- Профессионально значимые особенности личности врача-педагога, соединение в ней структурно-ролевых функций врача, педагога и агента социализации оказывают решающее влияние на качество высшего медицинского образования, укрепляют нравственные позиции врачей как ключевой социальной группы в системе здравоохранения.
- Высшая степень информационно-инструментальной готовности к врачебной деятельности включает умение обучать этой деятельности будущих врачей, в связи с чем, врачи-педагоги не должны испытывать затруднений в проектировании и организации педагогического процесса, соответствующего социальным потребностям общества в инновационном развитии здравоохранения и собственным потребностям врачей-педагогов в самоактуализации.
- Социокультурные факторы формирования мотивации профессиональной деятельности врача-педагога представлены ценностными доминантами российского общества. К институциональным факторам формирования мотивации профессиональной деятельности врача-педагога относятся институционально задаваемые мотивы занятия именно этим видом профессиональной деятельности, статусно-ролевые экспектации по отношению к поведению в данной профессиональной среде.
- Организационные факторы формирования мотивации врача-педагога включают такие характеристики профессиональной деятельности как определенность и содержание целей высшей медицинской школы и подразделений, сложность и важность выполняемой работы, отношения со студентами, пациентами, родственниками пациентов, руководством и коллегами.
- Личностные факторы, наиболее устойчивые и диагностируемые, участвующие в мотивационном процессе - ценностные ориентации, уровень профессиональной идентичности, жизненные устремления, удовлетворенность трудом и его различными аспектами, уровень воспринимаемой компетентности. Особенности мотивационной сферы слушателей зависят от их стажа работы и профессиональной подготовки, а именно: больший стаж работы определяет выраженную мотивацию достижения успеха у стажированных специалистов, тогда как у врачей-интернов более выраженная мотивация избегания неудач. Мотивация одобрения не является жизненно важной или необходимой специалисту для осуществления его эффективной деятельности, так как есть общественное признание, профессиональный и жизненный опыт.
- Социальная роль врача-педагога может быть институционализирована и формализована через репрезентацию его прав и обязанностей в межинституциональном пространстве медицины и образования; формирование роли как ответ на экспектации социального окружения, происходит в процессе непрерывного профессионального совершенствования как в области медицины, так и в сфере образовательной деятельности.
- Предпосылкой формирования социальной роли врача-педагога является интегративное единство медико-культурной деятельности и социально-индивидуального бытия в медицинских учреждениях. Такое единство актуализируется как сотрудничество врача и пациента, врача-педагога и студента, оно основано на способности специалиста медицинского профиля объективировать культурные ценности как в новых медико-культурных формах и смыслах, так и в аксиологизации исторически накопленного опыта медицины как субкультуры.
- В настоящее время происходит деконструкция образа врача, что обусловливает необходимость выработки нестандартных социолого-педагогических решений в подготовке врача-педагога. Новые в этой сфере педагогической деятельности формы работы - супервизия, коучинг, наставничество, клинико-психологические тренинги - суть не просто обучающие техники, а формы подготовки к выполнению студентами социальной роли врача, они возможны и эффективны только тогда, когда врач-педагог выступает как агент профессиональной социализации.
- Первой функцией врача-педагога как агента социализации является обучение студентов коммуникативным техникам и приемам. По данным исследования, 70% студентов признают свою некомпетентность в вопросах общения с пациентом. После применения разработанной диссертантом программы, 89% студентов признали коммуникационные техники определяющим успех лечения фактором (против 47% до проведения занятий), 92% отметили пользу специального обучения врача техникам общения с пациентами.
- Второй функцией врача-педагога является деонтологическая подготовка студентов. После применения разработанной автором программы по изучению персонифицированного этического опыта российских врачей, отмечено повышение показателей профессиональной подготовки не только по этическим вопросам медицины, но и по эффективности усвоения клинического материала.
- Студенты дифференцированно относятся к практическим врачам, врачам-ученым и врачам-педагогам. Социальный портрет идеального врача-педагога высшей медицинской школы определен в результате анкетирования студентов 2 - 6 курсов: «Это, чаще всего, женщина 30-40 лет, состоящая в браке, обладающая ученой степенью и следующими качествами личности: терпимостью, уважением личности студента и профессионализмом с импровизационным стилем педагогического общения».
