Научная тема: «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИИ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2011
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Выдвинут и обоснован вывод о необходимости комплексного подхода к регламентации правового режима информации, который позволит обеспечить систематизацию норм по признаку объекта. Сложный, комплексный характер такого объекта правоотношений как информация, предполагает и комплексность регулирования. Сущностная характеристика информации и ее основные свойства и признаки, рассмотренные в диссертационном исследовании, позволили вычленить информацию в самостоятельный объект правоотношений и на этой основе сформировать общую концепцию правового режима информации.

Автором предлагается следующее определение правового режима информации: это объектный режим, вводимый законодательным актом и позволяющий обеспечить комплексность воздействия посредством совокупности регулятивных, охранительных, процессуально-процедурных средств, характеризующих особое сочетание дозволений, запретов и обязываний, а также гарантий по его соблюдению.

2. Из значительного числа свойств информации автором выделены следующие свойства, имеющие принципиальное значение для характеристики информации как объекта правоотношений и установления ее правового режима:

  • нематериальная сущность информации;
  • физическая невозможность отчуждения информации от ее обладателя;
  • обособляемость информации от ее обладателя;
  • неисчерпаемость;
  • субстанциональная несамостоятельность;
  • непотребляемость в процессе использования (неуничтожимость);
  • возможность неограниченного тиражирования, копирования, воспроизведения и преобразования (трансформации) форм фиксации информации.

Указанные свойства не позволяют (или делают неэффективными) те способы защиты, которые максимально обеспечивают защиту прав на материальные объекты. Автором делается вывод о том, что юридически отчуждается не сама информация, а права на нее.

Анализ включения информации в экономику показал, что свойством быть товаром обладают только отдельные категории информации, соответственно, это свойство нельзя рассматривать как присущее информации в целом и как обязательное условие, при наличии которого информация может являться объектом правоотношений.

3. Автор обосновывает вывод о том, что информация как объект правоотношений обладает общими свойствами, характерными для любых видов информации, а также свойствами, характерными для отдельных видов информации.

Объектом прав в публично-правовых отношениях выступает информация как открытого, так и ограниченного доступа, тогда как информация как объект гражданских прав имеет ограниченный доступ, ее значимость, ценность непосредственно связана с ее неизвестностью определенному или неопределённому кругу участников общественных отношений.

Информация, являющаяся объектом публично-правовых отношений, не включается в экономический оборот, хотя и может иметь потенциальную экономическую ценность, тогда как информация, являющаяся объектом гражданских прав, может в нем участвовать, а также быть исключенной из него.

Информация, являющаяся объектом частноправовых отношений, как правило, не имеет общего режима. Информация, являющаяся объектом публично-правовых отношений, может иметь как общий, так и специальный режимы.

4. В содержании правового режима информации автор предлагает выделять:

  • его целевое назначение;
  • объект правового регулирования;
  • правовое положение субъектов правового режима;
  • комплекс способов правового регулирования и средств юридического воздействия.

Автором предложено целевое назначение правового режима информации охарактеризовать как обеспечение информационной безопасности субъектов.

5. Доступ - одна из важнейших составляющих правового режима информации, однако, как обосновывает автор, ошибочно отождествлять режим информации с доступом и ограничиваться им. Автором показано, что характеристика правового режима информации с позиции доступа, - важнейшая, но не единственно необходимая его составляющая. Определив режимные требования в отношении доступа к той или иной информации, необходимо решить и другие вопросы, в частности, порядка ее сбора, хранения, распространения, уничтожения. Только в совокупности установленных требований можно определить правовой режим информации.

6. Автором выдвинут и обоснован вывод, что совокупность норм, регулирующих доступ к информации, может быть выделена в самостоятельный правовой институт. Институт доступа к информации следует отнести к числу наиболее фундаментальных институтов, являющихся важнейшей составляющей основ правового статуса человека в любом государстве.

Для выделения правового института необходимо определить особый вид общественных отношений, регулируемых нормами права, составляющими в совокупности данный правовой институт. Таким особым видом общественных отношений, на взгляд автора, являются отношения по доступу к информации, которые в условиях информационного общества приобретают все большее значение.

Применяя к ним признаки правового института, автор утверждает, что имеют место однородность фактического содержания, юридическое единство и законодательная обособленность норм, регулирующих отношения, связанные с доступом к информации. Эти нормы имеют общий предмет, основаны на Конституции Российской Федерации, содержатся в базовых законах и международных актах. Целостность нормам данного института придают особые юридические механизмы, служащие реализации права на доступ к информации.

