2. Итальянцы являются носителями многоуровневой национальной идентичности, включающей в себя локальный, региональный, национальный компоненты, актуализирующиеся в зависимости от коммуникативных намерений итальянца. Континуальный характер идентичностей разного уровня обеспечивают три основополагающих фактора национальной идентичности: этнический («принцип крови» - ведущий в получении гражданства), исторический (история общей культуры) и географический (изолированность Полуострова, его характерный ландшафт). Таким образом, снимается постановка вопроса о незавершенности генезиса итальянской идентичности: несколько размытый характер именно национальной идентичности объясняется ее функционированием лишь в ситуациях интернациональной или межрегиональной коммуникации.
3. Многоуровневый характер идентичности обуславливает ее «мозаичный» характер - совокупность обычаев, коллективных представлений, веры, ритуалов и структур повседневности, составлявших при историческом отсутствии единого государства основу для протонациональной общности. В XX в. эта «мозаика» объективируется, включает в себя товары, торговые бренды, рекламу, телепередачи, киногероев, цветовые оттенки, музыкальные и песенные композиции, устойчивые модели поведения - все это становится бытовыми символами нации, актуализированными в коллективном сознании.
4. Многоуровневый характер нации связан с национальной концепцией истории - ее многослойным характером. История Итальянского государства (с 1861 г. по наст. время) воспринимается как противоречивая и трагичная, а история общей культуры, берущая начало в эпоху Древнего Рима, наоборот, воображается как ресурсная и объединяющая нацию, следовательно, оценивается позитивно. Третья история - почти природный, внеисторический цикл жизни родного городка, истинной «малой родины» итальянца. Подобная концепция истории позволяет сделать важный теоретический вывод о том, что национальная идентичность итальянцев обладает большей устойчивостью во времени, чем нация, оформившаяся в национальное государство. Возможно также предположить, что при выходе на наднациональный (общеевропейский) уровень, национальная идентичность будет еще долго жить в коллективных представлениях и представлять собой «виртуальное сообщество» с реальными социальными, экономическими и культурными проявлениями.
5. В национальной идентичности итальянцев выделяются следующие доминанты, которые могут быть сгруппированы по иерархическому принципу:
- органичное приятие нацией философских и экзистенциальных бинарных оппозиций. Доминанта является ведущей, так как раскрывает причину снятия антиномичности со следующих противопоставлений: «региональная - национальная идентичность», «родной город - национальный характер его структуры», «национальный язык - диалекты», «консервативный характер общества - способность итальянцев к инновациям», «индивидуализм творцов - универсализм их творений», «отрицательная валентность национальной идентичности - уверенность итальянцев в цивилизационном превосходстве своей нации», «относительно непродолжительная история национального государства - длительная история итальянской культуры», «внутренне присущее нации чувство искусства - утрата ведущих позиций в области изящных искусств в XX в.», «потеря темпов экономического роста в конце XX в. - мировой успех национального мультибренда «Made in Italy» в это же время»;
- сложная, но продуктивная дихотомия индивидуального-универсального. На макроуровне она проявляется как региональные истоки общеевропейского послания итальянской культуры. На микроуровне - как индивидуалистическое мировоззрение и индивидуальная творческая деятельность отдельных гениев-итальянцев, создавших произведения и научные открытия, значимые для всего человечества. Данная доминанта является генерирующей для следующих четырех:
- универсализм итальянской культуры, которая на протяжении трех тысячелетий воспроизводит концепции и социальные институты мирового значения: это идея об эффективности западноевропейской империи (Древний Рим), идея вселенской церкви, идеи гуманизма, эстетические идеи Возрождения, идея экспериментальной науки (Г. Галилей), идея объективной реальности государства и науки о нем (Н. Макиавелли), идея об особом характере и особой методологии гуманитарных наук (Дж.Б. Вико), идея о создании университетов, идея синтетического жанра оперы;
- культ формы или признание универсализма формы, благодаря которому итальянцы смогли достичь небывалых высот в изобразительных искусствах и музыке, а на рубеже XX-XXI вв. смогли преобразовать искусство в массовую индустрию моды и туризма, превратив образ Италии в коммерчески успешный и востребованный продукт;
