2. Телевидение - сложное социальное явление, которое можно изучать в различных аспектах: как социальный институт - производственную систему со специфическими функциями, деятельностью и оргструктурой; как дискурс - систему языковой и метаязыковой коммуникации; как форму социального знания - способ производства и накопления обществом знаний о самом себе; как элемент повседневной жизни человека - наряду с учебой, работой, сном, отдыхом и т. д. Как форма экранной культуры современное телевидение активно использует мифотворческие технологии. Человек невольно оказывается «встроенным» в контекст виртуальной реальности, которая навязывает ему систему социальных и культурных ценностей и становится составной частью его внутреннего и внешнего мира. Телевидение отражает знаковый опыт человечества, приспосабливая к мифологизированному экранному миру каждого, кто останавливает на нем свое внимание. Оно структурирует практически все области человеческой деятельности, создает новые смыслы, иллюзию сотворчества в новой реальности, т. е. манипулирует общественным сознанием, оказывая деструктивное воздействие на внутренний мир человека и формируя нужное для социума функционирование каждого потенциального потребителя продукции экранной культуры. Его задача - не только манипулирование сознанием, но и психологическая адаптация человека к новым изменениям постиндустриального общества.
Нужно отметить, что телевидение - ресурс позитивной модернизации общества, реставрации утраченных «кирпичиков» патриотизма, профессионализма, гармонизации отношений между поколениями, правильного понимания долга и свободы, эстетического и художественного вкуса, основных постулатов психического и физического здоровья, реабилитации вечных ценностей бытия. Вышеизложенное позволяет говорить о правомерности введения концепции «философия телевидения» - как конструкта, формирующегося на основе структурообразующих его элементов.
3. Телевидение как форма экранной культуры характеризуется полифункциональностью, при этом комплекс основных выполняемых им функций может выстраиваться по-разному, в зависимости от характера программы, общего социокультурного контекста и структуры передачи, в которую он включен. В диссертации выделены социальные функции философии телевидения в аспекте философско-культурологического знания, что позволило определить его значение для российской культуры. Из вышесказанного следует, что социальные функции телевидения заключаются в создании, интерпретации и донесении до аудитории контекста мира, а также характеристик и оценок его социальных процессов, что является организацией общественного мировоззрения.
4. В современном научном мире исследованием телевидения как уникального философского, культурологического, семиотического, психологического, информациологического феномена занимаются представители различных наук, школ и направлений. Обобщая их позиции, мы пришли к выводу, что необходима концепция «философия телевидения», которая по своей сути станет теоретической основой социокультурного, цивилизационного развития общества посредством трансляции информации, смыслов, знаний в социуме, накопления и трансформации культурного опыта, а также обогащения микро- и макромира человека.
Актуализирует вопрос о необходимости создания авторской концепции «философия телевидения» идеология постмодерна, которая позволяет трактовать телевидение как модель нового полифункционального и моралистического отношения к миру, возникшего вследствие сближения научного, философского и художественного познания.
Мы считаем, что предлагаемая концепция является теоретико-методологической базой исследования телевидения как универсальной информационно-коммуникационной синергетической системы.
5. В результате сопоставления теории постиндустриального общества и философских концепций постмодернизма обнаружена взаимосвязь между развитием информационных технологий, становлением постмодернистского мировоззрения и постмодернистской культурой. Философская теория постмодернизма имеет устойчивую тенденцию к расширению дискурсивного поля, характеризуется семантическим и категориальным многообразием, обусловленным принципиальным отказом от концептуального конституирования, в постмодернистской рефлексии невозможно констатировать парадигмальное единство. Тем не менее, сложились устойчивые характеристики этого явления, выделился ряд влиятельных теоретиков постмодернизма, постулирующих теоретический отход не только от классической, но и неклассической традиций философствования, определился корпус текстов. Постмодернистская парадигма утверждает новую эпистемологическую модель, соединяющую реальные подходы к познанию явлений культуры, постулирует принципиально плюралистическую картину мира, нелинейный характер социальных и культурных динамик, преодолевает противостояние западного и восточного интеллектуального опыта. Концептуальная модель нелинейных динамик создаётся в современной культуре во встречном движении гуманитарного и естественнонаучного познания, в постмодернистской философской теории и в синергетике. Для исследования процессов, происходящих на телевидении, их теоретического осмысления необходима, с нашей точки зрения, концепция «философия телевидения», которая складывается на основе принципиально новой постмодернистской информационной картины мира, признания множественности точек зрения и полифонии культурных миров. Их столько, сколько представлений о них, и все они одновременны и равноправны в своем существовании.
