Научная тема: «ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА ТВОРЧЕСТВА Б.К.ЗАЙЦЕВА:ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТ-ВЕННО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
Специальность: 10.01.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Основу жанровой системы Зайцева составляют произведения с документальной основой, что обусловлено своеобразием творческого дара писателя. В раннем творчестве стремление открыто «выражать себя» привело к наличию «скрытого автобиографизма», который проявился в повышенном лиризме прозы и преломлении фактов собственной биографии в художественных произведениях писателя. В эпоху исторических катаклизмов (1917-1922) автобиографизм стал выраженным, в творческой практике Зайцева появились жанры мемуарного очерка и литературного портрета, а в период эмиграции художественно-документальные жанры начали преобладать.
  2. Важной составляющей жанровой системы Зайцева являются жанры литературной критики: рецензия, статья, силуэт писателя, биографический очерк. Метод Зайцева сформировался под влиянием импрессионистического течения в критике рубежа веков и был ориентирован на эстетические открытия Ю. Айхенвальда. Большинство конкретных оценок литературного процесса XIX века соотносимо с идеями символистов (в частности, Д. Мережковского). В критике Зайцева проявилась тенденция к образованию жанровых гибридов (рецензия-портрет, рецензия - проблемная или публицистическая статья), а жанры силуэта и биографического очерка послужили источником художественно-документальных жанров беллетризованной биографии и литературного портрета.
  3. Обращение Зайцева к популярному в 1920-1930-е годы в западноевропейской литературе жанру художественной (или «беллетризованной») биографии отразило его интерес к личности и внутреннему миру русских писателей: Тургенева, Жуковского, Чехова. Зайцев создал свою разновидность жанра: психологизированную биографию с преимущественным интересом к вопросам любви, религиозной веры и подсознательным основам творчества. В биографиях русских писателей применены такие способы беллетризации текста, как включение портретных и пейзажных описаний, реконструкция бытовых картин, а также создание при помощи историко-культурных реминисценций мифопоэтического подтекста, формирующего мотив сакрализации женственности.
  4. Широко представленные в творчестве Зайцева жанры мемуарного очерка и литературного портрета близки, но не тождественны: в мемуарном очерке объектом художественного исследования являются факты жизни автора и его собственный внутренний мир, в литературном портрете - личность одного из современников. Разновидностью литературного портрета является художественный некролог. Отбор биографических фактов и характеристических средств в портрете обусловлен авторским видением героя. Поэтике портретов присуща импрессионистическая стилистика, повышенный лиризм, лейтмотивное построение образа, изображение пластического облика героя (его внешности, жестов), введение метафорически значимых деталей портрета, интерьера и пейзажа, использование историко-культурных реминисценций.
  5. Среди жанров мемуарно-автобиографической прозы особое место занимает автобиографический роман: произведение, написанное по канве фактов жизни автора, но использующее домысел и вымысел, вследствие чего оно перестает быть строго документальным. В тетралогии «Путешествие Глеба» Зайцев воспроизвел многие факты своей биографии, но поставил цель создать типический образ представителя своего социального слоя и своего поколения. Для осуществления этой задачи автор обобщил и типизировал разрозненные биографические факты и избрал форму повествования от третьего лица, намеренно отделяя себя от главного героя произведения. Сохраняя отчасти документальную основу, произведения цикла являются социально-психологическими романами о становлении личности и изображают русскую жизнь конца XIX - начала XX в. 
  6. Значимое место в творческом наследии Зайцева занимают циклы путевых очерков «Италия», «Прованс», «Афон» и «Валаам», сохранившие связь с древнерусским жанром «хожений» и представляющие собой культурологические хожения нового времени. В жанрово-композиционном отношении это произведения, совмещающие личные наблюдения автора и справочный материал, заимствованный из книжных источников. Отрывочные впечатления скрепляются последовательно проведенной культурологической концепцией. Так, в «Италии» отражено представление Зайцева о путях культурного развития Европы, обусловленного закономерной сменой языческого мировосприятия более совершенным христианским. «Прованс» строится на противопоставлении категорий «цивилизации» и «культуры». В «Афоне» автор исследовал экзотический мир европейского православного монастыря, а в «Валааме» воссоздал благостную атмосферу уголка русского православия.
  7. Документально-художественный жанр дневника реализовался в творчестве Зайцева в лирико-исповедальной публицистике, использующей дневниковые формы (цикл «Странник») и публицистическом жанре «дневника писателя» (циклы «Дневник писателя», «Дни»).
  8. Эпистолярные тексты Зайцева, не претендуя на эстетическое значение, несут на себе черты индивидуального авторского стиля. Они обладают полижанровой и полистилистичной природой, содержат включения дневникового, мемуарного, литературно-критического и публицистического характера, дополняя, таким образом, художественно-документальную прозу писателя.
Список опубликованных работ
Монографии, учебные пособия

