- Содержательно-функциональная модель литературно-художественной критики как процесса и текста методологически базируется на разделении понятий «критический текст», «литературно-критическая деятельность» (рефлексия) и литературно-критический дискурс, а содержательно - на системе социокультурных и коммуникативных функциональных доминант критики. Атрибуция литературно-критических текстов в журнальном контексте осуществляется на основании специфики предметного поля, цели и задач, структуры критической рефлексии, основных направлений и доминирующих форм деятельности, коммуникативно-прагматических установок, способа узнавания и познания критикой своего предмета.
- Журнальный контекст в феноменологическом аспекте и в свете теории коммуникации с точки зрения адресанта - это системный сложноорганизованный комплекс, представляющий особую форму контаминации художественных, публицистических, литературно-критических публикаций и порождаемых ими дискурсов, объединенных общей гуманитарной социокультурной функцией, приоритетной для изданий этого типа. С точки зрения адресата - общежурнальный дискурс включает как семантику, заложенную адресантом, так и индивидуально-личностные смыслы, возникающие в результате: а) осмысления реципиентом содержания и структурной организации журнального пространства; б) актуализации пресуппозиционного фонда, предлагаемого всей совокупностью журнальных публикаций; в) возникновения смысловых и экспрессивных коннотаций в связи с колебаниями коммуникативной ситуации и влиянием объективных факторов.
- Цельность журнального контекста преднамеренно формируется адресантом за счет единства общественного направления и художественной концепции, моделирования специфического хронотопа, консолидации и идейно-содержательной и/или экспрессивно-стилистической диспозиции всех публикаций, в том числе литературно-критических, органического сопряжения всех содержательных и формальных структур издания. С точки зрения механизмов работы самого контекста единство воссоздается в результате взаимодействия публикаций между собой и со смысловым содержанием всего номера в целом, вследствие чего возникают незапланированные и не обусловленные напрямую значением каждого текста в отдельности интегральные сверхтекстовые эффекты - семантические, коммуникативные, эмоционально-экспрессивные, которые могут быть усилены/ослаблены внешними факторами влияния.
- Спецификация литературно-критического дискурса как вида дискурсивной практики исторически происходила именно в контексте литературно-художественного журнала, где критика устойчиво и регулярно обнаруживает следующие качественные параметры: «экспансивность», поливалентность семантического поля, легкость образования интертекстуальных перекличек, способность к проблематизации и актуализации как собственного смыслового пространства, так и внешнего «поля литературы» и «поля власти», многовекторная полемическая ориентация, преобладание публицистических форм аксиологической деятельности, выраженная коммуникативно-прагматическая и диалоговая интенциональность, нарративность и манипулятивный потенциал. Названные особенности коррелируют не с научным или художественным, а с публицистическим типом дискурсии, что не позволяет идентифицировать критику как компонент литературоведения или художественного творчества.
- Тип журнальных литературно-критических публикаций - это исторически сложившаяся устойчивая группа текстов, которые обладают общими атрибутивными текстовыми характеристиками и выполняют в журнальном дискурсе сходные функции, которые по своим социогуманитарным и просветительским установкам, а также коммуникативной ориентации оказываются конгениальны «толстому» журналу. В процессе эволюции русской критики сформировалась единые для всех вариантов «толстого» журнала типы журнальных литературно-критических текстов: программные, аксиологические, популяризаторские, полидискурсивные, паратексты, а также синкретические жанровые формы. У каждого типа диагностируются общие контекстуальные, аудиторные функции, целевой адресат и коммуникативно-прагматические установки, аналогичное соотношение философско-эстетического, оценочно-прагматического, социально-публицистического уровней критической рефлексии и единообразные способы их текстовой репрезентации, близкие формы авторской субъективации, близкие свойства критического дискурса, достаточно устойчивая жанровая палитра.
- Совокупность (или комбинации) литературно-критических публикаций разных типов образует структурно-содержательный модуль «толстого» журнала, маркирующий идентичность данной группы печатных изданий и активно участвующий в формировании их типологического алгоритма. В процессе генезиса русских литературно-художественных ежемесячников модификация литературно-критического дискурса, использование инновационных форм его рубрикационной и текстовой репрезентации приводили к совершенствованию контекста и возникновению новых вариантов «толстого» журнала, а ослабление, значительная деформация или утрата - к перепрофилированию издания либо распаду феномена журнального контекста и, как следствие, к снижению общественно-литературного статуса и аудиторной популярности журнала.
