- Архитектура органа непосредственно связана с развитием конструкции, целями и задачами применения инструмента, культурно-исторической эпохой, национальными, региональными культурными и конфессиональными особенностями, художественными стилями в зодчестве, музыке, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Она является действенным фактором, характеризующим орган как синкретический инструмент, сущностно объединяющий пространственно-временные виды искусств.
- Архитектура органа является сложной разомкнутой, развивающейся системой. Она функционирует как зодчество (возведение инструмента, оформление фасада, пульта управления и др.), как философское проявление иерархии темброво-динамических комплексов (строгая взаимосвязь Werk-ов, наборов регистров и др.), выражается в закономерных соотношениях и сочетаниях акустики: архитектоника регистров (регистровые пирамиды, обертоновый звукоряд - аликвоты, микстуры и т.д.), фактуры музыкальных произведений (законы полифонического письма). Каждый компонент системы имеет многофакторный характер развития и отражает мировосприятие специфическими средствами. Исторически обусловленные изменения каждого компонента системы находятся в диалектической взаимосвязи с меняющейся картиной мира. Совокупность элементов системы образует новое качество, характеризующееся как целостное отражение картины мира.
- В античной теории архитектуры орган (гидравлос) получил не только статус выдающегося технического изобретения: генезис последующих архитектурных решений органа во многом связан с витрувианском восприятием картины мира как целостности, включающей числовые закономерности, архитектурную эстетику, теорию украшений и пропорций, ордерную систему, принцип пользы, прочности, красоты. Эти светские ориентиры, сформированные в дохристианский период, отражают картину мира как соразмерность, основанную на гармонии части и целого; они получили развитие в архитектурной теории Альберти, обогатив картину мира ренессансными ценностями. Античные и ренессансные мотивы в архитектуре органа получили развитие в органах итальянского барокко, французского классицизма, в симфонических органах Франции XIX столетия.
- Византийский период органостроения характеризуется исключительно светским применением благодаря греко-православным христианским традициям. Феномен появления и развития органоподобных инструментов отражает картину мира эпохи расцвета Византии - роскошь, изысканность, переходящую в изощрённость образно-технологической сферы.
- Применение органа в римско-католическом богослужении (с 7 в. н. э.) обусловило появление сакральных мотивов в архитектуре инструмента. Картина мира, основанная на христианских ценностях, формировалась с учётом традиций и менталитета стран, социальных групп, конфессиональных различий, формаций (в частности, например, изменением методов теоретических разработок в органостроении и способов материального производства).
- Наиболее сложная и богатая картина мира, воплощённая в архитектуре органа, сформировалась в стилевых рамках барокко западноевропейских стран. В этот период наблюдается расцвет зодчества, особое разнообразие оформления интерьеров соборов, наивысшие достижения в органной полифонической музыке. Сформированы устойчивые структуры символов в пространственно-временных видах искусств. В органе системно объединились архитектурные взаимосвязи с соборным интерьером, установилась иерархия христианских ценностей в архитектурном воплощении фасада, определилась взаимосвязь: алтарь-орган-собор. Ярко выражены: архитектоника музыкальной полифонической ткани, тектонические взаимосвязи деталей и узлов внутри органа, обусловленные иерархическими принципами отражения образа мира (Werk-принцип).
- Органная архитектура эпохи французского классицизма отразила основной принцип абсолютистской власти (бюрократическая централизация), реализованный в единообразии архитектурных приёмов, иерархии регистров, этикетности форм, жанров, предписанной архитектонике голосов органной партитуры. Элементы античной ордерной системы оформления органов отразили императивные черты монархического централизма.
- Архитектура французского симфонического органа (XIX в.) олицетворяет преимущественно светскую, рационалистическую картину мира (последствия Великой французской революции, развитие буржуазных отношений), со свободным применением большого количества технических новшеств (активная модернизация конструкции) и реминисценциями античной классики в архитектуре. Немецкий орган эпохи романтизма отличается усложнением диспозиции; продолжая художественное развитие преимущественно в церковной среде - демонстрирует в архитектуре соединение элементов готики, классицизма. Отражает интровертность сознания художника этого периода.
- Орган XX столетия формируется после Второй мировой войны в ходе поисков универсальной диспозиции, удешевления конструкции (главным образом, в СССР), отсутствия «усложняющих элементов» в архитектуре - как отражения социокультурной ситуации послевоенного периода (в России - до 1990-х годов). Конец XX- начало XXI столетий характеризуется углублением интереса к органостроению периодов наивысшего расцвета в связи с обострением противоречий в современной мировой системе ценностей и поисками аксиологических ориентиров в незыблемых, признанных традициях прошлого (первая волна - идеи А. Швейцера о реформировании органа в начале XX столетия).
1. Будкеев С.М. Органная культура в системе отечественного образования: // Философия образования: научный журнал. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. – №3 (24). – С. 276–280.
2. Будкеев С.М. Органная концертная деятельность А.Ф. Гедике в первые годы советского периода // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2009. – №1 (13). – С. 74–76.