1.Яркова А.В. Жанровое своеобразие творчества Б.К.Зайцева 1922–1972 годов: Литературно-критические и художественно-документальные жанры. Монография. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2002. – 211 с. [11 п.л.]

2.Громова А.В. Б.К. Зайцев во Франции. – Орел: Картуш, 2007. – 212 с. [13,25 п.л.]

3.Яркова А.В. Б.К. Зайцев: Семинарий: Учебное пособие. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2002. – 134 с. [8,4 п.л.]

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК

4.Громова А.В. «Поэзии с наглеющей материей не по дороге…» (Б.К. Зайцев. Публицистика 1910–1920-х годов) // Филологические науки. – 2007. – №4. – С.9–18. [0,5 п.л.]

5.Громова А.В. «Век христианнейшей литературы…» (Б.К. Зайцев о русских писателях XIX века) // Русская словесность. – 2008. – №3. – С.33–37. [0,5 п.л.]

6.Громова А.В. Жанр беллетризованной биографии в литературе русского зарубежья (произведения Б.К. Зайцева) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина: Научный журнал. – № 2(12). – Серия филология. – СПб., 2008. – С.43–53 [0,5 п.л.]

7.Громова А.В. Жанровый состав литературно-критического наследия Б.К. Зайцева // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина: Научный журнал. – № 1(9). – Серия филология. – СПб., 2008. – С.7–16. [0,5 п.л.]

8.Громова А.В. Жанровые разновидности литературного портрета в наследии Б.К. Зайцева // Вестник Тамбовского университета. – Серия: Гуманитарные науки. – Вып.7 (63). – 2008. – С.108–114. [0,6 п.л.]

9.Громова А.В. Из истории литературы русского зарубежья // Русская литература. – 2008. – №2. – С.203–211. [0,75 п.л.]

10.Громова А.В. Путевые циклы Б.К. Зайцева: жанровый аспект // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина: Научный журнал. – № 1(9). – Серия филология. – СПб., 2008. – С.73–82. [0,6 п.л.]

11.Громова А.В. Роль документа в творческой истории книги Б.К. Зайцева «Афон» // Вестник Челябинского государственного университета: Научный журнал. – 2008. – № 23 (124). – Филология. Искусствоведение. Вып.24. – С.53–57. [0,4 п.л.]

12.Громова А.В. Роль реминисценций в книге Б.К. Зайцева «Жизнь Тургенева» // Русская речь. – 2008. – №5. – С.19–24. [0,4 п.л.]

13.Громова А.В. Творческая история книги Б.К. Зайцева «Афон» // Русский язык за рубежом. – 2008. – №4. – С.89–95. [0,5 п.л.]

14.Громова А.В. Отражение культурно-исторической концепции Б.К. Зайцева в путевом цикле «Италия» // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина: Научный журнал. – Серия филология. – СПб., 2008. – № 4(16). – С. 63–70. [0,5 п.л.]

Статьи, материалы

15.Яркова А.В. Книга Б.К. Зайцева «Жизнь Тургенева» и символистская критика конца XIX – начала XX веков // Проблема традиций в русской литературе: Межвуз. сб. науч. трудов. – Нижний Новгород: НГПУ, 1998. – С.192–201. [0,5 п.л.]

