- Анализ современных зарубежных методологических и социокультурных концепций показал внутреннюю противоречивость и недостаточную обоснованность положений эпистемологии, касающихся изолированного рассмотрения рационального и эмпирического уровней знания, а также невозможность решения ряда теоретико-познавательных проблем, таких как эпистемическое обоснование эмпирических процедур, гарантирующее объективность и достоверность опытного познания, описание взаимовлияния теоретического и эмпирического, указания механизмов детерминации научного поиска. Показано, что основные критические аргументы (тезис недоопределенности теории данными У. Куайна, историческое развитие научного факта Л. Флека, теоретическая нагруженность наблюдений, невозможность провести границу теория/опыт Г. Максвелла), сформулированные в адрес логического эмпиризма, являются прямыми следствиями влияния рациональной познавательной способности на чувственную, что доказывает неадекватность традиционного понимания опыта как простой фиксации происходящего. Продемонстрирована неразрывная связь рационального и эмпирического элементов познания, их неотделимость от активности познающего субъекта, включающей поиск, сбор, сортировку, обработку и упорядочение информации, поступающей от органов чувств, и с необходимостью задействует рациональные способности.
- Исследование специфики познания с помощью методов логико-исторического анализа показывает неадекватность существующих эмпирических и эпистемологических концепций, необходимость системного анализа восприятия и вскрывает комплексное влияние на познавательные способности, большая часть которого оказалась упущена философами, рассматривающими опыт исключительно как восприятие или ощущение. Полнота рассмотрения процесса эмпирического познания может быть обеспечена только путем введения нового концептуального аппарата, обеспечивающего целостность рассмотрения процессов приобретения и использования опыта. Одним из элементов развиваемой в диссертационном исследовании концепции является принцип эмпирического холизма: восприятие является непрерывным во времени процессом действия сложного комплекса раздражителей различной модальности, оказывающим влияние на весь организм и его двигательную активность, чье возбуждающе действие на органы чувств мы переживаем как ощущение благодаря фиксации внимания на части совместно действующих стимулов, представляющих малую долю из множества раздражителей. Данный принцип естественно возникает в ходе применения системного подхода к рассмотрению познавательных эмпирических процедур.
- Показано, что основной причиной возникновения нерелевантных представлений о познании заключается в неявном использовании многими философами принципов механистического подхода, принятие которого повлекло искажение представлений о процессе познания, включая опытное познание. Для обеспечения однозначного перевода фактов во множество предложений опыт полагался простым отражением мира (пассивность восприятия). Следуя механицизму и атомизму, опыту приписывали свойство дискретности, чтобы каждая пропозиция соответствовала только одному изолированному факту, а каждое слово - объекту. Пассивно-отражательная парадигма автоматически обеспечивала решение проблем объективности и достоверности познания путем простого постулирования, но наивные и упрощенные представления о чрезвычайно сложном процессе восприятия привели к разработке упрощенных эпистемологических представлений, не способных разрешить проблемы, стоящие перед теорией познания, и способствовали появлению эпистемологических затруднений, таких как проблемы индукции и верификации, поскольку пришли в логическое противоречие с традиционными философскими концепциями, противопоставляющими рациональные и эмпирические моменты познания.
- Построена концепция активного восприятия, целью которой является разработка нового понятийного аппарата, предполагающего отказ от противопоставления рационального и эмпирического в пользу холистического подхода, описывающего виды и механизмы взаимодействия между различными познавательными способностями. В качестве теоретической основы развиваемой концепции приняты положение об активности восприятия, принцип эмпирического холизма и концепция причинности. Обосновывается тезис, согласно которому объективность чувственного познания обеспечивается посредством различных видов причинности, связывающих рациональные и эмпирические способности через ряд стадий. Достоверность чувственного познания ограничивается пределами достигнутой адаптации и тесно связана с рациональной интерпретацией, придающей осмысленность чувственному опыту. Онтологические и эпистемологические следствия из постулатов составляют содержание концепции, позволяющей решить проблемы традиционного подхода, включая проблемы реализма, и отвести критические аргументы в адрес эмпирической философии.
