Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • выявлены и охарактеризованы возможности формирования профессиональной компетентности на основе иноязычной подготовки в высшей профессиональной школе;
  • предложен научно-методический комментарий к процессуальной стороне иноязычной подготовки в техническом вузе;
  • представлена и обоснована концептуальная модель иерархической соподчинённости профессиональной и иноязычной коммуникативной компетентности в процессе профессиональной подготовки студентов технического вуза,
  • охарактеризован состав содержания обучения ИЯ в вузе: система лингвистических знаний (когнитивный компонент), опыт способов деятельности и опыт творческой деятельности (деятельностный компонент), опыт эмоционально-ценностного отношения к профессии (эмоционально-ценностный компонент);
  • на основе предлагаемого нами принципа свободного выбора обосновано использование стратегий изучения иностранного языка (СИИЯ) обучающимися студентами с целью создания индивидуальной траектории учебного развития, обеспечения высокого уровня личной ответственности за результаты учебного труда;
  • выявлены и обоснованы педагогические условия эффективности формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза в процессе иноязычной подготовки.
Список опубликованных работ
Научные статьи, в журналах рекомендованных ВАК РФ

1. Варникова, О.В. Роль университетского комплекса технического вуза в формировании профессиональной мотивации будущего специалиста [Текст] / О.В. Варникова, Е.М. Каргина // Интеграция образования. №2 (31), Саранск, 2003. С. 50-52 (0,2 п.л.,50% личного участия).

2. Варникова, О.В. Педагогические аспекты организации обучения, воспитания и эффективной коррекции социализации студентов [Текст] / О.В. Варникова // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Вып. 8 (52), Тамбов, 2007. С.183–189. (0,4 п.л.)

3. Варникова, О.В. Подготовка студентов технического вуза к выбору стратегий изучения иностранных языков [Текст] / О.В Варникова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Научный журнал №22 (53), Санкт-Петербург, 2007. С. 281–284. (0,2 п.л.)

4. Варникова, О.В. Современные психотехнологии в процессе обучения иноязычной профессиональной лексике [Текст] / О.В. Варникова // Известия высших учебных заведений Поволжский регион. Гуманитарные науки. Научно-практический журнал №2 (6), Пенза, 2008. С. 120–129. (0,63 п.л.)

5. Варникова, О.В. Триединство компетентностного, коммуникативного и личностно-ориентированного подходов при обучении иностранному языку в контексте профессионализации студентов технического вуза [Текст] / О.В. Варникова // Профессиональное образование. Столица. №10, М., 2008. С. 8–10. (0,2 п.л.)

6. Варникова, О.В. Обучение иностранному языку в вузе на начальном этапе формирования у студентов профессиональной компетентности [Текст] / О.В. Варникова // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия №7(66), Самара, 2008. С. 230-238. (0,6 п.л.)

7. Варникова, О.В. Обучение иностранному языку в пропедевтике профессиональной подготовки студентов [Текст]/О.В. Варникова // Профессиональное образование. Столица. № 2, М., 2009. С. 3–6. (0,25 п.л.)

8. Варникова, О.В. Иноязычная подготовка как обязательный компонент профессиональной компетентности будущего специалиста технического профиля (на примере строительных специальностей) [Текст] / О.В. Варникова // Региональная архитектура и строительство. Вып. 1 (8), Пенза, 2010. С. 148–154. (0,44 п.л.)

9. Варникова, О.В. Практика обучения иностранному языку как средство формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки [Текст] / О.В. Варникова // Журнал СПО. №9. – М., 2011. С. 10-18. (0,6 п.л.)

Монографии

10. Варникова, О.В. Говорение как цель обучения [Текст] / О.В. Варникова, И.А. Шамшина // Мин-во общего и профессионального образования РФ, НИИВО, Библиографический указатель «Высшая и средняя профессиональная школа в России и за рубежом» № 50 –97, деп. от 07.04.97. вып. 3, п. 25., 1997. – 160 с. (10 п.л., 50% личного участия).