6. В диссертации обоснована правомерность введения в тезаурус теории и истории культуры концепта «информационная картина мира» для последующего использования и интерпретации на его базе предлагаемой концепции. Телевидение как смыслопроизводящий социокультурный институт вносит свой вклад в формирование информационной картины мира, которая, с нашей точки зрения, подвержена изменению, что проявляется в ее развитии и динамике, отражающих общие тенденции нелинейности, с которым сталкивается постиндустриальное общество. Информационная картина мира создает условия для сосуществования разных систем, смыслов и знаний в обществе, вносит свой вклад в формирование самоорганизованной личности, способной адаптироваться к спонтанной трансформации.
7. В научный оборот исследования вводится понятие «информационная культурология» как концепт, объединяющий культурные значения, способы их производства, передачи, хранения, а также культурные тексты, формы и практики, связанные с медиа и существующие в информационном обществе. Информационная культурология исследует информационные потоки, т.е. аудиальные, печатные, визуальные, аудиовизуальные виды медиа. Она находится с ними в определенных отношениях, включает их в систему передачи информации и культуру ее восприятия, помогает им участвовать в системе воспитания, заниматься мифотворчеством, усваивать новые знания. Таким образом, выделяя информационную культурологию как структурообразующий элемент философии телевидения, мы переносим весь методологический и теоретический арсенал ее исследования на эту дефиницию, что дает право говорить об информационной культурологии как исследовательском поле телевидения. Проблема формирования информационной культурологии затрагивает сферу, глобальную по своему масштабу, поскольку касается вопросов не столько мировоззрения, сколько мироощущения, т. е. ту область, где на первый план выходит не рациональная, логически оформленная философская рефлексия, а глубоко эмоциональная, внутренне прочувствованная реакция современного человека на окружающий его мир. Информационная культурология исследует культуру информационного общества, поэтому в формировании ее понятийного аппарата большую роль играет идеология постмодерна, мистифицирующая массовое сознание, манипулирующая им, порождая в изобилии мифы и иллюзии.
8. Проведенное исследование показало, что теоретико-информационный подход трактует телевидение как средство совершенствования информационных структур, составляющих основу человеческого общения. В рамках этого подхода, как в духовном, так и в физическом мире, существует свой «верх» и «низ». Направление движения «вверх» можно назвать прогрессом, количественный критерий которого совершенно формальный, не зависящий от содержания рассматриваемого явления и поэтому чрезвычайно общий. Этот критерий - разнообразие, или сложность, а его количественной мерой служит энтропия, которую тоже можно рассматривать как собственно информацию, содержащуюся в системе. Таким образом, остается актуальной проблема разработки эволюционных моделей и методов измерения, описывающих развитие телевидения в рамках информационной картины мира, а значит, актуальным остается использование теоретико-информационного подхода. Этот аспект исследования телевидения осуществлялся и на базе дедуктивной теоретической модели (Л.Я. Дорфман, В.М. Петров), в основе которой лежит структурный (концептуально-базовый) подход. Она охватывает широкий круг явлений, конкретизирующих процесс развития телевидения как вида искусства. Сердцевина модели - системообразующие составляющие телевидения. В рамках модели имеется возможность проранжировать составные элементы этого концепта в соответствии со степенью их трудности ассимиляции субъектом. В диссертации разработаны требования к использованию теоретико-информационного подхода в исследовании телевидения и авторской концепции «философия телевидения».
