- Феномен художественного самосознания, предметом которого является вопрос «антропологического применения» литературы, представляет собой очевидную литературную данность. Феноменология чтения, наряду с феноменологией художественного творчества, составляет особый и самостоятельный предмет литературной рефлексии.
- Реконструкция авторефлексии литературы относительно характера собственного функционирования возможна на путях исследования специфики художественного изображения читателя, события чтения и его результатов. В первую очередь, данная форма литературного самосознания находит свое выражение в особом типе сюжетной организации, именуемом в работе «сюжетом чтения». Его главную характеристику составляет связь сюжетогенного события с читательской деятельностью героя. Характер завершения сюжета о герое-читателе, а также авторская тональность его изображения являются главными факторами определения содержания авторской мысли о функционировании художественного произведения в культурном пространстве.
- Сюжет чтения представляет собой частную реализацию универсального сюжетного инварианта, который именуется в литературоведении как циклическая сюжетообразующая модель и в качестве основы которой наука рассматривает символическое путешествие героя в царство смерти и возвращение его в мир живых. Глубинная символика такого сюжета сопряжена с идей преображения читателя, меняющего в опыте общения с литературой свой жизненный контекст. При всех своих историко-литературных модификациях данную символику сюжет чтения сохраняет.
- Характер художественного изображения читателя связан со спецификой концепции чтения (рецептивной концепции) и концепции адресата (рецептивной программы), характерных для той художественной парадигмы (традиционализм, креативизм или рецептивизм), в рамках которой и было создано рассматриваемое произведение. Рецептивная концепция и рецептивная программа той или иной литературной парадигмы в свою очередь формируются соответственно коммуникативной стратегии того типа ментальности, художественной формой выражения которого данная парадигма является. Этим фактом обусловлено проблемно-тематическое содержание литературы о чтении. Так, в литературе традиционализма центральную проблематику литературы о чтении составляет проблема правильного выбора книги (соответственно авторитарной стратегии нормативизма), в литературе креативизма - проблема адекватности той самореализации, которую читатель осуществляет в опоре на книжный опыт (соответственно стратегии разногласного общения, отличающей дивергентную культуру), в литературе рецептивизма - проблема взаимодействия читателя с миром других людей (соответственно коммуникативной стратегии культуры рецептивизма - стратегии диалогического согласия).
- В словесности ранних стадий развития традиционализма и креативизма данная проблематика находит свое решение в таком изображении читателя, которое соответствует требованиям коммуникативной стратегии данных культур: если читатель в своих взаимоотношениях с книгой воспроизводит рецептивный императив литературы, его образ получает сочувственное воплощение. Противоположный случай вызывает противоположное оформление. В словесности стадий, завершающих развитие этих парадигм, читательская проблематика находит свое решение в таком изображении читателя, которое свидетельствует о сопротивлении литературы позиции, отводимой адресату в рамках данной коммуникативной стратегии: либо героя перестает удовлетворять подразумеваемая рецептивная роль, либо автор изображает его несостоятельным в этой роли. В словесности рецептивизма такой закономерности не просматривается, так как и литература модернизма, и литература постмодернизма изображают читателя в соответствии с идеей диалогического согласия как единственной стратегии самоосуществления, которая сомнению не подвергается.
- Литературная авторефлексия, предметом которой является прагматический аспект существования словесности, представляет собой форму отклика литературы на эстетико-теоретическую мысль времени, на почве которой и складывается характерная для литературы данного типа художественности рецептивная концепция. Изображая в читателе носителя той культурной мифологии о книге и чтении, которая отличает эпоху, литература выражает свое отношение к ней - в том или ином типе завершения сюжета о читателе и в той или иной модальности изображения его. Трагическая форма завершения сюжета, в рамках которой читатель, выстраивающий свою практику в опыте опоры на литературу, терпит поражение, и комическая тональность повествования о нем, как правило, являются формой выражения полемики словесности с господствующей идеологией чтения и книги. Наоборот, изображение читателя как осуществившего свое намерение в опоре на литературу, является формой «согласия» литературы с критической теорией времени. Третий вариант особенно отличает специфику изображения читателя в литературе постмодернизма: изображая читателя осуществившим в формах литературного поведения свой «жизненный проект», новейшая литература так формирует «сопротивление теории» постмодерна (П. де Ман), демистифицировавшей ценностный статус литературы в культуре современности.
1.Турышева О. Н. Герой-читатель в литературе трагического гуманизма / О. Н. Турышева // Известия Урал. гос. ун-та. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2008. – № 55. – Вып. 15. – С. 5–18. (0,5 п. л.)
