2. В своем развитии христианский социализм прошел несколько этапов: формирование ранней христианской общины; деятельность еретических народных движений и сект; появление философских учений христианских социалистов; развитие христианского социализма в рамках социальной доктрины Церкви; организация и функционирование христианско-социалистических партий и общественных объединений классического типа; зарождение и развитие христианско-социалистических движений и групп персоналистической ориентации. Итогом социально-исторического развития этого течения явилось формирование основных направлений христианской персоналистической политики, нацеленной на создание условий для всесторонней, гармоничной, творческой самореализации человека в гражданском обществе.
3. Основные категории и понятия политической науки применительно к анализу христианского социализма как политического феномена раскрываются в контексте его программных особенностей. Главными из них, характерными как для русской, так и для западных его разновидностей, являются христианское понимание истории, органическая теория общества, концепция христианской общественности, социальное понимание собственности, власти и общественного положения личности. Воплощение этих программных принципов в политической жизни общества, по мнению автора, может способствовать созданию условий для построения справедливого социального государства, в котором наряду с достижением высокого уровня благосостояния приоритетными становятся такие формы социально-экономических отношений, как демократия участия в политическом процессе, партнерские отношения между субъектами гражданского общества в ходе становления производственного самоуправления трудящихся, создание условий для всестороннего творческого развития каждой личности, формирование здоровой окружающей природной среды обитания человека. Перечисленные направления социальной политики христианского социализма, присущие ему как комплексному политическому феномену, включают и идеологию, и общественное движение.
4. Специфика развития теории христианского социализма в социально детерминированной среде российской и романо-германской (европейской) цивилизаций исследована на примере осуществления его программных принципов в различных сферах культурно-исторической жизни цивилизации. При этом доказано, что глубокое теоретическое развитие христианский социализм получил в России, а западные общества осуществили его практическую реализацию.
5. Выдающиеся мыслители и общественные деятели, разработавшие теорию русского христианского социализма, предложили конкретные пути и методы совершенствования общественных отношений в контексте нравственного прогресса. Основоположник социально-философской концепции христианского социализма В.С. Соловьев обосновал ее в качестве важнейшего фактора построения правового государства. Последователи выдающегося мыслителя С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Г.П. Федотов сформулировали конкретную социально-экономическую, политическую и культурную программу христианского социализма, способствовавшую персонализации общественной мысли и пробудившую интерес к духовной значимости общественных процессов. Сегодня ряд тезисов религиозной философии серебряного века органично включен в социальную доктрину Русской Православной Церкви, основанную на православном идеале общественного устройства.
6. Конфессиональные и национальные разновидности движения христианского социализма в России и странах Западной Европы выделены автором в соответствии с цивилизационными особенностями развития общества: православный (русский) и католический, протестантский (западный). В ходе исторического процесса происходит последовательное становление и развитие социально-исторических форм христианского социализма: ранний христианский коммунизм, феодальный христианский социализм, критически-утопический христианский социализм, уравнительный христианский социализм, христианский персоналистический социализм. Соответственно, организационные структуры движения христианского социализма эволюционировали от первоначальной христианской общины и еретических сект, построенных на началах общности и равенства, к разветвленным политическим организациям партийного и профсоюзного типа, наиболее полно развернувшим свою деятельность со второй половины ХIХ в.
7. Христианский социализм в странах Запада, развиваясь под преимущественным воздействием социальных доктрин католицизма и протестантизма, формировался, как правило, в русле рационалистического типа политического мышления и реализовался в конкретных практиках построения социального государства.
Наиболее полное отражение принципы христианского социализма получили в общественной мысли французских персоналистов: П. Тейяра де Шардена, Ш. Пеги, Ж. Маритена, Э. Мунье, Ж. Лакруа, обосновавших необходимость утверждения свободы и достоинства человеческой личности в ее теологическом понимании. Теоретические разработки западных христианских социалистов нашли свое воплощение в социально-экономических реформах: политике государственного дирижизма во Франции, осуществлявшейся в годы правления президента V Республики генерала де Голля; германском «экономическом чуде», заслуга реализации которого принадлежит политическому блоку ХДС/ХСС во главе с К. Аденауером, Л. Эрхардтом, Г. Колем и Й. Штраусом; конструктивных преобразованиях национальных экономик Италии и Испании, предотвративших как антидемократические действия неофашистов, так и коммунистические движения революционного характера.