- Особенности литературно-критического дискурса усиливают консолидирующие способности критики в качестве уникального средства преодоления энтропийности и удержания цельности журнального контекста как единого феноменологического пространства. Литературно-критические публикации всех типов образуют корреляты на семантическом, морфологическом, структурно-композиционном уровнях журнала, соответственно порождая полидискурсивные типы журнальных текстов, синкретические жанровые формы, новые отделы и рубрики. Таким образом, литературная критика выступает фактором, стимулирующим и внутрижурнальное, и литературное развитие.
- В российской литературной журналистике XIX века типы литературно-критических публикаций формировались параллельно с эволюцией «толстого» журнала. Главные факторы, детерминирующие модификацию типов критических текстов, - трансформация типологических характеристик журнала, его аудиторные и контекстуальные потребности и влияние историко-литературного макроконтекста. Отсюда типы более, чем жанры, зависимы от того, как изменяется сам журнал, и менее связаны с проявлением авторской индивидуальности критического субъекта. Поэтому их совокупность, образуя системную эпистемологическую матрицу, может служить достаточно универсальным инструментом целостного исследования художественной концепции и литературно-критического дискурса «толстого» журнала как в синхроническом, так и в диахроническом аспектах.
- В исторической ретроспективе все типы являются достаточно устойчивыми группами журнальных текстов, эволюция которых происходила за счет того, что при стабильности контекстуальных функций, аудиторной составляющей, сохраняющемся балансе уровней критической рефлексии, внутри типа шло интенсивное развитие коммуникативных тактик (полемических, диалоговых, манипуляторских), расширение жанрового спектра, совершенствование приемов текстовой репрезентации критического суждения и способов экспликации критического дискурса в общей архитектонике журнала.
- Хронологически эволюционная траектория различных типов литературно-критических публикаций в журналах определяются следующим образом: программный тип окончательно сложился к 1820-м гг., активное оформление аксиологической группы текстов приходится на 1830 - 1840-е гг., популяризаторские публикации как самостоятельный тип эксплицируются в ежемесячниках последней трети XIX века, массовое появление полидискурсивных текстов относится ко второй половине XIX века, паратексты отчетливо диагностируются начиная со второй половины ХХ столетия и в настоящее время находятся в активной фазе своего развития. Все названные типы присутствуют в контекстуальном пространстве современного «толстого» журнала.
1.Литературная критика в контексте русского литературно-художественного журнала XIX века: генезис, особенности функционирования, типология текстов / О.Г. Шильникова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011. – 600 с. (25,0 п.л.).
2.Литературная критика в журнальном контексте рубежа XX – XXI веков: принципы функционирования и качественного взаимодействия текстов / О.Г. Шильникова – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011. – 270 с. (11,2 п.л.).
Статьи в изданиях, входящих в список Высшей аттестационной комиссии
3.Шильникова, О.Г. Авторский идеал как «движущее противоречие» литературно-критической рефлексии / О.Г. Шильникова // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. – 2006. – № 2. – C. 146 – 152 (0,7 п.л.).
4.Шильникова, О.Г. Моделирование художественного пространства в литературно-критическом дискурсе / О.Г. Шильникова // Вестн. Московск. гос. областн. ун-та. Сер. Русская филология. – 2008. – №1. – С. 75 – 82 (0,5 п.л).
5.Шильникова, О.Г. Популяризаторская критика как структурно-функциональная часть «толстого» журнала / О.Г. Шильникова // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология). – 2008. – №11 (75). – С. 96 – 103 (0,5 п.л.).
6.Шильникова, О.Г. Рецензионные и библиографические материалы как тип журнальных публикаций (Статья первая) / О.Г. Шильникова // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. – 2008. – № 2. С. 234 – 239 (1,5 п.л.).
7.Шильникова, О.Г. «Ученая» критика в журнальном контексте: аксиология, функции, жанровые формы / О.Г. Шильникова // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. – 2009. – № 1. – C. 194 – 198 (0,7 п.л.).
8.Шильникова, О.Г. Литературная критика в современном медиапространстве: основные тенденции и перспективы / О.Г. Шильникова // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология). – 2009. – № 118. – С. 152 – 158 (0,5 п.л.).
