- Выделение математико-теоретической, математико-прикладной и математико-информационной содержательно-методических линий в обучении математике студентов, как основы структурирования целей обучения и установления их иерархии, способствует достижению основной цели обучения математике студентов инженерного вуза в условиях новой образовательной парадигмы - формированию математической компетентности, как совокупности фундаментальных математических знаний, умений и навыков студента, а также его способности и готовности применять их в профессиональной деятельности.
- Использование междисциплинарных связей в обучении математике студентов инженерного вуза, исходя из разработанных теоретических положений, направленных на формирование способности и готовности применять знания, умения и навыки по дисциплине в предметном поле других дисциплин и характеризующихся трехэтапным процессом осуществления междисциплинарной связи, позволяет формировать математическую компетентность студентов инженерного вуза. Оценка междисциплинарных связей, реализованных в обучении математике, одновременно является оценкой способности и готовности студентов применять знания за пределами предметного поля дисциплины, как одного из индикаторов математической компетентности.
- Использование ППП, как основного методологического подхода, сущность которого состоит в интеграции различных подходов, позволяет комплексно и оптимально, с синергетическим эффектом использовать компетентностный, контекстный, междисциплинарный, предметно-информационный подходы, а также фундаментализацию при формировании математической компетентности студентов инженерного вуза.
- Авторская концепция обучения математике основе ППП, базирующаяся на принципах пролонгированной компетентности, профессионального контекста, прикладной значимости, междисциплинарной интеграции, математико-информационного дополнения, оперативной рефлексивности, исторической преемственности, позволяет получить синергетический эффект в использовании ППП при формировании математической компетентности студентов инженерного вуза.
- Разработанная методическая система обучения математике на основе ППП, теоретической основой которой является авторская концепция обучения, и включающая: дизъюнктивно-конъюнктивную систему отбора содержания обучения математике; описание форм и видов учебной деятельности студентов; совокупность разработанных средств обучения и подходов к их проектированию, способствует формированию математической компетентности студентов инженерного вуза.
1.Шершнева, В. Компетентностный подход к обучению математике / М. Носков, В. Шершнева // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 36–39.
2.Шершнева, В.А. Математическая подготовка как интегрированный компонент компетентности инженера (анализ государственных образовательных стандартов) / М.В. Носков, В.А. Шершнева // Альма Матер (Вестник высшей школы). – 2005. – № 7. – С. 9–13.
3.Шершнева, В.А. К теории обучения математике в технических вузах / М.В. Носков, В.А. Шершнева // Педагогика. – 2005. – №10. – С. 62–67.
4.Шершнева, В.А. Квалиметрия межпредметных связей в процессе подготовки специалистов / Е.В. Перехожева, В.А. Шершнева // Вестник КрасГАУ (Красноярского государственного аграрного университета). – 2006. – № 13. – С. 423–426.
5.Шершнева, В.А. Качество математического образования инженера: традиции и инновации / М.В. Носков, В.А. Шершнева // Педагогика. – 2006. – № 6. – С. 35–42.
6.Шершнева, В. Специфика компетентностного обучения в филиалах вузов / О. Карнаухова, А. Перебаева, В. Шершнева // Высшее образование в России. – 2006. – № 11. – С. 145–146.
7.Шершнева, В.А. Состояние и перспективы математического образования в инженерных вузах / М.В. Носков, В.А. Шершнева // Альма Матер (Вестник высшей школы). – 2007. – № 3. – С. 14–19. (Принято к печати в 2006 г.).
8.Шершнева, В. Как оценить междисциплинарные компетентности студента / В. Шершнева // Высшее образование в России. – 2007. – № 10. – С. 48–50.
9.Shershneva, V.A. The Mathematics Education of an Engineer: Traditions and Innovations / M.V. Noskov, V.A. Shershneva // Russian Education and Society. – November 2007. – Vol. 49. – No. 11. – Pp. 70–84. (Журнал включен в базу данных Web of Science: ISI Social Science Citation Index).
10.Шершнева, В.А. О проблеме оценки компетентностей студентов / М.В. Носков, В.А. Шершнева // Философия образования. – 2007. – № 4 (21). – С. 84–88.
11.Шершнева, В. Педагогическая модель развития компетентности выпускника вуза / В. Шершнева, Е. Перехожева // Высшее образование в России. – 2008. – № 1. – С. 152–154.