Творческий синтез принципов христианства, социализма и персонализма оказался намного плодотворнее, чем коллективистские формы социализма, поскольку в отличие от них в христианском персоналистическом социализме учитывалась уникальная этическая ценность человеческой личности в теологическом понимании и ставилась задача ее постепенного совершенствования в сочетании с глубокими социальными преобразованиями.
8. Комплексный сравнительно-исторический анализ христианско-социалистических движений в ряде стран Западной Европы, осуществленный в диссертации, способствовал выявлению их практической эффективности в реальной политической жизни общества. Тем западным странам, которые придерживались этических норм христианской политики в экономической и социальной жизни, удалось достичь значительных успехов, что проявилось в конкретных показателях экономического роста общественного благосостояния, увеличения валового внутреннего и валового национального продуктов, повысившего качество жизни населения за счет оптимизации социальных процессов и институтов, а также формировании цивилизованных стандартов социального обеспечения и критериев эффективности современной демократии.
9. Продуктивную реализацию теория христианского социализма получила при ее интеграции с профсоюзным движением, прошедшим длительную эволюцию от рабочих кружков протопрофсоюзного типа к современным производственным ассоциациям и кооперативам, основанным на принципах рабочей демократии участия. Этот процесс составил основное содержание христианского синдикализма, получившего распространение в европейских странах с начала XX в. и затронувшего Россию, где в это же время предпринимались попытки создания христианских профсоюзов.
10. В диссертационном исследовании проведен анализ весьма эффективной социальной политики ряда западных стран, где у власти находились приверженцы христианского социализма, последовательно проводившие религиозно-нравственные принципы в общественную жизнь. Построение трудового и социального законодательства на этических началах взаимоотношения личности и общества позволило сформировать систему социального партнерства между субъектами гражданского общества при посредничестве государства, что составило содержание корпоративного варианта общественной организации. Межклассовое сотрудничество в качестве промежуточного этапа на пути к справедливому государству стало социальной базой обеспечения конституционно-правового консенсуса между основными политическими силами. Еще одним из решающих условий осуществления национальной экономической реконструкции стала способность политических партий и общественных объединений к участию в политическом управлении, что соответствует общим принципам демократии участия. Эти социально-экономические и политические меры обеспечили практическую действенность христианского социализма как реформаторского общественного движения.
11. Степень практической реализации теории христианского социализма оказалась разной в зависимости от национальных и конфессиональных условий той или иной страны. Движение русского христианского социализма проявилось в деятельности партийных организаций и групп преимущественно интеллигентского характера и не приобрело широкого распространения в силу объективных исторических причин, связанных с формированием тоталитарного политического режима и антирелигиозной политикой Советского государства, а также неразвитостью гражданского правосознания. В западных странах результаты деятельности христианско-социалистического движения оказались более эффективными по причине сохранения демократических и религиозно-культурных католических и протестантских традиций в широких общественных массах.
12. Политическое воздействие христианского социализма на современную общественную жизнь связано с ее нравственной организацией, христианской нормативно-ценностной ориентацией политики, формированием справедливого государства, правовой институционализацией социальных институтов. Рассмотрение христианского социализма как политического феномена включает понимание его действительной роли в нравственном прогрессе общества, что предполагает соединение политической этики с современными политическими технологиями.
13. Ослабление социального влияния христианско-социалистического движения на современном этапе проявилось в падении рейтинга христианских социалистов в структурах политического представительства парламентской демократии в ряде стран Западной Европы (например, Великобритании, Франции), что обусловлено изменениями социально-экономической и политической конъюнктуры в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Перед христианскими социалистами возникают новые задачи в процессе формирования социального государства в ответ на вызовы глобализации.
14. Влияние христианско-социалистических идей на развитие современной политической жизни России только начинает проявляться и преимущественно выражается в распространении консервативных и социал-реформистских политических идеологий. Будущее христианского социализма в Российской Федерации зависит и от перспектив нового религиозного ренессанса, и от политической активности масс.