- По итогам исследования выделены необходимые и достаточные условия формирования социальной роли врача-педагога. К необходимым относятся:
-
- Высшее медицинское образование
- Активная научная деятельность
- Опыт работы в практической медицине
- Наличие спроса на врачей-педагогов в системе высшей медицинской школы
- Толерантность и эрудиция
- Непрерывное образование и самообразование.
К достаточным условиям относятся:
-
- Высшее или последипломное педагогическое образование
- Работа в качестве педагога как основная
- Специализация по дисциплине «Клиническая психология»
- Специализация по дисциплине «Социология медицины»
- Специализация по дисциплине «Биоэтика».
1.Шурупова Р.В. Инновационные подходы к организации педагогического процесса в высшей медицинской школе/ под общ. ред. члена - корр. РАМН, проф. И.М. Чижа/ - М.: Изд. «Этносоциум», 2009 -11,5 п.л. (соавторы Палатов С.Ю., Лебедев М.А, авторство не разделено)
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией:
2. Шурупова Р.В. Личность педагога: знаковые моменты, мотивы к достижению определённой позиции в биографическом повествовании индивида //Акмеология.- 2007-№3.- 0,4 п.л.
3. Шурупова Р.В. Качество образовательной услуги и профессионализм педагога/ Высшее образование в России. –2009.-№3.- 0,2п.л. (Соавтор Макарова И.И.)
4. Шурупова Р.В. Профессиональные кадры - ценность организации. //Социология власти.-2009.-№1.- 0,3 п.л.
5. Шурупова Р.В. Будущая профессия: социальный статус, имидж, финансовая сторона вопроса//Социология власти.-2009.-№1.- 0,4 .л
6. Шурупова Р.В. Проблемы в выборе медицинской профессии// Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия Медицина.-2009.- № 4-0,4 п.л.
7. Шурупова Р.В. Профессиональное становление преподавателя высшей медицинской школы// Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия Медицина.-2009.- №4-0,2 п.л. (Соавтор Победин О.А)
8. Шурупова Р.В. Оптимизация процесса обучения провизоров в условиях современной экономической ситуации // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия Медицина.-2009.- №4-0,3 п.л. (Соавтор Антонов С.А.)
9. Шурупова Р.В. О подготовке врачей к педагогической деятельности. –// Высшее образование в России. –2009.-№12.- 0,3 п.л. (Соавтор Васильев Ю.М.)
10. Шурупова Р.В. Новые формы подготовки врачей: полипредметность и эффективность (по материалам социологических исследований 2007-2009гг.) //Социология образования.-2009.-,№12.-0,6 п.л. (Соавтор Васильев Ю.М.)
11. Шурупова Р.В. Педагогическая подготовка специалистов с высшим образованием непедагогического профиля// Вестник университета (Государственный университет управления).-2009.- №28.-0,6 п.л.
12. Шурупова Р.В. Проблемы качества подготовки специалистов// Высшее образование в России. –2009.-№9.-0,4 п.л.
13. Шурупова Р.В. Профессиональное образование как фактор и результат конкурентных преимуществ организации.-// Этносоциум и межнациональная культура.2009.- №7(23).М.: Международный издательский центр Этносоциум.-2009.-0,5 п.л.
14. Шурупова Р.В. Моделирование инновационной деятельности преподавателей медицинских вузов: парадигмальные и технологические основы.// Инновации в образовании 2010.-№10.-0,5п.л.
15. Шурупова Р.В. Возможности и перспективы внедрения в систему образования интенсивных интерактивных технологий//Вестник Российского университета Дружбы народов.-2010.- №4 (серия медицина).- 0,3 п.л.
16. Шурупова Р.В. Специфика педагогической и социологической подготовки специалистов-медиков //Социология образования .-2010.- №12.-0,5.п.л.
17. Шурупова Р.В. Об инновационном преподавании в медицинском вузе// Врач скорой помощи 2010.- №10.-0,2п.л.
18. Шурупова Р.В. Слово о критике// Врач скорой помощи.- 2010.- №10.-0,2п.л. (Соавтор И.И. Косарев)
19.Шурупова Р.В.Нравственная культура личности (на примере медицинского образования). (Соавтор И.И. Косарев) // Терапевт .-2010.- №3-0,1п.л.
