- Современная исследовательская этноконфликтологическая парадигма базируется на принципе неразрывной связи теоретического, методологического, прикладного, методического, технологического аспектов управления конфликтами и требует разработки концептуально и методически оснащенных технологий их предупреждения, урегулирования и разрешения, учитывающих специфический характер внутригосударственных межэтнических конфликтов.
- Оценка динамики внутригосударственных межэтнических конфликтов основывается на выделении следующих стадий: стадия бытового национализма; стадия политизации; стадия криминализации; стадия открытого столкновения; стадия декриминализации; стадия деполитизации; стадия разрушения негативных этнических стереотипов. Эффективное управление внутригосударственными межэтническими конфликтами возможно только в случае соответствия используемых технологий предупреждения и разрешения содержанию стадии конфликта.
- Локальные межэтнические конфликты на Юге России объективно обусловлены резким изменением этнической структуры региона в результате миграций и связаны с выдвижением старожильческим населением требований о сохранении привычной социокультурной среды и экономических возможностей. В Киргизстане основанием внутригосударственных конфликтов является неравенство этнических групп; недовольство и требования касаются формирования нового порядка взаимоотношений киргизов как доминирующей этнической группы (т. н. «титульной» нации) с этническими меньшинствами в политической, экономической, социальной и духовно-культурной сферах жизни общества.
- Субъективными основаниями внутригосударственных (локальных) межэтнических конфликтов на Юге России и в Киргизста-не являются разделение населения на «своих» и «чужих», активное функционирование дисбалансных этнических авто- и гетеростерео-типов, а также психологическая неготовность политически доминирующих этнических групп и этнических меньшинств к интеграции.
- Эффективность реализуемых органами власти технологий по раннему предупреждению и разрешению локальных межэтнических конфликтов в Ростовской области зависит, во-первых, от степени учета экономических (распределение собственности, земельные и трудовые отношения), политических (представительство в органах власти, формы политического участия), социальных (непревышение пределов миграционной емкости) и духовно-культурных (образование, культура, язык и религия) факторов; во-вторых, от соответствия технологий разрешения конфликта текущей стадии конфликта.
- Теоретическая реконструкция внутригосударственных конфликтов в Киргизстане в 1990-2010 гг. свидетельствует о неготовности к ним республиканской и местной власти и неадекватности ее действий на разных стадиях конфликтов. Отсутствие системы предупреждения и разрешения внутригосударственных межэтнических конфликтов в КР способствует их возможному повторению.
- Политическое управление внутригосударственными межэтническими конфликтами предполагает использование следующих практических технологий: формирование нормативно-правовой базы этнической политики; создание соответствующих институциональных структур; диагностика уровня конфликтности; целенаправленное разрушение дисбалансных этнических стереотипов и формирование установок на позитивное межэтническое общение, реализуемых при помощи программ стабилизации межэтнических отношений; специализированное этнологическое и конфликтологическое обучение субъектов управления конфликтами (представителей органов власти и силовых структур) и субъектов влияния на потенциальных участников конфликта (лидеров общественных объединений, этнических меньшинств, представителей СМИ, работников образования).
- Международное сообщество предлагает широкий спектр политических технологий предупреждения и урегулирования внутригосударственных межэтнических конфликтов. К ним относятся: формирование соответствующей отрасли международного права, присоединение новых независимых государств к ранее принятым международным документам; рассмотрение отчетов государств о выполнении обязательств; создание специальных миссий, наделённых правом расследовать ситуации на местах и участвовать в решении проблем, связанных с несоблюдением государством принятых международных обязательств; учреждение Международного Уголовного суда, призванного квалифицировать нарушения коллективных прав; сотрудничество с международными правозащитными организациями; формирование международных исследовательских комиссий, обладающих мандатом на исследование фактов и обстоятельств конкретного конфликта и квалификацию нарушений и преступлений в соответствии с международным правом.
1. Внутригосударственные межэтнические конфликты на постсоветском пространстве: теория и практика политического управления (на материалах Юга России и Киргизстана) / Отв. ред. Л.Л. Хоперская. -Бишкек, 2011. - 17,9 п. л.
II.монографии коллективные:
2.Профессионалы за мир на Северном Кавказе. - Ростов н/Д.: Изд-во РЮИ МВД России, 2003. - 6,6/3,0 п. л. (в соавт).
3.Локальные межэтнические конфликты на Юге России. 2000-2005. -Ростов н/Д.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2005. - 10,25/5,0 п. л. (в соавт.).