9. Информационно-семиотический подход в изучении телевизионных текстов представляется исследователю как мир знаков, как единство материального и духовного начала, как устройство, вырабатывающее и запоминающее социальную информацию, а социальная наследственность - специфический для общества внегенетический механизм наследования искусства. Осмысление телевизионного текста - не просто его отображение, а выражение необходимости сделать его носителем определенной информации. Поэтому в качестве основного инструмента осмысления телевизионных текстов как культурно-значимой информации, реализующейся в процессах значения и понимания, мы предлагаем использовать информационно-семиотический подход. Анализ телевидения в рамках теории и истории культуры основывается на признании его важнейшим социокультурным институтом, суть которого состоит в удовлетворении потребности общества в информировании, адекватно отражающем реальность. Информационно-семиотический подход позволяет проследить механизм осмысления телевизионного текста - вычленения знаков и их значений на различных уровнях интерпретации, их переход друг в друга и реализацию связи любого и каждого из них с фундаментальным, базовым этажом, которым является информационная картина мира. Результаты исследования показали, что осмысление телевизионного текста может строиться на указанном подходе, при этом возникает задача установления отношений между прямым и контекстуальным значением знака, а контекст становится средством «наращивания» значений элементов осмысления телевизионного текста. Можно утверждать, что в философии телевидения уже накоплен определённый методологический тезаурус для осмысления телевизионного текста, который в основном сосредоточен на знаниях в области культурологии, теории и истории культуры, философии культуры, истории и представлен формальным, историко-типологическим, семиотическим, семантическим, герменевтическим, теоретико-информационным, информационно-синергетическим, структурно-семиотическим, системно-семиотическим, информационно-семиотическим и другими подходами.
10. В своем исследовании мы рассматриваем «текст» как философско-культурологический концепт, который характеризуется связанной последовательностью знаков, осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенную общей темой и обладающую цельностью. Следовательно, телевизионный текст как сложная, многомерная система не только по своим параметрам, но и по целям и функциям представляет собой полифункциональную систему, в которой информационно-семиотический подход помогает выделить его как целостное структурное сложноорганизованное образование, реализуемое в той или иной материальной форме и служащее для передачи семантической, эстетической и иной информации для выражения некой идеи (нравственной, художественной, религиозной, философской и т. д.) в форме конкретного образа, а также для передачи авторского отношения к этой идее.
11. Результаты исследования выявили цепочку классификационных проблем, связанных с пониманием информационно-коммуникационного пространства телевизионного вещания, которое представляет собой сложную многообразную по жанровой структуре систему, объединяющую информационные, документально-публицистические, развлекательные и другие программы. Новейшие компьютерные технологии помогли миру фантазии приобрести реальность артефакта. Таким образом, современное телевидение превратилось в мир симулякров, в котором человек не переживает подлинной реальности, будучи защищен от нее мифом.
Поскольку телевидение приходит не к безликой массе людей, а к каждому отдельному телезрителю и тем самым «атомизирует» общество, на первый план выдвигается социальная целесообразность качественных исследований телевизионного вещательного процесса. Тем самым создаются предпосылки для проектирования телевизионной информационной среды, от которой зависит качество жизни современного человека, подтверждая тезис о телевидении как реальном мире постмодернизма. Телевидение создаёт сферу культурных ценностей, способствуя взаимопроникновению и взаимообогащению различных культур, нивелируя их опосредованно как в общественном, так и в индивидуальном сознании.
Смена парадигм познания, формирование постнеклассической картины мира, постмодерн и признание многообразия типов реальности в социальной практике позволили сформировать новое представление об информационном пространстве, базирующемся на ее структурной сложности, относительности в зависимости от степени освоения субъектами, функциональности, целостности и внутренней противоречивости. Информационно-коммуникационное пространство структурируется, организуется, передвигается в процессе его освоения. Его структура опирается на результаты семиотического подхода, его освоения субъектами и выражается иерархией ценностных значений, придаваемых субъектами той или иной дифференцированной части. Конструирование социокультурной целостности этого пространства возможно лишь путем формирования его функционального многообразия, персонификации, самобытности культуры.
12. Информатизация общества - объективный закономерный процесс общественной эволюции, в стороне от которого не может оказаться ни одна страна. Закономерный характер перехода общества к информационной эре обусловлен возрастанием роли знаний в историческом прогрессе. Вместе с тем этот процесс многоплановый, охватывающий общество в целом, не ограничиваясь его технической сферой. Он разворачивается в трех основных ипостасях - технико-технологическом, социальном и культурном; и информатизацию общества можно представить как технико-социокультурный феномен, в соответствии с чем в авторской концепции выделяется три аспекта исследования информатизации общества - технико-технологический, социологический и культурологический.