20. Шурупова Р.В. Социологическая интерпретация и обоснование успешности профессиональной деятельности врача // Вестник Российского университета Дружбы народов.-2011.- №1 0,5п.л.
21. Шурупова Р.В. Социологическое обеспечение инноваций в медицинском вузе: роль и функции педагогического компонента //Социология образования .-2011.-№2-0,5.п.л.
22. Шурупова Р.В. Слово о методике преподавания// Врач скорой помощи.- 2011.- № 5.-0,2 п.л. (Соавтор И.И. Косарев)
23. Шурупова Р.В. О социальных установках врачей-педагогов в изменяющейся России (опыт социологического исследования) //Вестник Бурятского государственного университета.-2011.-№6-0,5п.л.
24. Шурупова Р.В. Профессионализм и ответственность врача: социолого-акмеологический аспект. //Акмеология. Спецвыпуск, посвящённый VI-й Международной научной конференции: «Акмеология» -0,2 п.л.
25. Шурупова Р.В., Косарев И.И. Культура общения врачей-педагогов как социальная проблема (по результатам фокус-группы)// Акмеология. Спецвыпуск, посвящённый VI-й Международной научной конференции: «Акмеология» -0,2 п.л.
Публикации в научных журналах и изданиях, в т.ч. материалах международных и всероссийских конференций:
26. Шурупова Р.В. Самосовершенствование преподавателя высшей школы как одно из условий осуществления личностного и профессионального развития.// Личностное и профессиональное развитие: материалы Международной научной конференции».- М.:Издательский Дом «Эко», ООО «ПКЦ Альтекс».-2004.-0,3п.л.
27. Шурупова Р.В. Проблема обучения в педагогической антропологии К.Д. Ушинского: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-19 марта 2004г. М.:2004.-0,4п.л.
28.Шурупова Р.В. Повышение значимости переподготовки и повышения квалификации государственных служащих для карьерного роста. //Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса, т.4. ( Москва 24-28 мая 2005г.).- Москва: Изд-во «Современные тетради».-0,1п.л.
29.Шурупова Р.В. Мотивационно-ценностная основа учения студентов.// Вестник научной сессии ф-та философии и психологии, вып.7. Воронежский госуниверситет.- Воронеж: 2005.-0,3 п.л.
30.Шурупова Р.В. Современный руководитель в современном коллективе.// Формирование отечественной системы управления персоналом организации: опыт и проблемы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М.: Изд-во РАГС.- 2005г.-1,1печ.л.
31.Шурупова Р.В. Целеполагание в современном высшем образовании материалы //Актуальные проблемы психологии и педагогики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва,2005г.)0,2п.л.
32.Шурупова Р.В. Воспитание гуманистических начал личности, гражданской позиции через преподавание педагогики на факультете дополнительного профессионального образования преподавателей //Проблемы научной организации образовательного процесса в медицинском вузе. матер. Межрегион. научно-практич. конференции. ( г. Воронеж.2006г.) Воронеж: ИПК «Кириллица».-2006.-0,3 п.л.
33.Шурупова Р.В. О созидательных возможностях формальной и неформальной коммуникации в среде обучающихся//«Общение-2006: На пути к энциклопедическому знанию: Материалы международной конференции (г. Москва.- 2006) М.:Психологический институт РАО.- 0,5п.л.
34.Шурупова Р.В. От гуманитаризации обучения к гуманизации врачевания // Опыт применения информационных технологий в образовательном процессе М.: Издательский дом Русский врач».- 2006.-0,1п.л.
35.Шурупова Р.В. Педагогическое мастерство и эффективность обучения в медицинском вузе//Медицинская кафедра.-2006г. -№2.-0,2п.л.
36.Шурупова Р.В. К гуманитаризации обучения и воспитания на факультете дополнительного профессионального образования в ММА им. И. М. Сеченова// Вопросы философии и социальной медицины.М.- 2006г. - №14 Шурупова Р.В. - 0,1
37.Шурупова Р.В. Проблемы педагогического мастерства преподавателя вуза// Методологические и социальные проблемы медицины и биологии. Выпуск14. М.: изд. Медпрактика.-2006.-0,1 п.л.