16.Яркова А.В. Праздник бытия: Черты идиллии в произведениях Б.К. Зайцева // Праздник в русской культуре, фольклоре и литературе: Сб. ст. Пушкинских чтений–97. – СПб.: ЛГОУ, 1998. – С.119–129. [0,5 п.л.]

17.Яркова А.В. Б.К. Зайцев об И.С. Тургеневе: Черты поэтики литературного силуэта // Русский литературный портрет и рецензия: Концепции и поэтика: Сб. ст. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – С.47–56. [0,5 п.л.]

18.Яркова А.В. Жанр автобиографического романа в творчестве Б.К. Зайцева // Жанры в литературном процессе: сб. науч. ст. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2000. – С.122–138 [0,75 п.л.]

19.Яркова А.В. Образ Франции в произведениях Б.К. Зайцева «Странник», «Дом в Пасси» // Проблемы изучения жизни и творчества Б.К. Зайцева. Вып.3. – Калуга: Гриф, 2001. – С.174–183 [0,5 п.л.]

20.Яркова А.В. Литературные рецензии Б.К. Зайцева как жанр // Русский литературный портрет и рецензия в ХХ веке: Сб. ст. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. – С.121–131. [0,5 п.л.]

21.Яркова А.В. И. Тургенев и А. Чехов в творческой интерпретации Б. Зайцева и в критике Серебряного века // Символизм и русская литература XIX века (памяти А.С. Пушкина и А.А. Блока); Пушкин и Шекспир: междунар. науч. конференции. Мат-лы. – СПб.: Изд-во СпбГУ, 2002. – С.142–159. [0,75 п.л.]

22.Яркова А.В. Литературно-критические и художественно- документальные жанры в творчестве Б.К. Зайцева 1922–1972 гг. // Творчество Б.К. Зайцева в контексте русской и мировой литературы ХХ в.: Четвертые Международные научные Зайцевские чтения. Вып.4. – Калуга: КОИПКРО, 2003. – С.78–84. [0,5 п.л.]

23.Громова А.В. Значение эпистолярного наследия Б.К.Зайцева // Калужские писатели на рубеже Золотого и Серебряного веков. Сб.ст.: Пятые Международные юбилейные научные чтения. Вып.5. – Калуга: КОИПКРО, 2005. – С.92–101 [0,5п.л.]

24.Громова А.В. Очерковый цикл Б.К. Зайцева «Прованс» // Пушкинские чтения–2008. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. – С.141–148. [0,5 п.л.]

25.Яркова А.В. Б. Зайцев и В.В. Розанов об И.С. Тургеневе // Пушкинские чтения–96: Сб. тезисов межвуз. конф. 6 июня 1996 г. – СПб.:ЛГОУ, 1996. – С.36–38 [0,2п.л.]

26.Яркова А.В. Жанр литературного портрета в творчестве М. Горького и Б. Зайцева: Очерки о Л. Андрееве // Горьковские чтения–1997: Мат-лы междунар. конфер. «Максим Горький и ХХ век». – Нижний Новгород: ННГУ, 1997. – С.232–236. [0,25 п.л.]

27.Яркова А.В. Ранняя проза Б. Зайцева: Особенности поэтики // Пушкинские чтения–97: Тезисы межвуз. конфер. 6 июня 1997 г. – СПб.: ЛГОУ, 1997. – С.52–56. [0,2 п.л.]

28.Яркова А.В. Женские образы в книге Б. Зайцева «Жизнь Тургенева»: О поэтике документально-художественного произведения // Пушкинские чтения–98: Мат-лы межвуз. науч. конфер. – СПб.: ЛГОУ, 1998. – С.12–13. [0,1 п.л.]

29.Яркова А.В. Книга Б.К. Зайцева «Жизнь Тургенева» в литературно-критическом контексте // В поисках гармонии: О творчестве Б.К. Зайцева. Межвуз. сб. науч. трудов. – Орел, 1998. – С.93–97. [0,2 п.л.]

30.Яркова А.В. Эстетические принципы создания образа героя в книге Б.Зайцева «Жизнь Тургенева» // Проблемы изучения жизни и творчества Б.Зайцева: Первые Междунар. Зайцевские чтения. – Калуга: Гриф, 1998. – С.69–75. [0,3 п.л.]