В авторской концепции предложена трактовка концепта «коммуникативное поле», представляющего пространство, в котором взаимодействуют субъекты социокультурной деятельности (индивиды, группы, организации и т. п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования. Оно выступает одним из базовых механизмов и неотъемлемой составляющей социокультурного процесса, обеспечивая возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей и регулирования его отдельных областей, накопление и трансляцию социального опыта. Его можно определить как универсальное информационно-коммуникационное синергетическое пространство, которое сформировалось на основе коммуникативно-познавательных процессов обмена, хранения, освоения и трансляции культурных ценностей на телеэкране. Именно в нем складывается структура телевизионного вещания, которое вплетено в ткань системы массовой коммуникации, отражает ее содержательную характеристику и оказывает воздействие на духовную область жизни общества и каждого отдельного человека. Все вышеизложенное позволяет говорить о коммуникационном поле современного телевидения как об актуальной проблеме всего коммуникационного пространства современного общества и как структурообразующем элементе философии телевидения.
13. Результаты исследования доказали, что массовая культура мифотворческими приемами конструирует реальность зрителя, «приручает» культуру с помощью новинок современной техники, превращая массового зрителя в управляемую толпу, стирая его личностные особенности и не предполагая возможность удовлетворения творческих и духовных потребностей, выходящих за границы, «очерченные» экраном. Это особое течение в духовной культуре, современный тип духовного производства, форма культуры, соответствующая потребностям современного общества, способ адаптации личности к современному обществу, система социального регулирования, помогающая людям действовать в соответствии с потребностями этого общества. Массовая культура - внутренне сложное явление, ее воздействие на людей неоднозначно. Она амбивалентна по своей сущности и функциям и несет в себе как позитивное, так и негативное начала. С одной стороны, массовая культура, выражающаяся в широком распространении развлекательной литературы, кинофильмов и телепрограмм легкого содержания и усвоения, приводит к разрушению традиционных норм поведения и потребления, устоявшихся представлений и ориентаций, заменяя их новыми мифами и фетишами, т. е. в антропологическом аспекте происходит десакрализация ценностей традиционной народной культуры. Она рассчитывает на гомогенную аудиторию, имеет ярко выраженное оппозиционное по отношению к традиционной культуре мировоззренческое начало; в ней доминирует опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное, космополитичность. С другой стороны, безусловны заслуги массовой культуры в просвещении широких народных масс, приобщении их к общечеловеческим ценностям культуры. Отсюда и амбивалентность точек зрения на этот феномен. Споры о «пользе» или «вреде» массовой культуры вечны. Понимание концепта «массовая культура» имеет следующие опорные моменты. Во-первых, рассмотрение ее как компенсаторной, восполняющей утраченную целостность человеческой природы; во-вторых, утверждение бессознательной основы массовой культуры; и, наконец, в-третьих, постулирование мифотворческого предназначения массовой культуры, стремящейся ввести разбушевавшуюся стихию общественного сознания в контуры некоего «жизнелюбивого» мироотношения, которое было характерно для мифических предков во времена «золотого века».
14. Стратегия исследования телевидения как формы экранной культуры, заключающаяся в выделении его социальных функций, исследование трудов отечественных и зарубежных ученых позволило составить модель авторской концепции «философия телевидения», которая, с нашей точки зрения, наиболее полно отражает сущностные характеристики телевидения, объективные закономерности его развития и особенности функционирования в социокультурном пространстве. Содержание ее раскрывается через систему таких категорий, как «информационная картина мира», «информационная культурология», «информационная среда» и др., отображающих особенности осмысливания окружающего мира средствами телевидения.