11. Варникова, О.В. Формирование профессиональной мотивации будущих специалистов (на примере Ассоциации «Университетский учебный комплекс») [Текст] / О.В. Варникова, Н.А. Шайденко, В.В. Сохранов, Е.М. Каргина // Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2004. – 132с. (8,31 п.л., 30% личного участия).

12. Варникова, О.В. Психология и педагогика профессиональных умений [Текст] / О.В. Варникова, И.Л. Федотенко, Н.А. Шайденко, В.В. Сохранов, Н.Л. Лупанова // Тула, Тульский ГПУ, 2005. – 113с. (7,1 п.л., 30% личного участия).

13. Варникова, О.В. Социально-педагогические аспекты формирования профессиональных умений у студентов технического вуза [Текст] / О.В. Варникова // В18 – Пенза: ПГУАС, 2007. – 102с. (6,4 п.л.)

Учебные пособия с грифом УМО вузов РФ

по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Автомобили и автомобильное хозяйство» и «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (Автомобильный транспорт)» направления подготовки «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования, «Организация и безопасность движения (Автомобильный транспорт)» направления подготовки «Организация перевозок и управление на транспорте» и «Автомобильные дороги и аэродромы» направления подготовки «Транспортное строительство».

14. Варникова, О.В. Автомобили: сервис, эксплуатация: Учебное пособие по немецкому языку [Текст] – 2-е изд., перераб. и доп. / О.В. Варникова и др.– Пенза: ПГУАС, 2004. – 140 с. (8,75 п.л., 50% личного участия).

15. Варникова, О.В. Die Grundlagen der Autotheorie: Учебное пособие по немецкому языку [Текст] / О.В. Варникова и др. - Пенза: ПГУАС, 2004. – 182 с. (11,4 п.л., 50% личного участия).

16. Варникова, О.В. Транспорт. Автомобили. Дороги: Учебное пособие по немецкому и английскому языку. Часть I. Autoverkehr. Autos. Autobahnen. Часть II. Transport. Automobiles. Roads. [Текст] / О.В. Варникова и др. - Пенза: ПГУАС, 2005. – 104 с. (6,5 п.л., 33% личного участия).

17. Варникова, О.В. Die Grundlagen der Autotheorie: Учебное пособие по немецкому языку [Текст] / О.В. Варникова и др. Издание 2-е, исправленное, стереотипное.- Пенза: ПГУАС, 2006. - 104 с. (11,4 п.л., 50% личного участия).

18. Варникова, О.В. Транспорт. Автомобили. Дороги: Учебное пособие по немецкому и английскому языку. Часть I. Autoverkehr. Autos. Autobahnen. Часть II. Transport. Automobiles. Roads. [Текст] / О.В. Варникова и др. 2-е изд. стер. – Пенза: ПГУАС, 2006. – 104с. (6,5 п.л., 33% личного участия).

19. Варникова, О.В. Безопасность дорожного движения Straßenverkehrs-Ordnung: Учебное пособие по немецкому языку [Текст] / О.В. Варникова и др. – Пенза: ПГУАС, 2007. – 129 с. (8,06 п.л., 50% личного участия).

20. Варникова, О.В. Автомобили: сервис, эксплуатация: Учебное пособие по немецкому языку [Текст] / О.В. Варникова и др. – 3-е изд., испр. – Пенза: ПГУАС, 2008. – 140с. (8,75 п.л., 50% личного участия).

21. Варникова, О.В. Транспорт Автомобили Дороги: Учебное пособие по немецкому и английскому языку. Часть I. Autoverkehr. Autos. Autobahnen. Часть II. Transport. Automobiles. Roads [Текст] / О.В. Варникова и др. – 3-е изд., испр. – Пенза: ПГУАС, 2008. – 104с. (6,5 п.л., 33% личного участия).