9.Шильникова, О.Г. Название литературно-художественного журнала как элемент его поэтики: номинативный, консолидирующий, символический аспекты / О.Г. Шильникова // Гуманитарный вектор. Сер. Философия. Культурология, Филология. Забайкальский гос. гуманитарно-педагогический ун-т им. Н.Г.Чернышевского. – 2011. – №2. – С. 220 –229 (0,6 п.л.).
10.Шильникова, О.Г. К проблеме типологии текстов СМИ: паратексты как структурно-содержательный компонент «толстого» журнала / О.Г. Шильникова // Вестник ВолГУ. Сер. 2. Языкознание. Вып. 10. – 2011. – № 1 ( 13) – С. 50 – 67 (0,7 п.л.).
Публикации в иных изданиях
11.Шильникова, О.Г. «Эстетическое» и «художественное» в литературной критике М.Е. Салтыкова-Щедрина / О.Г. Шильникова // Преподавание и изучение русского языка и литературы в контексте современной языковой политики России: Материалы IV Всероссийск. научно-практической конф. Российского общества преподавателей русского языка и литературы. – Н. Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 2002. – С. 255 – 257 (0,4 п.л.).
12.Шильникова, О.Г. Зооморфная образность в литературно-критическом творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина / О.Г. Шильникова // Природа: материальное и духовное. Тезисы и доклады Всероссийск. науч. конф. ИРЛ (Пушкинский Дом) РАН и Ленинградского гос. обл. ун-та им. А.С. Пушкина «Пушкинские чтения-2002». 6 – 7 июня 2002 года. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2002. – С. 56-58 (0,4 п.л.).
13.Шильникова, О.Г. Массовое искусство: истоки и перспективы (на материале рецензии М.Е. Салтыкова) / О.Г. Шильникова // Проблемы региональной журналистики. Материалы Всерос. научно-практич. конф. – Тольятти, 2002. – С. 110 – 113 (0,4 п.л.).
14.Шильникова, О.Г. Общеэстетические воззрения М.Е. Салтыкова-Щедрина середины 60-х годов как основа его концепции художественности / О.Г. Шильникова // Актуальные проблемы изучения языка и литературы: Материалы Всерос. науч. конф., 25 – 27 ноября 2002, Абакан. – Абакан: Хакасский гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2002. – С. 305 – 307 (0,4 п.л.).
15.Шильникова, О.Г. Проблема художественности в литературно-критических выступлениях М.Е. Салтыкова / О.Г. Шильникова // Средства массовой информации в современном мире: Материалы межвузовск. науч.-практич. конф./ Под ред. В.И. Конькова. – СПб.:СПбГУ, 2002. – С. 203 – 204 (0,2 п.л.)
16.Шильникова, О.Г. Статья о Кольцове как источник общеэстетических представлений М.Е. Салтыкова-Щедрина (Статьи первая) / О. Г. Шильникова // Вестник ВолГУ. Сер. 8. Литературоведение. Журналистика. – 2002. – Вып. 2. – С. 77 – 82 (0,5 п.л.).
17.Шильникова, О.Г. К проблеме становления концепции художественности в критической системе М.Е. Салтыкова / О.Г. Шильникова // Актуальные вопросы изучения и преподавания русской литературы в вузе и школе. – Ярославль: Ярославский гос. пед. ин-т, им. К.Д.Ушинского, 2003. – С. 182 – 187 (0,5 п.л.).
18.Шильникова, О.Г. К методологии исследования литературно-критической программы журнала / О.Г. Шильникова // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы межвузовск. науч.-практич. конф. – СПб.: Роза мира, 2003. – С. 73 – 74 (0,2 п.л.).
19.Шильникова, О.Г. Литературная критика в системе СМИ / О.Г.Шильникова // Журналистика в 2002 году. СМИ и реалии нового века. Сб.материалов науч.-практич. конф.. Часть 1. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. – С. 122 – 123 (0,2 п.л.).
20.Шильникова, О.Г. Проблема художественного единства в критике М.Е. Салтыкова 1862-1864 гг. / О.Г. Шильникова // Русское литературоведение в новом тысячелетии. Материалы II-й Междунар. конф. «Русское литературоведение в новом тысячелетии». В 2 тт. Т. 1. – М.: Издательский дом «Таганка» МГОПУ, 2003. – С. 318 – 322 (0,4 п.л.).
21.Шильникова, О.Г. «Критика об искусстве» в контексте современных информационных технологий / О.Г. Шильникова // Материалы Междунар. конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». – Пятигорск, 2004. – С. 178 – 183 (0,4 п.л.).