- Проведенное исследование закономерностей формирования и развития индивидуальной онтологии, уровней информационной деятельности перцептуальных систем человека в онтогенезе показало тесную связь оснований принятия онтологии с деятельностью и восприятием. На основе концептуальной интеграции и критического анализа данных естественных наук и философских идей выявлена эмпирическая составляющая психологических оснований онтологии и причинная зависимость онтологических допущений индивида от непрерывности потока ощущений, отраженная в принципе эмпирического холизма.
- Предложен альтернативный подход к историографии науки, расширяющий сферу философско-методологического анализа в области отношений теории и эксперимента, основанный на введении нового концептуального аппарата, отражающего такие свойства планирования и проведения экспериментов и наблюдений, как формирование концептуальных ожиданий, сличение полученных в ходе эмпирической процедуры данных с ожиданиями и рациональную интерпретацию результатов. Анализ соотношения теоретического и эмпирического уровней знания позволяет выделить новые этапы планирования и теоретического обоснования сложных экспериментов и проведения наблюдений, а также объясняет роль эмпирических факторов в прогрессе научного знания. В рамках развиваемой концепции переосмыслена эпистемологическая функция [теоретической] нагруженности восприятия, обеспечивающая тесную связь эмпирического и рационального и играющая ключевую роль в обеспечении осмысленности и достоверности опытного знания.
- Включение в философское рассмотрение таких сторон восприятия, как рациональная и двигательная активность позволило на основе научных разработок, анализирующих отдельные этапы планирования и совершения действий, провести анализ воспроизводимости научных экспериментов, в ходе которого выделены этапы, имеющие различное аксиологическое, познавательное и методологическое значение. Уточнение эпистемологического значения этапов проведения эксперимента позволило решить следующие проблемы, стоящие перед эмпиризмом и реализмом: предложено альтернативное объяснение научному прогрессу, что ослабляет no-miracle аргумент Патнема и тезис недоопределенности Куайна. Привлечение к рассмотрению роли рациональной активности в эмпирическом процессе и признание теоретической нагруженности позволило решить проблему нелокальности экспериментальных данных, а также вскрыть механизм трансляции социокультурных ценностей.
1.Сторожук А.Ю. Пределы науки. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 2005. — 11 п.л. ISBN 5-94356-306-7. Второе издание Сторожук А. Пределы науки. Проблема демаркации науки и лженауки. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 240 c. ISBN: 978-3-8433-2069-6.
2.Сторожук А.Ю. Основания эмпиризма и активность восприятия. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. – 148 с. ISBN 978-5-7692-1156-0.
3.Storozhuk, A. Color: Ontological Status and Epistemic Role. New York: Nova Science Publishers, 2010. – 66 pр. ISBN: 978-1-61668-201-9.
Коллективные монографии
4.Сторожук А.Ю. Согласие и несогласие ученых в различных ситуациях соотношения теории и наблюдения // Феномен несогласия в гуманитарных и естественных науках. М.: Спутник+, 2006. - С.12-26.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:
5.Сторожук А. Ю. Проблема построения критерия определения научности гипотезы // Философия науки, № 1(7). — Новосибирск, 2000. — С. 98-100.
6.Сторожук А. Ю. Проблема определения соответствия теории фактам // Философия науки. — 2003. — № 1(16). — С. 89-101. — 1 п.л.
7.Сторожук А.Ю. Научная онтология: вертикальный мир // Гуманитарные науки в Сибири. — 2003. — № 1. — С. 15-19. — 0.5 п.л.
8.Сторожук А. Ю. Философия научного эксперимента: реакция на кризис рационализма // Философия науки. — 2004. — № 3(22). — 1, 75 п.л.
9.Сторожук А.Ю. Краткий очерк развития историографии науки после Т. Куна // Вестник НГУ. Серия: Философия. – Новосибирск, 2004. – С. 93-97.— 0.5 п.л.
10.Сторожук А.Ю. Проблема наблюдения как аргумент в дебатах о реализме // Философия науки, № 1(24). — Новосибирск, 2005.— С. 49-62.— 0. 75 п.л.
11.Сторожук А.Ю. Отношение теории и данных в нелингвистическом контексте // Вестник НГУ. Серия: Философия. – 2006. – 2 (4). – С. 38-43.
12.Сторожук А.Ю. Наблюдение о наблюдении // Вестник НГУ. Сер.: Философия. – 2006. – 1 (4). – С. 30-37.