22. Варникова, О.В. Die Grundlagen der Autotheorie: Учебное пособие по немецкому языку [Текст] / О.В. Варникова, Е.М. Каргина, И.А. Шамшина, – 3-е изд., испр. – Пенза: ПГУАС, 2008. – 182c. (11,4 п.л., 50% личного участия).

23. Варникова, О.В. Немецкий язык для студентов специальностей автомобильного профиля подготовки: Учебное пособие по немецкому языку [Текст] / О.В. Варникова и др. - Пенза: ПГУАС, 2009. – 240 с. (15,0 п.л., 60% личного участия).

Учебные пособия без грифа

24. Варникова, О.В. Автомобили и дороги: Учебное пособие по немецкому языку [Текст] / О.В. Варникова и др. – Пенза: ПГАСА, 2002. – 71 с. (4,43 п.л., 50 % личного участия).

25. Варникова, О.В. Автомобили: сервис, эксплуатация: Тестовые задания по немецкому языку [Текст] / О.В. Варникова и др. - Пенза: ПГУАС, 2006. – 140с. (2 п.л., 40 % личного участия).

26. Варникова, О.В. Немецкий – язык общения: Учебное пособие по немецкому языку [Текст] / О.В. Варникова и др. – Пенза: ПГУАС, 2008. – 104 с. (6,5 п.л., 50% личного участия).

27. Варникова, О.В. Учимся говорить по-немецки: Учебное пособие по немецкому языку [Текст] / О.В. Варникова и др. - Пенза: ПГУАС, 2009. – 148 с. (9,25 п.л., 50% личного участия).

28. Варникова, О.В. Немецко-русский и русско-немецкий словарь по землеустройству [Текст] / О.В. Варникова и др. - Пенза: ПГУАС, 2011. – 64 с. (4 п.л., 50% личного участия).

Электронные учебные пособия

29. Варникова, О.В. Автомобили: сервис, эксплуатация. Тестовые задания по немецкому языку: электронное издание по курсу дисциплины «Немецкий язык» [CD диск] / О.В. Варникова и др. – Пенза: ПГУАС, 2007. – регистр. № 758.

30. Варникова, О.В. Автомобили и дороги. Учебное пособие по немецкому языку [CD диск] / О.В. Варникова и др. - Пенза: ПГУАС, 2007. – регистр. № 759.

31. Варникова, О.В. Von Fahrräder bis zum Auto: учебное пособие [CD диск] / О.В. Варникова и др. – Пенза: ПГУАС, 2008. – регистр. № 893.

32. Варникова, О.В. Umweltschutz: учебное пособие [CD диск] / О.В. Варникова и др. – Пенза: ПГУАС, 2008. – регистр. № 906

Научные статьи, доклады, материалы

33. Варникова, О.В. Условия эффективности формирования у студентов профессиональных умений [Текст] / О.В. Варникова, В.В. Сохранов., Н.А. Лупанова, О.Ю. Линецкая // Проблемы подготовки студентов к профессиональной деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. Пензенск. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского. Вып.№4 / Под ред. В.В. Сохранова. – Пенза, 1998. – 94 с. – С. 21–26. (5,9 п.л., 33% личного участия).

34. Варникова, О.В. Сельская школа — систематизирующий фактор воспитания и социализации молодежи [Текст] / О.В. Варникова, В.В. Сохранов, О.А. Колобкова // Методическое обеспечение сельской школы: теория, практика, эксперимент: Сборник докладов всероссийской конференции. Орел, ОГУ, 1999г. - 443 с. – С.11–15. (0,312 п.л., 33% личного участия).

35. Варникова, О.В. Взаимосвязь познавательной активности студентов и степени сформированности профессиональной направленности при обучении иностранному языку [Текст] / О.В. Варникова, Е.М. Каргина // Проблемы профессионального образования молодежи: Межрегиональный сборник научных трудов / Мордовский гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева, Пензенск. гос. ун-т, Пензенск. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского. Вып. № 9. / Под ред. В.В. Сохранова. - Пенза, 2002.- Часть 1-4. Часть 1. - 265 с. – С. 173–178 (0,312 п.л., 50% личного участия).

