- Положение Беларуси на пограничье двух христианских цивилизаций явилось основной геополитической и историко-культурной предпосылкой, определившей специфику развития образования и педагогической мысли на белорусских землях в указанный период. Социально-политический фактор, обусловленный образовательной деятельностью российского правительства, играл определяющую роль в культурно-образовательной и воспитательной сферах Беларуси как западной окраины Российской империи.
- Развитие образования и педагогической мысли на территории Беларуси в 60-е годы ХIХ - начале ХХ вв. происходило в контексте сложного и противоречивого взаимодействия внутренних (собственно белорусских) и внешних (правительственная образовательная политика) факторов. С одной стороны, действовали закономерности внутреннего социально-экономичного, общественно-политического, духовно-культурного и этно-национального развития белорусского общества, ставшего на путь модернизации и национального возрождения. С другой стороны, культурная и духовная жизнь проходила в условиях исключительных законов, установленных правительством после поражения польского восстания 1863-1864 гг. Относительно высокие темпы развития начального образования на территории Беларуси объяснялись стремлением правительства преобразовать народную школу в наиболее действенный инструмент обрусительной политики. В результате школьная политика выступала одновременно двигателем (с позиции русского просветительства) и тормозом (с точки зрения белорусского возрождения) образования и педагогической мысли.
- Образование и педагогическая мысль на территории Беларуси пореформенного периода развивались в русле двух направлений: правительственного и национального. Правительственное направление базировалось на принципах государственной идеологии «Православие, самодержавие, народность», проводником которых в культурно-образовательной сфере белорусских губерний выступала концепция «западнорусизма», и характеризовалось выдвижением русского и православного элементов, непризнанием самостоятельности белорусского этноса, его культуры, языка и права на создание национальной школы. Национальное направление с 60-х гг. и до конца ХIХ в. выражалось в популяризации и внедрении в учебно-воспитательный процесс культурно-этнографического наследия белорусского народа, организации «тайного» обучения на белорусском и польском языках. В начале ХХ в. важнейшим достижением широкого движения за демократизацию школьного дела и обучение на родном языке стала разработка концепции белорусской национальной школы.
- Основными этапами развития образования и педагогической мысли на территории Беларуси в 60-е гг. ХIХ - начале ХХ вв. являлись следующие: 1863 ‑ середина 1880-х гг. ‑ «охранительно-реформационный» (создание режима специальных законодательных актов, направленных на деполонизацию образования в белорусско-литовских губерниях), 1886 - 1905 гг. ‑ «консервативно-просветительский» (усиление обрусительной направленности системы просвещения на территории Беларуси), 1906 - 1914 гг. ‑ «национально-возрожденческий» (формирование концепции белорусской национальной школы).
- Этнокультурные, конфессиональные и языковые особенности стали основополагающими в осуществлении дифференцированной образовательной политики относительно западного и восточного белорусских регионов. Русское просветительство, используя различную историческую и культурно-цивилизационную ориентацию населения белорусско-литовских губерний, в восточной Беларуси отличалось от правительственного курса в западной Беларуси, что нашло выражение в значительных различиях по основным показателям образования среди отдельных белорусских губерний.
- Воздействие внутренних и внешних факторов определило разновекторность правительственного и национального направлений развития образования, что выразилось в создании общероссийских и национальных моделей, отражающих обобщенный механизм школьного нациостроительства в начале ХХ в. Дальнейшее развитие национального образования и воспитания в Беларуси может осуществляться на основе использования опыта лучших традиций российского образования, основанного на гармонизации специфических национальных и универсальных ценностей в конкретном историко-культурном контексте, что нашло отражение в авторской прогностической фреймовой модели.
1. Снапковская, С.В. Белорусские земства на ниве просвещения в начале ХХ в. [Текст] // Педагогика.-2010. № 8. С. 85 – 89 (0,25 п.л.).
2 Снапковская, С. В. Феномен культурно-педагогического пограничья в просвещении и педагогической мысли Беларуси: с древнейших времен до начала ХVII в. [Текст] // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2010. №3 (19), июль-сентябрь. С. 153 – 164 (0,9 п.л.). .
3. Снапковская, С. В. Этноязыковая образовательная политика в Беларуси во второй половине ХIХ – начале ХХ века [Текст] // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 8. С. 53 – 68 ( 1 п.л.).
