Научная тема: «КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»
Специальность: 22.00.06.
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • В исследовании феномен культуры рассматривается как присущий на нашей планете лишь человеческим сообществам способ жизнедеятельности, весьма сложный по свой структуре, механизмам исторической эволюции и воздействию на окружающий мир. Конкретными формами интеграции таких сообществ на современной фазе истории являются этнонациональные культуры. Этнонациональная культура того или иного народа сохраняет преемственный характер и собственную идентичность на протяжении длительных периодов истории (до тысячи лет и более), развиваясь посредством спонтанных механизмов социокультурной самоорганизации социальных групп. В контексте данной закономерности институциональное регулирование культурных трансформаций приобретает ряд особенностей: оно ограничено по масштабам, возможности влиять на все стороны культуры; его стратегии воздействия могут радикально менять направленность, содержательные цели, способы реализации в короткие сроки; его результаты зачастую оказываются непредвиденными для его субъектов. Такие ограничения должны учитываться во всех видах социально-политического анализа и управления, включая модернизационные инициативы.
  • В практике национальной культуры органы управления выделяют обширное пространство, выступающее объектом государственного регулирования - сферу культуры (или социокультурную сферу, социальную сферу). К ней относят разные области социальных взаимодействий, формы духовной активности, способы экономической организации: производство товаров культурного назначения, искусство, учреждения культуры, образование и воспитание молодых поколений, организацию досуга и рекреации, СМИ, книгоиздание и др. Внутри данной широко понимаемой сферы выделяют узко трактуемую отрасль культуры, находящуюся в ведомственном подчинении Министерства культуры РФ. Широко понимаемая сфера культуры, с одной стороны, продолжает быть частью этнонациональной культуры; многие ее процессы развиваются в спонтанно-историческом режиме - через традицию, социальную самоорганизацию и т.п. С другой стороны, она испытывает целенаправленное воздействие институционального регулирования (законодательно-правового, экономического, административно-управленческого и др.). Переплетение спонтанных процессов культурного развития и их рационального регулирования разными субъектами приобретает в условиях модернизации особенно сложный характер, что создает препятствия для вычленения модернизационных эффектов.
  • Современная культурная политика России чаще всего осознается в обществе как политика конкретного ведомства - Министерства культуры РФ. Она приобретает четкие законодательные границы, фиксированный диапазон ведомственного подчинения. Система управления наделяется определенными компетенциями, позволяющими развивать конкретные направления культурной политики, связанные с сохранением культурного наследия, работой учреждений культуры, кинопроизводством, организацией некоторых форм досуговой деятельности, эстетическим развитием, художественным образованием подрастающих поколений и др. Вместе с тем различные направления культурной политики практически осуществляют в собственных формах и другие крупные отрасли и ведомства федерального уровня власти, которые, как отмечено выше, интегрированы в социокультурную сферу. Разноуровневое деление культурной политики обусловлено сложным характером любой национальной культуры и трудностями ее регулирования посредством системы государственного управления.
  • Реализация современной культурной политики России нацеливается на важные содержательные ориентиры, определяется рядом ведущих факторов ее эффективности. Так, одной из главных ее целевых ориентаций является формирование человеческого капитала, что связано с аккумуляцией широкими слоями населения высокого жизненно-рекреационного, образовательного и интеллектуального потенциала, а также социально-гражданской активности и гуманистических жизненных установок, духовно-нравственных запросов, способных оказывать конструктивное воздействие на культурное развитие современного общества. Анализ результатов социологических исследований и докладов экспертов, несмотря на признание проблем и трудностей, позволяет говорить о положительном влиянии национальных проектов на формирование социокультурной среды, значимые аспекты культурного развития граждан, их духовные запросы; на повышение роли науки и образования в реализации широко понимаемой культурной политики.
  • Через систему образования молодые поколения призваны осваивать конструктивную часть культурного наследия, использовать информационно-коммуникативные практики, овладевать навыками научного творчества, разрабатывать и внедрять инновационные разработки в профессиональной деятельности. Но ныне этого недостаточно. Целевое назначение научно-образовательной политики должно быть ориентировано на экологизацию мышления новых поколений, освоение ими принципов социальной ответственности, здорового образа жизни, семейных ценностей и др.
  • В качестве одного из базовых факторов совершенствования культурной политики в исследовании выступают информационно-коммуникативные параметры и характеристики, что обуславливает необходимость разработки теоретических основ и практических оснований для коммуникативных стратегий отечественной культурной политики. Базирование коммуникативных стратегий культурной политики на ценностно-смысловых основаниях, отвечающих задачам модернизации, должно отличаться как от сугубо просвещенческих установок имперского и советского периодов, так и от установок потребительской модели массовой культуры. В настоящее время имеет место переход коммуникативных основ культурной политики к новым целям: формированию духовного потенциала общества, совершенствованию качеств человеческого капитала, способствующих модернизации национальной культуры.