36. Варникова, О.В. Роль и место профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в техническом вузе [Текст] / О.В. Варникова, Е.М. Каргина // Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств: Материалы II международной научно-технической конференции. Ч.2. – Пенза: ПГАСА, 2003. – 500 с. – С. 285–290 (0,4 п.л., 50% личного участия).

37. Варникова, О.В. Университетский комплекс технического вуза [Текст] / О.В. Варникова, Е.М. Каргина // Интеграция региональных систем образования: в 2 ч. Ч.1: Системы и методология образования, образовательные комплексы: Материалы IV Междунар. конф. Саранск, 4–6 марта 2003г. / Отв. ред. Н.П. Макаркин, В.И. Ивлев. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. – 200 с. – С. 37–39 (0,2 п.л., 50% личного участия).

38. Варникова, О.В. Изучение иностранного языка в условиях образовательного комплекса технического вуза [Текст] / О.В. Варникова, Е.М. Каргина // Личностно-ориентированное профессиональное образование: проблемы становления и перспективы развития: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Изд-во. Приволжский Дом знаний. – Пенза, 2003. – 252 с. – С. 35–38 (0,2 п.л., 50% личного участия).

39. Варникова, О.В. Проблема создания комплексной системы образования [Текст] / О.В. Варникова, Е.М Каргина // Актуальные проблемы современного строительства: Сборник материалов XXXII Всероссийской научно-технической конференции. Ч.2 Пенза: ПГАСА, 2003. – 274 с. – С. 191–192 (0,06 п.л.. 50% личного участия).

40. Варникова, О.В. Психолого-педагогические принципы метода активизации резервных возможностей обучаемого [Текст] / О.В. Варникова, Е.М. Каргина // Социально-культурные и психолого-педагогические проблемы и перспективы развития современного профессионального образования в России: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – С.-Петербург, Тула, Тольятти. Изд-во Приволжский Дом знаний. Пенза, 2004. – 306 с. – С. 160–162 (0,2 п.л., 50% личного участия).

41. Варникова, О.В. Функция преподавательского состава в формировании и деятельности университетского учебного комплекса [Текст] / О.В. Варникова, Е.М. Каргина // Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования: Материалы международной научно-методической конференции. – Пенза: ПГУАС, 2004. Ч.1.- 320 с. – С. 268–271 (0,25 п.л., 50% личного участия).

42. Варникова, О.В. Транс – необходимое состояние для восприятия учебного иноязычного материала [Текст] / О.В. Варникова, Е.М. Каргина // Профессиональное образование: проблемы и перспективы развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Том 1. – Пенза: изд–во Пенз. гос. технолог. акад., 2005.– 111 с. - С.85–87 (0,2 п.л., 50% личного участия).

43. Варникова, О.В. Основные направления трансформации современного образовательного процесса [Текст] / О.В. Варникова, Т.В. Абузова, Е.М. Каргина // XX век в истории России: актуальные проблемы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2005. – 187 с. – С. 9–12 (0,2 п.л., 33 % личного участия).

44. Варникова, О.В. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам [Текст] / О.В. Варникова, Т.В. Абузова, Е.М. Каргина // XX век в истории России: актуальные проблемы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2005. – 187 с. – С.12–15 (0,2 п.л., 33 % личного участия).

45. Варникова, О.В. Изучение иностранной профессиональной лексики в контексте современных педагогических технологий [Текст] / О.В. Варникова, Е.М. Каргина, Д.Ф. Абушаев // Студенческая наука – интеллектуальный потенциал XXI века: Сборник рефератов докладов студенческой научно-технической конференции. – Пенза. ПГУАС. – 2005. – 152 с. – С.145 (0,03 п.л., 50% личного участия).