4. Снапковская, С.В. Развитие педагогической журналистики в Беларуси в начале ХХ века [Текст] // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 10. - С. 49-64 (0,9 п.л.).
5. Снапковская, С.В. Концепт «игра» в контексте историко-культурного осмысления [Текст] / C.В.Снапковская, Н.С.Самсонова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 11. С. 50 – 57 (0,4 п.л.) (из них авт. текст 0,2 п.л.).
6. Снапковская, С.В. Развитие образования и педагогической мысли в Беларуси в контексте славянских культурно-педагогических влияний во второй половине ХVII – начале ХХ вв. [Текст] // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2010. №4 (20), октябрь-декабрь. С. 147-156 (0,8 п.л.).
7. Снапковская, С.В. Конфессиональный фактор в развитии образования и педагогической мысли Беларуси во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. [Текст] // Педагогика. 2011. № 4. С. 90 – 97 (0,4 п.л.).
8. Снапковская, С.В. Учительство белорусских губерний в образовательной политике правительства (1860-е годы начало ХХ века) [Текст] // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 4. С. 85 – 94 (0,6 п.л.).
Монографии, книги, брошюры, главы в монографиях
9. Снапкоўская, С.В. Ля вытокаў нацыянальнай педагогікі : З гісторыі школы і педагагічнай думкі Беларусі канца ХІХ - пачатку ХХ ст. [ Снапковская С.В. У истоков национальной педагогики: Из истории школы и педагогической мысли Беларуси конца ХІХ начала ХХ вв. – на рус.яз.] [Текст] / С.В. Снапкоўская - Мiнск: Нар. асвета, 1995. – 129 с. (7,6 п.л).
10. Снапкоўская, С.В. Народная педагогіка беларусаў [Снапковская С.В. Народная педагогика белорусов – на рус.яз] [Текст] /С.В.Снапковская, В.М.Конон, В.С.Болбас /С.В. Снапкоўская Мiнск.: Нацыянальны інстытут адукацыі, 1996.-166 с. (9,5 п.л.) (из них авт. текст 3,5 п.л.).
11. Снапковская, С.В. Проблемы белорусской национальной школы в педагогической мысли концаХIХ – начала ХХ вв. // Очерки истории науки и культуры Беларуси IХ нач. ХХ вв. [Текст] /П.Т. Петриков, Д.В. Карев, А.А. Гусак. Минск: Наука и техника, 1996. С. 188-196 (0,4 п.л.).
12. Снапкоўская, С.В. Шляхі развіцця школы на Беларусі ў канцы ХІХ – пачатку ХХ в. [ Снапковская С.В. Пути развития школы в Беларуси в конце ХІХ - начале ХХ вв.] [Текст] / С.В. Снапкоўская. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 1997. – 41 с. (1,6 п.л.).
13. Снапкоўская, С.В. Адукацыйная палітыка і школа на Беларусі ў канцы ХІХ-пачатку ХХ вв. [ Снапковская С.В. Образовательная политика и школа в Беларуси в конце ХІХ - начале ХХ вв.- на рус.яз.] [Текст] / С.В. Снапкоўская – Мiнск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 1998. – 192 с. (11 п.л.).
14. Снапковская, С.В. Развитие образования и педагогической мысли Беларуси во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. [Текст] /С.В. Снапковская; под ред. Сковородкиной И.З. Москва: ИТИП РАО, 2011. – 316 с. (19,75 п.л.).
Учебно-методические и справочно-библиографические издания
15. Снапкоўская, С.В. Асвета і педагагічная думка на Беларусі: Са старажытнасці да пачатку ХХ ст.: Бібліяграфічны паказальнік. - У 2-х частках] / пад рэд. Снапкоўскай С.В. [Снапковская С.В. Просвещение и педагогическая мысль в Беларуси: С древности до начала ХХ в.: Библиографический указатель. – В 2-х частях / под ред. С.В. Снапковской – на рус. яз.] [Текст] / С. В. Снапкоўская, Г.Р.Сянькевiч, М.С.Мяцельскi - Мiнск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 1995. Ч. 1. – 172 с. (9,6 п.л.) (из них авт.текст 4,2 п.л.); Ч. 2. – 205 с.(12 п.л.) (из них авт.текст 5,4 п.л.).