13.Сторожук А.Ю. Эволюция и современные проблемы общей теории относительности // Философия науки, № 3(34). — Новосибирск, 2007— С. 60-82.
14.Сторожук А.Ю. К вопросу происхождения представлений о пространстве // Философия науки, № 1(32). — Новосибирск, 2007. — С. 180-199.
15.Сторожук А.Ю. Философский натурализм: основания и критика // Гуманитарные науки в Сибири – 2007. – С. 37-40.
16.Сторожук А.Ю. Локк и современные подходы к анализу восприятия // Вестник НГУ. Сер. Философия. – 2007. – 2 (5). – С. 17-21.
17.Сторожук А.Ю. Три этапа развития философии науки в ХХ веке // Вестник НГУ. Сер. Философия. – 2008. – 1 (6). – С. 17-25.
18.Сторожук А.Ю. Воспроизводимость экспериментов с точки зрения философии активности // Философия науки, № 3(38). — Новосибирск, 2008. — С. 59-76.
19.Сторожук А.Ю. Объективное и субъективное в восприятии пространства // Философия науки, № 4 (39). — Новосибирск, 2008. — С. 77-97.
20.Сторожук А.Ю. Принцип тождества бытия и мышления как источник ошибок в философии: смешение понятий причинности и мифы о восприятии // Философия науки, № 1(40). — Новосибирск, 2009. — С. 41-60.
21.Сторожук А. Ю. К вопросу соизмеримости понятий: логическое и эмпирическое в категории пространства // Вестник НГУ. Сер.: Философия. – 2009. – 1 (7). – С. 32-36.
Прочие публикации
Публикации в рецензируемых журналах
22.Storozhuk, A. Perception: Mirror-Image or Action? // Journal for General Philosophy of Science. – 2007. –V. 38. – Pp. 369-382.
23.Сторожук А.Ю. Основания нового эмпиризма: некоторые следствия теоретической нагруженности наблюдений // Культура народов Причерноморья. Научный журнал. Крым. № 130. 2008. ISSN 1562-0808 С. 34-36. (список ВАК Украины).
Статьи в научных сборниках
24.Сторожук А.Ю. К проблеме построения критерия научности // Философия: история и современность.– Новосибирск: Изд-во НГУ, 2002. – С. 24-45. — 1 п.л.
25.Сторожук А. Ю. Теория Птолемея и коперниканская революция в астрономии // Философия: история и современность 2004-2005. Новосибирск-Омск: Изд-во ОГУ, 2005. – С. 41-60. — 1 п.л.
Публикации в материалах научных мероприятий
26.Сторожук А.Ю. Область применения детерминистического подхода в современной науке // Вероятностные идеи в науке и философии. — Новосибирск, 2003. — С. 53-54. — 0.2 п.л.
27.Сторожук А.Ю. Роль логико-лингвистического анализа в философии У. Оккама и в лингвистическом направлении аналитической философии // Летняя философская школа «Голубое озеро-2004»: Риск в философском измерении. – Новосибирск, 2004. – С. 183-186.
28.Сторожук А.Ю. Понятие полноты научной теории // Образ гуманитарных и социальных исследований в XXI веке. Материалы региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук – Новосибирск: Изд-во НГУ, 2004. – С. 34-39. – 0.5 п.л.
29.Сторожук А.Ю. Вещественная и кинетическая теория теплоты: борьба идей // Летняя философская школа «Голубое озеро-2005»: Наука и философия в Сибири: традиции, новации, перспективы. – Новосибирск, 2005. – С. 50-54.
30.Сторожук А.Ю. Философские следствия взглядов на природу перцепции // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 2006. – С. 60-64.
Storozhuk A. Two Viewpoints on Perception: Possibility of Dialog // 29th International Wittgenstein Symposium. – Austria: Kirchberg am Wechsel. – 2006. рр. 337-339.
31.Сторожук А.Ю. Критические аргументы в адрес эмпирицизма // Летняя философская школа «Голубое озеро-2006»: Технопарк как модель интеграции технологии, науки и образования. – Новосибирск, 2006. – С. 104-110.
32.Сторожук А.Ю. Опыт применения интернета в учебном процессе // Компьютер и новые технологии в гуманитарном образовании. Материалы методической конференции. Новосибирск: Новосиб.гос ун-т, 2007. С. 79-82.