46. Варникова, О.В. Психология и методика ускоренного обучения взрослых профессиональным видам деятельности [Текст] / О.В. Варникова // Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования / Материалы II междунар. науч.-метод. конф. – Пенза: ПГУАС, 2006. – Ч.1. – 418 с. – С. 32–36 (0,3 п.л.)

47. Варникова, О.В. Современные психотехнологии в процессе обучения иноязычной профессиональной лексике [Текст] / О.В. Варникова // Педагогические науки №2(18)–Москва. Изд-во «Компания Спутник +» ISSN 1728-8894. 2006.–184с.–С.26–32 (0,4 п.л.)

48. Варникова, О.В. Профилизация преподавания иностранного языка в аспекте основных видов речевой деятельности (на примере обучения чтению) [Текст] / О.В. Варникова, Е.М Каргина // Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования / Материалы II междунар. науч.-метод. конф. – Пенза: ПГУАС, 2006. – Ч.2.- 360 с. – С. 257–262 (0,4 п.л., 50% личного участия).

49. Варникова, О.В. Основные факторы профилизации преподавания иностранного языка в техническом вузе [Текст] / О.В. Варникова, Е.М. Каргина // Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования / Материалы II междунар. науч.-метод. конф. – Пенза: ПГУАС, 2006. – Ч.2. – 360 с. - С. 154–160 (0,4 п.л., 50% личного участия).

50. Варникова, О.В. Психологические аспекты подготовки современного специалиста [Текст] / О.В. Варникова // Актуальные проблемы современного строительства Ч.2. Фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических и гуманитарных наук: Материалы Междунар. науч.-техн. конф. / Под общ. ред. Т.И. Барановой. – Пенза: ПГУАС, 2007. – 288 с. – С.39–41 (0,03 п.л.).

51. Варникова, О.В. Очевидные перемены в структуре мотиваций изучающих иностранный язык [Текст] / М.Е.Баранов, Э.В. Галковская, О.В. Варникова. Молодежь, образование, наука. Сб. докл. I междунар. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. Пенза: ПГУАС, 2007. – 220 с. – С.17–19 (0,2 п.л., 33% личного участия).

52. Варникова, О.В. Технологический компонент модели профессионализации студента при обучении немецкому языку [Текст] / О.В. Варникова, Е.В. Раскачкина // Молодежь, образование, наука. Сб. докл. I междунар. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. Пенза: ПГУАС, 2007. – 220 с. - С. 42–45 (0,2 п.л., 50% личного участия).

53. Варникова, О.В. Гуманизация и гуманитаризация образования. Состояние проблемы [Текст] / О.В. Варникова, В.А. Худяков // Молодежь, образование, наука. Сб. докл. II междунар. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов / Под общ. ред. А.И. Еремкина, Т.И. Барановой. – Пенза: ПГУАС, 2007. -148 с. - С. 8–11 (0,2 п.л., 50% личного участия).

54. Варникова, О.В. Формирование готовности выпускника технического вуза к различным видам профессиональной деятельности [Текст] / О.В. Варникова, И.А. Романюк // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы VI Всерос. научно-практ. конф.: в 9 ч. Ч.6 / Академия пов. квал. и проф. перепод. работ. образ.; Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. работ. образ.: – М.; Челябинск: изд-во «Образование», 2007. - 305 с. – С. 95–99 (0,131 п.л., 50% личного участия).

55. Варникова, О.В. Предложения по совершенствованию гуманизации инженерного образования [Текст] / О.В. Варникова, Е.В. Раскачкина, К. Ван ден Екервен // Молодежь, образование, наука. Сб. докл. II междунар. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов / Под общ. ред. А.И. Еремкина, Т.И. Барановой. – Пенза: ПГУАС, 2007. – 148 с. – С. 104–109 (0,2 п.л., 33% личного участия).