16. Снапкоўская, С.В. Гісторыя адукацыі і педагагічнай думкі Беларусі (60-я гады ХІХ – пачатак ХХ стст.): Вучэб. дапаможнік для студэнтаў вышэйш. навуч. устаноў [Снапковская С.В. История образования и педагогической мысли Беларуси (60-е годы ХІХ – начало ХХ вв.): Учеб. пособие для студентов ВУЗов – на рус. яз.] [Текст] / С.В. Снапкоўская. – Мiнск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2001. – 160 с. (9,7 п.л.).
17. Снапкоўская, С.В. Гісторыя адукацыі і педагагічнай думкі: вучэб.-метад. дапам. [Снапковская С.В. История образования и педагогической мысли: учеб.-метод.пособ.- на рус. яз.] [Текст] / С.В. Снапкоўская – Мiнск.: БДПУ, 2006. – 308 с. (18,8 п.л.).
18. Снапкоўская, С.В. Асновы культуралогіі: канспект лекцый [Снапковская С.В. Основы культурологии: конспект лекций – на рус. яз] [Текст] / С.В.Снапкоўская, В.А.Вараб’ёва, В.М.Iўчанка – Мінск: Асар, 2008. – 272 с. (17 п.л.) (из них авт. текст 6,5 п.л.).
Статьи в научных и учебно-методических журналах, сборниках
19. Снапкоўская, С.В. Аб педагагічнай дзейнасці Цёткі па адраджэнню і распаўсюджванню роднай мовы на Беларусі [Снапковская С.В. О педагогической деятельности Тетки по возрождению и распространению родного языка в Беларуси – на рус. яз.] [Текст] // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта. – 1989. – Сер. 4. – № 3. – С. 66–69 (0,2 п.л.).
20. Снапкоўская, С.В. На шляху да беларускай нацыянальнай школы: Максім Багдановіч і педагогіка [Снапковская С.В. На пути к белорусской национальной школе: Максим Богданович и педагогика – на рус. яз ] [Текст] // Беларуская мова і літаратура ў школе. 1991. № 7-8. С. 128–129 (0,2 п.л.).
21. Снапкоўская, С.В. Праблема роднай мовы ў педагагічнай думцы Беларусі ў пачатку ХХ ст. [ Снапковская С.В. Проблема родного языка в педагогической мысли Беларуси начала ХХ в. – на рус. яз.] [Текст] // Весці Акадэміі навук БССР. Сер. гуманітар. навук. 1991. № 4. С. 23 28 (0,3 п.л.).
22. Снапкоўская, С.В. За школу, за мову, за долю: Дэмакратызацыя школы на Беларусі пад уплывам рэвалюцыі 1905 - 1907 гг.[ Снапковская С.В. За школу, за язык, за долю: Демократизация школы в Беларуси под влиянием революции 1905 - 1907 гг. - на рус. яз.] [Текст] // Адукацыя і выхаванне. 1992. № 11. С. 69–74 (0,3 п.л.).
23. Снапковская, С.В. Ведущие тенденции развития школы в Беларуси в начале ХХ в. [Текст] // Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: Методология, идеи, опыт: Сб. науч. статей. – М.: Российская академия образования, 1993. – С. 125–128 (0,2 п.л.).
24. Снапковская, С.В. Педагогическая журналистика как фактор развития педагогической мысли в Беларуси в начале ХХ в. [Текст] // Историко-педагогические исследования и проблемы стратегий развития современного отечественного образования: Сб. науч. статей. – М.: Российская академия образования, 1993. – С. 95–98 (0,2 п.л.).
25. Снапкоўская, С.В. «Сынам маладой Беларусі»: Педагагічная спадчына Вацлава Ластоўскага [Снапковская С.В. «Сыновьям молодой Беларуси»: Педагогическое наследие Вацлава Ластовскога – на рус. яз.] [Текст] // Роднае слова. – 1993. – № 10. С. 38–41 (0,3 п.л.).
26. Снапкоўская, С.В. Максім Багдановіч і беларуская нацыянальная школа [Снапковская С.В. Максим Богданович и белорусская национальная школа – на рус. яз.] [Текст] // Пачатковая школа – 1993. – № 5. – С. 32–34 (0,2 п.л.).
27. Снапкоўская, С.В. Ля вытокаў народнай мудрасці: А.Я.Багдановіч і выхаванне сродкамі народнай педагогікі [Снапковская С.В. У истоков народной мудрости: А.Е. Богданович и воспитание средствами народной педагогики – на рус. яз.] [Текст] // Адукацыя і выхаванне. 1993. № 6. С. 87–93 (0,3 п.л.).