7. Выдвинут и обоснован вывод о том, что правовой режим информации характеризуется следующими признаками:

  • правовой режим информации - это характеристика такого объекта правоотношений как информация, вытекающая из ее нематериальной природы;
  • правовой режим информации устанавливается для достижения желаемого социального эффекта;
  • содержание правового режима информации отражается в правилах, которые в своей совокупности призваны обеспечить достижение поставленной цели;
  • правила установлены или санкционированы государством, т.е. имеют общеобязательную силу;
  • правила представляют собой систему, сочетающую в себе в различном соотношении запреты и обязывания, льготы и дозволения.

8. Автором предложено деление правового режима информации на две большие группы: общий правовой режим, который выражает общие, исходные способы правового регулирования, и специальные правовые режимы. Автор обосновывает вывод о том, что в основе как общего правового режима информации, так и специальных правовых режимов информации лежат конституционные нормы.

На основе изучения конституционных норм, а также норм федеральных законов автор приходит к выводу, что общим правовым режимом информации является режим открытой информации. Общий правовой режим информации характеризуется открытостью, доступностью информации как для физических, так и для юридических лиц. Исключения из общего режима информации могут устанавливаться только законом.

Поскольку из норм законодательных актов не всегда возможно определить правовой режим информации, предлагается в качестве общего подхода определения правового режима информации с позиции доступа к ней установить презумпцию открытости информации.

9. Выдвинут и обоснован вывод о том, что общий правовой режим информации складывается из:

  • права свободно получать информацию;
  • права свободно передавать информацию;
  • права свободно распространять информацию.

Автор приходит к выводу, что пределы действия общего правового режима информации и, соответственно, ее открытости и доступности определяются конституционными правами других лиц, которые закрепляются в установленных специальных режимах информации.

Обосновано, что применительно к отдельным видам информации происходит не ограничение права доступа, а установление специального порядка его реализации, в том числе в тех случаях, когда этой информацией обладают коммерческие структуры, однако это не отменяет действие общего правового режима информации.

10. На основе проведенного исследования диссертантом сделан и обоснован вывод о том, что режим общедоступной информации представляет собой максимально возможную свободу не только доступа, но и использования информации. Правовой режим общедоступной информации автор предлагает охарактеризовать следующим образом. 1) Круг лиц, имеющих право получить общедоступную информацию, неограничен; 2) Форма предоставления информации зависит от конкретной ситуации; 3) Цель представления информации не имеет значения; 4) Доступ к информации открытый; 5) Объем предоставляемой информации неограничен.

11. Автор обосновывает вывод о том, что действие общего правового режима информации и ее специальных правовых режимов только в их совокупности позволяет обеспечить баланс публичных интересов в открытости информации, с одной стороны, и прав субъектов на сохранение конфиденциальности, с другой. Специальные правовые режимы информации направлены на охрану сведений, свободное распространение которых нарушает права и законные интересы общества, государства, личности.

12. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что разнородность общественных отношений, объектом которых выступает информация, является причиной значительного количества специальных правовых режимов информации в российском законодательстве.

Специальный режим не просто ограничивает доступ к информации, ее использование и распространение, а определяет степень жесткости регулирования, возможные исключения, их основания, порядок введения и прекращения действия режима, сроки его действия.

13. Несмотря на широкое применение в законодательстве и юридической литературе понятия «конфиденциальность информации» его содержание и соотношение с различными видами тайн не определено. Автор обосновывает вывод о том, что «конфиденциальность информации» означает специальный правовой режим, установленный законом или на основании закона, и предусматривающий:

  • ограничение доступа;
  • запрет на передачу третьим лицам без согласия обладателя информации (за исключением случаев, установленных законом);
  • запрет на распространение информации (вытекающий из первых двух позиций);
  • возможность, по общему правилу, обладателя информации самостоятельно решать вопрос о сохранении конфиденциальности;
  • производный характер обязанности по сохранению конфиденциальности информации одного субъекта от исполнения первичной обязанности другим субъектом - обладателем информации предоставить ее органу государственной власти или органу местного самоуправления, а также контрагенту по договору или иному лицу.