15. Автор считает, что вклад христианских социалистов в политическую науку достаточно велик, поскольку принципы этической экономии, положенные в основу их теории, как показывает политическая практика, достаточно весомы для гуманистически и нравственно ориентированной социально-экономической политики. При таком подходе сама христианская политика в качестве системы социальной морали становится производительной силой, жизненно необходимой для организации социальной рыночной экономики.
1. Иванов С.С. Под знаком Владимира Соловьева / под ред. А.И. Демидова. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2003 (9,2 п.л.).
2. Иванов С.С. О сущности этического государства // Формирование правового государства в России: путь к справедливому обществу / кол. авт.; под ред. С.Ю. Наумова. Саратов: ПАГС, 2008. С. 5-25 (13,0 / 1,4 п.л.).
3. Иванов С.С. Христианский социализм как политический феномен: опыт России и Европы / под ред. А.И. Демидова. Саратов: СГСЭУ, 2009 (20,0 п.л.).
Статьи, опубликованные в научных рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ
4. Иванов С.С. Христианская демократия на Западе и в России: становление идеи // Вестник СГСЭУ. 2002. № 3. С. 121–129 (1,0 п.л.).
5. Иванов С.С. Нормативная легитимность как фактор становления и развития российской государственности // Вестник СГСЭУ. 2003. № 6. C. 78–85 (1,1 п.л.).
6. Иванов С.С. Отчуждение и вовлечение как основные факторы политического процесса // Вестник ПАГС. 2006. № 10. С. 11–20 (0,6 п.л.).
7. Иванов С.С. Проблемы государства и права в православной социальной теологии и русской религиозной философии: сравнительный анализ // Вестник СГАП. 2006. № 3 (48). С. 200–207 (0,7 п.л.).
8. Иванов С.С. Персоналистическая проекция социализма: Н.А. Бердяев и Э. Мунье // Вестник Саратовского государственного аграрного университета. 2006. № 4. С. 54–59 (0,5 п.л.).
9. Иванов С.С. О национальных путях формирования христианского социализма: Ш. Пеги и Г.П. Федотов // Вестник ПАГС. 2008. № 2 (15). С. 139–147 (0,8 п.л.).
10. Иванов С.С. Этическое государство: путь к справедливому обществу // Правовая политика и правовая жизнь. 2008. № 3. С. 20–28 (0,6 п.л.).
11. Иванов С.С. К истории персоналистских движений в России и Франции // Вестник ПАГС. 2010. № 1 (22). С. 82–89 (0,5 п.л.).
12. Иванов С.С. Персоналистская экономика: возможности и перспективы // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 1. С. 47–53 (0,5 п.л.).
Статьи в других изданиях
13. Иванов С.С. Договор об общественном согласии в Саратовской области и проблемы российского федерализма // Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе: материалы международной научно-практической конференции, 21–22 марта 1998 г. Саратов: ПАГС, 1998. Ч. 1. C. 151–157 (0,4 п.л.).
14. Иванов С.С. Трудный путь российских реформ // Проблемы политологии и политической истории: межвуз. сб. научных трудов. Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 1998. Вып. 8. С. 77–81 (0,4 п.л.).
15. Иванов С.С. Проблемы прав и свобод граждан в программных документах политических партий // Права человека: пути их реализации: материалы международной конференции. Саратов: СГАП, 1999. Ч. 1. С. 80–87 (0,3 п.л.).
16. Иванов С.С. Теория «христианского государства» Владимира Соловьева // Россия на рубеже XXI века: проблемы управления глазами молодых: материалы межвузовской научно-практической конференции. Саратов: ПАГС, 2000. С. 95–98 (0,5 п.л.).
17. Иванов С.С. Русский христианский социализм и гражданское общество // Становление институтов гражданского общества в Саратовской области: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 20–21 января 2000 г. Саратов: ПАГС, 2000. Ч. 2. С. 20–25 (1,0 п.л.).
18. Иванов С.С. Русский христианский социализм и конституционный вопрос // Конституционные чтения: межвуз. сб. науч. трудов. Саратов: ПАГС, 2001. Вып. 2. С. 182–190 (0,5 п.л.).
19. Иванов С.С. Об этическом контроле над действиями органов власти и управления // Управление общественными институтами и процессами в России: вопросы теории и практики: материалы межвузовской научно-практической конференции. Саратов: ПАГС, 2002. Ч. 1. С. 14–16 (0,4 п.л.).