56. Варникова, О.В. Мотивация как залог профессиональной адаптации выпускника вуза [Текст] / О.В.Варникова, Т.А. Алексеева, Ж. Шарле // Молодежь, образование, наука. Сб. докл. II междунар. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов / Под общ. ред. А.И. Еремкина, Т.И. Барановой. – Пенза: ПГУАС, 2007. – 148 с. – С. 45–49 (0,125 п.л., 33% личного участия).

57. Варникова, О.В. Актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам в техническом вузе как фактора профессионализации [Текст] / О.В. Варникова, В.А. Худяков, Н.Г. Лесова // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции: в 8 ч. Ч. 3 / Академия пов. квал. и проф. перепод. работ. образ.; Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. работ. образ. / отв. ред. Д.Ф. Ильясов. – М.; Челябинск: изд-во «Образование», 2008. – 334 с. – С. 100–104 (0,3 п.л., 33% личного участия).

58. Варникова, О.В. Педагогические условия формирования готовности студентов землеустроительных специальностей к использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности [Текст] / О.В. Варникова, И.А. Романюк // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции: в 7 ч. Ч. 4 / Академия пов. квал. и проф. перепод. работ. образ.; Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. работ. образ. – М.; Челябинск: изд-во «Образование», 2008. -333 с. – С. 207–210 (0,2 п.л., 50% личного участия).

59. Варникова, О.В. Формирование профессиональной компетентности у студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку с учетом психологических особенностей [Текст] / О.В. Варникова // Этнодидактика народов России: обучение и воспитание в состязательной среде. Материалы VI Международной научно-практической конференции (Нижнекамск, 24 апреля 2008г.) / под. ред. Ф.Г. Ялалова. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2008. – 361 с. – С. 39–44 (0,312 п.л.).

60. Варникова, О.В. Содержание и структура профессиональной подготовки студентов технического вуза в контексте компетентностного подхода [Текст] / О.В. Варникова, В.А. Худяков, Н.Г. Лесова // Молодежь Образование Наука: материалы IV междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых преподавателей. 15 апреля 2009г., Пенза / [в 2 ч. / редкол.: В.А. Худяков (отв. ред.) и др.]. Пенза: ПГУАС, 2009. в 2ч. – 226 с. – Ч.1.– С. 5–10 (0,313 п.л., 33% личного участия).

61. Варникова, О.В. Компетенция и компетентность в образовательном процессе технического вуза [Текст] / О.В. Варникова, Т.В. Алексеева, Моро Жан-Жак // Молодежь Образование Наука: материалы IV междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых преподавателей. 15 апреля 2009г., Пенза / редкол.: В.А. Худяков (отв. ред.) и др.]. Пенза: ПГУАС, 2009. в 2ч. Ч.1.– С. 60 - 65 (0,344 п.л., 33% личного участия).

62. Варникова, О.В. Концепция профессионального образования в системе вуза [Текст] / О.В. Варникова // Магистры – будущая кадровая основа строительной отрасли: сборник статей Международной научно-методической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. – С. 10-12 (0,2 п.л.).

63. Варникова, О.В. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров на основе иноязычной подготовки в техническом вузе [Текст] / О.В. Варникова // Молодёжь Образование Наука: материалы V междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, молодых преподавателей и учёных. 20 апреля 2010 г., Пенза / отв. ред. В.А. Худяков, О.В. Варникова – Пенза: ПГУАС, 2010. – С. 20-22 (0,2 п.л.).

64. Варникова, О.В. Использование возможностей предметной подготовки в процессе профилизации образовательной среды [Текст] / О.В. Варникова, Е.М. Каргина // Молодежь XXI столетия: вопросы образования, воспитания и социализации. Сборник статей I городской межвузовской научно-практической конференции / Под общей редакцией Л.Ю. Рябихиной – Пенза: Изд-во ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2010. - С. 207–212. (0,8 п.л.,50% личного участия).