Обоснование концепции «философия телевидения» с позиций теории и истории культуры предполагает обращение к разнообразным подходам. В связи с этим наиболее эффективной, с нашей точки зрения, является стратегия исследования, основанная на комплексном использовании исследовательских подходов, выстроенных в систему, способствующих раскрытию сущностной характеристики этой концепции и обозначению ее места в теоретико-методологическом тезаурусе идеологии постмодерна. Специфика знаково-семиотической организации концепции заключается в контрапунктном столкновении различных языков и отображении действительности в символической и метафорической форме, а характерный для телевидения внутритекстовый диалог культур способствует генерированию новых смыслов, возникающих в результате его взаимодействия с текстами культуры. Понимание концепции находится в прямой зависимости от социально-психологических, исторических, общекультурных и личностных факторов информационной картины мира.
Предлагаемая концепция представляет собой механизм коммуникации субъектов культуры и характеризуется универсальностью, поскольку в ней актуализируется множество различных коммуникационных процессов, совокупность которых можно представить в виде структуры, включающей три уровня: автокоммуникация и межличностное общение; групповая и массовая коммуникация; межкультурная коммуникация, связанная с синхронным взаимодействием существующих в одно время культур и трансляцией социокультурного опыта.
Исследование телевидения, его методологические и теоретико-мировоззренческие основания позволили создать целостное представление о философии телевидения и ее структурообразующих элементах, что подтверждает идею о том, что современному телевидению необходима конкретная теория, которая позволяла бы раскрыть механизмы, с помощью которых оно воздействует на окружающий мир, деформируя и трансформируя его.
Таким образом, конкретизированный нами философско-культурологический подход к структурно-понятийной стороне телевидения позволил сформировать его философию и структурообразующие элементы. Философия телевидения - особый сегмент теории и истории культуры, по сути являющийся междисциплинарной областью знания, к которой относится не только собственно онтология телевидения, но и вся совокупность связанных с ним социальных процессов, явлений и тенденций развития.
Современная реальность превращает телевидение в важный фактор, интенсифицирующий процессы, формирующие массовое сознание. Магия телевидения рождает новую мифологию, с помощью которой происходит утверждение моделей человеческого поведения в культуре, помещение индивидуального бытия в новую систему социальных и культурных координат. Телевидение рождает мифы в широком и в узком понимании этого слова; оно не только искажает реальность в угоду тем или иным социальным и культурным запросам, но и порождает мифы социальной сопричастности, деформирующие представление массового зрителя о себе. Применение данных концептуальных подходов позволило сформулировать философско-культурологическую концепцию телевидения и ее структуросоставляющие элементы.
Для современного общества характерна парадигма анимации, в основе которой лежит идея эмансипации личности, свободы ее волеизъявления и самореализации, высвобождения скрытых сил, глубоко таящихся в личности, выявления внутренних ресурсов развития и совершенствования человека и общества.
Парадигма анимации предполагает обращение к культурным ценностям, которые стимулируют поведение человека, глубоко проникают в его индивидуальный мир.
1.Азарян С.Г., Рунов В.В. Средства массовой информации эпохи постмодерна [Текст]: моногр. / В.В. Рунов, С.Г. Азарян; Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств. - Краснодар, 2006. - 128 с.
2.Азарян, С.Г. Реклама на телевидении и радио [Текст]: учеб. пособие / С.Г. Азарян [гриф УМО]. - Краснодар, 2008. - 220 с.
3.Азарян, С.Г. Телевидение как парадигма аудиовизуальной культуры современного российского общества [Текст]: моногр. / С.Г. Азарян. - Краснодар: Полиграфик, 2009. - 168 с.
4.Азарян, С.Г. Философия телевидения: теоретико-методологический анализ [Текст]: моногр. / С.Г. Азарян. - Краснодар, 2011.-338 с.
Статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ:
5.Азарян, С.Г. К проблеме регионализации отечественного телевидения [Текст] / С.Г. Азарян // Культурная жизнь Юга России. - 2005. - №1 (11). - С. 71-73.
6.Азарян, С.Г. Симулятивная реальность телевидения как концепта эпохи постмодерна [Текст] / С.Г. Азарян // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 12. - С. 399-401.
7.Азарян, С.Г. Телевидение и молодежная аудитория: природа взаимосвязей [Текст] / С.Г. Азарян, С.Г. Жуков // Социально-гуманитарные знания. - 2008 - № 10. - С. 248-252.
8.Азарян, С.Г. Интертекстуальная природа телевидения в контексте современной философской мысли [Текст] / С.Г. Азарян // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 10. - С. 244-247.