28. Снапкоўская, С.В. Уплыў падручнікаў Вацлава Ластоўскага на выхаванне самасвядомасці беларускіх дзяцей [Снапковская С.В. Влияние учебников Вацлава Ластовского на формирование самосознания белорусских детей – на рус. яз.] [Текст] // Беларусіка-Альбарутэніка. – Кн. 2: Фарміраванне і развіццё нацыянальнай самасвядомасці беларусаў / Рэд. А.Анціпенка [і інш.] Мінск: ННАЦ імя Ф.Скарыны, 1993. – С. 144–150 (0,2 п.л.).
29. Снапкоўская, С.В. Шляхі выхавання нацыянальнай самасвядомасці ў педагагічнай спадчыне Вацлава Ластоўскага [ Снапковская С.В. Пути воспитания национального самосознания в педагогическом наследии Вацлава Ластовского – на рус. яз.] [Текст] // Беларусіка-Альбарутэніка: Кн. 4: Яўрэйская культура Беларусі і яе ўзаемадзеянне з беларускай і іншымі культурамі; Вацлаў Ластоўскі – выдатны дзеяч беларускага адраджэння / Рэд. В.Рагойша i iнш. - Мiнск.: Навука і тэхніка, 1995. – С. 255–262 (0,3 п.л.).
30. Снапкоўская, С.В. Беларусь: У цэнтры культурна-педагагічных уплываў (са старажытнасці да пачатку ХХ ст.) [Снапковская С.В. Беларусь: В центре культурно-педагогических влияний (с древности до начала ХХ в.) – на рус. яз.] [Текст] // Адукацыя і выхаванне. – 1996. – № 6. – С. 17–34 (0,5 п.л.).
31. Снапкоўская, С.В. Народна-выхаваўчыя ідэі як фактар развіцця нацыянальнай самасвядомасці беларускіх дзяцей у канцы ХІХ - пачатку ХХ ст. [Снапковская С.В. Народно-воспитательные идеи как фактор развития национального самосознания детей белорусов в конце ХІХ - начале ХХ вв. – на рус. яз.] [Текст] // Нацыянальная самасвядомасць і выхаванне моладзі: Зб. артыкулаў / пад рэд. А.С. Лапцёнка. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 1996. – С. 20–25 (0,3 п.л.).
32. Снапкоўская, С.В. Асвета на Беларусі ў канцы ХІХ - пачатку ХХ ст.: стан і тэндэнцыі развіцця [Снапковская С.В. Просвещение в Беларуси в конце ХІХ - начале ХХ вв.: состояние и тенденции развития – на рус. яз.] [Текст] // Адукацыя і выхаванне. – 1997. – № 8. – С. 11–23 (0,4 п.л.).
33. Снапкоўская, С.В. Валасныя вучылішчы на тэрыторыі Беларусі [Снапковская С.В. Волостные училища на территории Беларуси – на рус. яз.] [Текст] // Адукацыя і выхаванне. – 1997. – № 8. – С. 122–124 (0,1 п.л.).
34. Снапковская, С.В. Гуманистические ориентиры педагогических технологий в контексте отечественного опыта [Текст] // Технообраз´ 97: Технологии непрерывного педагогического образования и творческого саморазвития учителя: М-лы 11 Респ. науч. конф. (Гродно, 8 – 9 апр. 1997 г.). – Гродно, 1997. – С. 27–29 (0,2 п.л.).
35. Снапковская, С.В. Тенденции реформирования системы образования в Беларуси: ретроспектива и пути решения [Текст] // Брестский хронограф: Сб. науч. работ / Брест. гос. ун-т. –Брест, 1997. – Вып.1. – С.79–80 (0,1 п.л.).
36. Снапкоўская, С.В. Гістарычны аналіз станаўлення педагагічнай парадыгмы на Беларусі [Снапковская С.В. Исторический анализ становления педагогической парадигмы в Беларуси – на рус. яз.] [Текст] // Гуманітарна-эканамічны веснік. – 1997. № 3. – С. 104–112 (0,4 п.л.).
37. Снапкоўская, С.В. Асвета на Беларусі: гісторыка-культурны аналіз [ Снапковская С.В. Просвещение в Беларуси: историко-культурный анализ – на рус. яз.] [Текст] // Беларускае асветніцтва: Вопыт тысячагоддзя: Матэрыялы міжнар. Кангрэса, Мінск, 20-21 кастр. 1998 г. Ч.1 – Мінск: БДПУ імя М.Танка, 1998. С. 41–44 (0,3 п.л.).
