Научная тема: «МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Введение в терминосистему методической науки понятия «начальное иноязычное образование» обусловлено необходимостью реализации заложенных в предмете «Иностранный язык» потенциальных возможностей воздействия на личность младшего школьника. Начальное иноязычное образование представляет собой целостный социально и индивидуально обусловленный процесс, результат и способ коммуникативного, когнитивного и духовно-нравственного развития личности младшего школьника при овладении иным языком и знакомстве с иной культурой. В отличие от сложившейся практики обучения ИЯ начальное иноязычное образование направлено на реализацию целевых приоритетов начальной школы, связанных с воспитанием, учением, развитием личности младшего школьника и формированием его способностей.
  2. Теоретико-методологические основания начального иноязычного образования как фундамента построения и средства описания методической системы овладения ИЯ в младшем школьном возрасте составляют:
    • положения деятельностного подхода, определяющие понимание ключевых для начального иноязычного образования понятий «личность младшего школьника», его «развитие», «культура», «учение», «учебная деятельность»;
    • концептуальные идеи о взаимосвязи и взаимообусловленности начального иноязычного образования, личностно-смысловой иноязычной речевой деятельности и личностного становления младшего школьника, которые определяют стратегию проектирования процесса овладения ИЯ, основанного на синхронизации овладения языковыми средствами, иноязычной речью как средством общения и самим иноязычным общением;
    • выявленные на междисциплинарном уровне психолого-педагогические условия успешного овладения иноязычной речевой деятельностью на этапе начального образования: учет особенностей коммуникативного развития школьника, которое определяется его культуроориентированной способностью к иноязычному общению; когнитивного развития, обусловленного иноязычной речевой способностью, а также психолингвистическими, психофизиологическими и нейрофизиологическими закономерностями формирования речевой деятельности в младшем школьном возрасте; духовно-нравственного развития, которое определяется способностью к нравственной ориентации в ситуациях иноязычного общения и личностными качествами ученика как человека культуры, познающего иную социокультурную действительность.
  3. Методическая система овладения ИЯ на начальной ступени средней школы представляет собой целостную личностно-формирующую образовательную систему, управляющую процессом овладения младшими школьниками новым социокультурным опытом и включающую совокупность теоретико- методологических, теоретико-методических и процессуальных характеристик, описывающих сущность начального иноязычного образования и объясняющих специфику овладения ИЯ в младшем школьном возрасте:
    • выдвижение образовательной цели, которая созвучна идеям модернизации российского образования и достижение которой решает актуальную методическую проблему реализации развивающего потенциала предмета «Иностранный язык»;
    • учет как внутренних условий (ученик и закономерности овладения им ИЯ), так и внешних условий (гармоничное взаимодействие разработанной системы с системой начального образования по родному языку в рамках единой предметной области «Филология»);
    • интеграция трех аспектов начального иноязычного образования на уровне целей, содержания, принципов и технологии, что создает надежный теоретический и технологический фундамент для формирования личности ученика и его способностей;
    • дифференциация понятий «объект овладения», обозначающего то, чем овладевает младший школьник, и понятия «объект обретения», относящегося к тому, какие ценности и качества он обретает в результате реализации методической системы;
    • планируемый результат методической системы, каковым является становление личности младшего школьника и его способностей, определяющих готовность как к успешному продолжению иноязычного образования в средней школе, так и к общению на чужом языке;
    • теоретическая концепция, имеющая методологическое и психолого-педагогическое основания, и образовательная технология, реализованная в полном наборе учебников и учебных пособий для начальной школы, созданных на единой концептуальной основе.
  4. Ключевым условием успешного функционирования методической системы начального иноязычного образования является деятельностно-онтогенетическая модель формирования иноязычной речевой деятельности младшего школьника, которая проектирует поэтапное формирование иноязычной речевой деятельности на основе продуктивной учебно-познавательной деятельности учащегося. Игровая деятельность рассматривается как способ овладения устной речью, способ создания мотивации устно речевых, неречевых и учебных действий младших школьников; учебно-познавательная деятельность - как способ создания мотивации овладения письменной речью. Использование данной модели позволяет избежать одного из главных недостатков обучения ИЯ в начальной школе, построенного на формировании речевых действий и операций преимущественно в ходе имитативных и репродуктивных действий учащихся.
  5. Особая роль в деятельностно-онтогенетической модели овладения ИЯ отводится пропедевтическому этапу (2 класс / 1-2 классы), который обеспечивает равные стартовые возможности для всех учащихся и особенностями которого являются:
    • организация курса устного иноязычного общения (1 четверть 2 класса/ 1 класс), нацеленного на взаимосвязанное формирование умений говорения и аудирования на основе развития способности к фонологическому осознанию иноязычной речи;
    • моделирование учебно-познавательной деятельности с учетом онтогенеза речевой способности и с учетом системы обучения школьников грамоте родного языка, что дает им возможность с самого начала «творить» иноязычную речь и создает условия для естественного перехода к овладению техникой иноязычного чтения и письма по аналогии с родным языком, а впоследствии (начиная с III четверти 2 класса) и для осознанного и самостоятельного чтения и письма на ИЯ.