22.Шильникова, О.Г. К проблеме разграничения эстетики и философско-эстетического компонента литературной критики / О.Г. Шильникова // Актуальные проблемы изучения литературы в вузе и школе: Материалы Всерос. конф. и XXIX Зональной конф. литературоведов Поволжья (Тольятти, 12 – 14 октября 2004). – Тольятти ТГУ, 2004. – С. 209 – 212 (0,4 п.л.).
23.Шильникова, О.Г. Критика как фактор внутрилитературной цензуры / О.Г. Шильникова // Цензурный режим переходных эпох. Материалы Всерос. науч. конф. – СПб.: СПбГУ, 2004. – С. 125 – 127 (0,3).
24.Шильникова, О.Г. Роль критики в формировании художественного коммуникативного пространства / О.Г. Шильникова // Журналистика в 2003 году: обретения и потери, стратегии развития. Сб. материалов науч.-практич. конф. Часть I. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. – С. 196 – 198 (0,2 п.л.).
25.Шильникова, О.Г. Содержание и структура авторского идеала в литературной критике / О.Г. Шильникова // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Материалы 2-й Междунар. науч.-практич. конф. В 5 ч. Ч. 4. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. – С. 244 – 246 (0,4 п.л.).
26.Шильникова, О.Г. Способы атрибуции философско-эстетической проблематики в критическом тексте / О.Г. Шильникова // Русское литературоведение в новом тысячелетии. Материалы III Междунар. конф. «Русское литературоведение в новом тысячелетии». В 2-х тт. Т. 2. – М.: Изд. дом «Таганка» МГОПУ, 2004. – С. 371 – 374 (0,4 п.л.).
27.Шильникова, О.Г. Статья о Кольцове как источник общеэстетических представлений М.Е. Салтыкова-Щедрина (Статьи вторая) / О. Г. Шильникова // Вестник ВолГУ. Сер. 8. Литературоведение. Журналистика. – 2003 – 2004. – Вып. 3. – С. 69 – 73 (0,5 п.л.).
28.Шильникова, О.Г. Художественная критика как регулятор социокультурной ситуации / О.Г. Шильникова // Материалы Междунар. науч. конф. «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». Ч 2. – Тольятти: Волжск. ун-т им В.Н. Татищева, 2004. – С. 256 – 262 (0,4 п.л.).
29.Шильникова, О.Г. Аксиологические аспекты литературно-художественной критики / О.Г. Шильникова // Русское литературоведение в новом тысячелетии. Материалы IV Международной конф. «Русское литературоведение в новом тысячелетии». В 2-х тт. Т. 2. М.: Изд. дом «Таганка» МГОПУ, 2005. – С. 234 – 236 (0,4 п.л.).
30.Шильникова, О.Г. Популяризаторская критика как тип журнальных материалов / О.Г. Шильникова // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: Материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24 – 27 апр. 2005 г. – Волгоград: ВолГУ, 2005. – С. 786 – 792 (0,4 п.л.).
31.Шильникова, О.Г. Пространственно-временное моделирование в литературной критике: аксиологический аспект / О.Г. Шильникова // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов (Текст): материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24 – 27 апр. 2005 г. – Волгоград: ВолГУ, 2005. – С. 507 – 511 (0,4 п.л.).
32.Шильникова, О.Г. Способы текстовой репрезентации оценочных суждений в литературной критике / О.Г. Шильникова // Художественный текст: варианты интерпретации: труды XI Всерос. науч.-практич. конф.: В 2 частях. Ч. 2. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. – С. 304 – 311 (0,4 п.л.).
33.Шильникова, О.Г. Актуальные задачи историко-журналистского изучения литературной критики / О.Г. Шильникова // Южно-Российские научные чтения – 2006. Междунар. науч. конф. «Историческое развитие отечественной и зарубежной журналистики в контексте современности. – Ростов-н/Д.: РГУ, 2006. – С. 232 – 235 (0,4 п.л.).
34.Шильникова, О.Г. Журнальные функции программных литературно-критических материалов / О.Г. Шильникова // Журналистика и медиаобразование в XXI веке: Сб. науч. трудов Междунар. науч.-практич. конф. – Белгород: Белгородский гос. ун-т, 2006. – С. 361 – 365 (0,4 п.л.).