20. Иванов С.С. Формирование социальной доктрины Русской Православной Церкви // Россия на рубеже веков: история и современность: cб. докладов и тезисов Всероссийской научно-практической конференции, 19 апреля 2002 г. Саратов: СГСЭУ, 2002. С. 177–180 (0,3 п.л.).
21. Иванов С.С. Исторический опыт российского федерализма: политико-правовой аспект // Регион: социально-экономический, этнографический и культурный феномен России: сб. науч. трудов. Саратов: ПАГС, 2003. С. 250–253 (0,4 п.л.).
22. Иванов С.С. Христианские социалисты-философы серебряного века о Церкви и государстве // Жизненный мир философа серебряного века: межвуз. сб. науч. трудов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. С. 102–107 (0,7 п.л.).
23. Иванов С.С. Нравственно-этическое воспитание студентов в контексте свободы совести // Современная система воспитания студентов вузов: состояние, концепция и направления развития. Саратов: Издат центр СГСЭУ, 2003. С. 166–172 (0,4 п.л.).
24. Иванов С.С. Социализм, эсхатология, утопия: к определению понятий: Религиозный фактор: сб. науч. статей. Саратов: ПАГС, 2004. С. 68–78 (0,5 п.л.).
25. Иванов С.С. Сакрализация власти и права в свободной теократии // Современные подходы к управлению социально-экономическими и политическими процессами: сб. науч. трудов. Саратов: ПАГС, 2004. С. 170–174 (0,6 п.л.).
26. Иванов С.С. Социал-демократия: традиции и новые рубежи // Вестник Волжского ун-та. Тольятти: Волжский ун-т, 2004. № 12. С. 71–87 (1,0 п.л.).
27. Иванов С.С. Местное самоуправление в федеративном государстве: опыт Саратовской области // Модернизация местных администраций: сб. науч. трудов. Саратов: ПАГС, 2005. С. 184–192 (0,5 п.л.).
28. Иванов С.С. Российский федерализм в конституционных проектах // Актуальные проблемы развития «горизонтального» федерализма в России и зарубежных странах: сб. науч. трудов. Саратов: ПАГС, 2005. С. 68–78 (0,6 п.л.).
29. Иванов С.С. Европейский союз: от Маастрихтского договора к общеевропейской конституции // Глобализация: проблемы международного сотрудничества и решение общечеловеческих задач: cб. науч. трудов. Саратов: ПАГС, 2005. С. 194–204 (0,5 п.л.).
30. Иванов С.С. Социология знания: взгляд Карла Маннгейма // Социально-экономическое развитие России: проблемы, поиски, решения: сб. науч. трудов по итогам научно-исследовательской работы СГСЭУ в 2004 г. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2005. Ч. 1. С. 29–32 (0,5 п.л.).
31. Иванов С.С. Христианский социалист Ф.А. Степун: вехи творческой биографии // Реформирование государственной службы как стабилизирующий фактор становления гражданского общества в России: cб. науч. трудов. Саратов: ПАГС, 2005. С. 231–235 (0,4 п.л.).
32. Иванов С.С. Система социального партнерства как форма гражданского согласия // Развитие партнерских отношений государства, гражданского общества и бизнеса: сб. науч. трудов. Саратов: ПАГС, 2006. С. 184–186 (0,3 п.л.).
33. Иванов С.С. Основные модели социального партнерства // Актуальные вопросы публичного права. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2007. С. 161–166 (0,4 п.л.).
34. Иванов С.С. Исторический опыт социального реформаторства: С.Н. Булгаков и П.А. Столыпин // Государственная и муниципальная служба: от качества подготовки к качеству управления. Саратов: ПАГС, 2007. С. 206–215 (0,8 п.л.).
35. Иванов С.С. О концепции солидаризма: от истоков к современности // Качество государственного и муниципального управления как фактор конкурентоспособности российских регионов. Саратов: ПАГС, 2007. С. 154–157 (0,5 п.л.).
36. Иванов С.С. Social reforms: problems of management and modernization Verejna sprava a spolocnost. Kosice, 2007 / 2. Rocnik 8 (0,4 п.л.).
37. Иванов С.С. Развитие российской государственности: национально-политический аспект // Пути и механизмы обеспечения конкурентоспособности российских регионов: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Саратов: ПАГС, 2007. С. 232–236 (0,6 п.л.).