4.Россия - Кыргызстан. Этапы стратегического партнерства: от истоков до суверенитета: Сб. документов и материалов / Под ред. В.С. Власова, В.М. Плоских. - Бишкек: Изд-во КРСУ 2011. - 21,25/4,0 п. л. (в соавт.).
III.статьи опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ:
5.Управление локальными межэтническими конфликтами: теория и практика // Журнал социологии и социальной антропологии. - СПб, 2004. - Том VII. - № 3. - 1,2/0,6 п. л. (в соавт.).
6.О типологии этнополитических конфликтов // Вестник КРСУ - Бишкек, 2009. - Т. 9. - № 5. - 0,5 п. л.
7.Локальные межэтнические конфликты в условиях глобализации // Вестник КРСУ - Бишкек, 2010. - Т. 10. - № 5. - 0,6 п. л.
8.Предупреждение локальных межэтнических конфликтов как основа практической этноконфликтологии // Вестник КРСУ - Бишкек, 2010. - Т. 10. - № 8. - 0,6 п. л.
9.Предупреждение межэтнических конфликтов как индикатор эффективности государственной власти // Вестник КРСУ - Бишкек, 2011. – Т. 11. - № 6. - 0,5 п. л.
10.Прогнозирование и предупреждение межэтнических конфликтов как индикаторы эффективности государственной власти // Государственное и муниципальное управление: Ученые записки СКАГС. -Ростов н/Д, 2011. - № 1. - 0,6 п. л.
11.Международные политико-правовые подходы к внутригосударственным межэтническим конфликтам (на примере Киргизской Республики) // Государственное и муниципальное управление: Ученые записки СКАГС. - Ростов н/Д, 2011. - № 3. - 0,6 п. л.
IV.статьи опубликованные в сборниках материалов международных и всероссийских конференций:
12.Отток русского населения из республик Северного Кавказа и Закав казья как этнополитическая проблема // Материалы V Конгресса эт нологов и антропологов. - Омск, 2003. - 0,3 п. л.
13.Локальные конфликты и идентичность // Идентичность и интеграция: опыт России и Германии (Юг России - Северный Кавказ): Сб. мат-лов междунар. научно-практ. конф. Пятигорск, 15-17 июня 2009 г. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2009. - 0,4 п. л.
14.Влияние кавказского конфликта на этнополитическую ситуацию в Киргизии // Политическая наука на Юге России: итоги двадцатилетнего развития: Сб. мат-лов междунар. научно-практ. конф. - Вып. 1. -Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2009. - 0,5 п. л.
15.Защита прав российских соотечественников как элемент национальной идеи России // Мат-лы Всерос. науч. конф.-презентации «Национальная идея России». - М, 2010. - 0,2 п. л.
16.Нельзя замалчивать национальные проблемы // Мат-лы респуб. конф. «Межнациональные отношения в Киргизстане: современное состояние и перспективы». - Бишкек, 2011. - 0,4 п. л.
V. Брошюры и статьи в научных сборниках и журналах:
17.Анализ технологий урегулирования локальных межэтнических конфликтов (на материалах Ростовской области). - Рос тов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2003. - 2,0/1,0 п. л. (в соавх).
18.Политический портрет Ростовской области начал меняться // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - 2003. - № 48. - 0,3 п. л.
19.Выборы как институт политического прагматизма // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. -2004. - Февраль. - 0,3 п. л.
20.Новые технологии религиозного влияния // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. -2004. - Февраль. - 0,25 п. л.
21.Терроризм как повседневность? Нет! // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - 2004. -Сентябрь. - 0,3 п. л. (в соавх).
22.Цыганский прорыв // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - 2004. - Февраль. - 0,2 п. л.
23.0 положении русскоязычного населения в Киргизии // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреж дения конфликтов. - 2005. - Декабрь. - 0,3 п. л.
24.Локальные этнополитические конфликты в начале XXI в.: на примере Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев // Этнокультурное взаимодействие в Евразии: программа фундаментальных исследований Президиума РАН: В 2 кн. - Кн. 2. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2006. - 0,6 п. д/0,3 п. л. (в соавх).
25.Этническая политика в сельских районах Ростовской области // Диалог цивилизаций: Культурно-цивилизационные мосты истории и современность: Ежекварт. науч. журн. - Бишкек, 2008. - № 8. - 0,5 п. л.
26.Методика оценки локальных межэтнических конфликтов // Диалог цивилизаций: Культурно-цивилизационные мосты истории и современность: Ежекварт. науч. журн.- Бишкек, 2010. - № 11. - 0,5 п. л.