35.Шильникова, О.Г. Литературная критика как форма ценностно-оценочной деятельности / О.Г. Шильникова // Классические и неклассические модели мира в отечественной и зарубежной литературах (Текст): материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 12-15 апреля 2006 г. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – С. 55 – 60 (0,4 п.л.)
36.Шильникова, О.Г. Проблема изучения авторского идеала литературного критика / О.Г. Шильникова // Литература в движении эпох (текст): межвузов. сб. науч. тр. – Элиста: КГУ, 2006. – С. 23 – 34 (0,7 п.л.).
37.Шильникова, О.Г. Философско-эстетический дискурс литературной критики: структурно-функциональный аспект / О.Г. Шильникова.// Studia methodological. (Альманах внесен в список ВАК Украины по специализации «филология», «философия», «социологические и политологические науки»). – 2006. – Вып. 17. – С. 126 – 136 (1 п.л.).
38.Шильникова, О.Г. Литературная критика как предмет историко-журналистского исследования / О.Г. Шильникова // Вестник ВолГУ. Серия 8. Литературоведение. Журналистика. Вып. 6. – 2007. – С. 80 – 87 (0,8 п.л.).
39.Шильникова, О.Г. Литературная критика как типоформирующий фактор современного «толстого» журнала / О.Г. Шильникова // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы Второй Междунар. науч. конф., г.Волгоград, 24 – 26 апр. 2007 г.: в 2 т. Т.2/ ВолГУ. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. – С. 475 – 482 (0,5 п.л.).
40.Шильникова, О.Г. Структурно-типологические характеристики популяризаторской литературной критики / О.Г. Шильникова // Эстетическое образование: проблемы и перспективы. Материалы Междунар. науч.-практич. конф. – Брест, 2007. – С. 267 – 272 (0,5 п.л.).
41.Шильникова, О.Г. Программный дискурс журнала «Новый мир» (2000-2006 годы) / О.Г. Шильникова, И.С. Харченко // Вестник ВолГУ. Серия 8. Литературоведение. Журналистика. Вып. 6. – 2007. – С. 177 – 182 (0,6 / 0,3 п.л.).
42.Шильникова, О.Г. Популяризаторская критика как структурно-функциональная часть «толстого» журнала (по страницам «Отечественных записок» Н.А. Некрасова) / О.Г. Шильникова // Вестн. Воронежск. гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. – 2008. – №1. – С. 241 – 245 (0,6 п.л.).
43.Шильникова, О.Г. Судьба «толстого» журнала на рубеже XIX-XX веков / О.Г. Шильникова // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Тезисы межвуз. науч.-практич. конф. – СПб.: Роза мира, 2008. – С. 162 – 163 (0.2 п.л.).
44.Шильникова, О.Г. Типологический алгоритм «толстого» журнала в России XIX-XX веков / О.Г. Шильникова // Вестник ВолГУ. Серия 8. Литературоведение. Журналистика. Вып. 7. – 2008. – С. 65 – 277 (1, 2 п.л.).
45.Шильникова, О.Г. Ценностно-оценочная парадигма «ученой» критики в энциклопедических журналах 30 – 40-х годов XIX века / О.Г. Шильникова // Вестник ВолГУ. Сер. 8. Литературоведение. Журналистика. – Вып. 8 – 2009.– С. 68 – 277 (0,8 п.л.).
46.Шильникова, О.Г. Хронотоп «толстого» журнала: типологическая идентификация, конструктивные и качественные параметры, формы репрезентации / О.Г. Шильникова // Вестник ВолГУ. Серия 8. Литературоведение. Журналистика. Вып. 9. – 2010. – С. 50 – 61 (1 п.л.).
47.Шильникова, О.Г. Литературно-художественный журнал как «большая литературная форма»: теоретико-прагматическая концепция русских формалистов / О.Г. Шильникова // Вестник ВолГУ. Серия 8. Литературоведение. Журналистика. Вып. 10. – 2011. – С. 65 – 72 (0,8 п.л.).
Работы по внедрению результатов научного исследования
48.Шильникова, О.Г. История и теория русской литературной критики / С.С. Васильева, С.Б. Калашников, Ю.Н. Ковалева, О.Г. Шильникова // История русской литературы и литературной критики XIX века: Уч.-методич. пособие. – Волгоград: ВолГУ, 2011. – 200 с. (8,3 /2, 5 п.л.).