Выявлены противоречия и представлена модификация государственного регулирования занятости населения зарубежными и отечественными учеными советского, постсоветского и рыночного периодов с точки зрения трансформации его понятия, содержания и практического использования на разных этапах исторического развития. При этом сформулирована собственная точка зрения об усилении роли и значимости государства в содействии занятости населения, как важнейшего макроэкономического показателя в условиях разграничения полномочий органов государственной власти всех уровней. В данном контексте предложено повысить эффективность государственной политики занятости с учетом специфики региональной экономики и использования внутренних структурных изменений: инвестиционные проекты, развитие предпринимательства и самозанятости, создание эффективных рабочих мест, повышение конкурентоспособности рабочей силы.
2. Раскрыта экономическая и социальная природа государственного регулирования в единстве и во взаимодействии его субъектов по иерархии: «федерация - регион - муниципалитет - орган местного самоуправления - работодатель - работник».
На основе исследования выявлены в качестве исходных методологических предпосылок государственной политики занятости главные элементы этой сферы: структура и качество рабочей силы (предложение), система рабочих мест (спрос), социально-трудовые отношения, экономическое стимулирование безработных и инвестиционно-инновационной активности региональных и муниципальных структур.
С экономических позиций обоснована характеристика государственного регулирования занятости населения в макроэкономическом и микроэкономическом аспектах. С позиции макроэкономики её можно трактовать как систему экономических, правовых, социальных и организационных мер в непосредственном единстве и взаимодействии государства, бизнеса и человека по улучшению структуры занятости и повышению конкурентоспособности населения на рынке труда. В микроэкономическом смысле - это достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, ведущее к оптимизации занятости и повышению эффективности производства в конкретном хозяйствующем субъекте.
3. Разработана авторская концепция государственного регулирования занятости населения на мезоэкономическом уровне в условиях современной экономики и разграничения полномочий органов государственной власти, с определением стратегических целей и задач, институциональных основ, исходных методологических предпосылок, ключевых направлений действий различных уровней органов государственного управления, индикаторов оценки качества государственных услуг в рамках административных регламентов, приоритетных мер повышения эффективности занятости населения, ресурсного обеспечения и механизма её реализации. На основе углубленного анализа определены ключевые направления действий государства, бизнеса и человека.
Центральное место в предложенной концептуальной схеме отведено обновлению модели занятости, которая предполагает: повышение качественных характеристик рабочей силы; стимулирование спроса рабочей силы со стороны бизнеса; формирование инновационной занятости для удовлетворения потребности наукоемких и высокотехнологических производств.
4. Обоснована научная сущность и практическая значимость традиционных и инновационных форм государственных услуг через процесс реинжиниринга, переход от отдельных мероприятий к формированию комплекса программ для обеспечения более высокой эффективности занятости населения. Разработаны нормативы обеспеченности государственными услугами, установлена степень их влияния на занятость населения по главным критериям: уровень регистрируемой и общей безработицы, ее средняя продолжительность и поиска работы, удельный вес трудоустройства.
5. Показана целесообразность применения многомерного подхода при изучении положения с занятостью, определены базовые доминанты активной региональной государственной политики занятости. Проведенные однофакторные и многофакторный линейные регрессионные анализы, низкие значения коэффициентов детерминации подтвердили наличие субъективных факторов и слабое использование превентивных мер по сокращению безработицы и напряженности на рынке труда.
6. Предложена методика создания эффективной системы многопрофильного и многоотраслевого мониторинга «Население, занятость и безработица», позволяющая исследовать одновременно три направления: территориальное, отраслевое и профессионально-квалификационное для определения перспективной и дополнительной потребности работодателей в рабочей силе. На основе результатов мониторинга представлена система для разработки прогнозов спроса, предложения и распределения рабочей силы в рамках укрупненных профессионально-квалификационных групп по схеме: «мониторинг занятости - прогнозирование спроса и предложения рабочей силы - соотношение спроса и предложения - распределение рабочей силы - мероприятия по реализации государственной политики в сфере занятости».