38.Шурупова Р.В. Формирование нравственно здоровых ценностных ориентаций, как одна из главных задач воспитания человека// Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательных учреждениях: сборник научных статей.- Воронежский госуниверситет. Воронежский издательский полиграфический центр «Воронежский государственный университет».-2007.-0,5п.л.
39.Шурупова Р.В. Смысл жизни и акме профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. ИНТЕРНЕТ.-0,5 п.л.
40.Шурупова Р.В. Активное обучение: практика применения в учебном процессе в медицинском ВУЗе. //Медсестра М.:изд. «Медиздат».- 2007. №12.-0,1 п.л.
41.Шурупова Р.В. Об унификации и алгоритмизации профориентационной работы с инвалидами //Реабилитолог в XXI веке: Материалы Международной научно - практической конференции. Москва 11-12 декабря 2007г.- М.2007.-0,1 п.л.
42.Шурупова Р.В. Гуманистическое воспитание в процессе формирования личности//. Роль гуманитарных наук в системе современного высшего образования: Материалы Всероссийской научно- методической конференции (г. Самара 27-29 мая 2008).- Т.1.- Самара:2008.- 0,4 п.л.
43.Шурупова Р.В. Обдумывание индивидом своего профессионального будущего//Национальные проекты и сбережение нации. Материалы VIII международной научной конференции «Россия: ключевые проблемы и решения»18-19 декабря 2007г. под ред. Академика РАН Ю.С. Пивоварова. М.: Изд-во ИНИОН РАН.- 2008.- 1 п.л.
44.Шурупова Р.В. Благоприятное и отрицательное влияние профессиональной среды на развитие специалиста //Современные проблемы экологической психологии.. Матер. ІV-й Международной научно-практической конференции (г. Киев,15-17мая2008).-0,2 п.л.
45.Шурупова Р.В. Роль среды как источника социальных, трудовых, профессиональных, жизненных задач//Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях: материалы международной научно- практической конференции 24-25 апреля 2008г. в 3-х ч. Ч.3.- Воронежский госуниверситет. Воронеж: издательский полиграфический центр «Воронежский государственный университет».-2008, 1-я часть. – 0,4п.л.
46.Шурупова Р.В. Система профориентации как организационный инструмент управления человеческими ресурсами// III Всероссийский социологический Конгресс М.: ИС РАН, РОС.- 2008.-0,2 п.л.
47.Шурупова Р.В. Династии как социальный феномен// III Всероссийский социологический Конгресс М.: ИС РАН, РОС.- 2008.-0,2 п.л.
48.Шурупова Р.В. Сопровождение профессиональной карьеры как элемент управления человеческими ресурсами //Наука и власть: проблема коммуникаций: материалы Всероссийской научной конференции. Москва 26 сентября 2008.-1.п.л.
49. Шурупова Р.В., Косарев И.И. Искусство, которому следует обучать// Медсестра. М.:Изд. Медиздат.- 2008.-№7.- 0,2п.л.
50. Косарев И.И., Шурупова Р.В. Метод погружения в медицинской практике (Этические аспекты глазами пациентов) // Медсестра. М.:Изд. Медиздат.- 2008.-№ 8.- 0,2 п.л.
51.Шурупова Р.В. Социальная динамика человека: становление и развитие как гражданина и профессионала// Наука, Культура. Общество. М.-2008. №3.-0,25 п.л.
52.Шурупова Р.В. Сохранение и преумножение нравственных и научных ценностей образования// Россия: ключевые проблемы и решения: Материалы 8-ой Международной научной конференции. ( г. Москва.17-18 декабря 2008).-М.: ИНИОН РАН.-1,0 п.л.
53.Шурупова Р.В. Этические идеалы и новации в обучении// Медсестра .-2009.-№1.- 0,25 п.л.
54.Шурупова Р.В. Потенциал врача-педагога как способ повышения эффективности образовательного процесса// Психолого-педагогические аспекты совершенствования качества медицинского и фармацевтического образования. Материалы Всероссийской научно- методической конференции, посвящённой 90-летию САМГУ. Самара: Изд. Самарского научного центра РАН .-2009.- 0,3 п.л.