38. Снапкоўская, С.В. Канцэпцыя беларускай нацыянальнай школы: пошукі і дасягненні ў канцы ХІХ—пачатку ХХ ст. [Снапковская С.В. Концепция белорусской национальной школы: поиски и достижения в конце ХІХ - начале ХХ вв. – на рус. яз.] [Текст] // Пачатковая школа. 1998. – № 9. –С. 47–50 (0,3 п.л.).
39. Снапкоўская, С.В. Педагагічныя погляды В.Ю. Ластоўскага [ Снапковская С.В. Педагогические взгляды В.Ю. Ластовского – на рус. яз.] [Текст] // Адукацыя і выхаванне. – 1998. № 5.—С.25–35 (0,4 п.л.).
40. Снапкоўская, С.В. Асвета і пісьменнасць у Беларусі на рубяжы ХІХ – ХХ ст. [Снапковская С.В. Просвещение и письменность в Беларуси на рубеже ХІХ - ХХ ст. – на рус. яз.] [Текст] // Гістарычная навука і гістарычная адукацыя ў Рэспубліцы Беларусь: Стан і перспектывы развіцця: М-лы ІІ Усебеларускай канферэнцыі гісторыкаў (Мінск, 10 – 11 крас. 1997 г.). – Мінск: БДУ, 1999. – С. 105–107 (0,2 п.л.).
41. Снапкоўская, С.В. Канфесіянальная палітыка ў галіне адукацыі ў Беларусі (60-я гады ХІХ ст. – 1917 г.) [Снапковская С.В. Конфессиональная политика в области образования в Беларуси (60-е годы ХІХ ст. – 1917 г.) – на рус. яз.] [Текст] // Адукацыя і выхаванне. – 1999. – № 5-6. – С. 106–110 (0,3 п.л.).
42. Снапкоўская, С.В. Моўная палітыка царызму ў галіне асветы на Беларусі [Снапковская С.В. Языковая политика царизма в области просвещения в Беларуси – на рус. яз.] [Текст] // Пачатковая школа. – 1999. – № 5. – С.32–33 (0,2 п.л.); № 7. – С.31–32 (0,2 п.л.).
43. Снапкоўская, С.В. Праблема нацыянальных каштоўнасцей ў педагагічнай думцы Расіі [ Снапковская С.В. Проблема национальных ценностей в педагогической мысли России – на рус. яз.] [Текст] // Адукацыя і выхаванне. – 1999. – № 3-4. - С.78–87 (0,4 п.л.).
44. Снапкоўская, С.В. Стварэнне земскай школы на Беларусі ў пачатку ХХ ст. [Снапковская С.В. Создание земской школы в Беларуси в начале ХХ в. – на рус. яз.] [Текст] // Гісторыя: Праблемы выкладання. – 1999. – № 4. – С. 35 – 47 (0,4 п.л.).
45. Снапкоўская, С.В. Рэфармаванне сістэмы адукацыі на Беларусі і ў Расіі (пачатак ХІХ – канец ХХ стст.): пошукі і дасягненні [Снапковская С.В. Реформирование системы образования в Беларуси и России (начало ХІХ - конец ХХ вв.): поиски и достижения – на рус. яз.] [Текст] / С.В.Снапкоўская, М.I.Латыш, А.Л.Еўдакiмава // Адукацыя і выхаванне. – 2000. – № 8. – С. 63 – 67; № 9. – С. 71–75 (0,5 п.л.) ( из них авт. текст 0,2 п.л.).
46. Снапкоўская, С.В. «Як нам вучыцца?»: Да 125-годдзя з дня нараджэння Цёткі (1876 – 1916) [Снапковская С.В. «Как нам учиться?»: К 125-летию со дня рождения Тетки – на рус. яз. ] [Текст] // Весці Беларускага дзяржаўнага педагагічнага універсітэта. – 2001. – № 2. – С. 81–87 (0,4 п.л.).
47. Снапкоўская, С.В. З гісторыі педагагічнай адукацыі і педагагічнай думкі Беларусі [ Снапковская С.В. Из истории педагогического образования и педагогической мысли Беларуси - на рус. яз.] [Текст] // Весці БДПУ. – 2002. – № 4. – С. 36–45 (0,4 п.л.).