31.Яркова А.В. Книга Б.К. Зайцева «Жизнь Тургенева»: Особенности поэтики // Проблемы изучения жизни и творчества Б.К. Зайцева. – Вып.2. – Калуга: Гриф, 2000. – С.76–79. [0,25 п.л.]

32.Яркова А.В. А.П. Чехов в творческой интерпретации Б.К. Зайцева и Чеховиана ХХ века // Пушкинские чтения–2000. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2000. – С.104–112. [0,25 п.л.]

33.Яркова А.В. Б.К. Зайцев о К.Н. Леонтьеве // Пушкинские чтения–2001. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2001. – С.122–125 [0,25 п.л.].

34.Яркова А.В. Рецензии Б.К. Зайцева 1920-х гг. // Юбилейная междунар. конфер. по гуманит. наукам. – Вып.II: Л.Н. Андреев и Б.К. Зайцев. – Орел: ОГУ, 2001. –С.141–148. [0,25 п.л.]

35.Яркова А.В. Вступительная статья и примечания к публикации: Б.К. Зайцев. Две рецензии // Русская литература. – 2002. – №1. – С.217–226. [0,25 п.л.]

36.Яркова А.В. Очерки Б.К. Зайцева о Н.В. Гоголе в контексте литературной критики ХХ века // Пушкинские чтения–2002: Мат-лы межвуз. науч. конфер. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2002. – С.213–218. [0,3 п.л.]

37.Яркова А.В. Александр Блок глазами Б.К. Зайцева // Пушкинские чтения–2003. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2003. [0,1 п.л.]

38.Яркова А.В. Б.К. Зайцев о творчестве И.А. Бунина // Центральная Россия и литература русского зарубежья (1917–1939): Исследования и публикации. – Орел: Вешние воды, 2003. – С.167–169 [0,2 п.л.]

39.Яркова А.В. Тетралогия Б.К. Зайцева «Путешествие Глеба» в контексте русской автобиографической прозы: К вопросу о жанровой специфике произведения // Жанры в историко-литературном процессе. Сб.ст. – Вып.2. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2003. – С.95–100 [0,25 п.л.]

40.Яркова А.В. О жанре биографического очерка в наследии Б.К. Зайцева // Творчество писателей-орловцев в истории мировой литературы. – Орел, 2004. – С.52–54. [0,1 п.л.]

41.Громова А.В. Литературный быт русской эмиграции 1920–1930-х годов в письмах Б.К. Зайцева // Феномен повседневности: гуманитарные исследования. Философия. Культурология. История. Филология. Искусствоведение: Мат-лы междунар. науч. конф. «Пушкинские чтения–2005». – СПб.: Астерион, 2005. – С.239–243 [0,25 п.л.]

42.Громова А.В. Духовное пространство Петербурга начала ХХ века в восприятии Б.К. Зайцева // XI Пушкинские чтения: мат-лы междунар. науч. конф. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006. – Т.1. – С.113–116. [0,25 п.л.]

43.Громова А.В. Письма писателя как феномен литературы: Об эпистолярии Б.К. Зайцева // Наследие Б.К. Зайцева: Проблематика, поэтика, творческие связи. – Орел, 2006. – С.114–118. [0,25 п.л.]

44.Громова А.В. Б.К. Зайцев и Л.Ф. Зуров: История отношений // Реальность – литература – текст: Мат-лы Всероссийск. научно-практ. конф. «Калуга на литературной карте России». – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007. – С.177–181. [0,25 п.л.]

45.Громова А.В. Истоки документально-художественного творчества Б.К. Зайцева // Далекое, но близкое: Мат-лы лит. Чтений к 125-летию со дня рождения Б.Зайцева: сб. докладов. – М.: Дом-музей М. Цветаевой, Издат. дом «Стратегия», 2007. – С.66–69. [0,25 п.л.]

46.Громова А.В. Очерк Б.К. Зайцева «Около Св.Серафима» (1933) в аспекте жанрового своеобразия // Нижегородский текст русской словесности: Межвуз. сб. науч. ст. – Н.Новгород: НГПУ, 2007. – С.159–162. [0,2 п.л.]