компаний, которые рассматривают экологическую целостность и здоровые сообщества как средства достигнуть большей прибыли. Третья модель - «социальных достижений» - объясняет идеологию фирм, которые приняли обязательства к экологическим и социальным целям без свидетельства, что корпоративное гражданство приводит к материальной финансовой прибыли. С учетом критериев эффективности моделей корпоративной социальной политики можно считать наиболее эффективными две последние модели. По источникам регулирования и практике российский вариант корпоративной социальной политики характеризуется преимущественным участием крупных компаний, использованием социальных программ в качестве инструмента формирования социальной репутации, отсутствием системных механизмов ее регулирования, использованием советского опыта реализации предприятиями социальных программ и проектов;
- в качестве основных направлений корпоративной социальной политики можно выделить такие, как организация взаимодействия с государством, содействие социокультурному развитию, обеспечение природоохранной деятельности, деловое партнерство, формирование социально-трудовых отношений. Организация взаимодействия с государством предполагает, прежде всего, соблюдение правовых основ в деятельности компании, формирование прозрачной и открытой финансовой отчетности. Содействие социокультурному развитию предполагает максимальное участие компании в создании благоприятной социальной обстановки в сообществе, ее окружающем. Обеспечение природоохранной деятельности включает в себя продуманную экологическую политику предприятия, заботу о ненанесении вреда окружающей среде. Деловое партнерство как элемент корпоративной социальной политики предполагает соблюдения профессиональных стандартов деятельности, финансовой ответственности перед партнерами по бизнесу. Формирование социально-трудовых отношений на предприятии должно базироваться на обеспечении занятости населения, предоставлении социальных гарантий сотрудникам предприятия, обеспечении достойной заработной платой, содействии обучению и формированию квалифицированных рабочих кадров, жилищном кредитовании и других видах деятельности;
- процесс стандартизации корпоративной социальной политики в нашей стране реализуется сегодня по следующим основным направлениям: изучение и реализация опыта применения международных стандартов корпоративной социальной ответственности ИСО и разработка отечественных стандартов КСО с учетом международного опыта и российской специфики. При разработке российских стандартов корпоративной социальной политики необходимо учитывать специфику современного этапа развития института предпринимательства в России. Это предполагает разработку таких направлений стандартизации, как: утверждение принципов честного, цивилизованного бизнеса; отказ от коррупционных принципов взаимодействия бизнеса и власти; этичное взаимодействие с партнерами; прозрачность способов и принципов производства товаров; содействие демонополизации производства товаров и услуг;
- социальная отчетность сегодня понимается предпринимателями не как элемент социально-ответственного поведения, а как компонент социальной репутации компании. Формирование социальной отчетности выступает одним из направлений брендинга предприятия. Бизнес-сообщество осознало необходимость предоставления ежегодных социальных отчетов, однако в нашей стране пока еще нет единых стандартов и каналов предоставления такой информации. Создание условий для предоставления социальной отчетности должно стать приоритетной задачей для государства, общественных и предпринимательских объединений.
- на развитие корпоративной социальной политики современных российских предприятий оказывают влияние две группы факторов, определяющих эффективное функционирование корпоративной социальной политики компании. Это, во-первых, внешние (объективные факторы), связанные с воздействием внешней среды на политику предприятия. Определить характер воздействия этих факторов можно через такие показатели, как оценка руководителями государственной поддержки предприятия, действующей системы налогообложения и т.п. Вторая группа факторов связана с деятельностью самого предприятия. Внутренние, или субъективные факторы могут оцениваться сотрудниками и руководителями предприятий. Характер воздействия этих факторов определялся через такие показатели, как экономическая стабильность предприятия; оценка работодателями и работниками деятельности профсоюзной организации, кадровая стабильность, удовлетворенность сотрудников реализацией основных направлений социальной политики на предприятии, оценка сотрудниками эффективности кадрового менеджмента;
- «взаимовыгодная» модель корпоративной социальной политики, построенная на взаимозависимости прибыли и корпоративных интересов внутренних и внешних стейкхолдеров предприятия, которые инвестируются за счет адресных социальных программ предприятия. Основными показателями эффективности функционирования такой модели корпоративной социальной политики крупных и средних приятий являются следующие: производство качественной продукции и услуг для потребителей; создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат и инвестиции в развитие человеческого потенциала; неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и т.п.; построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами; эффективное ведение бизнеса, ориентированного на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров; учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел; вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества;
- для обеспечения устойчивого развития социального института предпринимательства в нашей стране и эффективного формирования норм корпоративной социальной политики предприятий необходима поддержка благотворительности на уровне налогового законодательства; организация на независимой площадке механизмов признания социальных инвестиций российских компаний на уровне СМИ; проведение регулярных экспертных консультаций с участием представителей бизнеса, общества и государства по вопросам социальной политики; проведение регулярных, более детальных исследований профиля общественного мнения в отношении социальной ответственности предпринимательства и формирование на их основе аналитических рекомендаций по выстраиванию общественных коммуникаций.
1.Долгорукова И.В. Корпоративная социальная политика современных российских предприятий: социолого-управленческий анализ. – М.: Издательство Российского государственного социального университета, 2011. – 12 п.л.
2.Долгорукова И.В. Малое предпринимательство в России: формирование нового социального института. – М.: «Научная книга», 2007. – 9,3 п.л.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ:
3.Долгорукова И.В. Стандартизация корпоративной социальной политики современных российских предприятий // Ученые записки Российского государственного социального университета, №3, 2011. – 0,9 п.л.