12.Шершнева, В.А. Математика и информатика в вузе: взгляд из будущего / В.А. Шершнева, О.А. Карнаухова, К.В. Сафонов // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 1. – С. 10–12.
13.Шершнева, В.А. Междисциплинарная интеграция в условиях компетентностного подхода / М.В. Носков, В.А. Шершнева // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 9. – С. – 23–25.
14.Шершнева, В.А. Дидактические аспекты формирования профессиональной компетентности математика / К.В. Сафонов, В.А. Шершнева // Педагогика. – 2009. – № 5. – С. 66–72.
15.Шершнева, В.А. Какой математике учить будущих бакалавров? / М.В. Носков, В.А. Шершнева // Высшее образование в России. – 2010. – № 3. – С. 44–48.
16.Шершнева, В.А. О дидактическом базисе современной высшей школы и математической подготовке компетентного инженера / М.В. Носков, В.А. Шершнева // Педагогика. – 2010. – № 10. – С. 38–44.
17.Шершнева, В.А. Университеты Германии: от реформы Гумбольдта до Болонского процесса / Т.О. Кочеткова, М.В. Носков, В.А. Шершнева // Высшее образование в России. – 2011. – № 3. – С. – 137–143.
Монографии
18.Шершнева, В.А. Непрерывное профессиональное образование, широкопрофильность, фундаментальность и междисциплинарность – основа модернизации системы отечественного образования: Монография / С.М. Зильберман, В.И. Никифоров, Ю.С. Перфильев, В.А. Шершнева. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета. – 2010. – 395 с.
19.Шершнева, В.А. Формирование математической компетентности студентов инженерного вуза на основе полипарадигмального подхода: Монография / В.А. Шершнева. – Красноярск: Изд-во Сибирского государственного аэрокосмического университета. – 2011. – 210 с.
Учебные и учебно-методические пособия
20.Шершнева, В.А. Сборник профессионально направленных задач по математике для студентов транспортных специальностей: Учебное пособие. – Красноярск: КГТУ. – 2003. – 44 с.
21.Шершнева, В.А. Высшая математика. Введение в анализ, дифференциальное исчисление функции одной переменной: Учебное пособие / под общей редакцией В.А. Шершневой / Б.С. Добронец, И.И. Вайнштейн, В.А. Шершнева. – Красноярск: КГТУ. – 2004. – 176 с.
22.Шершнева, В.А. Применение профессионально направленных задач по математике на аудиторных занятиях: Учебно-методическое пособие – Красноярск: КГТУ. – 2004. – 40 с.
23.Шершнева, В.А. Высшая математика. Функции нескольких переменных, дифференциальные уравнения, ряды: Учебное пособие / И.А. Антипова, Б.С. Добронец и др. – Красноярск: КГТУ. – 2005. – 163 с.
24.Шершнева, В.А. Сборник прикладных задач по математике: Учебное пособие / О.А. Карнаухова, В.А. Шершнева. – Красноярск: Сибирский федеральный университет. – 2008. – 204 с. (Гриф УМО по университетскому политехническому образованию).
Статьи в научных журналах, сборниках научных трудов, материалах конференций
25.Шершнева, В.А. Некоторые вопросы непрерывного математического образования в технических университетах // Вестник Красноярского государственного технического ун-та. – 2000. – Вып. 16. – С. 145–147.
26.Шершнева, В.А. О комплексе прикладных учебных задач как средстве повышения эффективности обучения математике в техническом вузе // Современные педагогические технологии в математическом образовании: Межвузовский сборник научных трудов. – Красноярск: КГПУ. – 2002. – С. 85–91.
27.Шершнева, В.А. Разработка комплекса прикладных учебных задач для усиления мотивации изучения курса высшей математики / М.В. Носков, В.А. Шершнева // Математическое образование в вузах Сибири: Сборник научных трудов. – Красноярск: КГТУ. – 2002. – С. 82–85.
28.Шершнева, В.А. Математические знания как интегрированный компонент квалификации инженера-транспортника (методологический анализ государственных образовательных стандартов) / М.В. Носков, В.А. Шершнева // Транспортные средства Сибири: Межвузовский сборник научных трудов с международным участием. Вып. 9. – Красноярск: КГТУ. – 2003. – С. 45–52.
29.Шершнева, В.А. Профессиональная направленность обучения математике в технических вузах как средство повышения качества математической подготовки // Материалы Международной научно-методической конференции «Развитие системы образования в России XXI века». – Красноярск. – 2003. – С. 296–299.