55.Шурупова Р.В. Современный специалист: профессионал, носитель духовно-нравственных устоев// Психолого-педагогические аспекты совершенствования качества медицинского и фармацевтического образования. Материалы Всероссийской научно- методической конференции, посвящённой 90-летию САМГУ. Самара: Изд. Самарского научного центра РАН. -2009.- 0,3 п.л.
56.Шурупова Р.В. Технологии совершенствования педагогическо¬го мастерства врача- преподавателя (социологические аспекты) //Образование и общество». Материалы Всероссийской социологической конференции. ( г. Москва 22октября 2009).-0,2.п.л.
57.Косарев И.И., Шурупова Р.В. Науковедение и Болонский процесс // Развитие процесса интеграции высшего образования в России на основе болонских принципов. Материалы Всероссийской научно- практической конференции (28 ноября 2009 г. Москва).- Изд. ООО «МАКС Пресс».- 2009.-0,3 п.л.
58. Косарев И.И., Шурупова Р.В. Нравственная культура личности (на примере медицинского образования).// Нравственные основы социального прогресса в России. М.: Изд. РАГС.- 2010.-0,3п.л.
59.Шурупова Р.В. Образование интернационально: этнокультурный аспект медицинского образования //Этнос, нация, общество: российская реальность и перспективы» материалы Всероссийской социологической конференции (г. Москва. 1-3 ноября 2010).- Москва.: ИС РАН,2010, РОС, 2010.-0,1 п.л.
60.Косарев И.И., Шурупова Р.В. Пирогов Н.И. и высшая медицинская школа //Бюллетень национального научно- исследовательского института Общественного здоровья. Тематический выпуск Международного симпозиума «Традиции и новаторство в истории отечественной медицины, посвящённого 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова М.: РАМН,-2010.-0,2 п.л.
61.Шурупова Р.В. Присвоение инновационно-эвристического опыта обучающимися// Психология индивидуальности. Сборник трудов III Всероссийской научной конференции г. Москва1-3 декабря 2010г. М.: ГУВШЭ.-0,1п.л.
62.Шурупова Р.В. Наращивание интеллектуального потенциала преподавателей в ритме инновационного цикличного развития// Контуры экономики будущего»: тезисы участников VII Международной Кондратьевской конференции. г. Москва 16 февраля 2011.- М.: Международный фонд Н.Д. Кондратьева. 2011.- 0,3 п.л.
63.Шурупова Р.В. Поисково-творческое дополнительное педагогическое образование преподавателей медицинских вузов// Современные наукоемкие технологии 2010.- №12, -0,1 п.л.
64.Шурупова Р.В. Научно-исследовательская работа студентов и аспирантов как составляющая часть обучения специалистов высшей медицинской школы //Сборник материалов 6 ВНПК «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России». г. Москва, 27-28 мая 2010 г.- М.: ИНИОН РАН.-1п.л.
65.Шурупова Р.В. Социо-культурные проблемы нововведений в медицинском вузе (социологический аспект) ВОЛГМУ)- 0,4 п..л.
Публикации в других изданиях:
66.Шурупова Р.В., Прокофьев В.Н. О возрастающей роли профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения: матер. конференции. - Москва,2000.- 0,3 п.л.
67.Шурупова Р.В. Перспективы развития профориентации в России. // Профориентация как система развития профессионального потенциала. Материалы конф.- Москва.- 2000 .-0,2п.л.
68.Кязимов К.Г., Шурупова Р.В. Сборник нормативных и учебно-методических материалов и документов по профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных и незанятого населения. Саратов.-2000.- 2,0 п.л.
69.Шурупова Р.В. Воздействие образования на мобилизацию потенциальных возможностей человеческого капитала.// Материалы 5-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики МГСУ. Москва.- 2002.-0,2 п.л.
70.Шурупова Р.В. Формирование креативной личности в системе самостоятельной деятельности аспирантов// Научная организация образовательного процесса. Самостоятельная работа студентов: организация, контроль, пути совершенствования: Материалы научной конференции преподавателей ММА им. И.М. Сеченова. М.,2004.-0,2 п.л.