3. Будкеев С.М. Симфонический орган в архитектонике художественной картины мира // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2009. – №4 (16). – С. 77–79.
4. Будкеев С.М. А. Кавайе-Коль как архитектор художественной концепции симфонического органа // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2009. – №5 (17). С. 99–102.
5. Будкеев С.М. Основные элементы конструкции и звукового образа органа // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2009. – №7 (19). – С. 70–74.
6. Будкеев С.М. Микстурные регистры и их роль в регистровых пирамидах симфонического французского и романтического немецкого органов // Вестник Поморского университета: Сер.: Гуманитарные и социальные науки. – Архангельск, 2009. – №10. – С. 260–266.
7. Будкеев С.М. Орган как музыкальный инструмент и его древнейшие предшественники // Известия Алтайского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. – Барнаул, 2010. – №2/2 (66).
8. Будкеев С.М. Архитектоника регистров классического и симфонического типов французского органа // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2010. – №3 (22). – С. 43–48.
9. Будкеев С.М. Античные органы и архитектурная система Витрувия: древнегреческие истоки // Вестник Челябинского государственного университета. – Челябинск, 2010. – Вып. 49, №34 (215). – С. 160–164.
10. Будкеев С.М. Органоподобные музыкальные инструменты античности и гидравлос // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – Киров, 2010. – №3 (2). – С.182–186.
11. Будкеев С.М. Барнаульский орган: история создания // Известия Алтайского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. – Барнаул, 2011, № 2/2.
Монографии:
12. Будкеев С.М. Органная культура как общественное явление: архитектурно-художественные истоки в Древней Греции, Риме и Византии [Текст] : монография / С.М. Будкеев; науч. ред. Т.М. Степанская. – Барнаул : Изд-во Алт.ун-та, 2011. – 80 с.: ил.
13. Будкеев С.М. Симфонический орган в художественно- историческойретроспекции [Текст] : монография / С.М. Будкеев; науч. Ред Т.М. Степанская. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2011. – 108 с.: ил.
Статьи, опубликованные в других изданиях:
14. Будкеев С.М. Органная культура Европы и особенности развития органной культуры в России XIX столетия // А.Ф. Гедике – органист (исполнитель, педагог, композитор). – 2-е изд. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. – 492 с.: ил. – С. 9–24.
15. Будкеев С.М. Из истории развития органной культуры России XIX столетия: (учебная лекция №1 для студентов по спецкурсу «Страницы истории российской органной культуры (XIX – середина XX столетия)») / Алт. краевой методкабинет по учебным заведениям; Барнаульский гос. пединститут; Алт. политехнический институт; Алт. гос. институт культуры. – Барнаул, 1992. – 14 с.
16. Будкеев С.М. Программно-целевой подход к гармоническому воспитанию учащихся через органную музыку: (статья) // Педагог: (специализированный журнал). – Барнаул, 1997. – №3.
17. Будкеев С.М. Органные лекции-концерты «Мировая художественная культура» как средство музыкального воспитания учащихся: (статья) // Культура и текст. – Барнаул, 1998. – Вып. IV. – С. 26–30.
18. Будкеев С.М. Тематика органных лекций-концертов «Мировая художественная культура» (практическое внедрение научного исследования) // Культура и текст. – Барнаул, 1998. – Вып. IV. – С. 31–34.
19. Будкеев С.М. К системному анализу понятий «органная культура» и «органное искусство»: (статья) // Психолого-педагогические и культурологические проблемы личностно-ориентированного воспитания: сб. науч. тр. / под ред. В.Н. Мошкина. – Барнаул: АГИИК, 1999. – С. 79–87.
20. Будкеев С.М. Органная культура как фактор развития музыкально- бытовой, просветительской, воспитательной традиций в общественной жизни России: (статья) // Психолого-педагогические и культурологические проблемы личностно-ориентированного воспитания: сб. науч. тр. / под ред. В.Н. Мошкина. – Барнаул: АГИИК, 1999. – С. 88–96.
21. Будкеев С.М. Органная культура России 1980–1990-х годов и проблемы художественного воспитания студентов вузов средствами органной музыки: (статья) // Инновации в системе педагогического образования: мат. Всерос. науч. конф. «Организационно-управленческие инновации в системе педагогического образования». – Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. – С. 215–221.
22. Будкеев С.М. Музыкальное просветительство в системе художественного воспитанияслушателей: (статья) // Человек культуры: сб. ст., тез., сообщ. по актуальным проблемам гуманитарных исследований Всерос. науч. симпозиума. – Бийск: НПЦ БиГПИ, 2000. – С. 14–18.
23. Будкеев С.М. Некоторые проблемы художественного воспитания учащихся музыкальными средствами: (статья) // Человек культуры: сб. статей, тезисов, сообщений по актуальным проблемам гуманитарных исследований Всероссийского научного симпозиума «Человек культуры». – Бийск: НПЦ БиГПИ, 2000. – 347 с. – С.85–90.