  • В целом необходимость глубоких разработок коммуникативных стратегий государственной культурной политики вытекает из усиливающейся информационно-коммуникативной активности населения нашей страны. Это обусловлено широким распространением в мире новых форм технической связи (как между гражданами одного государства, так и гражданами разных государств), ростом мультимедийных способов отображения действительности, мировыми сетями социальных контактов и интерактивных видов взаимодействий. В этих условиях в российском обществе появляются возможности не только для диалоговых отношений, но и для полилоговых взаимодействий «многих с многими». Данные тенденции неизбежно ведут к тому, что государственная культурная политика меняет свое место в системе отношений «государство-российская культура», «власть-гражданское общество», «государство-человек».
  • Переход коммуникативных основ государственной культурной политики к новым целям и практикам отражен в деятельности подавляющего числа учреждений культуры ведомственного подчинения федеральным и местным органам власти (библиотеки, театры, зрелищные организации, клубы, музеи, галереи, парки, цирки, музеи-заповедники и т.п.). В меняющихся условиях работа этих учреждений осложняется недостаточным финансированием, низкой платежеспособностью населения, технико-технологической отсталостью отраслевой инфраструктуры. Однако персонал этих учреждений в изменившихся условиях предпринимает попытки сохранить высокие цели своей деятельности и одновременно найти свое место в условиях рынка и демократических преобразований. Эти учреждения изыскивают возможности использовать в работе широкий спектр коммуникативных взаимодействий с публикой, начиная от личного контакта аудитории и артистов и заканчивая продажей товаров культурно-художественного назначения. Одновременно ведется учет потребностей разных групп аудитории; публике (особенно в крупных городах и туристских центрах) предлагаются собственные инновации в виде возможности потребления культурных ценностей - высокохудожественных произведений искусства, к примеру, а также оригинальных культурных программ, арт-продуктов, современных форм обслуживания.
  • Широкие возможности совершенствования социальных практик и технологий культурного обслуживания посредством новых коммуникативных взаимодействий с аудиторией далеко не всегда наделяются конструктивной содержательной доминантой, широко не используются в деятельности различных организационных структур сферы культуры. Подобные издержки проявляются также в «самодостаточном» развитии медиаиндустрии, которая в настоящее время выведена за рамки ведомственной ответственности Министерства культуры РФ. Подавляющее число каналов и структур медиаиндустрии безальтернативно ориентировано на коммерческие задачи, хотя потенциал их воздействия на «конструирование социальной реальности», на общественное сознание остается высоким. Данное противоречие оценивается экспертным сообществом как проявление «культурного экстремизма», духовной деградации, что чревато серьезными последствиями для всей отечественной культуры.
  • В ряду коммуникативных стратегий государственной культурной политики необходимо усилить те направления, которые связаны с активизацией российской культуры в межкультурных глобальных диалоговых взаимодействиях, с расширением русскоязычного информационного пространства в странах СНГ, с деятельностью российских культурно-образовательных центров за рубежом. Указанные направления тесно переплетены между собой и предполагают расширение отраслевого диапазона культурной политики, укрепление ее межведомственных связей. Все это позволит создать серьезные предпосылки для формирования и продвижения конструктивного имиджа России внутри страны и за ее пределами. В разработке имиджа страны в настоящее время доминируют шаблонные, культурологически не обоснованные подходы, в рамках которых не используется все разнообразие и богатство российской культуры. В основном имидж современной России строится на образно-символическом ряде и жизненных стилевых стереотипах столичных центров и туристских территорий. Между тем этот образ значительно обогатится, когда будут найдены нужные приемы, отображающие жизнь «региональной», «провинциальной», «деревенской», «полиэтнической» и «поликонфессиональной» России. Имидж также призван отобразить культурное многообразие России, ее богатый опыт в деле интеграции (но не размывания) культур разных народов страны, который ныне приобретает немалое международное значение.
  • Важность разработки и внедрения коммуникативных стратегий государственной культурной политики в нашем обществе одновременно поднимает политический статус культурной политики в условиях модернизации. Это значит, что культурная политика выдвигается в ряд ведущих направлений гражданской консолидации нашего общества и упрочения единого (целостного) информационно-духовного пространства России. Ее авторитет должен быть повышен в сознании не только населения, но и чиновников органов государственной власти, представителей бизнеса культурной сферы. При отсутствии данных условий следует ожидать дальнейшего размывания культурного единства страны, разрушения складывающейся веками иерархии духовно-нравственных ценностей общества, роста ксенофобии и крайних проявлений национализма. Сами процессы модернизации в этом случае становятся малоэффективными.
Список опубликованных работ
I. Монографии:

1. Савинков В.И. Коммуникативные основания культурной политики (социологический подход) / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во ООО «МАКСПресс», 2010. – 120 с. (7,5 п.л.).

2. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги. – М.: ЦСПиМ, 2010. – 352 с. (22 п.л.) (авторский вклад – 2,3 п.л.).

3. Савинков В.И. Коммуникативные стратегии культурной политики России (Коммуникативные стратегии становления и развития современной культурной политики России: социологический анализ). Монография. – М.: Изд-во РАГС, 2011. – 210 с. (13,1 п.л.).

4. Шереги Ф.Э., Савинков В.И. Образование как фактор формирования интеллектуального потенциала России / Ф.Э. Шереги, В.И. Савинков. – М.: ЦСПиМ, 2011. – 288 с. (17 п.л.) (авторский вклад – 8,5 п.л.).

II. Публикации в научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК для опубликования основных результатов исследования в области социологии культуры:

5. Савинков В.И. Формирование единого культурно-образовательного и информационно-коммуникативного пространства России: потенциал библиотек // Социология образования. – 2010. – № 5. – С. 51-57 (0,5 п.л.).

6. Савинков В.И. Диспропорции социально-экономического развития регионов России: пути и механизмы преодоления // Власть. – 2010. – № 5. – С. 15-19 (0,5 п.л.).

7. Савинков В.И. Развитие российского цифрового телевещания как важнейшего инструмента по формированию общего культурно-информационного пространства // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – № 2. – С. 225-231 (0,5 п.л.).

8. Савинков В.И. Взаимодействие общества и культуры в контексте развития новых коммуникативных отношений в России // Экономика и управление. – 2010. – № 7 (57). – С. 3-7 (0,7 п.л.).

9. Савинков В.И. Культурная дипломатия в странах СНГ: глобализационный контекст // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2010. – № 8. – С. 153-159 (0,6 п.л.).

10. Савинков В.И. Коммуникативные стратегии в формировании международного имиджа России и продвижении национальной культуры за рубежом // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – № 4. – С. 106-116 (0,6 п.л.).

11. Савинков В.И., Шереги Ф.Э. Роль национального проекта «Образование» в развитии интеллектуального потенциала регионов // Экономика и управление. – 2010. – № 10 (60). – С. 41-45 (0,6 п.л. / 0,3 п.л.).

12. Рыбаковский Л.Л., Шереги Ф.Э., Савинков В.И. Деструктивное влияние «демографической ямы» на функционирование образовательных учреждений // Социология образования. – 2010. – № 11. – С. 9-20 (0,9 п.л.).

13. Савинков В.И. Информационное неравенство в социально-экономическом развитии регионов // Социология власти. – 2010. – № 8. – С. 115-123 (0,5 п.л.).

14. Савинков В.И. Миграция научно-педагогических кадров как фактор ослабления интеллектуального потенциала страны // Вестник Московского городского педагогического института. – 2011. – № 1 (15). – С. 24-33 (0,6 п.л.).

15. Савинков В.И. Пути модернизации системы высшего образования / М.К. Горшков, В.И. Савинков, Ф.Э. Шереги // Социология образования. – 2011. – № 3. – С. 3-24 (авторский вклад – 0,4 п.л.).

16. Савинков В.И. Формирование информационного общества – приоритет государственной политики Российской Федерации // Власть. – 2011. – № 4. – С. 67-70 (0,5 п.л.).

17. Савинков В.И. Национальный проект «Образование»: фактор содействия модернизации системы высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. – 2011. – № 1 (71), Екатеринбург. – С. 33-40 (0,6 п.л.).

18. Савинков В.И. Трансформация стратегии государственной культурной политики с целью модернизации человеческого капитала страны // Экономика и управление. – 2011. – № 6. – С. 13-16 (0,6 п.л.).

19. Савинков В.И. Социально-информационные механизмы реализации государственной культурной политики в российском обществе // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2011. – № 8. – С. 156-162 (0,8 п.л.).

III. Научные статьи, материалы, тезисы:

20. Савинков В.И. Ориентиры культурной политики в условиях обновления информационно-коммуникативных технологий // Культура глобального информационного общества: противоречия развития / Отв. ред. А.В. Костина; ред. колл. А. И. Шендрик и др.: Сб. научных статей – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 2010. – С. 126-134 (0,5 п.л.).

21. Савинков В.И. Государство как субъект культурной политики // Ашмарские чтения. Вып. 7: сб. науч.ст. // Сост. и науч. ред. А.Ф. Мышкина. – Чебоксары: Изд-во «Новое время», 2010. – С. 216-219 (0,3 п.л.).