71.Шурупова Р.В. Включение в деятельность обучающихся разнообразных форм самостоятельной работы// Научная организация образовательного процесса. Самостоятельная работа студентов: организация, контроль, пути совершенствования: Материалы научной конференции преподавателей ММА им. И.М. Сеченова. М.,2004.-0,2 п.л.
72. Шурупова Р.В. Современные тенденции развития профессионального образования инвалидов// Социально- педагогическая деятельность: проблемы теории и практики: Материалы VII социально- педагогических чтений 25 марта 2004г. М.: РГСУ.-2004.- 0,3 п.л.
73.Шурупова Р.В. Реформа высшего образования Европы в ракурсе Болонского процесса. //Актуальные проблемы теории и практики социальной педагогики. Материалы VIII социально- педагогических чтений РГСУ 25 марта 2005г. Москва.-2005.- 0,2 п.л.
74.Шурупова Р.В. Практическая реализация современной гуманистической культуры в процессе преподавания Педагогики высшей школы на ФДПОП // Развитие образовательного процесса в ММА им. Сеченова в связи с реализацией Болонской Декларации. Материалы научно-методической конференции сотрудников академии. М.- 2005.-0,1п.л.
75.Шурупова Р.В. Формирование личностно-профессиональных качеств, созидательных способностей и компетенций у студентов 2-го курса ФВСО //Развитие образовательного процесса в ММА им. Сеченова в связи с реализацией Болонской Декларации. Материалы научно-методической конференции сотрудников академии. Москва.- 2005.-0,1 п.л.
76.Шурупова Р.В. Роль развивающего образования в организации совместной продуктивной деятельности студентов и педагога// Материалы 8 социально-педагогических чтений РГСУ.- М.- 2005г.-0,2 п.л.
77.Шурупова Р.В. Реформа высшего образования Европы в ракурсе Болонского процесса // Актуальные проблемы теории и практики социальной педагогики. Материалы 8-х социально- педагогических чтений РГСУ. М.-2005.-0,2 п.л.
78.Шурупова Р.В. Проблемы оптимизации научно- методологической, образовательно-педагогической, информационно-технологической, гуманитарно-воспитательной функций системы образования вузов в XXI веке// Образование, наука и общество в XXI веке. Сборник I Межвузовской научной конференции. М.2005.- 0,2 п.л.
79.Шурупова Р.В. Роль личности в формировании идеального педагога// Итоги реализации программы формирования инновационного образовательного пространства ММА имени И. М. Сеченова под общ. ред. Академика РАН и РАМН, проф. М.А. Пальцева и члена корр. РАМН, проф. П.Ф. ЛитвицкогоМ.-2007.- .0,1 п.л.
80.Шурупова Р.В., Пронин А.В., Разживин Р.В., Оптимизация управленческих механизмов при использовании методов активного обучения на занятиях по педагогике на ФДПОП// Итоги реализации программы формирования инновационного образовательного пространства ММА имени И. М. Сеченова под общ. ред. Академика РАН и РАМН, проф. М.А. Пальцева и члена - корр. РАМН, проф. П.Ф. Литвицкого М.-2007.- 0,1 п.л.
81.Шурупова Р.В., Крысанов И.С. Внедрение новых и адаптация существующих критериев оценивания и определения профессионализма преподавателя высшей школы// Итоги реализации программы формирования инновационного образовательного пространства ММА имени И. М. Сеченова под общ. ред. Академика РАН и РАМН, проф. М.А. Пальцева и члена –корр. РАМН, проф. П.Ф. ЛитвицкогоМ.-2007.- 0,1 п.л.
82.Шурупова Р.В., Кузнецова М.А. Новый стиль работы преподавателей - как результат использования инноваций в учебном процессе// Итоги реализации программы формирования инновационного образовательного пространства ММА имени И. М. Сеченова под общ. ред. Академика РАН и РАМН, проф. М.А. Пальцева и члена –корр. РАМН, проф. П.Ф. ЛитвицкогоМ.-2007.- 0,1 п.л.
83.Косарев И.И., Шурупова Р.В. Проблема первостепенной важности.// Система менеджмента качества и оптимизация образовательного процесса. Материалы учебно-методической конференции сотрудников академии, посвящённой 250-летию ММА им. И.М. Сеченова.- М.2008.- 0,2 п.л.