  6. Учебно-познавательная деятельность в начальном иноязычном образовании является основой формирования у младшего школьника иноязычной речевой способности, его коммуникативного, когнитивного и духовно-нравственного развития. Данная учебно-познавательная деятельность отличается совокупностью таких параметров, как продуктивный и творческий характер овладения иноязычной речью посредством общения; проблемный и творческий характер овладения средствами иноязычного общения; рефлексивно-оценочный характер овладения ИЯ и наблюдения за проявлениями иной культуры. Ведущей характеристикой учебно-познавательной деятельности младших школьников является формирующаяся учебно-познавательная способность, специфику которой составляют универсальные учебные действия, механизм рефлексивной самооценки, а также характерные для предмета «Иностранный язык» специальные учебные действия, что в совокупности обеспечивает успешность овладения языком.
  7. Теоретико-методическими основаниями методической системы овладения ИЯ в начальном иноязычном образовании являются:
    • цель методической системы, направленная на формирование личности младшего школьника и его способности использовать ИЯ как средство общения и познания, и включающая три составляющих:
      • воспитательная, обеспечивающая формирование способности к нравственной ориентации в ситуациях иноязычного общения;
      • развивающая, направленная на формирование иноязычной речевой способности;
      • учебно-культуроведческая, предусматривающая формирование учебно-познавательной способности и культуроориентированной способности к иноязычному общению;
    • иерархическая система принципов, которая отражает концептуальные характеристики методической системы и регулирует весь образовательный процесс:
      • базовые принципы первого ранга, применимые к методической системе в целом: диалогичность общения, дидактическая культуросообразность, самостоятельность и дидактическая природосообразность;
      • принципы второго ранга, определяющие требования к различным аспектам образовательного процесса: воспитанию младшего школьника (обретение ценностей посредством общения с учителем и сверстниками и др.), учению (овладение учебной деятельностью посредством универсальных учебных действий и др.) и познанию (использование проблемных задач для познания иноязычных языковых средств и др.);
    • содержание начального иноязычного образования, включающее три аспекта: аксиологический, создающий основу для реализации воспитательной составляющей цели; мотивационно-когнитивный, обусловливающий реализацию развивающей составляющей цели; социально-культуроведческий, создающий основу для реализации учебно-культуроведческой составляющей цели.
  8. Технологический компонент методической системы, реализующий ее на практико-ориентированном уровне, включает развивающую технологию и систему средств обучения, обеспечивающих овладение ИЯ в начальном иноязычном образовании. Предложенная технология формирует у учащихся способности, необходимые для успешного овладения ИЯ как средством общения и познания, и обеспечивает: овладение языковыми средствами как орудиями речевой деятельности (прием проблемной ситуации и др.); овладение техникой иноязычного чтения (на основе сформированного коммуникативного ядра устной речи с использованием транскрипции как материальной опоры при усвоении букв и буквенно-звуковых соотношений); овладение техникой иноязычного письма (на основе фонологической способности, обеспечивающей орфографическую зоркость учащихся и их хороший почерк); овладение иноязычной речевой деятельностью (прием «волшебной истории» и др.); обретение личностных качеств и ценностей (прием демонстрации ценности инокультурного факта для самих носителей языка и др.); формирование рефлексивной самооценки (прием сравнения своих успехов на основе шкалы самооценки и др.) и основных компонентов учебно-познавательной деятельности посредством универсальных учебных действий.
  9. Разработанная на этой основе система средств для пропедевтического (2 класс) и основного (3-4 классы) этапов начального иноязычного образования обеспечивает овладение младшими школьниками ИЯ и их личностное становление и включает, во-первых, средства учения, управляющие деятельностью учащихся (учебники, рабочие тетради, книги для чтения, Детский Европейский языковой портфель, CD), во-вторых, средства обучения, управляющие деятельностью учителя (программа, книги для учителя, сборник контрольных работ). Система средств учения и обучения получила свое воплощение в действующей линии учебно-методических комплектов для 2-4 классов, представляющих собой модель практической реализации предлагаемой методической системы. Каждый из компонентов УМК выполняет определенную функцию и отвечает совокупности требований, обусловленных спецификой овладения ИЯ в младшем школьном возрасте.
  10. Эффективность разработанной методической системы, ее личностно- формирующий потенциал и соответствие современным государственным требованиям к качеству начального образования подтверждены многолетним опытным обучением в естественных условиях образовательного процесса. В качестве инструмента диагностики образовательных результатов выступила научно обоснованная система критериев и показателей, отражающих динамику поэтапного формирования:
    • учебно-познавательной деятельности (возрастание учебно-познавательного интереса, мотивации, рефлексивной самооценки, смыслообразования);
    • иноязычной речевой деятельности (формирование умений аудирования, говорения, чтения и письма);
    • когнитивных процессов (развитие фонологической способности; слухового и зрительного внимания; механизма вероятностного прогнозирования; увеличение объема оперативной и долговременной памяти),
    • культуроведческих знаний и умений (культуроведческой наблюдательности, собственно культуроведческих и лингвокультуроведческих);
    • личностных качеств младших школьников (качеств ученика как личности духовной, гуманной, творческой, практичной и свободной).
Список опубликованных работ
Монографии