9.Азарян, С.Г., Лях, В.И. Развитие современных форм телевизионных коммуникаций [Текст] / В.И. Лях, С.Г. Азарян // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 10. - С. 264-267.
10.Азарян, С.Г. Роль телевидения Кубани в механизмах регулирования культурной политики региона [Текст] / С.Г. Азарян // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 8. - С. 492-496.
11.Азарян, С.Г. К вопросу о формировании концепта «информационное общество» [Текст] / С.Г. Азарян // Культурная жизнь Юга России. - 2009. - № 5 (34). - С. 114-115.
12.Азарян, С.Г. Философско-культурологический анализ телевидения: к постановке проблемы [Текст] / С.Г. Азарян // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - №8. - С. 314-318.
13.Азарян, С.Г. Телевидение в культурологическом дискурсе постмодернизма [Текст] / С.Г. Азарян // Теория и практика общественного развития: науч. журн. - 2010. - № 2. - С. 124-127.
14.Азарян, С.Г. Телевидение в культурологическом дискурсе постмодернизма [Электронный ресурс] / С.Г. Азарян // Теория и практика общественного развития: электрон. журн. - Электрон. дан. - М., 2010. - № 2. - С. 124-127. - Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/index.php /20102/210-filosofia/452-l-r. - Загл. с экрана.
15.Азарян, С.Г. Телевидение как инструмент государственной культурной политики [Текст] / С.Г. Азарян // Теория и практика общественного развития: науч. журн. / Ин-т социологии РАН. - 2010. - № 4. - С. 13-14.
16.Азарян, С.Г. Семиотика телевизионного текста как структурообразующий элемент философии телевидения [Текст] / С.Г. Азарян, В.И. Лях // Вопросы современной науки и практики. Ун-т им. В.И. Вернадского / Ассоциация «Объединенный ун-т им. В.И. Вернадского». - Тамбов, 2010. - 2010. - № 10/12 (31). - С. 334-337.
Статьи и материалы в других изданиях:
17.Азарян, С.Г. Всероссийское бюро пропаганды киноискусства: опыт и уроки [Текст] / С.Г. Азарян // Материалы докладов и сообщений молодых ученых в рамках «Дней науки-99» / Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств. - Краснодар, 1999. - С. 98-99.
18.Азарян, С.Г. Дореволюционный кинематограф на Кубани [Текст] / С.Г. Азарян // Первые Кайгородовские чтения: материалы науч.-практ. конф. (21 дек. 2000 г.) / науч. ред. И.И. Горлова. - Краснодар, 2001. - С. 47-50.
19.Азарян, С.Г. Репертуар кубанских кинотеатров в дореволюционные годы [Текст] / С.Г. Азарян // Российская культура XXI века глазами молодых ученых: материалы межрегион. науч.-практ. конф. - Краснодар, 2001. – С. 200-205.
20.Азарян, С.Г. Политический инфантилизм и провинциализм как предпосылки возникновения фашизма [Текст] / С.Г. Азарян // Кайгородовские чтения. Вып. 2.: материалы науч.-практ. конф. (21 дек. 2001 г.) / науч. ред. И.И. Горлова. - Краснодар, 2002. - С. 45-46.
21.Азарян, С.Г. К вопросу о влиянии телевидения на молодежную субкультуру [Текст] / С.Г. Азарян // Художник и время: феномен восприятия и интерпретации в искусстве: сб. материалов конф. - Вып. 1. - Краснодар, 2004. – С. 364-368.
22.Азарян, С.Г. К вопросу о специфике детского вещания [Текст] / С.Г. Азарян // Кайгородовские чтения: материалы науч.-практ. конф. (март, 2005 г.). Вып. 4 / Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств. - Краснодар, 2005. - С. 115-119.
23.Азарян, С.Г. Р. Вильямс и его концепция исследования телевидения как культурного феномена [Текст] / С.Г. Азарян // Художник и время: взаимодействие культур в современном мире: Сб. материалов конф. Вып. 2. / Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств. - Краснодар, 2005. - С. 46-52.