30.Шершнева, В.А. Критерии формирования комплекса профессионально направленных задач по математике как средство повышения качества обучения студентов технических вузов // Проблемы качества подготовки будущего учителя в вузе с позиции компетентностного подхода в обучении: Межвузовский сборник научных трудов. – Красноярск: КГПУ. – 2004. – С. 151–160.
31.Шершнева, В.А. О применении комплекса профессионально направленных задач по математике как средства повышения качества математической подготовки студентов транспортных специальностей // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Совершенствование систем управления качеством подготовки специалистов». – Красноярск. – 2004. – С. 205–207.
32.Шершнева, В.А. Профессионально направленное обучение математике /В.А. Шершнева, М.В. Носков // Материалы Международной научно-практической конференции «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». – Красноярск. – 2004. – С. 412–418.
33.Шершнева, В.А. Профессионально направленное обучение математике, повышающее компетентность будущих инженеров транспорта // Транспортные средства Сибири: Сборник научных трудов. – Красноярск. – 2004. – С. 24–31.
34.Шершнева, В.А. Компетентностный подход к математической подготовке в технических вузах / М.В. Носков, В.А. Шершнева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Повышение качества непрерывного профессионального образования». – Красноярск. – 2005. – С. 83–87.
35.Шершнева, В.А. О проблемах обучения математике в филиалах технических вузов / В.А. Шершнева, А.А. Перебаева //: Материалы Всероссийской конференции с международным участием «Математика, ее приложения и математическое образование». – Улан-Уде. – 2005. – С. 357–360.
36.Шершнева, В.А. Математическая подготовка и компетентность инженера // Материалы XIII Международной научно-методической конференции «Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовательно-научной деятельности». – С.-Петербург. – 2006. – С. 231–234.
37.Шершнева, В.А. Математическая подготовка инженерных кадров: традиции и инновации. I / М.В. Носков, В.А. Шершнева // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Повышение качества непрерывного профессионального образования». – Красноярск. – 2006. – С. 344–348.
38.Шершнева, В.А. Качество математического образования инженера: традиции и инновации. II / М.В. Носков, В.А. Шершнева // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Повышение качества непрерывного профессионального образования». – Красноярск. – 2006. – С. 349–352.
39.Шершнева, В.А. Филиалы вузов: специфика компетентностного обучения / О.А. Карнаухова, А.А. Перебаева, В.А. Шершнева // Материалы 4-й Международной конференции «Внутривузовские системы повышения качества подготовки специалистов». – Красноярск, 2006. – С. 230–233.
40.Шершнева, В.А. Фундаментальное математическое образование и компетентностное обучение в современном вузе / Носков М.В // Материалы 4-й Международной конференции «Внутривузовские системы повышения качества подготовки специалистов». – Красноярск. – 2006. – С. 235–238.
41.Шершнева, В.А. Компетентностный подход к обучению в вузе на основе междисциплинарной интеграции / В.А. Шершнева, Е.В. Перехожева // Материалы 4-й Международной конференции «Внутривузовские системы повышения качества подготовки специалистов». – Красноярск. – 2006. – С. 238–241.
42.Шершнева, В.А. Квалиметрия межпредметных связей и обучение математике в вузе / Е.В. Перехожева, В.А. Шершнева // Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы математического и физического образования в школе и вузе». – Стерлитамак. – 2006. – С. 94-99.
43.Шершнева, В.А. Информационная компетентность и обучение математике будущих инженеров-программистов // Материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Повышение качества высшего профессионального образования». Часть 2. – 2007. – Красноярск. – С. 195–197.
44.Шершнева, В.А. Об оценке междисциплинарных связей в вузе // Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии математического образования в школе и вузе». – 2007. – Стерлитамак. – С. 167–169.
45.Шершнева, В.А. Оценка междисциплинарных компетентностей студентов // Труды Международной научно-практической конференции «Математическое образование в регионах России». – Барнаул. – 2007. – С. 141–144.
46.Шершнева, В.А. О заданиях для оценки междисциплинарных компетенций студентов // Материалы Международной научно-методической конференции «Инновационные технологии в организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования». Часть. 2. – Пенза. – 2008. – С. 224–226.
47.Шершнева, В.А. Формирование профессиональной компетентности выпускника вуза / В.А. Шершнева, Е.В. Перехожева // Материалы Международной научно-методической конференции «Инновационные технологии в организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования». Часть. 4. – Пенза. – 2008. – С. 267–270.