1. Никитенко, З.Н. Развивающее иноязычное образование в начальной школе: монография / З. Н. Никитенко. - М: Глосса-Пресс, 2010. - 438 с. - 25 п.л.

2. Никитенко З. Н Концептуальные основы начального развивающего иноязычного образования в начальной школе: монография / З. Н. Никитенко. - М: Прометей, 2011. - 192 с. - 12 п.л.

3. Никитенко, З.Н Технология как инструмент реализации методической системы начального иноязычного образования в начальной школе: монография / З. Н. Никитенко. - М.: Прометей, 2012. - 250 с. - 12 п.л.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ

4. Никитенко, З.Н Методологические основы построения методической системы овладения иностранным языком на начальной ступени иноязычного образования / З. Н. Никитенко // Преподаватель XXI век - 2013. - № 2. Часть 1. - С. 99- 106. - 0,5 п.л.

5.Никитенко, З.Н Методическая система овладения младшими школьниками иностранным языком как педагогический феномен / З. Н. Никитенко // Наука и школа. - 2013. - № 3. - С. 112-115. - 0,5 п.л.

6.Никитенко, З.Н Коммуникативное развитие младшего школьника в методической системе овладения иностранным языком в условиях начального иноязычного образования / З. Н. Никитенко // Наука и школа. – 2013. – № 2. – С. 56-59. - 0,5 п.л.

7. Никитенко, З. Н. Специфика предмета «Иностранный язык» в системе начального общего образования (в рамках единой образовательной области «Филология») / З.Н. Никитенко // Начальная школа. – 2010. – №4. – С. 92-97. - 0,5 п.л.

8. Никитенко З.Н. Принципы развивающего иноязычного образования в начальной школе / З.Н. Никитенко // Наука и школа. – 2011. – № 2. – С. 41-45. -0,5 п.л.