24. Будкеев С.М. Исторический обзор развития органной культуры в России: (статья) // Культура, искусство, образование: межвуз. сб. науч. ст. / Красноярский гос. институт искусств. – Красноярск, 2000. – Вып. 2. – С. 30– 45.
25. Будкеев С.М. Терминологический аппарат эстетического воспитания в контексте художественной практики: (статья) // Духовно- нравственное воспитание студентов средствами национальной культуры: материалы «круглого стола» и науч.-практ. конф., посвящ. 2000-летию христианства. – Бийск: НИЦ БПГУ, 2001. – С. 33–38.
26. Будкеев С.М. Художественно-исторические условия развития органной культуры: (статья) // Искусство и учащаяся молодежь: сб. науч. и метод. тр. кафедры искусств. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – С. 73–81.
27. Будкеев С.М. Органный класс Московской консерватории 1960– 1990-х годов: (статья) // Искусство и учащаяся молодежь: сб. науч. и метод. тр. кафедры искусств. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – С. 107–122.
28. Будкеев С.М. Некоторые аспекты развития органной культуры в СССР: (статья) // Искусство и художественное воспитание: сб. научных трудов кафедры искусств. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. – С. 18–25.
29. Будкеев С.М. Системный подход к художественному воспитанию студентов вузов средствами органной музыки: (статья) // Искусство и художественное воспитание: сб. науч. тр. кафедры искусств. – Барнаул: Изд- во БГПУ, 2003. – С. 46–49.
30. Будкеев С.М. Содержание лекций-концертов и аудиторных занятий в педагогической системе художественного воспитания студентов средствами органной музыки: (статья) // Искусство и художественное воспитание: сб. науч. тр. кафедры искусств. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. – С. 149–155.
31. Будкеев С.М. Некоторые компоненты художественной культуры: (статья) // Инновационный потенциал МПЦУ в решении психолого- педагогических задач: межвуз. сб. науч. ст. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006. – С. 57–60.
32. Будкеев С.М. Органная культура Европыи особенности развития органной культуры в России XIX столетия: (статья) // Модернизация профессионального послевузовского образования: теория и практика подготовки научно-педагогических кадров: мат. Междунар. науч.-практ. конф. VII Сибирская школа молодого ученого. 24–26 октября 2006 г. – Томск: STT, 2006. – С. 214–216.
33. Будкеев С.М. Системная организация понятия «культура»: (статья) // Некоторые проблемы художественного творчества: сб. ст. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006. – С. 40–48.
34. Будкеев С.М. Органная культура времен А.И. и К.А. Гедике: (статья) // Проблемы повышения качества и эффективности профессионального образования: мат. Междунар. науч.-практ. конф. IX Сибирская школа молодого ученого. 23–25 октября 2007 г. – Томск: STT, 2007. – С. 121–123.
35. Будкеев С.М. Пространство российской органной культуры и А.Ф. Гедике: (статья) // Культура Алтайского края как опыт толерантного взаимодействия сопредельных территорий: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Алтайского края. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. – С. 466–469.
36. Будкеев С.М. Органная культура в контексте эпох барокко и романтизма: (статья) // Формирование картины мира человека XXI века: мат. Междунар. науч.-практ. конф. 19–24 июля 2008 г. – Горно-Алтайск, 2008. – С. 36–39.
37. Будкеев С.М. А.Ф. Гедике и органная культура России 1950-х годов: (статья на рус. яз.) // Scientific transactions: Mongolian University of science and technology. – Ulaanbaatar, 2007. – №4/94. – Pр. 153–156. ISSN 1560-8794
38. Будкеев С.М. Некоторые эпизоды строительства органа на Алтае: (статья) // Сибирский музыкальный альманах. 2004 / Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. – Новосибирск, 2007. – С. 179– 182.
39. Будкеев С.М. Российская органная культура и творчество А.Ф. Гедике: (статья на рус. яз.) // Соёл судлаачдын Yндэсний VI семинарын материал. 2008. 03.29. – Улаанбаатар: МУИС-ийн Хэвлэх Yйдвэр, 2008. – 422–425 тал. ISBN 978-99929-53-60-8.
40. Будкеев С.М. Музыкальные инструменты – предшественники органа и органная культура античности: статья на русском языке // Соёл судлаачдын Yндэсний семинар. 2008. 05.08. – Улаанбаатар, 2008. – С. 299-304.
41. Будкеев С.М. Великанская свирель: история первого органа на Алтае: (статья) // Алтай. – 1988. – №1. – С. 141–146
. Авторские проекты, осуществлённые по теме диссертации:
42. Установка и настройка органа в Государственной филармонии Алтайского края совместно с органостроительной фирмой Ригер-Клосс (Чехословакия) – 1984 г.
43. Реконструкция органа в Государственной филармонии Алтайского края совместно с органостроительной фирмой ИоханнесКлайс (Германия) – 2010 г.
44. Программы органных концертов «Мировая художественная культура» и их реализация.