48.Шершнева, В.А. Педагогическая модель развития компетентности выпускника технического университета // Материалы III Международной конференции «Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми образовательными системами». Т. 1. – Ижевск. – 2008. – С. 352–355.
49.Шершнева, В.А. Междисциплинарная интеграция в условиях компетентностного подхода // Материалы Международной научно-практической конференции «Новые образовательные технологии в школе и вузе: математика, физика, информатика». – Стерлитамак. – 2008. – С. 213–216.
50.Шершнева, В.А. Математика и информатика в вузе с позиций будущей профессиональной деятельности / О.А. Карнаухова, В.А. Шершнева // Материалы Международной научно-практической конференции «Новые образовательные технологии в школе и вузе: математика, физика, информатика». – Стерлитамак. – 2008. – С. 217–220.
51.Шершнева, В.А. Междисциплинарная интеграция в вузе: современный подход // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Повышение качества высшего профессионального образования». Часть 2. – Красноярск. – 2008. – С. 220–222.
52.Шершнева, В.А. Интегративно-контекстное обучение математике и информатике в инженерном вузе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Интеграционные процессы в профессиональном образовании: проблемы, поиски, решения». Часть I. – Кемерово. – 2008. – С. 167–169.
53.Шершнева, В.А. Информационно-математическая компетентность студентов инженерного вуза как качество математической подготовки / В.А. Шершнева, О.А. Валиханова // Материалы Международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». Часть 1 - Екатеринбург. – 2009. – С. 216–218.
54.Шершнева, В.А. Проблемы формирования профессиональной компетентности математика: контекстное обучение / К.В. Сафонов, В.А. Шершнева // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Повышение качества высшего профессионального образования». В трех частях. Часть 1. - Красноярск. – 2009. – С. 95–98.
55.Шершнева, В.А. Проблемы формирования профессиональной компетентности математика: междисциплинарная интеграция / К.В. Сафонов, В.А. Шершнева // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Повышение качества высшего профессионального образования». В трех частях. Часть 1. – Красноярск. – 2009. – С. 99–100.
56.Шершнева, В.А. Информационно-математическая компетентность студентов инженерных вузов и ее формирование в обучении математике / В.А. Шершнева, О.А. Валиханова // Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования». – Тамбов. – 2009. – С. 202–204.
57.Шершнева, В.А. О формировании математической компетентности студентов инженерных вузов В.А. Шершнева, О.А. Карнаухова // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Инновационная интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития». – Красноярск. – 2010. – С. 53–55.
58.Шершнева, В.А. Компетентностный подход в обучении математическим дисциплинам студентов – будущих математиков // Материалы IV Международной конференции «Технические университеты: интеграция с мировыми системами образования». В трех томах. Т. 1. – Ижевск. – 2010. – С. – 306–311.
59.Шершнева, В.А. Поиск дидактического базиса компетентностного обучения математике в условиях уровневой подготовки // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в российской системе образования». – Пенза. – 2010. – С. 207–210.
60.Шершнева, В.А. Дидактический базис компетентностного обучения математике будущих бакалавров // Материалы Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования». В двух частях. Ч. 2. – Пенза. – 2010. – С. 248–250.
61.Шершнева, В.А. Методологический анализ ГОС ВПО с позиций компетентностного подхода / Ю.С. Перфильев, В.А. Шершнева // Материалы XX Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования». – Уфа – Москва. – 2010. – С. 34–40.
62.Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки междисциплинарных компетенций / Ю.С. Перфильев, В.А. Шершнева // Материалы XX Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования». – Уфа – Москва. – 2010. – С. 103–107.
63.Шершнева, В.А. Дидактические особенности обучения математическим дисциплинам студентов направления «Прикладная математика» / К.В. Сафонов, В.А. Шершнева // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Инновационная интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития». – Красноярск. – 2011. – С. 97–100.
64.Шершнева, В.А. Базисные принципы обучения в условиях новых стандартов ФГОС // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Инновационная интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития». – Красноярск. – 2011. – С. 114–117.
65.Шершнева, В.А. Программная среда интегративно-компетентностного обучения математическим и информационным дисциплинам в вузах / Д.Н. Буторин, В.А. Шершнева // Материалы III Международной конференции «Современные образовательные технологии». Т. 1. – 2011. – Пермь. С. 185–190.