Режим конфиденциальности информации императивен для субъектов, которым эта информация была предоставлена (в силу закона, договора), и диспозитивен для субъектов, которые эту информацию предоставляют и к которым она относится. Для информации в режиме тайны такая возможность может быть исключена законом.

Автором обосновывается вывод, согласно которому имеет место производный характер обязанности по сохранению конфиденциальности информации одного субъекта от исполнения первичной обязанности другим субъектом - обладателем информации предоставить ее органу государственной власти или органу местного самоуправления, а также контрагенту по договору или иному лицу. Конфиденциальная информация, т.е. доверенная другому субъекту, сама всегда производна, тогда как информация, отнесенная к большинству тайн, - как правило, первична.

14. Совершенствование правового регулирования специальных правовых режимов информации должно происходить не столько «точечным» способом, путем устранения явных неточностей, пробелов и противоречий (что тоже не исключается), сколько путем упорядочения и согласования установленных правовых режимов, детальной их проработки, проведения систематизации и подготовки кодифицированного законодательного акта.

Целесообразно законодательно установить иерархию режимов конфиденциальности; критерии отнесения информации к какому-либо виду тайн.

15. Автором обоснован вывод о том, что трансформация режима информации может происходить как в сторону ужесточения режимных требований, так и в сторону их ослабления. Обращается внимание на то, что конфиденциальность информации и гласность, - прямо противоположные состояния информации и направление трансформации может быть только одно: от конфиденциальности в сторону гласности, но не наоборот. Действительно, если информация предана огласке, обнародована и т.д., в результате чего она приобрела режим общедоступной информации, то, по общему правилу, в отношении этой информации не может быть впоследствии установлен режим конфиденциальности или тайны.

Список опубликованных работ
Монографии и иные научные издания

1.Терещенко Л.К. Правовой режим информации: Монография. – М.: ИД «Юриспруденция», 2007. 192 с. –12 п.л.

Рецензия: Соловяненко Н.И. к.ю.н. / Информационное право 2008. №1.

2.Терещенко Л.К. Комментарий к Федеральному закону «О связи». Монография. – М.: Юстицинформ, 2005. 224 с. – 8 п.л.

3.Терещенко Л.К. Право на доступ к информации: Монография. – / разд. 1, гл.2, параграфы 1, 2 (в соавт. с Богдановской И.Ю.); разд. 2, гл.3, параграф 2; гл. 4 параграф 2 // М.: Юстицинформ, 2009. С.30-82; 258-265; 296-305 – 4 п.л.

4.Терещенко Л.К. Концепция развития информационного и телекоммуникационного законодательства // Концепции развития российского законодательства: Монография. – М.: Эксмо, 2010. С.535-554 – 1,2 п.л.

5.Терещенко Л.К. Комментарий к статьям 5.53 – 5.55; 13.1 – 13.26; 19.8.1; 23.44 – 23.46; 23.52-23.53; 23.65; 23.70 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / М.: Юрайт, 2010. С.219-227; 683-732; 1064-1066; 1248-1254; 1263-1264; 1282-1283; 1290-1291 – 4,5 п.л.

6.Терещенко Л.К., Собянин С.С. Обеспечение открытости деятельности органов исполнительной власти // Административная реформа в России: Научно-практическое пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой – М.: Юридическая фирма «Контракт»: Инфра-М, 2006. С.190-202 – 0,8 п.л.

7.Терещенко Л.К. Информационная безопасность общества, личности, государства // Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации: Монография. – М.: Изд-во Юридическая литература, 2005. С.334-347 – 0,9 п.л.

8.Терещенко Л.К. Доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления // Гражданин, закон и публичная власть: Научно-практическое пособие М.: Изд-во Норма, 2005. С. 157-173 – 1 п.л.

9.Терещенко Л.К. Гл. Правовая природа и виды публичных услуг; гл. Информационные услуги // Публичные услуги и право: Монография. М.: Изд-во Норма, 2007. С. 11-24; 341-354 – 1,7 п.л.

10.Терещенко Л.К. Комментарий к статьям 2, 7, 8, 9, 10, 36, 37, 38, 41, 42 Федерального закона «О техническом регулировании»: Комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании» // М.: Росиспытания, 2009. С. 73-78; 118-183; 310-344; 355-366 – 7 п.л.