7. Определена институциональная среда государственной поддержки сферы занятости, представленная системой как формальных, так и неформальных институтов под непосредственным воздействием экономических, правовых, социальных и политических факторов. В целях усиления правовой и социальной защиты безработных граждан автором внесены предложения по укреплению нормативно-правовой базы: привести в соответствие с международными нормами определение статуса «безработного» и перейти к единой оценке состояния безработицы; добиваться реализации государственных прав и гарантий занятых граждан в рамках ратифицированной Социальной хартии ЕС (Хартия социальных прав трудящихся); преодолеть правовой нигилизм по реализации ст. 37 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» о переходе на страховой рыночный принцип защиты от безработицы; внести изменения в законодательство об исключении органов исполнительной власти и правоохранительных органов из перечня организаций попадающих под действие Федерального закона «О содействии занятости инвалидов в РФ» в части квотирования рабочих мест для инвалидов, так как прием на службу в данные органы регламентируются другими законами, включающие требования к состоянию здоровья; п. 2 ст. 5 закона о занятости дополнить категориями граждан испытывающих трудности в поиске работы: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; увеличить возрастные пределы выпускников учебных заведений для участия в активных программах содействия занятости населения; предусмотреть механизм государственных гарантий работодателям, участвующим в создании и повышении качества рабочих мест, в трудоустройстве социально незащищенных граждан с недостаточной конкурентоспособностью и одновременно поднять их ответственность за развитие кадрового потенциала через налоговые санкции; определить приоритетность трудоустройства женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трехлетнего возраста, одиноких и многодетных родителей и работающих в тяжелых условиях труда, а также в получении ими дополнительной профессии для повышения конкурентоспособности на мезоэкономическом рынке труда и оборудование для них надомных рабочих мест.
8. Определена векторность в государственном управлении политикой занятости. Для достижения стратегической цели по созданию социально-правовых, экономических и институциональных условий занятости предложена модель государственного регулирования, включающая взаимодействие представительных и исполнительных органов власти всех уровней и хозяйствующих субъектов в условиях разграничения их полномочий.
Сформулировано понятие сущности региональной системы управления занятостью как формы целенаправленного воздействия на занятость населения с использованием организационных структур на основе социального партнерства и комплексного подхода к управлению занятостью. Она должна осуществляться вариативно, с учетом специфики субъектов, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов.
9. Установлены основные особенности и принципиальные изменения в структуре занятости на мезоэкономическом уровне:
- во-первых, снижение уровня экономической активности и занятости в отраслях реальной экономики, его рост в социальной сфере и сфере услуг;
- во-вторых, рост численности занятых экономической деятельностью в организациях частной собственности и их сокращение на государственных и муниципальных предприятиях;
- в-третьих, увеличение численности списочного состава работающих неполное рабочее время по инициативе администрации;
- в-четвертых, формирование застойной безработицы и населенных пунктов с напряженной ситуацией, что характерно, прежде всего, для территорий с моноэкономической структурой производства и моногородов, сельских и лесных населенных пунктов;
- в-пятых, несбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда и в сфере образовательных услуг привела к несоответствию профессионального среза рабочих мест и профессионально-квалификационной структуры безработных граждан, низкой востребованности специалистов высокой квалификации по техническим профессиям.
Все это меняет конъюнктуру рынка труда, в составе безработных увеличивается доля социально незащищенных граждан: женщины, инвалиды, молодежь, в том числе выпускники учебных заведений.
10. Разработаны и апробированы условия и последовательность регулирования занятости сельского населения: инвестиционная активность в развитие инженерной и социальной инфраструктуры села - государственная поддержка сельхозпроизводителей - улучшение уровня жизни селян - обеспечение жильем молодых специалистов на селе - определение правового статуса личного подсобного хозяйства и порядка зачисления трудового стажа занятых в нем граждан - повышение экономической активности сельских жителей.
11. Доказано, что переход от Государственного фонда занятости к бюджетному финансированию является формой усиления государственной поддержки этой сферы. Раскрыты институциональные финансовые системы регулирования бюджетных взаимоотношений в области ресурсного обеспечения государственной политики занятости, заключающаяся в использовании как бюджетных, так и внебюджетных источников финанси-рования. В этих целях разработана методика расчета и распределения субвенций федерального бюджета по муниципальным образованиям (городским округам). На основе социологического исследования предложена система мер, стимулирующая функции использования региональных возможностей для повышения эффективности занятости населения.
12. Определен механизм совершенствования политики занятости с учетом территориальных и отраслевых особенностей. Доказана необходимость и целесообразность развития кадровой индустрии в форме отраслевых программ «Развитие кадрового потенциала и повышение качества рабочих мест» или «Кадровое обеспечение модернизации отраслей экономики». В предложенном макете главные предпочтения отводятся: созданию и повышению качества рабочих мест, развитию кадрового потенциала, содействию занятости высвобожденным работникам, улучшению рабочей среды, развитию социального партнерства.
Для решения этих проблем предложена подсистема управления развитием кадрового потенциала и повышением качества рабочих мест с созданием координационного центра при правительстве субъекта Российской Федерации, конечной целью которого является создание конкурентной среды и повышение спроса на рабочую силу. В качестве важнейшей составляющей достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы обоснована целесообразность перехода к системе государственного заказа на подготовку специалистов в соответствии с потребностями секторов экономики на региональном уровне.