24.Азарян, С.Г. К вопросу о роли телевидения в процессах глобализации [Текст] / С.Г. Азарян // Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. Анапа, Анап. Филиал Рос. гос. социал. ун-та, 24-27 марта 2005 г. - Краснодар; Анапа, 2005. - С. 41-45.
25.Азарян, С.Г. Средства массовой информации в информационном гражданском обществе [Текст] / С.Г. Азарян // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере: Сб. науч. тр. Вып. 3 / Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств. - Краснодар, 2005. - С. 49-55.
26.Азарян, С.Г. Телевидение и глобализационные процессы в культуре [Текст] / С.Г. Азарян // Современное экранное искусство: теория, история, практика: Сб. материалов конф. / Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств; Фак-т телерадиовещания. - Краснодар, 2005. - С. 75-80.
27.Азарян, С.Г. Тенденции формирования и развития телевидения в современной России [Текст] / С.Г. Азарян // Природное и социальное в основаниях личности: Материалы науч. конф. Краснодар, 27-28 янв. 2006 г. Вып. 2. / Гуманитар. Центр Краснодар. ун-та культуры и искусств. - Краснодар, 2006. - С. 69-74.
28.Азарян, С.Г. Современное телевидение как отражение идеологии постмодерна [Текст] / С.Г. Азарян // Тенденции развития современной экранной и мультимедийной культуры: Сб. материалов науч.-практ. конф. - Краснодар, 2006. - С. 19-27.
29.Азарян, С.Г. К вопросу о роли телевидения в регулировании культурной политики региона [Текст] / С.Г. Азарян // Кайгородовские чтения: материалы науч.-практ. конф. Вып. 5-6. Ч. 1. - Краснодар, 2006. - С. 214-218.
30.Азарян, С.Г. Интертекстуальность как признак телевидения эпохи постмодерна [Текст] / С.Г. Азарян // Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона: сб. материалов науч.-практ. конф. - Краснодар – Анапа, 2006. - С. 124-129.
31.Азарян, С.Г. Особенности развития телевидения как парадигмы региональной аудиовизуальной культуры [Текст] / С.Г. Азарян // Герасимовские чтения: Аудиовизуальное искусство: вчера, сегодня, завтра (XX-XXI вв.): Материалы Всерос. конф. 18-20 апр. 2006 г. - Челябинск, 2006. - С. 11-23.
32.Азарян, С.Г. К вопросу о фрагментарности как ключевой характеристики коммуникационной основы телевидения [Текст] / С.Г. Азарян // Мир культур: материалы Всерос. науч.-творч. конф. «Народы и культуры: проблемы и перспективы» (Сочи, 14-16 сент. 2007 г.). - Краснодар, 2007. - С. 174-179.
33.Азарян, С.Г. Из истории регионального телевидения как парадигмы аудиовизуальной культуры России [Текст] / С.Г. Азарян // Многообразие культуры как единство народов (к 60-летию выхода в свет фильма И. Пырьева «Кубанские казаки»)»: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / Кубан. гос. ун-т. - Краснодар, 2009. – С. 137-142.
34.Азарян, С.Г. Идеология постмодерна как методологическая конструкция телевидения [Текст] / С.Г. Азарян // Молодежь и наука: творчество, поиск, открытия: материалы всерос. студенч. науч. конф., 4-5 дек. 2009 г. Ч.1. / Федер. агентство по дела молодежи Рос. Федер. - Славянск-на-Кубани, 2010. - С. 189-193.
35.Азарян, С.Г. Идеология постмодерна как методологическая конструкция телевидения [Текст] / С.Г. Азарян // Культура как ресурс социально-экономического развития: Сб. Междунар. науч.-практ. конф. Байкальские встречи - VII. Бурятия. - Улан-Удэ, 2010. - С. 112-118.
36.Азарян, С.Г. К вопросу о сущностной характеристике телевидения как концепта постмодернизма [Текст] / С.Г. Азарян // Культура. Наука. Образование. Ученые записки кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств: сб. науч. ст. Вып. 1. - Краснодар, 2010. - С. 84-91.
37.Азарян, С.Г. Особенности информационно-семиотического подхода в осмыслении телевизионных текстов [Текст] / С.Г. Азарян // Информационные технологии в гуманитарном образовании: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., 22-23 апр. 2010 / Пятигорск. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск, 2010. - С. 7-10.