9. Никитенко, З.Н. Концепция развивающего иноязычного образования в начальной школе: цели и содержание / З. Н. Никитенко // Преподаватель XXI век – 2011. - № 3. Часть I. – С. 49-56. - 0,8 п.л.

10. Никитенко, З.Н. Методическая система иноязычного образования и ее функции в начальной школе / З. Н. Никитенко // Наука и школа. – 2012. – № 5. – С. 48-54. - 0,5 п.л.

11. Никитенко, З. Н. Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования / З.Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 6. – С. 2-9. - 0,5 п.л.

12. Никитенко, З. Н. Европейский языковой портфель для начальной школы / З.Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 5. – С. 8-14. - 0,5 п.л.

13.Никитенко, З. Н. Школьное образование в Европе: современные тенденции языковой политики / З.Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 2. – С. 2-10. - 0,8 п.л.

14.Никитенко, З. Н. Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку / З.Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 4. – С. 16-21. - 0,5 п.л.

15. Никитенко, З. Н. Методика обучения технике чтения в УМК по английскому языку для начальной школы «English for Primary School» (1-4 и 2-4 классы) / З.Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 5. – С. 23- 29. - 0,5 п.л.

16. Никитенко, З. Н. Отличительные особенности УМК по английскому языку для 2-4 классов начальной школы / З.Н. Никитенко //Иностранные языки в школе. Спец. выпуск: новые, современные, популярные УМК по иностранным языкам. – 2007. – С. 17-21. - 0,5 п.л.

17.Никитенко, З. Н. Особенности организации устного вводного курса по английскому языку во 2 классе / З.Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 4. – С. 32-38. - 0,8 п.л. (начало статьи).

18.Никитенко, З. Н. Особенности организации устного вводного курса по английскому языку во 2 классе / З.Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 5. – С. 56-61. - 0,5 п.л. (окончание статьи).

19. Никитенко, З. Н. Новый учебно-методический комплект по английскому языку для 2 класса начальной школы (первый год обучения) / З.Н. Никитенко // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – Вып. 473. – 2003 – С. 127-138. - 0,5 п.л.

Научные статьи

20. Никитенко, З. Н. Программа по иностранному языку: новые подходы к конструированию / Н. Д. Гальскова, А. Ю. Горчев, З. Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. – 1990. – № 4. – С. 8-12. - 0,5 п.л. (авторский вклад 30%).

21.Никитенко, З.Н. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. – 1991. – № 1. – С. 17-22. - 0,5 п.л. (авторский вклад 50%).

22.Никитенко, З. Н. Технология обучения лексике в курсе английского языка для детей шести лет в 1 классе средней школы / З. Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. – 1991. – № 4. – С. 52-59. - 0,7 п.л.

23.Никитенко, З. Н. Обучение произношению детей 6 лет в курсе английского языка для 1 класса / З. Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. – 1992. – № 1. – С. 36-43. - 1 п.л.

24.Никитенко, З. Н. Технология обучения грамматике в курсе английского языка для детей шести лет в 1 классе средней школы /З. Н. Никитенко //Иностранные языки в школе. – 1992. – № 5. – С. 39-47. - 0,8 п.л.

25.Никитенко, З.Н. К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения английскому языку в начальной школе / З. Н. Никитенко, О. М. Осиянова // Иностранные языки в школе. – 1993. – № 3. – С. 5-10. - 0,5 п.л. (авторский вклад 50%).

26.Никитенко, З. Н. О содержании национально-культурного компонента в обучении иностранному языку младших школьников / З. Н. Никитенко, О. М. Осиянова // Иностранные языки в школе. – 1994. – № 5. – С. 4-10. - 0,5 п.л. (авторский вклад 50%).

27.Никитенко, З. Н. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко/Иностранные языки в школе. – 1994. – № 1. – С. 8-15. - 0,5 п.л. (авторский вклад 50%).