Таким образом, в диссертации сделана попытка комплексного раскрытия основных направлений государственного регулирования занятости населения. Научная обоснованность положений, выводов и рекомендаций подтверждается использованием многочисленных научных работ различных исторических периодов, ранжированием результатов социологических исследований и обработкой статистических наблюдений в широком динамическом ряду.
1.Низова Л.М. Реформирование АПК и занятость сельского населения // Человек и труд. - 2006. - № 10. - С. 29-31. - 0,19 п.л.
2.Низова Л.М. Сельская занятость в условиях реализации нацпроекта «Развитие АПК» // Экономика сельского хозяйства России. - 2006. - № 11. - С. 137. - 0,06 п.л.
3.Низова Л.М. Республика Марий Эл: региональный рынок труда и демографические изменения // Человек и труд. - 2007. - № 3. - С. 22–24. - 0,19 п.л.
4.Низова Л.М. Социальное партнерство как фактор развития рынка труда и занятости населения (на примере Республики Марий Эл) // Социальная политика и социальное партнерство. - 2007. - № 6. - С. 64-69. - 0,38 п.л.
5.Низова Л.М. Правовое регулирование занятости населения в условиях разграничения полномочий (региональный аспект на примере Республики Марий Эл) // Трудовое право. - 2008. - № 1. - С. 41-45. - 0,31 п.л.
6.Низова Л.М. Республика Марий Эл: социальное партнерство на региональном рынке труда // Человек и труд. - 2008. - № 2. - С. 19-22. - 0,25 п.л.
7.Низова Л.М. Регулирование занятости населения: сущность и эффективность // Экономическая теория. - 2008. - № 1. - С. 93-104. - 0,75 п.л.
8.Низова Л.М. Регулирование занятости населения в условиях социального партнерства (на примере Республики Марий Эл) // Социальная политика и социальное партнерство. - 2008. - № 2. - С. 38-44. - 0,44 п.л.
9.Низова Л.М. Инфраструктура села и занятость сельского населения в условиях реформирования АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 9. - С. 59-62. - 0,25 п.л.
10.Низова Л.М. Рынок труда и рынок образовательных услуг / Низова Л.М., Соловьева И.А. // Человек и труд. - 2008. - № 12. - С. 15-17. - 0,19 п.л. (авт. вкл. 0,1)
11.Низова, Л.М. Экономические теории занятости и их использование в современных условиях / Низова Л.М., Чернова М. // Экономическая теория. - 2008. - № 4. - С. 204-216. - 0,81 п.л. (авт. вкл. 0,61 п.л.).
12.Низова Л.М. Подготовка рабочих кадров - приоритет социально-эконо¬мического развития региона (из опыта Республики Марий Эл) / Низова Л.М., Пищенина Е.А. // Кадровик. Кадровый менеджмент. - № 3 - 2009. - С. 61-66. - 0,38 п.л. (авт. вкл. 0,3 п.л.)
13.Низова Л.М. Республика Марий Эл: малое предпринимательство // Человек и труд. - 2009. - № 7. - С. 64-66. - 0,19 п.л.
14.Низова Л.М. Социальные аспекты рынка труда и рынка образовательных услуг (на примере Республики Марий Эл) / Низова Л.М., Соловьева И.А. // Социальная политика и социальное партнерство. - 2009. - № 2. - С.39-45. - 0,43 п.л. (авт. вкл. 0,36 п.л.)
15.Низова Л.М. Региональные аспекты предпринимательства на примере Республики Марий Эл // Предпринительство. - 2009. - № 6. - С. 146-150. - 0,31 п.л.
16.Низова Л.М. Безработица как индикатор государственного регулирования занятости населения // Экономическая теория. - 2009. - № 4. - С.125-133. - 0,56 п.л.
17.Низова Л.М. Социальное партнерство на корпоративном уровне // Человек и труд. - 2010. - № 3. - С. 49-51. - 0,19 п.л.
18.Низова Л.М. Региональная жилищная политика в Республике Марий Эл / Низова Л.М., Лебедева В.А. // Жилищное строительство.- 2010. - № 2. - С. 28-30. - 0,19 п.л. (авт. вкл. 0,12 п.л.)
19.Низова Л.М. Социально-правовая защита безработных граждан как основа государственного регулирования занятости: региональный аспект (на примере Республики Марий Эл) // Журнал Экономической Теории. - №2. - 2010. - С. 145-151. - 0,44 п.л.