- преобладание визуального восприятия действительности, которое было обусловлено культом формы, являющимся благоприятным фактором для развития художественного вкуса и склонности к искусству, но повлекший за собой равнодушие к содержанию и тягу к внешней эффектности;
- эскапизм через культ формы (прекрасного). Данная доминанта содержит в себе важную защитную функцию национальной идентичности итальянцев: уход от трагичной и противоречивой исторической действительности, обусловленной политической раздробленностью Италии и гнетом завоевателей, в сферу чистого искусства;
- довлеющая эталонность истории, для национального сознания характерно постоянное соизмерение с прошлым (Средние века и эпоха Возрождения - Древний Рим, объединение Италии - история итальянских государств и Древний Рим, XX-XXI вв. - эпоха Возрождения и Древний Рим). Доминанта является определяющей для следующих трех:
- ориентация на образцы, и как следствие, осознаваемая разница потенциалов между «славным» прошлым и «недостойным» настоящим, а также между Италией и европейскими странами, превосходящими ее в политическом, экономическом и социальном плане;
- извечная мечта Италии о воссоздании империи - политической, католической или культурной - в мировом масштабе. На рубеже XX-XXI вв. это стремление реализовалось во всемирном распространении виртуального образа Италии как империи красоты, законодательницы мод в сфере дизайна одежда и помещений, гастрономии, туризма, утонченного, но естественного стиля жизни;
- осознание цивилизационной миссии Италии. Начиная со Средних веков итальянцы видят свою миссию в передаче основ культуры, законодательства и христианской веры другим народам Европы, с XIX в. - в заложении основ новой морали и духовности. На рубеже XX-XXI вв. декларируемая миссия Италии - формировать концепцию красоты через объекты материальной культуры и каждодневные ритуалы;
- разнообразие («varietà»), константа итальянской культуры, актуализировавшаяся в эпоху Ренессанса и служившая философским обоснованием категории «множественности», трактуемой в позитивном ключе. Феноменологически проявилась как разнообразие идейных, эстетических, художественных направлений на Полуострове, но также как ценность предметного изобилия «земного» мира, утверждаемую гуманистами. В исследовании доминанта была рассмотрена на примере разнообразия продуктов питания и рецептов (от Древнего Рима до рубежа XX-XXI вв.), которое задавало контекст как для обмена между сословиями, так и для географического обмена товарами внутри Полуострова по оси север-юг и по оси восток-запад. В последнем случае Италия выступала как «перекресток культур» между арабским миром и континентальной Европой;
- торгово-предпринимательские приоритеты нации, которые служат стимулом для обмена не только товарами, но и идеями. На рубеже XX-XXI вв. именно коммерциализация мечты об Италии - средиземноморской стране искусства, моды и «сладкой жизни» - способствовало формированию привлекательного образа страны, получившего мировое признание. Две последние доминанты дают возможность определить итальянскую культуру как культуру взаимообмена, когда не однородность, а, наоборот, разнородность культур, взаимодействующих между собой, создает общий национальный контекст. В целом, итальянскую культуру можно представить как открытую, то есть восприимчивую к влияниям других культур и, в свою очередь, влияющую на них.
6. Во второй половине ХХ в. среди параметров этнической идентичности актуализируется отрицательная валентность, что было вызвано тремя факторами: неэффективностью административно-правовой системы, определенными недостатками экономической системы, незрелостью гражданского общества. Этнонигилизм проявляется эксплицитно в публицистике и научно-популярной литературе, имплицитным противовесом ему служит представление о цивилизационном первенстве Италии и итальянцев среди других европейских народов, которое сложилось в коллективных представлениях нации.
7. Ведущим фактором отрицательного представления нации о себе был политический, что привело к разграничению понятий «нация» и «национальное» государство. Данная реакция не является национально обусловленной: в конце XX в. идентичность любой нации характеризуется равнодушным или критическим отношением к политической составляющей, актуализируется экономический фактор; в пору относительно стабильных периодов жизни общества (при отсутствии войн с другими государствами, при сформировавшемся национальном государстве) национальная идентификация как бы отступает вглубь коллективного бессознательного и замещается социальной.