28.Никитенко, З.Н. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей/Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко, А.Ю. Горчев, Э.И. Соловцова// Иностранные языки в школе. – 1989 – № 1. – С. 13-19. – 0, 5 п.л. (авторский вклад 25%).

29.Никитенко З.Н. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе школе / З. Н. Никитенко, В.Ф. Аитов, В.М. Аитова /Иностранные языки в школе. – 1996. - №4. – С. 14-20. - 0,5 п.л. (авторский вклад 30%).

30. Никитенко, З.Н. Психофизиологические и нейрофизиологические особенности в начальном иноязычном образовании /З. Н. Никитенко //Иностранные языки. Журнал для учителей изд-ва «Просвещение». - 2012– № 3. – С. 18-19. - 0,5 п.л.

31. Никитенко, З.Н. Реализация принципов сознательности и коммуникативности в раннем школьном обучении иностранным языкам /З.Н. Никитенко// Когнитивные процессы и изучение иностранных языков: Межвузовский сборник Научных статей. – Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2005. -332 с. - С.9-16. – 0,3 п.л.

32. Никитенко, З.Н. Формирование межкультурной компетенции у учащихся средней школы /З.Н. Никитенко // Мультикультурное образование и обучение межкультурной коммуникации: международный сборник статей/ Отв. ред.: В.М. Курицын. – Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2005. -161с.-С.108-111. – 0,25 п.л.

33. Никитенко, З.Н. О мотивационном аспекте урока иностранного языка / З.Н. Никитенко//Сборник науч. трудов: Совершенствование учебно-воспитательного процесса по иностранному языку на современном этапе развития школы. Отв. ред. Н.Д. Гальскова. – М.: НИИ школ МНО РСФСР, 1989. -160с. с.39-47. - 0,7 п.л.

Мат ериалы конференций

34. Никитенко, З.Н. Проблема мониторинга качества иноязычного образования в начальной школе / З.Н. Никитенко// Cборник материалов научной сессии по итогам выполнения научно-исследовательской работы на факультете иностранных языков Московского педагогического государственного университета за 2011-2012 год. - М.: Национальный книжный центр, 2012. - 176с. - С. 113-117. – 0,4 п.л.

35. Никитенко, З. Н. О результатах внедрения российского варианта Европейского языкового портфеля для начальной школы / З. Н. Никитенко // Интеграционные процессы в образовании: материалы междунар. науч-практ. конф. Москва, 20-22 апр., 2006. В 2 ч. – Ч. 1 / Сост., отв. ред. Э. И. Соловцова. – М.: АПКиППРО. – 2006. – 165 с. – С. 111-115. - 0,4 п.л.

36. Никитенко, З. Н. Современная концепция начального языкового образования в Российской Федерации и ее реализация в учебнике / З. Н. Никитенко // Лингводидактика и методика обучения иностранным языкам: к новой парадигме: материалы докл. междунар. науч.-практ. конф. Минск, 19-20 дек., 2006: В 2 ч. – Ч. 1 / Редкол. : Н. П. Баранова (отв. ред.) [и др.]. – Минск: МГЛУ, 2007. -227с. – С. 23-30. - 0,7 п.л.

37. Никитенко, З.Н. Начальное иноязычное образование и мониторинг его качества /З.Н.Никитенко//Теория обучения иностранным языкам: традиции и инновации: сб. статей междунар. научно-практ. конф. памяти академика РАО Инессы Львовны Бим; отв. ред А. В. Щепилова, Л. Г. Викулова. – М.: ТЕЗАУРУС, 2013. – 334 с.– С. 110–120. - 0,5 п. л.

38.Никитенко З.Н. Нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения иностранного языка/З.Н. Никитенко//Направления развития воспитания в контексте реализации инициативы «Наша новая школа»: материалы междунар. научно-практич. Конференции (28-29 марта 2013 г.) /Под ред. Н.Е. Щурковой, М.И. Мухина.- М.:АРКТИ,2013. -296с. – С.134-136. - 0, 3 п.л.

