Целостность условий для обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов в здоровьесберегающей образовательной среде вуза характеризуется: непротиворечивостью и последовательностью этапов создания, структурирования, дифференциации, интеграции всех подсистем данной среды (образовательного процесса, внеучебной и воспитательной работы, программно-содержательного и научно-методического обеспечения развития социально значимых и личностных качеств студентов) и совокупностью окружающих обстоятельств (социальных, поведенческих, событийных, информационных), обусловленных системой организационных, психолого-педагогических и медико-социальных мер, средств и технологий и характеризующихся устойчивостью прямых и обратных связей всех составляющих здоровьесберегающей образовательной среды вуза.
Комплексный подход к созданию условий для обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов в здоровьесберегающей образовательной среде вуза включает организационные, психолого-педагогические и медико-социальные меры, средства и технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья студентов, основанные на современных теоретических подходах: средовом, аксиологическом, антропологическом, культурологическом, рефлексивно-деятельностном, личностно-ориентированном, системном.
2. Основными условиями обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов в здоровьесберегающей образовательной среде вуза являются:
- построение и эффективная реализация модели здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательной среды вуза;
- взаимодействие в едином контуре управления административно-управленческого, профессорско-преподавательского и студенческого коллективов вуза на основе здоровьесберегающих технологий;
- реализация в образовательной среде вуза комплекса организационных, психолого-педагогических и медико-социальных мер, средств и технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов;
- разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную среду вуза;
- субъектное включение студентов в здоровьесберегающую деятельность в вузе;
- обучение студентов здоровьесберегающей деятельности по сохранению и укреплению индивидуального здоровья, а также пропаганда здорового образа жизни через занятия физической культурой;
- повышение компетентности педагогов вузов в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья студентов, а также профилактики его нарушений в здоровьесберегающей образовательной среде вуза;
- постоянный мониторинг социального, психологического и физического благополучия студентов.
3. В основе построения и реализации модели здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательной среды вуза лежит система управления данным видом деятельности, которая включает следующие этапы:
- формулировка цели управления - повышение эффективности взаимодействия всех субъектов деятельности по созданию условий для обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов;
- получение информации о результатах управления - популяционный социально-психологический и медико-социальный скрининг и мониторинг физического, психического и социального благополучия студентов с целью выявления среди них групп риска, а также факторов риска, приводящих к нарушениям здоровья;
- анализ полученных результатов является информационной поддержкой управленческих решений руководства и администрации вуза, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов;
- исполнение решения - реализация сбалансированного организационного, психолого-педагогического и медико-социального ресурсного обеспечения сохранения и укрепления здоровья студентов, совершенствование взаимодействия субъектов здоровьесберегающей деятельности, разработка здоровьесберегающих технологий.
4. Студент, являясь субъектом здоровьесберегающей деятельности в вузе, должен быть готов к управлению своим индивидуальным здоровьем, которое включает:
- формулировку цели управления - сохранение и укрепление индивидуального здоровья человека;
- получение информации о результатах управления - самонаблюдение, результаты медосмотров и диспансеризации, различные виды тестирования и анкетирования; получение знаний при изучении различных дисциплин в школе (биология, анатомия и т.д.); информация, полученная при общении с окружающими; личный опыт; знания, полученные при обучении здоровьесберегающей деятельности в вузе, участие в профилактических мероприятиях;
- анализ полученных результатов и выработка решения - самоанализ и самокоррекция поведения, формирование мотивационно-ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- исполнение решения: сохранение и укрепление своего здоровья, неприятие различных форм девиантного поведения.
5. Исходным пунктом в разработке технологии обучения студентов здоровьесберегающей деятельности является рефлексивно-деятельностный подход, основное положение которого составляет идея «рефлексивного осмысления», заключающаяся в том, что специфика здоровьесберегающей деятельности связана с формированием у студентов рефлексивных умений, связанных с сохранением и укреплением своего здоровья, осознанием места и роли профилактики нарушений здоровья, ценности профессионального и личностного становления.