11.Терещенко Л.К. Интеллектуальные ресурсы нации: возможности и пределы правового регулирования: Научный доклад // Хабриева Т.Я., Витушкин В.А., Волкова Н.С. и др. / Руководитель авторского коллектива Т.Я.Хабриева – ИЗиСП. – М.: 2009. 92 с. – 4,5 п.л.

12.Терещенко Л.К. Волчинская Е.К., Якушев М.В. Интернет и гласность // Монография: М.: Фонд защиты гласности: Изд-во Галерия, 1999. 184 с. – 11 п.л.

13.Терещенко Л.К., Игнатюк Н.А., Минашкин А.В. Обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации // Правительство Российской Федерации: Монография / Под ред. Т.Я. Хабриевой. – М.: Изд-во Норма, 2005. С. 449-478 – 1,5 п.л.

14.Терещенко Л.К. Концепция развития законодательства в сфере информации и информатизации // Концепции развития российского законодательства: Сборник статей // М.: Изд-во Городец, 2004. С. 78-89 – 0,5 п.л.

15.Терещенко Л.К. Комментарий к ст. 24 Конституции Российской Федерации // Комментарий к Конституции Российской Федерации / М.: Изд-во Юристъ, 2002. С. 169-176 – 0,5 п.л.

16.Терещенко Л.К., Тихомиров Ю.А., Ноздрачев А.Ф. и др. Концепция развития административного законодательства // Концепции развития российского законодательства: Монография. – М.: ИЗиСП, 2002. С. 54-82 – 1,5 п.л.

17.Терещенко Л.К. Информационное обеспечение органов исполнительной власти // Исполнительная власть в Российской Федерации: Научно-практическое пособие / отв. ред. А.Ф.Ноздрачев, Ю.А.Тихомиров – М.: Изд-во БЕК, 1996. С. 121-134– 0,8 п.л.

18.Терещенко Л.К., Тихомиров Ю.А., Ноздрачев А.Ф. и др. Концепция развития административного и административно-процессуального законодательства // Концепции развития российского законодательства: Монография. Издание третье, переработанное и дополненное – М.: ИЗиСП, 1998. С. 55-84 – 1,7 п.л.

19.Терещенко Л.К. Тихомиров Ю.А., Ноздрачев А.Ф. и др. Концепция развития административного законодательства // Концепции развития российского законодательства: Монография. – М.: ИЗиСП, 1994. С. 75-110 – 1,5 п.л.

20.Терещенко Л.К. Комментарий к ст. 24 Конституции Российской Федерации // Комментарий к Конституции Российской Федерации – 2-е изд., дополненное и переработанное / М.: Изд-во БЕК, 1996. С. 91-93 – 0,3 п.л.

21.Терещенко Л.К. Комментарий к ст. 24 Конституции Российской Федерации // Комментарий к Конституции Российской Федерации М.: Изд-во БЕК, 1994. С. 74-77 – 0,3 п.л.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии:

22.Терещенко Л.К. О соблюдении баланса интересов при установлении мер защиты персональных данных // Журнал российского права. 2011. № 5. С. 5-12 – 0,7 п.л.

23.Терещенко Л.К. Открытость информации и «пиратство» в Интернете // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. № 1. С. 70-74 – 0,6 п.л.

24.Терещенко Л.К. Электронное правосудие и открытость информации // Право и экономика. 2011. № 4. С. 4-9 – 0,7 п.л.

25.Терещенко Л.К. Специальные правовые режимы информации в законодательстве Российской Федерации и международных актах. // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. № 2. С. 69-75 – 0,7 п.л.

26.Терещенко Л.К. Доступ к информации: правовые гарантии // Журнал российского права. 2010. № 10. С. 46-53– 0,6 п.л.

27.Терещенко Л.К. Безопасность продукции: информация о соблюдении требований технических регламентов // Право. 2009. № 2. С. 57-66 – 0,7 п.л.

28.Терещенко Л.К. К вопросу о правовом режиме информации // Информационное право. 2008. № 1. С 20-27 – 0,7 п.л.

29.Терещенко Л.К. Обеспечение открытости деятельности органов исполнительной власти // Законодательство. 2005. № 6. С. 71-75 – 0,5 п.л.

30.Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. № 10. С.15-23 – 0,7 п.л.

31.Терещенко Л.К. Глобальная сеть: пробелы в праве // Российская юстиция. 2000. № 2. С. 49-50 – 0,2 п.л.

