- В хорошо изученном концепте библейского хеседа мы различаем, помимо хеседа, который проявляют Бог к человеку, человек к Богу или человек к человеку, также божественный хесед, который человек проявляет к человеку. Под божественным хеседом в человеческих отношениях мы понимаем самоотверженную любовь, которую проявляют к постороннему, незнакомому или враждебному человеку.
- Мы полагаем, что божественный хесед в человеческих отношениях библейские авторы, возможно и пророки, но главным образом «мудрые Израиля», описывали как Премудрость.
- В Притчах или в Псалмах о божественной Премудрости часто говорят непосредственно. Мы полагаем, что в повествовательных частях Библии речь тоже часто заходит о ней, но не в виде доктринальных высказываний, а чаще всего в виде описания особых взаимоотношений между героями. КР целиком посвящена воплощению образа Премудрости, и не в каком-либо отдельном персонаже, а во всех героях повести и их взаимоотношениях, более всего в отношениях двух главных героинь.
- Мы полагаем, что задача воплощения божественного хеседа в системе персонажей, сюжета и художественных средств изоморфна задаче создания художественного произведения по признаку «невыразимости», во всяком случае, повествовательной прозы, и относим жанр КР к тому роду, который нам представляется разумным назвать «символической повестью». Под этим мы понимаем нечто равноудаленное от описанного с той или иной степенью художественной выразительности исторического или жизненного факта и шифрующего аллегорического вымысла, который без понимания ключа нелеп или неинтересен.
1. Книга Руфи как символическая повесть / А.И. Шмаина-Великанова; М.: Институт св. Фомы, 2010. – 254 с.
2. Книга Руфи. Перевод. Введение в изучение Книги Руфи. Комментарий / А.И. Шмаина-Великанова; М.: Изд. РГГУ, 2011. – 250 с.
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:
1.Жизнь и мученичество святых мучеников Галактиона и Эпистимы. Вступительная статья, перевод с древнегреческого, комментарий. – Вестник Древней истории. – 2009. – № 3. – С. 210-235, 2.6 п.л. (в соавторстве).
2."Галактион и Эпистима: Роман-Житие-Passio". – Вестник Древней истории. – 2010. – № 1. – С. 241-266, 2. 5 п.л., (в соавторстве).
3."Галактион и Эпистима: Роман-Житие-Passio". – Вестник Древней истории. – 2010. – № 2. – С. 232-250, 1.75 п.л. (в соавторстве)
4.Книга Руфь и проблема чужеземных жен: историческая и литературная реконструкция / А.И. Шмаина-Великанова// Вестник РГГУ. — 2010. — № 15. — С. 125–138. — (Серия "Культурология. Искусствоведение. Музеология") – 1 п.л.
5.Женский аспект Книги Руфи и феминистская критика: обзор / А.И. Шмаина-Великанова // Культурология. Дайджест: аналитическая информация. — 2010. — № 3. — С. 73–84. – 0.6 п.л.
6.Иоаким: историческое лицо и персонаж / А.И. Шмаина-Великанова, Н.В. Брагинская // Индоевропейское языкознание и классическая филология — XIV: материалы чтений, посвящ. памяти проф. И.М. Тронского, 21–23 июня 2010 г. — СПб.: Наука,2010. — Т. 2. — С. 450–466. – 0.8 п.л.
7.Книга Иудифи как символическая повесть: анализ имен / А.И. Шмаина-Великанова // Индоевропейское языкознание и классическая филология — XIV: материалы чтений, посвящ. Памяти проф. И.М. Тронского, 21–23 июня 2010 г. — СПб.: Наука, 2010. — Часть II — С. 467–477. – 0.4 п.л.
8.Срединный псалом в "Иосиф и Асенет": ритуальная гипотеза / Н. В. Брагинская, А. И. Шмаина-Великанова // Индоевропейское языкознание и классическая филология - XV (чтения памяти профессора И.М.Тронского), 20-22 июня 2011 г. СПб.- 20-22 июня 2011 г. СПб.: Наука, 2011. С. 94-108. – 0.8 п.л.
Статьи в других научных изданиях:
9.Книга Руфь. Глава первая / Коммент. пер. А.И. Шмаиной-Великановой // Классика... и не только: фестшрифт Н.В. Брагинской. — М.: РГГУ, 2010. — С. 425–457. — (Orientalia et Classica: тр. Ин-та вост. культур и античности; вып. 33).
10.Книга Руфь / Пер. и краткий коммент. А.И. Шмаиной-Великановой // Дар и Крест. Памяти Натальи Трауберг: сб. ст. — СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. — С. 201–252. – 2. 3 п.л.
11.Предпосылки возникновения концепции брака в иудаизме: Книга пророка Осии и Книга Руфь // Православное учение о церковных таинствах. - V Международная богословская конференция Русской Православной Церкви 13-16 ноября 2007. – М.: Синодальная библейско-богословская комиссия. – 2009. - Т. 3 . – С. 48-55, 0.4 п.л. [Электронный доступ:] http://theolcom.ru/doc/sacradoc/6_03_Shmaina-Velikanova.pdf.
12.Эллинистическая проза в сравнительном освещении: роман, деяния и агада // Аспирантура РГГУ : образовательные программы : филологические науки / Рос. гос. гуманитарный ун-т, Упр. аспирантурой и докторантурой. – М. : РГГУ. – 2006. – С. 275-296. – 2. 25 п.л. (в соавторстве).
13.Некоторые особенности раввинистического комментария: опыт прочтения «Песни Песней» // Мировое древом = Arbor mundi. – Изд. РГГУ. – 2007. – № 14. – С. 77-89. – 0.75 п.л.
14.Четыре стороны сота / Н.В. Брагинская, А.Ю. Виноградов, А.И. Шмаина-Великанова // Gaudeamus igitur: сб. ст. к 60-летию А.В. Подосинова / Под ред. Т.М. Джаксон, И.Г. Коноваловой, Т.В. Цецхадзе. — М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2010. — С. 71–88. – 1.2 п.л.
15.Хесед: о повседневной святости в учении митрополита Антония / А. И. Шмаина-Великанова // Духовное наследие митрополита Антония Сурожского: материалы первой междунар. конф., Москва, 28–30 сент. 2007 г. / Фонд «Духовное наследие митр. Антония Сурожского»; Библиотека-фонд Русское зарубежье. — М.: [б. и.], 2008. — С. 69–81. – 0,4 п.л.
16.Хесед как солидарность между чужими / А.И. Шмаина-Великанова // Христианская соборность и общественная солидарность: материалы XVII Междунар. конф., Москва, 16–18 августа 2007 г. — М.: СФИ (Преображенское СМБ), 2010. — C. 121–129. – 0.4 п.л.
17."Иосиф и Асенет" / Перевод с древнегреческого Н.В.Брагинской, М.С.Касьян, В.В.Пислякова, А.И.Шмаиной-Великановой // Мировое древо = Arbor mundi. — 2010. — № 17. — С. 92-131. – 2.5 п.л.
18.Был ли крест на медовом соте? / А.И. Шмаина-Великанова, Н.В. Брагинская // Мировое древо = Arbor mundi. — 2010. — № 17. — С. 253–299. – 2.5 п.л.