1. Мысина, Г.А. Проблемы профилактики рискованного (аддиктивного) поведения молодежи и здоровьесберегающие технологии в образовательной среде/ Г.И. Семикин, А.И. Киселев, Г.А. Мысина. – Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, Фонд «Здоровая Россия», 2005. - 170 с. (10,63 п.л., из них авт. 3,3 п.л.).
2. Мысина, Г.А. Теоретические и методологические основы формирования здоровьесберегающей образовательно-воспитательной среды вуза / Г.А. Мысина – Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 92 с. (5,63 п.л.).
3. Мысина, Г.А. Технология обучения студентов здоровьесберегающей рефлексивной деятельности / Мысина Г.А. – Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 76 с. (4,75 п.л.)
Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ
4. Мысина, Г.А. Этапы создания и развития здоровьесберегающей образовательно-воспитательной системы вуза / Г.А. Мысина // Российский научный журнал. – 2009. - № 4 (11). - С. 120-127 (0,5 п.л.).
5. Мысина, Г.А. Концептуальные основания формирования здоровьесбере-гающей образовательно-воспитательной среды вуза, направленной на сохранение здоровья и профилактику девиантного поведения студентов / Г.А. Мысина // Российский научный журнал. – 2009. - № 5 (12). – С. 110-117 (0,5 п.л.).
6. Мысина, Г.А. Разработка проектов методик тестирования и тестов на определение профессиональной компетентности (пригодности) военнослужащих применительно к различным категориям и группам военной службы / Г.И. Семикин, Г.А. Мысина, А.Д. Суходровский // Биомедицинская радиоэлектроника. – 2009. - № 10. – С.41-44 (0,5 п.л., из них авт. 0,2 п.л.).
7. Мысина, Г.А. Опыт создания, функционирования и развития системы здоровьесберегающих технологий в МГТУ им. Н.Э. Баумана / Г.А. Мысина // Вестник Московского Государственного Областного Университета. Серия «Педагогика». - 2010. - № 1. – С. 146-149 (0,4 п.л.).
8. Мысина, Г.А. Здоровьесберегающая деятельность студентов в рамках образовательно-воспитательной среды вуза / Г.А. Мысина // Вестник Московского Государственного Областного Университета. Серия «Педагогика». - 2010. – № 2. -С. 16-22 (0,4 п.л.).
9. Мысина, Г.А. Организация психолого-педагогической поддержки студентов в МГТУ им. Н.Э. Баумана / Г.А. Мысина // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». – 2010. - № 3 (13) – С. 48-57 (0,63 п.л.).
10. Мысина, Г.А. Педагогические условия и средства формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровьесберегающей деятельности / Г.А. Мысина // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». – 2010. - № 3 (13). – С. 79-83 (0,4 п.л.).
11. Мысина, Г.А. Скрининг и мониторинг социально-психологического благополучия студентов вуза как важный показатель эффективности здоровьесберегающей деятельности в образовательной сфере / Г.А. Мысина // Мир образования – образование в мире. – 2010. - № 2 (38). - С. 174-178 (0,4 п.л.).
12. Мысина, Г.А. Концептуальные положения формирования здоровье-сберегающей образовательно-воспитательной среды вуза / Г.А. Мысина // Мир образования – образование в мире. – 2010. - № 3 (39). - С. 183-189 (0,4 п.л.).
13. Мысина, Г.А. Здоровьесберегающая образовательно-воспитательная среда вуза (опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана) / Г.А. Мысина // Известия Уральского государственного университета. – 2010. - № 6 (85). – С. 68-76 (0,4 п.л.).
14. Мысина, Г.А. Готовность педагогов к осуществлению здоровье-сберегающей деятельности в вузе / Г.А. Мысина // Высшее образование сегодня. – 2011. - № 5. – С. 88-91 (0,4 п.л.).
15. Мысина, Г.А. Инновационные процессы в социально-образовательной сфере / Г.И. Семикин, Г.А. Мысина, Г.Я. Герцик, Ю.Г. Герцик // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. – 2011. - № 1 (07). – С. 150-154 (0,8 п.л., из них авт. 0,2 п.л.))