84.Шурупова Р.В., Максимов К.В. Разработка системы инновационного потенциала обучающихся с использованием активных форм обучения.// Система менеджмента качества и оптимизация образовательного процесса. Материалы учебно-методической конференции сотрудников академии, посвящённой 250-летию ММА им. И.М. Сеченова.- М.2008.- 0,2 п.л.
85.Шурупова Р.В., Салиба М.Б. Медицина должна служить пользе больных людей.// Система менеджмента качества и оптимизация образовательного процесса. Материалы учебно-методической конференции сотрудников академии, посвящённой 250-летию ММА им. И.М. Сеченова.- М.2008.- 0,2 п.л.
86.Шурупова Р.В., Смирнов В.В. «Круглый стол» по педагогике «Как сделать, чтобы не исчез педагогический успех?»// Система менеджмента качества и оптимизация образовательного процесса. Материалы учебно-методической конференции сотрудников академии, посвящённой 250-летию ММА им. И.М. Сеченова.- М.2008.- 0,2 п.л.
87.Шурупова Р.В. Моделирование совокупности факторов, обеспечивающих успешную адаптацию специалиста (Врача- преподавателя.// Система менеджмента качества и оптимизация образовательного процесса. Материалы учебно-методической конференции сотрудников академии, посвящённой 250-летию ММА им. И.М. Сеченова.- М.2008.- 0,2 п.л.
88.Шурупова Р.В., Пьяных А.В. Генерация инновационных идей в процессе обучения и возрастание требований к качеству медицинского образования на кафедре педагогики ФДПОП.// Система менеджмента качества и оптимизация образовательного процесса. Материалы учебно-методической конференции сотрудников академии, посвящённой 250-летию ММА им. И.М. Сеченова.- М.2008.- 0,2 п.л.
89.Шурупова Р.В., Васильев Ю.М. Кадровые ресурсы как инструмент становления инновационного образовательного пространства.// Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова как Национальный исследовательский университетский комплекс в системе здравоохранения России. Материалы учебно-методической конференции 13 окт. 2009 г. М.2009.- 0,2 п.л.
90. Косарев, И.И, Шурупова Р.В. Инновационные подходы в педагогике.// Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова как Национальный исследовательский университетский комплекс в системе здравоохранения России. Материалы учебно-методической конференции 13 окт. 2009 г. М.2009.- 0,2 п.л.
91.Шурупова Р.В. Поиск оптимальных путей совершенствования профессионализма педагога. // Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова как Национальный исследовательский университетский комплекс в системе здравоохранения России. Материалы учебно-методической конференции 13 окт. 2009 г. М.2009.- 0,2 п.л.
92.Шурупова Р.В., Ищенко А.И. Александров Л.С., Беришвили М. В., Гадаева И.В. Новые пути к педагогическому совершенствованию в клиническом обучении будущих акушеров- гинекологов// Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова как Национальный исследовательский университетский комплекс в системе здравоохранения России. Материалы учебно-методической конференции 13 окт. 2009 г. М.2009.- 0,2 п.л.
93. Шурупова Р.В., Харин А. Л. Внедрение инновационных методов на кафедре хирургии ММА им. И.М. Сеченова // Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова как Национальный исследовательский университетский комплекс в системе здравоохранения России. Материалы учебно-методической конференции 13 окт. 2009 г. М.2009.- 0,2 п.л.
94.Шилова Н.Г., Шурупова Р.В. Инновационное образовательное учреждение как пространство креативного развития преподавателя// Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова как Национальный исследовательский университетский комплекс в системе здравоохранения России. Материалы учебно-методической конференции 13 окт. 2009 г. М.2009.- 0,2 п.л.
95.Косарев И.И., Шурупова Р.В. Индивидуальный подход в обучении// Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова как Национальный исследовательский университетский комплекс в системе здравоохранения России. Материалы учебно-методической конференции 13 окт. 2009 г. М.2009.- 0,2 п.л.
96.Косарев И.И., Шурупова Р.В. О самостоятельной работе студентов в медицинском вузе// Медсестра . - № 12. - 2010.- 0,3 п.л.