2.Турышева О. Н. Бунт против библиотеки: к истории литературного мотива / О. Н. Турышева // Вестник Челяб. гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. – 2009. – № 22 (160). – Вып. 33. – С. 119¬–127. (0,9 п. л.)
3.Турышева О. Н. Мотив чтения в структуре повествовательного сюжета / О. Н. Турышева // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2010. – № 1. – С. 363–371. (0,5 п. л.)
4.Турышева О. Н. Реальный читатель как объект литературной науки / О. Н. Турышева // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2010. – № 10. – С. 306–317. (0,6 п. л.)
5.Турышева О. Н. Герой-читатель: формирование литературного типа / О. Н. Турышева // Вестник Ярослав. гос. ун-та. Серия Гуманитарные науки. – 2010. – № 3 (13). – С. 94–99. (0,5 п. л.)
6.Турышева О. Н. Повествование о читателе: литература в полемике с теорией / О. Н. Турышева // Вестник Томск. гос. ун-та. Филология. – 2010. – № 3 (11). – С. 97–108. (0,9 п. л.)
7.Турышева О. Н. Проза о читателе как форма саморефлексии литературы / О. Н. Турышева // Сибирский филологический журнал. – 2010. – № 1. – С. 70–75. (0,5 п. л.)
8.Турышева О. Н. Культурная мифология чтения как предмет литературной рефлексии / О. Н. Турышева // Известия Урал. гос. ун-та. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2010. – № 1 (72). – С. 5–19. (1 п. л.)
9.Турышева О. Н. Ситуация читателя как вопрос литературы / О. Н. Турышева // Филология и человек. – 2010. – № 3. – С. 66–76. (0,7 п. л.)
10.Турышева О. Н. Разочарованный читатель, или Мотив обиды на литературу / О. Н. Турышева // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. – 2011. – № 4 (июль–август). – С. 23–33 (0,5 п. л.)
Монографии
11.Турышева О. Н. Книга – чтение – читатель как предмет литературы / О. Н. Турышева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. – 286 с. (13,8 п. л.)
12.Турышева О. Н. Читатель как литературный герой / О. Н. Турышева. – Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2011. – 330 с. (17, 3 п. л.)
Учебное пособие
13.Турышева О. Н. Теория и методология зарубежного литературоведения / О. Н. Турышева. – М.: Флинта, 2011. – 160 с. (8 п. л.)
Публикации в сборниках научных трудов и материалах научных конференций
14.Турышева О. Н. Ситуация кафковского читателя / О. Н. Турышева // Литература и общество: Взгляд из XXI века. Материалы Всероссийского научно-практического семинара. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2002. – С. 167–172. (0,3 п. л.)
15.Турышева О. Н. «Приключение как у Достоевского» в европейской новеллистике ХХ века / О. Н. Турышева // XV Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сб. статей и материалов: в 2 т. Т. 2. – М.: МПГУ, 2003. – С. 324–325. (0,1 п. л.)
16.Турышева О. Н. Образ превращения в творчестве Ф.М. Достоевского и Ф. Кафки / О. Н. Турышева // Известия Урал. гос. ун-та. Гуманитарные науки. История. Филология. Искусствоведение. – 2003. – № 28. – Вып. 6. – С. 113–132. (1,4 п. л.)
17.Турышева О. Н. Интертекст как ключ к интерпретации: «Превращение» Ф. Кафки в школьном изучении / О. Н. Турышева // Анализ литературного произведения в системе филологического образования. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2004. – С. 281–287. (0,3 п. л.)
18.Турышева О. Н. Литературная цитация: актантный аспект изучения / О. Н. Турышева // Дергачевские чтения–2002. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Материалы Всероссийской научной конференции 2-3 окт. 2002 г. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – С. 415–418. (0,2 п. л.)
19.Турышева О. Н. «Превращение» Ф. Кафки: логика гротеска / О. Н. Турышева // Гротеск в литературе: Материалы конференции к 75-летию Ю.В. Манна. РГГУ, 27-29 мая 2004 г. – М.; Тверь: Лабиринт, 2004. – С. 67– 71. (0,4 п. л.)
20.Турышева О. Н. Литература в комплексе мотивационных установок литературного персонажа / О. Н. Турышева // Зарубежная литература: историко-культурный и типологический аспекты. Материалы международной научно-практической конференции. Ч. 1. – Тюмень: Изд-во Тюмен. ун-та, 2005. – С. 183–188. (0, 4 п. л.)