38.Азарян, С.Г. Особенности преломления социальных функций телевидения в пространственно-временном континууме экранной культуры [Текст] / С.Г. Азарян // Россия и славянский мир в контексте многополярности: материалы VII междунар. науч. конф., 6-9 авг. 2010 г., Славянск-на-Кубани: в 4 ч. Ч. IV. Разд. V-VI / отв. ред. Т.С. Анисимова; Славянск-на-Кубани гос. пед. ин-т. - Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2010. - С. 173-175.
39.Азарян, С.Г. Постмодернизм как стиль современной эпохи [Текст] / С.Г. Азарян // Искусствоведение и дизайн в современном мире: традиции и перспективы. III Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых. Тамбов, 22 апр. 2010 г. / Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р.Державина. - Тамбов, 2010. - С. 58-62.
40.Азарян, С.Г. Телевидение в исследовательском поле информационной культурологии [Текст] / С.Г. Азарян // Креативность в пространстве традиции и инновации: тез. III Рос. культурол. конгр. с междунар. участием. Санкт-Петербург, 17-19 окт. 2010. - СПб.: Эйдос, 2010 - С. 131-132.
41.Азарян, С.Г. Телевидение в исследовательском поле информационной культурологии [Электронный ресурс] / С.Г. Азарян // Креативность в пространстве традиции и инновации: тез. III Рос. культурол. конгр. с междунар. участием. Санкт-Петербург, 17-19 окт. 2010. - Электрон. дан. - СПб.: Эйдос, 2010. - С. 131-132. - Режим доступа: http://base.spbric.org/main/congress_person/489. - Загл. с экрана.
42.Азарян, С.Г. Телевидение в культурологическом дискурсе постмодернизма [Текст] / С.Г. Азарян // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 6 / МВД РФ. - Краснодар.: КрУ МВД России, 2010. - С. 160-167.
43.Азарян, С.Г. Телевидение в структуре коммуникативного поля современного общества [Текст] / С.Г. Азарян // Многоуровневая система художественного образования: история, проблемы, перспективы: сб. материалов десятой Юж.-рос. конф. / Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств. - Краснодар, 2010. - С. 44-47.
44.Азарян, С.Г. Телевидение как парадигма аудиовизуальной куль-туры в исследовательском поле информационной культурологии [Текст] / С.Г. Азарян // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сб. науч. тр. Вып. XLIII. - М., 2010. - С. 9-13.
45.Азарян, С.Г. Формирование теоретико-информационной парадигмы исследования российского телевидения как философская проблема [Текст] / С.Г. Азарян // Славянский сборник / Мин-во культуры Рос. Федер.; Орлов. Гос. ин-т искусств и культуры. - Орел, 2010. - Вып. 8.: Духовные ценности и нравственный опыт русской цивилизации в контексте третьего тысячелетия: материалы VIII Междунар. Славянских Чтений. - С. 200-205.
46.Азарян, С.Г. Массовая культура: точки соприкосновения с телевизионным экраном [Электронный ресурс] / С.Г. Азарян, И.В. Мещерякова // Аналитика культурологии: электрон. науч. изд. - Вып. 3 (18) - 2010. - Электрон. дан. - Тамбов, 2011 - Режим доступа: http://analiculturolog.ru/journal/new-number/item/581-mass-culture-of-common-ground-of-television-screens.html. - Загл. с экрана.
47.Азарян, С.Г. Место телевидения в структурном пространстве экранной культуры [Текст] / С.Г. Азарян, И.В. Мещерякова // Казанская наука: сб. науч. ст. № 1 2011 / Казан. издат. дом. - Казань, 2011. - С. 203-205.
48.Азарян, С.Г. Телевизионные тексты в пространстве информационно-семиотического подхода [Текст] / С.Г. Азарян // Социально-гуманитарный вестник: Всерос. сб. науч. тр. Спец. вып. (9): Семиотика культуры и искусства: Материалы Регион. науч.-практ. конф. (14-15 февр. 2011 г.). - Краснодар: Изд-во Краснодар. центра науч.-техн. информ. (ЦНТИ), 2011. - С. 3-5.