- Начиная с эпохи романтизма, проблема взаимодействия философии и поэзии теоретически осознается как смысловой центр немецкой лингвокультуры, проявляющий антиномию между наукой и искусством, познанием и творчеством, необходимостью и свободой, реальным и идеальным, объектом и субъектом. Развитие гуманитарных наук в последующие столетия требуют нового комплексного подхода к освещению современного состояния этой проблемы, который может быть осуществлен в рамках герменевтики как философски-филологического метода познания бытия через язык искусства.
- В немецкой духовной культуре наличествуют две традиции, по-разному определяющие роль поэзии как формы толкования и познания мира. Первая традиция, восходящая к Платону - рационально-логическая - стремится к идеалу чистого мышления и философии как строгой науки. Вторая традиция, истоки которой лежат в христианской богословской мистике, толковавшей бытие как Логос, рассматривает язык поэзии как форму толкования и познания бытия. В историко-литературном ряду данная традиция предстает как романтическая, в философско-филологическом - как герменевтическая.
- Поэтическая философия и философская поэзия образуют два комплементарных явления, представляющие две формы синтеза поэзии и философии. Поэтическая философия есть первично форма философского дискурса, в которой философское содержание порождается и развивается при помощи средств поэтического языка. Философская поэзия есть первично форма художественно-литературного дискурса, которая внутри герменевтической традиции осмысляется как философия. Формой языкового выражения поэтической философии выступает поэтико-философский, философской поэзии - философско-поэтический текст.
- Логическая и поэтическая формы отражают антиномию между наукой и искусством и две модификации внутренней формы языка - логическую и металогическую. Логическая форма языка отражает языковое мышление, которое стремится к знанию в его чистоте, объективности, вещности и статичности, т.е. в модусе его бытия. Металогическая внутренняя форма выделяет динамическую, энергийную, субъективную и диффузную природу знания, рассматривая предметы в модусе их становления. Данные модификации внутренней формы языка являются в гносеологическом аспекте равноценными и обеспечивают целостное познание только в сочетании друг с другом.
- Основу логической и металогической внутренней формы составляют соответственно логический и металогический концепт, при этом основной формой языкового выражения логического концепта является термин, металогического концепта - поэтическая метафора, понимаемая при герменевтическом толковании как совокупный вид иносказательной образности, т.е. синкретический троп, включающий как семантические отношения по сходству, так и по смежности.
- Метафора есть инструмент герменевтического толкования. Герменевтика как учение о поэтическом познании есть также художественно-научный метод толкования и понимания поэзии (Kunstlehre), осуществляющийся при помощи поэтических средств. В основе герменевтического толкования лежит метод метафорической рефлексии исходного текста, осуществляющейся в тексте толкования. Исторически метод метафорической рефлексии был воплощен в традиции аллегорического толкования.
- Поэтико-философский текст как целостный металогический концепт обладает расщепленной референцией. С одной стороны, он обращен к объектам «реального» мира, с другой - обладает свойством автореферентности. Содержание металогического концепта совпадает с совокупным поэтико-философским содержанием текста и реализует себя как собирание (логос в изначальном смысле) метафорических фрагментов-метонимий в единую поэтико-философскую систему, имеющую индивидуально-творческий характер.
- Металогические концепты имеют имманентно-текстовую природу языкового мифа, в котором сняты логические антиномии. Поэтому они допускают сосуществование в своей семантической структуре сем, относящихся к противоположным таксономическим классам.
1.Философия языкотворчества // Труды высшей религиозно-философской школы.IV Богословие. Философия. Культурология. – СПб.: ВРФШ, 1997. – С.174-180. (0,4 п.л.)
2.Философия М. Хайдеггера как языкотворческий процесс // Мартин Хайдеггер и философия ХХ века. Сб. докл. – М29 Мн: Минск, 1997. – С.115-122. (0,4 п.л.)
3.Языкотворчество в современной поэзии (на материале анализа трех стихотворений Г.Тракль, Р.М.Рильке, П.Целан) // Studia linguistica 6. – Сб. научных трудов. – СПб.: Образование, 1998г.- С. 90-95. (0, 3 п.л.)
4.Основные проблемы герменевтики Фр.Шлейермахера// Герце-новские чтения. Иностранные языки: материалы конференции, СПб.: Образование, 1999, с.44-46 (0,1 п.л.)
5.Герменевтика поэтического текста // Понимание и существование. Сб. докл., Минск, 2000, C.125-132 (0,4 п.л.)
6.Фр. Шлейермахер и его герменевтическая теория// (Предисловие к переводу книги «Герменевтика»), Европейский дом, СПб., 2004, с.5-40 (1, 1 п.л.)
7.Свободный стих у Гёте // Разноуровневые характеристики лексиче-ских единиц: Сборник научных статей по материалам докладов и сообщений конференции (Смоленск, 16-17 апреля, 2002г.), Смоленск, «Смядынь», 2002, с.309-318 (0,5 п.л.)
8.Поэтическая философия в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген»/ Мир романтизма (Выпуск 6), Мат-лы межд.конф. «Мир романтизма» ( X Гуляевских чтений), Тверь, 2002, с.43-50 (0, 4 п.л.)