21.Турышева О. Н. Литературный персонаж как субъект цитации: героиня Г. Айзенрайха в роли героини Ф. Достоевского / О. Н. Турышева // Вопросы романо-германской филологии. Вып. 1. «Текст в культурно-историческом контексте». Сборник научных трудов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. – С. 158–165. (0,4 п. л.)
22.Турышева О. Н. Литературный процесс в актантном измерении / О. Н. Турышева // Грехневские чтения. Сборник научных трудов. – Вып. 3. – Н. Новгород, 2006. – С. 207–213. (0,3 п. л.)
23.Турышева О. Н. Синтез литературных моделей в сюжете самоосуществления / О. Н. Турышева // Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы VI научно-практической конференции, посвященной памяти А. Ф. Лосева. – М.: Литера, 2006. С. 54–59. (0,3 п. л.)
24.Турышева О. Н. Герой-филолог в современной зарубежной прозе / О. Н. Турышева // Дергачевские чтения – 2004. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Материалы международной научной конференции. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. – С. 408–412. (0,2 п. л.)
25.Турышева О. Н. Французский компонент национальной персоносферы / О. Н. Турышева // Франция – Россия: Проблемы культурных диффузий: Сб. научн. трудов и сообщений. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – С. 10–15. (0,3 п. л.)
26.Турышева О. Н. Герой-филолог в современной зарубежной прозе: продолжение темы / О. Н. Турышева // Дергачевские чтения – 2006. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Материалы международной конференции. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – С. 359–362. (0,2 п. л.)
27.Турышева О. Н. Библиофил и библиоман в творчестве Ш. Нодье / О. Н. Турышева // Пограничные процессы в литературе и культуре. Сборник статей по материалам Международной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Василия Каменского (17-19 апреля 2009). – Пермь: Изд-во Перм. ун-т, 2009. – С. 110–113. (0,3 п. л.)
28.Турышева О. Н. Жанровая парадигма метапрозы / О. Н. Турышева // Дергачевские чтения – 2008: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: Проблема жанровых номинаций: материалы IX Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 9-11 окт. 2008 г. В 2 т. Т. 2. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. – С. 367–371. (0,5 п. л.)
29.Турышева О. Н. Роман Бальзака «Шагреневая кожа»: текстовые ключи и затекстовые возможности / О. Н. Турышева // Классика и современность: проблемы изучения и обучения: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции словесников. Екатеринбург, 26 – 28 февраля 2009 г. – Екатеринбург, 2009. – С. 116–121. (0,4 п. л.)
30.Турышева О. Н. Вузовское чтение в эпоху цифровой революции / О. Н. Турышева // Зарубежная литература в вузе: Инновация, методика, проблемы преподавания и изучения : сб. статей. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. – С. 96–103. (0,4 п. л.)
31.Турышева О. Н. Человек подпольный vs человек книжный: изображенный читатель в творчестве Ф. М. Достоевского и Г. Гессе / О. Н. Турышева // Мир литературы в контексте культуры : сб. материалов VII международной конференции «Иностранные языки и литературы в контексте культуры». – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2010. – С. 94–97. (0,2 п. л.)
32.Турышева О. Н. «О чем редко (и о чем часто) пишут писатели», обращаясь к теме чтения / О. Н. Турышева // Иноязычный дискурс: проблемы интерпретаций и изучения : сб. науч. тр. / под ред. Л. А. Назаровой, О. Г. Сидоровой. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. (Вопр. ром-герм. филологии, вып. 2). – С. 161–181. (1 п. л.)
33.Турышева О. Н. Концепция адресата и образ читателя в литературе романтизма и реализма / О. Н. Турышева // Романтизм vs реализм: парадигмы художественности, авторские стратегии : сб. науч. ст. : к 100-летию со дня рождения проф. И. А. Дергачева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. – (Эволюция форм художественного сознания в русской литературе; вып. 3). – С. 65–84. (1 п. л.)
34.Турышева О. Н. Сюжет чтения как метасюжет современной литературы / О. Н. Турышева // Литература в контексте современности: Сб. материалов V международной научно-методической конференции. Челябинск, 12 – 13 мая 2011 г. – Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2011. – С. 132–135. (0,2 п. л.)
35.Турышева О. Н. Читательская неудача как предмет изображения в литературе // Феномен творческой неудачи : коллективная монография / под общ. ред. А. В. Подчиненова и Т. А. Снигиревой. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. – С. 232–256. (1 п. л.)
36.Турышева О. Н. О названии романа Э. Канетти «Ослепление» / О. Н. Турышева // Литература. Музыка. Театр. Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти В. М. Павермана. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. – С. 100–106. (0,2 п. л.)