39.Никитенко, З. Н. Раннее обучение – один из путей повышения мотивации изучения русского языка в современном мире / З. Н. Никитенко // Русский язык и культура в зеркале перевода: материалы междунар. науч.-практ. конф., Салоники (Греция), 14-18 мая, 2008; МГУ им. М. В. Ломоносова; Высшая школа перевода; Фракийский ун-т им. Демокрита; Ун-т Македония. – Салоники, 2008. – 273с. - С. 165-166. - 0,2 п.л.

40. Никитенко, З. Н. Структура и функции УМК для работы с Европейским языковым портфелем / З. Н. Никитенко // Лингводидактические компетенции преподавателей русского, других этнических и иностранных языков: модели описания и формирования: тез. докл. и сообщений междунар. науч-практ. «круглого стола» (Москва, МГЛУ, 17-20 нояб. 2008). – М.: МГЛУ, 2008. – 55с. - С. 45-47. – 0,2 п.л.

41. Никитенко, З. Н. Иноязычное образование в начальной школе 21 века и создание культурной среды / З. Н. Никитенко // Язык, культура, речевое общение: сб. материалов междунар. конф. (Москва, МПГУ, 19-20 нояб. 2009) к 85-летию проф. М. Я. Блоха: В 2 ч. – Ч. 2. – М.: Изд-во «Прометей», МПГУ, 2009. – 645 с. – С. 432-435. – 0,3п.л.

42. Никитенко, З. Н. Учебная деятельность младшего школьника в развивающем иноязычном образовании / З. Н. Никитенко // Актуальные вопросы лингвистики и методики обучения иностранным языкам: опыт, стратегии, перспективы: сб. статей и материалов XI межвузовской научно-практ. конф. отв. ред. Е. И. Путятина, Н. В. Гераскевич. – Сургут: РИО СурГПУ, 2013. – Вып. 11. – 111 с. – С. 77–90 (0,5 п. л.).

43. Никитенко, З. Н. Цели раннего школьного иноязычного образования / З. Н. Никитенко // Языковое образование: традиции и новации: материалы междунар. научно-практ. конф. 23 апреля 2013 г.). – Елец, ЕГУ им. И. А. Бунина, 2013. – 350 с. – С. 292–298 (0,4 п. л.).

Учебники, программы и учебно-методические пособия

44. Никитенко, З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов педвузов и колледжей / З. Н. Никитенко, Н. Д. Гальскова. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2007. – 176 с. - 11 п.л. (авторский вклад 50 %). Гриф «Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 033200 (050303) – иностранный язык (033207 – методика преподавания иностранного языка в начальной школе).

45. Никитенко, З. Н. Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: Учебное пособие / З. Н. Никитенко. – М.: МПГУ, 2013. – 288 с. (12 п. л.).

46.Никитенко, З. Н. Английский язык. Предметная линия учебников З.Н. Никитенко. Рабочие программы. 2-4 кл. / З. Н. Никитенко. – М.: Просвещение, 2011. – 76 с. - 2 п.л.

47.Никитенко, З.Н. Русский язык для детей российских соотечественников за рубежом: межкультурное образование. Начальный этап. Программа для языковых образовательных центров за рубежом / А.Л. Бердичевский, З.Н. Никитенко. – Рига: RETORIKA, 2012. - 56 с. - 2,2 п.л. (авторский вклад 60%).

48.Никитенко, З. Н. Программа. Иностранные языки. Начальная школа 1-6 кл. 1-е изд. (Экспериментальный вариант) // Пакет экспериментальных программ. Начальное обучение 1-6. Первое издание / Н.Д. Гальскова, Е.Я. Григорьева, З.Н. Никитенко [и др.]. – Псков: Ин-т общ. образов. Мин-ва образов. РФ, Псков. ин-т повыш. квалиф. работников образов, 1994. – 223 с. - 14 п.л. (авторство не разделено).

49. Никитенко, З. Н. Программы. Иностранные языки / Н.Д. Гальскова, Е.Я.Григорьева, З.Н. Никитенко [и др.]. – М.: Просвещение, 1994. – 235 с.

– 15 п.л. - Гриф «Рекомендовано Главным управлением развития общего среднего образования Министерства Образования Российской Федерации» (авторство не разделено).