4.Долгорукова И.В. Основные направления совершенствования корпоративной социальной политики российского предприятия // Социология и социальная политика, №3, 2011. – 0,8 п.л.
5.Долгорукова И.В. Современные подходы к формированию социальной отчетности предприятия // Путеводитель предпринимателя, Выпуск X, 2011. – 0,8 п.л.
6.Долгорукова И.В. Основные факторы формирования корпоративной социальной политики предприятий // Человеческий капитал, № 10(22), 2010. – 0,5 п.л.
7.Долгорукова И.В. Анализ социальных практик реализации корпоративной социальной политики современных российских предприятий // Человеческий капитал, №7(19), 2010. – 0,9 п.л.
8.Долгорукова И.В. Сущность корпоративной социальной политики: социологический подход // Ученые записки Российской академии предпринимательства, Выпуск XXII, 2010. – 1 п.л.
9.Долгорукова И.В. Теоретико-методологические подходы к изучению корпоративной социальной политики // Социология и социальная политика, №4, 2009. – 0,8 п.л.
10.Долгорукова И.В. Охрана труда как основной компонент социально-ответственного поведения малых компаний // Ученые записки Российской академии предпринимательства, №5, 2009. – 1 п.л.
11.Долгорукова И.В. Основные компоненты социальной ответственности малого предпринимательства как социального института // Ученые записки РГСУ, №2, 2007. – 0,5 п.л.
12.Долгорукова И.В. Социальный институт малого предпринимательства: теоретико-методологические основы анализа // Социальная политика и социология, №3, 2005. – 0,8 п.л.
13.Долгорукова И.В.Основные формы обеспечения социальной безопасности малого и среднего бизнеса в мировом хозяйстве // Международные экономические отношения: состояние, проблемы, перспективы. М.: Научная книга, 2005, I том. – 0,5 п.л.
14.Долгорукова И.В. Проблемы малого предпринимательства в западной экономической социологии // Международные экономические отношения: состояние, проблемы, перспективы. М.: Научная книга, 2005, II том. – 0,42 п.л.
15.Долгорукова И.В. Государственная поддержка как важный фактор развития малого предпринимательства в современной России // Международные экономические отношения: состояние, проблемы, перспективы. М.: Научная книга, 2004. – 0,5 п.л.
16.Долгорукова И.В. Консолидация малого предпринимательства в российском трансформирующемся обществе // Экономические и институциональные исследования: альманах научных трудов, вып. 3(11). – Ростов н/Д.: Издательство Ростовского ун-та, 2004. – 0,5 п.л.
17.Долгорукова И.В. Социальные аспекты функционирования малого предпринимательства в российском трансформирующемся обществе // Международные экономические отношения: состояние, проблемы, перспективы. М.: Научная книга, 2004. – 0,5 п.л.
Другие публикации:
18.Долгорукова И.В. Корпоративная социальная политика как фактор социальной сплоченности трудовых коллективов // Сборник научных трудов по итогам XVII Социологических чтений «Социальная политика регионов в условиях преодоления кризиса: социологическая оценка». – М.: Издательство РГСУ, 2010. – 0,3 п.л.
19.Долгорукова И.В. Проблемы корпоративной социальной политики в западной социологической мысли // Сборник научных трудов по итогам IX Международного социального конгресса «Страны БРИК в условиях выхода из глобального кризиса: потенциал и проблемы глобализации». – М.: Издательство РГСУ, 2010. – 0,3 п.л.
20.Долгорукова И.В. Основные теоретические подходы к анализу корпоративной социальной политики предприятий // Сборник научных трудов по итогам IX Международного социально-педагогического конгресса. – М.: Издательство РГСУ, 2010. – 0,3 п.л.
21.Долгорукова И.В. Социальное партнерство в сфере малого предпринимательства // Сб. научных работ. XVI Социологические чтения 9–11 апреля 2009. «Россия: социальные изменения и социальное развитие». – М.: РГСУ, 2009. – 0,3 п.л.
22.Долгорукова И.В. Характерные черты социального облика современных предпринимателей малого бизнеса // Материалы круглого стола «Человек до и после перестройки». – М.: Издательство «Союз», 2008. – 0,2 п.л.
23.Долгорукова И.В. Малое предпринимательство как агент социальных преобразований в России // Сборник по итогам XIV социологических чтений Российского государственного социального университета. – М.: Издательство «Союз», 2007. – 0,2 п.л.
24.Долгорукова И.В. Социальная ответственность малого предпринимательства: сущность, структура, основные тенденции // Сборник научных трудов по итогам XIII социологических чтений Российского государственного социального университета. – М.: Издательство «Союз», 2006. – 0,2 п.л.
25.Долгорукова И.В. Социальная ответственность малого предпринимательства в современной России // Сборник научных трудов по итогам Международной научной конференции «Ломоносов–2004» «Россия и социальные изменения в современном мире». – М.: МАКС Пресс, 2004. – 0,3 п.л.
26.Долгорукова И.В. Социальные проблемы малого предпринимательства в современных условиях: глобализация, конкурентоспособность // Сборник «Глобальная стратегия социального развития: социологический анализ и прогноз». М.: Союз, 2004. 0,2 п.л.
27.Долгорукова И.В., Колесников А.Н. Возможность самовыражения женщины в малом бизнесе // Российское предпринимательство. – 2004. – №3. – 0,5 п.л. (личный вклад – 0,25 п.л.).