22. Савинков В.И. Влияние современных реформ на социальные условия жизни населения России // Россия как социальное государство: конституционная модель и реальность. Сборник материалов Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. – М.: Управление информационного и документационного обеспечения Аппарата Совета Федерации, 2007. – С. 52-54 (0,2 п.л.).

23. Савинков В.И. Формирование культурно-информационного пространства // Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. – С. 3-5 (0,2 п.л.).

24. Савинков В.И. Формирование гражданского общества в условиях развития сети Интернет в современной России // Актуальные проблемы российского права на современном этапе: сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. – С. 3-5 (0,2 п.л.).

25. Савинков В.И. Взаимосвязь категорий культуры в современном социально-гуманитарном знании // Человек. Культура. Общество: сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. – С. 73-75 (0,2 п.л.).

26. Савинков В.И. Становление гражданского общества в современной России в эпоху глобализации и развития сети Интернет // Всероссийская научная конференция «Политика в изменяющемся мире: конфликты, решения, инновация». – Набережные Челны: Филиал Казанского государственного университета, 2010. – С. 133-136 (0,3 п.л.).

27. Савинков В.И. Культурная дипломатия в странах СНГ: глобализационный контекст // III Российский культурологический конгресс с международным участием « Креативность в пространстве традиции и инновации». Тезисы докладов. – СПб, 2010. – С. 395-396 (0,1 п.л.).

28. Савинков В.И. О развитии информационных технологий // Формирование новой экономики XXI века. II Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. – Пенза, 2010. – С. 62-65 (0,1 п.л.).

29. Савинков В.И. Инвестирование государства в сохранение и развитие культурного потенциала нации. Роль библиотек в создании единого культурного, информационного, образовательного и коммуникативного пространства нашей страны // Потенциал развития России XXI века. VII Всероссийская научно-практическая конференция. Сборник статей. – Пенза, 2010. – С. 19-23 (0,4 п.л.).

30. Савинков В.И. Ценностные ориентации и нравственные установки молодежи России в условиях обновления информационно-коммуникативных технологий // Культурные потребности молодежи: динамика в условиях социокультурных изменений. Материалы ХХХ научно-методологического семинара. Москва, 5 апреля 2010 года. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – С.106-118 (0,6 п.л.).

31. Савинков В.И. Развитие единого информационного пространства – стратегическая задача государства // Международная научно-практическая конференция. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. – С. 38-44 (0,5 п.л.).

32. Савинков В.И. Стратегии формирования единого образовательного пространства // Актуальные проблемы государственной и муниципальной службы. Сборник научных трудов. Выпуск 7. / Под общей редакцией К.О. Магомедова. – М.: Изд-во МАКСПресс, 2010. – С. 205-209 (0,3 п.л.).

33. Савинков В.И. Дальнейшее совершенствование законодательства в сфере использования и развития информационных технологий в России // Научно-практическая конференция «Инновационные технологии в информационной политике Москвы», 27 октября 2010, Российский государственный гуманитарный университет, социологический факультет. – М.: Изд-во РГГУ, 2010. – (0,5 п.л.).

34. Савинков В.И. Национальный проект «Образование»: фактор содействия модернизации системы высшего образования: итоги экспертной оценки // Региональные политические исследования. – 2010. – № 3 (3). – С. 134-144 (0,6 п.л.).

35. Савинков В.И. Социально-управленческие подходы к реализации культурной политики в человеческом измерении // Новые социальные технологии: опыт антропологического моделирования (региональные аспекты): Сб. статей / Под ред. Г.Х. Шингарова. – М.: Изд-во СГУ, 2010. – С. 83-104 (0,9 п.л.).

36. Савинков В.И. Перспективы региональных стратегий библиотек в формировании информационного общества в Российской Федерации // Румянцевские чтения – 2011. Ч. 2: материалы международ. науч. конф. (19-21 апреля 2011): [в 2.] / Российская гос. б-ка. – М.: Пашков дом, 2011. – С. 86-91 (0,5 п.л.).

37. Савинков В.И. Коммуникативные стратегии государственной культурной политики в условиях модернизации // Культура информационного общества и проблемы модернизации России / Отв. ред. А.В. Костина; ред. колл.: А.И. Шендрик и др.: сб. науч. статей. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. – С. 63-73 (0,7 п.л.).

38. Савинков В.И. Государственная культурная политика в условиях модернизации российского общества // Актуальные проблемы современных социально-гуманитарных наук: материалы первой междунар. очно-заочной науч.-практ. конф. студ., асп., молодых ученых, педагогов и преподавателей (1-4 июня 2011 г.): в 2 ч. / Науч. ред. К.В. Патырбаева. – Пермь: Перм. гос. ун-т, 2011. – Ч. 1. – С. 151-155 (0,4 п.л.).