48. Снапковская, С.В. Предпосылки становления женского образования в Беларуси [Текст] / С.В.Снапковская, М.В.Данилина // Народная асвета. – 2006. – № 12. – С.14–21 (0,5.п.л.) (из них авт. текст 0,3 п.л.).
49. Снапковская, С.В. Женское образование Беларуси как объект и предмет историографического изучения (2-я полов. XIX - нач. XX в.) [Текст] / С.В.Снапковская, М.В.Данилина // Вести БДПУ. – 2006. – № 3. Серия 1. – С. 22–27 (0,4 п.л.) (из них авт. текст 0,2 п.л.).
50. Снапковская, С.В. Женское образование Беларуси как объект и предмет историографического изучения (20-е годы ХХ в. по настоящее время) [Текст] / С.В.Снапковская, М.В.Данилина // Вести БДПУ. – 2006. – №4. Серия 1. – С.23–29 (0,4 п.л.) (из них авт. текст 0,3 п.л.).
51. Снапковская, С.В. В силовом поле гуманизации: к проблеме становления культурологической персонологии /С.В.Снапковская [Текст] // Вести БДПУ. Сер. 2, История. Философия. Политология. Социология. Экономика. Культурология. – 2008. – № 1. – С.95–97 (0,3 п.л.).
52. Снапковская, С.В. Этнокультурная динамика регионов Беларуси в системе просвещения (конец ХІХ - начало ХХ в.) / С.В.Снапковская [Текст] // Уральские Бирюковские чтения: сб. науч. и научно-популярных статей /науч.ред.проф. С.С.Загребин. – Вып. 5. Историко-культурное наследие российских регионов. Часть 1. – Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2008. – С. 388–392 (0,4 п.л.).
Статьи в энциклопедиях:
53. Снапкоўская, С.В. Вучылішчы [Снапковская С.В. Училища – на рус.яз. ] [Текст] // Беларусь: Энцыкл. даведнік / Беларус. Энцыкл.; Рэд. калегія: Б.І. Сачанка (гал. рэд) і інш. – Мiнск: БелЭн, 1995. – С. 574 (0,1 п.л.).
54. Снапкоўская, С.В. Педагогіка [Снапковская С.В. Педагогика – на рус.яз.] [Текст] // Беларусь: Энцыкл. даведнік / Беларус. Энцыкл.; Рэд. калегія: Б.І. Сачанка (гал. рэд.) і інш. – Мiнск: БелЭн, 1995. – С. 178 – 179 (0,2 п.л.).
55. Снапкоўская, С.В. Прагімназіі [Снапковская С.В. Прогимназии – на рус.яз.] [Текст] // Беларусь: Энцыкл. даведнік / Беларус. Энцыкл.; Рэд. калегія: Б.І. Сачанка (гал. рэд) і інш. – Мiнск: БелЭн, 1995. – С. 595 (0,1 п.л.).
56. Снапкоўская, С.В. Аднакласнае пачатковае вучылішча [Снапковская С.В. Одноклассное начальное училище – на рус. яз.] [Текст] // Беларуская Энцыклапедыя: У 18 т. – Т. 1: А – Аршын / Рэд. кал. Г.П. Пашкоў і інш. – Мiнск: БелЭн, 1996. – С. 122 (0,1 п.л.).
57. Снапкоўская, С.В. Адукацыя агульная [Снапковская С.В. Образование общее – на рус. яз. ] [Текст] // Беларуская Энцыклапедыя: У 18 т. – Т. 1: А – Аршын / Рэд. кал. Г.П. Пашкоў і інш. – Мiнск: БелЭн, 1996. – С. 139–140 (0,2 п.л.).
58. Снапкоўская, С.В. Асвета [Снапковская С.В. Просвещение – на рус. яз.] [Текст] // Беларуская Энцыклапедыя: У 18 т. – Т. 2: Аршыца – Беларусцы / Рэд. кал. Г.П. Пашкоў і інш. – Мiнск: БелЭн, 1996. – С. 24–25 (0,3 п.л.).
59. Снапкоўская, С.В. Адукацыя [Снапковская С.В. Образование – на рус. яз ] [Текст] // Культура Беларусi. – Т.1. – Мiнск: БелЭн., 2010. – С. 66–67 (0,2 п.л.).