20.Низова Л.М. Рынок труда в системе рыночных отношений: институциональный подход // Журнал Экономической Теории. - №1. - 2011. - С. 145-151. - 0,44 п.л.
21.Низова Л.М. Особенности женской безработицы / Низова Л.М., Якимова Е.// Человек и труд. - 2011. - № 3. - С. 31-32. - 0,12 п.л. (авт. вкл. 0,06 п.л.)
22.Низова Л.М. Информированность как фактор адаптации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями / Низова Л.М., Перепелкина И.В. // Человек и труд. - 2011. - № 7. - С. 27-28. - 0,12 п.л. (авт. вкл. 0,06 п.л.)
23.Низова Л.М. Повышение информированности семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством совершенствования их социальной адаптации / Низова Л.М., Перепёлкина И.В. // Детская и подростковая реабилитация. - 2010. - №2 (15). - С. 4-8. - 0,85 п.л. (авт. вкл. 0,72)
24.Низова Л.М. Информированность как фактор социальной адаптации семей с детьми с ограниченными возможностями / Низова Л.М., Перепелкина И.В. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2011. - №2. - С. 53-54. - 0,85 п.л. (авт. вкл. 0,64)
Монографии
25.Низова Л.М. Занятость сельского населения в условиях реформирования АПК: монография - Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2008. -180с. - 11,25 п.л.
26.Низова Л.М. Государственное регулирование занятости населения в транзитивной экономике: монография. - Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2009. - 280 с. - 17,5 п.л.
27.Низова Л.М. Занятость населения в современной экономике: институциональный подход: монография / Низова Л.М., Смирнов А.А. - Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2010. - 492 с.- 32 п.л. (авт. вкл. 22 п.л.)
28.Низова Л.М. Формирование рынка труда в условиях новой России на мезоэкономическом уровне. Перспективы социально-экономического развития рыночной экономики: институциональный подход: коллективная монография / Гирева Г.В., Загайнова Н.Л., Низова Л.М. - Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2011. - 249с. (авт. вкл. 1,2 п.л.)
Публикации по теме диссертационного исследования в иных изданиях
29.Низова Л.М. Инфраструктура села и занятость //Человеческие ресурсы: ежекварт. науч.-методич. и информ.-аналит. журн. Министерства труда и социального развития РФ. - Саратов, 1999. - № 1-2. - С. 42-45. - 0,25 п.л.
30.Низова Л.М. Реализация схемы создания и сохранения рабочих мест как механизм регулирования рынка труда (на примере Республики Марий-Эл) // Современные проблемы регулирования рынка труда: тез. докл. межрегион. научно-практ. конф. - Казань, 2000. - С. 65-69. - 0,31 п.л.
31.Низова Л.М. Сельская занятость: ее особенности и пути стабилизации // Ломоносовские чтения: материалы науч. / Московский государственный университет. - М.: ТЕИС, 2003. - С. 493-497. - 0,19 п.л.
32.Низова Л.М. Экономические и социально-психологические последствия безработицы // Качество образования психологов, юристов, экономистов, математиков: практика и анализ: науч. тр. по материалам рос.-америк. науч.-практ. конф. 23-24.04.2004 г. - Москва: МФ МОСУ, 2004. - С. 68-77. - 0,62 п.л.
33.Низова Л.М. Занятость и безработица в трансформационной экономике: региональный аспект (на примере Республики Марий Эл) // Наука в условиях современности: сб. ст. асп., докторантов и проф.-преп. состава по итогам науч.-техн. конф. МарГТУ в 2006 г. - Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2006. - С. 183-186. - 0,25 п.л.
34.Низова Л.М. Экономическая эффективность регулирования занятости сельского населения в условиях реформирования АПК (региональный аспект на примере Республики Марий Эл) // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докл. по материалам Четвертой всерос. науч.-практ. Интернет-конф. (31 октября – 1 ноября 2007 г.). - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. - Кн. 1. - С. 273-285. - 0,81 п.л.
35.Низова Л.М. Теоретические основы и управление регулированием занятости населения // Социально-гуманитарные науки в XXI веке: из опыта исследовательских практик: материалы четвертой межрегион весенней молодежной науч. конф. / под общ. ред. проф. В.П. Шалаева. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2008. - С. 108-115. - 0,5 п.л.
36.Низова Л.М. Феномен безработицы в фокусе теоретической истории экономической науки // Социальная синергетика и актуальная наука: Глобализация. Глобалистика. Потенциалы и перспективы России в глобальном мире. - Йошкар-Ола, МарГТУ, 2010. - С. 295-306. - 0,69 п.л.