9.Von der St. Petersburger Schule der philologischen Hermeneutik// Deutscher Akademischer Austauschdienst Tagungsband der XX. Germanistikkonferenz des DAAD in Russland an der Staatlichen Pomoren Universität Archangelsk, 12.05-15.05.2003, Archangelsk, 2003, S.203-214 (0,5 п.л.)
10.Свободные ритмы в лирике Гёльдерлина как основа его поэтической философии.//Studia linguistica Перспективные направления современной лингвистики вып.12, СПб. 2003, с.253-261 (0, 4 п.л.)
11.Об аллегорическом методе толкования текста.//Текст – Дискурс - Стиль. Сборник научных статей, СПб, Изд. Санкт Петербургского государственного ун-та экономики и финансов, 2004, с.162-171. (0,6 п.л.)
12.Начала герменевтики: Платон – Аристотель –стоики.//Studia linguistica Когнитивные и коммуникативные функции языка, вып.13, СПб. Изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2005, с.165-173 (0,6 п.л.)
13. Hölderlins Dichtung aus Heideggers Sicht// Russia and Phaenomenological Tradition. The International Conference, September 14th - 17th 2005, St.Petersburg School of religion and philosophy, St.-Petersburg, 2005, S.192-202. (0,6 п.л.)
14.Герменевтика поэтико-философского текста. Герценовские чтения. Иностранные языки, СПб., изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2005, с.137-138. (0,1 п.л.)
15.Романтический фрагмент как форма поэтической философии. Преломления. Вып.4 Санкт-Петербург, 2006, с.123-134 (1 п.л.)
16.Über den Einfluss von Ossip Mandelstam auf die Dichtung Paul Celans.// Akten des XI. Internationalen Germanistenkongresses Paris 2005 „Germanistik im Konflikt der Kulturen“, Bd.11, Bern, Peter Lang, 2008, S.215-220 (0,3 п.л.)
17.Восток versus Запад. // Дальний Восток: Проблемы межкультурной коммуникации. М-лы региональной научно-практической конференции (Комсомольск-на-Амуре, 19-21 сентября, 2006г.) – Комсомольск-на-Амуре, ГОУВПО КнАГТУ, 2006г., c.101-103 (0,4п.л.)
18.Герменевтика концепта субъект в цикле Новалиса «Цветочная пыльца» // Науки об обществе, человеке и культуре: История, современность, перспективы. – Комсомольск-на-Амуре, ГОУВПО КнАГТУ, 2006г., с.50-73 (1,5 п.л.)
19.О некоторых направлениях развития герменевтики в России// Studia linguistica Язык и текст в современных парадигмах научного знания, вып. 15, СПб. Изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2006, с.85 -91 (0,3 п.л.)
20.Поэтическая философия: центр или периферия?// Русская германистика. Ежегодник Российского союза германистов. Спецвыпуск. Нальчик: Каб.-Балк. Ун-т, 2007, с.132-137 (0,3 п.л.)
21.Мартин Хайдеггер: мышление из языка // Научно-исследовательский проект в рамках программы «Иммануил Кант» регистрационный номер 0120.711410 Инвентарный номер 0220.0 802825, 2008, 58с. ( 3,2 п.л.)
22.О теории имманентной интерпретации текста в литературной герменевтике (о развитии герменевтики в швейцарской германистике) // Русская германистика. Ежегодник российского союза германистов, т.III, Языки славянской культуры, М., 2007, с.273-282 (0,5 п.л.)
23.М.Хайдеггер и поэзия: поэтическое творчество бытия.// Вопросы философии, М., Наука, 2006, №11, с.171-177 (1п.л.)
24.К соотношению исторического и аллегорического толкования при герменевтической интерпретации поэтического текста. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. Научный журнал. №2 (13) Серия филология. СПб, 2008г., с.157-166 (0,4 п.л.)
25.Хайдеггер: герменевтика как поэзия. Известия Российского педагогического университета имени А.И.Герцена №9 (46): Общественные и гуманитарные науки. СПб.: Изд-во РГПУ им.Герцена, 2007, с.94-107 (1 п.л.)
26.Металогический концепт «Дионис» в контексте новой мифологии Фр.Гёльдерлина: теория – переводы – лирика Известия Российского педагогического университета имени А.И.Герцена №9 (46): Общественные и гуманитарные науки. СПб.: Изд-во РГПУ им.Герцена, 2008, с.65-73 (0,75 п.л.)
27.Этимология как метод герменевтики. Известия Российского педагогического университета имени А.И.Герцена №11 (78): Общественные и гуманитарные науки. СПб.: Изд-во РГПУ им.Герцена, 2008, – С. 161-168 (0,6 п.л.)
28.Поэтическая герменевтика Н.О.Гучинской в контексте развития герменевтики в России Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. Научный журнал. №3 (15) Серия филология. СПб, 2008г., – С. 14-24 (0, 6 п.л.)
29. Герменевтика символа «голубой цветок» в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген». Известия Российского педагогического университета имени А.И.Герцена №12 (81): Общественные и гуманитарные науки. СПб.: Изд-во РГПУ им.Герцена, 2008, – С. 168-175 (0, 6 п.л.)
30.Гёльдерлин: поэзия как герменевтика Известия Российского педагогического университета имени А.И.Герцена №11 (72): Обще-ственные и гуманитарные науки. СПб.: Изд-во РГПУ им.Герцена, 2008, - С.144-156 (0,9п.л.)