60. Снапкоўская, С.В. Выхаванне [Снапковская С.В. Воспитание – на рус. яз] [Текст] // Культура Беларусi. – Т.2. – Мiнск: БелЭн., 2011. – С. 422–423 (0,2 п.л.).
Публикации на иностранных языках
61. Snapkovskaya, S. Historical-pedagogical studies in Belarus [Снапковская С. Историко-педагогические исследования в Беларуси – на рус. яз.] [Текст] // International Guide for Research in the History of Education: International Stating Conference for the History of Education / Ed. by Pierre Caspard. 2 nd Ed. – Bern: Peter Lang S. A., 1995. – P. 35-40 (0,2 п.л.) .
62. Snapkovskaya, S. Ausländische pädagogische Einflüsse und Grenzgänge in Belarus von den Anfängen bis 1917 [Снапковская С. Зарубежные педагогические влияния и ходоки через границы в Беларуси с древнейших времен до 1917 г. – на рус. яз.] [Текст]// Pädagogische Grenzgänger in Europa / Elmar Lechner (Hrsg.). – Frankfurt am Main: Peter Lang S. A, 1997. – S. 333 – 350 (1 п.л.).
63. Snapkowska, S. Problem wartości narodowych w rosyjskiej myśli pedagigicznej początku XX w. [Снапковская С. Проблема национальных ценностей в российской педагогической мысли начала ХХ в.- на рус. яз.] [Текст] // Edukacja a wizje świata. Pod red. Jósefa Kwapiszeskiego. Słupsk, Wydawnictwo Naukowe Akademii Pomorskiej, 2002.- S. 200–211 (0,5 п.л.).
64. Snapkowska, S. Problem kszałtowania wartości narodowych w procesach edukacyjnych w Białoruskim szkolnictwe wyźszym [Снапковская С. Проблема формирования национальных ценностей в образовательном процессе высшей школы в Беларуси – на рус. яз.] [Текст] // Mejsce filozofii w procese edukacji. Pod. red. Józefa Kwapiszewskiego. Słupsk, Wydawnictwo Naukowe Akademii Pomorskiej, 2003. - S. 141–144 (0,25 п.л.).
65. Snapkowska, S. Świadomość narodowa jako wartość ogólnoludzka i drogi jej kształtowania [Снапковская С. Национальное сознание как общечеловеческая ценность и пути ее формирования – на рус. яз.] [Текст]// Futurologia pedagogiczna. Niekonwencjonalne sposoby rozwiązania konwencyonalnych problemów w edukacji. Pod red. E.Gaweł-Luty i M. Szczepańskiej. Słupsk, Wydawnictwo Naukowe Akademii Pomorskiej, 2005. - S. 119—126 (0,3 п.л.).
66. Snapkowska, S. Humanizacja edukacji jako wartość współczesnego procesu edukacyjno-wychоwawczego [Снапковская С. Гуманизация как ценность современного образовательно-воспитательного процесса – на рус. яз.] [Текст] // Konflikt pokoleń czy róznic cywilizacyjnych? Cz. 2: Personalizacja i socjalizacja w teorii i praktyce pokoleniowej. Pod red. Anny Klim-Klimaszewskiej. Siedlce, Wydawnictwo Akademii Podlaskiej, 2006.- S. 99—103 (0,2 п.л.).
67. Snapkowska, S. Minskie gimnasjum meskie w epicentrum zjawisk spoleczno-politycznych poczatku XX w. [Снапковская С. Минские гимназии в эпицентре социально-политических явлений начала ХХ в. – на рус. яз.] [Текст] // Именитые минчане ХІХ-ХХ вв.: материалы науч.-теоретич. конф., Минск, 17 ноября, 2007 г. / Польский институт в Минске. – Минск, 2007. – С. 27–39 (0,4 п.л.).
68. Snapkowska, S. Wyznaniowy czynnik w rozwoju oświaty na Białorusi w drugiej polowie XIX i na początku XX ww. [Снапковская С. Конфессиональный фактор в развитии просвещения в Беларуси во второй половине ХIХ и в-начале ХХ вв. - на рус. яз.] [Текст] // Europejska perspektywa edukacji człowieka. Pedagogika Przyszłosc Tendencje. Red. nauk. Barbara Dobrowolska, Andrzej Pawilonis. Siedlce, Wydawnictwo Akademii Podlaskiej, 2010.- S. 31–38 (0,3 п.л.).