38. Иванов С.С. Политический ландшафт России накануне выборов в Государственную Думу РФ // Политические и экономические проблемы глобализации: российский и зарубежный опыт: сб. научных трудов. Саратов: ПАГС, 2007. Вып. 2. С. 115–121 (0,8 п.л.).
39. Иванов С.С. Феномен политической партийности в России: условия формирования // Становление гражданского общества и развитие российской государственности: тенденции, проблемы, противоречия: сб. науч. трудов. Саратов: ПАГС, 2008. С. 146–149 (0,5 п.л.).
40. Иванов С.С. Русские христианские социалисты об экономической политике // Механизмы взаимодействия общества, государства и бизнеса: социальное партнерство в действии: сб. науч. трудов. Саратов: ПАГС, 2008. С. 201–203 (0,4 п.л.).
41. Иванов С.С. Проблемы государственного управления в теории русского христианского социализма // Общество и милиция: проблемы обеспечения прав человека и социальное партнерство: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., 29–30 мая, 2007. Саратов: СЮИ МВД РФ, 2009. С. 93–103 (0,8 п.л.).
42. Иванов С.С. О системе социального партнерства в практическом воплощении принципов христианского социализма // Российская многонациональная цивилизация: единство и противоречия: сб. науч. трудов. Саратов: ПАГС, 2009. С. 164–167 (0,5 п.л.).
43. Иванов С.С. О становлении и развитии христианско-социалистического движения во Франции // Актуальные вопросы политической науки: сб. науч. трудов. Саратов: ПАГС, 2009. Вып. 3. С. 16–24 (0,6 п.л.).
44. Иванов С.С. О движении христианского социализма в Германии // Политические и экономические процессы в условиях глобализации: российский и зарубежный опыт: сб. науч. трудов. Саратов: ПАГС, 2009. Вып. 3. С. 210–222 (0,9 п.л.).
45. Иванов С.С. Проблема назначения человека в контексте социально-исторических форм этики // Человек. История. Культура: философский и исторический альманах. Саратов: ПАГС, 2009. Вып. 8. С. 71–83 (0,5 п.л.).
46. Иванов С.С. Гражданские инициативы как направление персоналистической политики // Государственная власть и общественное устройство полиэтнической социокультурной среде современной России: сб. науч. трудов. Саратов: ПАГС, 2009. C. 208–211 (0,6 п.л.).
47. Иванов С.С. Коррупция как угроза парламентской демократии в России // Конституционные чтения: межвуз. сб. науч. трудов. 2009. Вып. 10, ч. 2. С. 76–80 (0,5 п.л.).
48. Иванов С.С. Формирование социальной доктрины католицизма // Политические и экономические процессы в условиях глобализации: российский и зарубежный опыт: сб. науч. трудов. Саратов: ПАГС, 2009. Вып. 3. C. 203–209 (0,5 п.л.).
49. Иванов С.С. О движении христианского социализма в Великобритании // Российское общество и государство в условиях мирового финансово-экономического кризиса: сб. науч. трудов. Саратов: ПАГС, 2010. С. 152–155 (0,5 п.л.).
50. Иванов С.С. Социальные функции государства и права в концепции русского христианского социализма // Правовая культура. 2010. № 2. С. 125–132 (0,8 п.л.).
51. Иванов С.С. Малый и средний бизнес перед лицом российской бюрократии // Российское общество и государство: региональные потенциалы модернизации: сб. науч. трудов. Саратов: ПАГС, 2010. С. 25–28 (0,5 п.л.).
52. Иванов С.С. Криминальная революция в России: уроки исторического опыта // Актуальные вопросы политической науки: сб. науч. трудов. Саратов: ПАГС, 2010. Вып. 5. С. 108–111 (0,5 п.л.).
53. Иванов С.С. Пять шагов к свободе: какая модернизация нужна России? // Город в современном пространстве: культура, политика, экономика, право: сб. науч. трудов. Саратов: ПАГС, 2011. С. 107–109 (0,5 п.л.).
54. Иванов С.С. Образ будущей России в политической концепции Ф.А. Степуна // Интеллектуально-духовная культура общества: сб. науч. трудов. Саратов: ПАГС, 2011. С. 64–67 (0,4 п.л.).