8. На рубеже ХIХ - ХХ вв. можно выделить определенные функции национальной идентичности итальянцев, применимые к прогностическому моделированию реакций любой европейской нации на вызовы глобализации: защитная функция, регулятивно-трансформационная функция, реконструирующая и традиционалистская функция, нео-ирредентистская или этнически-мобилизационная функция, блокирующая или защитная функция.
1.Шевлякова Д.А. Доминанты национальной идентичности итальянцев. М.: Книжный Дом Университет, 2011. 16 п.л.
Статьи в сборниках научных трудов и журналах:
2.Шевлякова Д.А. К вопросу о соотношении литературного процесса и национального сознания в Италии XIX века // Объединённый научный журнал. М., 2004, № 32. 0,6 п.л.
3.Шевлякова Д.А. Борхес и Данте. Поэтическое миросозидание //Актуальные проблемы современной иберо-романистики. М.: Гнозис, 2004. 0,5 п.л.
4.Шевлякова Д.А. Данте и проблема становления национального сознания в работах Джузеппе Мадзини // Сборник научных трудов кафедры итальянского языка ф-та иностранных языков и регионоведения МГУ. Выпуск 1. М.: URSS, 2005. 0,45 п.л.
5.Шевлякова Д.А. Концепция учебного курса «итальянская национальная идентичность» по специальности «регионоведение» // Вопросы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения. Материалы конференции. М.: Изд-во РУДН, 2006. 0,5 п.л.
6.Шевлякова Д.А. Отрицательная национальная идентичность итальянцев. Экономический компонент // Проблемы итальянистики. Выпуск 2. Литература и культура. М.: Изд-во РГГУ, 2006. 1 п.л.
7.Шевлякова Д.А. Культ еды. Отражение национального автостереотипа в паремиологическом фонде языка // Языки в современном мире. Материалы V международной конференции. М.: Книжный Дом Университет, 2006. 0,6 п.л.
8.Шевлякова Д.А. Антииспанизм и становление итальянского национального сознания // Актуальные проблемы современной иберо-романистики. Вып. 3. М.: Гнозис, 2006. 0,7 п.л.
9.Шевлякова Д.А. Отрицательная идентичность итальянцев. Политический компонент // Сборник научных трудов кафедры итальянского языка ф-та иностранных языков и регионоведения МГУ. Выпуск 2. М.: URSS, 2006. 1 п.л.
10.Шевлякова Д.А. Символика итальянского евро (к вопросу о национальной идентичности) // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Выпуск № 2. М., 2009. 0,5 п.л.
11.Шевлякова Д.А. Доминанты национальной идентичности итальянцев. Кулинарная система и регионализм // Известия Уральского государственного университета. Выпуск № 2(75). Екатеринбург: Изд-во УГУ, 2010. 0,6 п.л.
12.Шевлякова Д.А. Формирование положительного имиджа Италии в учебнике итальянского языка для иностранцев // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Выпуск № 2. М., 2010. 0,5 п.л.
13.Шевлякова Д.А. Итальянский национальный флаг. Государственная символика и национальная идентичность // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Выпуск № 4. М., 2010. 0,5 п.л.
14.Шевлякова Д.А. Джузеппе Мадзини о Данте (к вопросу о национально-прецедентных именах) // М., Филологические науки. Выпуск 4. М., 2010. 0,5 п.л.
15.Шевлякова Д.А. Языковая политика Итальянской республики (1990-2010 гг.) // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Выпуск № 2 . М., 2011. 0,5 п.л.
16.Шевлякова Д.А. Универсализм формы в итальянской культуре. Итальянская мода // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Выпуск № 4. М., 2011. 0,5 п.л.
Учебные пособия:
17.Шевлякова Д.А., Иванникова Н.В. Италия и итальянцы. Учебное пособие по итальянскому языку и культуре // Учебно-методический комплекс «Италия и итальянцы». М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2008. 13.1 / 6,5 п.л.
18.Шевлякова Д.А. Итальянские праздники. Учебное пособие. М.: Астрель, 2008. 15,2 п.л.