50. Никитенко, З. Н. Программы образовательных учреждений. Английский язык. 2-4 кл. / З.Н. Никитенко. – М.: Просвещение, 2007. – 38 с. -1,5 п.л.

51. Никитенко, З.Н. Английский язык. Контрольные задания. 2 - 4классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе / З.Н.Никитенко, О.И. Долотова. - М.: Просвещение, 2012. - 88с. – 3 п.л. (авторский вклад 50%).

52. Никитенко, З. Н. Английский язык. Книга для учителя. 2 класс: пособие для общеобразоват. учреждений / З.Н. Никитенко. – М.: Просвещение, 2012. – 304 c. – 12, 7 п.л.

53. Никитенко, З. Н Английский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1./З.Н.Никитенко.

–М.: Просвещение, 2012. - 96 с. – 5 п.л. Гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

54. Никитенко, З.Н. Английский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. /З.Н.Никитенко.

–М.: Просвещение, 2012. -136 с. – 8 п.л. Гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

55.Никитенко, З.Н. Английский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. /З.Н.Никитенко. – М.: Просвещение, 2012. -71с. – 3 п.л.

56.Никитенко, З.Н. Английский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. /З.Н.Никитенко. – М.: Просвещение, 2012. -104 с. – 5 п.л.

57.Никитенко, З. Н. Книга для учителя к учебному пособию по английскому языку для 1 класса общеобразовательных учреждений / Е.И. Негневицкая, З.Н. Никитенко, Е.А. Ленская – М.: Просвещение, 1994. – 170 с. - 8 п.л. Гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации» (авторский вклад 50%).

58.Никитенко, З. Н. Европейский языковой портфель. Знакомство с языками (для детей 7-10 лет) / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. – М.: МГЛУ, 2003. - 43с. - 5,5 п.л. – Гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации» (авторский вклад 50%).

59. Никитенко, З. Н. Российский языковой портфель для начальной школы. Руководство для учителей и родителей / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. – М.: МГЛУ, 2003. – 18 с. - 0,7 п.л. (авторский вклад 50%).

60. Никитенко, З. Н. Английский язык: Книга для учителя. 3 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений / З. Н. Никитенко, Л. А. Долгова. - М.: Просвещение, 2010. – 144 с. - 6 п.л. (авторский вклад 70%).

61. Никитенко, З. Н. Английский язык: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений / З.Н. Никитенко, Л.А.Долгова. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с. - 18 п.л. – Гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» (авторский вклад 80%).

62. Никитенко, З. Н. Английский язык: рабочая тетрадь. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / З.Н. Никитенко, Е.А. Никитенко. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. - 12 п.л. (авторский вклад 60%).

63. Никитенко, З. Н. Английский язык: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений / З.Н. Никитенко. – М.: Просвещение, 2009. – 144 с. - 7п.л. – Гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.

64. Никитенко, З. Н. Начинаем изучать Английский язык. Рабочая тетрадь / З.Н. Никитенко. – М.: Просвещение, 2009. – 95 с. – 12 п.л.

65. Никитенко, З. Н. Английский язык: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / З.Н. Никитенко, К.Э. Безукладников. – М.: Просвещение, 2009. – 144 с. - 18 п.л. – Гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» (авторский вклад 50%).

66.Никитенко, З.Н. Английский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В двух частях. Часть 1 / З.Н.Никитенко, Л.А.Долгова. – М.: Просвещение, 2013. – 88 с. – 4 п.л. - Гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации (авторский вклад 80%).

67.Никитенко, З.Н. Английский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2 / З.Н. Никитенко, Л.А.Долгова. – М.: Просвещение, 2013. – 88 с. – 4 п.л. - Гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации (авторский вклад 80%).

68. Никитенко, З.Н. Английский язык. Книга для учителя. 3 класс: пособие для общеобразовательных организаций / З.Н.Никитенко, Л.А. Долгова. – М.: Просвещение, 2013. -144 с. – 6 п.л. (авторский вклад 70%).