32.Терещенко Л.К. Правовые проблемы использования Интернет в России // Журнал российского права. 1999. № 7-8. С. 32-37– 0,4 п.л.

33.Терещенко Л.К. Информация в обществе: правовой аспект // Журнал российского права. 1998. № 4-5. С. 128-132 – 0,4 п.л.

Статьи в иных изданиях:

34.Терещенко Л.К. О международных актах в сфере информационных технологий // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. 2011. № 1. С. 192-197 – 0,4 п.л.

35.Tereshchenko L., Bogdanovskaya I. The Legal Protection of Personal Data: the Russian Model Information Security and Privacy News Autumn 2010 Vol.1 Issue 4. С. 2-7 – 0,4 п.л.

36.Терещенко Л.К. Информация как объект гражданских прав // Авторское право ХХI век: Сборник научных статей. М.: МФГС, РАП, 2010. С. 35-46 – 0,6 п.л.

37.Терещенко Л.К. Информация в законодательстве и праве // Вопросы совершенствования законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности: Сборник статей. / М.: Издание Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 2007. С. 7-17 – 0,5 п.л.

38.Терещенко Л.К. Правовые основы специальных режимов информации // Юридический консультант. 2007. № 9. С. 15-23 – 0,7 п.л.

39.Терещенко Л.К., Петухов В.Н. Основные направления административной реформы // Юридический мир. 2003. № 4. С. 13-18 – 0,8 п.л.

40.Терещенко Л.К. Влияние некоторых принятых федеральных законов на направление развития законодательства о связи и информатизации // Проблемы законодательства в сфере информатизации: Материалы Всероссийской конференции. – М.: 2003. С. 31-32 – 0,3 п.л.

41.Терещенко Л.К. Направления развития законодательства в информационной сфере // Сборник Проблемы законодательства в сфере информатизации: Материалы Х Всероссийской конференции. – М.: 2002. С. 16-18 – 0,3 п.л.

42.Терещенко Л.К. Правовое регулирование электронной коммерции // Юридический мир. 2001. № 10. С. 36-42 – 0,8 п.л.

43.Терещенко Л.К. Разделы 2.4.; 3 // Проблемы правового обеспечения реализации прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности / М.: Издание Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 2000. С. 21-29; 35-42 – 0,7 п.л.

44.Терещенко Л.К. Проблемы правотворчества в России в сравнительном исследовании законодательного процесса в России и во Франции // Информатика и право Сборник. Нижний Новгород: Издательство Н-Новгородского университета. 2000. С. 24-35 – 0,7 п.л.

45.Терещенко Л.К. Интернет и пробелы в праве / Право и Интернет: теория и практика: Материалы конференции / М.: Академия народного хозяйства при Правительстве России. 1999. С. 17-18 – 0,2 п.л.

46.Терещенко Л.К. Государственная тайна в Российской Федерации // Ваше право. 1998. № 3. С. 7-9 – 0,3 п.л.

47. Терещенко Л.К. Можно ли купить закон // Юридический консультант. 1997. №1. С. 14-20 – 0,5 п.л.

48.Терещенко Л.К. Информация и собственность // Защита прав создателей и пользователей программ для ЭВМ и баз данных: Сборник статей. – М.: Российская правовая академия МЮ РФ, 1996. С. 3-11 – 0,6 п.л.

49.Терещенко Л.К. Реклама и рынок // Дело и право. 1996. № 3. С.13-20 – 0,7 п.л.

50.Терещенко Л.К. Реклама и рекламная деятельность // Дело и право. 1994. № 8. С. 15-20 – 0,5 п.л.

51.Терещенко Л.К. Научно-практический комментарий к рекомендательному законодательному акту «О принципах регулирования информационных отношений в государствах-участниках Межпарламентской Ассамблеи» // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. 1994. № 1. С. 30-35 – 0,4 п.л.

52.Терещенко Л.К. Комментарий к Конституции РФ (ст.24) // Право и экономика. 1994 № 17-18. С. 6-7 – 0,5 п.л.

53.Терещенко Л.К. Коммерческая тайна и конфиденциальность информации // Дело и право. 1993. № 2. С. 11-16 – 0,5 п.л.

54.Терещенко Л.К. Разработка проекта закона РФ «Об охране прав граждан в условиях информатизации» // Научно-техническая информация. - Сер. 1. Организация и методика информационной работы. 1993. № 7. С. 7-11 – 0,4 п.л.