16. Мысина, Г.А. Формирование здоровьесберегающей образовательно-воспитательной среды вуза / Г.А. Мысина // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. – Выпуск 4. - С. 133–140 (0,5 п.л.)
Учебные пособия, методические рекомендации, учебно-методические материалы
16. Мысина, Г.А. Виды отклоняющегося поведения в молодежной среде. Учебное пособие. / В.Ф. Войцех, Г.И. Семикин, Г.А. Мысина. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – 20 с. (авт. 0,5 п.л.)
17. Мысина, Г.А. Биотехнические и медицинские аппараты и системы: Учебно- методический комплекс образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. / Г.И. Семикин, Г.А. Мысина, Г.Я. Герцик. - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2008. – 24 с. (авт. 0,5 п.л.).
18. Мысина, Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни молодежи. Учебное пособие. Под общей редакцией Н.А. Шайденко. / Г.И. Семикин, Г.А. Мысина, З.Н. Калинина и др. – М.; Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. – 244 с. (авт. 5,0 п.л.).
19. Мысина, Г.А. Профилактика девиантного поведения молодежи. Учебно-методический комплекс. Сборник программ учебных дисциплин и методических разработок по специальности 040104 – «Организация работы с молодежью»: Ч. 2 Т. 2: Национально-региональный (вузовский) компонент, дисциплины по выбору и специальные дисциплины. / Г.И. Семикин, Г.А. Мысина. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова; Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. – С. 302–327 (1,5 п.л., из них авт. 0,7 п.л.).
20. Мысина, Г.А. Основы создания и реализации здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательной среде вуза. Электронное учебное пособие. / Г.А. Мысина. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2009. – 20 с. (1,4 п.л.).
Основные научные труды и статьи
21. Мысина, Г.А. Педагогическая превенция аддиктивного поведения молодежи в условиях высшей школы. Сборник трудов Первой международной научно-практической конференции «Общество-язык-культура: актуальные проблемы взаимодействия в XXI веке». / Г.И. Семикин, Н.А. Шайденко, Г.А. Мысина, З.Н. Калинина. – М.: Московский институт лингвистики, 2006. – С.89-90 (0,2 п.л., из них авт. 0,07).
22. Мысина, Г.А. Межведомственное и информационное взаимодействие в сфере профилактики наркомании в молодежной среде на примере МГТУ им. Н.Э. Баумана. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Профилактика зависимостей в образовательной среде». / Г.И. Семикин, Г.А. Мысина. – Казань: РИЦ «Школа», 2008. - С.45-48 (0,2 п.л., из них авт. 0,1 п.л.).
23. Мысина, Г.А. Общие закономерности и принципы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательной среде вуза. Материалы секционного заседания Международной конференции Десятого юбилейного международного форума «Высокие технологии XXI века». Перспективы развития единого научно-технологического и образовательного пространства Содружества Независимых Государств. / Г.А. Мысина. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. - С. 161-164 (0,4 п.л.).
24. Мысина, Г.А. Принципы организации образовательно-воспитательного процесса в вузе на основе здоровьесберегающих технологий. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы подготовки специалистов молодежной сферы в системе высшего профессионального образования»/ под науч.ред. В.С. Пель. / Г.А. Мысина. – Новосибирск: НГПУ, 2009 – С.276-283. (0,8 п.л.).
25. Мысина, Г.А. Педагогическая парадигма формирования здоровьесберегающей образовательно-воспитательной среды вуза. Сборник трудов Межрегионального семинара: Реализация приоритетных направлений государственной молодежной политики. / Г.А. Мысина. – ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. – С. 42-48 (0,4 п.л.).
26. Мысина, Г.А. Образовательно-воспитательная деятельность в вузе по формированию здоровьесберегающей среды. Материалы 13-ой международной научно-технической конференции «Медико-технические технологии на страже здоровья» / Г.А. Мысина. – М.: НИИ РЛ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011 г. – С. 242-244 (0,2 п.л.)